Стратегия развития личности ребенка

Стратегия развития личности ребенка thumbnail

СТРАТЕГИЯ    РАЗВИТИЯ   ЛИЧНОСТИ   ДОШКОЛЬНИКА.

  Личность — это конкретный человек со своими мыслями, точкой зрения, нормами      поведения и нравственностью.

  Личность формируется в условиях конкретно – исторического существования человека, в деятельности (трудовой, учебной и др.) Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах  ( семья )и коллективах ( ДОУ, говорим о дошкольниках).  Но не нужно сбрасывать со счетов, что  каждый ребенок- это  не только будущий наследник семьи, надежда и опора родителей в старости, но и будущий строитель нашего государства. Поэтому не только родители должны принимать участие в развитии личности ребенка, но и государство, чтобы в дальнейшем было кому его (государство) строить и защищать.  То есть развитием личности должны заниматься и семья, и государство. В разные периоды жизни ребенка  каждый из вышеназванных участников по-своему должен  выстраивать свою стратегию развития личности ребенка, но надо помнить, что они должны сотрудничать в своей деятельности, чтобы достичь общей цели.

  В период с рождения до трех лет, когда ребенок  пойдет в детское дошкольное учреждение, развитием ребенка занимается семья. Ребенок, еще не родился, но семья уже должна задуматься над тем, как правильно ребеночка развивать. Огромное значение в развитии ребенка играет мама. Поэтому очень важно, чтобы мама ( не все мамы задумываются об этом) и другие близкие знали особенности развития ребенка. Важно, чтобы еще до рождения ребенка (особенно, если этот ребенок первый) , в период вынашивания,  были созданы «школы для мам» ( читайте «работа государства), в которых не только знакомят  будущих мам  с тем, как ухаживать за ребенком, но и с тем, как развивать его. Сейчас при женских консультациях созданы подобные школы. Важно, чтобы  на занятиях уделялось внимание не  только вопросам ухода за новорожденным, но и вопросам его развития.   Мама должна уяснить  важность каждого периода в развитии ребенка. Она должна знать , что время,  упущенное в младенчестве , ведет к определенной задержке развития в последующие периоды( очень важно, чтобы из этой школы мама ушла с  печатными рекомендациями, которыми она могла бы в дальнейшем воспользоваться: не у всех есть интернет, да и там можно наткнуться на противоречивую информацию).  

       Ребенку исполняется год. Мама уже подзабыла, если помнила, чему ее научат в « маминой школе». И   тут на помощь маме должны прийти   службы ранней помощи, группы кратковременного пребывания, Лекотеки, психолого- медико социальные центры ( как угодно это назовите, но смысл один: это те государственные организации, в которых мама получить бесплатные  необходимые  психолого- педагогические знания и помощь по дальнейшему пути развития  ребенка).

        Приходит время, когда  ребенок поступает в дошкольное учреждение . И здесь государство берет на себя обязанности ( в лице сотрудников дошкольного учреждения)по дальнейшему развитию личности ребенка.  В разное время государство по – разному предъявляло требования к работе дошкольных организаций. Эти требования  формулировались в государственных документах. С 17 октября 2013 года вступил в действие приказ  «Об  утверждении Федерального государственного  образовательного  стандарта  дошкольного образования». Работники всех дошкольных учреждений в своей работе должны руководствоваться этим документом. Этим документом государство на себя взяло ответственность за  развитие  личности ребенка.   Не буду перечислять и анализировать все пункты ФГОС(  каждый  из них  неразрывно связан с развитием ребенка) .  Отмечу только, что  ФГОС определил новый  подход к статусу, роли и задачам дошкольного образования. Стандарты нацеливает дошкольное образование на формирование личностных качеств ребенка  через индивидуализацию образования. То есть подчеркивается наличие у каждого дошкольника  своего пути развития. Очень важно простроить  индивидуальный  образовательный  маршрут развития  для каждого ребенка. Этот маршрут должен учитывать  особенности  развития каждого( еще раз подчеркиваю) ребенка,  все  его личностные качества  и в соответствии с ними  определять путь развития личности ребенка.

    Обращаю внимание на то, что  положения ФГОС могут  использоваться родителями при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования (  I.Общие положения. п.1.1 ФГОС).  При этом важно отметить, что родители детей, не посещающих и посещающих  дошкольные учреждения, должны по-прежнему иметь возможность получения  психолого- педагогической поддержки и   помощи  в  вопросах  развития  личности дошкольника.

     Еще раз обращаю внимание на то,  чтобы в  развитии  личности ребёнка активную позицию занимало не только государство (в лице работников  дошкольных организаций),но и родители.

Источник

Екатерина Линсцер
Становление и развитие личности ребенка в условиях реализации ФГОС

(Слайд 1)

В каждом обществе всегда присутствуют представления об идеальном типе личности, отражающим набор личностных нормативных характеристик. Такой набор характеристик ребенка всегда рассматривался и в контексте дошкольного образования. Однако акценты в нем расставлялись в зависимости от приоритетов общества в конкретный исторический момент, в зависимости от экономических, социальных и других условий, в которых живет общество [2, с. 27].

В стране сложилось такое неточное восприятие, будто настоящую жизнь живут только взрослые. А все остальные к чему-то лишь готовятся. Младенцы – к детскому саду. Малыши – к школе. Школьники – к поступлению в вузы. И лишь студентам дано право готовиться к настоящей жизни. Это неправильно, такой подход приводит к психологическим проблемам. Та самая настоящая жизнь начинается с первого же дня жизни каждого человека. Каждый возрастной этап необходимо проживать полноценно. То, чего ребенок лишен в детстве ради какой-то будущей цели, он уже никогда полностью не наверстает [6].

(Слайд 2)

Сегодня на дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что это золотой возраст развития личности, и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка уфа

Сегодня главная ценность в образовании – ребенок. Вся современная система образования построена на идее, что ребенок есть саморазвивающийся, самоопределяющийся, самореализующийся субъект.

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми [5, с. 71].

(Слайд 3)

Дошкольное детство должно быть разнообразным. В этом суть ФГОС. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они всё больше и больше отличаются от нас. Раньше мы считали, что дети должны вырасти, как солдаты Урфина Джюса, – один похожий на другого. Нет! Стандарт говорит: у каждого ребенка свой путь развития, и его надо поддержать. Это другая ценностная ориентация.

Детский сад должен стать особым пространством для детей, особым микромиром, в котором создается «счастливая культурная социоситуация для детей» (А. Г. Асмолов). Их жизнь должна быть насыщена миром искусства, во всем его многообразии и богатстве. Оно духовно обогащает, развивает способность к эмпатии и децентрации, значение которых невозможно переоценить в рамках становления эмоциональной сферы, формирования нравственно-этических норм [2, с. 38].

(Слайд 4)

Александр Асмолов – руководитель рабочей группы, разработавшей ФГОС дошкольного образования, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. Ломоносова акцентировал внимание педагогов на основной миссии ФГОСдошкольного образования: становление и развитие личности ребенка в её индивидуальности, уникальности, неповторимости. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую: «Не столько научить ребенка читать и писать, сколько «приохотить» его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста» [1, с. 7].

(Слайд 5)

Это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка.Раньше говорили: ребенок должен готовиться к школе.Теперь говорим: школа должна готовиться к ребенку. И эта стратегия государственной политики воплощена в стандарте, который стал навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и педагоги помогут каждому ребенку приобщиться к культуре. Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру [3, с. 4].

(Слайд 6)

Ребенку нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки рисования, пения, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим миром. Цель стандарта – исключить риск сделать дошкольное образование по образу и подобию школьного. Нельзя реализовывать формы школьной жизни в дошкольном детстве.

Учитель начальных классов также должен понимать, что к нему придет ребенок – почемучка, который должен остаться почемучкой. Стандарт начальной школы тоже изменен на стандарт развития, в котором ребенок остается исследователем. Сегодня учитель начальной школы становится профессионалом по развитию детства. Для педагога не должно быть слишком важно, чтобы ученики в начале обучения школы уже знали печатные буквы, немного считали. Важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищенными, не боялись нового.

Отставание воспитателей от информационной зрелости дошкольников является не сегодняшний день проблемой, которая определяет непонимание педагогами современных детей. Развитие личности ребенка напрямую связано с тем, каким личностным ценностно-смысловым наполнением обладает сам педагог. Только педагог, обладающий профессиональной и личностной компетентностью воспитателя-профессионала, находясь в прямом контакте с ребенком способен выстроить согласно ситуации адекватную педагогическую позицию, организовать деятельность, которая направлена на моделирование и созидание нового. Поэтому стандарт определяет деятельность педагога как бесконечное профессиональное варьирование приемами, методами и технологиями для достижения персонализации образовательного процесса [2, с. 41].

Задача развития нового поколения воспитателей – это приоритет ФГОС ДО, напрямую связанный с развитием и формированием личности ребенка. ФГОС дошкольного образования – стандарт, который определяет новый подход к пониманию детства, как отрезка времени ценного для детей не подготовкой к школьной жизни, а тем, что они в нем живут. Стандарт направляет нас на понимание самоценности детства [3, с. 3].

(Слайд 7)

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка – личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, – то дошкольный стандарт предполагает только личностное развитие ребенка в разных видах детской деятельности. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детском саду ребенок впервые сталкивается с так называемым «общественным» взрослым (воспитателем, с которым ему нужно выстраивать отношения.

(Слайд 9)

ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. Почему стандарт условий? Потому что мы имеем дело с детьми дошкольного возраста, которые развиваются неравномерно, у каждого ребёнка свой темп развития, он может быть медленнее или быстрее в разные периоды, и это норма. Стандарт описывает не то, что должен усвоить ребенок, а условия, которые ему должны создать взрослые. Требований к самим малышам напрямую никто не предъявляет. Стандарт – это документ для воспитателей. Предполагается, что если педагоги будут соблюдать прописанные в нем положения, то у малышей разовьются все свойства и качества, предусмотренные авторами [3, с. 2].

(Слайд 10)

Если маленький мальчик не наигрался в машинки, пока ходил в садик, он уже никогда не сможет этого наверстать. Одна из задач стандарта – защитить детство от ранней “взрослости”. Итоговую и промежуточную аттестацию в дошкольном образовании запрещает не только стандарт, но и Федеральный закон «Об образовании в РФ» – об этом чётко сказано в 64-й статье. И мы теперь не сводим дошкольное образование к тому, чтобы дать детям знания–умения–навыки, – на смену «зуновской» парадигме пришла личностно – развивающая, гуманитарная. В стандарте речь идёт о развитии личности ребёнка дошкольного возраста в пяти образовательных областях.

Читайте также:  Развитие первый год жизни ребенка

(Слайд 11)

Введение ФГОС дошкольного образования отразилось на всей системе – на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья стала реальным участником образовательного процесса. Стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Он работает на развитие маленького ребенка. Основная задача детских садов – создать условия, при которых дети развиваются, им интересно, в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст и мотивированным переходит на следующий уровень образования [3, с. 2].

Список литературы

1. Асмолов, А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Текст] – М., Академия, 2013.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] – М., Просвещение. – 2011.

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. –Москва: 2013 г.

4. Цылева, Т. В. Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС [Текст] //Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 50.

5. Эльконин, Д. Б.Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; – 7-е изд., стер. [Текст]– М.: Издательский центр «Академия», 2014.

6. [Электронный ресурс] https://city.tambov.gov.ru/fileadmin/user_upload/org Становление и развитие личности ребенка в условиях реализации ФГОС

Источник

Индивидуальная стратегия развития личности дошкольника

Социально-личностному развитию дошкольников уделяется большое внимание в детских садах, потому что того требует и ФГОС, и жизненные обстоятельства. Молодая мама, ничего не зная про ФГОС, начинает развивать и воспитывать своего малыша с самого рождения. Ей важно, чтобы ребёнок вырос хорошим, добрым, порядочным человеком, правильно выходил из сложных ситуаций, умел общаться со своими сверстниками и с взрослыми. Мама старается показать малышу, что такое хорошо, и что такое плохо, что делать можно, а чего нельзя. Она уберегает его от опасностей и показывает, как надо их обходить. С раннего возраста мама играет со своим ребёнком и наблюдает, какие таланты у него проявляются.

Малыш должен воспитываться в любви, тогда он будет точно знать, что родители его любят. В дальнейшем он будет копировать действия своих близких и поступать таким же образом с посторонними людьми: сверстниками и взрослыми. Малыш растёт и уже старается помогать маме. У него появляются первые поручения и даже домашние обязанности: нажать на кнопку стиральной машинки, убрать посуду со стола. Ребёнок с раннего возраста должен видеть и ценить труд взрослых. Такое воспитание в семье это идеальные условия выполнения ФГОС.

развитие ребенка

Программные моменты

В чём состоит стратегия требований ФГОС по социально-личностному развитию дошкольника? Для детских садов разрабатываются программы, учебные пособия, методики по данному направлению. Всё это сводится к следующим аспектам:

  • ребёнок должен быть воспитан в соответствии с нормами, правилами, ценностями общественной жизни;
  • уметь общаться с близкими, чужими взрослыми, детьми, своими сверстниками; воспитывать у дошкольника доброжелательность, сопереживание, отзывчивость, умение выходить из сложных ситуаций;
  • формировать у ребёнка правильную самооценку; учить контролировать свои действия, правильную мотивацию своих поступков;
  • воспитывать гордость принадлежности к своей семье, чувство коллективизма; ребёнок должен ощущать себя частью детского и взрослого коллектива; уважать труд и творчество других людей;
  • формировать у детей навык безопасного поведения в быту, на природе, в обществе; воспитывать готовность помочь другому человеку; это достигается через совместные игры или выполнения общих поручений в детском коллективе.

Детское учреждение и семья должны создать благоприятные условия для реализации ФГОС и воспитания ребёнка как развитую социально-адаптированную личность. Так ребёнку легче будет проявить себя в жизни, добиться успеха, уважения со стороны других людей. Он будет соблюдать и ценить общественные правила, научится избегать опасности. Развитие личности дошкольника в социуме один из важнейших аспектов ФГОС.

Развитие детей 1-2 лет

Социально-личностное развитие ребёнка начинается с самого рождения.

К 2 годам он уже многое умеет и знает:

  • своё имя, как зовут родителей;
  • начинает говорить;
  • реагирует на поведение взрослых и детей;
  • проявляет эмоции в зависимости от удовлетворения его потребностей; ему дали, что он хотел – смеётся; он не получил желаемого – кричит, плачет; в речи появляется выражение «я хочу»;
  • играет с мамой, со своими сверстниками; решает, делиться игрушкой или нет;
  • оценивает себя и других детей; у него появляются понятия «хороший», «плохой»;
  • имеет первоначальное представление о себе; он может рассмотреть себя в зеркало; у него есть тело, 2 руки, 2 ноги, голова, глаза, уши, волосы;
  • проявляет желание сделать что-то самостоятельно; говорит – «я сам».

К 2 годам начинает формироваться личность ребёнка. Он понимает, что его окружают здания, люди, животные. Развитие личности малыша, его социально значимая адаптация идёт через игры. Мама может приобрести учебные пособия серии «Школа 7 гномов». В них используется игровые методы.

Серия учебных пособий «Школа 7 гномов» для детей до 2 лет

  1. Пособие «Мой Дом» (из серии «Школа 7 гномов») познакомит ребёнка с предметами комнат. Он узнает, что в его доме есть прихожая, кухня, спальня, гостиная, туалет, ванная. Ребёнок будет искать кошечку и собачку, которые всё время прячутся. Продолжить игру мама сможет уже без книги. Прятки малыши любят. С помощью этой игры ребёнок ощутит себя дома. У него начнёт формироваться чувство защищённости.
  2. Книга «Прогулки по городу» (из серии  помогут ребёнку увидеть, что его окружает на улице. В городе есть дорога с перекрёстком, парк, детская площадка, магазины и много других объектов. Малыш научиться понимать, что, выходя из дома, необходимо соблюдать определённые правила: как переходить дорогу, как вести себя в магазине. Начинает формироваться социализация ребёнка. Он вышел из дома в общественное место. Все занятия мама должна закреплять на практике.
  3. «В деревне и на даче» – это пособие покажет малышу, что кроме дома, города, есть ещё и другие места. Там живут люди, животные, есть грядки с овощами и фруктовые деревья. Ребёнок накормит в игре кошечку и собачку, а значит, поделится с другими. Узнает, как выращивают овощи и фрукты. У малыша начнёт формироваться уважение к труду другого человека. Родители могут приобрести ребёнку пластиковые инструменты, набор фруктов и овощей. Он будет «сажать огород» у себя дома или на улице.
Читайте также:  Развитие творческой личности ребенка фгос

Воспитание детей 3-4 года

Серия пособий «Школа 7 гномов» для деток 3-4 лет                                                

С учебным комплексом «Школа 7 гномов» малыш научится сопереживать. Он узнает, что существуют разные эмоции: радость, горе, удивление. Мама должна стараться формировать у малыша правильное отношение к эмоциям: пожалеть другого ребёнка, если он плачет. Кроме развивающих занятий используют методы: беседы, чтения книг. Ребёнок уже способен определить отрицательных и положительных героев.

В книге «Кто это? Что это?» ребёнок узнает о животных, растениях, птицах. Он будет разгадывать загадки. Научится определять различия между неживыми предметами и живыми существами. У ребёнка начнёт формироваться ощущение своей значимости. Он может сорвать цветок, и тот погибнет. Пусть лучше растёт. Мама с малышом будет приходить в парк и наблюдать, как он цветёт. Они могут покормить голубей и воробьёв.

Всю серию книг Школы 7 гномов можно бесплатно скачать здесь.

Что знает ребенок в 4 года?

К 4 годам малыш уже знает некоторые профессии. С ним можно играть в доктора, продавца, воспитателя, водителя автобуса, трамвая. Ролевые игры всегда социально значимые.

  • Малыш помогает больному: воспитывается сопереживание к другому человеку, чувствует в себе силы оказать помощь, выполняя несложные действия.
  • Ребёнок укладывает куклу или мишку спать: он знает режимные моменты, умеет ухаживать за другими, показывая свои навыки. Малыш может взять книжку и почитать её кукле: показывает ей рисунки и объясняет действия героев. Он уже даёт оценку поступкам, а значит, у него уже сформировалось понятие «хорошо» и «плохо».
  • Если он сидит в воображаемой машине в роле водителя, то он уже знает, что ехать надо по дороге, соблюдая правила. Можно приобрести или сделать для малыша светофор.
  • В игре «магазин» малыш чередует роли продавца и покупателя: ранее он усвоил правила поведения в магазине, культуру общения.

В интернете широко представлена картотека сюжетно-ролевых игр по социально личностному воспитанию дошкольника. Игры можно придумывать самим, подготавливая ребёнка к какому – либо событию.

Если семья собралась в лес за грибами, то можно «пойти по грибы». Малыш не только научится различать грибы, но и усвоит правила поведения в лесу. Если необходимо постричь малыша, отвести его к парикмахеру, то можно придумать игру «в салоне красоты». Социально адаптированному ребёнку будет легче выполнять новые правила общения.

Дети 5-6 лет

Это возраст подготовительной группы к школе, последний год дошкольного периода. Скоро наступит момент истины, и выявятся все ошибки и достоинства социально значимого воспитания ребёнка. К личностному подходу в этот период уделяют особое внимание.

Необходимо сформировать поведение с посторонними людьми. Ребёнок здоровается с соседями, с продавцом магазина и может не стесняться задавать ему вопросы. Малыш благодарит за оказанную ему услугу.

  • Он должен уже проявлять навыки общения с детьми. Необходимо создать условия, чтобы ребёнок без стеснения и страха умел входить в новый коллектив, научиться знакомиться с новыми детьми и начинать игру.
  • Дошкольник понимает слова-просьбы, указания взрослых. Это особенно важно в первые дни обучения в школе. Многие дети не могут воспринимать слова учителя и не выполняют задания.
  • Ребёнку надо рассказать о стране, в которой он живёт: название, флаг, герб, главный город, значительные достопримечательности. Он должен ощущать принадлежность к своей Родине.
  • Дошкольнику надо рассказать основную информацию о своём городе, деревне: название, примечательные места.
  • В классе его будут окружать дети разных национальностей. Ему необходимо увидеть, что рядом с ним проживают взрослые и дети с иными традициями. У них другой разрез глаз и цвет кожи. Ребёнок может собирать фото национальных костюмов. У него получится большая картотека традиций других народов. Воспитатель и родители обязаны создать ребёнку условия для формирования терпимости и уважения к человеку другой национальности.

Стратегия ФГОС заключается в том, что дошкольник должен быть хорошо социально адаптирован к правилам общества, уметь анализировать свои поступки, не бояться показывать свои личные качества и достижения взрослому и детскому коллективу. Ребёнок должен быть готов принимать новые требования учителя в школе, уметь взаимодействовать со своими будущими одноклассниками. Быть осторожным и соблюдать правила дорожного движения, поведения в общественном месте, дома, на природе. Необходимо, чтобы в социально личностном развитии ребёнка принимали участие не только воспитатели в детском учреждении, но и родители.

Источник