Странное поведение ребенка 1 год

Мальчики в 2 раза чаще страдают расстройствами развития, чем девочки. Причины нарушений различны: недоношенность, осложнения при родах, болезнь во время беременности, низкий вес при рождении и так далее. При этом любое расстройство, пусть и незначительно, осложняет дальнейшую жизнь, а вот проявляется с самого детства. Поэтому в наших же интересах вовремя выявить его, чтобы успешно устранить.
Мы в AdMe.ru выяснили, по каким признакам можно самостоятельно распознать наиболее частые нарушения в развитии: аутизм, дислексию, дисграфию и гиперактивность.
Аутизм
Начинает проявляться обычно в возрасте 2 лет, к 5 годам симптомы становятся более заметными. В это время и ставят диагноз. Интересно, что, по статистике, у девочек аутизм встречается в 4 раза реже.
Вопреки устоявшемуся стереотипу, аутизм не мешает людям развиваться и самореализовываться. Главная проблема, с которой они сталкиваются, — трудности в общении, особенно с незнакомцами. Впрочем, важно знать, что при сильном желании аутизм вполне успешно поддается коррекции.
Самостоятельно распознать расстройство можно по не вполне обычному поведению ребенка:
- Он боится общения с незнакомыми людьми, а во время разговора не может держать зрительный контакт. Неспособен к эмпатии и, как следствие, не умеет сочувствовать: может смеяться, когда кто-то плачет, и наоборот.
- Склонен к автоматическим действиям. Может раскачиваться, как маятник, ритмично стучать по какой-либо поверхности, расставлять игрушки в ряд по самостоятельно придуманному принципу. Занятие не вызывает скуки, ребенок может делать это в течение нескольких часов. Взгляд в это время обычно отсутствующий.
- Не чувствует социального контекста: ведет себя одинаково дома, в садике или школе, в гостях у чужих людей. Общается со всеми в одной манере. Может говорить незнакомым взрослым «ты» или, наоборот, обращаться на «вы» к сверстникам.
- Не может овладеть невербальной техникой общения. Не понимает жесты других людей, сам их почти не использует. В особенно тяжелых случаях отмечается полное отсутствие мимики.
- Боится любых изменений. Даже незначительная перестановка мебели может спровоцировать истерику или приступ паники. То же самое относится к рациону питания, маршрутам в школу или садик и другим вещам, к которым ребенок привык.
Обладает развитыми рецепторами: любит ощупывать предметы, чувствует тончайшие запахи. Часто пристально рассматривает текстуры дерева, камня и подобных им материалов. Обычно имеет высокий болевой порог и может ради интереса пощипывать или покалывать собственную кожу.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Сокращенно — СДВГ. Вопреки общественному мнению, такое нарушение имеет смысл подозревать у детей не младше 4 лет и только в том случае, если признаки проявляются изо дня в день. Если симптомы есть, но они редки, ребенок абсолютно нормален. Это расстройство успешно лечат, часто медитативными техниками.
Согласно статистике, СДВГ чаще встречается у близнецов и детей, которые родились чуть ранее положенного срока. Также в группе риска мальчики: такое расстройство у них встречается в 3 раза чаще.
На взрослую жизнь влияет слабо: человек принимает необдуманные решения, ведет себя беспокойно и может навязывать свое общество окружающим, с трудом выполняет рутинную сидячую работу.
Обнаружить СДВГ просто. Достаточно обратить внимание на поведение ребенка:
- Не сидит на месте, постоянно ерзает, смотрит в разные стороны и в целом ведет себя так, будто к нему подключили моторчик. Причем действия не имеют цели: он просто хватает все, что попадается под руку, отбрасывает предмет спустя секунду и берет другой.
- Не может долгое время концентрироваться на неинтересном занятии (уборка, выполнение домашнего задания), при этом играть в приставку, компьютер или собирать конструктор способен часами.
- Часто отвлекается на внешние события. Например, может заниматься любимым делом и впасть в настоящую прострацию, если увидит в окне красный автомобиль или нечто не менее яркое.
- Не контролирует собственные эмоции. Может закатить истерику, потому что не хочет стоять в очереди в магазине. Часто ругается с родственниками по мелочам, может выкрикивать обидные слова, а спустя несколько минут приходит извиняться.
- На занятиях в садике или школе перебивает других учеников и даже учителя. Если решает тест, то обычно не дочитывает вопрос до конца (на это ему не хватает терпения) и выставляет галочки наугад.
Дисграфия
Это расстройство не позволяет ребенку овладеть грамотным письмом. Встречается довольно часто, на взрослую жизнь особо не влияет. Нередко наблюдается у детей, которые уже имеют нарушения слуха и зрения или страдают гиперактивностью.
Устранить расстройство реально: необходимы систематические занятия по развитию мелкой моторики, укреплению мелких двигательных мышц в руках. Не обойтись и без прописей.
Определить дисграфию можно по следующим признакам:
- Ребенок на письме постоянно путает похожие звуки, например «д» и «т», «з» и «с», «ц» и «тс». Иначе говоря, пишет так, как слышит.
- Может добавлять в слово буквы, которых в нем на самом деле нет, менять местами слоги или пропускать их.
- Многие слова (особенно с предлогами) пишет слитно, часто не согласовывая их между собой. Испытывает трудности с определением рода и числа, может писать «хороший мама», «светлая солнышко».
Слева: почерк 23-летнего человека, которому поставили диагноз «дисграфия» в 10 лет.
Справа: почерк человека, которому только что диагностировали дисграфию.
- Обычно имеет трудно различимый почерк. Если пишет медленно и старается, буквы все равно выходят неровными.
- В тяжелых случаях ребенок говорит так же неправильно, как и пишет. Скажем, слово «заяс» («заяц»), написанное таким способом, в речи будет звучать точно так же.
Дислексия
Если верить статистике, 70–80 % людей, которые плохо читают, на самом деле страдают дислексией. Расстройство обычно является врожденным и успешно корректируется, если ребенка вовремя отвести к специалисту. Диагноз ставят не ранее чем в 10–11 лет.
Во взрослой жизни расстройство не вызывает особых сложностей, кроме трудностей с беглым чтением. Иногда сам факт нарушения пугает окружающих, поэтому дислексик может это скрывать и вести себя немного скованно. Такое поведение считается нормальным.
Понять, что у ребенка дислексия, можно по следующим признакам:
- Откровенно плохо читает, притом что другие навыки (математика, рисование, даже письмо) даются ему очень хорошо. IQ, как правило, в рамках нормы или даже выше, то есть дислексия с уровнем интеллекта не связана.
- Отказывается упражняться в чтении и мотивирует это простым «не хочу». Может устроить истерику, если родители заставляют, или бездумно смотреть в книгу.
- Читает, возможно, даже бегло, но не может пересказать только что прочитанное, потому что не понимает смысл текста.
- Подолгу витает в облаках, переспрашивает, может не замечать, что вокруг что-то происходит. Как следствие, забывчив, не особенно уверен в себе и стремится уйти от действительности, чаще всего в творчество (рисование, музыку, писательство и так далее).
- Часто неправильно или необычно держит ручку и карандаш. Например, зажимает пишущий предмет между безымянным и средним пальцами. Попытки переучить обычно ни к чему не приводят.
Может быть, среди ваших знакомых есть такие особенные дети? Расскажите нам в комментариях о трудностях, с которыми они сталкиваются в жизни.
Иллюстратор Leisan Gabidullina
специально для
AdMe.ru
Источник
Когда вашему ребенку исполнится год, он станет очень подвижным, будет стремительно передвигаться по всему дому и пытаться исследовать каждый его уголок. Некоторые дети очень рано (в возрасте около 9 месяцев) осваивают ходьбу, другие же ползают или ходят только у опоры до 14 месяцев.
Содержание:
Ребенок в годик
Понимание и реакция
Маленький сорванец
Почти ходьба
Протест
Всегда с мамой
Разговор с ребенком
Сон
Как дисциплинировать годовалого ребенка
Часто годовалые малыши ведут себя застенчиво и испуганно при посторонних, чувствуя себя свободно только с родителями и хорошо знакомыми людьми.
Возможно, ваш ребенок уже в год сможет произнести «мама» и «папа» или собственную версию этих слов, и несколько других слов, например, «пока».
Также в этом возрасте он уже сможет выполнять ваши простейшие инструкции, особенно, если вы сопроводите свои слова действием, например, помашете рукой, говоря «пока».
Ребенок в годик
Понимание и реакция
В год дети уже начинают понимать слова взрослых и реагировать на них соответствующим образом. Если вы спросите ребенка, где у него глазки, он, скорее всего, уже сможет показать на них пальчиком.
Теперь уже пора учить его поведению в обществе и манерам, например, словам «спасибо» и «пожалуйста».
Маленький сорванец
В этом возрасте дети обожают разбрасывать различные предметы и переворачивают все на своем пути. Причем бросают они все намеренно, просто потому, что им интересно, куда упадет брошенная вещь.
Также им очень нравится складывать предметы один в другой, поэтому одной из лучших игрушек для годовалого малыша станет набор кастрюль или горшочков. Если он до них доберется, он очень быстро научится вставлять меньшие емкости в большие, и постарается производить при этом как можно больше шума.
Общение доставляет детям этого возраста огромное удовольствие, но настроение ребенка меняется стремительно: за считанные секунды милый малыш превращается во всем недовольное ворчащее существо.
Теперь вы уже сможете заметить, что одной рукой ваш ребенок владеет лучше, чем другой, то есть определить, правша он или левша. Малыш быстро научится указывать пальчиком в направлении заинтересовавшего его предмета, а также перелистывать подряд несколько страниц книги.
Почти ходьба
Если ребенок еще не научился ходить, он уже, скорее всего, может несколько минут стоять самостоятельно и, конечно, продолжит передвигаться ползком. Также он уже сумет сесть из положения лежа и встать самостоятельно, не держась за ваши руки или мебель.
Протест
Ребенок уже осознал, что он – отдельная от вас сущность, поэтому не удивляйтесь, если он время от времени пытается проявлять некоторую независимость. Это может означать трудности с посадкой в автокресло или коляску, с принятием ванны и сменой подгузника.
Родители должны позволить своим детям пройти через этот процесс попытки стать более независимыми. Вам просто нужно, когда они проявляют свою независимость воспринимать это в позитивном ключе и сделать им комплимент.
Конечно, иногда необходимо, чтобы малыш подчинился, и это не подлежит обсуждению (например, посадка в автокресло), оставайтесь твердыми и постарайтесь предотвратить любые срывы, отвлекая, например, предложив взять любимую игрушку или напевая песенку, пока вы пристёгиваете его.
Всегда с мамой
Для ребенка в возрасте года нормально чувствовать волнение и дискомфорт, когда мама находится вне досягаемости. Он к вам очень сильно привязан, поэтому часто будет расстраиваться, если вы куда-то уйдете.
Со временем он станет более независимым, а пока осторожно давайте ему возможность понять, что значит находиться без мамы.
Разговор с ребенком
Чтобы помочь когнитивному развитию малыша, разговаривайте с ним почаще: описывайте свои действия, указывайте на предметы и просите его передать их вам. Таким образом он будет учить новые слова и выполнять ваши просьбы.
Когда вы называете предметы, например, говорите «Это шапка» или «Это собака» – вы расширяете словарный запас своего ребенка.
Сон
В идеале, годовалый малыш должен спать около 15 часов в сутки, однако большинство детей этого возраста проводят во сне лишь 12 часов.
К тому времени, как вашему ребенку исполнится 1.5 года, он, скорее всего, будет спать днем только один раз.
Годовалые малыши часто начинают протестовать против дневных снов. Ваша задача – организовать четкое расписание дня ребенка, чтобы сон стал его неотъемлемой частью. Таким образом и вы, и ребенок сможете набраться сил. Расскажите малышу сказку, сделайте легкий массаж и помогите ему расслабиться.
Как дисциплинировать годовалого ребенка
Помните, дети развиваются с разной скоростью. Через год большинство из них становятся более мобильными и открывают для себя новые вещи, которые можно увидеть и потрогать.
Они понимают большую часть того, что говорят взрослые, и их словарный запас растет, но им все еще трудно общаться.
Каждый день они узнают, как делать что-то новое, и нуждаются в том, чтобы родители научили их правильному поведению. Если вам интересно, как лучше всего дисциплинировать своего годовалого ребенка, вот 10 советов экспертов, которым нужно следовать.
Установите границы
Границы обеспечивают безопасность ребенку, чей авантюрный дух ведет его к исследованиям, но неопытность может сбить с пути. Считайте эти ограничения не только способом защитить своего ребенка, но и основой для будущих жизненных уроков.
Давайте ребенку словесные подсказки, чтобы указать, чего можно трогать, а чего нельзя, и какое поведение приемлемо, а какое нет. Помогите ему назвать свои чувства и помогите найти допустимые способы их выражения.
Отвлекайте и перенаправляйте
Годовалые дети исследуют, используя свои руки и рот. Вам не обязательно жить в пустом пространстве, но важно хранить опасные и хрупкие предметы вне досягаемости.
Отвлечение внимания является лучшей дисциплинарной мерой для младенцев и детей ясельного возраста. Изменение обстановки или занятий – эффективный способ изменить поведение вашего ребенка.
Отвлечение может быть простым, например, юмором: назвать грузовик бананом или надеть дуршлаг вместо шляпы.
Если малыш схватил «запрещенный» предмет, попробуйте использовать метод «приманки и подмены»: замените его на приемлемый. Это особенно полезный способ научить старших братьев и сестер защищать свои драгоценности.
Предлагайте модели поведения
Общаясь с ребенком, сохраняйте спокойствие и говорите мягко. Это побудит его спокойно слушать вас. Поймите, что ваша реакция на ситуации повлияет на ребенка.
Например, скажите: «Будь осторожен с домашними животными». И покажите, как гладить собаку ладонью или почёсывать пальцами.
Последовательность также важна. Если у вас есть правило есть только на кухне, не приносите свои перекусы в гостиную.
Подтверждайте чувства
Взрослые знают, что есть дела, которые мы должны делать, независимо от того, как мы к ним относимся. Детям нужно этому научиться.
Им может не нравиться автокресло, но они все равно должны быть в нем. Так что найдите время, чтобы научить своего ребенка, что не хотеть делать что-то – это нормально, но это не повод отказываться от необходимых дел.
Не обращайте внимания на плохое поведение и хвалите за хорошее
Один из эффективных дисциплинарных приемов – отказаться отвечать на нытье ребенка, пока он не изменит поведение. Вы также можете попытаться отвернуться от него в ответ, когда он ударит или укусит вас.
Немедленно хвалите поведение, которое вы хотите закрепить. Не смейтесь и не улыбайтесь при поступках, повторения которых вы не желаете.
Предвидьте проблемы
У вашего ребенка будут истерики. Часто это происходит, когда малыши устали или голодны. Старайтесь не строить планы на время сна или приёма пищи.
Когда ребенок расстраивается, сохраняйте спокойствие, потеря контроля над ним подаст сигнал, что ему есть чего бояться. Истерики обычно возникают из-за разочарования.
Если ваш ребенок в безопасности, просто подождите. Спокойные родители чаще способны понять, почему ребенок расстроен. Лучше проявить любопытство, а не злиться.
Используйте «Нет!» разумно
Суровое «Нет!» обладает большей мощностью при нечастом использовании. Сохраните это, чтобы указать на опасность, например, если ребенок тянется к горячей сковороде, а не на мелкие нарушения, такие как снятие обуви в общественных местах.
Формулируйте требования в позитивном ключе, например: «Мы не снимаем обувь, если мы не дома», чтобы объяснить, какое поведение мы хотим видеть.
Ограничение собственного употребления «нет» может также уменьшить количество раз, когда наши дети говорят это.
Будьте последовательны
Дети любят последовательность. Постарайтесь придерживаться регулярного графика, чтобы ребенок знал, чего ожидать. Предупреждайте об изменениях и переходах, чтобы минимизировать сбои.
Хотя у родителей и ближайших родственников (бабушек, дедушек) могут быть разные представления о воспитании, все должны соблюдать одни и те же правила.
Выберите разумные ограничения
Детям очень нужны ограничения, но им также нужна некоторая свобода, чтобы исследовать и учиться. Решите, какие ограничения не подлежат обсуждению (например, пристегнуться в автокресле или держаться за руки во время прогулки на улице).
Не ждите совершенства
Ваш ребенок только изучает «правила», и ему потребуются напоминания. В этом возрасте у детей не хватает самоконтроля, чтобы всегда вести себя хорошо, и они легко отвлекаются на новые вещи.
Им нужно время и пространство, чтобы двигаться и исследовать. Им нужны родители, чтобы научить их, какое поведение приемлемо и безопасно.
Источник
Мальчики, как правило, имеют нарушения развития в 2 раза чаще, чем девочки. Факторы риска включают в себя: недоношенность, осложнения во время родов, болезни во время беременности, низкий вес при рождении и т.д. Любое расстройство способно значительно усложнить будущую жизнь ребенка и должно быть диагностировано в раннем детстве.
Мы исследовали и выяснили признаки наиболее распространенных нарушений развития: аутизм, дислексия, дисграфия и гиперактивность.
Аутизм
Фото с сайта https://centrvictoria.ru
Симптомы аутизма можно наблюдать уже в возрасте 2 лет, а к 5 годам симптомы обычно становятся еще более заметными. Интересно, что по статистике девочки страдают аутизмом в 4 раза реже, чем мальчики.
Несмотря на популярный стереотип, аутизм не означает, что люди не могут развиваться и делать то, что они хотят. Основная проблема, с которой им приходится сталкиваться, – это трудности в общении, особенно с людьми, которых они не знают. Важно понимать, что симптомы аутизма могут быть ослаблены при правильном лечении.
Вы можете распознать это расстройство, если заметите, что ребенок ведет себя странно, например:
- Он боится общаться с людьми, которых не знает, и во время разговора он не может поддерживать зрительный контакт. Он не чувствует сочувствия и может смеяться, когда кто-то плачет, или наоборот.
- Он делает автоматические вещи, такие как постукивание по поверхности, раскачивается как маятник или расставляет игрушки в рядах на основе принципа, который он сам придумал.
- Он не понимает разграничения в социуме: он ведёт себя одинаково дома, в школе, в магазине или где-либо еще. Он общается со всеми одинаково и может быть невежливым с пожилыми людьми.
- Он не может научиться использовать невербальный язык. Он не понимает язык тела других людей и в основном не используют никаких жестов.
- Он боится любых изменений. Если вы перемещаете мебель, это может привести к приступу паники. То же самое касается еды, того, как вы ходите в школу, и других вещей, к которым ребенок привык.
- У таких детей хорошо развитые рецепторы: им нравится прикасаться к вещам, и они могут чувствовать малейшие запахи. Они часто смотрят на текстуры дерева, камней и других материалов. У них очень высокий болевой порог, и они могут ущипнуть свою кожу, чтобы посмотреть, что произойдёт.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Фото с сайта https://www.colgateoralhealthnetwork.com
Это расстройство можно обнаружить только у детей старше 4 лет, и только если признаки наблюдаются изо дня в день. Если вы думаете, что видите симптомы, но очень редко, это означает, что ваш ребенок абсолютно нормальный. Это расстройство можно успешно лечить.
Согласно статистике, данный синдром часто диагностируется у близнецов и недоношенных детей. Также мальчики подвержены большему риску: у них это расстройство в 3 раза чаще, чем у девочек.
Влияние взрослого человека с синдромом на жизнь невелико: эти люди обычно принимают быстрые решения, они обеспокоены и могут раздражать других людей. Им также тяжело делать скучную работу.
Обратите внимание на следующие показатели в поведении ребёнка:
– Они не могут сидеть на месте, они не перестают двигаться, они оглядываются и ведут себя так, будто у них внутри есть вечный двигатель. Их действия на самом деле не имеют цели: они просто берут все, что могут, в свои руки, выбрасывают и берут что-то еще.
– Они не могут долго концентрироваться на чем-то скучном, например, уборке или выполнении домашней работы. Но они могут играть в компьютерные игры и заниматься другими делами.
– Они часто отвлекаются на вещи за окном. Например, они могут быть заняты чем-то, а затем просто остановиться, если увидят что-то действительно яркое через окно.
– Они не могут контролировать свои эмоции. Они могут впасть в истерику только потому, что не хотят оставаться в очереди, или они могут спорить с родственниками просто так. Иногда они говорят действительно плохие слова и через несколько минут возвращаются, чтобы извиниться.
Дисграфия
Фото с сайта https://konspekta.net
Это расстройство мешает детям научиться правильно писать. Дисграфия распространена явление и не влияет на взрослую жизнь людей. В основном она встречается у детей, у которых уже есть проблемы с глазами или ушами или у которых есть синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Можно избавиться от этого расстройства, выполняя упражнения для развития мелкой моторики и укрепления мышц рук.
Вы можете диагностировать дисграфию, наблюдая следующие признаки:
- При письме дети всегда путают похожие звуки.
- Они могут добавлять буквы в слова, которых на самом деле не должно быть, они могут изменить положение слогов или даже полностью их пропустить.
- Когда они пишут, их слова сливаются (особенно предлоги).
- Очень трудно читать то, что они пишут. Даже если они стараются изо всех сил и пишут медленно, почерк все равно неразборчив.
Дислексия
Фото с сайта https://www.uaua.info
Согласно статистике, 70-80% людей, у которых проблемы с чтением, на самом деле страдают дислексией. Расстройство обычно является врожденным и может лечиться, если ребенок вовремя обращается к специалисту. Дислексия не может быть диагностирована ранее 10-11 лет.
Дислексия не вызывает особых проблем во взрослой жизни, за исключением проблем с быстрым чтением.
Вы можете диагностировать дислексию, если у ребенка есть эти симптомы:
– Они очень плохо читают, хотя с остальными навыками (в математике, искусстве и даже письме) все в порядке. Их IQ обычно нормальный или даже высокий, поэтому интеллект и дислексия не связаны.
– Они отказываются читать и просто говорят, что не хотят этого делать.
– Они могут читать, и, возможно, даже делают это быстро, но они не могут сказать вам, что они только что прочитали, потому что они не понимают смысла текста.
– Они часто держат карандаши или ручки неправильно. Попытки научить их правильному способу бесполезны.
Источник