Стоит ли ребенка водить к логопеду в 4 года
10 ноября 2016, 08:08
Дочь не все звуки произносит четко. Некоторые путает или вообще теряет. Читала в инете, что 4 должен уже все нормально произносить. Всегда «Р» у нее хорошо звучала, а вот «В», «Ш, Щ» нет. Вчера и этой «Р» не услышала. Год назад было еще хуже произношение. Вместе с ней говорим слова, показываю как язык держать и т.д. но это буквально 5-10 минут и то не каждый день. Не уговорить ее заниматься.
Если логопед с ней по занимается, не забудет она эти все уроки к школе? Не знаю сейчас начать или прям перед школой? В саду другие дети четче говорят, или мне так кажется.
Подпишись на канал baby.ru в
Актуальные посты
Источник
В каком возрасте нужно показать ребёнка логопеду. Как самостоятельно определить необходимость визита, основные поводы обращения к специалисту.
Каждая мама с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети неправильно выговаривают слова или искажают их, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и при каких проблемах.
Часто мамы и папы обращаются к специалисту лишь когда ребёнка оставляют на второй год в школе или вынуждают покинуть сад/школу из-за отставания в развитии, основой которого является речь. Расскажем, когда обращаться к логопеду с ребёнком, чтобы избежать проблем в будущем.
Признаки нормального развития речи
Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.
- Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.
- В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.
- В три года появляются свистящие звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.
- В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.
- В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
- К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.
Если ваш малыш развивается по описанному выше сценарию, то логопед нужен ребёнку в 2,5 года. Специалист проведёт диагностику речевого развития, убедится в нормальном развитии малыша, подскажет нюансы текущего состояния речи, на что стоит обратить внимание.
Рекомендуемый возраст для визита к специалисту
Логопед — это специалист, который устраняет дефекты речи. Обращаются к нему по разным причинам. Иногда это не выговаривание звука, в других случаях — длительное молчание малыша. То, с какого возраста нужен логопед ребёнку, зависит от конкретной проблемы.
Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.
Если у вас возникли вопросы по речи малыша до 2 лет, вы сомневаетесь в правильном его развитии, то имеет смысл идти к педиатру. Логопед принимает детей с возраста 2 года.
Мнение эксперта
Буйнова Надежда Валерьевна
Детский логопед, опыт работы более 20 лет
Многие не задумываются над тем, в каком возрасте нужно обращаться к логопеду с ребёнком, считая, что речь разовьётся сама. Что в садике или в школе учителя исправят все проблемы. Потом ребёнка просят покинуть частный детский сад из-за проблем с развитием речи или оставляют на второй год в школе. Есть практика таких случаев и они не единичны.
Логопед проводит логопедическое обследование, напоминающее разностороннее тестирование способностей малыша. Он проверяет есть ли понимание речи, выполняет ли ребёнок простые инструкции, сколько слов в его речи, умеет ли он изменять слова по числам и т. д. Логопед — это коррекционный педагог. Он проводит специальные занятия, которые направлены на вызывание и развитие речи малыша. Этот небыстрый процесс порой требует нескольких лет.
У родителя множество поводов для беспокойства, среди которых отсутствие гуления или лепета, отсутствие у малыша понимания обращённой речи, задержка физического развития. Это может быть симптомом серьёзных нарушений. Поэтому потребуется консультация разных специалистов, а не только логопеда. Перед тем как вести малыша к логопеду, родители могут показать его психиатру, сурдологу (для исключения нарушений слуха), неврологу.
Поводы для обращения к логопеду
Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. В обывательском языке это называют «шепелявостью» или «картавостью». Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить. В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и другие стороны речевого развития:
- Грамматику;
- Лексику;
- Умение выделять звуки и различать их.
Обязательно изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация ортодонта или хирурга.
Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету».
Если помимо звуков, у обследуемого нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи». В таком случае придётся заниматься с логопедом два раза в неделю. Нельзя точно сказать, сколько потребуется времени для коррекции. Обычно на неё уходит от года до трёх лет.
Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо [К] говорить [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.
Очень часто неправильное произношение возникает из-за путания звуков (несформированности фонематического слуха). Таким детям тяжело даются задания на выделение звука, определение его места в слове, на различение звуков.
Некоторые родители внимательно наблюдают за развитием дочери или сына, но они не знают, с какого возраста логопед может обследовать детей и взять их в работу. Ведь выявить проблему специалист может и в 2 года. Опытные логопеды владеют методиками помощи для детей всех возрастов от 2 лет.
В случае задержки речевого развития своевременная поддержка поможет быстрее справиться с проблемой. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег занимает решение проблемы.
Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться из-за неправильного произношения звуков [Л, Р]. При искажении звука [Л] он произносит его губами, а при проблемах с [Р], «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание. Поставить эти звуки не займёт много времени и избаавит малыша от дефектов речи.
Ещё одно возможное нарушение речи — это заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации специалистов (логопеда, невролога) для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.
Зачастую помощь логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и прочее. Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.
Как видите, в идеальном случае, логопед не является обязательным специалистом в жизни детей. Но это немногочисленные случаи. Не зря же в детских садах и начальной школе есть такие специалисты. В случае с логопедом работает такое правило: чем раньше обратиться, тем проще и дешевле будет решение имеющейся проблемы.
Источник
На карантине эта информация, думаю, будет актуальна – как определить, правильно ли ребенок произносит звуки, необходимо ли начинать заниматься с логопедом?
Для начала пройдемся по возрастам. Ведь и в год, и в два ребенку произносить Р вовсе не обязательно ???? Что же обязательно – так называемые звуки раннего онтогенеза. Это согласные Б, В, Г, Д, К, М, Н, П, Т, Ф, Х. Этих звуковмалышу вполне достаточно, чтобы выразить свои мысли и сообщать о потребностях. Мямя, моти, тям батяя тябакааа!!! Плюс глаза на поллица и на мордашке удивление вперемешку с ужасом – вот так собака! Мама прекрасно все поняла, да и не мама, в общем, тоже. Норма.
Вот это вот мямя – тоже норма. Дети до трёх лет, иногда до четырех произносят звуки смягченно. Это обусловлено специфическим младенческим тонусом языка, который потом в норме должен измениться. Кстати о тонусе. Измениться ему могут помешать внешние факторы. Ребенок, до 3-4 лет сосущий соску и бутылку, будет смягчать звуки и в пять, и в шесть. А ещё, возможно и “гэкать”. Мямя, мохи, кам бохая хобака! Уже гораздо менее понятно, правда? А, тем не менее, к логопеду приходят и шестилетние дети, говорящие подобным образом. И чаще всего, когда начинаешь расспрашивать – была соска. Долго была. Исправлять такую речь тоже долго. Год, если повезёт. Чаще два.
Если ребенок даже в два года заменяет большинство звуков, а том числе и звуки раннего онтогенеза на к,г,х – повод насторожиться. Возможно, сходить на консультацию к специалисту. И срочно избавиться от соски.
А вот длина уздечки нам тут не помеха. Никакая длина подъязычной складки не может воспрепятствовать ребенку произносить звуки раннего онтогенеза. А значит – и говорить в принципе. Если ребенок не говорит, или говорит слишком мало – причина точно не в ней.
Поехали дальше. С трёх до четырех лет в речи появляются свистящие звуки, постепенно уходит смягчение. Речь становится примерно такой: Мама, смотли, там больсая собака! Звук Л уже тоже может появиться в речи. Может появиться пока только мягкий – Ль. Или наоборот, только твердый, а мягкий появится попозже. Тогда родители обычно говорят – он Л то произносит, то нет. На самом деле он всегда произносит звук. Либо Л, либо ЛЬ. Ведь это буква одна, а звуки артикуляционно разные. Поэтому и бывают в речи одновременно уопата и лягушка. Потому что два разных звука, одним из которых малыш ещё не овладел.
Шипящие звуки в этом возрасте в норме заменяются на свистящие (если ещё не появились), Р – на Л, В, Й. Л тоже может заменяться на В или Й. Замена Л на В, кстати, довольно коварная. Это мимолётное округление губ – вопата, вак – на Л похоже. Огромное количество детей приходит и в школу с таким звукопроизношением. Не слышат разницу сами, не слышат родители, не расслышал логопед. И вроде бы ну в чем проблема, если произношение воспринимается как изюминка в речи – ан нет, проблема есть. Ребенок и писать начинает, не видя разницы. Вопата и лоробей. И искренне не понимает, что не так. Поэтому за полгодика перед школой грамотному логопеду показаться бы. Чтобы успеть поправить даже трудноуловимое. Это, кстати, и онлайн вполне возможно. Опытное ухо услышит.
Дальше – с 4 до 5. Шипящие на месте, Л на месте. Р – у кого как. Мама, смотли, там большая собака! Если Р заменяется на Л или Й, если просто пропускается в речи – можно к логопеду не бежать. Успеете. После пяти, возможно даже ближе к шести сам появится. Если же Р “французский” – горловой, то лучше начать заниматься с логопедом уже в 4 или в 5. Потому что тут такая же штука, что и с парой Л-В. Ребенку кажется, что он говорит Р. И помимо собственно постановки звука надо ещё его научить слышать разницу, и убедить, что этот звук – не Р.
А это иногда бывает и психотравмой. Разумные амбициозные мальчишки в шесть лет часто абсолютно не готовы принять идею о том, что столько лет были в чем-то неправы. А Р, в отличие от других звуков, ставить долго и нудно. И начинается бунт. Чтобы этого не допустить – как услышали Францию в речи, идите к логопеду сразу, пока не закрепилось.
Пять и далее – все звуки на месте. Если Р не горловой – можно ждать. Не появился сам – не поздно начать заниматься с логопедом и в шесть. Успеете до семи.
Но это я вам все рассказала про норму. Про нормальные, физиологические замены звуков на более простые, более ранние. А есть ещё и искажения. И это – отдельная история. О ней в следующий раз.
Источник
В 4 года я не замечала особых проблем в речи у дочери. Ну да, была немного каша во рту, мне казалось это некритичным. Да и все вокруг успокаивали – “выговорится еще”. И когда после обследования садиковского логопеда выяснилось, что у дочери отсутствуют 8 звуков, и нам предложили перевестись в логопедическую группу, меня одолели сомнения – а надо ли? Может лучше походить на занятия к частному логопеду?
Что меня тогда пугало
- Чтобы попасть в логопедическую группу, нужно пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), а это потребует времени и не факт, что там дадут направление. К самой комиссии мы получали медицинское заключение, пройдя 6 врачей: окулист, лор, хирург, невролог, психиатр, педиатр. Остальное нам подготовили в садике: заключение логопеда, психолога и воспитателя. Кстати, самый частый страх у мам при раздумьях о логогруппе – это заключение психиатра. Многие боятся, что на их ребенка навешают каких-то диагнозов, скажут, что “псих”. На самом деле, такие отклонения крайне редки и, по-моему, визит к психиатру был самым беспроблемным практически у всех наших одногруппников. Скорее для галочки.
- Боязнь отката в речи ребенка. Попадет, мол, в такую группу и помимо своих речевых проблем, еще и другие скопирует с одногруппников. Не случилось. Ни у моей дочери ни у других детей. Правильную речь воспитателей они слышат там гораздо чаще, т.к. те постоянно, весь день с ними разговаривают.
- Отношение окружающих как к прокаженным. Да-да, это было. Вечером у у нас мамы обычно “догуливают” детей во дворе сада перед тем, как забрать домой. Дети бегают, а мамы обсуждают текущие новости. Бурно обсуждают, громко. И считают, как оказалось, что в такие группы идут “отсталые” дети и “моему ребенку не место рядом с такими”. Сейчас смешно, а тогда, два года назад, было неприятно, конечно, что твоего ребенка считают недалеким. Но, как говорят наши воспитатели и логопед, “школа покажет, кто есть кто”.
- Мало времени у детей на свободные игры в течение дня. Это правда. Они действительно ПОСТОЯННО занимаются в саду.
- Нужно быть готовым к тому, что придется много времени посвящать занятиям с ребенком. Как минимум – делать домашние задания, которые дает логопед на выходные. И летом, во время каникул, тоже регулярно заниматься, чтобы избежать отката в достигнутых результатах.
Сейчас, когда дочь отходила уже два года, могу сказать, что логопедическая группа – благо для ребенка!
Во-первых, в логопедической группе гораздо меньше детей, чем в обычной. В нашей сейчас 13 человек по списку. Моя дочь очень чувствительный ребенок, тяжело переносит шум-гам, вплоть до головных болей, поэтому здесь ей очень комфортно.
Во-вторых, занятия с логопедом проводятся ежедневно, 3 раза в неделю индивидуальные и 2 раза – групповые по 3-5 человек. Логопед у нас свой, прикрепленный к группе, т.е. детей за два года она уже знает, как облупленных, к каждому есть свой подход.
В-третьих, активная речевая среда в группе и постоянная корректировка речи детей воспитателями в течение дня. Артикуляционная и пальчиковая гимнастики, логоритмика, развитие мелкой моторики – все это входит в распорядок каждого дня у наших детей.
В-четвертых, детки выходят из логопедических групп лучше подготовленными к школе, чем из обычных. Это подтверждают не только сами логопеды и воспитатели, но и мамы детей, которые прошли через них. Уже сейчас, в старшей группе, они активно занимаются звуко – буквенным анализом, учатся правильно строить предложения, давать полный ответ на вопрос, пересказывать и составлять рассказ по картинкам.
Совместное занятие родителей и детей по оригами в нашей группе
Наши результаты
После двух лет в логогруппе из 8 звуков у дочери остался не поставленным только звук Р (никак он нам не дается), речь стала очень развернутая, рот у Аришки теперь вообще не закрывается)) То поет, то стихами сыпет, то пальчиковую игру затеет. Отмечу еще плюсом отличную память, видимо, сказалось обилие стихов, которые им приходилось учить к многочисленным мероприятиям. А еще – к 6 годам дочь самостоятельно научилась читать и писать печатными буквами, без каких-либо усилий с моей стороны. Такие же результаты у всех дочкиных одногруппников.
Наверное, все же эффективность пребывания в такой группе зависит от компетенции воспитателей и логопеда. Не буду с этим спорить. Скажу лишь, что нашим детям в этом плане очень и очень повезло, у нас действительно работают опытные и внимательные педагоги. Дети их любят, в садик ходят с удовольствием, ну а мы, родители, очень благодарны им за их труд.
Надеюсь, наш опыт поможет родителям, стоящим перед выбором – отдавать ребенка в логопедическую группу или нет.
Спасибо за лайки и комментарии!
Источник
Следить за комментариями
Комментарии пользователей
27
У нас тоже был обычный.Но была приходящая.Еще можете узнать в ближайшей Вашей школе.Спросити есть ли у них логопед? Если да поговорите сами с ней.Может возьмет на доп.занятия.
ОтветитьНравится
Мой сын почти до 4 лет не разговаривал.Потом многие буквы не проговаривал.Год в садике по ходили к логопеду.И этого было достаточно.
ОтветитьНравится
Анетта
А я не знаю есть в саду логопед… сад обычный… сегодня спрошу.
ОтветитьНравится
ЕкатеринаСводи конечно. Хотя бы на консультацию. Моей 3года. Я в 4 хочу сводить.
ОтветитьНравится
Дарья
Знаете хорошего логопеда у нас в городе? И цены?
ОтветитьНравится
Нужен. Мне если что-то в речи в 3 года не понравится, сразу поведу к логопеду
ОтветитьНравится
Евгения
В 3 еще рано, некоторые до 3х вообще молчат.
ОтветитьНравится
До 5 лет вам ещё не надо идти никуда
ОтветитьНравится
Екатерина
Потому ещё он развивается, и племяшка ходила к логопеду, он говорил, что рано не надо приводить.
ОтветитьНравится
Milana
Понятно… а не знаете можно у логопеда разовую консультацию получить, чтоб рассказал, что и как делать, а мы дома сами?
ОтветитьНравится
Екатерина
Конечно можно, он может покажет вам массажи и дома будете делать
ОтветитьНравится
Наш сад был с логопедическим уклоном. До 5 лет детьми не занимались, говорили у них становление речи идет. И в 5 только начинали корректировать. С 4 лет брали только самые запущенные случаи. Купите книги из такой серии по вашим буквам и занимайтесь дома.
ОтветитьНравится
Лисенок
У меня есть книжка там как скороговорки на разные звуки, читали с ней получалось у нее… а вот вчера что-то не так, может настроения не было. Она у меня Р вообще с 1,5 говорила, рычала, а тут не смогла.
ОтветитьНравится
Екатерина
Скороговорки это хорошо, но не то. Вот по таким книгам рекомендуют заниматься логопеды. ( или типа такого) стоят не дорого, эффект есть. Мы за 2 месяца исправили Р ( был звук гортанный) и за 1 мес Л… вот вам еще занятия
ОтветитьНравится
Лисенок
Спасибо огромное! Буду искать книжки
ОтветитьНравится
Екатерина
Не за что! А пока занимайтесь по этим занятиям. 1 раз в день. Слова повторять по 5 раз, предложения по 2. Каждое занятие по 1-2 недели ) может вам и хватит этого, раз буква р была)
ОтветитьНравится
В саду дети с логопедом занимаются, чтобы к школе речь чистая была. Это дело ни одного месяца, а может и года.
ОтветитьНравится
МаРуся
Я про это не знала, меня перед школой водили, что Р говорить начала, но не долго.
ОтветитьНравится
Старший в 7 научился говорить “р”.до этого просто его бесило даже когда я просто просила говорить его слова.он обижался, уходил и не разговаривал не с кем))попросили как-то сказать рыба, он не думая сказал лещ))а потом сам просто стал говорить её.
ОтветитьНравится
Сейчас ведите.
ОтветитьНравится
Екатерина
Я нет.У подруг у нескольких.По их опыту советую.
ОтветитьНравится
Екатерина
Конечно сейчас надо вести потом проблемы могут быть, у знакомых столько геморроя к школе обнаруживается, все потому, что родителям было лень этим заниматься, типа не видели, что с ребенком что то не то.
ОтветитьНравится
Надя
+ у нас девочка технику чтения хуже всех сдавала…
ОтветитьНравится