Стоит ли колоть кортексин ребенку в 4 года

Стоит ли колоть кортексин ребенку в 4 года thumbnail

524 просмотра

11 апреля 2021

Здравтсвуйте! Ребенку 2,3 г., он практически не говорит. То есть говорит несколько слов, но он уже год как их произносит, прогресса нет. Понимает все!

В 4 месяца была история с расширенной межполушарной щелью (*,1 мм), лечились. В 8 месяцев НСГ показало щель 4,2 и кисты. Диагноз сняли. Принимали пантогам+ курсы лечебного массажа+ гимнастика.

Ребенок очень сообразительный, но чуть что впадает в истерику и катается по полу. Успокоить, переключить его очень сложно. И 2 года практически не спал – на руках.

Были у невролога две недели назад, она наблюдала его час. Сказала, что никаких психиатрических нюансов у него нет. Это все результаты гипоксии ( экстренного кесарева)..

Прописала кортексин+ массаж+ магний б6+ йодид+ витамин Д. Потом курс пантогама.

Я витамины даю, а на кортексин никак не решусь. Хотя запланировала с завтрашнего дня начать колоть и возить на массаж.

Скажите пожалуйста, уколы очень болючие? Аллергия бывает на него ( отек Квинке)?

И еще, нам он действительно необходим, время поджимает? Или поискать другого невролога?

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Невролог

Здравствуйте, время не поджимает, можно позаниматься с логопедом, психологом, подавать фенибут 50мг 3р в день 1 месяц. Кортексин, конечно, может вызвать аллергию, но в целом препарат достаточно безвредный, в плановом порядке можно проколоть

Терапевт

Здравствуйте!

Вот, что Вы найдёте про препарат «КОРТЕКСИН» в официальных источниках:

Президиум Формулярного комитета РАМН в 2007 году выпустил резолюцию, где назвал препарат устаревшим лекарственным средством с недоказанной эффективностью.

Препараты с полипептидами мозга скота зарегистрированы и применяются только на территории России и стран СНГ. В США FDA не разрешает изготавливать из этих органов даже корм для скота и других животных, и тем более использовать при приготовлении пищи для людей или лечения.

Таким образом, этот препарат нерабочий, до конца не исследован и в нем нет смысла

Невролог

Здравствуйте. Никто точно сказать не может, вызовет кортексин у Вашего ребёнка аллергию или нет, но в целом на него бывает аллергическая реакция. Думаю, что пока можно обойтись без кортексина и проконсультироваться очно с ещё одним специалистом для альтернативного мнения.

Обратитесь к детскому нейропсихологу и логопеду-дефектологу для проведения оценки речевого развития ребёнка. Главный упор должен быть на занятия с логопедом, это будет гораздо эффективнее кортексина.

Сами дома продолжайте заниматься с ребёнком – побольше читайте сказки, рассказывайте стишки. Каждое своё действие проговаривайте. Задавайте ребёнку больше вопросов. Ограничьте мультики и гаджеты. Развивайте мелкую моторику.

Ася, 11 апреля

Клиент

Алина, я не совсем понимаю, что будет делать с ним логопед, если сын 10 секунд не может усидеть на месте. Мы ходили на развивающий кружок. Ребенок преимущественно бегал по комнате, из всех заданий выполнял процентов 50. И то, на бегу, как говорится. Я просто плохо представляю себе работу логопеда с ним.

Невролог

Логопед проведёт тестирование на уровень речевого развития ребёнка. На занятия берут деток с 2х лет. Если Ваш ребёнок для занятий с логопедом ещё не готов, то логопед даст Вам рекомендации на дом, расскажет как заниматься с ребёнком для развития речи. Можно пройти курс логопедического массажа.

Принимайте ноотропы курсами (пантогам, энцефабол).

Если к 3м годам не будет никакого эффекта, можно пробовать инструментальные методы – Томатис, метод биоакустической коррекции. Но это только после ЭЭГ.

Невролог

Здравствуйте. А вы ээг не проходили? Если есть задержка речевого развития то обязательно ээг надо проходить, и только потом решить можно ли Вам ээг. Сам по себе кортексин хороший препарат , хорошо запускает стимулирует процесс развития. Стоит попробовать, а аллергия на любой препарат бывает даже на ибупрофен, парацетамол.

Ася, 11 апреля

Клиент

Яна, нет, ЭЭГ не назначали. Сказали, что нет смысла мучить ребёнка.

Назначили лечебный массаж шейного отдела+спина. Я записала ребенка на курс массажа. Видимо, массаж для улучшения кровообращения.

Невролог

Да массаж это хорошо. Но все таки я считаю стоит пройти ээг. Исключить нет ли никаких волн которые могут развитие речевое тормозить. Но в целом – я не против кортексина.

Невролог

Здравствуйте, препарат хороший,даёт неплохой результат,аллергических реакций как правило,нет,но учитывая возраст ребенка, достаточно хорошо развитую речь понимания,я считаю,что нет необходимости в кортексине на данный момент, Пантогам можно начать давать совместно с Магне В6

Ася, 11 апреля

Клиент

Евгения, то есть можно пока в принципе попробовать пантогам? Вместо кортексина?

Невролог

Да, можно пройти курс без Кортексина,заменив на Пантогам, тем более,есть гиперактивность,понаблюдать, попробовать,как писали мои коллеги,немедикаментозные методы,тот же Томатис,почитайте, отзывы хорошие

Невролог

Здравствуйте! Пока стоит начать с пантеонами; тем более у кортексина нет доказанной эффективности при лечении задержки речевого развития

Оцените, насколько были полезны ответы врачей

Проголосовал 1 человек,

средняя оценка 1

Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – получите свою медицинскую консультацию онлайн.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Источник

По результатам одного из зарубежных исследований последнего времени [1], неврологическая и психическая патология у детей в возрасте 6-10 лет достигает 18%, при этом 1-е место занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), который наблюдают у 5,8%, нарушения речи – у 3,42%, нарушения обучаемости – у 3,26%, тревожно-депрессивные расстройства – у 2,4% и нарушения поведения – у 1,8%, причем у половины детей встречаются коморбидные симптомы. По мнению авторов, большинство таких детей нуждаются в дополнительных педагогических занятиях и социальной помощи. В скриннинговом нейропсихологическом исследовании детей и подростков, проживающих в Москве, обнаружено, что 17% из них имеют школьную дезадаптацию, проявляющуюся в трудностях обучениях [2].

Наряду с педагогической и психотерапевтической помощью при рассматриваемых формах патологии целесообразен поиск и применение современных препаратов, которые бы не оказывали психотропного действия, могли стимулировать нейропластичность головного мозга и помогали преодолевать когнитивные и астенические расстройства. В этом отношении привлекает внимание кортексин.

Кортексин представляет собой комплекс нейропептидов животного происхождения с механизмом стимуляции нейропластичности. Обнаружены следующие белки в головном мозге, вступающие во взаимодействие с кортексином: три нейронспецифичных белка тубулина β5 (компонент микротрубочек цитоскелета) и белок 14−3-3 α/β, относящийся к адапторным белкам, влияющим на другие пептиды; актин, который участвует в миграции репарации и дифференцировке нейронов (распространенный во многих тканях белок цитоскелета); креатинкиназа типа В – фермент энергообмена клетки [3]. В экспериментальных исследованиях была показана способность препарата модулировать содержание дофамина в мозге [4].

Использование кортексина в педиатрии было начато в 2000-х годах. Наибольшее число работ [5-8] было посвящено терапии двигательных и когнитивных нарушений, при которых отмечался терапевтический эффект. Кортексин способствовал восстановлению психомоторных навыков и коррекции проявлений невнимательности и гиперактивности у больных СДВГ [7, 9].

Необходимо дальнейшее изучение терапевтического действия кортексина в детской неврологической практике. Большой интерес, в частности, представляет оценка его эффективности при когнитивных дисфункциях, возникающих на фоне СДВГ, задержки речевого развития (ЗРР), последствий перинатального поражения ЦНС (ППП ЦНС), астеноневротического синдрома (АНС), что и явилось целью настоящего исследования.

В обследование были включены 635 больных в возрасте от 3 до 7 лет, которые были разделены на четыре группы: 1-ю группу составили 269 детей с СДВГ, 2-ю группу – 215 детей, имеющих ЗРР, 3-ю группу – 82 пациента с ППП ЦНС, в 4-й группе были объединены 69 детей c АНС, которые отличались эмоциональной лабильностью, повышенной утомляемостью, наличием головных болей и нарушений сна.

Психологическая оценка когнитивных функций проводилась адаптированными к детскому возрасту тестами, и занимала 30-35 мин во время обследования пациента [10]. В связи с этим, все дети были разделены на две возрастные группы: в 1-ю подгруппу вошли 142 ребенка 3-4 лет, во 2-ю подгруппу – 492 больных в возрасте 5-7 лет.

Кортексин применяли в виде стандартного курса, состоявшего из 10 внутримышечных инъекций. При этом изучались разные варианты растворителя: 1) вода для инъекций (у 32,3% пациентов); 2) физиологический раствор (у 15,9%); 3) 0,5% раствор новокаина в целях обезболивания инъекции (у 51,8% больных).

Больных обследовали во время двух визитов. При 1-м визите, до лечения, оценивали состояние внимания, мышления и зрительной памяти. После этого проводили курс лечения, состоявший из 10 инъекций по 10 мг при массе тела детей более 20 кг и 0,5 мг – при менее 20 кг. При 2-м визите тесты на когнитивные функции проводились повторно.

Статистическая обработка результатов была проведена с помощью программы istica 12 («Soft Inc.», США). Для сравнения различий применяли критерии Вилкоксона, χ2 Пирсона, Манна-Уитни, за критерии достоверности принимали различия сравниваемых показателей на уровне р<0,05.

Оценка переносимости лечения осуществлялась также количественно по следующим критериям: отличная (5 баллов) – отсутствие побочных эффектов и отклонений в лабораторных анализах; хорошая (4 балла) – появление кратковременных побочных эффектов легкой степени или незначительных отклонений в лабораторных анализах, не требующих их коррекции лечения; удовлетворительная (3 балла) – развитие умеренно тяжелых побочных эффектов или значительных отклонений в лабораторных анализах, требующих коррекции лечения; плохая (2 балла) – развитие среднетяжелых или тяжелых побочных эффектов или значительных отклонений в лабораторных анализах, требующих отмены препарата. Также проводилась оценка удовлетворенности врачей эффективностью и переносимостью проводимой терапией.

В таблице

Оценка состояния когнитивных функций до и после лечения кортексином, баллы отражена высокая эффективность у больных разного возраста во всех когнитивных сферах (внимание, память и мышление). Из нее видно, что действие препарата не зависело от возраста пациентов.

Переносимость препарата была определена как отличная и она оказалась одинаковой в обеих возрастных группах; не было отмечено также различий в переносимости лечения от вариантов растворителя, вероятно ожидание инъекции для ребенка более значимо, чем само вмешательство.

Что касается результатов лечения кортексином в отдельных клинических группах, то они приведены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты тестов на отдельные психологические функции в группах больных с СДВГ, ЗРР, ППП ЦНС и при АНС. Средние значения изученных показателей, баллы. 1 и 2 – визиты. Во всех случаях различия между 1-м и 2-м визитами достоверны (p<0,001). В группе СДВГ ко времени 2-го визита были обнаружены достоверные сдвиги по тестам на внимание, зрительной памяти и мышления (см. таблицу). Аналогичные данные о высокой эффективности кортексина ранее были приведены Л.С. Чутко [9] у больных с СДВГ с преобладанием нарушений внимания, что может быть объяснено способностью препарата модулировать функцию нейромедиаторных систем дофамина и стимуляцией нейропластичности развивающегося головного мозга ребенка [3, 4]. Сходные данные получены и в других клинических группах (см. рис. 1), которые можно объяснить механизмом взаимовлияния синдромов в системе нейронально-функциональных сетей головного мозга.

Повышение функции внимания потенцирует речевую функцию, зрительную память и мышление. В этом плане целесообразно отметить следующую закономерность – максимальные достоверные различия по тестам мышления определены в группе на границе раннего возраста, что может являться «терапевтическим окном» для кортексина у больных с нарушением психического развития. Наши данные по улучшению речевой функции после курса терапии кортексином согласуются с выводами И.И. Огородовой и соавт. [11].

В качестве примера приводим одно из наших наблюдений.

Больной П., 6 лет. Имеются нарушения звукопроизношения и снижение внимания.

Из анамнеза: ребенок с отягощенным перинатальным анамнезом: беременность протекала на фоне гестоза. Роды в срок. Масса тела при рождении 3820 г, длина 51 см. Оценка по шкале Апгар 7/8 балла. Находится под наблюдением невролога с 1 мес с диагнозом: ППП ЦНС, синдром двигательных нарушений. Получал амбулаторное лечение (ноотропы, сосудистые препараты, массаж, физиолечение). Развитие двигательное было в норме, но отмечалась задержка речевого развития (фразовая речь только с 3 лет). С января 2017 г. получал лечение энцефаболом.

Неврологический статус: состояние в целом удовлетворительное. Голова обычной формы. Сознание ясное. Поведение без особенностей: уравновешен, охотно вступает в контакт. Социально-бытовые навыки привиты: одевается, раздевается с помощью, ест самостоятельно; навыки опрятности сформированы. Память ослаблена.

Черепные нервы (ЧН): I ЧН – обоняние сохранено; II ЧН – функция зрительного нерва не нарушена; III, IV, VI ЧН – движения глазных яблок в полном объеме; косоглазия нет, зрачки по размеру нормальные; анизокории нет; реакция зрачков на свет прямая и содружественная, выполняется. Птоз отсутствует, нистагма нет. V ЧН – точки выхода ветвей тройничного нерва, безболезненные; корнеальные рефлексы сохранены. VII ЧН – лицо симметричное; глазная щель S=D; слезотечения и сухости слизистой глаза нет. VIII ЧН – слух не нарушен. IX, X, XII ЧН – голос громкий; глотание не нарушено; язык по средней линии; глоточный рефлекс сохранен. XI ЧН – кривошея отсутствует.

Чувствительная функция: не нарушена.

Двигательная функция: объем активных движений не ограничен. Мышечный тонус снижен в проксимальных отделах рук, мышцах спины, в ногах – удовлетворительный (D=S); стопы уплощены.

Рефлексы: сгибательно-локтевой, разгибательно-локтевой, карпо-радиальный (D=S), коленный (D=S), ахиллов (D=S), брюшные верхние, средние, нижние – живые, симметричные. Патологические рефлексы: симптомы Бабинского, Гордона, Оппенгейма, Маринеску-Радовичи отсутствуют. Походка правильная. В позе Ромберга устойчив, координационные пробы выполняет правильно; гиперкинезы отсутствуют.

Речь: фразовая, аграмматичная, нарушение артикуляции. Объем слов недостаточный: механический счет до 10, знает основные цвета и оттенки, геометрические фигуры, «право-лево», различает «фрукты-овощи», времена года знает, но признаки путает, обобщает, выделяет «4 лишний».

На основании клинического обследования поставлен диагноз: нарушение развития артикуляции. Назначено лечение: логопедическая коррекция; массаж артикуляционного аппарата; 10 внутримышечных инъекций кортексина.

Повторный осмотр через 1 мес.

Неврологический статус: сознание ясное, охотно отвечает на вопросы, смысл задаваемых вопросов понятен. Улучшилась концентрация внимания. Сократилось количество неправильных звуков, увеличился словарный запас. Констатирована положительная динамика – улучшение речевой функции.

Дополнительно к приведенным выше данным можно также подтвердить положительное влияние кортексина на результаты межгруппового сравнения с оценкой степени прироста правильных ответов. Они представлены на рис. 2.

Рис. 2. Средний прирост правильных ответов у обследованных детей (в %). * – различие групп СДВГ и ЗРР (p=0,006); ** – различие групп СДВГ и АНС (p=0,007); *** – различие групп СДВГ и ППП ЦНС (p=0,019).

Достоверные различия были обнаружены между показателями у больных 1-й (СДВГ) и 2-й (ЗРР) групп по тесту мышления (p<0,006), что предполагает наличие у больных 2-й группы нарушение развития импрессивной речи, при которой имеются дефекты понимания задания и, соответственно, снижается уровень правильных ответов. Требуется уточнение значимых различий по тестам на мышление в группах СДВГ и 4-й (АНС), в которую вошли пациенты с психоэмоциональными нарушениями, поскольку существует вероятность, что снижение правильных ответов связано с тревожностью детей перед очередным заданием.

На основании проведенного исследования эффективности кортексина у детей в возрасте от 3 до 7 лет установлено его положительное действие при СДВГ, ЗРР, ППП ЦНС и АНС. Подтверждено мультимодальное действие кортексина, которое можно объяснить влиянием пептидов препарата на дофаминергическую систему мозга и нейропластичность. Определение своего рода терапевтического окна, проявляющегося в возрасте 3-4 года, предполагает вероятность активного использования препарата до нескольких курсов в год у детей раннего и дошкольного возраста. Целесообразно продолжить исследования в группах с нарушением развития речи с разделением пациентов на расстройства импрессивной (сенсорной дисфазии) и экспрессивной (моторной дисфазии) речи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*: zykov_vp@mail.ru;

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1401-5479

Источник

Кортексин – это лекарственное средство, которое используется при заболеваниях нервной системы.

Препарат получают из коры головного мозга крупного рогатого скота. Для этого используют метод лиофилизации. Лиофилизация – это способ получения пептидов путем замораживания и высушивания. При таком пути изготовления лекарства хорошо сохраняются биологические эффекты получаемых веществ. Аллергические реакции на полученные смеси развиваются куда реже, чем при обычном измельчении исходного субстрата.

Ребенок – это не маленький взрослый. Детский организм устроен значительно сложнее. Многие процессы в нем происходят не линейно, а волнообразно. Например, рост существенно ускоряется в подростковом возрасте, а затем снова снижается.

Скорость обмена веществ у детей выше. Это связано с тем, что организму необходимо постоянно создавать новые ткани и совершенствовать строение внутренних органов. На эти процессы нужно огромное количество энергии.

Для детей нужны особые лекарства, созданные с учетом их анатомо-физиологических особенностей.

Действие Кортексина

Кортексин представляет собой смесь полипептидов. После попадания внутрь тела средство разносится по всему организму с помощью тока крови.

В нашем теле есть специальное образование – гематоэнцефалический барьер (ГЭБ). Это совокупность механических и функциональных приспособлений, регулирующих обмен веществ между кровью и тканью мозга.

За счет небольшого размера своих составляющих Кортексин проходит через этот барьер и может воздействовать на нервные структуры.

Препарат оказывает следующие виды эффектов:

  • Ноотропный – улучшает память, внимание и концентрацию. Это происходит благодаря способности Кортексина позитивно влиять на механизмы связи нервных клеток друг с другом.
  • Нейропротекторный – повышает устойчивость нейронов к повреждающим воздействиям: действию инфекций, токсических веществ и недостатку кислорода (гипоксии).
  • Антиоксидантный – усиливает способность нервных клеток выживать в условиях гипоксии. Этот эффект возможен за счет снижения процессов перекисного окисления жиров, в ходе которых образуются свободные радикалы. Чрезмерное количество свободных радикалов повреждает мембраны клеток, вызывая их гибель.
  • Метаболический – улучшает обеспечение нервных структур питательными веществами и энергией.
  • Противоэпилептический – уменьшает риск возникновения приступов эпилепсии. Эпилептические приступы развиваются из-за слишком сильного возбуждения того или иного участка мозга. Кортексин благодаря своей полипептидной природе нормализует соотношение между возбуждающими и тормозными фракциями собственных пептидов головного мозга.

С какого возраста можно использовать Кортексин

Кортексин – это безопасный лекарственный препарат. Его можно применять непосредственно с момента рождения ребенка.

Показания к применению

У детей Кортексин используется в комплексном лечении следующих заболеваний:

  • Детский церебральный паралич.
  • Расстройства развития учебных навыков, речи и языка.
  • Воспалительные заболевания мозга.
  • Перинатальное поражение нервной системы.
  • Когнитивные расстройства.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Энцефалопатия.

За счет своего универсального действия, средство можно использовать во всех периодах заболевания: от острого до восстановительного.

Для развития лечебного эффекта необходимо принимать Кортексин как минимум 2 недели.

Более подробно об этих заболеваниях можно узнать из отдельных статей.

Побочные действия

В настоящий момент сообщений о побочных действиях препарата не поступало.

Учитывая животное происхождение лекарства, можно предположить, что у лиц с высокой склонностью к аллергическим реакциям могут развиваться следующие эффекты:

  • Зуд в месте введения.
  • Покраснение кожи.
  • Высыпания.
  • Отек.

Более подробно о возможных побочных действиях препарата можно узнать из отдельной статьи.

Противопоказания

Кортексин противопоказан в том случае, если во время предыдущего использования этого лекарственного средства развивались нежелательные реакции.

Также, препарат не рекомендован к использованию во время беременности и кормления грудью. Это связано с тем, что накоплено недостаточно информации о безопасности и эффективности средства у этой категории пациентов.

Инструкция по применению

Кортексин представляет собой сухой порошок беловато-желтого цвета. Перед использованием его необходимо развести. Для этого используют физиологический раствор, воду для инъекций или местный анестетик. После получения готовой смеси ее набирают в шприц и делают инъекцию. Укол ставится внутримышечно в ягодицу или область бедра.

Процедуру следует проводить 1 раз в день, лучше с утра. Курс приема лекарственного средства составляет 10 дней. При необходимости можно повторить через 3-6 месяцев.

Более подробно ознакомиться с инструкцией по применению препарата можно в отдельной статье.

Дозировка

Доза препарата на один прием будет отличаться у детей с разной массой:

  • При весе менее 20 кг- доза 0,5 мг/кг.
  • При весе более 20 кг – доза 10 мг.

Более подробно о том, как рассчитать нужную дозу можно узнать в статье “Инструкция по применению” (Ссылка на страницу).

Передозировка

В настоящий момент не известно о случаях передозировки Кортексином.

Можно предположить, что при сильном превышении рекомендуемой дозы повышается риск развития аллергических реакций.

Мы советуем принимать препарат строго по инструкции.

Аналоги Кортексина

Наиболее близкие аналоги Кортексина по структуре и происхождению – Церебролизин и Церебрамин.

Церебролизин – это наиболее близкий по происхождению и действию аналог Кортексина. Препарат интересен тем, что это самый первый созданный пептидный ноотроп. За время его существования накоплен огромный опыт об его эффектах. По сравнению с Кортексином, для получения Церебролизина используются более старые технологии. Поэтому после его приема выше риск развития побочных эффектов.

Церебрамин классифицируется как биологически активная добавка (БАД). БАДы – это вещества, которые используются как дополнительный источник необходимых для жизнедеятельности человека компонентов. Они не являются лекарственными средствами. Это означает, что эта категория продуктов не проходит такие же тщательные испытания, как лекарства, из-за чего их безопасность и эффективность может быть ниже.

Есть еще ряд средств, которыми иногда заменяют Кортексин: Мексидол, Фезам, Кавинтон, Цераксон, Пантогам. Однако, у них другие механизмы действия, поэтому называть их аналогами не совсем верно. Показания к их применению могут отличаться друг от друга, а совместное использование препаратов обычно дает более выраженный эффект.

Более подробно узнать об отличиях между Кортексином и другими распространенными лекарствами, использующимися при неврологических заболеваниях можно узнать из отдельных статей (Ссылки на статьи).

Взаимодействие с другими препаратами

В лечении большинства неврологических заболеваний обычно используется несколько лекарственных средств. В одних случаях это целесообразно, в других – нет.

Чаще всего Кортексин используется вместе со следующими медикаментами:

  • Мексидол
  • Фезам (пирацетам + циннаризин)
  • Кавинтон
  • Церебролизин
  • Цераксон
  • Пантогам

Одновременное применение Кортексина и Церебролизина не всегда оправдано. Эти два препарата имеют похожую структуру и действуют почти одинаково, поэтому совместное использование повышает риск развития побочных эффектов.

В остальных случаях совместное применение Кортексина с перечисленными средствами повышает общий лечебный эффект. Это происходит из-за разных способов механизмов действия препаратов, что повышает шансы на успех лечения. Более подробно о взаимодействии Кортексина с другими препаратами можно узнать из отдельной статьи.

Таким образом, можно сделать вывод, что Кортексин – это эффективное и безопасное средство, которое хорошо зарекомендовало себя на рынке.

Источник