Стимуляция моторного развития ребенка

Стимуляция моторного развития ребенка thumbnail

Основные показатели, по которым оценивается физическое развитие детей раннего возраста, это динамика веса, роста и двигательные умения. Родители, осознанно или нет, влияют на все эти факторы. Иногда недостаточно, иногда отрицательно, но в абсолютном большинстве случаев дети растут и развиваются исключительно благодаря заботе и вниманию. Можно ли ускорить процесс развития ребенка, не идет ли это в разрез с природными темпами и как это лучше организовать?

Разные подходы к физическому развитию детей

Разумеется, как и во всем, что касается детей, лучше всего отталкиваться от заложенных в малыше потенциалов. Предлагая знания и умения из «ближайшей зоны развития» ребенка, родители только улучшат как физические показатели крохи, так и его будущие способности.

Классический вариант стимуляции — забота и внимание, не выходящие за пределы привычного. Вечерняя ванночка, где можно немного полежать в воде, развивающий коврик, игры и песенки. Но стоит ли ограничиваться этим немудреным набором?

Если вернуться назад к истокам, то придется признать: манежи и коляски были изобретены для удобства родителей. Изначально малышей носили на руках, использовали полоски ткани и платки для приматывания к телу и клали на пол, на землю, как только ребенок делал попытки ползать. Схожие методы сегодня можно наблюдать у племен, избежавших влияния цивилизации.

В современном мире уже есть течение, направленное на стимуляцию нервно-психического и физического развития детей в «естественном стиле». Младенец, большую часть дня проводящий в тесном контакте матери (при помощи шарфов-слингов, анатомических эргорюкзачках), действительно имеет больше шансов на высокую эмоциональную стабильность и раннюю социализацию, что благоприятно сказывается на психике ребенка.

Предоставление ребенку свободы движения также предоставляет больше возможностей для маленького исследователя в развитии.

Третий подход заключается в активном дополнительном стимулировании детей. Может показаться, что это исключительно тенденция новомодных методик «развития с пеленок». Но это не так.

Например, психолог Эрик Эриксон, исследуя обычаи и отношение к детям в изолированных индейских племенах, выяснил, что дети с рождения имеют возможность активно двигать ногами за счет свободного пеленания, причем начиная с 12 дня в обязанность бабушек входит массаж ножек грудничков для стимуляции моторного развития ребенка. А Джордж Баттеруорт и Маргарет Харрис, сравнивая психическое и физическое развитие детей в африканских племенах, выявили корреляцию между специальными упражнениями для местных младенцев и их способностью самостоятельно садиться на 5 недель раньше среднестатистической нормы.

Таким образом, концепция раннего развития ребенка уже не раз прошла «апробацию» и оправдана многими поколениями. Как же выбрать наиболее подходящие методы стимуляции физического развития детей?

Составляем план развития ребенка по месяцам

Составляем план развития ребенка по месяцам

Помня определение «ближайшей зоны развития» В. Выготского, можно применить это понятие к формированию моторных навыков у детей. Основные направления занятий и упражнений должны исходить из оценки уровня актуального физического развития детей и навыков, ожидаемых от ребенка чуть старшего возраста.

Так, малыш в возрасте до 1 месяца не имеет особых способностей. Он не держит голову, не умеет переворачиваться, ползать, хватать игрушки руками. Однако, согласно стандартным нормам развития ребенка по месяцам, все эти умения будут освоены в первом полугодии жизни.

Поэтому основное направление работ родителей в первый месяц — помощь в развитии мускулатуры ребенка (плавание, массаж и пассивная гимнастика, переворачивание на животик, подтягивание за пальчики), обеспечение свободы движения и полноценного отдыха малыша. Это нелегкая работа для крохи — активно расти и привыкать к новому миру.

Второй месяц характеризуется попытками удерживать голову, рефлекторными движениями «ходьбы» при наличии опоры. Продолжая все процедуры первого месяца жизни, родители могут добавлять упражнения, рассчитанные на раннее начало ползания. Основываясь на рефлексе «ходьбы», можно обеспечивать малышу в положении лежа на животе опору для ступней (ладонь взрослого, коробка, специальные досочки), тем самым провоцируя движения «ползания» на животе. Такие несложные упражнения укрепят мышцы и поспособствуют нарабатыванию моторных навыков.

Хватательный рефлекс активно используется в обучении присаживанию. Лежащему на спине малышу надо дать ухватиться за пальцы взрослого, легонько потянуть его на себя и опустить обратно через несколько секунд.

Новая способность — концентрация взгляда — также может быть использована для физического развития. Подвешивание раскачивающихся игрушек, стимуляция захвата и удержания погремушек — все это помогает малышу больше двигаться и оттачивать необходимые навыки.

Ребенок третьего месяца уже может приподнимать верхнюю часть тела, опираясь на предплечья и локти. Активный, любопытный, начинающий гулить и «общаться» со старшими, он готовится начинать познавать пространство самостоятельно. В этот период важно помогать начинать поворачиваться со спины на живот, обеспечивая укрепление нужных мышц. И если первые два месяца проводилась поддержка физического развития, то с этого момента дети не должны оставаться на каких-либо поверхностях без барьера. В любой момент малыш способен начать переворачиваться, отталкиваться ножками, а предшествующая имитация ползания может привести к передвижению на животе.

Начиная с третьего месяца, развитие ребенка можно перенести на пол, лучшую игровую площадку, предоставляющую большое пространство для движения и исследования, откуда невозможно упасть.

Стимуляция развития — лучшая профилактика у детей

Стимуляция развития — лучшая профилактика у детей

Такие незначительные, на первый взгляд, упражнения и процедуры, как плавание, мамин массаж, пассивная гимнастика и стимуляция движений на самом деле не только совершенствуют тело ребенка. Помогая расти здоровым и сильным, родители также обеспечивают гармоничное психическое развитие ребенка.

В раннем возрасте все новые ощущения, впечатления способствуют нервно-психическому созреванию малыша. Дети, активно занимавшиеся в раннем возрасте плаванием, гимнастикой с родителями, показывают лучшие интеллектуальные результаты в более старшем возрасте по сравнению с детишками из манежа. Тренировка тела, практически равнозначная тренировке мозга у грудничков, — лучшая профилактика у детей как физических заболеваний, так и отставаний в психоэмоциональном развитии.

Источник

Стимуляция развития сенсорно-моторного поведения и голосовых реакций

на первом году жизни

Важным для психического развития ребенка первого года жизни является накопление им сенсорно-моторного опыта. Познание ребенком окружающей действительности прежде всего основывается на ощущениях и восприятиях. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Таким образом, восприятие составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорных функций на первом году жизни имеет очень большое значение для всего последующего развития. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность -сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

Для детей с задержкой психомоторного развития важно с первых месяцев жизни стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо обучать комплексному обследованию окружающих предметов с привлечением зрения, слуха, движений рук. Это должно осуществляться в процессе повседневного ухода за ребенком. Для сенсорного воспитания важное значение имеет правильная организация сенсорно-моторного окружения. Ребенок должен находиться в светлой комнате. В возрасте 1,5-2,5 мес в кроватке подвешивают игрушки на расстоянии не ниже 40-50 см от глаз ребенка. Игрушки должны легко приходить в движение. С 3-5 мес, когда дети начинают обращать внимание на форму и цвет предметов, большое значение приобретает фактор новизны. Поэтому игрушки должны быть разнообразными по цвету и форме и периодически меняться. В этом возрасте их следует подвешивать на расстоянии вытянутых рук, чтобы ребенок легко мог их схватить, ощупать. Кроме подвешенных игрушек, в комнате, где находится ребенок, необходимо на доступном для обзора месте помещать крупные объемные и плоские игрушки или картины.

Взрослый активирует процесс зрительного и слухового восприятия, организует его. Для вызывания зрительных реакций у ребенка первого месяца жизни мать привлекает его внимание к игрушке, приближая и удаляя ее от глаз на 30-70 см, отводя в стороны на 8-10 см. Добившись фиксации взора на предмете, медленно продвигает игрушку в сторону на высоте 40-50 см от глаз ребенка. В возрасте 2- 3 мес ребенка стимулируют фиксировать взгляд как на перемещаемых, так и на неподвижных предметах (игрушки), побуждая к более длительному сосредоточению на предмете и лице говорящего взрослого.

Читайте также:  Воспитательное значение игры в развитии ребенка

Для развития зрительно-слуховых связей используют звучащие игрушки. Детей учат отыскивать взором звучащий предмет, расположенный на разном расстоянии и в различном направлении от ребенка.

У детей с задержкой психомоторного развития необходимо воспитывать ощупывающие движения рук одновременно со зрительной фиксацией ощупываемого объекта. Для этого ребенку в руку вкладывают различные по форме, величине и фактуре игрушки, привлекая его зрительное внимание к объекту, находящемуся в руке. Ребенка побуждают к захвату предметов и помогают ему в его осуществлении. Важно правильно подбирать игрушки соответственно уровню психомоторного развития и возрасту. Мероприятия по развитию зрения, слуха, ощупывающих движений рук надо проводить систематически, в процессе повседневного ухода за ребенком, постепенно усложняя их в зависимости от уровня психомоторного развития и возраста ребенка.

Важное значение для нормального психомоторного развития ребенка имеет установление эмоционального контакта с взрослым. Взрослый, общаясь с ребенком, одновременно привлекает его зрение и слух. Это необходимо для развития совместной деятельности анализаторов. Мать, ухаживающая за ребенком, постоянно разговаривает с ним, воздействуя на ребенка не только выразительностью своего голоса, но и мимикой, движениями. Таким путем у ребенка вызываются ответная улыбка, голосовые реакции, комплекс оживления.

Большое внимание следует уделять также стимуляции голосовых реакций – гулению, лепету. Стимулируют как спонтанное произнесение звуков, так и по подражанию. Для стимуляции голосовых реакций взрослый наклоняется над ребенком, ласково улыбается и произносит через определенные интервалы одни и те же протяжные звуки, побуждая ребенка к ответным голосовым реакциям. Затем учат прислушиваться к голосу и подражать взрослому, ‘повторяя звуки, а позже и звукосочетания. К концу первого года жизни ребенка побуждают к обозначению предметов и действий звуковыми сочетаниями (бах-упал, ляля-кукла, а-а-спать и т. д.).

Со второго полугодия жизни чувственный опыт ребенка тесно связывают с речью взрослого. Но при этом надо помнить, что слово должно не заменять чувственный опыт, а активировать и организовывать процесс восприятия. Поэтому, давая ребенку различные игрушки, одновременно называют их (“Миша”, “Ляля”, “би-би”). Взрослые стимулируют игровую деятельность (перекладывание из руки в руку, постукивание предметом о другой предмет, выкладывание кубиков из коробки, произвольное бросание предмета, снятие колец пирамиды). Одновременно побуждают ребенка к повторению действий, звуков и жестов.

Затем постепенно формируют начальное ситуационное понимание обращенной речи и подчинение отдельным словесным инструкциям в знакомых словосочетаниях типа: “поцелуй маму”, “дай ручку” и т. д. Для развития понимания простых инструкций надо их произносить, одновременно показывая обозначаемые ими действия на себе, . стимулируя ребенка к подражанию, а также пассивно проделывая их с ребенком. Так воспитывается понимание таких движений как “ладушки”, “до свидания”, “покажи, какой ты большой”. Примером может быть проведение следующей игры – занятия. Цель: развитие выполнения инструкции “дай ручку”. Взрослый, протягивая руку к ребенку, просит: “дай ручку”; одновременно берет руку ребенка и вкладывает ее в свою, ласково поглаживает ее, потряхивает. Затем, освободив руку ребенка, вновь протягивает свою и просит: “дай ручку”, слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку.

При сочетании задержки психомоторного развития с выраженным нарушением мышечного тонуса и патологической тонической рефлекторной активностью стимуляция возрастного сенсорно-моторного поведения и голосовых реакций проводится на фоне реакции торможения и облегчения. Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и .конечностей с целью облегчения функций артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций.

При специфической задержке психомоторного развития, которая сочетается обычно с различными неврологическими синдромами, наряду со специальными занятиями по стимуляции и коррекции двигательных речевых и психических функций, применяют физиотерапевтические методы лечения и медикаментозную терапию, которые улучшают функциональное состояние нервной системы и создают благоприятный фон для выработки возрастных двигательных, речевых и психических навыков. Из физиотерапевтических процедур рассматриваемому контингенту детей применяют лечебные ванны, озокеритовые аппликации, горячие укутывания, электрофорез лекарственных веществ, импульсные токи, электростимуляцию. Медикаментозная терапия, являясь составной частью комплексных лечебно-коррекционных мероприятий, применяется дифференцированно в зависимости от ведущего синдрома, а также с учетом стимуляции общего развития функций. Среди различных лекарственных веществ первостепенное значение для стимуляции возрастного психомоторного развития имеют аминокислоты и витамины, нормализующие белковый обмен и энергетические процессы в тканях мозга. Они улучшают кровоснабжение, повышают окислительно-восстановительные процессы в ткани, удаляют токсические продукты обмена, способствуют миелинизации, улучшают синаптическую трансмиссию. К таким препаратам относятся: гаммалон, аминалон, церебролизин,липоцеребрин, энцефабол, глутаминовая кислота, ацефен, ноотропил (пирацетам), витамины группы В. Другие виды медикаментозной терапии назначают с учетом имеющейся неврологической симптоматики. При синдромах гипервозбудимости применяют седативную терапию (препараты валерианы, брома, кальция, седуксен), при гипертензионно-гидроцефальном- дегидратирующие средства (магния сульфат, диакарб, глицерол, лазикс), при судорожном-противосудорожную терапию в зависимости от частоты и характера припадков.

Все мероприятия по стимуляции возрастного психомоторного развития грудного ребенка должны начинаться с правильной организации режима дня. Положительные эмоциональные реакции и двигательная активность ребенка в большой степени зависят от того, как были удовлетворены его органические потребности, еда, сон, выполнены гигиенические процедуры. Даже слегка влажные пеленки, складки на них, стесняющая движения одежда у детей с поражением нервной системы могут быть сверхсильными раздражителями и вызвать отрицательные эмоциональные реакции, а, следовательно, и невозможность занятий с ребенком. Поэтому необходимо следить, чтобы дети были чистыми, сухими, не охлаждались и не перегревались.

Режим сна, бодрствования, приема пищи и гигиенические мероприятия крайне важны для ребенка с поражением нервной системы. Большое значение для спокойного бодрствования имеет тишина, так как только в спокойной обстановке дети могут прислушиваться к речи взрослого, звукам собственного голоса; шум, музыка, громкая речь взрослых перевозбуждают ребенка и истощают нервную систему.

При разработке плана лечебных мероприятий следует обратить внимание на питание. Неполноценное питание ребенка раннего возраста может неблагоприятно сказываться на его росте, развитии и еще больше усугублять имеющиеся неврологические нарушения. Кроме того, физически ослабленный ребенок не может вынести нагрузку, связанную с повседневной тренировкой двигательных, речевых и психических функций.

Наряду с этим у новорожденных и грудных детей могут быть обнаружены заболевания, требующие исключения из пищи некоторых продуктов, утилизация которых в организме нарушена в результате снижения активности определенных ферментов. К ним относятся врожденные нарушения обмена аминокислот (фенилкетонурия, гистидинемия, гиперлизинемия, гиперглицинемия, гипервалинемия и др.) и углеводов (дисахаридазная недостаточность). В этих случаях специальная диетотерапия, являясь лечебным фактором, предупреждающим задержку психомоторного развития, должна применяться с первых дней жизни, наряду с воспитанием возрастных двигательных и психических навыков.

Успех лечения у детей грудного возраста с поражением нервной системы во многом зависит от родителей, которые должны стать активными помощниками врача в проведении абилитационных (стимулирующих формирование функций) и реабилитационных мероприятий. Под руководством врача и методиста мать в процессе ухода придает ребенку различные позы, обучает его вначале примитивным, а затем и более сложным двигательным навыкам, используя при этом игровые моменты и заинтересованность ребенка в достижении цели. Наблюдая ответные реакции, мать должна уметь оценить, является ли ее уход правильным, бесполезным или даже вредным. Только тесная взаимосвязь между матерью и ребенком будет способствовать его своевременному психомоторному развитию.

Источник

Стимуляция моторного развития детей раннего возраста.

Нормальный процесс развития сенсомоторных функций создает фундамент для всестороннего развития ребенка. Таким образом, формирование всех высших психических функций стоит рассматривать в тесной взаимосвязи непосредственно с сенсорным развитием. Необходимо понимать, что темпы развития двигательных функций у здоровых детей могут варьироваться. Однако, во всех случаях должна сохраняться определенная последовательность в развитии двигательных функций.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка включает в себя

Очевидно, что стимуляция развития является важной и необходимой задачей. Ее необходимо проводить поэтапно, учитывая этапы нормального двигательногоо развития.

Во время первого этапа, который, как правило, проходит от рождения до 4 месяцев, формируется контроль за положением головы, возможности ее произвольных движений, к концу этапа — укрепление выпрямляющих рефлексов туловища.

Второй этап проходит во время 4-6 месяцах. Этот этап важен для стимуляции навыков как, например, выпрямляющие рефлексы туловища в положении на животе и спине.

От 6 до 8 месяц проходит третий этап. В это время необходима стимуляция разнообразной двигательной активности, например, повороты тела со спины на живот. К концу этого необходимо уделить больше внимания навыкам ползания.

Четвертый этап, примерно от 8 до 12 месяцев жизни, важен стимуляцией к приспособлению туловища к вертикальному положению. В этом возрасте так же необходимо совершенствовать движения рук., так называемое «ручное хождение».

Пятый этап протекает с 12 по 18 жизни. Здесь важно стимулировать навык самостоятельной ходьбы, совершенствовать устойчивость туловища в вертикальном положении. Особое внимание уделить развитию правильной формы шага, с первоначальной опорой на пятку.

Особенно важным является стимуляции манипуляторной деятельности, то есть развитие зрительно-моторной координации рук в игре.

На шестом этапе развития, проходящего с 18 по 24 месяц, стоит обучить ребенка вставать без поддержки из положений на животе и спине, подниматься по ступенькам. В этот период совершенствуются функции ходьбы, поэтому особое внимание уделяется развитию равновесию.

Этот этап так же важен для развития координированных движений пальцев рук с активным использованием большого пальца, поскольку это способствует совершенствованию манипулятивной деятельности.

Седьмой этап моторного развития, который проходит с 2 до 3 лет, особенно важен для развития подвижности и равновесия. Занятия на этом этапе должны быть направлены на дифференциации движений ног, развитию пяточно-пальцевого навыка ходьбы, продолжать развивать равновесие, поскольку это дает базу для совершенствования бега. В этом возрасте ребенка учат прыгать, спрыгивать со ступеньки.

Важное значение имеет развитие манипулятивной деятельности. Ребенка учат играть в кубики и различные строительные материалы, переворачивать страницы книг, помешать предметы в узкие отверстия; формируют захват карандаша, видоизменяя ладонный захват на захват кончиками пальцев, что, в свою очередь, делает возможным выполнение круговых движений карандашом вместо вертикальных штрихов. Ребенка следует обучать воспроизводить вертикальные и горизонтальные линии по подражанию.

Важно развивать дифференцируемые и контролируемые движения в лучезапястном суставе, что дает ребенку возможность выполнять различные двусторонние движения обеими руками.

Ребенок также обучается резать ножницами. К концу этого этапа моторного развития у ребенка достаточно развита координация движений. Это проявляется как в совершенствовании ходьбы, так и в других видах деятельности.

Рекомендации и приемы по коррекции моторных функций. Известно, что развитие мелкой моторики следует начинать с самого раннего возраста. В грудном возрасте ребенку массируются пальцы, ладони (пальчиковая гимнастика). Тем самым мы воздействуем на точки, связанные с корой головного мозга. В более старшем возрасте — в раннем и младшем дошкольном возрасте важно уделять внимание развивающим упражнениям, в сопровождении стихотворного текста. Необходимо помнить о элементарных навыках самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молнии, завязывание шнурков и другое.

В старшем дошкольном возрасте работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук необходимо поставить на одно из центральных мест. Так как эти навыки являются важными умениями для успешной подготовке к школе, а позднее для успешной учебы в школе.

Как известно, центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук располагаются очень близко друг от друга. Стимулируя тонкую моторику рук, мы тем самым активизируем отделы мозга, отвечающие за этот процесс, соответственно мы активизируем и соседние зоны, которые отвечают за речь.

Далее предоставлены задания для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

Задания, направленные на развитие мелкой моторики:

Помимо пальчиковых упражнений, в своей работе можно использовать различные приемы.

1. Перекладывание изюма/фасоли/макарон. Для этой игры понадобится. В этой игре необходим сосуд с крышечкой и чашка с наполнителем. Крышка на банке должна легко сниматься, чтобы ребенок беспрепятственно мог открыть или закрыть сосуд. В инструкции ребенку предлагается переложить из чашки изюм/фасоль/макароны в сосуд по одной, не раздавив, не сломав ничего. Задачу можно усложнить и предложить одной рукой убирать, например, фасоль, другой убирать макароны.

2. Игра с прищепками. Для это игры пригодится небольшая коробка с прищепками. Место, куда нужно прикрепить прищепку, необходимо обозначить на коробке с внешней стороны. Это может быть или изображение какой-то геометрической фигуры или просто различные цвета. На прищепку необходимо прикрепить соответствующий символ или фигуру. Согласно инструкции, ребенок должен соотнести предмет на прищепке с изображением.

3. Обезьянки. Взрослый, напротив ребенка, пальцами изображает какую-либо «фигуру» ( зайчик, волк и т.д.), ребенку необходимо повторить эту «фигуру». В том случае, если задание оказывается сложным для ребенка, на первых этапах можно сидеть рядом с ребенком и помогать.

4. Рисование на тарелке. На тарелку с ярким дном, или изображением любимых сказочных героев ребенка, высыпать мелкую крупу или манку. Согласно инструкции, реб?нку предлагается найти определенного героя или просто нарисовать какой-нибудь предмет.

5. Игра с пуговицами. Для этой игры понадобятся пуговицы разного размера и цвета. Взрослый, с помощь этих пуговиц выкладывает, например, цветок. Сначала ребенку требуется повторить «рисунок», потом он может придумать его самостоятельно. Необходимо подобрать пуговицы разного размера и цвета. Взрослый сам выстраивает с помощью пуговиц «рисунок», ребенку нужно его повторить.

6. Игра с карандашом. Согласно инструкции, плавными движениями, ребенок вращает карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки. Если ребенку легко дается это упражнение, можно предложить выполнить задание одновременно двумя руками. Другой вариант игры- перебрать карандаш всеми пальцами правой и левой руки. Так же можно вращать карандаш ладонями обеих рук, как бы «растирая» его. Следующий вариант выполнения задания- зажать карандаш между двумя пальцами обеих рук ( указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

7. Игра с фломастером. Ребенку предлагаются фломастеры разных цветов и размеров. Он него требуется самостоятельно взять их разными способами. Например, взять фломастер только подушечками больших пальцев или только указательными пальцами. Так можно и попробовать выполнить задания только мизинцами. Когда ребенок освоит данную игру, фломастер можно заменить счетными палочками.

8. Прокатывание шарика. Согласно инструкции, ребенок должен покатать шарик (для большей пользы можно взять маленький мячик «су- джо») по поверхности стола. Так же можно «покатать» ежика» по нарисованным разноцветным дорожкам. Шарик должен следить за мячиком и пытаться контролировать его движения точно по дорожке, тем самым ребенок не дает возможности «сбежать ежику».

9. Разминание пластилина. Ребенку предлагается скатать маленькие шарики из пластилина. После этого он должен размять пластилин так, что бы получились, например, лепестки цветочка.

10. Еще один варианты игры с пластилином- раскатать его, можно получившийся «лист» пластилина вырезать, например, квадрат. В получившуюся основу, ребенку предлагается воткнуть различные ракушки, камушки, чтобы получился интересный рисунок.

10. Пересыпание. С помощью воронки, ложки или совочка ребенку предлагается пересыпать какую-либо крупу, бобовые или песок в банку. Для дополнительного стимула, ребенку можно предложить найти в крупе какой- нибудь сюрприз, например конфетку или маленькую игрушку.

11. Игры с бумагой. Сначала, для развития силы рук, ребенок должен смять бумагу в шарик, который можно бросать в корзину на расстоянии. Для развития соотносящих движений, можно рвать лист бумаги в разные стороны. Из Листа бумаги должны получиться полоски, которые можно раскрасить в цвета радуги.

Читайте также:  Целостное развитие ребенка дошкольного возраста это

Задания, направленные на развитие общей моторики:

Далее предоставлены задания, направленные на регуляцию мышечного тонуса. Общий принцип этих упражнений – сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.

1. “Лодочка”. Лежа на спине, ребенок вытягивает руки над головой. По команде, он одновременно поднимает прямые руки, ноги и голову. Поза держится до тех пор, пока у ребенка хватает на это силы. После этого рекомендуется повторить аналогичные задание, но ребенок должен лежать на животе.

2. Лежа на спине в позе солдатика, то есть ноги вместе, руки по швам, ребенок должен приподняться так, чтобы увидеть пальцы ног. Поза должна удерживаться максимально долго.

3. Ребенку предлагается лечь на живот, убрать руки за голову, локти развести в стороны. Его задача приподнять верхнюю часть туловища, но что бы ноги оставались лежать на полу.

4. “Снеговик”. Детям предлагается превратиться в только что слепленного снеговика. Сами они должны быть сильно напряжены, как будто замерший лед. Для поддержания интереса к заданию, можно попробовать проверить на прочность нового «снеговика». Для этого можно попробовать, например, слегка подтолкнуть его. После этого, «снеговик» должен растаять и превратиться в лужицу. «Таять» он должен постепенно- начиная с головы, затем плечи, руки, пальцы и так далее. Если дети без проблем справляются с такими заданиями, следует предложить начать «таять» с ног.

5. “Дерево”. Сидя на карточках, в то время как голова спрятана в колени, а руки их обхватывают, семечко (дети), постепенно прорастает и превращается в дерево. Заранее следует обговорить в какое дерево превратится ребенок – могучий дуб или тонкая березка. Медленно поднимаясь на ноги, выпрямляя туловище и поднимая руки вверх, реб?нок превращается в загаданное дерево. «Деревья» должны как можно дольше «тянуться к солнышку». Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, “дерево тянется к солнышку”. После этого, может подуть сильный ветер, и «деревья» ломаются пополам. То есть ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, а нижняя часть остается неподвижной, напряженной.

6. «Бег лежа». Ребенок должен лечь на спину, согнуть руки в коленях, поставить ступни на пол, руки вытянуть вдоль туловища. Около минуты ноги должны бежать, как можно сильнее топая по полу. Остальная часть тела должна оставаться неподвижной. После выполнения упражнения, ребенок лежит расслабившись ,глаза должны быть закрыты.

7. “Кощей бессмертный”. Ребенку требуется сесть на пол на колени и на пятки, руки развести в стороны и согнуть в локтях так, что бы они свободно повисали, в то время локти должны быть параллельно полу. Если Данная поза вызывает затруднения, можно помочь зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Все тело кроме рук должно быть напряжено. Поза держится максимально долго, после этого, ребенку дается время на отдых и задание повторяется.

8. “Марионетки”. Задача детей-представить что они превратились в куклы- марионетки, которых подвешивают за определенную часть тела. Дети должны напрячь ту часть тела, за которую они «подвешены», эта часть тела напряжена и не двигается. Все остальное следует расслабить.

9. “Кулачки”. Ребенок должен согнуть руки в локтях, далее он сжимает и разжимает кисти рук, постепенно увеличивая темп. Задание следует выполнять до максимальной усталости кистей. После чего руки расслабляются и встряхиваются.

10. “Яйцо”. Для выполнения этого упражнения, потребуется большая простыня. Ребенок садится на корточки, прячет голову в колени и обхватывает их руками. Взрослый должен собрать простыню так, чтобы ребенок оказался как будто в яйце, и, крепко держа края простыни над головой «цыпленка», начать раскачивать «яйцо» в разные стороны. После чего «цыпленок» должен «вылупиться из скорлупы», активно работая всеми частями тела . При этом взрослый должен некоторое время удерживать ребенка в «яйце»

Далее предоставлены упражнения, направленные на развитие крупной моторики, формирования одновременных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

1. “Бревнышко”. Для выполнения этого упражнения, предлагается лечь на спину, ноги вместе, руки вытянуть над головой. В этом положении дети перекатываются сначала в одну сторону, потом в другую.

2. “Колобок”. Это упражнение, предусматривает, что ребенок, ляжет на спину, подтянет колени к груди, обхватив их руками и подтянет голову к коленям. В таком положении можно перекатиться сначала в одну, потом в другую сторону.

4. «Гусеница». Лежа на животе, дети «превращаются» в гусеницу. Для это потребуется согнуть руки в локтях, ладони при этом должны упираться в пол на уровне плеч. Далее нужно выпрямить руки и лечь на пол, после этого руки загибаются, поднимается таз, после этого подтягиваем колени к локтям.

5. Ползанье на животе. После того, как ребенку без особых затруднений будет даваться ползание по-пластунски, следует предложить поползать на руках, ноги в это время должны быть расслаблены. После этого, можно начать ползать только Затем только при помощи ног, руки должны быть за спиной. Более сложный вариант, когда руки находятся за головой, локти в стороны.

6. «Червячок». Задание потребует немалых усилий и изворотливости. Оно заключается к в том, что на животе ( или на спине) , без помощи рук или ног нужно проползти определенное расстояние.

7. “Слоник”. Ребенок становится на руки и ноги так, чтобы распределить вес поровну. И выполняет одновременные шаги сначала правой стороной, потом левой. На следующем этапе задание усложняется и ноги идут параллельно, а руки наперекрест, потом поменять руки параллельно, а ноги наперекрест.

8. Шаг на месте. Ребенок должен маршировать на месте, при этом высоко поднимать колени. Руки в это время висят вдоль тела.

9. «Сложная маршировка». В этом упражнении предлагается встать ровно, прямые руки следует вытянуть вперед. У одной руки ладонь смотрит вверх, у другой вниз. Ребенок должен начать маршировать, но на каждый шаг менять положение ладоней. Позже задание усложняется, и ладони меняются каждые два шага.

10. “Ласточка”. Для выполнения этого упражнения требуется встать на одну ногу, вторую вытянуть назад параллельно полу, туловище наклонить вперед, руки развести в стороны. После следует усложнить задачу, и закрыть глаза.

Задание на развитие пространственных представлений.

1. Каждое из направлений следует закрепить определенным движением. Например: “вверх” – ребенок должен подпрыгнуть, “вниз” – нужно присесть, “вправо” – выполняется прыжок с разворотом направо, “влево” – ребенок прыгает с разворотом налево.

2. Карта. Педагог должен нарисовать план, по которому ребенку нужно найти какой-либо предмет в комнате или здании.

Комплекс упражнений, для развития мимической моторики:

1. «Зеркало». Дети должны представить, что они пришли в магазин зеркал. После чего они делятся на пары, одна половина детей – «зеркала», другая- различные зверюшки или любимые персонажи из сказок.

«Посетители магазина» , должны ходить и строить рожицы, а «зеркала»- должны точно «отражать» выражения их лиц.

2. «Покажи эмоции». Ребенок должен с помощью выражения лица показать другим детям эмоцию. Другие дети должны отгадать, что чувствует данный ребенок. Для этого заранее нужно обсудить, как мы покажем, например, удивление или восторг.

Задания, направленные на развитие артикуляционной моторики:

Для развития артикуляционной моторики, можно использовать упражнения в виде стишков. Логопед должен произносить слова и объяснять какие движения нужно выполнять. При индивидуальной работе стишки можно дополнить картинным материалом.

– Раз – мы песенку запели (нужно широко открыть и закрыть рот)

– Два – мы пры