Стимулировать развитие мозга ребенка

Нервная система человека, недавно появившегося на свет, еще незрелая. Она будет совершенствоваться годами. Неудивительно, что заботливые родители пристально вглядываются в своего кроху – а нет ли у него каких-нибудь отклонений?
Малыш бывает беспокойным перед сном? Иногда дрожит подбородок, дергаются ручки, ножки, малыш обильно и часто срыгивает, отстает в развитии от сверстников? У карапуза задержка речевого развития или он не хочет садиться и ходить в среднестатистический срок? Все эти симптомы могут быть признаком как естественной для крох незрелости нервной системы, так и серьезного заболевания.
Когда вопрос встает, что называется, ребром, родителям и детским врачам некогда ждать, пройдут ли тревожные симптомы со временем.
Ведь чем старше ребенок, тем сложнее исправить отклонения, вызванные неврологическими патологиями. В этой ситуации детям назначают ноотропные препараты. Пугаться не стоит – по статистике, их выписывают каждому третьему малышу.
Что это такое?
Ноотропы – это нейрометаболические стимуляторы. Проще говоря, препараты, которые активно действуют на высшие психические функции мозга, улучшают кровообращение и работу нервной системы, стимулируют обменные процессы в нервных тканях. В международной классификации у ноотропных средств нет отдельной группы, их объединили с психостимуляторами. Но это также не повод для волнений.
Действие
Ноотропное действие основано на нескольких процессах. Они улучшают энергетическое состояние нервных клеток (нейронов), ускоряют процессы, протекающие в центральной нервной системе, насыщают мозг кислородом, укрепляют мембраны нервных клеток, увеличивают скорость импульсов в мозге. Как следствие, обменные процессы в мозге значительно улучшаются, «крепчает» память, «оживляется» восприятие. Позитивно ноотропы действуют и на механизмы мышления, увеличивают интеллектуальные способности. Именно за это ноотропы получили свое второе неофициальное имя – «стимуляторы познания».
Ноотропные препараты бывают различной классификации, всего их более 20 видов. Это более сотни названий.
Показания к применению
Ноотропные препараты детям назначают при следующих заболеваниях и состояниях:
- Отставание в развитии психики ребенка,
- Задержка развития речи,
- Последствия внутриутробного страдания малыша, в ходе которого оказалась пораженной центральная нервная система,
- Травмы головы (сотрясения мозга, ЧМТ),
- Синдром дефицита внимания,
- Различные формы умственной отсталости,
- Детский церебральный паралич (ДЦП),
Кроме того, отдельные виды ноотропных препаратов, скорее всего, назначат при сильном заикании, нарушении сна у ребенка, расстройствах мочеиспускания, мигрени, сильных головокружениях. Ноотропы применяют для лечения гиперкинезов (это хаотичные судорожные случайно возникающие движения руками и ногами у детей), а также для профилактики укачивания. Кроме того, ноотропные препараты для лечения детей применяются в офтальмологии, токсикологии, травматологии.
За и против
Несмотря на свое довольно позитивное воздействие на организм, споры и научные дискуссии вокруг ноотропов не утихают. Широкое применение эти препараты нашли только в России и странах бывшего СНГ. Вероятно потому, что их начали использовать в нашей медицине еще в середине XX века. Европейские и американские врачи, к примеру, отказываются назначать ноотропы своим маленьким пациентам.
Причина в том, что эффективность и пользу ноотропных средств научно доказать пока не удалось. Хотя все согласны с тем, что особого вреда от них тоже нет. А какой тогда смысл лечить ноотропами всех и вся, если речь, конечно, не идет о перечне заболеваний, указанном выше? Такого мнения, в частности, придерживаются известные врачи Рошаль и Комаровский. Некоторые специалисты предлагают даже перевести ноотропные препараты из категории лекарственных средств в категорию биологически активных добавок.
Автор следующего видеоролика расскажет, как ноотропные препараты влияют на мозг.
Какие препараты может назначить врач?
- Главный и самый первый в истории ноотроп, «отец-основатель» всех остальных препаратов этого семейства, – Пирацетам. Большинству россиян и жителей стран бывшего СНГ он знаком и по другим названиям-синонимам: Ноотропил, Церебрил, Луцетам, Ойкамид и др.
Пирацетам синтезировали более полувека назад. Препарат благотворно влияет на мозг, стимулирует память, увеличивает способности к интеллектуальным нагрузкам и мотивирует к обучению, способствует концентрации внимания. Выпускается в капсулах, ампулах и в таблетках. Детям до года Пирацетам не рекомендуется. Кроме того, этот препарат не походит малышам с психомоторным возбуждением.
Среди побочных явлений от приема «Пирацетама» – бессонница, нарушение координации движений, раздражительность, спутанность сознания.
- Еще один очень популярный у российских педиатров препарат – Пантогам. Это ноотропное противосудорожное средство. Выпускается в форме таблеток и сиропа. Его доктор может прописать вашему малышу с первых дней жизни.
Лекарство улучшает состояние детей с различными формами ДЦП, шизофренией, аутизма. Кроме того, Пантогам помогает при недержании мочи, детских нервных тиках, синдроме гиперактивности и задержке речевого развития. Побочные действия сведены к минимуму, к сонливости и аллергической реакции на какой-либо компонент Пантогама.
- Пикамилон – расширяющий сосуды мозга ноотропный препарат, аналог Пирацетама. Помимо прочего, обладает психостимулирующим и легким транквилизирующим действием. Выпускается в ампулах для внутривенного и внутримышечного введения и в таблетках. Не рекомендуется детям до 3 лет.
Нередко Пикамилон назначают чрезмерно тревожным, эмоционально-нестабильным детям. Кроме того, этот ноотроп принимают для повышения выносливости в условиях физических и психических перегрузок, например, спортсмены.
Среди побочных действий – головная боль, тошнота, кожный зуд. Препарат нельзя принимать ребенку, имеющему проблемы с почками.
- Фенибут – современный ноотроп, который достаточно часто назначают детям. Он стимулирует деятельность нервной системы, повышает умственную работоспособность, улучшает память, помогает школьникам справляться с перегрузками в процессе обучения. Эффект транквилизатора помогает снять тревогу, раздражительность, улучшить сон. Выпускается в таблетках и порошках. Этот препарат низкотоксичен, а потому его прописывают детям с 2 лет. Среди побочных явлений – головокружение, сонливость, тошнота.
В следующем видеоролике можно увидеть подробный обзор ноотропного препарата Фенибут.
- Пиритинол – ноотропное средство с незначительным седативным эффектом. Часто его советуют принимать при депрессивных состояниях, вегето – сосудистой дистонии, повышенной утомляемости, задержке психического развития. Подходит детям с 1 года. Имеет достаточно большой перечень побочных действий от тошноты до полимиозита, диспноэ и потери вкусовых ощущений.
- Циннаризин (синонимы Балциннарзин, Вертизин, Дизирон, Циннарон, Циризин) – это ноотроп, в инструкции по применению к которому сказано, что детям до 12 лет он не рекомендован. Однако многие врачи уже давно прописывают этот препарат малышам до года, и утверждают о положительном его воздействии. Впрочем, эффективность лекарства не была доказана, а вот побочные действия у пациентов фиксировали. У этого препарата они довольны серьезные: нарушения деятельности печени и почек, падение давления, головные боли. Выпускается Циннаризин в капсулах и таблетках.
- Семакс – один из любимых педиатрами ноотропных препаратов. Он выпускается в виде капель в нос, а потому применять его удобно даже самым маленьким пациентам. Семакс приходит на помощь в тех случаях, когда у детей наблюдается задержка речевого развития, нарушения сна, гипервозбудимость, капризность. Среди побочных явлений – головокружение, раздражение слизистой оболочки носа.
- Прекрасным вариантом может быть простейшая аминоуксусная кислота Глицин. Она обладает всеми достоинствами ноотропов, но лишена пугающих побочных явлений. Глицин назначают малышам любого возраста. Препарат регулирует процессы возбуждения и торможения. В результате у ребенка повышается внимание, существенно улучшается обучаемость, нормализуется ночной сон.
Перечислить все препараты ноотропного семейства практически невозможно, их очень много, к тому же фармацевтическая промышленность на месте не стоит, и почти каждый год представляет что-то новое. Искать новые формулы в ноотропных препаратах выгодно, ведь эти средства довольно востребованы и взрослыми, и детьми.
- Из «новинок» хочется отметить японский ноотроп Гаммалон. Стоимость этого препарата превышает стоимость его родоначальника Пирацетама более чем в 100 раз. Упаковка препарата из страны Восходящего Солнца стоит около 2500 рублей за упаковку (100 таблеток).
По отзывам в Интернете, он помогает даже детям с тяжелыми формами аутизма и детского церебрального паралича, облегчает их состояние. Но у ряда медиков Гаммалон вызывает сомнения. Дело в том, что даже поверхностный анализ инструкции по применению наблюдательным пациентам может подсказать, что в составе японского «чудо-лекарства» одна-единственная аминокислота – гамма-аминомасляная.
Ноотроп с таким же точным составом – Аминалон. Только стоит он всего 99 рублей. Практичный подход к вопросу подсказывает, что японский Гаммалон -просто удачный маркетинговый ход, тем более что и его эффективность и польза, как и у других ноотропных препаратов, научно доказана пока не была.
Вывод о диагностике в России
В России сложилась своеобразная практика диагностики. Врачи в поликлинике ради «перестраховки» могут поставить неврологический или даже психиатрический диагноз любому ребенку с повышенной возбудимостью, очень подвижному или тревожному. По большому счету, был бы человек, а диагноз найдется.
Врачей за это осуждать нельзя. Им так предписывает Минздрав. Ведь пропустить начинающееся заболевание еще страшнее. Родители начинают лечить малыша назначенными осторожным врачом ноотропными препаратами, не зная на самом деле, вредны ли они. При реально существующем заболевании ноотропы эффективны, но в случае врачебной «перестраховки» препарат здоровому ребенку не принесет ровным счетом ничего, кроме вероятных «побочек».
Нет у докторов и точных и единых критериев оценки поведения маленьких детей. Поэтому установить грань между обычным беспокойным ребенком и малышом с неврологическим заболеванием довольно сложно.
Несмотря на все методы диагностики, решение дилеммы «Норма или патология» ложится на плечи доктора и в конечном счете определятся только им. А это благодатная почва для врачебных ошибок и тех самых перестраховок «на всякий случай».
Главный принцип любого врача – «Не навреди», и испытывать на ребенке средства в поисках возможности получить наконец список препаратов с доказанной эффективностью, по меньшей мере недальновидно и неэтично. Пусть лучше статистику пополняют лабораторные животные.
Однако если серьезный диагноз уже поставлен, то отказываться от приема ноотропов не стоит. И уже тем более не надо покупать ноотропные средства в аптеке самостоятельно, не посоветовавшись с врачом, прислушиваясь только к рекламным роликам, вещающим о том, как помочь ребенку нормализовать сон, наладить учебу в школе или снять гиперактивность. Ноотропов много, а ребенок у вас один. Берегите его!
Подробнее о ноотропах смотрите в следующем видео.
Источник
Учителя бьют тревогу: школьники не могут сконцентрироваться, плохо запоминают информацию, не воспринимают длинные тексты, не вникают в суть. Всему виной так называемое клиповое мышление, которое диагностируют у 80% учеников.
Наш мозг очень пластичен, и его нужно развивать. Начинать лучше с маленького возраста и совсем несложных упражнений с игровой механикой. Этого можно достичь, приобщая малыша к выполнению повседневных действий. Когда ребенок получает разный жизненный опыт и выполняет разные действия, его мозг развивается. А подключая осязание, обоняние, зрение, слух, память и вкус мы еще больше способствуем этому.
Раскрывай способности ребенка. Разблокируй мозг. Используй скрытые резервы!
Если ты хочешь развить аналитическое мышление, внимательность и способность к концентрации, внедряй эти советы. Они будут полезны не только детям, но и взрослым.
1 Вводи новые правила
Чтобы развивать и тренировать мозг, желательно делать каждый день что-то новое, не так, как привыкли. Попробуй предложить малышу чистить зубы, есть, рисовать, писать, печатать или ловить мяч другой рукой. Это упражнение поможет мозгу вырабатывать новые нейронные связи. Он начнет задействовать больше ресурсов и использовать максимум потенциала.
С рождения у большинства людей одна часть мозга является ведущей. Просто обычная замена руки поможет развить вторую часть мозга. Все прогрессивные страны уже отметили пользу писать левой рукой: развивается правое полушарие головного мозга, отвечающее за обработку невербальной информации, пространственную ориентацию, воображение, эмоциональный интеллект. Ученые выяснили, что человек, который умеет писать обеими руками, — творческий и находчивый.
Своему ребенку это испытание преподнеси как игру. За усердие малыша можно наградить небольшим подарком.
2 Больше играй
Играй с ребенком за завтраком, обедом, или ужином, параллельно тренируя обонятельную и вкусовую память. Пусть малыш закроет глаза, а ты дашь ему кусочек яблока, моркови, ложечку пюре или каши. Сначала пусть он попробует распознать запах, а потом вкус. Обычно такое упражнение детки воспринимают на «ура».
3 Тренируй память
В любую свободную минуту помогай малышу тренировать память и внимательность. Возьми какой-нибудь предмет и положи его перед ребенком. Попроси запомнить детали и закрыть глаза. Пусть он опишет предмет.
Начинай с простого, например, ручки. Постепенно усложняй задачу. Покажи маленькому исследователю куклу, затем убери ее. Задавай уточняющие вопросы. Спроси, например, какого цвета глаза, что надето на куклу, есть ли у нее бантик.
4 Используй игру «На что похоже?»
Развивай ассоциативное мышление у ребенка при помощи игры «На что похоже?». Возьми любой предмет и предложи малышу подобрать как можно больше ассоциаций к нему.
Например, ручка может быть похожа на волшебную палочку, ракету, градусник.
5 Используй игру «Что изменилось?»
Как помочь развить внимание? В этом поможет игра «Что изменилось?». Разложи пять-десять игрушек и предложи ребенку запомнить их расположение. Затем пусть малыш закроет глаза, а ты должна поменять предметы местами. Что-то убирать или заменить. Ребенку нужно найти все изменения.
В эту игру можно играть дома или на прогулке. Каждый день искать, что изменилось в комнате, во дворе, по дороге. Это поможет развить не только внимание, но и память, а также пространственную ориентацию.
6 Развивай мелкую моторику
Это хорошо известно, но мы повторим. Потому что это действительно важно! Каждый день лепите с ребенком, собирайте конструктор, делайте пальчиковые игры.
Это помогает не только подготовить руку к письму, но и способствует развитию речевых центров.
7 Используй игру «В прошлой жизни»
Помогает развить воображение и мышление. Задача ребенка — определить, чем предмет был в прошлой жизни. Например, стул был деревом, дождь был тучей, бабочка — гусеницей.
8 Проси ребенка делать что-то двумя руками
Для развития межполушарного взаимодействия — основы интеллекта — очень полезно выполнять различные действия двумя руками одновременно.
Например, пусть ребенок попробует нарисовать одной рукой круг, а другой треугольник. Одной рукой — домик, другой — солнышко. Одной рукой мнет тесто, второй раскатывает. Это достаточно сложное, но веселое упражнение.
9 Используй игру «Проверка слуха»
Для развития слуховой памяти полезно слушать звуки с закрытыми глазами. Попробуй предложить малышу услышать и определить звуки в комнате или на улице. Можно, к примеру, использовать записи звуков природы.
10 Задействуй фотографическую память
Разложи на столе мелкие предметы: игрушки, пуговицы, спички. Начинай с пяти-семи предметов. Покажи их ребенку на одну секунду, затем закрой листом бумаги или платком. Ребенок должен вспомнить, сколько предметов было.
Если малыш называет без ошибок, количество предметов можно постепенно увеличить. В эту игру интересно играть и на прогулке: смотрим на витрину магазина, закрываем глаза и называем предметы.
11 Выбирай правильные книги
Если ты будешь внедрять эти простые упражнения в ежедневную жизнь, то уже скоро заметишь результаты. Ребенок станет более внимательным и усидчивым, будет лучше запоминать и быстрее соображать.
Еще больше развить ребенка в игровой форме помогут полезные книги, которые стимулируют эмоциональное развитие и ассоциативное мышление.
Рано или поздно все родители задумываются о том, как привить ребенку любовь к чтению. Некоторые ставят задачу более категорично: как заставить ребенка читать. Это зачастую принимает формы монотонной автоматизации навыка или даже наказания. Но это ошибочная тактика, которая мало что дает! Секрет успеха в развитии скоромышления и положительной мотивации. В этой книге ты найдешь авторскую систему игровых заданий, которые улучшат технику чтения и заложат прочные основы для навыка скорочтения. Опытный педагог и нейропсихолог Гюзель Абдулова подскажет, как правильно организовать занятия и легко покорить вершины скорочтения. Для младшего школьного возраста.
Развивающая методика Gakken пользуется популярностью в Японии и во всем мире. На ее основе строится обучение в японских государственных детских садах. Тетради развивают у детей логическое мышление, творческий подход в решении задач, способность к критическому мышлению. Стимулируют эмоциональное развитие и ассоциативное мышление.
Эксперт
Нейропсихолог, педагог, тренер, автор 9 книг по развитию памяти и скорочтению издательства АСТ. Имеет опыт преподавания более 26 лет, руководит центром интеллектуальных технологий «Эйдос»
Источник