Стеснительный ребенок что делать 3 года
Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям – настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.
Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам – тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.
Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.
Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай – ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».
«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, – добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. – Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.
Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».
Поощряйте самостоятельность
Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет – собирают портфель в школу, а в 12 – выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше – даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.
Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.
Не формируйте картину мира, полную опасностей
«На эту горку нельзя, она сильно высокая – упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.
Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, – большая ошибка.
Объясните ребенку, что ошибки – это нормально
Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.
«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, – поясняет Инна Александровна. – Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.
И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция – «даже не буду пробовать, все равно не получится».
Объясните ребенку, что ошибка – не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки – развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.
Хвалите вместо необоснованной критики
Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.
Похвала мамы и папы – вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной – правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?
«Хвалите усилие, а не результат, – советует Инна Александровна. – Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».
«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», – поясняет Инна Александровна.
«Еще один способ похвалить ребенка – подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. “Тебе нравится твой рисунок?”, “Что было самым сложным?”, “Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?” – вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», – советует Инна Александровна.
«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом – о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», – добавляет Инна Александровна.
Дайте ребенку право слова
Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте – для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.
Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.
Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша – что его беспокоит и тревожит.
Практикуйте с ребенком социальные сценарии
Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.
Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение”сочини рассказ”. Его можно практиковать везде – и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду – что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».
«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. – добавляет Любовь Быкова, – А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».
«Простейший инструмент психокоррекции – устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, – советует Инна Александровна.
Помогите ребенку расширить круг общения
У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи – это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.
Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство – это не страшно, а интересно.
«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, – говорит Любовь Быкова. – Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».
«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. – советует Любовь Быкова. – При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше – большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».
Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты – тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.
Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.
Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».
Источник
В современном мире, где ценятся активность, умение постоять за себя, уверенность и общительность – детям с более мягким и уступчивым характером приходится особенно нелегко. Как и непросто родителям, обеспокоенных робостью малыша.
Их легко понять! Ведь, когда видишь, что ребенок боится подойти и попросить игрушку у соседского мальчишки или не отвечает на уроках, даже зная правильный ответ, невольно в голову приходит вопрос: каким он вырастет?
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА – ЭТО НОРМАЛЬНО?
Застенчивость может проявляться в таких ситуациях как:
поход в гости, общение с малознакомыми людьми;
на этапах социализации в школе и в саду;
с родственниками, которых малыш видит редко;
И это лишь небольшая часть ситуаций. Стеснительность проявляется молчанием, отсутствием контакта “глаз в глаза”, робкими и односложными ответами, пугливостью. Дитя то и дело жмется к маме, прячется и отворачивается. Или же просто не пытается наладить знакомство самостоятельно, предпочитает уединение.
Думаю, что у каждого сохранились в душе моменты, когда мы вели себя застенчиво. Поэтому в этой черте нет совершенно ничего плохого, она встречается у очень многих детей!
По результатам американских исследований, 80% опрошенных сказали, что страдали от стеснительности в разные периоды своей жизни. На территории стран СНГ (исследование В. Н. Куницыной) около 30 % женщин и 23 % мужчин отнесли себя к застенчивым людям.
Психологи рассматривают застенчивость как целостное психическое явление. Это значит, что оно затрагивает всю личность целиком и может быть как переходным этапом в формировании характера, так и постоянной чертой!
Как же разобраться: останется ли мой малыш таким навсегда или со временем отбросит робость? Для этого необходимо рассмотреть основные причины, которым вызвана стеснительность.
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК СТЕСНЯЕТСЯ?
Неуверенность в себе, страх перед незнакомцами, невозможность постоять за себя – появление подобных характеристик у ребенка может иметь разные источники. Давайте рассмотрим основные из них.
Застенчивость как особенность возрастного периода
Такая черта как стеснительность может быть вовсе не связана с характером. Конечно, у бойких и общительных малышей она встречается реже, но даже они могут стать жертвой робости, оказавшись в новом социальном окружении.
Появление детской застенчивости – нормальное явление для младшего школьного возраста. Наиболее ярко оно выражается в возрасте пяти лет, что связано с возрастающей потребностью малыша в одобрении со стороны взрослых.
Конечно же, частенько стеснительность сопровождают переходные этапы в социальной жизни: поход в сад или школу, смену коллектива. К примеру, ребенок был привычный к одному кругу, а тут его переводят в новый класс, где у него нет друзей – настоящий стресс! В таких ситуациях родителю нет нужды беспокоится. Достаточно лишь выждать время, когда круговорот общения опять закрутится вокруг школьника.
Отдельно стоит рассматривать подростковую застенчивость, которая характерна именно для этого возрастного периода. Даже если ребенок был бойким и веселым, в этот “трудный возраст” он начнет сомневаться в себе и испытывать новые социальные страхи: осуждения, критики, непонимания, неприятия со стороны группы.
Многих подростков преследуют мучительные фантазии о том, что все за ним наблюдают, посмеиваются за спиной. Он может отказаться выступать на публике, чтобы не быть публично униженным. И это тоже нормально! Стоит терпеливо отнестись к этим особенностями, даже если они доставляют немало хлопот. Вполне вероятно, что уже через несколько лет от них не останется и следа.
Застенчивость как неумение коммуницировать
Очень часто мы путаем детскую стеснительность с банальным неумением вступать в диалог. Когда вы в очередной раз заметите, что с вашим малышом пытаются подружиться сверстники, а он разворачивается и бежит к вам, задайтесь вопросом: знает ли ребенок, что делать в такой ситуации?
Большинству детей крайне не хватает навыков социального взаимодействия. Мы просто не учим их правильному общению, а сами они не всегда справляются. Потренируйтесь вместе с малышом знакомиться, обмениваться игрушками, отвечать на простые вопросы. Для этого вы можете использовать фигурки, куклы, поучительные сказки. Если детей несколько – предложите разыграть несколько сценок с разными сюжетами.
Стоит отметить, что именно нехватка навыков общения у детей часто является источником не только робкого, но и агрессивного поведения по отношению к другим.
Застенчивость как черта характера
Да, вполне возможно, что робость и стеснительность – лишь проявление структуры личности вашего малыша, которая является врожденной. Плохая новость в том, что люди с такими чертами их не “перерастут”. Возможно, будут бороться с ними на протяжении всей жизни.
Но есть и хорошая новость – такие люди обладают множеством других, позитивных черт! Они более чувствительны, но при этом лучше понимают других людей. Впечатлительны, но способны к сочувствию. Им сложно пойти на первый контакт, но в близком общении они открыты, доверчивы и душевны.
Если ваш ребенок
впечатлительный, тревожный, склонен к страхам и переживаниям;
сторонится шума, сверстников, избегает незнакомцев;
неразговорчивый, напряженный даже в кругу близких;
сильно переживает из-за неудач, долго обижается, тяжело отходит от потрясений;
с беспокойных ситуациях склонен к проявлению таких симптомов на уровне тела как: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле.
то, скорее всего, робость является частью его врожденных особенностей. Такие дети обладают чувствительной нервной системой, им сложно выносить громкие звуки или яркий свет.
Они тяжело переносят расставание с родителями, даже временное. Если вы столкнулись с такой проблемой, обязательно прочтите мою статью “Ребенок боится оставаться без мамы”.
Я и сама в детстве была стеснительной…
Свою историю борьбы с робостью я рассказала на эфире “Ребенок стесняется”. Посмотрите его, чтобы узнать как помочь вашему малышу преодолеть это тревожное состояние. В видео вы найдете не только мой личный опыт, но и научные факты, проверенные многолетней практикой работы с детьми и их родителями.
4. Приобретенная застенчивость
Иногда робость может развиться у ребенка, который столкнулся с:
травматическими событиями;
враждебным окружением;
тяжелым заболеванием;
Часто застенчивыми становятся дети с трудности со зрением или слухом, дефектами речи, хроническими болезнями и другими физическими особенностями, которые делают их непохожими на сверстников. Можно сказать, что они заранее стесняются себя и той оценки, которую окружающие могут им дать, ведь уже сталкивались с негативным опытом.
КАК ПОМОЧЬ ЗАСТЕНЧИВОМУ РЕБЕНКУ?
Тихие и робкие дети требуют особого подхода от родителей и воспитателей. Они понимают больше, чем могут выразить, реже проявляют яркие эмоции, мнительны и не уверены в себе. Поэтому для начала разберем, каких ошибок в поведении не нужно допускать, чтобы не навредить малышу:
Такие дети ранимы, поэтому к ним стоит относиться более мягко. Они чувствительны к крику, повышенному голосу, понуканиями и наказаниям. Поверьте, для такого ребенка ваше недовольство – уже повод корить себя. Они обладают сильным чувством стыда, поэтому способны наказать себя самостоятельно, без вашего участия. Частые запреты, одергивания и строгость со стороны родителей приведут только к большей заторможенности и повторению осуждаемых действий (от страха перед ошибкой).
В тоже время, не стоит слишком опекать такого малыша. Иногда родители, опасаясь за душевное равновесие ребенка, начисто лишают его возможности попробовать свои силы в общении с другими. В такой семье он станет только более замкнутым и несмелым, а способность к самостоятельному решению проблем и вовсе атрофируется.
Если вы чувствуете, что очень тревожитесь за ребенка и склонны к гиперопеке, у меня есть отдельная статья для вас – “Гиперопека у родителей”. В ней вы узнаете как снизить уровень беспокойства и дать ребенку столько свободы, сколько ему нужно для обретения самостоятельности в будущем.
Чтобы проделать работу над ошибками, удостоверьтесь, что соблюдаете в воспитании такие моменты:
Не отвергаете ребенка и не окружаете запретами и строгими приказами.
Общаетесь с ним деликатно, не показываете разочарованность в нем и его робком характере.
Делаете все, чтобы малыш чувствовал себя рядом с вами защищенным.
Повышаете его самооценку: отмечаете успехи, хвалите и делаете комплименты.
Учите идти на разумный риск, не опускать руки после поражения.
Тренируете с ним навыки общения.
Не сравниваете его внешность и способности с другими детьми из его окружения.
Не подшучиваете над ним и не поощряете ситуации, где это могут сделать другие родственники или близкие (особенно братья/сестры).
Помогаете ребенку расширить круг знакомств.
Поверьте, соблюдая эти пункты, вы поможете малышу не только справиться с застенчивостью, но и подарите чувство одобрения и поддержки со стороны самых важных в его жизни людей – родителей. Эти чувства он пронесет с собой через всю жизнь!
Что касается целенаправленной работы над застенчивостью, то она ведется в нескольких направлениях:
повышение самооценки ребенка;
работа над уверенностью в себе (а это умение достигать результатов и правильной оценивать их);
коррекция страхов и тревожных мыслей;
помощь в снятии физического напряжения;
улучшение навыков коммуникации и умения выражать свои эмоции, говорить открыто;
работа над навыками самоконтроля.
Родителям рекомендуется привлекать малыша к выполнению различный поручений, где необходимо обратиться к другим людям (купить конфету в магазине, поблагодарить официанта, вернуть человеку упавшую вещь и пр). Это должны быть задания, которые под силу ребенку! Если ваше чадо стесняется настолько, что выполнение таких поручений для него мучительно – не нужно заставлять бороться с собой. Помогайте ему идти к цели шажками, по чуть-чуть.
Также обратите внимание на окружение ребенка в школе, саду или на площадке. Есть вероятность, что в группе найдутся обидчики, с которыми малышу трудно справиться. Обратите внимание педагога на наличие конфликтов между детьми, покажите вашему чаду, что он может найти защиту у взрослых. Ни в коем случае не бросайте такого ребенка наедине с агрессорами.
Помните, что повысить самооценку и уверенность за один день невозможно. Используйте позитивные методы мотивации, чтобы малыш видел свои успехи и получал за них награду. Отмечайте его достижения в присутствии других людей, даже если он робеет.
Также рекомендуется использовать специальные психокоррекционные игры.
Игры для поднятия самооценки ребенка
“Комплименты”
Объясните малышу значение слова “комплимент” (доброе, приятное слово, сказанное другому человеку), сядьте всей семьей в комнате напротив друг друга и по очереди называйте черты другого, которые заслуживают похвалы. В процессе игры учите ребенка не только отмечать внешность (“У мамы красивые глаза”), но и душевные качества других людей (“Она очень ласковая”). Помогите ребенку выделить свои позитивные качества.
“Я умею”
Семья собирается в одной комнате, ведущий берет в руки мячик и кидает его другому игроку, называя свой навык. Например, “Я умею печь торт. А что умеешь ты?”. Ответчик называет свое умение и кидает мяч другому, по очереди. Такая игра поможет ребенку оценить свои реальные успехи в освоении тех или иных занятий, продемонстрировать их перед другими. Также такие игры помогают развивать речь, обогащают словарный запас малыша и способствуют улучшению коммуникативных навыков.
Работа с тревогой
Застенчивые дети очень часто страдают от симптомов тревожного расстройства: болей в животе, кома в горле, затрудненного дыхания, учащенного сердцебиения. Чтобы помочь малышу справиться с такой ситуацией, необходима работа, которая включает освоение специальных техник.
Для этого хорошо подойдут ролевые игры, где дети разыгрывают между собой тревожные ситуации. Если ребенок один, вы можете использовать куклы или игрушки, которые выполнят роли персонажей в истории.
Для снятия мышечного напряжение необходимо использовать подвижные игры (робкие дети малоактивны) или игры с телесным контактом (“Квач”, догонялки, ладушки).
Хорошо помогает арт-терапия. Предложите ребенку нарисовать свои страхи, а затем порвать их и выбросить в мусорное ведро. Еще несколько техник на проработки тревоги я даю в статье “Ребенок боится остаться без мамы”, которая также пригодится родителям переживательных деток.
Более того, тревожным малышам я посвятила целую книгу! В ее основе лежит опыт моей семьи: я сама была впечатлительным ребенком, а теперь воспитываю сына, который испытывает схожие трудности.
Книга называется “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”, и это не просто детская сказка, а целый психокоррекционный комплекс! В ней ребенок увидит героя, который максимально похож на него самого.
Мальчик очень тревожится, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. В животе героя закручивается пружина, которая мешает ему спать, а пугающие мысли так и лезут в голову…
Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и новые задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями.
Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов.
Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!
А в комментариях напишите, удалось ли понять причину застенчивости вашего малыша? Или еще остались вопросы?
Источник