Степень нормативности развития ребенка
Лекция. Проблема школьной неуспеваемости. Норма и отклонение в психическом развитии.
Литература.
1.Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 2008.
2.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /Сост. В.И. Дубровина и др. – М.: Академия, 2009.
3.Зейгарник Б. В. Патопсихология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008 с.
4.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 2001.
5. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2000.
6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2000.
7.Марилов В. В. Общая психопатология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.
8.Теоретические основы процесса обучения / Под ред. В.В. Краевского. М., 2008.
Обращение к проблеме нормы и отклонений от нее является традиционным для психологии (и особенно возрастной). В классической литературе можно встретить указания на то, что в целом норма и патология (отклонения) – понятия социальные. Об этом писал К.Юнг в «Тэвистокских лекциях», К. Хорни в «Невротической личности нашего времени».
С точки зрения Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского, норма развития – это не усреднённый для данной возрастной группы, а оптимальный с точки зрения общества уровень.
Д.Б. Эльконин утверждал, что норма – это тот высший уровень достижений, который может случиться, если я начинаю действовать (если я не действую, то этого не случится).
Л.Пожар предлагает следующие критерии нормальности.
Ребенок считается нормальным:
– когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста;
– когда ребёнок развивается в соответствии и его собственным общим направлением (развитие индивидуальных способностей и возможностей)
– когда ребёнок развивается в соответствии с требованиями общества.
С проблемой нормы тесно связана проблема нормативности развития. Л.С. Выготский предлагает симптомологию детских возрастов с выделением ряда надежных признаков. По Л.С. Выготскому, нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенетического развития. При оценке соответствия уровня развития «возрастной норме» необходимо учитывать три характеристики:
1)особенности социальной ситуации развития (тип образовательного или воспитательного учреждения, круг общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т.п.);
2)уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития;
3)уровень развития ведущей деятельности как деятельности, играющей решающую роль в развитии.
Т.о. отклонение – это расхождение с некоторой нормой, ценностями, установками, рассматривающееся как проявление трудностей развития. Это выхождение за пределы некой нормы.
В 1927 г. Швальде впервые употребил термин дизонтогения, обозначая им отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии этот термин приобрёл более широкое значение, им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза.
Аномальные дети – это дети, имеющие значительное отклонение от нормального физического и психического развития, вызванное серьёзными врождёнными или приобретёнными дефектами.
Дефект – физический или психический недостаток, вызвавший нарушение нормального развития ребёнка. Наличие того или иного дефекта ещё не предопределяет аномального развития. Например, потеря слуха на 1 ухо, поражение зрения на 1 глаз ещё не ведут к дефекту развития, т.к. сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Эти дефекты не нарушают общение с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе, эти дефекты не являются причиной аномального развития.
Дефекты у взрослого человека, достигшего определённого уровня психического развития не могут привести к отклонениям, так как развитие его психики шло в нормальных условиях.
Т.о., аномальными считаются дети с нарушениями психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.
К основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)
2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).
3. Дети, с тяжёлыми нарушениями речи (логопаты)
4. Дети, с нарушениями интеллектуального развития (УО, дети с ЗПР).
5.Дети, с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые УО, глухие УО)
6. Дети, с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
7. Дети с психопатическими формами поведения.
В процессе аномального развития проявляются особые положительные адаптационные способности ребёнка (у слепых детей остро развито чувство расстояния, слуховое восприятие).
Источник
Использование самого понятия «норма» по отношению к развивающемуся ребенку, к динамичному изменению не только отдельных психических процессов, состояний, но и изменению показателей их взаимодействия подвергается большому сомнению. К.М. Гуревич говорил об этом так: «Проблема нормативности диагностики развития далека от своего разрешения и смыкается с проблемой нормативности психического развития в разные возрастные периоды, а она очень сложна и мало разработана»1.
Не вполне определено и само понятие нормы, которое, безусловно, должно быть соотнесено не только с уровнем психологического и социального развития ребенка в конкретные периоды его взросления, но и с требованиями, предъявляемыми ребенку социумом.
Все это осложняется и постоянным глобальным изменением как социокультурных требований, предъявляемых ребенку окружающими (изменение образовательных программ всех уровней, семейных условий и обстановки, изменение детской и подростковой субкультур и т.п.), так и изменениями непосредственно психофизического и физиологического статуса ребенка [10]. Последние как бы модулируют и без того динамичные характеристики развития.
Все это не может не оказывать непосредственного влияния на показатели так называемых норм развития, тем или иным образом включенных в понятие статистической нормы [80].
Статистическая норма – это тот уровень психосоциального развития человека, который соответствует среднестатистическим (количественным) показателям, полученным при обследовании репрезентативной группы людей того же возрастного диапазона, пола, культуры и т.п. Статистическая норма представляет определенный диапазон значений какого-либо качества (физических или психических показателей, в том числе уровня интеллекта, его составляющих и пр.),
1Гуревич К.М. Психологическая диагностика. — М., 1997. — С. 218.
находящийся около среднего арифметического (х) в пределах стандартного отклонения (+ а) в ситуации, когда распределение всех значений данного признака признано нормативным.
Понятно, что люди, получившие диагностические количественные оценки, характеризующие тот или иной показатель психосоциального развития, выходящие за пределы (х ± а), признаются находящимися «несколько ниже нормы» (до -2 a), a еще более (до -3 а) — как «значительно ниже нормы». Соответственно интерпретируются и результаты, превышающие норму. Как видно из вышеприведенного, понятия «несколько ниже (выше)», «значительно ниже (выше)» по отношению к норме оказываются в определенной степени субъективными и неоднозначными для специалистов с точки зрения их качественного содержания.
Основной сложностью использования статистической нормы при диагностике уровня развития ребенка является то, что подобные оценки требуют (применительно к нашей стране) поистине гигантских исследований, большого количества соответствующих учреждений, научно-исследовательских институтов и т.п. Кроме того, их необходимо проводить постоянно и систематически, в том числе и в связи с постоянно меняющейся социальной ситуацией практически в каждом регионе. Все это не может не сказываться на особенностях распределений количественных показателей, входящих в определение статистической нормы.
Таким образом, следует считать использование понятия статистической нормы (в ее количественной представленности, например, в баллах, процентах или в уровневой оценке с использованием понятий «высокая», «средняя», «пограничная» и т.п.) предельно ограниченным, существующим всего лишь для отдельных категорий детей, на которых эта норма была получена. Обоснованность же перенесения подобных нормативов на детскую популяцию в целом представляется сомнительной.
Отказ от статистической нормы при оценке результатов обследования заставляет искать новые содержательные критерии оценки развития. В качестве последней должен использоваться не балл (или любая другая уровневая или шкальная оценка), не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого к выполнению определенного критериального задания. «Главная задача этих тестов — установить, что индивид умеет Делать, а не его место в выборке» [90, 217-218].
В основе критериально-ориентированной диагностики лежит представление о нормативности психического и личностного развития, долгое время разрабатываемое коллективом научных сотрудников Психологического института РАО под руководством доктора психологических наук К.М. Гуревича. Ими было выдвинуто наиболее адекватное в современных условиях и уже зарекомендовавшее себя на практике понятие «социально-психологический норматив» (СПН).
Социально-психологический норматив можно определить как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов… .требования, составляющие содержание СПН… являются идеальной моделью требований социальной общности к личности. …Такие требования… закреплены в виде правил, норм, предписаний… Они присутствуют в образовательных программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Такие нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества…. время их существования зависит от отнесенности к той или иной сфере психического, с одной стороны, и от темпов развития общества, с другой [90, 217-218].
В соответствии с этим критерием оценка результатов обследования должна проводиться по степени близости к данному для этого времени, культуры, географическому положению СПН. Последний, в свою очередь, дифференцируется в образовательно-возрастных границах.
С понятием социально-психологического норматива тесно смыкается понятие функциональной нормы [80], которое распространяется и на детей с отклоняющимся развитием. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом (тенденцией, направленностью) развития каждого человека.
Функциональная норма — своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью коррекционно-развивающей работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него особенностей. Достижение функциональной нормы выражается в том, что в процессе самостоятельного развития, обучения или в результате специализированной помощи наблюдаются гармоничные взаимоотношения между лично-стью и социумом, при которых удовлетворяются основные потребности личности, и личность полностью удовлетворяет тем требованиям, которые социум к ней предъявляет [80, 14].
Введение понятия СПН в структуру оценки получаемых результатов обследования позволяет иначе подойти к принципу нормативности развития (в частности, нормативности умственного развития — представлениям об идеальном умственном возрасте как об уровне требований, предъявляемых к ребенку школой), о котором в свое время говорил Л.С. Выготский. По существу, это заставляет принципиально пересмотреть способы обработки результатов любого психологического обследования. Приоритетным становится именно качественный анализ результатов, который (при правильно заложенном в используемую методику содержании, понятийном аппарате, стимуль-ном материале) позволяет выявлять трудности, особенности развития, определенные содержательные характеристики исследуемых психических процессов и состояний.
Из изложенного становится понятно, что в ситуации качественной оценки особенностей развития ребенка приоритетным и единственно адекватным в деятельности специального психолога становится клинический подход и, соответственно, клинически ориентированные диагностические методики, дающие возможность углубленного описания конкретного случая, реального ребенка с его индивидуальными особенностями психической деятельности и развития. Именно таким образом может быть осуществлена реальная оценка психического развития конкретного ребенка.
При таком подходе можно говорить об идеальной норме как о некоем оптимальном развитии личности, реализуемом в оптимальных для нее социокультурных условиях [30]. Очевидно, что подобное развитие вряд ли можно реально встретить на практике.
Идеальная норма (идеальный онтогенез) — несуществующее в реальности образование, имеющее исключительно теоретическую значимость как объект, обладающий набором свойств и качеств, существующих в сознании одного человека или группы лиц. Идеальная норма (модель нормы) не может служить критерием оценки реально протекающих процессов или состояний психики, но позволяет вычленить объективные закономерности психического развития, необходимые и достаточные условия для обеспечения успешности их формирования [30, 9].
Подобная модель служит целям исключительно теоретического «программного» описания развития. Она позволяет определить ту точку, начиная с которой будет «отсчитывать-ся» вначале индивидуальный вариант нормативного развития (условно-нормативное развитие), а затем, при выходе показателей психического развития из области условно-нормативного развития (области, задаваемой требованиями сред-непопуляционного социально-психологического норматива), — в область развития отклоняющегося.
На практике представление об идеальной норме нужно для создания методологической основы, включающей универсальные принципы и подходы к оценке общих закономерностей психического развития ребенка и частных, специфических особенностей, характерных для отдельных вариантов дизонтогенеза.
В диагностической деятельности психолога все время происходит сравнение, своеобразное внутреннее сканирование результатов оценки развития конкретного ребенка с субъективным представлением самого психолога о норме («местным» социально-психологическим нормативом). Часто встречается ситуация, когда из нескольких оцениваемых показателей развития ребенка одни удовлетворяют статистической (или даже идеальной) норме, а другие выходят за ее пределы. Чем больше показателей оценивается и анализируется специалистом, тем большими могут быть подобные рассогласования. Каким в таком случае следует признавать развитие ребенка?
Подобное противоречие может быть разрешено с помощью обращения к типологическому анализу и использованию типологической (или типичной — по О.Е. Грибовой) модели [30]. Такие типологические модели развития могут существовать как для условно нормативного, так и для отклоняющегося развития во всех его вариантах. Для нас, безусловно, интересна, в первую очередь, модель отклоняющегося развития (дизонтогенеза).
Таким образом, можно говорить о следующей системе анализа: идеальная модель дизонтогенеза — то есть модель, описывающая дефект в чистом (идеальном) виде; типологическая модель — учитывающая наиболее специфические для данного варианта отклоняющегося развития особенности; индивидуальная модель — определяющая конкретные индивидуальные особенности развития отдельного ребенка. Типологическая модель позволяет учитывать наиболее вероятные проявления одного из вариантов отклоняющегося развития, рассматривая совокупность симптомов, уже получившую в психологии статус психологического синдрома, в рамках синдромального подхода1. Именно типологические модели вариантов отклоняющегося развития позволяют поставить психологический диагноз, определить вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка. Самое главное — именно типологические психологические модели позволяют разработать адекватные программы коррек-ционно-развивающей работы психолога применительно и к групповой (подгрупповой), и к индивидуальной работе с ребенком.
Следует отметить, что создание идеальной модели отклоняющегося развития в ее противопоставлении к модели идеального онтогенеза — исключительно теоретическая задача. На основе анализа и теоретической интерпретации фактов проводится формулирование основных, универсальных закономерностей развития, в том числе и классификация основных типов отклоняющегося развития. Это позволяет говорить о наличии типологических показателей развития, своего рода типологических нормативов.
Понятие типологического норматива определяет совокупность наиболее частотных (качественных и количественных) характеристик и особенностей ребенка, отражающих специфический (типологический) вариант развития – своего рода психологический синдром.
Таким образом, применительно к обсуждаемому здесь понятию нормы типологический норматив занимает как бы промежуточное положение между статистической и функциональной нормой.
Практический работник, работая с конкретным ребенком, его индивидуальными, специфичными только для него особенностями поведения и развития, продвигается в своем анализе от этой реальности по направлению к типичной модели, учитывая характерные именно для нее параметры и показатели. Одновременно Сравниваются реаЛЬНЫе Показатели раз-
Заимствование из медицины понятия «синдром», пожалуй, одно из немногих устоявшихся в психологии понятий, использование которого психоло-Гами не вызывает явного неприятия у медиков.
вития ребенка и идеальные (в том числе и статистические) в рамках идеальной модели развития. Конечным итогом такого анализа является «подведение» реальных показателей под типологические.
В процессе обследования и последующего анализа результатов психолог должен вычленить из полученного набора характеристик и индивидуальных показателей развития ребенка систему дифференциальных признаков (показателей), которые в сравнении, с одной стороны, с идеальными (теоретическими), а с другой — с типологическими показателями позволяют определить конкретный случай отклоняющегося развития как один из типовых его вариантов. Именно в этом случае можно говорить о постановке психологического типологического диагноза. И только в этом случае мы можем воспользоваться столь же типовой коррекционно-развивающей программой и конкретными методиками и технологиями работы.
Сле.дует отметить, что при этом подходе реализуется основополагающий принцип деятельности «снизу вверх», который в данном случае может быть распространен и на системный психологический анализ развития. При теоретических разработках методических материалов и инструментария используется не менее фундаментальный принцип анализа «сверху вниз», который предполагает на основе модели идеального дизонтогенеза разработку универсальных закономерностей и теоретических моделей применительно к типичным вариантам развития.
Таким образом, как отмечает О.Е. Грибова: «…интересы психологов-“теоретиков” и психологов-“практиков” пересекаются на уровне “типичных моделей”» [30, 10]. Подобный подход позволяет достаточно эффективно разграничить области и уровни компетенции специалистов, определив объекты теоретического изучения и практической деятельности.
Источник