Статус ребенка в группе и развитие личности

Психологические исследования показывают, что негативные изменения личности ребенка обусловлены, прежде всего, нарушениями межличностных отношений, его низким статусом.

Статус реальная социально-психологическая характеристика положения в системе внутригрупповых отношении человека, определяющая степень его авторитета и признания в глазах отдельных членов группы.

Выделяют 4 cтатусныe подгруппы:

I − «звезды» (6 выборов и более);

II − «принятые» и «предпочитаемые» (3-5 выборов);

III − «непринятые» (1-2 выбора);

IV − «пренебрегаемые» или «изолированные» (О выборов).

I и II статусные подгруппы являются благополучными, к III и IV статусным категориям относятся дети с неблагоприятным статусом. От младшего к старшему дошкольному возрасту обнаруживается тенденция увеличения «изолированности» и «звездности».

Социометрический статус детей во многом обусловлен различными факторами:

· качествами личности и особенностями его поведения;

· успешностью в значимых видах деятельности;

· индивидуально-психологическими особенностями (темпера-ментом, способностями и др.);

· информационностью личности;

· общественным мнением группы;

· стилем педагогического общения.

Различают следующие статусные подгруппы по Якову Львовичу Коломинскому:

1. «Звезда» − предполагает выбор положительного количества от 6 баллов и выше, без отрицательных выборов. Иногда этот статус вызывает тревогу, соперничество. Этот человек притягивает к себе, он привлекателен для других, чаще всего жизнерадостный, дружелюбный, не конфликтный, отзывчивый, эмпатичный. В группе «звёзд» бывает несколько или вообще нет.

2. «Принятый» или «предпочитаемый» − определяется выбором положительного количества баллов от 3 до 5. Это самый благоприятный статус. С ним хотят общаться, тянутся другие дети. Они более спокойно себя чувствуют.

Наиболее благоприятный статус имеют звезды и предпочитаемые. Если их большинство в дошкольной группе, то это характеризует высокий уровень благополучия взаимоотношений.

«Звёзды» (как и «предпочитаемые») находятся в группе в атмосфере чистосердечного и искреннего обожания. «Звездой» ребенок становится за красоту, обаяние, за способность быстро оценить ситуацию, не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска. Эти дети, как правило, умеют придумывать и организовывать игры, они общительны, дружелюбны, веселы, эмоциональны, развиты в умственном отношении, имеют определенные художественные способности, активно участвуют на занятиях, достаточно самостоятельны, аккуратны и опрятны. Однако дети с особенно высокой популярностью могут «заразиться» излишней самоуверенностью, зазнайством, высокомерием, желанием «командовать во что бы то ни стало», тенденцией унижать других. Воспитатель должен знать, за какие качества, поступки дети добились своего лидерства, на чем построен авторитет. Иногда в роли лидера может выступать маленький «деспот». Активный, общительный, порой с организаторскими способностями, такой лидер нередко принимает в свою игру за определенную «взятку» («Если ты дашь мне свою игрушку … » и т. п.). Влияние таких детей на других членов группы бывает столь глубоким, что продолжает оставаться даже в момент их отсутствия.

3. «Непринятый» − менее благоприятный статус, который определяется количеством положительных выборов 1-2. У них немного друзей в группе (чаще всего 1 близкий друг).

4. «Пренебрегаемый» (в основном набирает сумму только отрицательных выборов) или «изолированый» − находится в изоляции, на него не обращают внимания. Набирает 0 баллов. Различают истинных изолированных и фактических (те, кто получил равное количество плюсов и минусов). Это крайне неблагоприятный статус.

В число наименее популярных («пренебрегаемых», «изолированных») входят дети замкнутые, крайне неуверенные в себе, малообщительные, или же, напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Они нередко обижают сверстников, дерутся, толкаются.

«Изолированными» становятся по многим причинам:

• ребенок часто болеет, редко ходит в детский сад, и дети не успевают присмотреться к нему, да и сам он никого не знает, он всегда «новенький»;

• имеет физические недостатки (оттопыренные уши, толстый, не может быстро бегать);

• ребенок никогда прежде не посещал детский сад, не общался с другими детьми, не владеет ни навыками общения, ни игровыми приемами.

«Непопулярные» дети зачастую отстают в развитии от своих сверстников, безынициативны, иногда страдают недостатками в речи, во внешнем виде. Такие дети часто ощущают по отношению к себе незаинтересованность ровесников или снисходительность. Их принимают в игру на посредственные роли. У этих детей в душе копится обида и готовность восстать против навязанных условий жизни в группе. В других случаях эти дети ищут пути установления отношений со «звездой» через заискивание, подарки, беспрекословное подчинение. «Изолированный» испытывает своеобразный «голод общения» со сверстниками. Чувства его остры: он может обожать кого-то из группы за его достоинства или ненавидеть за пренебрежение к своей персоне.

Читайте также:  Развитие ребенка в молодой семье

Знание достоверной статусной характеристики группы позволяет воспитателю проводить индивидуально-коррекционную работу и осуществлять воспитательные воздействия на детей с целью закрепления высокого статуса ребенка в группе и повышения статуса тех детей, которые относятся к низкой статусной категории. Поскольку положение ребенка в системе межличностных отношений динамично меняется, то проводить социометрическое исследование рекомендуется периодически (дважды в год) и использовать его результаты в организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.

Работа воспитателя должна быть направлена на регулирование детских взаимоотношений, создание в группе общей благожелательной атмосферы, выравнивание положения, занимаемого в группе разными детьми

Источник

Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста. Социометрический статус ребенка в группе.

В детском возрасте зарождаются и наиболее интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Первый опыт отношений со сверстниками дошкольник приобретает, как правило, в группе детского сада, где осваивает навыки и способы общения со сверстниками, занимает определенный внутригрупповой статус и начинает его осознавать.

Статус (положение) в группе является важнейшим смыслообразующим моментом в жизни каждого человека и во многом определяет его психологическое состояние, успех в деятельности. Было установлено, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.

Различный внутригрупповой статус по-разному действует на формирование и развитие личностных качеств ребенка.

Благополучная внутригрупповая позиция ведет к расширению контактов ребенка, развивает коммуникативные качества, формирует уверенность в себе и своих силах. Низкий внутригрупповой статус создает серьезные проблемы для социальной адаптации, формирования социально желательных качеств.

Конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступать в качестве серьезной угрозы для личностного развития, препятствовать  развитию полноценных отношений с окружающими людьми. От того, как сложатся отношения ребенка в группе детского сада – первой в его жизни группе сверстников – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.

Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение их общения со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться  со взрослого на сверстника, интерес общения с которым постепенно увеличивается. Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес.

Влияние группы на развитие ребенка велико. Человек – существо социальное, и поэтому зависим от окружающих его людей, ребенок – существо формирующееся и развивающееся, и поэтому зависим вдвойне.

Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок – взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок – сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства.

В детском саду дети все больше расширяют свой опыт взаимодействия со сверстниками, которые являются не только партнерами по играм и другим видам совместной деятельности детей, но и партнерами по личностно значимому для них общению друг с другом.

В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает, ― если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.

По мере развития контактов сверстниками для ребенка становится все более важным завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии. Это становятся одним из действенных мотивов поведения.

Первый опыт социального взаимодействия и установления межличностных отношений со сверстниками дошкольник приобретает, как правило, в группе детского сада, где осваивает навыки и способы общения со сверстниками, занимает определенный внутригрупповой статус и начинает его осознавать.

Различный внутригрупповой статус индивида по-разному действует на формирование и развитие его личностных качеств.

Благополучная внутригрупповая позиция ребенка ведет к расширению контактов, развивая коммуникативные качества, формируя уверенность в себе, своих силах. Высокостатусные, как правило, занимают лидирующие позиции в совместной деятельности сверстников. Однако у этих детей часто наблюдаются эгоистические черты характера, чрезмерный авторитаризм.

Читайте также:  Игры для развития мышления ребенка 7 лет

 Среднестатусные дошкольники могут либо объединяться между собой небольшими группами, либо присоединяться к игровым объединениям во главе с  высокостатусными детьми.

Низкий внутригрупповой статус создает достаточно серьезные проблемы для социальной адаптации ребенка и формирования социально желательных качеств. Ребенок, лишенный общения со сверстниками или испытывающий коммуникативную депривацию, растет замкнутым, зачастую угрюмым. Сильно страдает его коммуникативная сфера, гаснет потребность в общении, тормозится развитие коммуникативных навыков. Дошкольники с низким статусом оказываются изолированными, прежде всего, в ситуациях, когда деятельность не регламентируется педагогом.

Дети с неблагоприятным положением часто испытывают эмоциональный голод, у них постепенно может накапливаться обида на сверстников из-за того, что их не принимают в игры, либо принимают, но не на главные, ведущие роли, к их мнению не прислушиваются. У них развиваются такие отрицательные черты характера, как нелюдимость, скрытность, они эгоцентричны, замкнуты, отчуждены от сверстников.

Факты, подтверждающие достаточно выраженную дифференциацию в группах дошкольников, были получены целым рядом исследователей, использовавших различные модификации социометрической процедуры. (В.В.Абраменкова, Я.Л.Коломинский, Т.А.Репина и др.).

Так, было показано, что в группе дошкольников представлены практически те же социометрические категории, что и в группах детей, более старшего возраста.

Самыми высокостатусными считаются так называемые социометрические звезды. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы.

Далее идут высокостатусные, среднестатуспые и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов.

На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные – субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе – одна из наиболее неблагоприятных.

Отверженные – это такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений.

На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои – члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.

Изолированные, отверженные и пренебрегаемые члены группы входят в группу риска по критериям межличностных отношений. Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека. Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция отверженного или даже пренебрегаемого.

Негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения, поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного считается большим наказанием.

Статус человека часто представляет собой относительно устойчивую величину. Однако с точки зрения развития личности неизменность социометрического статуса рассматривается как фактор риска, даже если это высокий статус.

Необходимо отметить, что в отечественной психологии нет единого мнения относительно стабильности статуса, занимаемого дошкольником в группе. Ряд исследователей считают, что межличностные отношения в рамках группы детского сада характеризуются практически отсутствием длительных привязанностей и при этом отсутствием постоянно изолированных детей.

Однако Т. А. Репина в своем исследовании показала, что социометрический статус ребенка в группе достаточно устойчивый, – более 40% обследованных детей в течение двух лет не поменяли своего статуса. При этом интересным является тот факт, что наиболее устойчивой оказалась позиция высокостатусных дошкольников, а наименее – положение низкостатусных. Это объясняется, по-видимому, прежде всего тем влиянием, которое взрослый оказывает на развитие межличностных отношений дошкольников. Дело в том, что взрослый отчетливо различает детей, занимающих полярные статусные позиции в группе – высокостатусных и низкостатусных. Причем если положение высокостатусных дошкольников педагоги стремятся сохранить и поддержать, то положение низкостатусных детей они, наоборот, стараются изменить и сделать более благоприятным.

К проблеме детерминации положения детей в группе сверстников обращались такие ученые как М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина, А.А. Рояк, Т.В. Сенько, Е.О. Смирнова.

Ряд авторов показывает существование зависимости положения дошкольников в группе сверстников от их успешности в разных видах деятельности.

Во многих исследованиях доказано, что в основе популярности дошкольников лежит их деятельность: либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности.

Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т.В. Антоновой, Т.А. Репиной, А.А. Рояк и других. Исследования этих ученых подтверждают, что положение детей в ролевой игре не одинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых.

Читайте также:  Как заниматься развитием ребенка с рождения

Предпочтения детей и их популярность во многом зависят от их способности придумывать и организовать  совместную игру. Инициативные, занимающие ведущую позицию в игре дети чаще всего пользуются популярностью у сверстников, так как умение организовать интересную совместную игру – одно из важнейших качеств, влияющих на эмоционально-личностные предпочтения дошкольников. Дети, выступающие пассивными участниками игры, имеющие второстепенные роли, как правило, занимают подчиненную позицию в общении.

В исследованиях Т.А. Репиной  позиция и положение ребенка в группе изучалась в связи с успешностью в конструктивной деятельности. Было установлено, что повышение успешности этой деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус дошкольника. Успешность деятельности положительно влияет на активность в общении и на положение ребенка в группе сверстников. Однако следует отметить, что при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько субъективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему и со стороны сверстников.

Как полагает В.С. Мухина, успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Непризнание успешности, напротив, делает детей пассивными, дети перестают общаться со сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в группе.

Существует и другое направление работ, в которых феномен детской популярности анализируется с точки зрения  потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности.

В работе Р.А.Смирновой специально обученные дети дошкольного возраста удовлетворяли различные коммуникативные потребности своих сверстников (в доброжелательном внимании, в сотрудничестве, в сопереживании), а затем, после серии таких занятий выяснялось, какой партнер (и соответственно какая программа коммуникативных воздействий) является наиболее предпочитаемым для дошкольников.

Результаты экспериментальных работ показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание к партнеру.

Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, Р.К. Терещук выделяет такие главные качества как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения.

В большинстве работ в качестве особенностей, которые обеспечивают ребенку привязанности сверстников отмечают отзывчивость, доброту, умение уступить, договориться и.т.п.

Е.О. Смирнова, сравнивая разные типы детей, не пользующихся популярностью у сверстников, указывала на то, что они существенно различаются по характеру своего поведения и степени трудностей, которые создают для окружающих. Одни их них агрессивны, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание, третьи избегают всяких контактов.

Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке самого себя. Главной причиной конфликтов ребенка  собой и с другими является сосредоточенность на собственной ценности и на том, что он значит для других. Ребенок уверен, что окружающие думают только о нем, приписывает им определенное отношение к себе и переживает его как реальное. Все это замыкает ребенка на самом себе, мешает видеть и слышать других, приносит острые болезненные переживания одиночества, своей недооцененности и незамеченности.

Литература

1.

Веракса А. Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: сборник научных трудов.    – 2006. – №4. – с. 4-19.

2.

Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Мн., 1984.

3.

Марцинковская  Т.Д. Детская практическая психология. – М., 2000.

4.

Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. -М., 1992.

5.

Развитие общения дошкольников со сверстниками / A.Г. Рузская. – М., 1989.

6.

Репина Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников: задачи и методы исследований отношений между сверстниками в группе детского сада. – М.,  1988.

7.

Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1977. – №2.

8.

Сенько Т.В. Успех и признание в группе, старший дошкольный возраст. – Мн., 1991.

9.

Смирнова Е. О., В. М. Холмогорова Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2005.

Источник