Статья по теме развитие ребенка по м кляйн бессознательные фантазии

Статья по теме развитие ребенка по м кляйн бессознательные фантазии thumbnail

Статья по теме развитие ребенка по м кляйн бессознательные фантазии

Мелани Кляйн рассматривала отношения матери и ребенка как ключевые для развития личности, становящиеся своего рода прототипом для всех последующих отношений в жизни человека. Одним из важнейших моментов теории Кляйн стало то, что, по ее мнению, психическое развитие ребенка в первый год жизни определяло многое для взрослой личности. Особое значение первого года жизни отличает ее модель от модели развития Фрейда, по мнению которого, определяющими являются первые пять лет жизни.
Теория развития Кляйн осталась совместимой с теорией Фрейда, так как она признает мотивирующую роль, которую играют инстинктивные влечения.

Кляйн говорила о том, что у новорожденного уже имеется зачаточное Эго, которое в состоянии чувствовать тревогу, использовать защиты и начинать формировать объектные отношения в фантазии и реальности.
По мнению Мелани Кляйн, эго развивается через непрекращающийся процесс интроекции и проекции объектов. От рождения младенец находится в отношениях с матерью, а конкретнее, с материнской грудью в качестве основного объекта.

Грудь является амбивалентным частичным объектом: в какие-то моменты идеальным, приносящим удовлетворение, в другие моменты разочаровывающим и фрустрирующим. Собственные агрессивные импульсы младенца приводят к персекуторным чувствам по поводу груди.
Теория развития Кляйн подчеркивает роль врожденной амбивалентности вследствие нативного конфликта между влечениями к жизни и смерти и фантазмов в раннем развитии.С самого рождения ребенок пытается справиться с этим напряжением посредством проекции влечения к смерти на объекты. Мелани Кляйн развила теорию Зигмунда Фрейда о влечении к смерти в собственную концепцию зависти и деструктивных чувств детей раннего возраста по отношению к матери.

Мелани Кляйн о теории объектных отношений

Кляйн считала разрешение врожденного конфликта по отношению к матери и груди центральным в развитии личности, конфликт, по ее мнению, разрешался при совмещении противоречивых представлений о другом, в данном случае, о матери, то есть признанием существования амбивалентности. Фактическая материнская забота способствует разрешению этого конфликта, так как усиливается хороший объект, который интроецируется и становится в дальнейшем частью эго.

Мелани Кляйн использовала термин фантазия, называя так психическое выражение инстинктов. Так как инстинкты находятся на границе соматического и психического, фантазии, производные от них, также описываются как одновременно соматические и психические явления. Через умение фантазировать младенец тестирует свой внешний и внутренний опыт. Внешняя реальность постепенно может влиять и изменять сырые гипотезы, созданные фантазиями. Фантазия является деятельностью и одновременно продуктом деятельности.

«В теории объектных отношений бессознательные фантазии являются репрезентацией тех соматических событий в теле, которые включают в себя инстинкты и представляют собой физические ощущения, интерпретируемые как отношения с объектами, вызывающими эти ощущения».

 Можно сказать, что влечения в психической реальности представлены в виде бессознательных фантазий, которые становятся внутренним результатом влечений. Такие механизмы как интроекция и проекция передают значение фантазий об инкорпорации и исторжении. Одной из первичных бессознательных фантазий является врожденное знание о соске и рте.

Мелани Кляйн отмечала важность отношений с материнской грудью и матерью и сделала заключение, что если первичный объект, который интроецируется, укореняется в Эго с достаточной стабильностью, то закладывается основа для удовлетворительного развития. Но фрустрация от исчезнувшего навсегда пренатального единства с матерью проявляется даже в ситуации комфортного кормления.

Кляйн использовала идею Винникотта о важности окружающей среды в своей концепции первичного хорошего объекта, который является не только результатом инстинктов и коренится в фантазиях, но и зависит от внешнего воспитания.

Статья по теме развитие ребенка по м кляйн бессознательные фантазии

Для Мелани Кляйн нормальное развитие главным образом включает в себя управление противоположными внутренними силами, любовью и ненавистью, созиданием и разрушением.

Она заменяет концепцию Фрейда о стадиях развития концепцией позиций. Использование термина “позиция” подчеркивает, что ее следует рассматривать как «конкретную конфигурацию объектных отношений, тревоги и защиты, которые сохраняются на протяжении всей жизни».

Мелани Кляйн описывает две позиции: параноидально- шизоидную, занимающую первые три или четыре месяца жизни, и депрессивную, которая начинается приблизительно после трех или четырех месяцев жизни. Обе позиции продолжают играть важную роль, в разной степени и в зависимости от различных обстоятельств, на протяжении детства, юности и взрослой жизни.

 Параноидально-шизоидная позиция: эго младенца испытывает беспокойство из-за врожденного конфликта между противоположными инстинктами жизни и смерти (проявляется как деструктивная зависть к первому частичному объекту- материнской груди) и взаимодействием в реальности.

 Так что с самого начала жизни отношение к первичному частичному объекту (материнской груди) является двойственным: хорошая часть, идеальная и приятная; плохая часть, фрустрирующая и преследующая.

 Параноидально-шизоидная позиция характеризуется персекуторной тревогой, состоянием, когда младенец боится быть уничтоженным плохим объектом, таким образом, объясняется использование термина “параноидальный”.

 Термин “шизоидный” употребляется в данном случае в контексте того, что младенец поддерживает отношения с хорошим объектом, отбрасывая плохую его часть, еще не понимая, что с ним взаимодействует один и тот же объект, то есть происходит расщепление младенческого эго.

Эго младенца еще не имеет способности к интеграции, поэтому младенец использует всемогущее отрицание для того, чтобы устранить преследующий его объект и управлять внутренними импульсами.

Депрессивная позиция – любопытный термин, который на самом деле имеет мало общего с депрессией, описывая интеграционный процесс. Она представляет собой значительный шаг в развитии, когда младенец открывает, что ненавистная грудь и любящая грудь – это одно тоже. Мать начинает быть целостным объектом, который может быть и хорошим, и плохим. Любовь и ненависть, внешняя реальность и интрапсихическая реальность (фантазии) так же начинают сосуществовать.

 Источник: https://chancefund.ru/post/melani-klyain-o-teorii-obektnykh-otnoshenii

Источник

В теории Кляйн
бессознательные фантазии стоят за любым психическим процессом и сопровождают
любую психическую деятельность. Это и психическая репрезентация тех соматических
проявлений, которые связаны с влечениями, и физические ощущения, которые интерпретируются
как отношения с вызывающими эти ощущения объектами. Фантазия — психическое
выражение как либидинальных, так и агрессивных импульсов, а также защит против
этих импульсов. Терапевтическую деятельность психоаналитика во многом можно
описать как попытку превратить бессознательную фантазию в осознанную мысль.

Понятие бессознательной фантазии ввел
Фрейд, который считал фантазирование филогенетически наследуемой способностью
человеческой психики. Кляйн переняла его идею бессознательной фантазии, но
значительно расширила ее, поскольку работа с детьми дала ей обширные сведения о
богатом содержании детских фантазий. Кляйн и ее последователи подчеркивали, что
фантазии, взаимодействуя с опытом, формируют развивающиеся интеллектуальные и
эмоциональные свойства человека. Школа Кляйн рассматривает фантазию как
основополагающее свойство, которое обуславливает и формирует мышление,
сновидения, симптомы и разнообразные защиты.

Основные тексты

Фрейд, З. (1911, 1916)

1911
‘Formulations on the two principles of mental functioning’. The Standard Edition of the Complete
Psychological Works of Sigmund Freud, Vol. 12
. Hogarth Press (1958) [Положение о двух принципах
психической деятельности // Фрейд З. Основные психологические теории в
психоанализе. Очерк
истории психоанализа: Сборник. СПб., «Алетейя», 1998]. Фантазия функционирует в соответствии с
принципом удовольствия: «мыслимая реальность приравнивается к внешней
действительности, желание — к осуществлению». Фантазия возникает обычно, когда влечения не удовлетворены.

1916-17
‘The paths to the formation of symptoms’, Lecture 23 of Introductory Lectures on Psychoanalysis вThe Standard Edition of the Complete
Psychological Works of Sigmund Freud, Vol. 16
. Hogarth Press (1963) [Пути образования симптомов. Лекция 23 // Фрейд, З.
Введение в психоанализ: Лекции. М., «Наука», 1989]. Источники «первичных
фантазий» (первичная сцена, соблазнение ребенка взрослыми, кастрация) —
влечения, они составляют часть врожденных, филогенетических свойств человека.
Фантазия как психическая реальность.

Кляйн, М. (1921, 1932a, 1936, 1952 и, в принципе, большая часть ее трудов)

Кляйн не дает
определения фантазии, но, очевидно, придает ей большое значение в своей работе
— как с детьми, так и со взрослыми.

1921 ‘The
development of a child’ [Кляйн, М. Развитие одного ребенка // Кляйн М.
Психоаналитические труды. Ижевск, 2007. Т. I]. Яркое описание бессознательных
фантазий ребенка, сопровождающих его деятельность, основанную на реальности.

1936 ‘Weaning’
[Кляйн, М. Отлучение от груди // Кляйн М. Психоаналитические труды. Ижевск,
2007. Т. II]. Кляйн уверена, что в анализе проявляются фантазии ребенка,
присутствующие в его сознании «почти с рождения».

1952
‘Observations on the behaviour of young infants’ [О наблюдении за поведением
младенцев // Кляйн М. Психоаналитические труды. Ижевск, 2009. Т. V]. Бессознательное
знание о груди существует с самого рождения, оно передается филогенетически.

Другие

1948
Isaacs, S. ‘On the nature and function of phantasy’, International Journal of Psychoanalysis. 29: 73-97; переиздано в M. Klein, P.
Heimann, S. Isaacs and J. Riviere (eds.) Developments in
Psychoanalysis
. Hogarth
Press (1952) [Айзекс, С. «Природа и функция фантазии»]. Бессознательная
фантазия определяется как «психическое проявление, бессознательный психический
процесс» и описывается как защита от тревоги.

1962 Bion,
W. Learning from Experience. Heinemann [Бион У. Р., Научение через опыт
переживания. — М.: «Когито-Центр», 2008.]. Постулируется врожденная способность
человека к «преконцепциям», которые могут порождать «концепции», если «осуществляются»
в переживании.

1991
Hinshelwood, R. D. A Dictionary of
Kleinian Thought, 2nd edition
. Free Association Books [Хиншельвуд, Р.Д. Словарь кляйнианской мысли, издание 2-е]. Особое внимание
уделено открытию Кляйн, что фантазии могут сопутствовать «реальной»
деятельности. Бессознательные фантазии —безмолвное выражение убеждения, что ощущения
тела вызваны внутренними психическими объектами. Подробное обсуждение
бессознательной фантазии в Дискуссиях о противоречиях, 1941–1945 годы.

Источник

Ìåëàíè Êëÿéí (1882-1960) è ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ èãðîâàÿ òåõíèêà.
Èñêóññòâîâåä è ïñèõîàíàëèòèê Ì.Êëÿéí â èãðå ðàçðåøàëà ðåáåíêó âûðàæàòü åãî ýìîöèè è ôàíòàçèè òàê, êàê îíè âîçíèêàþò áåç âîñïèòàòåëüíîãî è ìîðàëüíîãî âëèÿíèÿ è äàæå ñîîáùàëà åìó, ÷òî ïðîèñõîäèò â åãî áåññîçíàòåëüíîé ôàíòàçèè (êðàòêî è ÿñíî â âûðàæåíèÿõ ñàìîãî ðåáåíêà). Ìåëàíè ñ÷èòàëà, ÷òî íå ïîäàâëÿòü äåòñêèå àãðåññèâíûå ôàíòàçèè âî âðåìÿ åãî èãðû ñ èãðóøêàìè è æäàòü ïîÿâëåíèÿ ÷óâñòâà âèíû çà àãðåññèþ, à ýòî è èçìåíÿåò åãî îòíîøåíèå ê âðàæäåáíîìó äëÿ íåãî, êîíêðåòíîìó ëèöó. Êëÿéí ðàññìàòðèâàëà ñâîáîäíóþ èãðó äåòåé êàê èíòåðïðåòàöèþ áåññîçíàòåëüíîãî ðåáåíêà áåç âìåøàòåëüñòâ, êîòîðûå â òî âðåìÿ ïðîïàãàíäèðîâàëà Àííà Ôðåéä. Ì.Êëÿéí îáíàðóæèëà, ÷òî èíòåðïðåòàöèÿ ìîäèôèöèðóåò òðåâîãó äåòåé, çàòðàãèâàåò íåãàòèâèçì ðåáåíêà, ïîòîìó ÷òî â îáúÿñíåíèè ôàíòàçèé ðåáåíêà ðàñïîëàãàåòñÿ òî÷êà ìàêñèìàëüíîé òðåâîãè ïðîèñõîäèò ñäâèã â ïîçèòèâíîì íàïðàâëåíèè. Äðóãèå àíàëèòèêè òîãî âðåìåíè áûëè íàïóãàíû îòêðîâåííûìè è ãëóáîêèìè èíòåðïðåòàöèÿìè  Ì.Êëÿéí è ýòî íå îäîáðÿëè. Çíà÷èìîñòü ïðèðîäû èãðû ïóòåì èñòîðæåíèÿ âíóòðåííèõ êîíôëèêòîâ, ðåáåíêîì ëó÷øå ïåðåíîñèòñÿ. ×åðåç èñòîðæåíèå è îò÷àÿíèå ê èçáàâëåíèþ è ðàäîñòè! Ä.Á. Ýëüêîíèí â ñâîåé ðàáîòå: “Òåîðèè è ïðîáëåìû èññëåäîâàíèÿ äåòñêîé èãðû”, çàìå÷àåò: “Ì.Êëÿéí ñ÷èòàåò, ÷òî èãðà è èãðîâàÿ òåðàïèÿ çàìåùàåò òåõíèêó ñâîáîäíûõ àññîöèàöèé, íà êîòîðîé áàçèðóåòñÿ ïñèõîàíàëèç âçðîñëîãî.  ñèñòåìå Ì.Êëÿéí êàæäîå äåéñòâèå ðåáåíêà â “èãðîâîé ñèòóàöèè” èìååò ãëóáîêî ñèìâîëè÷åñêîå çíà÷åíèå. Çàäà÷à èãðîâîé òåðàïèè çàêëþ÷àëàñü â òîì, ÷òîáû ñäåëàòü òàêèå áåññîçíàòåëüíûå òåíäåíöèè ñîçíàòåëüíûìè. …Äåòñêàÿ èãðà îáëåã÷àåò ÷óâñòâî âèíû” (47). Ýëüêîíèí çàìå÷àåò, ÷òî çàäà÷à èãðû ñíà÷àëà âûÿâèòü ñêðûòûå òðåâîãè è âèíó ðåáåíêà, à ïîòîì îáëåã÷èòü èõ. Êëÿéí ñ÷èòàëà:
1 ÷åëîâå÷åñêèé ðàçóì ñ ñàìîãî íà÷àëà ìûñëèò â òåðìèíàõ îáúåêòîâ âìåñòî ñ èõ îòíîøåíèåì äðóã ê äðóãó è ê ñóáúåêòó.
2. ðåáåíîê õî÷åò îñâîáîäèòüñÿ îò íåñ÷àñòèé â ñâîåì âíóòðåííèì ìèðå è äåëàåò ýòî ïóòåì ýêñòåðèîðèçàöèè âî âíåøíèé ìèð íàèõóäøèõ ñèòóàöèé ïðåñëåäîâàíèÿ;
3. ÷àñòü åñòåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà çàêëþ÷àåòñÿ â ïîèñêå íîâûõ îáúåêòîâ êàê çàìåñòèòåëåé äëÿ ïðåäûäóùèõ, è èãðóøêè è òîâàðèùè ïî èãðàì – îäíà èç ôîðì îñóùåñòâëåíèÿ ñèìâîëèçàöèè òàêîãî ðîäà;
4. ðåáåíîê îáðàùàåòñÿ ê íîâûì îáúåêòàì èç-çà êîíôëèêòîâ ñ ðàííèìè îáúåêòàìè, òàê ÷òî ïåðåäûøêà äîñòèãàåòñÿ, êîãäà íàéäåí  íîâûé îáúåêò (ñèìâîë).
Ýòè ïðîöåññû áåññîçíàòåëüíû è ïðåäñòàâëÿþò áîðüáó ïñèõèêè ðåáåíêà ñ òðóäíîñòÿìè. êîòîðûå ñòàâÿò ïåðåä íåþ å¸ èìïóëüñû è îáúåêòû. Èãðà, ñ òî÷êè çðåíèÿ Êëÿéí, äëÿ ðåáåíêà ñåðüåçíîå çàíÿòèå, à íå âñåãî ëèøü áàíàëüíîå ðàçâëå÷åíèå èëè òîëüêî óïðàæíåíèå â îâëàäåíèè ìàòåðèàëüíûì îêðóæåíèåì ( Ð.Õèíøåëâóä . Ñëîâàðü Êëÿéíèàíñêîãî ïñèõîàíàëèçà. “Êîãèòî-öåíòð” Ì. 2007. ñ 303-304).
 À. Ô. Óñêîâ â ïðåäèñëîâèè ê êíèãå “Ìåëàíè Êëÿéí. Çàâèñòü è áëàãîäàðíîñòü.Èññëåäîâàíèå áåññîçíàòåëüíûõ èñòî÷íèêîâ” ïèøåò: “Íàèáîëåå âàæíûì äîñòèæåíèåì Êëÿéí â ïðàêòèêå äåòñêîãî àíàëèçà áûëî ñîçäàíèå èãðîâîé òåõíèêè. Îíà ñ÷èòàëà, ÷òî äåòñêèé àíàëèç íå ìîæåò ïðîõîäèòü, êàê âçðîñëûé: êîãäà ïàöèåíò ëåæèò íà êóøåòêå è ïðåäàåòñÿ âåðáàëüíûì ñâîáîäíûì àññîöèàöèÿì. Ðåáåíîê äîëæåí äâèãàòüñÿ, èãðàòü, âèäåòü ñâîåãî àíàëèòèêà. Ïîýòîìó âìåñòî âåðáàëüíûõ ñâîáîäíûõ àññîöèàöèé â äåòñêîì àíàëèçå Ìåëàíè Êëÿéí ïðèìåíèëà òåõíèêó ñâîáîäíîé èãðû, èíèöèàòîðîì êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ ðåáåíîê, è êîòîðàÿ, òàê æå, êàê âåðáàëüíûå àññîöèàöèè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, ñòàíîâèòñÿ ñïîñîáîì âûðàæåíèÿ åãî æåëàíèé, ôàíòàçèé è æèçíåííîãî îïûòà. Ìåëàíè Êëÿéí òàêæå îïðåäåëèëà, êàêîâî äîëæíî áûòü ðàñïèñàíèå ïñèõîàíàëèòè÷åñêèõ ñåàíñîâ ïðè ðàáîòå ñ äåòüìè è êàê äîëæíà áûòü óñòðîåíà èãðîâàÿ êîìíàòà. Êàæäûé ðåáåíîê, â ÷àñòíîñòè, èìåë ñâîé îòäåëüíûé ÿùèê ñ èãðóøêàìè, ïðè÷åì îñîáûé àêöåïò äåëàëñÿ íà òîì, ÷òîáû èãðóøêè áûëè íåáîëüøèìè, ÷òî ïîçâîëÿëî èì âûñòóïàòü íåïîñðåäñòâåííî â êà÷åñòâå ñèìâîëîâ âíóòðåííåãî ìèðà ðåáåíêà.  îòëè÷èå îò Àííû Ôðåéä, Ìåëàíè Êëÿéí ñ÷èòàëà, ÷òî ó ìàëåíüêîãî ðåáåíêà òàêæå âîçíèêàåò ïåðåíîñ, è óäåëÿëà áîëüøîå âíèìàíèå åãî àíàëèçó, îñîáåííî àíàëèçó íåãàòèâíîãî ïåðåíîñà. Îíà òàêæå óäåëÿëà áîëüøîå âíèìàíèå àíàëèçó âçàèìîîòíîøåíèé ðåáåíêà ñ àðõàè÷åñêèìè, ÷àñòè÷íûìè îáúåêòàìè åãî âíóòðåííåãî ìèðà, íàïðèìåð ðàñùåïëåííûìè íà õîðîøóþ è ïëîõóþ ÷àñòè ìàòåðüþ è îòöîì”.

Êëÿéí, Ìåëàíè
Ìàòåðèàë èç Âèêèïåäèè — ñâîáîäíîé ýíöèêëîïåäèè
Ìåëàíè Êëÿéí   ( íåì.  Melanie Klein; óðîæä.   Ðàéöåñ ;   30 ìàðòà   1882,   Âåíà —   22 ñåíòÿáðÿ   1960,   Ëîíäîí) — âëèÿòåëüíûé   áðèòàíñêèé   ïñèõîàíàëèòèê   àâñòðèéñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, ñòîÿâøàÿ ó èñòîêîâ   äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà,   èãðîâîé ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé òåðàïèè   è   òåîðèè îáúåêòíûõ îòíîøåíèé.

Áèîãðàôèÿ

Ìåëàíè Êëÿéí ðîäèëàñü   30 ìàðòà   1882 ãîäà   â   åâðåéñêîé   ñåìüå, ãäå áûëî óæå òðîå äåòåé. Ÿ îòåö, Ìîðèö Ðàéöåñ, ñîñòîÿë âî âòîðîì áðàêå è áûë íà 15 ëåò ñòàðøå ñâîåé æåíû. Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ Ìåëàíè åìó áûëî áîëåå 50 ëåò.

 äåòñêèå ãîäû îñîáî áëèçêèå îòíîøåíèÿ ñëîæèëèñü ó Ìåëàíè ñî ñòàðøåé ñåñòðîé Ñèäîíè. Îäíàêî Ñèäîíè óìåðëà â âîçðàñòå 9 ëåò è ìàëåíüêàÿ Ìåëàíè òÿæåëî ïåðåæèâàëà ýòó óòðàòó. ×åðåç íåñêîëüêî ëåò óìåð áðàò Ýììàíóýëü, êîãäà Ìåëàíè Êëÿéí èñïîëíèëîñü 18 ëåò, óìåð å¸ îòåö, à ñïóñòÿ íåñêîëüêî ëåò ïîñëå îòöà ñêîí÷àëàñü ìàòü. Òÿæåëûå óòðàòû äåòñêèõ ëåò âûçâàëè ó Ìåëàíè   ãëóáîêóþ äåïðåññèþ, êîòîðàÿ, ïî ìíåíèþ õîðîøî çíàâøèõ åå ëþäåé, ñ ãîäàìè çàêðåïèëàñü â åå ìèðîîùóùåíèè è õàðàêòåðå. Âîîáùå õàðàêòåðîì Ìåëàíè Êëÿéí âñþ æèçíü îòëè÷àëàñü ðåçêèì è íåóæèâ÷èâûì, ÷òî íåâîëüíî ñóæàëî êðóã åå ïîñëåäîâàòåëåé.

   1903 ãîäó   âûøëà çàìóæ çà   èíæåíåðà   Àðòóðà Êëÿéíà. Íåñêîëüêî ëåò èçó÷àëà â Âåíñêîì óíèâåðñèòåòå   èñêóññòâî   è   èñòîðèþ, îäíàêî îáðàçîâàíèå îñòàëîñü íåçàâåðøåííûì. Âìåñòå ñ ìóæåì ïîêèíóëà   Âåíó   è ïðîæèâàëà ñ íèì â   Ñëîâàêèè   è Ñèëåçèè.  áðàêå ðîäèëîñü òðîå äåòåé, îäíàêî ñåìåéíàÿ æèçíü ñëîæèëàñü íåóäà÷íî. Òÿæåëûé õàðàêòåð Ìåëàíè Êëÿéí ïîìåøàë åé ñòàòü õîðîøåé ìàòåðüþ. Ëþáâè âçàèìîïîíèìàíèÿ â îòíîøåíèÿõ ñ äåòüìè ó íå¸ íå áûëî. Ÿ äî÷ü Ìåëèòòà, òîæå ñòàâøàÿ ïñèõîàíàëèòèêîì, ïîðâàëà îòíîøåíèÿ ñ ìàòåðüþ è äàæå íà ïîõîðîíû Ì. Êëÿéí íå ÿâèëàñü.

«Äîëãèå ãîäû îíà íå îáùàëàñü ñ ìàòåðüþ. Êîãäà Ìåëàíè â ñåíòÿáðå 1960 ã. óìåðëà, Ìåëèòòà, êîòîðàÿ òîæå áûëà â Ëîíäîíå, íå ïðèñóòñòâîâàëà íà ïîõîðîíàõ…  ýòîò ñàìûé äåíü Ìåëèòòà, îñòàâàÿñü äî êîíöà íåïðåêëîííîé, ÷èòàëà â Ëîíäîíå ëåêöèþ â ÿðêî-êðàñíûõ ñàïîãàõ» [1].

Ñòàðøèé ñûí Ì. Êëÿéí òðàãè÷åñêè ïîãèá â ãîðàõ, îäíàêî, ïî óòâåðæäåíèþ Ìåëèòòû, îí ïîêîí÷èë ñ ñîáîé, îò÷àÿâøèñü íàéòè âçàèìîïîíèìàíèå ñ ìàòåðüþ [2].

Ñ   1910   ïî   1919 ãîäû   Ì. Êëÿéí ïðîæèâàëà ñ ñåìü¸é â Áóäàïåøòå.    1914 ãîäó, íàõîäÿñü â äåïðåññèâíîì ñîñòîÿíèè, ñâÿçàííîì ñ î ñìåðòüþ ìàòåðè è ðîæäåíèåì òðåòüåãî ðåá¸íêà, Ì. Êëÿéí îáðàòèëàñü çà ïîìîùüþ ê ïñèõîàíàëèòèêó   Øàíäîðó Ôåðåíöè. Ïðîéäÿ ó íåãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêèé êóðñ, Ì. Êëÿéí ïðîÿâëÿåò èíòåðåñ ê   ïñèõîàíàëèçó   êàê òàêîâîìó.

   1917 ãîäó   Ì. Êëÿéí íà÷àëà ñîáñòâåííóþ ïñèõîàíàëèòè÷åñêóþ ïðàêòèêó ñ àíàëèçà ñîáñòâåííîãî ìëàäøåãî ñûíà, à çàòåì ïÿòèëåòíåãî ìàëü÷èêà, ñûíà å¸ çíàêîìûõ.

   1918 ãîäó   ó÷àñòâîâàëà â ðàáîòå 5—ãî Ìåæäóíàðîäíîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî êîíãðåññà, ãäå ïîçíàêîìèëàñü ñ   Ç. Ôðåéäîì.

   1919 ãîäó   âûñòóïèëà ñ äîêëàäîì « Âëèÿíèå ñåêñóàëüíîãî ïðîñâåùåíèÿ è îòêàçà îò àâòîðèòåòà íà èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå ðåá¸íêà», îñíîâàííîì íà íàáëþäåíèÿõ çà îäíèì èç ñîáñòâåííûõ äåòåé.  ýòîì æå ãîäó ñòàíîâèòñÿ ÷ëåíîì Âåíñêîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî îáùåñòâà.

   1921 ãîäó, ïî ïðèãëàøåíèþ   Êàðëà Àáðàõàìà, ïîñòóïèëà íà ðàáîòó â Áåðëèíñêèé èíñòèòóò ïñèõîàíàëèçà, ãäå ïðîäîëæèëà ñâîþ èññëåäîâàòåëüñêóþ è òåðàïåâòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü â îáëàñòè äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà.

   1922 ãîäó   ðàçîøëàñü ñ ìóæåì. Ñ   1924   ïî   1925 ãîäû   ïðîõîäèëà ëè÷íûé àíàëèç ó   Êàðëà Àáðàõàìà, êîòîðûé áûë ïðåðâàí â ñâÿçè ñî ñìåðòüþ ïîñëåäíåãî.

   1925 ãîäó, âî âðåìÿ ïîåçäêè â   Ëîíäîí, Ì. Êëÿéí çíàêîìèòñÿ ñ ïðåçèäåíòîì Áðèòàíñêîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî îáùåñòâà   Ýðíåñòîì Äæîíñîì, êîòîðûé ïðèãëàøàåò å¸ îñóùåñòâëÿòü ñâîþ äàëüíåéøóþ íàó÷íóþ è òåðàïåâòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü â   Àíãëèè.

   1926 ãîäó   Ì. Êëÿéí îêîí÷àòåëüíî ïåðååçæàåò â Ëîíäîí, ãäå ïðîäîëæàåò àêòèâíî ðàçâèâàòü ñâîè èäåè, ñâÿçàííûå ñ äåòñêèì ïñèõîàíàëèçîì è èñïîëüçîâàíèåì òåõíèêè èãðû ñ ìàëåíüêèìè ïàöèåíòàìè. Èäåè Ì. Êëÿéí áûëè êðèòè÷åñêè âîñïðèíÿòû   Àííîé Ôðåéä.  ðåçóëüòàòå äëèòåëüíûõ äèñêóññèé ìåæäó ñòîðîííèêàìè Ì. Êëÿéí è À. Ôðåéä ïðîèçîøåë ðàñêîë â Áðèòàíñêîì ïñèõîàíàëèòè÷åñêîì îáùåñòâå è îáðàçîâàëèñü òðè ãðóïïû ïñèõîàíàëèòèêî⠗ êëÿéíèíñêàÿ, ôðåéäîâñêàÿ è íåçàâèñèìàÿ [3].

 30-å ãîäû èäåè Êëÿéí íàøëè ïîääåðæêó ó íåêîòîðûõ ïñèõîàíàëèòè÷åñêè îðèåíòèðîâàííûõ âðà÷åé. Íåêîòîðûå èç íèõ, Äîíàëüä Âèííèêîòò   è Äæ. Áîëáè, ïðîøëè ó íå¸ àíàëèç.

Ïîñëå   Âòîðîé ìèðîâîé âîéíû   Ì. Êëÿéí â îñíîâíîì ðàáîòàëà êàê îáó÷àþùèé àíàëèòèê è êàê ñóïåðâèçîð, îòêàçàâøèñü îò àêòèâíîé ðîëè â æèçíè Áðèòàíñêîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî îáùåñòâà.

22 ñåíòÿáðÿ   1960 ãîäà   ïîñëå ïåðåíåñåííîé îïåðàöèè Ìåëàíè Êëÿéí óìåðëà îò   ýìáîëèè   ë¸ãî÷íîé àðòåðèè.

Íàó÷íàÿ äåÿòåëüíîñòü

Íàáëþäåíèÿ çà èãðàìè ñîáñòâåííûõ äåòåé 2-3 ëåò ïðèâåëè å¸ ê âûâîäó, ÷òî èìåííî íà ýòîò âîçðàñò ïðèõîäèòñÿ ôîðìèðîâàíèå Ýäèïîâà êîìïëåêñà.

 õîäå èçó÷åíèÿ íàèáîëåå àãðåññèâíûõ èìïóëüñîâ ìàëåíüêèõ ïàöèåíòîâ ( çàâèñòü,   æàäíîñòü,   íåíàâèñòü) Êëÿéí ðàçðàáîòàëà òåõíèêó ðàáîòû ñ äåòüìè, íå óòðàòèâøóþ àêòóàëüíîñòè è â íàøè äíè. Àíàëîãîì ñâîáîäíûõ àññîöèàöèé â äåòñêîì ïñèõîàíàëèçå ÿâëÿåòñÿ èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü. Îíà ïðèäàâàëà áîëüøîå çíà÷åíèå   ïåðåíîñàì   è êîíòðïåðåíîñàì, à òàêæå ðàñêðûëà îñíîâîïîëàãàþùåå çíà÷åíèå   ðàñùåïëåíèÿ   äåòñêîãî ñîçíàíèÿ â ñàìîì ðàííåì âîçðàñòå íà ñîñòàâëÿþùèå åãî îñíîâíûå ïîíÿòèÿ: « õîðîøèé» ( àíãë.  good ) è «ïëîõîé». [4]   .

Îäíà èç íàèáîëåå âàæíûõ èäåé Êëåéí ñîñòîèò â òîì, ÷òî àãðåññèÿ è ëþáîâü âûñòóïàþò â êà÷åñòâå ôóíäàìåíòàëüíûõ îðãàíèçóþùèõ ñèë ïñèõèêè. Àãðåññèÿ ðàñùåïëÿåò ïñèõèêó, òîãäà êàê ëþáîâü åå öåìåíòèðóåò. Ðåáåíîê (èëè âçðîñëûé) áóäåò àãðåññèâíî «ðàñùåïëÿòü» ìèð, ñ òåì ÷òîáû îòâåðãíóòü òî, ÷òî îí íåíàâèäèò, è ñîõðàíèòü òî, ÷åãî îí æåëàåò. Ïîñòîÿííîå æåëàíèå ðåáåíêà — èìåòü ðÿäîì äîáðóþ è íàïîëíåííóþ ãðóäü è îòâåðãàòü îïóñòîøåííóþ, íàçîéëèâóþ èëè áåçó÷àñòíóþ ãðóäü. Òàêèì îáðàçîì, Êëåéí ïîñòóëèðîâàëà, ÷òî ïåðâûì îðãàíèçàòîðîì ïñèõèêè ÿâëÿåòñÿ ïðîöåññ ðàçäåëåíèÿ. Ýòîìó äåñòðóêòèâíîìó, ðàñùåïëÿþùåìó ïðîöåññó ïðîòèâîñòîèò äðóãîé, îðãàíèçóþùèé ïðîöåññ, êîòîðûé ïðîèçâîäèò èíòåãðàöèþ è ñïîñîáñòâóåò öåëîñòíîñòè è ëþáâè. Êëåéí çàìåòèëà, ÷òî ðåáåíîê, ïðîÿâëÿþùèé íåíàâèñòü ê ñâîåé ìàòåðè (õîòÿ áû â ôàíòàçèÿõ), ñî âðåìåíåì ïîïûòàåòñÿ âîñïîëíèòü òîò óùåðá, êîòîðûé, ïî ìíåíèþ ðåáåíêà, áûë èì íàíåñåí. Òèïè÷íûé ïðèìåð ýòîãî — ðåáåíîê, ïðåäëàãàþùèé ëþáèìóþ èãðóøêó â âèäå äàðà, ñ òåì ÷òîáû óòåøèòü ìàìó, êîòîðîé îí ïðè÷èíèë áîëü â ñâîèõ ôàíòàçèÿõ. Òåì ñàìûì ìàìà, êîòîðàÿ â ñîçíàíèè ðåáåíêà áûëà ðàñùåïëåíà, ñîëüåòñÿ â åäèíûé îáðàç, îáúåäèíÿþùèé â ñåáå õîðîøåå è ïëîõîå. Ïîëàãàëà, ÷òî   ñóïåðýãî   ïðèñóùå ñòðóêòóðå ëè÷íîñòè îò ðîæäåíèÿ è ÷òî ðåá¸íîê â õîäå ñâîåãî ðàçâèòèÿ ïðîõîäèò ÷åðåç ïàðàíîèäíî-øèçîèäíóþ ïîçèöèþ   (ñâÿçàííóþ ñ   äåñòðóêòèâíûìè èìïóëüñàìè) è   äåïðåññèâíóþ ïîçèöèþ   (êîíòðîëü   ëèáèäî). Îáà òåðìèíà ïîëó÷èëè øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå â ïñèõîàíàëèçå.

Âåëà îæèâë¸ííóþ ïîëåìèêó ñ   Àííîé Ôðåéä   ïî ïîâîäó ïåðåñìîòðà ðÿäà ïîëîæåíèé ó÷åíèÿ å¸ îòöà, â îñîáåííîñòè êàñàþùèõñÿ ïðîÿâëåíèé   àãðåññèè   â äåòñêîì âîçðàñòå. Êëÿéíîâñêèé ïñèõîàíàëèç — åäèíñòâåííàÿ   íåîôðåéäèñòñêàÿ øêîëà   (ïîìèìî ëàêàíîâñêîé), ïðèíèìàþùàÿ ñóùåñòâîâàíèå   âëå÷åíèÿ ê ñìåðòè.

Ñðåäè ïîñëåäîâàòåëåé Ìåëàíè Êëÿéí áûëè òàêèå ïñèõîàíàëèòèêè, êàê Ãåðáåðò Ðîçåíôåëüä,   Óèëôðåä Áèîí, Áåòòè Äæîçåô, Õàííà Ñåãàë,   Äîíàëüä Ìåëüöåð,   Ðîæäåð Ìàíè-Êåðë.

Источник