Статья о эмоциональном развитии ребенка
Современные мамы сильно увлечены развитием познавательной сферы их детей, но при этом не обращают должного внимания развитию эмоциональной сферы.
И это не удивительно! Ведь это направление совсем молодое в развитии личности!
Ещё относительно недавно детей учили молчать, им говорили нельзя плакать и отправляли в угол для того, чтоб успокоиться! Я не стану говорить о том, что так нельзя (и многие согласятся в комментариях, что мы-то выросли нормальные!). Дорогие друзья, здесь есть большое «НО»: как воспитывали раньше – это было актуально в то время!
Мир меняется! И в последние десятилетия это происходит семимильными шагами (с этим не поспоришь). Меняются и сами люди, и их проблемы!
Увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения, нарушения в поведении и эмоционально-личностном развитии! Также у многих повышен уровень тревожности и занижена самооценка!
Поэтому стоит пересмотреть свои взгляды на воспитание, они должны идти в ногу со временем и следует больше внимания уделять развитию эмоционального интеллекта!
Если вам интересны только практические рекомендации психолога (КАК его развивать), то можете просто пролистать теорию вниз.
Что такое «эмоциональный интеллект»?
Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека корректно выражать свои эмоции, понимать свои чувства и другого человека.
С понятием IQ (коэффициент интеллекта) знакомы почти все, существует оно более 100 лет, а про EQ заговорили относительно недавно. В 1990 об эмоциональном интеллекте вышла научная статья, авторами которой стали Джон Майер и Питер Саловей, но этот материал тогда не привлёк особенного внимания. Зато в 1995 об эмоциональном интеллекте Дэниэль Гоулман написал целую книгу, – тогда она принесла ему славу!
Итак, последние исследования показывают, что для успешности человека большую роль играет не уровень IQ, как считалось ранее, а его тандем с EQ.
Как происходит эмоциональное развитие у детей?
0-1 (младенчество). У ребёнка может быть два состояние удовлетворение/спокойствие или же беспокойство/неудовольствии
1-3 (раннее детство). Эмоции ребёнка начинают дифференцироваться. Он испытывает и любопытство, и злость, и радость, и испуг, и многие другие.
Возраст 4-5 лет считается нежным, поскольку именно в этом возрасте вероятность детского невроза (заикание, тики, энурез и др.) возрастает в разы – это связано с психической уязвимостью. Для профилактики таких проблем также будет очень полезно развивать эмоциональный интеллект.
Зачем развивать эмоциональный интеллект?
1. Это позволяет управлять своим поведением.
Когда ребёнок понимает свои чувства, он начинает “решать” проблему, в отличие от ситуации, когда эмоции просто взяли вверх.
Пример. У ребёнка сломалась постройка из конструктора, он кричит и крушит всё вокруг. Ему обидно, он разозлися, но не осознаёт этого. Он действует, не задумываясь,под влиянием сиюминутно возникших эмоций,А если бы он понимал, что чувствует, то ему было бы гораздо легче пережить данную ситуацию и отрегулировать своё поведение в ней.
Кстати, есть даже такой термин “Алекситимия” (это когда человек испытывает затруднения в описании своих чувств, различении эмоций).
2. Это позволяет понимать чувства других людей.
Если ребёнок умеет понимать свои переживания, то постепенно учится понимать и чужие. Это позволит ему в будущем находить общий язык с другими людьми, устанвливать и поддерживать контакты (полезные навыки, правда?), а также развивается способность к эмпатии (способности к сопереживанию и сочувствию, это оказывает влияние на тесную эмоциональную связь с близкими людьми) и формирует ответственность (человек способен прогнозировать последствия своих действий).
КАК развивать эмоциональную сферу?
Задача родителей – научить ребёнка быть собой, принимать себя со всем спектром испытываемых эмоций. Ни в коем случае нельзя делить эмоции на хорошие и плохие, ведь это самый настоящий миф!
1. Взрослый помогает ребёнку справиться с чувствами, признать их и прожить (не только радость, счастье, но и злость, и обиду, и даже зависть!
Когда Вы видите ребёнка радостным, уточняйте: “Ты РАДУЕШЬСЯ?”, “Ты так рад!”, грустным “Тебе грустно?” и т.д. Или в ситуации, когда ребёнок упал, пожалеть, обнять: “Ты упал, тебе больно и обидно из-за этого”, позволить ему прожить эмоции, а не игнорировать или ругать за то, что он плачет.
Хорошо даже сравнивать при этом чувства со сказочными героями или животными (например: ты злишься как грозный тигр), так ребёнку даже легче будет понять себя.
2. Не старайтесь при ребёнке прятать себя настоящего (родители – тоже люди, они могут испытывать и усталость, и раздражение, и злость). Дети подражают им во всём, взрослые для них – проводники в самостоятельную жизнь, главные учителя. Не стоит стесняться “Я расстроилась от того, что за окном дождь, а я так хотела погулять”, “Я чувствую раздражение от того, что сегодня совсем не выспалась” и т.д. Рассказывая о себе, Вы знакомите ребёнка со спектром чувств и эмоций. А их, как уже написано выше, не бывает хороших или плохих.
3. Обсуждайте героев и сюжеты мультфильмов/фильмовероев/книг.
Что почувствовали Вы или ребёнок в той или иной ситуации, как бы поступили Вы или он в ней.
4. Игра на развитие эмоциональной сферы – КУБИК ЭМОЦИЙ.
Кто давно подписан на мой канал, знает, что я несколько лет проработала в доме ребёнка (для детей от рождения до 4-5 лет). С ними я играла в кубик эмоций, детям очень нравилось и свои задачи такая игрушка выполняла прекрасно!
Как сделать?
Рисуете на кубике (или приклеиваете распечатанные картинки эмоций): грусть, страх, злость, радость, спокойствие, удивление).
КАК В НЕЁ ИГРАТЬ?
Есть несколько вариантов.
1) Ребёнок бросает кубик, затем с помощью мимики и жестов изображает эмоцию, а остальные угадывают.
2) Ведущий бросает кубик и все участники одновременно показывают выпавшую эмоцию.
3) Для детей постарше. Ведущий бросает ребёнку кубик и спрашивает: “Почему ты такой грустный/удивленный/др.)?”, а он придумывает причину.
Играть можно всей семьёй.
Нажимайте “палец вверх”, если Вам интересна тема эмоционального развития у детей. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник
Библиографическое описание:
Гончарова, Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника / Н. Г. Гончарова. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 4 (14). – С. 18-20. – URL: https://moluch.ru/th/1//99/3446/ (дата обращения: 22.04.2021).
К сожалению, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, АВ. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал Кэрролл Изард: «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие.
Л. С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства) связанном с воспитанием, направленным на интеллектуальное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «бесчувствованию» способствует технология жизни, в которой участвует ребенок. В средствах массовой информации часто демонстрируются, сцены насилия. Дети стали замыкаться, меньше читать художественные произведения и общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, очень актуальна и важна. Ведь ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь другим, не будет проявлять враждебность и агрессивность в будущем.
Яркую оценку эмпатии (способности эмоционально отзываться на переживания другого), дал известный педагог В. А. Сухомлинский: «глухой к другим – останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…»
В психолого-педагогической литературе отмечено, что эмоции и чувства не существуют вне познания и деятельности человека, а напротив, они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Таким образом, на основании сказанного отметим, что эмоции и чувства сопровождают все виды деятельности и поведение человека.
Дошкольное детство является первоначальным для развития личности ребенка. В процессе развития изменяется эмоциональная сфера ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Ребенок сознает и контролирует свои эмоции. Дети предпочитают общество сверстников, так как оно, отличается яркой эмоциональной насыщенностью. Повышенная эмоциональность и раскованность дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми. «В среднем, в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослыми». Все это свидетельствует о том, что эмоции и чувства дошкольников еще поверхностны, неустойчивы, бурно и интенсивно переживаются.
Но несмотря на все это, в дошкольном возрасте чувства все еще господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Дошкольник еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравиться или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становиться богаче, разнообразнее. От страха и радости он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и так далее.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Он учиться управлять своими чувствами, выражать их в культурной форме, и сознательно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействовать на них.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод:
- Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – появление способности управлять чувствами, то есть произвольность эмоционального поведения.
- Другое направление в развитии чувств, связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, формируют высшие чувства – моральные, эстетические, познавательные. Так у дошкольника появляются сострадание, сочувствие, забота о близких, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.
- Развитию эмоций и чувств, способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение с взрослыми и сверстниками.
Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.
Главная задача педагога – обеспечить эмоциональное благополучие детей в группе. Это значит, что для каждого ребенка нужно обеспечить здоровый психологический микроклимат. Важно расположить ребенка к себе и детям, тогда у него появиться чувство уверенности. А это способствует нормальному развитию личности ребенка.
Поэтому, работу мы построили следующим образом:
‒ выбрали приоритетные направления;
‒ определили темы занятий;
‒ сделали подборку игр.
И далее проводили работу по блокам:
- «Я – человек!»
- «Свои эмоции»
- «Социальные навыки»
Главная задача первого блока «Я – человек!» – помочь ребенку осознать характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек уникален и неповторим. И не важно, что возможности ребенка ограничены, важно постоянно поддерживать каждого малыша в разных ситуациях – как успеха, так и неудачи. И помочь ему, поверить в свои силы. Дать ему уверенность, что завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.
В старшем возрасте использую такие приемы: беседы, рассматривание ситуаций из личного опыта, показ кукольных спектаклей, дидактические игры из серии «Свет мой, зеркальце, скажи!», «Я и мое тело» «Кто я?». Закончить серию этих занятий можно созданием альбома под названием «Эта книжка про меня!». Здесь ребенок в рисунках, аппликации, фотографиях изображает все, что узнал о себе.
Вся проведенная работа помогает развивать у ребенка уверенность в себе, которая в старшем возрасте перерастает в самооценку, и очень важно, чтобы она была положительной.
Основная задача второго блока – научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей, так как это важнейший фактор в формировании отношений с людьми.
Дети старшего возраста узнают эмоции на графических изображениях, сравнивают противоположные эмоции, анализируют их причины. Проводя работу по второму блоку, можно уделить внимание художественной литературе, так как она вводит ребенка в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Блок «Социальные навыки» очень важен. Главная задача этого раздела – помочь ребенку освоить правила, нормы поведения в обществе. Ведь иначе как обеспечить дошкольнику комфортное существование в среде сверстников, как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте.
Темы этого блока предполагают обучить детей анализу причин межличностных конфликтов и умению их регулировать. Работу можно провести по следующим темам: «Друзья», «Как и почему возникают конфликты?», «Совместное дело», «Добрые слова и дела», «Дразнить, обижать» и другие. Можно создать проблемные ситуации, этого можно достичь с помощью тренинга по карточкам «Экспресс – помощь».
Методика Г. Б. Степановой, Е. Г. Юдиной характеризует развитие социальной сферы при взаимодействии с взрослыми, сверстниками, а также усвоение норм и требований (индивидуальный профиль социального развития). Заполняя такой профиль, можно получить четкую картину продвижения ребенка в сфере социального развития, помогает увидеть пробелы, а работе, построить коррекционную работу. Социальное развитие ребенка является основой нравственного воспитания, воспитания гражданской позиции, формирования чувства патриотизма через любовь к своей семье, городу, Родине.
Рассмотренная тема очень значима и актуальна. Закончить ее хочется словами В. С. Мухиной: «Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности» А это главное, так как эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Каждый педагог должен знать, что от его педагогического мастерства зависит разностороннее, полноценное развитие ребенка, а это значит наше будущее!
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, чувство, эмоция, старший возраст, взрослый, дошкольник, нормальное развитие личности ребенка, социальное развитие, чувство уверенности, эмоциональная сфера ребенка.
Похожие статьи
Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.
Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника
Эмоциональная отзывчивость как элемент социального…
В старшем дошкольном возрасте, социальное и эмоциональное развитие ребенка больше, нежели ранее зависит от посторонних людей, от этого опыта, которого он приобретает вне семьи.
Развитие социальной уверенности у детей старшего…
Даже в самой крайней и запущенной форме застенчивость и неуверенность пройдет, если для их преодоления приложить труд души. В. Леви. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни…
Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной…
Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро.
Формирование эмоциональной сферы дошкольников через…
ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, рисуночный тест…
Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского…
Важность проблемы социально-эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.
Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную…
старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей, изобразительная деятельность, эмоция, ребенок, развитие, программа, ведущий способ развития, проективный рисуночный Тест, подготовительный этап.
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного…
ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, рисуночный тест… Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка.
Теоретические основы развития эмоций у детей старшего…
Эмоции человека. Развитие чувства ответственности у студентов в процессе обучения.
Исследование эмоционально-аффективной сферы личности… состояние обусловлено деятельностью физиологических процессов организма.
Источник
Алена Григорьева
Консультация «Эмоциональное развитие детей»
Эмоциональное развитие детей
Замечали ли вы, как интересно наблюдать за развитием ребенка, как с каждым днем ваш маленький человечек не просто узнает что-то новое, а еще и по-своему проявляет то, что он узнал и освоил. На мой взгляд, самое увлекательное заключается в эмоциях, которые начинает демонстрировать ваш малыш. Сегодня я хочу поговорить о том, каковы особенности эмоционального развития детей. Для начала опять немного теории, без нее никуда. Что такое эмоции? Мне нравится вот такое определение. Эмоции – это психическое состояние, которое отражает отношение человека к происходящему вокруг него и к себе лично. Часто эмоциями называют то, что регулирует поведение человека. Например, тревога и страх защищают нас от опасности, скука и разочарование позволяют отказаться от ненужной и бесполезной деятельности, таким образом, экономя силы, а что-то интересное способствует приливу сил, отодвигает усталость, вызывает удовольствие. Но это только одна сторона медали. Другая заключается в том, что еще наши эмоции воздействуют на окружающих нас людей положительно, отрицательно или нейтрально.
Эмоциональное развитие детей Эмоции, которые испытывает ребенок с первых минут появления на свет, и его развитие очень тесно взаимосвязаны. На основе положительных эмоций развиваются движения, речь, память. А первые эмоциональные проявления малыша, такие, как крик или улыбка, являются его средством общения со взрослым человеком. Причем можно смело заявить, что для
нормального развития ребенка необходимым условием являются именно положительные эмоции. Чтобы ваши детки своевременно развивались, необходимо не только вовремя их кормить, одевать по погоде, обеспечивать хороший гигиенический уход, но еще и правильно организовывать то время, когда они бодрствуют. Когда ребенок не спит, очень важно поддерживать его в радостном и бодром настроении, часто общаться с малышом,создавать условия для игры: игрушки должны соответствовать возрасту, игры – развитию, и площадь для движения должна быть достаточной. Понятно, что в процессе развития ребенка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днем у ребенка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом. Надо помнить, что качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе. В последнее время дети вместо общения со сверстниками и взрослыми много времени проводят около телевизора или компьютера. Просто многие взрослые в силу своей занятости или каких-то других обстоятельств даже не задумываются о том, что именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу и каким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша. Наверное, из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Работа, направленная на эмоциональное развитие детей, независимо от того, проводится ли она родителем или педагогом, дома или в детском учреждении, очень важна и актуальна.
Особенности эмоционального развития детей Маленький ребенок реагирует на окружающий его мир аффективно. Хочу привести такое описание аффекта.
АФФЕКТ (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля. В отличие от чувств, которыми можно управлять, аффект возникает помимо воли человека и подавляется с большим трудом. Другими словами, ребенок реагирует эмоционально на то, что воспринимает непосредственно «здесь и сейчас». Его эмоции менее осознанны, чем у взрослого. Они могут так же мгновенно вспыхнуть, как и быстро угаснуть. Молниеносный переход от смеха к слезам и обратно не должен вас удивлять, это особенности эмоционального развития наших малышей. Просто ваш ребенок пока не умеет управлять своими эмоциями так же хорошо, как взрослый, он не может утаить своих чувств, у него все на виду. Непосредственность ребенка, его отзывчивость и искренность порой удивляют взрослых. Но часто дети, особенно в возрасте 4-4,5 лет, испытывают не только положительные эмоции, но могут кратковременно впасть в состояние гнева, раздражения, недовольства. Причем смена настроения ребенка обычно вполне обоснована. Эмоциональные проявления пяти – семилетнего ребенка зачастую становятся отражением поступков, что, в свою очередь, имеет четко выраженную мотивацию. В отношении ребенка будет справедлива формула – если меняется настроение, ищи почему. Но есть такие родители, которые требуют, чтобы их ребенок не допускал проявления отрицательных чувств, и даже могут наказать его за то, что он их показывает, вместо того, чтобы задуматься о причинах частых капризов и нередкого раздражения ребенка. Скорее всего, это сигнал, который может говорить о неблагополучии в отношениях. Взрослый на то и является взрослым, чтобы научить
ребенка, способствовать тому, чтобы эмоциональное развитие детей протекало нормально. Ему, взрослому, необходимо научиться чутко подбирать формы эмоционального воздействия. Они не должны быть или возникать стихийно, «по настроению» взрослого, а должны являться формой воспитания. Игры на развитие эмоций Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление. Так как же можно повлиять на развитие эмоций у детей? Самый лучший способ – это игры. – Книжка эмоцийМоя подруга вот как сделала: она в разных журналах и Интернете нашла картинки с изображением людей, лица которых явно выражали какую-то эмоцию (радость, удивление, смех, злость, страх). Найденные картинки она наклеила на небольшую (формата А6) картонную книжку и регулярно ее рассматривала со своим сыном. Конечно, она рассказывала ему о каждой картинке и изображала те же эмоции, которые были на картинках. Малышу было очень интересно сначала просто наблюдать за мамой. Потом он сам, без всякого принуждения начал делать такие же действия (глядя на картинку вместе с мамой мог засмеяться, или изобразить плач голосом и пр.). А вскоре он уже самостоятельно разглядывал эту книжку, изображая эмоции на картинках. Чуть позже эту книжку можно использовать для
иллюстрации эмоций. Например, можно поиграть в такую игру (она направлена на развитие наблюдательности и воображения). После прочтения стихотворения А. Барто надо выбрать наиболее подходящую к тексту картинку. Например,сначала читаем стишок: Идет бычок, качается,Вздыхает на ходу: Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!После этого спрашиваем малыша: Кто испугался за бычка? Малыш находит картинку с похожими эмоциями. И т. д. Развивать эмоции маленького ребенка можно на примере разных художественных произведений. Яркая демонстрация горя и радости – в сказке Чуковского «Федорино горе». Можно прочитать отрывок, где Федора переживает уход посуды (ребенок ищет картинку с изображением горя, а потом описание Федориной радости (ребенок ищет картинку с изображением радости).Варианты: • сказка С. Михалкова «Три поросенка», отрывок, как поросята боятся волка (ищем картинку с похожим изображением эмоций) • Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя», отрывок, когда медведи сердятся и пр. Эти же сказки можно разыграть с ребенком. В возрасте 2,5-4 лет они очень любят что-то изображать… И это хорошо влияет на эмоциональное развитие детей.
– Тренировка для эмоций Детям от 4 лет хочу предложить потренировать эмоции.Попросите ребенка: нахмуриться • как осенняя туча; • как рассерженный человек; • как злая волшебница; улыбнуться
• как кот на солнце; • как само солнце; • как Буратино; • как хитрая лиса; • как радостный человек; • как будто он увидел чудо; позлиться • как ребенок, у которого отняли мороженное; • как два барана на мосту; • как человек, которого ударили; испугаться • как ребенок, потерявшийся в лесу; • как заяц, увидевший волка; • как котенок, на которого лает собака; устать • как папа после работы; • как человек, поднявший большой груз; • как муравей, притащивший большую муху; отдохнуть • как турист, снявший тяжелый рюкзак; • как ребенок, который много потрудился, но помог маме; • как уставший воин после победы.
«Наше настроение»
Занятие для детей старшей группы, раздел программы «Мир социальных отношений».
Цель: учить детей ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений, отражать эти умения в своих рисунках. Обогащение эмоционального словаря дошкольников. Учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности, работать в парах. Развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи (радость,
грусть, удивление, обида и т. д.). Выражать и объяснять свою точку зрения. Развитие воображения, творческого мышления; уверенности в себе, артистических способностей. Воспитывать умение находить выход из сложных ситуаций, воспитывать умение делать комплименты сверстникам, сочувствие к окружающим людям, желание оказать им помощь.Оборудование: клубок шерсти яркого цвета, фотографии детей в различных эмоциональных состояниях, пиктограммы (4 эмоциональных состояния, шаблоны для работы в парах. ХОД ЗАНЯТИЯ.
I Вводная часть Упражнение «Паутина добрых слов». Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Оле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д. – А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему? II Основная часть 1. Упражнение «Тренируем эмоции». – А всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Каким оно еще может быть? Предлагаю немного побыть актерами. Вы по очереди будете выходить на сцену и изображать людей в определенном эмоциональном состоянии. Изображать нужно без слов. А задание я буду шептать вам на ушко. Задача зрителей – угадать, что показал актер.
• Уставший человек
• Больной ребенок
• Человек, который несет что-то тяжелое
• Человек сердится
• Два человека поссорились и обиделись друг на друга
• Радостный человек
• Ребенок, который потерялся в лесу (испуг)
• Человек, испытывающий боль от удара
• Добрая волшебница
2. Чтение отрывка из стихотворения Н. Найденовой «Ничего тебе не дам» – Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение Н. Найденовой, которое называется «Ничего тебе не дам». Есть у Вити мячик новый, Конь, гармошка и ружье.Держит он свои игрушки И твердит: «Мое! Мое!»Говорит ему Наташа: – Есть матрешка у меня. Разреши моей матрешке Сесть на твоего коня. Хочешь, дам тебе посуду? Хочешь, с мишкой поиграй.Витя ей сказал: – Не буду! Отойди, не приставай! Ничего тебе не дам, Я во все играю сам. Скажите, о ком оно? (версии детей). Какой был Витя?Как вы думаете: нравилось играть ребятам с ним? Почему? Я вам прочитала стихотворение не до конца, как оно могло закончиться на ваш взгляд? (Варианты ребят). А вот, что пишет Н.Найденова в конце своего стихотворения:
Есть у Вити балалайка, Барабан, ружье и слон. Есть машина, серый зайка… Отчего ж скучает он? Все, что только захотите, Вы найдете у него, Но товарищей у Вити НЕТ НИ ОДНОГО! Скажите, почему плохо быть жадным? Что бы вы посоветовали этому мальчику? (ответы). 3. Беседа. Ребята! Какое у вас сейчас настроение? А когда у вас плохое настроение, что вам хочется? А как можно пожалеть? Как вас жалеют родители? Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился? Как вы ведете себя, если у мамы болит голова? Если братик (сестренка) ушиблись? Если ваша кошка заболела? А из-за чего человеку может быть плохо? (Обидели словом или действием).А почему так говорят: «Настроение меняется, как мартовский ветер»? 4. «Пиктограммы». Перед вами пиктограммы. Давайте рассмотрим их.
грусть злость радость удивление Какое настроение у этого человека? Как вы определили? Почему он такой? А что плохого в том, что он грустный? (Ни с кем не играет, не разговаривает). Хорошего? (Не дерется). Какое настроение изображено на второй пиктограмме? Почему человек злой? (обидели). Что в этом плохого? (дерется, жадничает, толкается). А что хорошего? (ничего). А что хорошего в том, что человечек радостный? (с ним дружат, он со всеми играет). Плохого? (Если его обидят, он станет грустным).
Что изображено на четвертой пиктограмме? И чему удивлен мальчик? (что-то увидел, узнал).
• «Определи настроение».
• А можно ли узнать о настроении человека на фотографии? Перед вами фотографии детей, ваших ровесников. Возьмите по снимку. Расскажите, какое настроение у ребенка. А можно ли узнать о настроении человека по тому, как он говорит, с какой интонацией произносит слова? Попробуйте сказать фразу «Сегодня хорошая погода» от лица ребенка, изображенного на фотографии (обиженный, восторженный, ликующий, печальный, отчаявшийся, тревожный, испуганный, недовольный).
III Заключительная часть
Работа в парах. Предлагаю вам найти себе пару. Вам вдвоем предстоит нарисовать ту эмоцию, которая указана на шаблоне (радость, грусть, удивление, злость, предварительно договорившись о том, кто и что будет рисовать, обсудив, как изобразить глаза человека, рот. Помните о том, что ваша совместная работа будет успешно завершена только в том случае, если вы не поссоритесь, а сумеете обо всем договориться.
Во время выполнения звучит мелодия «Песенка про дружбу»
Что нового вы сегодня узнали? (настроение у человека может меняться). Чему научились? А если кто-то из нас завтра утром будет в плохом настроении, как вы это узнаете? Как вы поступите? Во что можно поиграть с другом, чтобы ему стало весело?
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
ТЕПЛО СЕМЬИ Занятие для родителей с элементами тренинга Цель: знакомство и сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семьях.Подготовительная работа: оформление группы разработка рекомендаций для родителей.Оформление группы: на доске – тема встречи; к встрече готовится выставка рисунков детей на тему «Моя семья». 1. Игра «Знакомство» Ведущий. Для начала давайте поприветствуем друг друга и познакомимся. Сейчас мы представимся друг другу с помощью игры «Знакомство». Встаньте в круг. У меня в руках мяч. Каждый, кто получает мяч, будет называть свое имя и повторять имена предыдущих участников. Итак, мое имя… 2. Игра «Похвали себя» Ведущий. Перед вами небольшой опросник «Какая (ой) я?» (см. приложение 1). В нем перечислены черты, которые встречаются у многих людей. Выберите те, которые описывают положительные стороны вашей личности.
Похвалите себя. 3. Упражнение «Азбука эмоций» Ведущий. Уважаемые мамы и папы! У меня в руках азбука эмоций, в которой находятся самые разнообразные чувства и эмоции, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. Возможно, после того как вы переступили школьный порог, придя на эту встречу, в вашем сердце поселились чувства и эмоции ожидания, любопытства, тревоги и др. Давайте заполним нашу азбуку эмоций своими впечатлениями. Родители записывают на стикерах чувства и эмоции, которые их переполняют. После этого каждый приклеивает стикер на страницу азбуки, рассказывая при этом, что он испытывает. 4. Упражнение «Символ семьи» Родители объединяются в группы по 4-5 человек. Ведущий. Семья – это та крепость, те стены, за которыми наши дети чувствуют себя в безопасности. Если стены рушатся, то защищаться от невзгод и бурь жизни приходится под развалинами этих стен. Но стены должны быть. Каждый из вас, когда рассуждает о семье, вкладывает в это свой собственный смысл, что-то личное, что-то важное для него. Сейчас каждой группе необходимо придумать и изобразить символ вашей новой, только что созданной «семьи», а также девиз. Время выполнения – 3-5 минут. По завершении каждая группа (семья) демонстрирует девиз
и символ. 5. Упражнение «Законы семьи» Ведущий. Испокон веку в каждой семье существуют свои традиции, ритуалы, совместные праздники, а также «законы» воспитания детей. Каждый из вас, если хочет, может рассказать о традициях и законах своей семьи. Все вместе мы можем их обсудить и решить, что является положительным, а что отрицательным. На карточках каждой группе (семье)предлагаются главные составляющие законов семьи: единство требований, значение похвалы, трудовое участие, разделение благ. Каждая группа (семья) предлагает свой свод семейных законов (см. приложение 2). После завершения задания – обсуждение. 6. Игра «Дорисуй фигуру» Ведущий. У каждого из вас есть дети – мальчики и девочки – абсолютно разные. Каждый ребенок – индивидуальность, со своими чувствами, фантазиями, своим восприятием мира. Все мы были детьми, любили фантазировать, выдумывать, приукрашать. … Поэтому сейчас я предлагаю вам вернуться в детство. Участникам команд предлагается шесть фигур на листе (треугольник, квадрат, круг, зигзаг, овал, пятиугольник, которые необходимо дорисовать и превратить в законченные изображения на тему «Семья». Важно постараться, чтобы изображения выглядели как можно более неожиданно, фантастически. Для работы используются карандаши, фломастеры, маркеры, восковые
мелки. После этого все группы (семьи) демонстрируют полученные изображения друг другу. По окончании задания работы вывешиваются на доске. 7. Диагност