Статьи природа развития ребенка

Статьи природа развития ребенка thumbnail

Татьяна Завалишина
Статья «Природа как одно из важных средств воспитания ребенка»

Как лучше всего воспитывать своих детей в эпоху технологического прогресса? Как сделать, чтобы дети не утратили связь с природой?Для этого необходимо привить им любовь к прекрасному: к растениям, животным и природе в целом. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью,многообразием, динамичностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ним, учит не только смотреть, но и видеть,дети захотят узнать еще больше.

Одной из важных нравственных задач, стоящих перед нами педагогами это воспитание любви к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно, если знакомить ребенка с тайнами природы, показывать интересное в жизни растений и животных,учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.

Восприятие природы помогает развивать у детей жизнерадостность, эмоциональность, чуткое и внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет безумно наносить вред природе, животным.

Основное средство познания природы – наблюдения. У ребенка восприятие природы острее, так как он впервые соприкасается с ней. Во время наблюдений за не живой природой, растениями и животными, взрослые обращают внимание на выбранный объект, отмечают его характерные особенности, внешний вид, наблюдают за ростом растений, повадками животных, сравнивают, учатся находить сходства и различия, приобретают новые знания. Все свои знания ребята воплощают и закрепляют в

изобразительной деятельности, развитии речи, ручном труде, дидактических играх. Все наблюдения должны быть кратковременными, но частыми. Поддерживая и развивая познавательный интерес, педагог воспитывает у детей многие положительные качества личности, познакомить природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязи.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если педагог приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца,просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом птиц, у детей разовьется художественный вкус,они смогут глубже познать окружающий мир, будут стремиться к созданию красоты своими руками.

Природа полна чудес. Она никогда не повторяется и педагогу следует учить детей искать и находить новое в уже известном,виденном. Для этого педагог должен использовать в совместной деятельности поисково –исследовательскую деятельность. Показывая коллективный труд людей в огороде, на поле, на животноводческой ферме, педагог обращает внимание на то,с каким старанием и любовью трудятся взрослые, тем самым воспитывая чувство уважения к труду взрослого. Дети должны знать, что человек преобразует природу рационально, целью ее охраны и улучшения.

Садовник, например, знает, какие ветки нужно обрезать, чтобы дерево лучше росло; огородник удаляет «пасынки» на помидорах, чтобы они не отнимали питание у всего растения и т. д. Только тогда природа предстанет перед человечеством доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней.

Литература: «Как знакомить дошкольника с природой» П. Саморуковой (1983г.); «Юный Эколог» /Под. ред Николаева

Источник

Статьи природа развития ребенка

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разрабатывая принцип свободного воспитания Жан Жак Руссо(1712—1778) развил идею о том, что педагог должен не навязывать ребенку свои взгляды, а предоставлять ему возможность расти и раз­виваться свободно.

В книгах «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспита­нии» Ж.-Ж. Руссо изложил свои педагогические взгляды, в основе которых лежит теория естественного воспитания.Она тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве. Ж.-Ж. Руссо подчеркивал, что «все хорошо, что выходит из рук твор­ца Вселенной, все вырождается в руках человека». Таким образом, Ж.-Ж. Руссо считал, человек родится совершенным, но его уродуют современные общественные условия, в которых он живет. Поэтому вос­питывать ребенка следует вдали от цивилизации, на «лоне природы».

Воспитание будет содействовать развитию ребенка, если приоб­ретет естественный, природосообразныйхарактер. Он полагал, что такое развитие обеспечивается совокупностью трех факторов: при­роды, людей, вещей. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства, люди учат, как ими поль­зоваться, вещи обогащают опыт. Но воспитание выполнит свою роль тогда, считал Ж.-Ж. Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.

Понимание Ж.-Ж. Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки Я. А. Коменским. В отличие от чешского педагога Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитывать природо-сообразно — значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка.Он требовал тщательного изучения ребенка, хороше­го знания его возрастных и индивидуальных особенностей. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми… У детства свои, ему свойственные способы думать и чувствовать: нет ничего нелепее, чем заменять их нашими»1.

Читайте также:  Заговор на развитие ребенка

Признавая, что человеческая природа является совершенной, Ж.-Ж. Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходи­мым позаботиться о созданииусловий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. И таким идеальным условием является окружающая природная среда.«Город — пучина человеческого рода. В нескольких поколениях расы погиба­ют или вырождаются; им нужно обновление, а это обновление дает всегда деревня»2. И если родители не имеют возможности воспиты­вать своих детей в деревне, то необходимо, хотя бы изредка, посылать детей «обновляться, так сказать, и восстановлять среди полей силу, утраченную в нездоровой атмосфере местностей, слишком густона­селенных» 3.

Заслуга французского педагога состоит в показе ценности при­роды для развития личности человека. Чтобы ребенок мог познать природу, он должен как можно больше общаться с ней. Только непо­средственное общение с природой будет духовно обогащать ребенка, развивать его личностные качества.

Каковы же основные пути познания ребенком природы по Ж.-Ж. Руссо? Это не рассказ или объяснение педагога, и не учебник или книга. Ж.-Ж. Руссо был противником словесных методов озна­комления с природой. Ибо как бы ни воодушевленно, эмоционально, красочно не рассказывал воспитатель о красоте и запахах цветов, о чарующем пении птиц, о неповторимости закатов, ребенок его не поймет, если сам он этого не видел, не слышал, не чувствовал. Не стоит также воспитывать ребенка на книжных примерах, которых он часто не понимает. Единственной книгой, с которой можно было бы ознакомить ребенка, это «Робинзон Крузо», герой которой на необитаемом острове делал все необходимое для своей жизни среди природы (а это соответствовало идеалам Ж.-Ж. Руссо).

Наблюдение— вот один из основных путей познания природы. Ж.-Ж. Руссо призывал организовывать наблюдения за предметами и явлениями непосредственно в окружающей природе. И был про­тивником замены их другими средствами наглядности, типа картин­ки, карты, модели и т. д.

Так, при ознакомлении с географией не нужны карты и глобус и т. п. География должна изучаться на окружающей местности. Педа­гог должен так организовать среду и деятельность ребенка в ней, что­бы ребенок мог собрать как можно больше фактов. Не накопление суммы знаний, а развитие умения приобретать их — такова, по мне­нию Ж.-Ж. Руссо, цель обучения. «Фактов, фактов», — непрерывно повторяет Ж.-Ж. Руссо, указывая, что при обычном, неправильном воспитании своею болтливостью мы создаем только болтунов. Педа­гог должен лишь наталкивать ребенка на вопросы, а если они у него не возникают, то самому ставить их перед ним.

«При исследовании законов природы начинайте всегда с яв­лений наиболее общих и наиболее наглядных и приучайте вашего воспитанника принимать эти явления не за доказательства, но за факты. “Мы видели солнечный восход в Иванов день, теперь по­смотрим на него в Рождество или в другой какой-нибудь хороший зимний день…” Я принимаю меры, чтобы это второе наблюдение происходило в той же местности, где было сделано первое; и если употребить некоторую ловкость, чтобы подготовить замечание, то один из нас непременно воскликнет: “Ай-ай, вот так штука: солнце-то восходит не на том же месте! — наши прежние приметы, а теперь оно восходит вот где”»1. Так развивается наблюдательность у ребенка, а главное — формируется его самостоятельное мышление. Ребенок не получает от воспитателя готовых объяснений и доказательств, а сам вынужден их находить.

Второй путь познания природы — исследование.Ж.-Ж. Руссо создал оригинальную методику получения знаний о природе, ос­нованную на самостоятельной исследовательской деятельности. Он постоянно ставит Эмиля в положения исследователя, открывающего научные истины. В процессе организации этой деятельности важно ввести ребенка в ситуацию, когда возникает необходимость, а отсюда и желание что-либо узнать. Так, например, чтобы передать Эмилю знания сторон света, воспитатель позволяет ему заблудиться в лесу и оказаться вынужденным ориентироваться. Открытые им самим знания о частях света и компасе приводят Эмиля в восторг. И та­ких ситуаций, заставляющих пытливый ум ребенка работать, делать открытия, познавать законы природы, можно создать очень много. Например, «опрокиньте стакан в воду, вода не наполнит его, если только вы не оставите прохода для воздуха; значит, воздух способен оказывать сопротивление. Погрузите стакан глубже, вода поднимется в пространстве, которое было занято воздухом, но не в состоянии его целиком заполнить; значит, воздух способен сжиматься до известной степени. Мяч, наполненный воздухом, прыгает легче; значит, воз­дух — тело упругое»2.

Читайте также:  Кризисные периоды развития ребенка это

Однако этой столь привлекательной системе обучения присущ существенный недостаток. В ней личный опыт ребенка выступа­ет основным источником знаний, эмпирия довлеет над теорией. А главное — опыт ребенка отрывается от накопленных человече­ством знаний.

Третий путь познания природы — труд. Ж.-Ж. Руссо проанализи­ровал различные виды труда и выстроил их в определенную иерархию в зависимости от их роли в развитии личности ребенка. И на первое место им было поставлено земледелие. Оно является самым первым занятием человека и самым почетным. Именно с ним ребенок может знакомиться уже в раннем детстве. В процессе труда развивается детская любознательность, сообразительность, дух изобретательства, формируется ум. Выращивая растения, ребенок захочет узнать все до конца (что появится из семян, какие будут цветы, плоды), захочет знать причину происходящего (зачем растению вода, солнце, почва). Педагог должен предусмотреть, чтобы ребенок работал не механиче­ски, а обдуманно. Он должен работать, как крестьянин, и думать, как философ. Здесь Ж.-Ж. Руссо высказывает важную мысль о том, что труд в природе должен быть наполнен интеллектуальным содержанием.

То возвеличивание природы, ее роли в жизни человека, которое свойственно Ж.-Ж. Руссо, во многом определило и художественные достоинства его романов-трактатов и романа в письмах. В художест­венной прозе Ж.-Ж. Руссо создал великолепные картины природы, показав прелесть и красоту гор и долин старой Гельвеции. Он описал пейзажи гор Вале и неповторимую красоту Женевьевского озера. Это было первооткрытие в европейской прозе. Ж.-Ж. Руссо чувствовал красоту природы и понимал огромное ее значение в воспитании людей в духе гуманизма, гармонии, целостности. В своих работах философ призывал бережно относится к природе, сохранить ее для будущих цивилизаций, предостерегал от варварского истребления природных богатств. «Посмотрите, какое обилие благ окружает нас! Сколько плодов производит вам земля, сколько богатств дают вам поля и виноградники, сколько животных доставляют вам молоко, чтобы питать вас, и шерсть, чтобы одевать вас! Чего же еще требуется от них? И какая ярость ведет вас к совершению стольких убийств, — вас, пресыщенных благами и по горло заваленных припасами?»1

Таким образом, Ж.-Ж. Руссо выступает за превращение воспи­тания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости на природе, самостоятельно осязая, слушая, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.



Источник

Влияние природы на личность ребенка

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.

Воспитательное значение природы трудно переоценить.

Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства.

Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, её нужно организовать и разумно направить.

Читайте также:  Ребенок год и два месяца развитие месяца

Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.

В системе воспитания дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть – еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. .

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник  впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине – это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой….

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Доброта становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека..

Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогают сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети учатся анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявлять самое важное.Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

Список использованной литературы

1.Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.

2.Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. – М.: Просвещение, 1988.

3.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990.

4.Жесткова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников – М.: Педагогика, 1972.

5.Зверев И.Д. Экология в дошкольном обучении: Новый аспект образования. М., 1980.

6..Каиров И.А. Нравственное развитие дошкольников в процессе воспитания. М.: Просвещение, 1979.

7..Педагогика. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников / Под ред. Харламова И.Ф.-М.: Педагогика, 1987.

8..Экологическое образование дошкольников. /Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.

Источник