Старшему ребенку 3 года

Старшему ребенку 3 года thumbnail

Почему 3 года оптимальная разница между детьми. Плюсы и минусы разницы 3 лет. Особенности воспитания малышей.

Планируете вторую беременность?

Медики и психологи считают, что разница между детьми 3 года – самая подходящая. Почему?

По мнению врачей, организм женщины полностью восстановился после первых родов. Со своей стороны, психологи утверждают, что тяжелый период у мамы позади. Ребенок подрос, а значит, снизилась физическая нагрузка. Небольшой промежуток между годами увеличивает вероятность общих интересов, сближает детей.

Однако каждый специалист смотрит со своей колокольни. Предлагаю рассмотреть ситуацию со стороны родителей. Заодно познакомиться с трудностями, которые могут ожидать маму и папу, отдав предпочтение разнице детей в 3 года.

разница между детьми 3 года

Плюсы и минусы разницы 3 лет

Один ребенок – хорошо, а два лучше! Итак, какие же преимущества соблазняют родителей заводить малышей с небольшим промежутком?

Плюсы

  • Самостоятельность. К этому времени ребенок многое умеет делать сам: одеваться, кушать, играть. В три года дети начинают осознавать себя как отдельную личность. В речи появляются фразы «Я сам», «Я большой». У него возникает свой круг интересов, увлечения, друзья.
  • Внимание и нагрузка. Старший ребенок ходит в садик, а значит, маме будет физически легче. Утром она занята домашними делами и грудничком, вечером с малышом помогает папа. Мать может уделить внимание первому ребенку, пообщаться, поиграть с ним.
  • В гости к родственникам. Первенец подрос и уже не зависит от матери как раньше. Можно не бояться оставлять его на выходные с бабушками, дедушками, тетями. С одной стороны, у ребенка расширяется круг общения. С другой – у мамы есть возможность на время снизить физическую и психологическую нагрузку.
  • Маленький помощник. С появлением братика или сестрички волей-неволей первенцу приходится быстрее взрослеть и учиться помогать родителям. Где-то поднести сумку, подать, принести, 5 минут присмотреть за маленьким. Старший ребенок может быть отличным помощником. Воспитывается чувство ответственности.
  • Всегда рядом. 3 года – небольшая разница. Подросшие малыши много времени проводят совместно: играют, строят из кубиков постройки, рисуют, посещают кружки, помогают друг дружке. Время, которое они проводят вместе сплочает. С годами эти отношения сохраняются и крепнут. Дети, с небольшой разницей в возрасте, очень дружны, имеют общие интересы, увлечения и друзей.
  • Пример для подражания. Старший ребенок как образец поведения для младшего. Первенцу хочется, чтобы им гордились. Он старается все делать правильно, осваивает навыки самостоятельности, помогает родителям, присматривает за малышом и даже участвует в его воспитании. Мать и отец хвалят дошкольника-помощника, а малыш берет с него пример.
  • Учеба требует контроля. И внимания со стороны родителей. Объяснить правила, сделать уроки, помочь собрать портфель. К тому времени как первенец пойдет в школу, малышу исполнится 3 года. Он станет достаточно самостоятельным и более или менее независимым, пойдет в садик. Родители смогут больше внимания уделять учебе старшего.

Старшему ребенку 3 года

Минусы

К сожалению, разница малышей в 3 года несет в себе и определенные трудности:

[sc name=”rsa” ]

  • Кризис 3 лет. Появление второго малыша в семье выпадает на сложный период старшего ребенка. В этом возрасте дети становятся непослушными, упрямыми, плаксивыми. Женщине будет тяжело подстраиваться под прихоти обоих капризуль (кризис 3-х лет).
  • По-прежнему маленький. Хотя старший малыш уже многое делает сам, ему все еще нужна помощь. Налить воды, подать кружку, помочь одеться, застегнуть обувь, отвести в садик… Грудной ребенок отнимает уйму времени. Мать вся в домашних заботах и привязана к крохе. Пока грудничок мал, физически тяжело ухаживать за двумя малышами.
  • Зависимость. Мама выходит на прогулку со старшим ребенком тогда, когда справится с домашними делами, плюс нужно подстроиться под потребности грудничка. Чем младше второй ребенок, тем больше мать с первенцем зависят от его нужд и настроения.
  • Из декретного в декретный. Малыш подрос, и только у женщины появилось немного свободного времени. Походы в кино, кафе, вечерние прогулки с любимым, встречи с друзьями… И снова пеленки, распашонки, памперсы… Личная жизнь откладывается. Начинаем все с начала.
  • Двое это слишком. Бабушкам и дедушкам тяжело уследить за двумя карапузами. В лучшем случае они могут либо помочь физически, либо брать только одного ребенка на выходные. Ни тот ни другой вариант не позволит маме выделить достаточно времени на себя.
  • Мама не виновата. Второй малыш отнимает много внимания и сил. Мама разрывается между домашними делами и двумя детьми. Некоторые женщины сильно переживают, что не могут уделить достаточно времени старшему ребенку. Из-за этого испытывают чувство вины, которое может переходить в угнетенное состояние, депрессию.
  • Карьера подождет. Два декретных подряд – в сумме получается 6 лет, которые нужно посвятить семье и детям. Придется пожертвовать достижениями в работе и отложить продвижение по карьерной лестнице.
  • Осторожно! Он еще маленький! Дети 3 лет не умеют обращаться с новорожденными. Первенец может нечаянно сделать больно грудничку, вложить в руку малютки, мелкий предмет. Оставлять их наедине даже на 1 минуту – небезопасно!

Разница в возраст: из декрета в декрет

Особенности воспитания детей с небольшой разницей

Между малышами встречаются и разногласия, и ревность, и жадность. Избежать неприятных моментов и минимизировать недостатки трехлетней разницы между детьми помогут нехитрые рекомендации:

  1. Родители часто уговаривают старших детей уступать младшим. Это в корне не правильно! Нужно относиться к детям одинаково. Иначе, со временем, малыши начинают пользоваться своими привилегиями и требуют к себе особого внимания со стороны взрослых, братьев и сестер. Первому ребенку из-за такой несправедливости обидно. Появляется неприязнь к младшему.
  2. Не ставьте детей друг другу в пример. Старшие малыши подрастают и порой не слушаются родителей, проявляют упрямство, детский эгоизм. Это нормально. Однако, если сравнивать детей и выставлять старшего плохим по сравнению с младшим, у первенца появится ощущение, что его любят меньше
  3. Не используйте ребенка в качестве няни. Он может помогать родителям присматривать за крохой, однако не стоит злоупотреблять детской наивностью. Встречается, что старших детей обязуют смотреть за малышами. Помощь перерастает в постоянную и навязанную «Ты должен». Ребенок лишается детства, только обвинять в этом он будет не родителей, а младшего брата или сестру.
  4. Не перекладывайте ответственность за второго ребенка на плечи первенца. Старшим детям часто «влетает» за то, что недосмотрел кроху. В свою очередь такая поблажка дает повод малышам пользоваться безнаказанностью. Они начинают делать назло, вредничают, подставляют старших братьев, потому что знают: их за это ругать не станут.
  5. Отдавайте предпочтение играм, которые бы подходили обоим детям. Во-первых, не обидно. Во-вторых – сплочает малышей. В третьих – показывает, что мама любит двоих одинаково. Чем больше дети проводят времени вместе, тем сильнее их привязанность друг к другу.
  6. Малыши – большие собственники, и порой жадничают по отношению к своим младшим братьям и сестрам. У каждого ребенка должно быть свое пространство. Однако, с первых дней учите его делиться. Старайтесь покупать игры одинаковые или идентичные, если это конструктор – то, на двоих. Разнополым детям подбирайте игрушки равноценные.
  7. Встречается между малышами с маленькой разницей и ревность. Готовьте ребенка к появлению братика или сестрички заранее. Уделяйте обоим равное внимание, чтобы у них не возникало подозрение, что другого любят больше. Относитесь к малышам одинаково справедливо. Ходите на прогулку всей семьей. Чаще говорите, что вы их любите, и как хорошо, что в семье теперь их двое.

У разницы между детьми в три года, как и у любой другой, есть свои преимущества и недостатки. Насколько дети будут близки и дружны, во многом зависит от их родителей.

Читаем также: Погодки: дети с маленькой разницей в возрасте – страхи, ошибки, лайфхаки

Старший и младший: идеальная разница в возрасте

Какая разница в возрасте между детьми оптимальна? Что лучше для детей, а что – для здоровья мамы и гармонии в семье? Плюсы и минусы рождения погодков, детей с разницей в 2,5 , 5 и больше лет. Советы с точки зрения гинекологии и психологии.

Источник

Коза-Дереза

у моих разница 2,8. сложно не сразу, а после года и то только когда с ними кто-то один.

Мария

Нормально )) справитесь )) хорошая разница. У нас 3,1 разница. Старшая уже была более или менее самостоятельной, говорливой, помогала с младшей сестренкой. Сейчас младшей 1,5 года, играют вместе – отлично! Думаю, что если разница меньше, то старший еще тоже лялька, а если больше – лет 5-6, то с младшим уже на одной волне играть не будет… Только вот с садом у нас не сложилось. Старшей как раз надо было в сад, и тут начались орви и пр, младшая за ней болела. Мы забрали из сада, и я совсем не жалею, старшая мне дома помогала ))) а в сад сейчас пошли

Марина

Тут все зависит от деток. У нас 2,4 разница. Сын старший. Труднотбыло первый год. Потом легче. В сад пошёл в 3,4 так что я ровно первый год была с ними одна. Он ревновал, мог стунцть сестру, нельзя было её оставить даже в кровати,залазил. Носила в слинге. Сон трудно было организовать,т.к. жили в одной комнате,он шумный у меня. Ещё подвижный, убегал на другой конец бульвара от меня, я с коляской за ним гонялась. А потом стало легче. Когда в сад пошёл,ревновал что сестра дома. Сейчас им 5 и почти 3. Игрушки делят конечно, иногда могут чтукнуть друг друга, но нетдеруться часто. Дружат, легче с ними когда они вдвоём, не скучно им. Сейчас ждём третьего, разница с младшей будет 3,6. Я тоже за маленькую разницу, потом детям уже неинтересно друг с другом.

наталья петунова

Тут больше зависит от характера и самостоятельности стар.ребенка.У меня есть 2 примера.Одна подруга родила второго,когда сыну было от 2,5 до 3,точно не помню.Старший мальчик с рождения спокойной,рано без капризов пошел в сад.Ей было легко,она ему скажет,тише братик спит-он понимал,не ревновал,играл с ним хорошо.Вторая подруга родила,когда дочке было 2,10.Дочь у нее с характером.Может избаловали,может сама по себе такая.Для нее с рождением сына наступил ад.Старшая ревновала ужасно,могла ущипнуть спящего новор.брата,спецом визжала.Когда тот учился ходить толкала его,отнимала игрушки.Никакие беседы не помогали.

Катя

Подружка говорит, что рожать второго, когда у старшего кризис трех лет большой подвиг, ей очень тяжело. Мы планируем 3,5 разницу

Инесса

Естественно зависит от характеров детей. у нас разница 2.7. старший- бешенка, ни минуты в одном положении, носится, скачет, не слушается… НО младшего ОБОЖАЕТ!!! и подгузник выкинет и бодик в стирку отнесет. ревности пока не видела)) мне с ними хорошо!!! нормальная разница)

Ведана (мама 8х детишек )

У меня 4 погодки .не сложно ик первые две в садик ходят уже

Мари

Вчера пост видела,но сегодня вот решила ответить.Я пока на 7-мом месяце,дочке 2,4 года.Если бы мы летом не решились на второго,то сейчас я уже бы точно не захотела.Потому что в 2 года у дочки начался такой отвратительный период скандалов,истерик,что я скоро завою.Сегодня вот весь день истерит с перерывом на обед..Хотя в душе надеюсь,что у нее этот кризис пройдет.Ходим в развивалку,там тоже мамочка на моем сроке.И тоже с дочкой никак не справится.Видимо с 2 до 3 какой то особый период у них:)Если сравнивать,эта беременность намного сложнее в эмоциональном плане.Часто нервничаю из за дочки,и ребенок внутри видимо мои нервы чувствует,и отвечает такими пинками!!!!!!Вот как то так.Но теперь обратного пути нет,будем справляться как то:)

Оля

ой нет,наоборот.разница 3 с половиной.дочка конечно немного ревнует,но помощь огромная:и соску дать и бутылочку и памперс, и… и сама самостоятельная:одеться,покушать,игрушки собрать.

Ирина

Читать все 52 комментария

Источник

Ребенок бьет другогоОдна из самых трудных ситуаций в жизни мамы маленьких детей – это когда один ребенок обижает другого: бьет, кусает, щипает. Обида за второго малыша, которому незаслуженно досталось, возмущение, огорчение… Маме трудно справиться с эмоциями и реагировать разумно. Да и как знать, как правильно реагировать в такой ситуации?

Я задала этот вопрос 6 замечательным детским психологам, и получила интересные и глубокие ответы профессионалов. Уверена, прочитав их внимательно, примерив на себя, мы сможем вести себя в таких случаях более мудро и взвешено. Я, во всяком случае, очень постараюсь.

Итак, вот что мне ответили:

Александр Кузнецов, автор проекта «Doktorpapa.ru”, детский психолог и врач, многодетный отец:

Дерущимся детям, особенно малышам, говорить, что драться нехорошо – бесполезно. Если такое происходит часто, то сделайте 3 вещи:

1. Исключите все возможные примеры агрессивного поведения – по телевизору, в компьютерных играх, в личных отношениях с супругом(супругой), в отношениях с детьми (никаких криков, шлепков,

подзатыльников и пр.)

2. Старайтесь поощрять помощь, щедрость и сопереживание детей друг другу – хвалите за это.

3. В ситуации конфликта между детьми просто останавливайте их и показывайте, как можно разрешить спор словами – сначала по очереди говорим, потом вместе ищем варианты решения.

Иногда не обойтись и без тайм-аута (отводим в другую комнату, спокойно, без криков отчитываний и резких движений). Постепенно дети поймут важное правило: «злиться можно – драться нельзя».

Екатерина Бурмистрова, семейный психолог, мама 9 детей, автор проекта «Семья растет»:

Вообще, гораздо полезней маме предугадывать такие ситуации и не допускать, чем реагировать на них потом. Когда ребенок уже ударил другого, то это изначально проигрышная позиция. Маме нужно наблюдать, в какие моменты возникает агрессия между детьми, и стараться предотвращать их.

Если ребенок нацелился на то, чтобы ударить другого – перехватить его руку и четко и спокойно запретить бить брата или сестру. Очень важно говорить спокойно, как читают законы Конституции: «Нельзя бить брата. Я и тебя не дам в обиду, и его не дам в обиду. Мама не дерется, папа не дерется, никто в нашей семье не дерется».

Если мама станет кричать: «Как ты мог!!» – это не оптимальная реакция, она не поможет.

Необходимо понять причины агрессивных выпадов. Возможно, дети устали или перевозбуждены. Или у ребенка кончаются слова, чтобы выразить свои чувства. Пройдет много времени, прежде чем дети научатся все эмоции выражать словами. А пока им нужно в этом помогать: «Ты не хочешь давать сестре конструктор», «Тебе тоже нужна эта машинка».

Еще одна возможная причина – хронический стресс. Например, когда одного из детей явно больше любят, или когда один все время с мамой, а другой в садике. Или когда в садике ребенок видит образцы агрессивного поведения.

Как реагировать, когда один другого все-таки ударил? На самом деле, в таких случаях родители переживают больше, чем дети.

Детей лучше развести детей в разные стороны. Сразу после произошедшего ребенка не ругать, но потом, чуть позже, определить санкцию: «Мы не будем смотреть этот мультик или читать эту книжку». Драться должно быть не выгодно. (Санкции работают только с детьми старше 3 лет).

Маме нельзя шлепать ребенка, иначе возникнет замкнутый круг агрессии: ребенок бьет другого, мама шлепает его, он снова дерется.

Хорошо работают терапевтические истории: «Один щенок укусил другого…», и обязательно нарисовать это в альбоме, как-то визуально представить, ведь картинки дети воспринимают гораздо лучше, чем слова.

Гюзель Ферцер, детско-подростковый психолог, автор сайта https://childrenhelp.ru:

Кусаются и щиплются дети, как правило, в раннем возрасте. И направлены эти действия бывают, как правило не только на братика (сестренку), но и на взрослых. Реагировать надо, как и при всех проявления агрессии в раннем возрасте: спокойно-доброжелательно ВНУТРИ и спокойно-строго «СНАРУЖИ», если так можно выразиться.

Главным воспитательным моментом должно быть здесь, на мой взгляд, именно уравновешенное состояние родителя. Почему это так важно? Потому, что включая собственный эмоциональный аспект при наказании ребенка, взрослый не может подобрать нужные правильные слова, может неадекватно превысить силу наказания над проступком ребенка, может не заметить нюансов ситуации, а так же, дать ребенку повод, а фактически спровоцировать его на повторение действия, как способа привлечения внимания.

Как показывает опыт, именно уравновешенные серьезные «внушения» работают лучше всего, именно по этой причине часто папины «внушения» бывают более действенны. Поскольку мужчины чаще женщин делают это действительно спокойно.

Что касается драк, то в этом случае, именно в том самом состоянии «спокоен внутри» родитель должен остановить ребенка буквально физически, а не только вербально, просто остановив своими руками руки малыша. Это существенный момент, так как малыши, вследствие особенности строения мозга, лучше воспринимают обращенную к ним речь (и запоминают), если она сопровождается соответствующей двигательной активностью.

И еще такой момент. Надо понимать, что маленький ребенок не отдает себе отчета в том, ЧТО он делает и КАК этом может быль больно. Соответственно, реакция взрослых показывает малышу, ЧТО он делает, а КАК это больно я показала своему ребенку, предложив ему попробовать укусить себя. Он попробовал, расстроился и удивился, был успокоен и согласился, что это плохо. Больше не повторялось.

Но если ваш ребенок длительно и устойчиво агрессивен, это может быть сигналом того, что вы:

– чрезмерно требовательны к нему сами и таким образом ребенок бессознательно выражает свой протест. Причем требовательность может быть как прямая – к выполнению норм туалета, опрятного питания, например, так и более тонкая – внутренние претензии к ребенку по поводу ожидаемых, но не имеющихся у ребенка качеств характера и способностей, внешности и пр., то есть недовольство матери чем-то в ребенке очень уязвляет его здоровое эмоциональное и психическое развитие, хотя внешне это может вербально никак не выражаться, даже себе такая мама с трудом признается в этом.

-наказываете его физически сами, что к маленьким детям не применимо и уже закладывает раскол в его сознании, ведь первейшим воспитательным фактором является подражание, и именно способность к подражанию заложена природой в детей, и они не могут еще дифференцировать: так когда же можно подражать, а когда нельзя? Таким образом вы сами их путаете, а это уже не стабильная для психики ребенка ситуация и он будет реагировать на нее либо капризами и протестом, либо сломом.

Если родители имеют одну из вышеперечисленных ситуаций, то чем раньше они ее разглядят, признают и решат, тем легче, радостнее и эффективнее будет проходить процесс воспитания детей.

Инна Фельдман, семейный психолог:

Появление в семье нового ребенка в большинстве случаев оказывается весьма травмирующим событием в жизни старшего ребенка. И даже в семье с самыми чуткими родителями рождение малыша приводит к серьезным изменениям его жизни:

он в одно мгновение из единственного и неповторимого превращается в одного из, все родительское внимание, которое прежде доставалось ему одному, он должен теперь делить с этой «живой куклой», он сразу превращается в «старшего» – мгновенно взрослеет в глазах родителей, и почему-то родителям начинает казаться, что теперь он должен уметь и понимать гораздо больше, чем раньше, требования к нему возрастают неимоверно, и к тому же, мама, которая теперь устает гораздо больше, чаще не нем «срывается».

Это не про плохо или хорошо, правильно или неправильно, а про то, как на самом деле чаще всего бывает. И о чем родителям нужно помнить, даже если старший ребенок всячески демонстрирует, как он любит младшего.

Один ребенок может кусать или щипать другого по самым разным причинам:

Это может быть проявление ревности – и тогда «ревнивцу» нужно уделить больше внимания.

Это может быть ответная реакция на «вторжение» второго на личную территорию – например, он не в первый раз без спросу взял игрушку – тогда нужен «разбор полетов» – объяснить, что неправы оба: игрушки можно брать только спросив разрешения. А кусаться и царапаться – это вообще перебор.

Если родители чаще наказывают старшего, то младший, поняв, что к чему, может начать «подставлять» старшего, а потом с невинными глазами его же и обвинять.

Это может быть воспроизведением отношений между взрослыми – не в буквальном, разумеется смысле. Или когда один из взрослых отвечает агрессией на действия второго, или наоборот, когда не отвечает на очевидную агрессию – и тогда ребенок это делает как бы за него.

Если такие проявления агрессии: кусание, царапанье – происходит редко, то родителям лучше не вмешиваться, пока кто-то из детей не попросит о помощи. Возможно, они лучше разберутся сами.

Если просьба о помощи поступила, не торопиться делать оргвыводы и наказывать «виновного»:

– выслушайте внимательно обоих,

– восстановите более-менее объективную картину,

– расскажите, в чем дети были неправы,

– и, самое главное, предложите справедливый путь решения конфликта.

Но если дети начали часто кусать или царапать друг друга, то лучше обратиться за помощью к профессионалу.

Екатерина Мануковская, психолог для родителей, автор проекта «Психология для думающих родителей» https://manukovskaya.ru/

Бьет, кусает – это следствие. Давайте начнем с причин. Сколько и какого внимания достается от мамы каждому ребенку? Как правило – чисто физиологически – младшему ребенку от мамы достается больше физического внимания, сначала как новорожденному, потом – как младшему ребенку. И здесь стоит быть внимательными: конкуренция между детьми происходит именно за мамино внимание. То есть его должно быть достаточно каждому. Если сравнить внимание, скажем, с грудным молоком, то ребенок имеет право быть сытым, наевшимся-напившимся. Тоже самое и с вниманием, и с физическим контактом. И того, и другого должно быть достаточно для ребенка.

Как может помочь в этом папа? На мой взгляд, двумя способами: поддерживать маму, любить ее и заботиться о ней, то есть поддерживать в ней ресурсные состояния. Чтобы мама высыпалась, общалась с подругами, занималась собой, то есть чувствовала себя Женщиной, довольной жизнью, своим мужчиной и материнством. И второе: брать на себя младшего ребенка, чтобы мама могла уделить больше внимания старшему, чтобы он «наелся» маминым вниманием.

Анна Береснева, автор курсов и тренингов о воспитании детей, создатель «Академии счастливых родителей»:

Самое главное, что хотелось бы сразу отметить, что непослушание, агрессивность и любые отрицательные эмоциональные всплески ребенка обязательно имеют под собой какую-то «почву».

В первую очередь, когда мама видит, что один из детей обижает другого, необходимо выяснить причину конфликта. Пожалейте обиженного ребенка и затем спокойно поговорите с ребенком «обидчиком». Спросите, почему он так поступил, объясните, что так делать не хорошо, и подскажите, как по-другому можно было выразить свое недовольство. Объясните обоим детям, что они родные люди и должны во всем помогать друг другу.

Не предпринимайте сразу же резких мер наказания. Необходимо объяснить один раз все четко, кратко и доступно. Если не помогло – сделайте предупреждение и уже только потом Вы можете изолировать ребенка в другую комнату, прекратить совместную игру и т.д.

Мама однозначно должна быть спокойной и рассудительной, мудрой и понимающей. И конечно, маме нужно задуматься, хватает ли ее качественного внимания каждому из детей.

Яна Катаева

Дополнительные материалы по этой теме:

  • Как реагировать, если дети дерутся?
  • Ребенок отбился от рук? 6 быстрых советов.
  • Как правильно реагировать на детские капризы.
  • Старший ребенок обижает младшего.

«Растим дружных братьев и сестер!»

Похожие материалы:

  • Что делать, если дети дерутся?
  • Ребенок отбился от рук? 6 быстрых советов
  • Старший обижает младшего: 1 секрет и 3 совета

Скоро станете мамой погодок или младший малыш недавно родился?

Хотите сэкономить километры нервов себе и первенцу (а заодно и мужу)?

Срочно получите бесплатный спецотчет

“Детки-погодки: как справиться с ревностью”

Вам также будет интересно:

Источник