Стадия доречевого развития ребенка

Стадия доречевого развития ребенка thumbnail

Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

Речевые и психические функции ребенка осуществляются интегративной деятельностью мозга. Для своевременного становления этих функций в онтогенезе важцое значение имеют нормальное развитие и функционирование всех отделов центральной нервной системы, особенно коры головного мозга. Речь и психические функции являются сугубо человеческими высшими корковыми функциями, и в их формировании наряду с биологическими факторами большую роль играют социальные (окружение в широком понимании). Оценка развития этих функций очень важна для диагностики заболеваний нервной системы у детей раннего возраста.

В развитии речи ребенка большое значение имеет доречевой период, который длится от рождения до конца 1-го года жизни. В этот период развивается зрительное и слуховое восприятие, формируется первая предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражания звукам речи, развиваются первые пути довербального общения ребенка с окружающими.

Доречевой период у здорового ребенка условно делится на несколько этапов.

I этап доречевого развития охватывает первые 2 мес жизни. В это время совершенствуются и закрепляются биологические и адаптационные механизмы (функции дыхания, сосания); появляются первые эмоциональные реакции, имеющие приспособительное значение для организма; к концу I этапа крик ребенка начинает приобретать интонационную выразительность, что имеет важнейшее значение для развития общения ребенка со взрослым.

исследование речи ребенка

II этап доречевого развития (2,5—3 мес) характеризуется появлением начального гуления. В ответ на положительные эмоциональные раздражители ребенок гулит. Вместе с гулением появляется и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым. Звуки гуления уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу, ге, ха» и т. д.).

Смена коротких звуков более протяжными происходит одновременно с новой стадией в развитии движений ребенка. Произношение протяжных звуков гуления требует от ребенка более длительного мышечного сокращения. В этот период здоровый ребенок уже хорошо держит голову, поворачивается со спины на бок, тянется к предмету, ощупывает и рассматривает свои руки, У него имеется длительная зрительная фиксация (до 5— 7 мин) и прослеживание предмета во всех направлениях. Звуки гуления произносятся на выдохе, так что в этот период происходит своеобразная тренировка речевого дыхания.

Таким образом, на этом этапе развивается общение при помощи недифференцированных движений тела и головы, сопровождающихся отдельными голосовыми реакциями.

III этап доречевого развития — период «истинного» гуления. При нормальном развитии этот период ребенок проходит в возрасте 3,5—4 мес.

Особенностью истинного гуления является то, что оно не сопровождается общими диффузными движениями ребенка и не является составной частью комплекса оживления. Напротив, в период истинного гуления общие движения ребенка притормаживаются, ребенок как бы сосредоточивается на новом для него ощущении. Это является важным условием для дифференцировки произносимых звуков как по их акустическим, так и кинестетическим признакам. В этот период образуются первые условные связи между слуховыми и артикуляторными образами произносимых звуков. На этой основе у ребенка формируется самоподражание собственным звукам. Это — качественно новый этап в доречевом развитии. В период истинного гуления звуки становятся продолжительным, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще появляются губные звуки и сочетания гласных с губными.

В этот период интенсивно развивается сенсорное восприятие, которое начинает приобретать активный познавательный характер.

IV этап доречевого развития — это период лепета. Уже в возрасте 5—7 мес, когда здоровый ребенок путем самоподражания произносит сочетания гласных с губными согласными в виде цепочек звуков, намечается переход гуления в лепет. В период лепета наряду с самоподражанием более отчетливьш становится подражание звукам взрослого.

К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Пример такого общения: ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня».

Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.

– Также рекомендуем “Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка”

Оглавление темы “Вегетативная нервная система. Периоды развития речи.”:

1. Оценка мышечного тонуса детей. Мышечная гипотония

2. Нарушение координации у детей. Непроизвольные движения у ребенка

3. Вегетативная нервная система ребенка. Развитие вегетативной нервной системы

4. Терморегуляция у детей. Исследование терморегуляции и потоотделения

5. Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

6. Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка

7. Оценка речевого аппарата. Экспрессивная речь у детей

8. Семиотика речевых расстройств. Нарушения речи в детском возрасте

9. Дизартрия у детей. Алалия у ребенка

10. Задержка речевого развития. Заикание у ребенка

Источник

Доречевому периоду развития, который длится от рождения и до конца первого года жизни ребенка, отводят особое место. С самого рождения дети включаются в процесс общения, первоначально используя невербальные способы коммуникации, а затем — речь. Овладение языком является трудным, но естественным процессом.

На протяжении первого года жизни последовательно сменяются стадии рефлекторных фонаций (плачей), гуления, лепета, пределов и первых слов. Звуковое развитие ребенка в этот период обусловлено генетически детерминированными процессами созревания мозговых структур, анатомических изменений артикуляторных органов и социальным окружением ребенка. Взаимодействие ребенка с матерью имеет первостепенное значение для его раннего речевого развития.

Вокальный тракт новорожденного по своему строению больше похож на тракт человекоподобных приматов, чем на речевой тракт взрослых (рис. 12.2).

Вокальные тракты взрослого (а) и ребенка (б)

Рис. 12.2. Вокальные тракты взрослого (а) и ребенка (б)

(по: Kent, 1992)

Отличия заключаются в более коротком тракте (7—9 см) по сравнению с трактом взрослых (17 см), менее выраженном его изгибе, высоком расположении гортани и надгортанника. Носовые полости у новорожденного недоразвиты, глотка расположена вертикально, более узкая и меньшего объема, чем у взрослого; гортань имеет воронкообразную форму, расположена выше, чем у взрослых. Голосовая щель узкая, голосовые складки короче и менее эластичны, чем у взрослых. Эластичные элементы голосовых складок окончательно формируются не ранее 15 лет. Ротовая полость новорожденного и грудного ребенка обладает всеми анатомическими структурами, но взаимоотношение различных ее частей отлично от соответствующих пропорций у взрослого. Язык младенца непропорционально большой, занимает почти всю ротовую полость, сильно смещен кпереди по сравнению с его местоположением у взрослых. Такое расположение языка позволяет производить им движения по направлению назад и вверх.

Первой и основной звуковой реакцией новорожденного ребенка является крик. Крик новорожденного — безусловно-рефлекторная реакция на действие раздражителей. У здорового ребенка крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. Характер вокализации зависит от дыхания во время фонации и особенностей дыхательной системы. Считается, что здоровые новорожденные никогда не кричат долго и беспричинно.

Вокализации младенцев первых дней жизни описывают как крики, плачи и специфические физиологические звуки (чихание и кашель).

Определения

Крики — это серии звуков, продуцируемые в состоянии дискомфорта, вызванного голодом, болью или временным отсутствием родителей.

Плач выполняет функцию приспособления к окружающей среде и подчинения ее своим нуждам. Многие исследователи считают плач и крик синонимами и описывают как основной звуковой сигнал младенцев на ранних этапах доречевого периода развития.

Отдельно выделяют вокализацию хныканья, которая продуцируется в состоянии дискомфорта «меньшей степени» по сравнению с криком. Наряду с криками дискомфорта к концу 1-го — началу 2-го месяца жизни по интонационным характеристикам и мелодике выделяют звуки удовольствия и комфортные звуки. Многие из первичных звуков к году пропадают. Но их «произнесение» способствует освоению моторных координаций между дыхательной и артикуляционной мускулатурой и развитию обратной связи между артикуляторными движениями и слуховым восприятием.

Читайте также:  Мать в развитии личности ребенка

Плач новорожденных описывают как варианты различных звуков, напоминающих по звучанию гласные [а], [о], [э], [ы]. В первые месяцы жизни в крике преобладают звуки, имеющие носовой оттенок. У здоровых детей выделяют несколько типов плача: простой, гортанный скрипучий, мелодичный скулящий.

Важно отметить

Установлено, что скулящие звуки характерны для патологических состояний (болей разной этиологии, детского церебрального паралича, нарушения деятельности кардиореспираториой системы). Уже на самых ранних этапах развития ребенка возможно определение его состояния но разному звучанию плача. Так, отмечаются различия в криках новорожденных здоровых младенцев и младенцев с родовыми травмами. Встречаются описания плача и крика детей и их приуроченности к тому или иному заболеванию или функциональному нарушению. Педиатры указывают, что слабый, писклявый крик новорожденного или его полное отсутствие заставляет думать об общей слабости ребенка при недоношенности или о значительной родовой травме. Монотонный крик, прерываемый отдельными, более резкими вскрикиваниями, наблюдается при нарастании внутричерепного давления при менингите и энцефалите. Хриплый плач, переходящий в тяжелых случаях в афонию, указывает на поражение гортани в области голосовых складок. При аденоидах, хроническом насморке и тонзиллитах отмечают «носовой оттенок голоса».

Известно, что функциональное состояние здорового ребенка на 1-м году жизни полностью зависит от условий его содержания. Выявлено, что если новорожденные имели контакт с матерью сразу после рождения и находились вместе с ней в течение всего периода пребывания в родильном доме, они плакали меньше, чем дети, у которых время контакта с матерью было ограничено.

Функция младенческого плача состоит в актуализации взаимоотношений «мать — дитя». Уже на самых ранних этапах развития «акустическое» поведение ребенка во многом зависит от присутствия в его окружении взрослого человека. Исследования поведения детей, воспитывающихся в доме малютки, показали, что дспривированные дети имеют психические отклонения и нарушения развития в большей степени, чем дети, живущие в семьях. В то же время у нормально развивающихся детей в вокальном развитии первого года выделяют несколько сменяющих друг друга стадий, каждая из которых характеризуется овладением ребенком новыми «речевыми» навыками.

Стадия рефлекторных фонаций (0—2 месяца) сменяется стадией гуления. Она характеризуется появлением большого числа гласноподобных звуков. Младенец комбинирует эти звуки, растягивает их, играет ритмом и высотой. Намеренное повторение, растягивание и обрывание звука младенцем, имитирующее устную речь, получило название итерации. Уже ко 2-му месяцу жизни младенцы начинают «произносить» согласноподобные звуки, а также щелкающие, булькающие, напоминающие хрюканье, и др.

С трехмесячного возраста начинаются значимые изменения конфигурации грудной клетки, во втором полугодии меняется характер дыхания, ребенок начинает контролировать подсвязочное давление. На 1-м году жизни ребенка начинает формироваться речевое дыхание, необходимое для реализации речевого акта. Оно отличается от обычного дыхания коротким вдохом, длительной паузой и следующим за ней длительным выдохом.

С четырех-пятимесячного возраста у ребенка появляются значимые изменения в анатомо-физиологической структуре его вокального тракта. Форма нёба постепенно приобретает куполообразную форму, вследствие чего увеличивается объем полости рта. Изгиб между трахеей и полостью глотки становится более выраженным, полость глотки увеличивается, язык приобретает подвижность. Эти изменения, связанные с разделением мягкого нёба и надгортанника, дифферепцировкой тканей в разных частях вокального тракта, способствуют появлению неназализованных вокализаций (звуков без носового тембра, ибо назализованные звуки образуются при выходе голоса при произнесении одновременно через рот и нос), более четкой координации артикуляционных движений при звукогенерации.

На 5-м месяце жизни ребенка усложняется интонационная структура вокализаций, увеличивается количество вокализаций со сложным мелодическим контуром, в отличие от предшествующих вокализаций с простым мелодическим контуром. Вокализации детей, начиная с пятимесячного возраста, содержат слоговые конструкции. Опускание гортани и возникновение протяженной глотки создает принципиально новую конфигурацию тракта. Он приобретает вид двухрезонаторной трубы с разными соотношениями глоточного и ротового резонаторов в зависимости от положения языка. Это эволюционное изменение определило преимущество homo sapiens перед неандертальцами. Сравнения речевых аппаратов у представителей разных рас не обнаружили существенных различий между ними.

С пяти-шестимесячного возраста ребенка стадия гуления переходит в стадию лепета, хотя такое деление достаточно условно. В этот период ребенок повторяет звуки, напоминающие по звучанию слоги [ма-ма], | па-па]. Он расширяет число произносимых звуков, добавляет согласиоподобные звуки (по звучанию они напоминают согласные, но не обладают их признаками), комбинирует звукосочетания. В лепете появляются интонации и звуковые сочетания, близкие к звучанию родного языка. Лепет, в котором младенец воспроизводит интонации и рисунок речи взрослого, назван экспрессивным жаргоном. Через эту стадию близкого к членораздельной речи лепета проходят младенцы во всех странах, она характерна для всех языковых групп.

В процессе лепета младенец учится произносить звуки родного языка. С одной стороны, лепет представляет собой форму коммуникации, взаимодействия с другими людьми, а с другой — может рассматриваться как познавательная активность, своего рода экспериментирование. В своем развитии лепет проходит несколько стадий: простой, канонический, слоговый, или словесный, и леиетные слова. Простой лепет появляется в возрасте от 5 до 6—7 месяцев — звукосочетания типа слогов, с более длительным произнесением гласного или согласного звука: [ба], [да], [та]. Слогоподобные звукосочетания еще очень нечетки.

В четырех-пятимесячном возрасте в строении голосового аппарата ребенка происходят значимые изменения. Появляется перегородка между полостями рта и носа, увеличивается в объеме полость рта, что создает условия для более разнообразных движений языком и четкой согласованности между различными структурами голосового аппарата при произнесении звука. С этого возраста в звуковых сигналах детей появляются первые слоги. Постепенно у ребенка формируется структура слога с ударным гласным на конце. Канонический лепет (от 7—8 до 11 месяцев) характеризуется повторением двух или более одинаковых слогов, например [ба-ба], [па-иа], [ба-ба-ба-6а-ба|. Для слогового или словесного, лепета (9 месяцев) характерно усложнение в артикуляционном плане звуковых комбинаций. Появляются сложные звукосочетания типа гласный — согласный — гласный, например, [аба, огу, ата], начинающиеся с гласного или согласного звука, например [бабаб], [татаб] и др.

Лепетное слово, или предслово (10—12 месяцев), образуется во время лепета при соединении двух одинаковых слогов. К концу года наряду с ле- петными словами появляются первые истинные слова. Дети продолжают пользоваться экспрессивным жаргоном даже после того, как начнут выговаривать первые слова. Истинное слово отличается от лепетного соответствием его звукоформы значению слова.

Продукция лепета и слов требует нейрональной активности в кортикальных областях (нижняя моторная кора и прилегающая нижняя префронтальная область), контролирующих лицо, артикуляционные движения и действия. При артикуляции происходит активация нейронов в слуховой системе, включая области в верхней височной доле. Выявлена специализация левого полушария во время произнесения лепета у пятимесячных детей, что свидетельствует в пользу латерализации речевой функции у людей с ранних этапов развития и подтверждает точку зрения о существовании мозговой функциональной асимметрии уже у новорожденного.

Новые слова влияют на характер лепета, а лепет, в свою очередь, влияет на предпочтение звуков, из которых ребенок исходит при включении новых слов в активную речь. Стадия лепета важна для языкового развития человека. Сравнение лепета слышащих и глухих детей показывает, что на ранних стадиях развития звучание лепета не имеет ярко выраженных отличий, но только у слышащих детей оно впоследствии приближается к звучанию слов родного языка. Глухие младенцы после полугола лепечут меньше, произносимые ими звукосочетания интонационно более бедно окрашены и содержат меньше звуков, чем у слышащих детей, поскольку именно с этого времени языковая продукция начинает облегчаться подкреплением со стороны взрослых. Лепет играет ключевую роль в научении ребенка употреблять те специфические звуки, которые преобладают в его языковом окружении.

Читайте также:  Развитие ощущении у здорового ребенка

Стадия лепета к концу первого года жизни ребенка переходит в стадию пределов, а затем и первых слов. К концу первого года жизни активный лексикон ребенка (количество слов, которые может произнести ребенок) может содержать до 10—15 слов.

На начальном этапе развития речи отсутствуют основные грамматические структуры, которые развиваются постепенно. Усвоение грамматических структур зависит от предшествующего когнитивного опыта ребенка.

Источник

Инфа полезная, так что скопирую сюда с сайта ЦТА (https://xn--80a9al.xn--p1ai/biblioteka/17/)

“Ступеньки познания. Доречевое и раннее развитие (до 1 года)”.

«…в содружестве, под руководством, с помощью ребенок всегда может сделать больше и решить труднейшие задачи, чем самостоятельно». А.В.Запорожец, известный российский психолог.

Я хочу обратить внимание родителей на очень важный период развития малыша, который мы называем «предречевым». Именно в этот период малыш готовится к дальнейшему речевому развитию, которое еще не заметно, но уже очень активно происходит. По своему многолетнему опыту я знаю, что многие мамы обращают мало внимания на гуление и лепет малыша, многие даже не знают, что это такое и чем они отличаются. А ведь первые симптомы неблагополучия могут проявить себя именно в этот период, когда нервная система ребенка еще очень пластичная и податливая к терапевтическому воздействию. Не следует также ставить предварительных диагнозов, ведь мы взрослые тоже, очень разные. Кто-то разговорчивый, кого-то называют «молчуном», один не может без общения, а другой любит побыть один. А дети-то наши и похожи они, конечно, на нас. Наряду с нормой, я привожу примеры, которые в сочетании с другими симптомами, должны насторожить родителей. Часто за этими симптомами не стоит ничего серьезного, нужна лишь небольшая коррекция. Ко мне на прием приходят мамы с совершенно здоровыми детьми, у которых были особенности лепета и гуления. Да, не у всех, имевших отклонения в предречевом развитии, потом проявлялись проблемы с речью и чтением, очень часто всё нормализовалось. Но все дети с речевыми трудностями обязательно имели нарушения раннего речевого и предречевого развития.

Этапы доречевого развития.

Первый год жизни называют периодом доречевого развития, во время которого происходит подготовка к овладению речью. С самого первого дня жизни ребенок готовится к речи. Уже с момента рождения имеются голосовые реакции – крик и плач. Этими сигналами малыш сообщает, что ему плохо, он голоден, болен. Здоровый новорожденный издает отдельные звуки, средние между «а» и «э».

Следует обратить внимание, если малыш всхлипывает на вздохе, с характерным носовым оттенком или отмечается пронзительный, болезненный, непрерывный крик, который принято называть «мозговым». Если эти симптомы не проходят, следует обратиться к специалистам.

Постепенно ребенок учится вслушиваться в свою речь и речь окружающих. С 1-го месяца малыш успокаивается, когда слышит колыбельную песню. Повышенный интерес к человеческой речи в виде реакции сосредоточения появляется на 4 – 5 неделях. Когда взрослый наклоняется над ребенком, ласково разговаривает с ним, он перестает плакать и двигаться, «прислушивается». В 5-8 недель в ответ на речь взрослого ребенок улыбается, с 8 недель – настоящая улыбка, к 9-12 неделям появляется смех. Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные звуки – гуканье (начальное гуление). Истинное гуление или певучее гуление появляется на 2-3-м месяце. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки.

При определенных патологиях нервной системы ребенок может не проявлять интереса к речи взрослого, не реагировать на окружающие предметы. У детей в таких случаях обычно преобладают отрицательные реакции (монотонный плач, длительный крик на одном тоне), улыбка крайне редка, гуление отсутствует.

К 5-6 месяцу характер звуков усложняется. Появляются сочетания: «бааа, мааа», «тааа, пааа». Наблюдая за ребенком, можно отметить, что в момент произнесения звуков он притормаживает голосовые движения, как бы прислушиваясь и подражая самому себе, произносит звуки в виде цепочек. Примерно к 5-му месяцу жизни звуко- и слогопроизнесение начинают приобретать некоторое подобие слов. К 5-6 месяцам гуление постепенно переходит в ясные и четкие речевые звуки, появляется лепетная речь. Первый лепет состоит из коротких цепочек слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Такие лепетные цепочки родители порой принимают за осмысленную речь, но это, конечно, еще не слова.

Особого наблюдения заслуживают дети с отсутствием гуления, малой выразительностью речи, с отсутствием подражания. Ребенок с начальными признаками раннего детского аутизма, может быть явно неконтактен, пассивен, ориентировочные реакции будут снижены или, наоборот, будет преобладать двигательная активность, беспокойство, негативные эмоциональные реакции на новые предметы (плач, крик).

К 9 месяцам лепет обогащается новыми звуками, интонациями, перерастает в длинные ряды слогов. Лепет становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого и сопровождает различные действия с предметами и игрушками. В 9 месяцев ребенок демонстрирует понимание обращенной к нему речи, реагирует на свое имя, воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием: «открой рот», «дай ручку», прижимаются щекой к матери на просьбу «поцелуй маму», поднимают голову и глаза к лампе на вопрос «где огонек?», ищут спрятанную у них на глазах игрушку, при слове «нельзя» перестают тянуться к какому-либо предмету, или прекращают тянуть его в рот и т.п. Для детей 9-10 месяцев характерен активный лепет, состоящий из 4 – 5 слогов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, которые сам ранее не произносил, хорошо копирует интонацию, сопровождая ее выразительной мимикой и жестами. К 9-10 месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа).

Ребенок 11-12 месяцев все чаще обращает внимание на лицо говорящего, начинает кивать головой в знак утверждения и качать ею в знак отрицания. Слоги, входящие в лепет, становятся составными частями слов: ма-ма-ма – «мама». Малыш начинает обозначать определенные предметы звуковыми сочетаниями например: машина – «би-би» и др. Одновременно с этим у детей этого возраста обычно проявляется новый интерес – рассматривание книг с картинками. Узнавая на картинках знакомые предметы или показывая их по просьбе взрослого, дети обозначают их лепетными словами.

К году словарь обычно достигает 8-10, а иногда и большего количества «слов» (баба, киса, му, бэ и др.), которые имеют конкретное значение. К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др. Таким образом, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи.

Что делать маме?

«Заражая» младенца положительными эмоциями, мать стимулирует его интерес к внешнему миру, а поскольку удовлетворение этого интереса сопряжено с тратами физиологических ресурсов, то она стимулирует в определенном направлении и обменные процессы, и дифференциацию тканей в организме своего младенца. Наоборот, передавая младенцу отрицательные эмоции, мы подавляем не только его интерес к внешнему миру, но и определенные биологические процессы его организма. Не лучше, когда окружающие ребенка взрослые «заражают» его слишком сильными аффективными эмоциями. Эти энергоемкие эмоции истощают нервную систему ребенка и могут привести к соматическим заболеваниям. Механическое выполнение взрослым режимных моментов, его равнодушное, безразличное отношение к маленькому ребенку исключает возможность вообще, какого бы то ни было эмоционального контакта. С таким взрослым у ребенка не возникает потребности общения, а потому не развивается познавательный опыт и не формируются необходимые коммуникативно-познавательные средства. Возникает угроза задержки психического развития и расстройства дальнейшего взаимодействия ребенка со взрослым. Мозг ребенка развивается неправильно или задерживается, при отсутствии или дефиците внешних раздражений.

Читайте также:  Приемы развития творческого мышления ребенка

И, наоборот: интерес к взрослому, любознательность к внешнему миру и коммуникативно-познавательная активность вызываются и поддерживаются, как мы видели, исходящими от взрослого положительными эмоциями. Поэтому можно еще раз повторить, что для младенческого возраста эмоциональное общение ребенка со взрослым – не роскошь, а первейшая необходимость, условие формирования его психики по человечески социальному типу. Лишение младенца эмоционального внимания взрослого ведет в этом раннем возрасте прежде всего к аномальному развитию личности ребенка.

Если родители заметили неблагополучие, и это не один симптом, а несколько (отсутствие лепета, гуления, изменение голоса, поведения), то следует обратиться к специалистам. И тогда, наряду с логопедической коррекцией (массаж, артикуляционная гимнастика, стимуляция голосовых реакций), назначается медикаментозное лечение, физиотерапия и др.

Как стимулировать речевое развитие?

Чем раньше будет замечено неблагополучие в развитии речи ребенка и чем раньше с ним начинают работать специалисты, тем лучше будут достигаемые результаты: резервные возможности мозга особенно высоки в раннем возрасте, в период когда идет активное становлении речи.

На этапе доречевого развития (1-3 мес.) необходимо побуждать двигательные и коммуникативные функции, вырабатывать и закреплять потребность ребенка в общении со взрослыми, закреплять способность фиксировать взор и прослеживать за движущимся объектом. Постепенно переходите к активной стимуляции тонкой моторики. При отсутствии на данном этапе гуления, нарушении голосовых реакций, врач может назначить наряду с применением медикаментозной терапии, проведение логопедической коррекции (массаж лица, дыхательная и артикуляционная гимнастика). На 3-м этапе предречевого развития (3-6 мес.) малыш манипулирует игрушками, тянет их в рот, переворачивается и ползет к заинтересовавшему его предмету, бросает игрушки и прослеживает за их перемещением. В тех случаях, когда имеет место задержка предречевых навыков, целесообразно проводить их целенаправленную стимуляцию. Например, создавать ситуации, вызывающие у ребенка смех, гуление, как реакции подражания. При необходимости, логопедическая коррекция может состоять из активного логопедического массажа, мероприятий направленых на развитие лепета. На 4-м этапе (6-9 мес.) и 5-м этапе (9-12 мес.) возможности логопедической помощи расширяются. Наряду с активным массажем и гимнастикой начинают стимулировать движения языка, жевательные движения, движения губ. Стимулируют возможности распознавания интонационной окраски обращенной речи. Проводят стимуляцию лепета и начального слогообразования с помощью соответствующих подражательных или имитационных игр («Ладушки», «До свидания», «Гуси полетели – на головку сели..» и др.) Эффективность логопедической коррекции предречевых нарушений невозможно проводить без активной стимуляции психического развития. После 6 месяцев у ребенка стимулируют целенаправленные действия различными предметами, стимуляция повторных действий, предметно-действенное общение со взрослыми. Со второго полугодия жизни ребенка учат обращаться с предметами, манипулировать ими.

Звукопроизношение.

О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. На третьем году жизни ребенок имеет право на неправильное звукопроизношение. Так, свистящие звуки (С, З, З’, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные (Р, Р’, Л) он обычно пропускает или заменяет (С-С’; З-С’, В; Ц-Т’; Ш-С’, Т’; Ж-С’, Д’; Ч-Т’; Щ-Т’; Р-Л’; Р’-Л’; Л-Л’)

При обнаружении у младенцев любых нарушений произносительной стороны речи требует проведения своевременных коррекционных мероприятий, дополнительных обследований у других специалистов. Перспективы психического развития, успешность обучения детей с отклонениями в нервно-психическом развитии, их школьная и социальная адаптация зависят от раннего выявления нарушений в познавательной деятельности. Но часто логопеды в поликлинике советуют немного подождать – «раньше 5-ти лет и не приходите». Объяснить это можно тем, что занятия с малышом требуют особого индивидуального подхода, и не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а главное – желанием заниматься с маленькими детьми. Но хороший логопед не будет отмахиваться от встревоженных родителей.

В случае отсутствия активной речи у малыша 1,5-3 лет необходимо организовать запись на консультацию у грамотных специалистов: невролога, психолога, логопеда, оториноларинголога, провести ряд диагностических исследований. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребёнка нет речи в два года, а и в тех случаях, когда запаздывает развитие или имеется полное отсутствие гуления и лепета. Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволят уточнить характер нарушения, степень его сложности, предположить возможные причины возникновения и организовать адекватную помощь ребёнку.

В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации человека. Консультации грамотных специалистов и коррекционные занятия с логопедами дефектолагами помогут отличить нарушения речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, нарушения аутистического спектра), поставить более точный диагноз. Ранняя коррекция, проведение систематических логопедических занятий, которые по своей сути являются грамотно организованной игрой, могут полностью компенсировать речевой дефект.

Значение развития речи в раннем возрасте велико: речь наряду с интеллектом является важным показателем развития малыша, а ее нарушения − свидетельством неблагополучия в психической сфере. Речь отражает успешность (или неуспешность) овладения родным языком – главным социальным приобретением ребенка в этот период.

Речь ребенка раннего возраста отражает развитие и закладывает основы будущих высших психических функций: памяти, внимания, мышления, а значит всего дальнейшего обучения ребенка, и в конечном счете его социальной адаптации и успешности. Именно поэтому в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста особое внимание уделяется стимуляции (формированию) речевой активности.

Про организацию занятий

Развитие речи ребенка происходит в каждый момент его жизни. Бытовые ситуации, среди которых подготовка ко сну, умывание, прием пищи протекают почти в одних и тех же условиях. Это помогает обогатить словарь детей и закрепить речевые навыки. Обращение к детям по разнообразным поводам формирует у них потребность в общении. При этом нужно активнее использовать приятные для ребенка игровые и бытовые ситуации. Например, умывая или купая ребенка, можно напевать на ходу сочиненную песенку, обращая внимание малыша на части тела и лица, о которых в ней поется, ласковым прикосновением:

Где же, где же, где же, где же, где же наши ручки? (2 раза)

Вот они, вот они, вот наши ручки. (2 раза)

Где же, где же, где же, где же, где же наши ножки? (2 раза)

Вот они, вот они, вот наши ножки. (2 раза)

Где же, где же, где же, где же, где же наш животик? (2 раза)

Вот он, вот он, вот наш животик. (2 раза)

Где же, где же, где же, где же, где же наши глазки? (2 раза)

Вот они, вот они, вот наши глазки. (2 раза)

Где же, где же, где же, где же, где же наши щечки? (2 раза)

Вот они, вот они, вот наши щечки. (2 раза)

Ласковый голос матери, приятные поглаживающие движения будут стимулировать самостоятельные голосовые реакции ребенка.

Одного только общения с малышом в быту недостаточно для его развития. Необходимо использовать речь в предметной и игровой деятельности. Также желательно проводить специально организованные занятия (игры-занятия). Важно учитывать, что в раннем возрасте все задания, которые даются ребенку, следует предлагать как занимательную и интересную игру. Только на положительном эмоциональном фоне малыш сам захочет произнести новое слово, повторить услышанное им сочетание звуков или фразу.

При разучивании новых слов следует всегда сначала использовать игрушку или предмет, а затем картинку. Если ребенок легко узнаёт и называет знакомые предметы и игрушки, следует постепенно переходить к работе с предметными и сюжетными картинками.

Логопед, нейродефектолог Елена Геннадьевна Тимощенко, автор цикла лекций ЦТА “Раннее развитие речи и интеллекта ребенка”

Источник