Стадии развития ребенка по годам таблица

Стадии развития ребенка по годам таблица thumbnail

Вот и остался позади первый год жизни малыша. Вы наверняка старались запомнить его таким. Малыш уже сделал первые шаги, у него прорезались зубки и, наконец-то, ночи перестали быть такими бессонными. Но на этом его развитие не заканчивается. Впереди вас ждет увлекательное путешествие под названием «родители». Теперь только от вас зависит, каким вырастет ваше чадо. К этому вопросу необходимо подходить во всеоружии. Вы новичок в этом деле? Тогда это небольшое погружение в мир ребенка специально для вас!

1 год: «Покоритель высот»

  • На этом этапе своего развития малыш всячески пытается забраться на любую возвышенность. С помощью стула ребенок с легкостью покоряет, к примеру, стол. Для него это настоящий «Эверест».
  • Все-таки уверено ходить ребенок начинает ближе к двум годам. Пока что он опирается на всевозможные предметы. Это придает малышу уверенности. Стоит ему на время отвлечься и стоять удается без поддержки. Это так называемые страхи, о которых он вскоре позабудет.
  • Игры стали совсем иными. Малыша больше не привлекает звук погремушек. Теперь он всеми способами пытается разобрать на части игрушку, но если ему это не удастся, то она будет брошена на пол с разочарованием.
  • В этом возрасте малыш остро нуждается в смене впечатлений. Он пока не может долго зацикливаться на одном, поэтому быстро утомляется. Но благодаря сну, ребенок отлично восполняет свой запас энергии.
  • Пока кроха еще не научился выговаривать слова и предложения. Он отлично их понимает и при необходимости воспроизводит жестами и мимикой.
  • Характерной чертой годовалого ребенка является ярко выраженная самостоятельность. Он не учитывает ваше мнение и сам решает куда пойти и какую игрушку выбрать.
  • Не смотря на всю эту волю в характере, ребенок все равно остается «малышом». Ему также необходима родительская опека и забота. Даже в момент разгрома игрушек, кроха должен чувствовать вас рядом.

Как можно раньше приучайте детей к общению со сверстниками. Это поможет адаптироваться в социальном мире. Малыши будут общаться «на своем языке», обмениваться опытом и делиться любимыми игрушками.

дети-играют

2 год: «Художник»

  • Ваш малыш совсем окреп, он без труда может слезть с дивана, ходить без опоры и не держаться за вашу руку. Теперь он умеет еще и бегать.
  • У ребенка развиваются творческие способности. Чертить на бумаге, да еще и за столом – дело утомительное. Ведь можно взять фломастеры и разукрасить бережно наклеенные обои.

В этом случае, вы можете найти на просторах интернета простой способ изготовления «мольберта» для детей. Малышу он обязательно придется по душе.

  • В два года мальчишки отлично ладят с мячом. Они могут его пнуть и даже закатить в ворота или попасть в корзину. А девочки обычно предпочитают более спокойное занятие. Они переодевают куклу, играют с тематическими наборами.
  • На вопрос «как тебя зовут» в этом возрасте малыши могут дать внятный ответ. Они хорошо знают своё имя. С вашей помощью ребенок на пальчиках покажет сколько ему лет.
  • В своем развитии малыш почти не уступает взрослому ребенку. Он сам снимает обувь на липучках. Помогает маме с уборкой, пробует чистить зубки и может одеться без помощи.
  • Теперь необходимо внимательнее за ним следить. Малыш легко открывает двери, даже сложные ручки ему не помеха.
  • Обратите внимание на то, как малыш различает цвета. В этом возрасте он знает от четырех до восьми наименований. По просьбе ребенок покажет нужный цвет и сможет выговорить его название.

3 год: «Выдумщик»

  • Период взросления не стоит на месте. Вашего малыша уже сложно назвать карапузом. Он поменялся внешне и физически. Теперь ребенок больше напоминает «взрослого», нежели кроху. На смену пухлым щечкам приходят явно выраженные скулы. Очертания лица более выразительные. Тело начинает формироваться и больше не напоминает «овал».

С этого года детей обычно отдают в детский сад. Там ребенок адаптируется к жизни «вне дома». Формируется его личность, и он учится защищать себя сам. Нет, это не школа выживания, а наоборот поприще для развития.

  • В трёхлетнем возрасте дети отлично справляются с ездой на велосипеде. Также ребенок может встать на лыжи, играть в футбол и заниматься в танцевальных секциях. Конечно, это не будет на уровне профессиональной подготовки, но базовые знания ему очень пригодятся в будущем. К тому же, у вас будет много времени, чтобы понять, к чему склонен ребенок. Ведь главное – это не забывать о его уникальности.
  • Настало время, когда нужно как можно больше времени уделять развитию ребенка. Это могут быть и познавательные книжки, где вы с ребенком в картинках изучаете животных или учитесь считать. К чтению тоже есть задатки. Но к этому делу необходимо приложить максимум усилий. Обычно в три года детей не так привлекают буквы, как яркие картинки.
  • Первые стихотворения и разучивания песен даются ребенку легко. Его память уже долгосрочная и появилась усидчивость.
  • С каждым днем вы будете все больше удивляться тому, как излагает свои мысли ребенок. Он интересуется всем тем, что видит. Задает много вопросов и ждет на них разумные ответы.
  • Теперь ребенок может сам рассказать вам какую-либо историю. Причем в своем представлении и со своей правдой. Здесь он учится обманывать.

Следите за тем, чтобы малыш не «перегибал палку» в своих творческих начинаниях. Если он с малых лет привыкнет много выдумывать, то в школьное время могут возникнуть сложности. Научите его отличать «сказки» от «историй» и «рассказов».

Ребенок думает о электрической лампочке

4 год: «Учёный»

  • В четырехлетнем возрасте ребенок уже способен к тому, чтобы уметь считать до десяти, отличать право от лево, понимать геометрические фигуры. На этом этапе его развития необходимо много заниматься. Это могут быть не утомительные занятия, а уроки в форме игры. Так ребенок будет больше увлечен процессом.
  • Логическое мышление только сейчас приобретает форму. Малыш должен научиться комбинировать, например, назвать одним словом кошку, собаку и корову. Его сосредоточенность на одном деле не должна быть меньше пяти минут. Ребенок в этом возрасте может ответить на множество простых вопросов: для чего нужна ручка на двери, почему мы пьем из кружки и тд.

Поиграйте с ним в ассоциации. Вы называете слово – вода, а он отвечает – стакан.

  • В лексиконе ребенка уже более тысячи слов. Он формирует длинные предложения. Обучите его названиям профессий и их обозначениям. Обязательно проверьте, знает ли он свой возраст, имя и место проживания.
  • Ваш ребенок совсем взрослый и может пересказывать сказки. Его речь понятна не только вам, но и окружающим.

Если в речи ребенка есть недочеты, плохо выговариваются определенные слоги или буквы, то не оставляйте это без внимания, а обязательно посетите логопеда. Так вы сформируете его речь еще до развития проблемной стадии.

5 год: «Мыслитель»

Пятилетний ребенок способен воспринимать большой поток информации, у него очень развита активность к познанию. Но не стоит слишком его перегружать. Это может сказаться на желании учиться чему-то новому. Пусть информация поступает частично, тогда она лучше усвоится и зафиксируется в его памяти.

Не заставляйте ребенка учиться, он пока еще не совсем готов к активной учебе. Это период, когда ваше чадо стоит между детским и школьным возрастом. Его желание к наукам и получению информации должно возникнуть само в подсознании. Он должен понимать, что это его собственный выбор.

  • В этом возрасте ребенок способен рисовать геометрические фигуры, собирать несложные пазлы без посторонней помощи и различать цвета с оттенками. Некоторые дети в пять лет умеют читать по слогам.
  • Логика довольно своеобразна. Ребенок полагается на свой небольшой жизненный опыт. Со временем его мнение кардинально изменится, а пока дайте полёт его фантазиям.
  • Старайтесь читать с ребенком больше энциклопедий, познавательной литературы. Пусть это будет мир животных или начальные сведения о географии.
  • Словарный запас ребенка настолько разнообразен, что он не путается в выражениях. Его концентрация внимания уже составляет более 15 минут. Очень важно больше общаться с ребенком. Вы должны задавать ему вопросы, получая на них правильные ответы и наоборот.

1395562527_6_3

6 год: «Дошкольник»

Этот год для ребенка психологи считают переломным. В вашей заботе и внимании он нуждается больше, нежели раньше.

  • В шесть лет у ребенка меняется психическое восприятие окружающей его действительности. Он уже на пороге школьного возраста, но пока не имеет навыка организованности.
  • У него развивается музыкальный слух. Ребенок чувствует ритм и может напеть любимую композицию.
  • В этом возрасте очень важно начать подготовку к школе, чтобы в дальнейшем ему было легче воспринимать большой объем информации.

Самое продуктивное занятие с ребенком – это наглядное обучение. Картинки и яркие слайды позволят наиболее эффективно запомнить необходимые факты. Ребенок в этом возрасте визуализирует, и ему важно видеть все своими глазами.

  • В шесть лет дети уже не играют с простыми машинками или куклами. Их действия сопровождаются ролевым смыслом. Они придумывают целую историю развития событий, а затем реализуют ее со своими сверстниками.
  • Ребенок уже хорошо умеет слушать, его выносливость повысилась и теперь он может ходить на большие расстояния, не хныкая и не жалуясь на усталость.
  • Его словарный запас достиг 5 тысяч слов. С ним можно разговаривать долго и на различные темы.
  • Теперь ваше чадо полностью готово для вступления в ряды школьников.

toddler-reading-9

Ваш ребенок совсем уже взрослый. Он прошел большой путь от младенца до сформировавшейся личности со своим мировоззрением. За это время менялся его рост и вес. Ниже представлены средние показатели, на которые вы можете ориентироваться.

QIP Shot - Screen 007

QIP Shot - Screen 006

Источник

На каждом этапе развития ребенка родители открывают для себя что-то новое. Естественно, чторазвитие ребенка по годам для них важно знать, какие нормы развития приняты в том или ином возрасте, чтобы сравнивать навыки и показатели своего чада с общепринятыми.

Важно понимать, что отставание ребенка от каких-либо норм совсем не означает пробелы в развитии, по крайней мере в большинстве случаев. Если отклонения незначительные, то списать их можно на индивидуальный график развития ребенка. Кроме того, нужно учитывать такие важные показатели, как условия проживания малыша, уход и питание, наличие родовых травм, рождение раньше срока и так далее. Все эти факторы могут оказать влияние на развитие ребенка, особенно в первые годы жизни.

Навыки и развитие годовалого ребенка

В возрасте одного года нормально развивающийся ребенок должен уметь делать следующее:

  • ходить с поддержкой или без поддержки;
  • стоять без поддержки;развитие ребенка по годам
  • складывать игрушки в корзину;
  • делать небольшие башни из нескольких кубиков;
  • выполнять простые просьбы и команды;
  • произносить несколько слов (до шести);
  • лепетать на своем детском наречии.

В этом возрасте можно стимулировать умственное развитие крохи, постепенно начиная работать с ним по специальным методикам, развивая сенсорные навыки. В этот же период можно в ненавязчивой игровой форме обучать ребенка цветам, буквам, цифрам, используя картинки, книжки, игрушки.

Навыки и обучение полуторагодовалого малыша

А вот в возрасте полутора лет большинство детей уже уверенно умеет:

  • ходить и бегать без поддержки;
  • забираться на ступени и развитие ребенка по годамспускаться, удерживаясь за поручни;
  • пить из чашки, не проливая, и пользоваться ложкой;
  • показывать по просьбе родителей на знакомые предметы, игрушки, части тела;
  • рисовать линии карандашом;
  • поднимать с пола предметы, не теряя равновесия;
  • выражать эмоции жестами или звуками;
  • отдавать предпочтение отдельным игрушкам;
  • иметь в словарном запасе до 15 простых слов.

В этом возрасте родителям стоит подумать о том, чтобы отучить ребенка от пустышки и отлучить от груди, если он все еще находится на грудном вскармливании.

Полуторагодовалого малыша можно приучать к соблюдению простых правил гигиены, показывая ему, как мыть руки, собирать за собой игрушки, чистить зубы. Кроме того, в этом возрасте уже можно обучать ребенка правилам поведения за столом, приучать к использованию салфеток и столовых приборов. У крохи в 1,5 года должны быть свои пусть небольшие, но уже обязанности. Ему можно поручать вытирать пыль, поливать цветы, вытряхивать прикроватный коврик.

Конечно же, главным событием в жизни полуторогодовалого малыша должна стать покупка его первого развитие ребенка по годамвелосипеда. В этом возрасте он пока не сможет самостоятельно крутить педали, но будет счастлив погонять по двору на велобеге, отталкиваясь ногами.

В полтора года с малышом уже можно впервые посетить стоматолога. Со временем такие походы должны стать регулярными, как минимум один раз в год.

Основные навыки двухлетнего ребенка

В два года, развитие ребенка по годампри условии, что развитие ребенка проходит нормально, он порадует родителей следующими достижениями:

  • быстрым бегом, уверенной ходьбой и умением прыгать;
  • навыками строить башню из более чем четырех кубиков;
  • играми с мячом (кидание, пинание и ловля);
  • ролевыми играми с игрушками;
  • самостоятельными уверенными спусками и подъемами по лестнице;
  • знанием собственного имени и способностью говорить о себе в третьем лице;
  • знанием названий собственных частей тела;
  • умением слушать во время чтения книг и показывать на соответствующие рассказу картинки;
  • умением снимать и надевать на себя простые вещи;
  • пополненным словарным запасом;
  • использованием нескольких словосочетаний в речи;
  • попытками контроля мочевого пузыря и кишечника.

Двухлетние дети могут также похвастаться улучшенной развитие ребенка по годамкоординацией «глаза-руки», поэтому они с удовольствием упражняются в рисовании, конструировании и собирании пазлов.

В два года уже можно пробовать «переселять» малыша в отдельную если пока не комнату, то кровать. А вот что касается желания крохи завести себе маленького друга – кошку или собаку – то в возрасте двух лет этого делать не рекомендуется. Малыши в этом возрасте еще недостаточно ответственны, кроме того, с домашними питомцами они могут быть не слишком осторожны и внимательны.

Как развивается трехлетний ребенок?

Если развитие трехлетнего ребенка протекает согласно запланированному природой графику, то к этому возрасту он:

  • самостоятельно, уверенно и быстро спускается и поднимается по лестнице, переставляя ноги поочередно;
  • одевается и раздевается без помощи родителей;
  • катается на развитие ребенка по годамтрехколесном велосипеде;
  • понимает простые команды и выполняет просьбы;
  • говорит о себе в первом лице;
  • большую часть слов произносит четко и раздельно;
  • понимает, о чем ему говорят;
  • показывает на знакомые предметы в книжках, на картинках, на улице;
  • знает практически все части тела и показывает их;
  • проявляет интерес и пытается наладить контакт с детьми на прогулке;
  • самостоятельно пользуется горшком.

К трем годам у детей заметно улучшается речь, поэтому с этого возраста нужно активнее приучать их к чтению, вместе петь песенки, разучивать стихи, просто разговаривать, обсуждая увиденное и услышанное.

Как развивается четырехлетний ребенок?

Развитие четырехлетнего ребенка протекает в ускоренном темпе. В этом возрасте дети уже отлично контролируют собственные развитие ребенка по годамдействия, стараются быть самостоятельными во всем, начиная от одевания и раздевания и заканчивая туалетом и питанием. Кроха отлично пользуется ложкой и вилкой, ест аккуратно и достаточно быстро.

Повышенная активность в четыре года превращает пухлощекого кроху в долговязого малыша с начинающими развиваться мышцами.

Важно обратить внимание на внутреннюю часть бедер и предплечья малыша. Если младенческие жировые складки так и не пропадают, то кроха, скорее всего, склонен к полноте. В этом случае вместе со специалистом нужно будет составить для него правильный график питания, обеспечить адекватные возрасту физические нагрузки.

В словаре четырёхлетнего крохи уже больше тысячи слов, он уверенно использует фразы из более чем 6 слов, говорит понятно и четко. В этом возрасте у малышей возникает первый интерес к развитие ребенка по годамсобственному телу, поэтому они часто играют роль докторов, акцентируя внимание на различиях между мужчинами и женщинами.

Четырехлетние малыши уже способны справиться с завязыванием шнурков, посещают детский сад. Также в этом возрасте можно приучать детей к плаванию, периодически бывая с ними на занятиях в бассейне.

Как развиваются дети в пять лет: особенности

Пятилетний малыш отлично знает разницу между утром и вечером, завтраком и обедом. Он много запоминает и с удовольствием демонстрирует навыки знакомым и незнакомым людям по просьбе. Кроха уже способен подолгу заниматься самостоятельно, концентрируя внимание на раскрашивании или сборе конструктора. Дети в пять лет развитие ребенка по годамособенно восприимчивы к иностранным языкам, поэтому можно пополнять их словарный запас иностранными словами, используя игровую форму обучения.

Совершеннее становится к 5 годам и физическое развитие. Малыши в среднем весят до 20 кг, прибавляют в росте по сравнению с прошлым годом не менее 4 см. Они выбирают для себя в основном подвижные игры, очень активны и непоседливы.

Как развивается ребенок в 6-7 лет?

К шести-семи годам развитие ребенка достигает высокого уровня. Личность его уже почти сформирована. Малыш отлично координирован, хорошо рисует, умело прорабатывает мелкие детали. В книгах ребенок обращает внимание не только на картинки, но и на сюжет, действия, анализирует поступки героев, ставит себя на их место и продумывает возможный сценарий своего поведения.

Дошкольники уже отлично пересказывают и сочиняют собственные истории на основе личного опыта, они знают много стихов и песен, с удовольствием посещают спортивные секции и творческие кружки.

На новый уровень переходит и социальная адаптация малышей. Они уважительно относятся не только к старшим, но и к сверстникам, умеют концентрировать внимание на том, что не представляют для них интереса, и в целом готовы к поступлению в первый класс.

Источник

Справочная таблица содержит основные возрастные периоды развития человека их признаки, социальную ситуацию развития, характеристику ведущей деятельности, кризисные проявления возраста, развитие в познавательной, эмоциональной и мотивационной сферах, и особенности поведения жизнедеятельности.

Признаки возрастного периода

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Период новорожденности (1-2 месяца)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью, заложение фундамента «симпатий и антипатий» .

Незначительно различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность, установление эмоциональной связи с матерью.

Период младенческого возраста (от 2-х месяцев до 1 года)

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и матери/отца.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослыми.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполнять его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффер. ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь. Нач. формы наглядно-действенного мышления. Кратковрем. фиксация на объектах (непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоционален. Предметно-познавательная деятельность. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Период раннего детства (1-3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК – ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окружающих вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действ. мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее количество окружающих вещей.

Период дошкольного возраста (3-7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок – взрослый” и “ребенок – дети”. Имитация мира челов. отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общест.-значимой и обществ.-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление, в конце периода – переход к словестному мышлению.

Игра.

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

“Я сам” в социальном смысле. Глубокий мотивац. кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой соц. позиции исчерпана (учеба превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебе. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Период подросткового возраста (11-15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личност. общение в процессе обучения и организац.-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст) Самооценка. «Я-концепция»(старший подростковый возраст).

Теоретич. рефлекс. мышление. Интеллектуализация воспр. и памяти. Личностная рефликсия. Гипертрофир. потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе свертсников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15-17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение. Профессиональное самоопределение. Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравств. устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операц. мышление. Совершенствуется владение сложными интеллект. операциями анализа, синтеза, теоретич. обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоцион. восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.

Учебно-проф. деятельность.

Период юнности (от 17 до 20 лет)

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родит. дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Окончательное самоопределение.

Реализация жизн. планов или поиск себя.

Три варианта нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Период молодости (от 20 до 30 лет)

Осуществ. жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют человека. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство проф. компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теорет. мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качеств. изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» – образ.

Поиск партнера. Создание семьи, проф. рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Период зрелости (от 30 до 60-70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизн. предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в проф. деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед др. людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физ. сил, привлекательности- жестокий удар по самооценке и Я-концепции, изменяются соц. ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, матер. или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в проф. плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функц. уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование проф. памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость (после 60-70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизн. цикла.

Смена обществ. позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности. Генодистическое -быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – созраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психич. тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Основным типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, полит. и эконом. положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим хар-ным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые соц. связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие соц. связей) или сохранение себя как индивида.

Источник