Стадии развития организма ребенка

Стадии развития организма ребенка thumbnail

Особенности развития организма ребенка.

Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых 7 лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

1. Костная система

Связки, суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях, выполняя, кроме того, защитную функцию. В костной ткани ребенка содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах. Суставы у детей очень подвижны, связки легко растягиваются, сухожилия короче и слабее, чем у взрослых.

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.

Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков ещё не завершена, позвоночный столб очень эластичен, он состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются такими признаками, как: голова опущена, спина согнута, плечи сведены вперед и т.д.

Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника.

На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Даже незначительное изменение её формы может стать причиной смещения таза, искривления позвоночника и, как следствие этого, нарушений осанки в различных плоскостях. Деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты её сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы, называется плоскостопие. Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов.

2. Мышечная система

Мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь 20-22 % массы всего тела. Мышцы у детей богаче насыщены водой и беднее белковыми веществами, жирами.

Прежде всего, у дошкольников развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Причем мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3-4 лет довольно часто принимают неправильные позы – голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая

К 5 годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети ещё не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.

Работа с переменным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении).

Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и к костям, что обеспечивает их интенсивный рост.

3. Сердечно-сосудистая система

У дошкольников она хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений.

В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85-105 уд./мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается.

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) пульс становиотся более устойчивым и достигает 78-99 уд./мин. Причем у девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков.

Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса составляет 150-180% по сравнению с исходными данными. В том случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку следует снизить.

Артериальное давление у детей до 7 лет почти не изменяется: в 3-4 года оно составляет 96/58 мм рт.ст., в 5-6 лет – 98/60 мм рт. ст.

Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка.

4. Дыхательная система

Верхние дыхательные пути у детей относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается.

Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхностного дыхания. Развитие легких ещё полностью не закончено: носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята и ребра не могут опускаться на выходе так низко, как у взрослого, – поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Вот почему частота их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых (у детей грудного возраста – 40-35 дыханий в минуту, к 7 годам – 24-22).

У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.

С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а также согревается и увлажняется.

5. Внутренние органы

У детей, особенно раннего возраста, они ещё недостаточно развиты. Желудок имеет сравнительно слабые мышечные стенки. Мало развиты мышечный слой и эластичные волокна в кишечной стенке, поэтому у детей легко нарушается деятельность кишечника.

6. Кожа

Она охраняет внутренние органы и ткани от повреждения и проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает участие в терморегуляции и дыхании. У детей она нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений и способствовать правильному развитию её функций (терморегулирующих и защитных).

7. Нервная система

Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3х лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается.

Важно учитывать также существенную особенность центральной нервной системы ребенка – способность сохранять следы тех процессов, которые с ней происходили. Отсюда становится понятной способность детей к быстрому и легкому запоминанию показанных им движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения.

Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков – ходьбе на лыжах, фигурному катанию на коньках, плаванию и др.

Правильное формирование двигательных навыков у дошкольников с самого начала имеет большое значение, т.к. исправлять их очень трудно.

Важнейшими особенностями психического развития детей дошкольного возраста являются:

– преобладание возбуждения над торможением;

– неустойчивость внимания;

– импульсивность в поведении;

– большая эмоциональность;

– конкретность восприятия и мышления.

Источник

– , , , – .

. – () , – (). , .

. – , , – . , . ( , ), , , .

. .

.

, . , , , , VII , (1965). (.1). 1

Стадии развития организма ребенка

, , – . : (, – . natos – ) (, ).

. , , . , , , , , , , .

, , 280 (9 ) () ( ). 8 , . (), – {). 9- , , , – ( – . fetus – ).

( ), . – , . () .

12 . () (46). . X, -, . Y, Y, .

– () (.1). 3-4 . – ( . blastula – ). : . – . . () – ( , ), . () ( ).

.1. Стадии развития организма ребенка – : 1 – ; 2 – ; ; – , – : 1 – ; 2 – ; – : 1-; 2 – ; 3 – ; – : 1-; 2- ; 3 – ; 4 – ; 5- – – : 1 – ; 2 – ; 3 – .

() . 1- (6 – 7- ) () ; 40 . , , – ( . trophe – ), , , . () . . , (). , , . – ( ). – , .

– , ( ), (.2). , , () . ( , ) () . (“”) , . , : (), ().

Стадии развития организма ребенка

.2. : – 2-3 ; – 4 : 1 – ; 2 – ; 3 – ; 4 – ; – 6 ; – 4-5 : 1 – (); 2 – ; 3 – ; 4 – ; 5 – .

, . . , – . . 2- 1,5 . () . (, ).

(). , . ( ), . () , – ( ). ( ) .

, , – . , , , – .

, – (). 3- – . , – . , , . . .

( ) – , . () . , (), .

, 3- , . , – , .. . 2-3 .

– , , . , – . , .

, , , , . ( ), – , – (, , ), .

, , . , , . .

() . – ( ) () . ( ) (-) (). () (), . (-) 4- . 3- () .

– , , , ().

2- , (). , .

4- , 3- . , , – . , .. . . . 20- 3- , 30- 30, 35- – 43-44 . . ( ). () ( ) . () , , .

– (), . , , . , , .

Стадии развития организма ребенка

.3. (): 1 – ; 2 – ; 3 – ; 4 – ; 5 – ; 6 – ; 7 – ; 8 – (); 9 – ; 10 – .

( ), , . – – . () , – . , . – , – .

4- ( , ) . , . () () .

: , – . – . , ( ). 4- 4-5 .

5- 8- () (). , , , , . ( ). 31-32 (5- ) 7,5 . 1- () . 40- .

6- (- – 12 – 13 ) , 6-7- – , .

7- ( – 19-20 ) . . 8- ( 28-30 ) . 9- , .. 3- , (- 39-41 ) .

. . . 5- ( 24,3 ) . 7- ( 37,1 ) , . 10- ( 51 ) .

, . . :

1) – ;

2) – ;

3) (4-8- );

4) ( , , ) (3-8- );

5) (15-20- );

6) (20-24- );

7) – ; ;

8) (2 – 7 ), , ;

9) ( – 13 16 , – 12 15 ).

.

.

, . , 8-10 . . 39-40 ., – 28-38 . , () .

2500 ( 45 ), – , 2500 . , , . , 0,5 9-10 , – 1-2 .

– – . “” . , . 1,5 , . 6 . . . , . . , 4 . ( ), 6 . , 8 – , .

1 4 . . 2 .

4 , 7 . 6 : ( ) .

1 7 , .

8 12 , – 8 11 . , . , , . ( ) . . , , – . . . , , – .

– – , . 13 16 , – 12 15 . – , . 11 12 , – 12 13 . 13 14 , – 14 15 . , 13,5-14 . – . , . .

. 13 () , 14 . 14-15 ( ).

, , .

18 21 , – 17 20 . () .

, . , .

, ,

. 30 50 , . .

. , , ( ).

:

1) – ( );

2) – ( );

3) . – “” ( ), “” “” – , () .

,

, (), ( ).

() . () 12-15 .

(). , , . , .

,

( . total – ) ( . pars – ). () – . , . () .

.

. .2 .

(.4). , , . , , 49-54 . 23,5 . 1 10 10,5 – 5 . 9- . 25 , .

Стадии развития организма ребенка

.4 .

– . , – .

2

,

Стадии развития организма ребенкаСтадии развития организма ребенка

.2

60 , , , . : , , , . 52-75 , – 47-70 .

, ; (gerontos – ). , , .

, 100-150 – ( . acceleratio – ). – ” “. , . .

, 100-150 0,5-1 , – 100-300 . . ( 2- 3- ). 5 1,5-2 , XIX .

100 10-12 , – 10-15 .

, ( , – ..). , . . . , , ().

() , . , , , . , 20-25 8 .

, , , . , .

. ( ) (, , , .), , .

, .

. (, .). : , , . () , ( , ..). () , , . . , . () , , , . , , . .3 .

3.

Стадии развития организма ребенка

?

. , . , , “” . . . : , , . , .

. 5-7- . , : – , – , – . .

7 10 . , . , .

, , . . , . , . .

, , , – , .

, .

. , , , . , . . , , , 2-3 , . , , .

1. – 28 [ 2005]. – . – . – ..

2. .. 6- . 4.

3. .. ” “

4. .. ” () “. / … .. . – .: “”, 2004.

5. ., . : . . – .: , 1996.

6. .., .. : . – 2- ., . – .: -, 2004.

7. . .., .. : . . . . – .: “”, 2002.

8. .. : . . (. 1910). – .: , 1981.

9. “”

10. “”

11. “”

Источник

Какие системы организма начинают работать по-новому?

После зачатия ребенка происходят глобальные физиологические изменения в организме женщины. Большие перемены наблюдаются в работе эндокринной системы. Подавляется выработка гормонов передней доли гипофиза, которые отвечают за формирование и развитие фолликула в яичнике. Формируется желтое тело – гормонопродуцирующая железа, выполняющая ключевую роль в сохранении беременности на ранних сроках.

Временная железа образуется в правом или левом яичнике после овуляции и продуцирует прогестерон. Функции прогестерона:

  • предотвращает выход новых яйцеклеток и развитие менструального кровотечения;
  • стимулирует рост эндометрия, подготавливает слизистую оболочку матки к закреплению плодного яйца,
  • обеспечивает имплантацию зародыша и его дальнейшее нормальное развитие;
  • способствует образованию слизистой пробки в шейке матки, которая необходима для защиты эмбриона от инфекций;
  • снижает тонус мышечного слоя матки, предотвращая его сокращение и выкидыш.

У небеременных женщин желтое тело рассасывается за две недели до менструации. В период вынашивания ребенка оно существует до 10-12 недель гестации, после чего временная железа перестает существовать и ее функции выполняет плацента.

Функционирование желтого тела обеспечивает гормон ХГЧ, который начинает вырабатываться тканью хориона на 6-8 день после слияния мужской и женской гамет. ХГЧ усиливает синтез половых гормонов и кортикостероидов, производимых в коре надпочечников.

Важным гормоном в период вынашивания ребенка является пролактин, который вырабатывается гипофизом. Начиная с 8 недели беременности, выработка пролактина возрастает. Это необходимо для подготовки молочных желез к грудному вскармливанию, а также для нормального формирования легочной ткани эмбриона.

На начальных сроках беременности изменяется работа щитовидной железы. Орган увеличивается в размерах и начинает синтезировать больше гормонов, которые важны для развития эмбриона.

Иммунная система

В период вынашивания ребенка даже у абсолютно здоровой женщины снижаются защитные силы организма. Это связано с изменением гормонального фона и адаптацией организма к новым условиям.

Повышается вероятность острых воспалительных процессов и обострения хронических заболеваний. Могут обостряться патологии дыхательной, пищеварительной, мочеполовой системы. Часто ситуация осложняется тем, что многие медикаменты профилактического и лечебного действия при беременности противопоказаны.

Что может сделать беременная для укрепления иммунитета?

  1. Составить полезное меню. Свежие овощи и фрукты, кисломолочные продукты, рыба, орехи, зеленый чай – все это укрепляет иммунитет.
  2. Вести активный образ жизни и следить за массой тела. Избыточный вес и отсутствие активности снижают защитные силы организма.
  3. Избегать стрессов. Эмоциональные переживания угнетают работу иммунной системы.

Кроме этого, во время беременности важно вовремя лечить любые воспалительные процессы. Все системы организма взаимосвязаны. Например, обычная простуда может стать причиной острого пиелонефрита или другого серьезного заболевания.

Психоэмоциональные изменения

Практически все женщины во время беременности подвержены резким эмоциональным перепадам, ведь изменение гормонального фона влияет на работу центральной нервной системы. Психоэмоциональное состояние беременной часто ухудшается во время токсикоза. В связи с этим у беременной могут возникать:

  • плаксивость;
  • раздражительность;
  • головокружение;
  • сонливость.

Как правило, такие проявления характерны только для ранних сроков беременности. С эмоциональным напряжением в первом триместре помогут справиться полноценный сон, умеренные физические нагрузки, приятные дела и хобби.

Онлайн консультация Врача-гинеколога

стоимость консультации: от 500 рублей

Консультация онлайн

В рамках консультации вы сможете озвучить свою проблему, врач уточнит ситуацию, расшифрует анализы, ответит на ваши вопросы и даст необходимые рекомендации.

Развитие плода по неделям в первом триместре

Зачатие ребенка происходит в период овуляции, после оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Как правило, овуляция совпадает с 10-16 днем менструального цикла.

Внутриутробное развитие человека делится на два этапа: эмбриональный и фетальный. Первый этап – период от момента оплодотворения яйцеклетки до десятой недели беременности.

Во время эмбрионального этапа происходят важные процессы: дробление и имплантация эмбриона в полость матки, образование нервной пластинки (зачатка центральной нервной системы) и ее замыкание в нервную трубку, формирование органов и плаценты.

Стоит различать эмбриональный и акушерский сроки беременности. Первый считается от момента зачатия, второй – от начала последней менструации. Как правило, разница между этими сроками составляет две недели.

Получается, что формирование и онтогенез эмбриона начинается только на третьей неделе беременности акушерского срока. Рассмотрим подробнее, как происходит развитие плода по неделям во время первого триместра.

3 неделя гестации

После проникновения сперматозоида в яйцеклетку образуется зигота – диплоидная клетка, обладающая набором хромосом, равноценно полученных от женской и мужской гамет. Продолжительность образования диплоидной клетки составляет 25-30 часов.

Начинается деления зиготы и ее продвижение к матке. В начале деления зигота распадается на 2-4 бластомера (клетки округлой формы, образующие зародыш). С каждым днем число бластомеров увеличивается.

На четвертый день после зачатия зигота состоит из 12-14 бластомеров. Плотность эмбриональных клеток растет, и они тесно связываются между собой. Зародыш попадает в полость матки.

Образуется бластоциста (ранняя стадия развития эмбриона), которая имплантируется в эндометрий матки. Во время имплантации у беременной могут возникать сокращения матки и появляться кровянистые выделения, которые нередко принимают за менструацию. Однако, в отличие от месячных, кровотечение при имплантации невыраженное и кратковременное.

4 неделя

Имплантация ускоряет процесс развития эмбриобласта (внутренних клеток эмбриона), в результате чего формируются внезародышевые органы:

  • хорион – оболочка, которая выполняет выделительную, дыхательную и защитную функции. После имплантации эмбриона на его поверхности начинают появляться первые ворсинки хориона. В дальнейшем часть клеток хориона разрушает стенку матки и участвует в формировании плаценты;
  • амнион – водная оболочка, которая обеспечивает плоду оптимальные условия развития и защищает его от механических воздействий. Жидкость амниона состоит из белков, сахаров, минеральных солей и других веществ;
  • желточный мешок, который выполняет кроветворную функцию. Сначала его размеры превышают размеры эмбриона. После 12 недели гестации этот временный орган уменьшается в размерах и полностью исчезает.

Происходит формирование первичной кишки. Из ее отделов в дальнейшем будут развиваться органы пищеварительной системы. На четвертой неделе гестации происходит закладка печени и поджелудочной железы.

После имплантации эмбриона в полость матки на месте крепления зародыша образуются зачатки плаценты. Процесс ее формирования завершится к 16 неделе гестации. Плацента обеспечивает плод необходимым кислородом, питательными веществами, защищает от инфекций, выводит продукты метаболизма.

К концу четвертой недели гестации женщина замечает, что ожидаемая менструация не наступает. В этот период могут возникать перепады настроения, быстрая утомляемость, повышенная чувствительность молочных желез.

5 неделя

К пятой неделе появляется нервная трубка – основа спинного и головного мозга. Из выпуклости в центральной части плода формируется сердце. В этот же период начинает образовываться гемоглобин, поэтому возрастает скорость потребления зародышем железа.

Начинает формироваться пуповина, которая станет связующим звеном между эмбрионом и плацентой. По мере роста плода увеличивается в размерах и пуповина.

В этот период у женщины могут появиться первые признаки токсикоза: тошнота, рвота, непереносимость некоторых продуктов и запахов.

6 неделя

У зародыша начинает биться сердце, закладывается вилочковая железа, которая отвечает за иммунитет. Формируются:

  • зачатки рук и ног;
  • полушария головного мозга;
  • глазные впадины и слуховые проходы;
  • органы выделительной системы.

Активно растут сосуды, устанавливается циркуляция крови.

7 неделя

Развиваются нервные волокна, пищевод, желудок, глотка. У зародыша появляются подобия кистей рук, первичные половые клетки. Поджелудочная железа начинает вырабатывать инсулин. Дыхательная система представлена пока только трахеей.

У женщины могут усиливаться признаки токсикоза, поэтому важно соблюдать обильный питьевой режим.

8 неделя

Этот период характеризуется формированием у эмбриона черт лица, а также развитием нижних и верхних конечностей. В глазах образуется сетчатка, верхние конечности способны сгибаться в локтях, и нижние – в коленях.

Половые органы приобретают характерный вид, но этого еще недостаточно для определения пола будущего ребенка.

9 неделя

В сердце появляются левые и правые предсердия и желудочки. Развиваются крупные кровеносные сосуды, эндокринные железы. Плацента начинает вырабатывать гормоны. Пальцы на нижних и верхних конечностях полностью сформированы.

10 неделя

Если в генотипе зародыша есть ген, который инициирует развитие мужского организма, то на десятой неделе гестации происходит активное развитие яичек, и они начинают вырабатывать гормон тестостерон.

В это же время у плода развивается зрительный нерв, в почках начинает образовываться моча. Повышается прочность костной ткани. Между брюшной и грудной полостями формируется диафрагма.

11 неделя

С 11 недели начинается фетальный период внутриутробного развития. Самочувствие большинства беременных стабилизируется: исчезает симптоматика токсикоза, раздражительность, быстрая утомляемость.

У плода сформированы важнейшие органы, лицо, полушария головного мозга. Происходит развитие мышечной ткани. Плод начинает совершать движения, но женщина их пока не чувствует.

12 неделя

Образуются вкусовые рецепторы языка. Активно развивается мозжечок – отдел мозга, который отвечает за выполнение целенаправленных движений, их скорость и сохранение тонуса мышц. Появляются зачатки ногтей и зубов.

Вилочковая железа представляет собой полноценный орган, в котором происходит дифференцировка Т-лимфоцитов. Пропорции тела у плода еще неправильные: голова большая, руки длинные, а ноги короткие и согнутые в коленях.

Кишечник увеличивается и начинает складываться в петли. В крови появляются лейкоциты, которые защищают организм от внешних и внутренних патогенных агентов.

Продолжается формирование половых желез. К концу 12-13 недели беременности становится возможным определить пол плода.

Заключение

Итак, во время 1 триместра беременности в организме женщины и будущего ребенка происходят серьезные изменения. Однако течение беременности и нормальное развитие эмбриона во многом зависят от поведения женщины.

Для того, чтобы беременность протекала без осложнений, важно вовремя проходить необходимое обследование, правильно питаться, вести активный образ жизни и избегать стрессов.

Источник