Стадии развития изобразительной деятельности ребенка

Психологи и педагоги выделяют два этапа в детском раз­витии: доизобразительный и изобразительный. В каждом из них изобразительная деятельность проходит ряд стадий. Зна­ние особенностей каждой из них поможет правильно оце­нить детский рисунок.

Доизобразительный этап начинается на втором году жиз­ни ребенка и заканчивается к 3 годам или несколько позже. Общим для него является то, что рисунки детей не передают ничего конкретного, их трудно соотнести с реальностью.

Первая стадия – стадия экспери­ментирования средствами изодеятельности (до 1,5 лет) – манипулятивная и предметно-орудийная деятельность (стучит, мнет, жует, разбирает, мажет, рвет, грызет, заворачивает карандаш в бумагу, накрывает бумагой голову).

Вторая стадия доизобразительного этапа — эксперимен­тирование со штрихом и пятном (ее называют также ста­дией лишенных смысла штрихов или стадией марания). Основана на подражании действиям взрослых. Малыш неожиданно замечает след на бумаге. Он радуется и стремится повторить действия. Вначале ребенок наносит на бумагу (предпочтение отдается книгам, журна­лам, газетам) или другую плоскость (обои, стол, пол) точки, штрихи, линии случайной формы, лишенные всякого смысла, никак не связанные между собой и не организованные на листе. У ребенка появляется представление о свойстве мате­риала и цели действия с ним — стремление получить след.

Третья стадия доизобразительного этапа — стадия каракуль. Начиная с хаотично расположенных на бумаге линий, штрихов и точек, отражающих только двига­тельную активность и подражание действиям взрослых, ре­бенок, благодаря «открытию» следа как результата своих дей­ствий, старается изображать «пучки» бесформенных линий.

В завершение Доизобразительной стадии должна появиться способность за­мыкать округлую или угловатую линию саму на себя, в результате чего на бумаге могут получиться формы, приблизи­тельно похожие на окружность, овал или угловато-округ­ленную фигуру, которая локализует на листе некоторое осо­бое пространство, обозначающее что-то такое, что ребенок может назвать домом, садом, солнышком.., т.е. чем-то реаль­ным.

Изобразительный этап начинается со стадии бесформен­ных изображений или стадии ассоциативных каракуль (от 2,5 до 4 лет). На рисунках те же каракули, среди которых с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реаль­ное. Раздельно нарисованные короткими прямыми или ок­руглыми штрихами, совершенно самостоятельными, не при­мыкающими друг к другу и не связанными в единое целое части чего-либо (человека, животного, машины и т.д.), они не столько изображают, сколько что-то обозначают.

Вторая стадия — стадия схем (от 3 до 6 лет, частично продолжаясь до 7—8 лет (па­раллельно с последующими стадиями)).

Внутри этой стадии развитие навыков рисования детей проходит ряд ступеней: от очень упрощенных схем, где изображаются лишь некото­рые части объектов, неопределенные по форме, до постепен­ного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями. У детей появляется способность дори­совывать штрихи до образа. Особый интерес на этой стадии развития вызывают у ребенка различные техники. Дети как бы снова возвраща­ются к стадии экспериментирования.

Первым узнаваемым изображением на рисунках детей в этой стадии чаще всего оказывается человек. Сначала он со­стоит из двух частей: головы (точнее, лица) с глазами-точка­ми и ртом-черточкой, внизу опирающейся на кривые линии-подпорки, обозначающие ноги. Это — «головоног» или «человечек-огуречик». В нижней части «огуречка», в жи­вотике, иногда можно увидеть «рыбку» или «яблоко» или что-то другое, что съел этот человечек.

На следующей ступени стадии схем изображение человека дополняется некоторыми другими частями тела. Голова и ту­ловище рисуются раздельно, но соединяются не шеей, а стано­вятся друг на друга или к голове присоединяются линии (палки), обозначающие руки или кружки-ладошки. Линейно нарисованный (кроме головы) «человечек-скелетик» обычно не имеет одежды.

Самый характерный признак стадии схем — раздельное рисование каждой части любого объекта, не только человека, но и животного, птицы, строения, машины и т.п.

Третья стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается с 5—6 лет и продолжается до 13—14лет.

Она характеризуется последовательным отказом от схем, обознача­ющих объекты окружающего мира, и переходом к собственно изображениям — попыткам передать наблюдения и впечатле­ния в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсор­ным.

Изображения людей становятся более пропорциональными, как правило, за счет изменения размера головы, которая раньше изображалась чрезмерно большой..Появляется округлость плеч и других частей тела. Черты лица, изображаемого и в фас, и в профиль, рисуются тщательнее, выглядят разнообразнее и чаще передают характерные особенности конкретного человека или типичный образ литературного персонажа. Волосы на голове у людей все чаще выглядят по-разному, а у персонажей жен­ского пола появляются прически. При изображении рук и ног чаще показаны локтевые и коленные сгибы. Чаще чело­век изображается в движении (бежит, прыгает, падает, что-то держит или бросает).

К 4—5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, пове­ствования (у них изображение дополняется речью и носит игровой характер).

Четвертая стадия изобразительного этапа — стадия пра­вильных (реалистических) изображений. Точность изображения соответствует графической грамоте. Этим критериям отвечают рисунки не­большой части детей и подростков, обучающихся в специ­альных художественных школах (в 10—11 лет или 13—14 лет).

Дети в стадии правильных изображений спо­собны тщательно вырисовывать детали, делать наброски изоб­ражаемого объекта.

Рисунки детей стадии обобщенного рисунка теряют свою привлекательность. Они как будто бы снова становятся не­умелыми каракулями детей первой стадии.

Вывод: Едва ли можно соотнести каждую из стадий, о которых шла речь, со строго определенным возрастом ребенка. Игра­ют роль и обучение и способности. Следует заметить, что дети, не прошедшие полнос­тью все стадии развития детского рисунка в дошкольном возрасте, испытывают значительные затруднения при обуче­нии письму.

Дата добавления: 2017-03-11; просмотров: 5127 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Возникновение у детей  изобразительной деятельности, ее развитие

Лепская Ю.М. воспитатель

МБДОУ детский сад № 18 г.Иркутска

Ум ребенка – на кончиках пальцев.

В.А.Сухомлинский

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Однако без взрослых, без общения с ними и специального организованного обучения ребенок не овладеет этой деятельностью. Смысл деятельности, способы действий нужно раскрывать ребенку. Только овладевая всеми ее структурными компонентами, ребенок может стать субъектом этой деятельности, способным самостоятельно ставить цель, выбирать средства ее достижения, и получать результат.

В педагогической науке существует ряд исследований, посвященных развитию изобразительной деятельности у детей раннего возраста (Т.Н.Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С. Комарова, И.А.Лыкова, Л.Г.Лысюк, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Д.Э.Синюк, Е.А.Флерина).

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников.

Процессы восприятия, исполнительства и творчества нельзя рассматривать изолированно. Они находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как являются составными частями художественной деятельности.

Упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, различению формы и цвета, к сравнению. Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения. Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез – все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования. Будучи познавательным процессом, восприятие связано с другими познавательными мыслительными процессами: анализом, сравнением, синтезом, обобщением.

Способность ребенка передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у него развито воображение. Воображение – это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Всякая творческая деятельность, входящая в систему художественного воспитания, служит сильнейшим средством развития воображения. В связи с этим в процессе воспроизведения, в его успешности огромную роль играют воображение, объединяющее отдельные элементы рисунка в одно целое, а также полнота и устойчивость зрительных представлений об изображаемом.

С процессами восприятия и воображения тесно связано мышление человека. В процессе изобразительной деятельности  формируется  наглядно-образное мышление для создания неповторимых образов.

Так же в процессе изобразительной деятельности активно формируется эмоциональная сфера ребенка. При правильном руководстве изобразительной деятельностью развивается чувство цвета, ребенок может выразить собственное эмоциональное состояние.

В процессе рисования развиваются все виды памяти. Это помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим.

Периоды (стадии) развития изобразительной деятельности у ребенка

Психологи и педагоги выделяют два этапа в детском развитии: доизобразительный и изобразительный. В каждом из них изобразительная деятельность проходит ряд стадий.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал — бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм. Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.

В раннем возрасте зарождаются такие продуктивные виды деятельности ребенка, как рисование, лепка, аппликация, конструирование, их возникновение также связано с предметной деятельностью.

Большой интерес проявляют дети еще в раннем возрасте к движениям карандаша, ручки по листу бумаги, появление на нем следов изобразительной деятельности предшествует значительный подготовительный период, в течение которого они знакомятся с основными свойствами карандаша и бумаги, приобретают необходимых навыков и умений их использования.

Постепенно малыши учатся наносить карандашом штрихи на бумагу, писать каракули, усваивая изобразительную функцию рисования, т.е. начинают понимать, обладающие способностью воспроизводить на бумаге определенные предметы.

Начало рисования каракуль связан с манипулированием карандашом и бумагой. Ребенок подражает взрослым, водит карандашом по бумаге и начинает замечать следы на нем (слегка закругленные линии, часто прерываются, с одинаковым слабым нажимом) Вскоре он усваивает функцию карандаша как орудия, предназначенного для нанесения линий, ее движения становятся более точными, а каракули – разнообразными. Ребенок сосредоточивает на них внимание, начинает оказывать предпочтение одним каракуля над другими, повторять их многократно.

Развитие рисования в раннем возрасте связан с психическими достижениями ребенка. Одна и та же внешняя форма каракуль имеет разное значение для ребенка. По наблюдениям психологов ( Мухина и др.), развитие значение каракуль преодолевает следующие стадии:

1) каракули как результат свободного манипулирования карандашом;

2) каракули как результат свободного манипулирования карандашом за визуальных ассоциаций с реальными предметами Название словом этих ассоциаций (графическое построение) приобретает значение знака;

3) каракули как запланированный знак реального предмета, который не несет в себе изобразительности;

4) каракули как специфический для изобразительной деятельности знак – графическое построение предмета

 В завершение доизобразительной стадии должна появиться способность замыкать округлую или угловатую линию саму на себя, в результате чего на бумаге могут получиться формы, приблизительно похожие на окружность, овал или угловато-округленную фигуру, которая локализует на листе некоторое особое пространство, обозначающее что-то такое, что ребенок может назвать домом, садом, солнышком.., т.е. чем-то реальным. Этим должна завершиться доизобразительная стадия детского рисования,

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который создает предпосылки ее своевременного появления, способствует обогащению сенсорики ребенка, формированию первых графических образов.

Изобразительный период начинается со стадии бесформенных изображений или ассоциативных каракуль.

 Стадия продолжается от 2,5 до 4 лет и поначалу мало отличается от предыдущей: на рисунках те же каракули, среди которых с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реальное.

Поиск содержания образа в каракулях — один из ведущих побудителей деятельности ребенка в этот период. В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Ассоциативный образ еще очень неустойчив, малыш одну и ту же линию, штрих, пятно может называть по-разному. Объективного сходства с реальными предметами еще нет, но появляется замысел — представление будущего рисунка и способов его создания («нарисую машину, дом…»). Малыш черкает на листе и комментирует свои действия, дополняет графический образ словом, делает его как бы более содержательным. В этот период ребенок способен изобразить все.

Вторая стадия изобразительного этапа — стадия схем. Обычно она протекает в период от 3 до 6 лет, но может быть и более длительной, частично продолжаясь до 7—8 лет (параллельно с последующими стадиями). Внутри этой стадии развитие навыков рисования детей проходит ряд ступеней: от очень упрошенных схем, где изображаются лишь некоторые части объектов, неопределенные по форме, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями. У детей появляется способность дорисовывать штрихи до образа. Часто они копируют рисунки друг друга (подсматривают схему), встраивают свои рисунки и чужие и наоборот. На этой же стадии дети должны научиться понимать чужой рисунок. Особый интерес на этой стадии развития вызывают у ребенка различные техники. Дети как бы снова возвращаются к стадии экспериментирования. Правда, теперь это экспериментирование со способами и методами, а не с инструментами и средствами. Тенденция самовыражения в этой стадии превалирует для ребенка над изображением. Для него важен сам процесс. Малыш рисует схематично, перечеркивая, стирая, изображая на одном листе несколько раз колобка, чтобы передать его передвижение и не понимает, почему взрослому не нравится его рисунок — ведь он так веселился, его не интересовало качество изображения.

Третья стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается с 5—6 лет и продолжается до 13—14. Она характеризуется последовательным отказом от схем, обозначающих объекты окружающего мира, и переходом к собственно изображениям — попыткам передать наблюдения и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным. Дети любят рисовать по лекалам, раскрашивать книжки-раскраски. Рисунки дошкольников по-прежнему представляют собой только контуры предметов. Все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом. У некоторых детей остается прозрачность рисунка: например, у девочки в руках может быть изображена сумочка и прорисованы все предметы, лежащие в ней. Впервые появляются предметные, а не сюжетные рисунки.

Едва ли можно соотнести каждую из стадий, о которых шла речь, со строго определенным возрастом ребенка. Играют роль и обучение и способности. Уровень развития способностей к изобразительной деятельности — результат усвоения известных форм человеческого опыта, но такое усвоение при отсутствии целенаправленного обучения происходит стихийно. Следует заметить, что дети, не прошедшие полностью все стадии развития детского рисунка в дошкольном возрасте, испытывают значительные затруднения при обучении письму. Помимо этого, дети, как правило, хуже читают и не умеют описать предложенную им картинку.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Изобразительная деятельность на разных этапах развития ребенка является мощным стимулом его психического развития и формирования его личности.

2. Предпосылки изобразительной деятельности закладывается именно в раннем возрасте на основе достаточной зрелости психомоторного развития ребенка, а дальнейшее вызревание и развертывание собственно изобразительной деятельности способствует совершенствованию высших психических функций и нормативному социальному и эмоционально – личностному развитию ребенка.

3. В период раннего детства нормальное психическое, социальное и эмоциональное развитие ребенка возможно только в специально созданных взрослым условиях, в развернутой совместной деятельности «ребенок – взрослый». Формирование всех видов детской деятельности (в том числе изобразительной) происходит только под влиянием позитивной социальной ситуации развития.

Литература

  1. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.:Педагогика, 1981
  2. Павелко Р. .В Детская психология: учеб пособие для вузов работа студ / Р ВПавелко, О П Цигипало – М.: Академ-выдал, 2011г.
  3. Косминская В. Б. и др.”Теория и методика изобразительной деятельности вдетском саду”М., «Просвещение», 1977 г.

Источник