Стадии развития интеллекта ребенка по пиаже

Как только заходит речь о детском развитии, его периодах и законах, сразу неизбежно всплывает имя швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Ему удалось на самом деле узнать, и узнать точно, на опыте: как развиваются дети, какие задачи стоят перед ними на разных этапах и вообще – как мы учимся думать.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
Молодой Жан Пиаже с детства любил биологию, постоянно наблюдал за самыми разными живыми существами и писал о них статьи. При этом он получил степень доктора философии и интересовался психоанализом. Все эти занятия и увлечения как будто подготовили его к тому, что стало главным делом жизни Пиаже – к наблюдению за детьми. Молодой доктор философии становится учителем в парижской школе для мальчиков, директором которой был Бине, изобретатель теста IQ. Пиаже помогает Бине обрабатывать результаты теста и обращает внимание на то, что дети одного возраста постоянно делают похожие ошибки. Ошибки, которых не делают взрослые. Это и навело Пиаже на мысль о том, что когнитивное развитие преодолевает некие общие для всех ступеньки, что наш ум лишь постепенно созревает для понимания некоторых понятий, и у всех людей это происходит примерно одинаково. Позже, кроме чужих детей, Пиаже с рождения наблюдал и троих своих.
Жан Пиаже
Метод Пиаже сочетал в себе строгие научные наблюдения и эксперименты (к которым он привык ещё в юности) и свободную беседу (как в его любимом психоанализе). Собственный метод Пиаже назвал «клинической беседой», и он отлично подходил для изучения мышления детей.
Что выяснил Пиаже
Согласно Пиаже, центральный стержень развития психики – это интеллект. Ребёнок развивает и формирует всё более адекватную схему ситуации – и таким образом, активно взаимодействуя со средой, адаптируется к ней. Во время этого процесса ребёнок постепенно начинает понимать некоторые законы, которые действуют в мире вещей и людей. Каждый этап развития характеризуется типичными ошибками (ограничениями) мышления.
Стадии развития детского интеллекта
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 – 2 года)
При помощи органов чувств и своих движений ребёнок открывает окружающий мир, начинает видеть связь между собственными действиями и их последствиями. Он начинает понимать, что сам он – нечто отдельное от внешнего мира. Но «внутренний план» пока недоступен ребёнку, он манипулирует только конкретными предметами.
2. Период дооперациональных представлений (2 – 7 лет)
Ребёнок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать символы: карандаш – это градусник, а крышка от коробки – лодка. Дооперациональной эта стадия называется потому, что ребёнок ещё не в силах воспринять некоторые виды опыта.
Например:
- предметов, которые лежат в ряд, по мнению ребёнка, становится больше, если их расставить с большими промежутками;
- даже после нескольких проб дошкольник не в силах понять, что если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится;
- ребёнок считает, что кусок пластилина уменьшится, если из шарика его раскатать в колбаску. А верёвка станет короче, если её изогнуть.
Если научить дошкольника правильному ответу и объяснению – он воспримет эту информацию. Но стоит чуть изменить эксперимент, и ребёнок снова начнёт давать прежние ответы. При этом закон сохранения количества предметов (например, шариков) он начинает понимать раньше, чем закон сохранения вещества (например, воды или пластилина) и обратимость операций.
Мышление ребёнка на этой стадии эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет другую точку зрения, отличную от его собственной. Отчасти и этим объясняется ограниченность его возможностей на дооперациональной стадии.
Например, Пиаже показывал взятым поодиночке детям макет из трёх гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал им и несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребёнка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребёнок, с той же стороны. Обычно ребёнок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребёнка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали своё фото. Даже если ребёнка и куклу меняли местами – все повторялось: ребёнок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы».
Пиаже подчёркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития.
3. Период конкретных операций (7 – 11 лет)
Ребёнок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Например, складывать и вычитать несуществующих коров, объединять предметы в классы. Он начинает понимать сохранение вещества (если разделить комок пластилина на много маленьких комочков, его не станет меньше) и обратимость операций. Однако он пока решает все задачи по отдельности, и решение зависит от содержания задачи. Обобщать ребёнок ещё не умеет.
Решив задачку про Васю и яблоки, первоклассник может зависнуть над такой же задачей про Люсю и огурцы – просто потому, что для него это пока разные задачи. Второклассник уже вполне в силах понять, почему квадрат – разновидность четырёхугольника, а утка – разновидность птицы. Но если спросить его, кого в мире больше, уток или птиц, квадратов или прямоугольников, то он, скорее всего, не найдёт объяснения и начнёт рассуждать о том, что и уток, и птиц «очень много». И имеет на это полное право. Ведь хотя восьмилетка и умеет классифицировать, для понимания отношений между частью и целым нужно нечто более – логическое мышление. А оно развивается позже.
4. Период формальных операций (после 12 лет)
Теперь подростку доступно конкретное и абстрактное логическое мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Теперь он может решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план.
Как детское мышление связано с речью
Пиаже первым заговорил о том, что развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций. Именно поэтому неговорящий ребёнок – не значит неразвитый ребёнок. Не речь, а оперирование предметами и понятиями – та основа, на которой развивается интеллект. И развитие это всегда идёт снаружи внутрь, от конкретного к абстрактному.
Со времён Пиаже его методы были усовершенствованы, а выводы – многократно проверены, скорректированы и дополнены. Сейчас аналоги клинических бесед вовсю используются в диагностике развития детей. Ну а нам стоит помнить, что невозможно ни перескочить через стадию развития, ни ускорить её прохождение. Хотя в конце предыдущего этапа перед детьми вполне можно начинать ставить задачи следующего. Например, играть с двухлетними в «телефон», прикладывая к уху не настоящий телефон, а его символ-замену. Или показывать пяти-шестилетним, что большой предмет может быть лёгким, а маленький – тяжёлым. Или писать с 10-11-летними сочинение «с точки зрения моей собаки». Ведь, в конце концов, чёткой границы между этапами нет. Главное – не делать грубых ошибок, которые говорят только о нашем взрослом эгоцентризме, не имеющем объяснения с точки зрения теории развития и потому не таком простительном.
Фото: Wiki Commons, iStockphoto (Jovanmandic, mzoroyan, djedzura)
Источник
Как швейцарский психолог создал свою теорию интеллекта и изучал детскую речь
Как только заходит речь о детском развитии, его периодах и законах, сразу неизбежно всплывает имя швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Ему удалось на самом деле узнать, и узнать точно, на опыте: как развиваются дети, какие задачи стоят перед ними на разных этапах и вообще – как мы учимся думать.
Молодой Жан Пиаже с детства любил биологию, постоянно наблюдал за самыми разными живыми существами и писал о них статьи. При этом он получил степень доктора философии и интересовался психоанализом. Все эти занятия и увлечения как будто подготовили его к тому, что стало главным делом жизни Пиаже – к наблюдению за детьми. Молодой доктор философии становится учителем в парижской школе для мальчиков, директором которой был Бине, изобретатель теста IQ. Пиаже помогает Бине обрабатывать результаты теста и обращает внимание на то, что дети одного возраста постоянно делают похожие ошибки. Ошибки, которых не делают взрослые. Это и навело Пиаже на мысль о том, что когнитивное развитие преодолевает некие общие для всех ступеньки, что наш ум лишь постепенно созревает для понимания некоторых понятий, и у всех людей это происходит примерно одинаково. Позже, кроме чужих детей, Пиаже с рождения наблюдал и троих своих.
Метод Пиаже сочетал в себе строгие научные наблюдения и эксперименты (к которым он привык ещё в юности) и свободную беседу (как в его любимом психоанализе). Собственный метод Пиаже назвал «клинической беседой», и он отлично подходил для изучения мышления детей.
Что выяснил Пиаже
Согласно Пиаже, центральный стержень развития психики – это интеллект. Ребёнок развивает и формирует всё более адекватную схему ситуации – и таким образом, активно взаимодействуя со средой, адаптируется к ней. Во время этого процесса ребёнок постепенно начинает понимать некоторые законы, которые действуют в мире вещей и людей. Каждый этап развития характеризуется типичными ошибками (ограничениями) мышления.
Стадии развития детского интеллекта
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 – 2 года)
При помощи органов чувств и своих движений ребёнок открывает окружающий мир, начинает видеть связь между собственными действиями и их последствиями. Он начинает понимать, что сам он – нечто отдельное от внешнего мира. Но «внутренний план» пока недоступен ребёнку, он манипулирует только конкретными предметами.
2. Период дооперациональных представлений (2 – 7 лет)
Ребёнок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать символы: карандаш – это градусник, а крышка от коробки – лодка. Дооперациональной эта стадия называется потому, что ребёнок ещё не в силах воспринять некоторые виды опыта.
Например:
- предметов, которые лежат в ряд, по мнению ребёнка, становится больше, если их расставить с большими промежутками;
- даже после нескольких проб дошкольник не в силах понять, что если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится;
- ребёнок считает, что кусок пластилина уменьшится, если из шарика его раскатать в колбаску. А верёвка станет короче, если её изогнуть.
Если научить дошкольника правильному ответу и объяснению – он воспримет эту информацию. Но стоит чуть изменить эксперимент, и ребёнок снова начнёт давать прежние ответы. При этом закон сохранения количества предметов (например, шариков) он начинает понимать раньше, чем закон сохранения вещества (например, воды или пластилина) и обратимость операций.
Мышление ребёнка на этой стадии эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет другую точку зрения, отличную от его собственной. Отчасти и этим объясняется ограниченность его возможностей на дооперациональной стадии.
Например, Пиаже показывал взятым поодиночке детям макет из трёх гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал им и несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребёнка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребёнок, с той же стороны. Обычно ребёнок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребёнка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали своё фото. Даже если ребёнка и куклу меняли местами – все повторялось: ребёнок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы».
Пиаже подчёркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития.
3. Период конкретных операций (7 – 11 лет)
Ребёнок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Например, складывать и вычитать несуществующих коров, объединять предметы в классы. Он начинает понимать сохранение вещества (если разделить комок пластилина на много маленьких комочков, его не станет меньше) и обратимость операций. Однако он пока решает все задачи по отдельности, и решение зависит от содержания задачи. Обобщать ребёнок ещё не умеет.
Решив задачку про Васю и яблоки, первоклассник может зависнуть над такой же задачей про Люсю и огурцы – просто потому, что для него это пока разные задачи. Второклассник уже вполне в силах понять, почему квадрат – разновидность четырёхугольника, а утка – разновидность птицы. Но если спросить его, кого в мире больше, уток или птиц, квадратов или прямоугольников, то он, скорее всего, не найдёт объяснения и начнёт рассуждать о том, что и уток, и птиц «очень много». И имеет на это полное право. Ведь хотя восьмилетка и умеет классифицировать, для понимания отношений между частью и целым нужно нечто более – логическое мышление. А оно развивается позже.
4. Период формальных операций (после 12 лет)
Теперь подростку доступно конкретное и абстрактное логическое мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Теперь он может решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план.
Как детское мышление связано с речью
Пиаже первым заговорил о том, что развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций. Именно поэтому неговорящий ребёнок – не значит неразвитый ребёнок. Не речь, а оперирование предметами и понятиями – та основа, на которой развивается интеллект. И развитие это всегда идёт снаружи внутрь, от конкретного к абстрактному.
Со времён Пиаже его методы были усовершенствованы, а выводы – многократно проверены, скорректированы и дополнены. Сейчас аналоги клинических бесед вовсю используются в диагностике развития детей. Ну а нам стоит помнить, что невозможно ни перескочить через стадию развития, ни ускорить её прохождение. Хотя в конце предыдущего этапа перед детьми вполне можно начинать ставить задачи следующего. Например, играть с двухлетними в «телефон», прикладывая к уху не настоящий телефон, а его символ-замену. Или показывать пяти-шестилетним, что большой предмет может быть лёгким, а маленький – тяжёлым. Или писать с 10-11-летними сочинение «с точки зрения моей собаки». Ведь, в конце концов, чёткой границы между этапами нет. Главное – не делать грубых ошибок, которые говорят только о нашем взрослом эгоцентризме, не имеющем объяснения с точки зрения теории развития и потому не таком простительном.
Фото: Wiki Commons, iStockphoto (Jovanmandic, mzoroyan, djedzura)
ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:
Школьники Яндекс.Лицея делают чат-ботов и игры на Python. Ваш ребёнок тоже сможет!
«Когда говорят, что детей с особенностями стало больше из-за изменений в мире, – это бред»
Обязательные прививки, сон в обуви и никаких супов: как устроены детские сады в Италии
Источник
Такое понятие, как развитие ребенка, неразрывно связано с именем швейцарского философа и психолога Жана Пиаже. Об изменениях логики ребенка исследователь судил по опытам.В ходе экспериментов ученый устанавливал механизмы развития детского мировосприятия, изучал общую концепцию мыслительных процессов. Им были предложены основные стадии развития интеллекта.
Сущность метода
В молодом возрасте Жан Пиаже увлекался биологией, постоянно осуществлял наблюдения за животными. Полученные выводы будущий ученый в области психологии подробно излагал в статьях. Основой его научной жизни стало выявление особенностей детского и подросткового мышления.
Молодой исследователь стал преподавателем в школе для мальчиков в Париже. Директором учебного заведения был Бине, изобретатель тестирования IQ. Пиаже сотрудничал с руководителем, постоянно помогая ему в обработке результатов.
По наблюдениям психоаналитика дети одной возрастной категории допускали примерно одинаковые ошибки, которых никогда не делали взрослые люди. Это и стало основой будущей теории, заключающейся в том, что мышление человека претерпевает определенную трансформацию на каждом возрастном этапе.
Пиаже наблюдал не только за школьниками, но и за родными детьми. Основу научной работы ученого составляли опыты. Также психолог использовал метод беседы, который давал ему широкое представление о детской логике.
Согласно теории Пиаже, основным стержнем развития психической сферы является интеллект.
Постепенно у ребенка развивается более адекватная схема понимания определенной ситуации, прослеживается адаптация, которая происходит при взаимодействии с окружающей средой. Каждому этапу присущи типичные логические ошибки.
Операциональная концепция
Стадии развития интеллекта по Пиаже включают различные индикаторы.
В таблице представлено четыре основных показателя:
Показатель | Особенности |
Гомеостаз (равновесие с окружающей средой) | Жизнь является примером постоянного нарушения процесса. Организмом проявляется активность с целью компенсации. Основным продуктом деятельности выступает стремление к равновесию. |
Биологическое созревание | Является основой развития, но не выступает основополагающим фактором при определении закономерностей роста мышления. |
Проявление личной активности | Источником постижения окружающего мира является непрерывное взаимодействие между субъектом и объектом. |
Социальный опыт | Ребенок овладевает языком, ценностями интеллектуального и социального характера. Однако усвоение опыта происходит в зависимости от развития и умственных способностей. Интеллект является основным рычагом освоения социального опыта. Воззрение в корне отличается от научных трудов советских психологов, по мнению которых социализация является психическим продуктом. |
Стадии развития интеллекта основаны на главном механизме. По Пиаже в его роли выступает равновесие. Чем более высокую эволюционную ступень занимает человек, тем чаще он прибегает к предвосхищению, помогающему обрести утраченное равновесие.
Интеллект служит главным средством при адаптации, выступает основой структурирования отношения между индивидуумом и миром.
В ранних трудах психолог большое значение уделял наследственности и окружающей среде, однако в поздних научных изысканиях все чаще обращался к такому детерминанту, как активность субъекта. Структура является плодом действий, в то время как стремление к этому процессу определяется генетическими предпосылками.
Интеллектуальное развитие предполагает последовательную смену логических механизмов, конечной целью которой выступает формирование формально-логических операций. Все исследования ученого базировались на объяснении возникновения определенных стереотипов мышления в конкретной возрастной группе.
Важнейшей единицей в учении Пиаже выступает адаптация. Полное равновесие обеспечивается интеллектуальными возможностями. Процесс представляет уравновешивание и дальнейшую ассимиляцию и аккомодацию. Первое понятие предполагает включенность объекта в схемы действия.
К примеру, такой безусловный рефлекс, как сосание, предполагает расширение числа объектов. Аккомодация является изменением принципа действия в соответствии с интеллектуальными особенностями индивида.
Когда ребенок сосет пустышку и пытается то же самое проделать с одеялом или пальцем, то он трансформирует личную схему действия с учетом появления новых объектов. Аккомодация предполагает расширение приобретенных навыков, тогда как ассимиляция отвечает за их сохранность.
Стадии развития детского интеллекта
Стадии развития интеллекта (по Пиаже предполагается 4 уровня) описаны в когнитивной теории ученого. Изначально происходит формирование сенсомоторных структур, предполагающих обратимость действия.
Затем зарождаются дооперациональные представления, являющиеся основой для развития конкретных мыслительных операций, предполагающих системность действий. Зачастую они осуществляются при опоре на наглядные данные. И завершающим этапом выступает формальный пласт интеллекта.
Это период основан на гипотетико-дедуктивных рассуждениях. Согласно учению Пиаже, развитие является переходом от низшей ступени к высшей. Предыдущая стадия выступает основой для последующего уровня. В развитии происходит не замещение одного пласта другим, а их интеграция.
Каждый этап трансформируется в более совершенный уровень, который характеризуется уникальной структурой. Но у всех стадий имеются общие функциональные индикаторы. Для характеристики уровней ученым использовалась логическая модель.
Пиаже отмечал, что при анализе структур не используются какие-либо количественные измерения. Основой выступает качественная характеристика умственных способностей. Логическая модель являлась инструментом анализа психологической реальности.
Сенсомоторный период (0-2 года)
Посредством органов чувств и двигательной способности ребенок познает окружающий его мир, начинает устанавливать простейшие связи между своими действиями и последствиями.
Он осознает, что является отдельным субъектом. Но внутренний план детскому мышлению не доступен. Он может манипулировать только конкретными предметами.
Определяющий тест
В первую очередь ребенок понимает, что объекты остаются сохранными и изменяются во времени и пространстве. Если спрятать игрушку под покрывалом, к которой тянется 6-месячный малыш, то он остановится и утратит к предмету интерес, как будто игрушка престала существовать.
На основе опыта Пиаже умозаключил, что ребенок не обладает врожденным пониманием постоянства объекта и приобретает его в течение первого года жизни. Осознание постоянства, по мнению ученого, является медленным процессом.
И действие малыша – крупное достижение интеллекта на уровне сенсомоторного восприятия мира.
Период дооперациональных представлений (2-7 лет)
Стадии развития интеллекта по Пиаже включают дооперациональный уровень. С него начинается формирование детского внутреннего плана. Ребенок учится символизировать предметы. К примеру, карандаш представляется термометром, а крышка от коробки – лодкой.
Но некоторые явления детским сознанием не осмысливаются. К примеру, по мнению ребенка, предметов в одном ряду становится больше, если они расставляются с большими промежутками, а веревка становится короче, когда изгибается.
Определяющий тест
Пиаже показывал ребенку макет из трех гор. На каждом возвышении находился отличительный знак: дом, река и вершина, покрытая снегом. Детям раздавались фотоснимки, на которых возвышенности были сняты в разном ракурсе. Участник опыта должен был выбрать ту фотографию, на которой они изображены так, как он их видит.
Выбор был безошибочным. После этого на противоположную сторону сажалась кукла, и Пиаже просил выбрать изображение, исходя из того как его видит игрушка. И дети опять-таки выбирали прежнюю фотографию. Они не могли визуализировать картину со стороны другого предмета.
Второй опыт состоял в том, что ребенку показывалось два стакана, которые были наполнены водой до одинаковой отметки. Затем испытуемого спрашивали, считает ли он, что объем жидкости в двух емкостях одинаков, так как было важно осознание этого факта. Затем вода переливалась из узкого высокого стакана в широкий и низкий.
Обычно экспериментатор акцентировал внимание на своем действии. После этого участника спрашивали, одинаково ли количество жидкости в обоих стаканах. Обычно ребенок возрастом до 7 лет с подобной задачей на сохранение не справлялся.
Ребенок был уверен, что в одном из сосудов жидкости больше, так как отсутствует осознание сохранности предметов при его изменении на перцептивном уровне.
Дошкольник мыслит эгоцентрически, опираясь исключительно на личное восприятие. Он сосредоточен на настоящем моменте, фокусирует внимание только на показателях высоты жидкости, не учитывая форму стакана. Пиаже расценивает отсутствие сохранения как индикатор неспособности детского мышления к децентрации и построению логической цепочки.
Ученый подчеркивал, что ребенок начинает избавляться от эгоцентризма с расширением опыта и осознанием того, что его точка зрения является возможной, но не единственной. Это переход к децентрации психолог считал механизмом развития.
Период конкретных операций (7-11 лет)
На этом этапе ребенок не только используется символы, но и применяет их при решении логических задач. К примеру, проявляет способность к классификации предметов. Начинает осознавать сохранение вещества и обратимость операций.
Логические операции являются мыслительным действием, которое характеризуется обратимостью. К примеру, данное понятие применимо к вычитанию и сложению в математике. К обобщению детское мышление еще не готово.
Решив задачу про мальчика и яблоки, ребенок допускает ошибку при исчислении аналогичной задачи про девочку и груши, так как воспринимает условия как различные. Учащийся второго класса уже осознает, почему квадрат является разновидностью четырехугольника, а курица – птицы.
Но для взаимосвязи отношений между частью и целым требуется развитая логика, которая формируется позже.
Дети, достигшие конкретного мышления способны рассуждать о мире, в котором живут. Они в состоянии рассуждать о будущих событиях, строить догадки и проверять свои доводы.
Однако они могут судить только о конкретных объектах и социальных явлениях, которые наблюдают и проверяют. Абстрактное мышление отсутствует. Оно развивается на стадии формальных операций в возрасте 11-12 лет.
Определяющий тест
Дети, достигшие уровня конкретных операций, приходят к осознанию, что различия между схожими предметами можно подвергнуть измерению. В известном опыте Пиаже показывал две кривые линии: одна из них была выложена из 6 спичек, а другая – из 5. Ребенок мог понять, что первая фигура длиннее второй.
Переход от дооперациональной стадии к конкретно-операциональному мышлению происходит не сразу. Эта цель развития достигается путем накапливаемого годами опыта, манипулирования различными предметами и материалами в окружении ребенка, а также познанием их свойств.
Согласно Пиаже, дети приобретают более сложную и тонкую форму мышления в процессе активного исследования физической среды, задавая себе вопросы и в основном находя на них ответы.
Период формальных операций (после 12 лет)
На этом этапе подростку под силу мыслить конкретно и абстрактно.
Он в состоянии рисовать в воображении несуществующие объекты или мыслить по аналогии, осознавать суть метафорических значений, принимать точку зрения другого человека. Операции переходят во внутренний план.
Определяющий тест
Пиаже был проведен знаменитый опыт с маятником. Группе подростков был показан предмет, который висел на нитке. Надо было решить, что влияет на скорость колебания маятника.
Исследованию подвергалось изменение:
- уровня подвеса;
- массы мятника;
- высоты;
- силы, приложенной к маятнику.
Проблема могла быть решенной любым способом. Это гипотетико-дедуктивный пласт мышления, при котором применяется научный способ. При этом варьируется один показатель, остальные остаются неизменными.
Формальная стадия является завершающей. Она предполагает развитие абстрагирования, не зависящего от конкретики.
В поведении испытуемых ученым были отмечены следующие особенности:
- был составлен систематический план (решался вопрос, какова длина нитки и вес груза);
- велись точные и объективные записи полученных результатов;
- приведены логические доводы.
Подростки на интуитивном уровне понимали, что следует изменять один показатель маятника в определенный момент, так как при смене нескольких характеристик одновременно, они не смогут решить, какая из них вызвала изменения в скорости.
Как интеллект связан с речью
Пиаже первым внес предположение о том, что мыслительный процесс не связан с речевой деятельностью. Неумение говорить, по мнению ученого, не является помехой для развития малыша. Основой интеллекта являются не слова, а навык соединения предметов и понятий в логическую цепочку.
Развитие всегда направлено извне вовнутрь и от конкретики к абстракции. Многие воззрения психолога подверглись усовершенствованию, а выводы – неоднократной проверке и коррекции. В настоящее время аналоги проведенных опытов используются при диагностике развития детей.
Следует отметить, что ни одну из вышеперечисленных стадий невозможно опередить или ускорить. Хотя в конце предыдущего этапа перед ребенком можно ставить задачи последующего уровня. К примеру, играть с малышом 2-х лет в «телефон», прикладывая ненастоящий мобильный к уху.
Можно показать детям 5 лет, что крупный предмет может быть небольшого веса и наоборот, писать с ребенком 10 лет сочинение с точки зрения его друга.
Критика основных положений теории
К представлению Пиаже о природе интеллектуальных возможностей и факторах их развития многие ученые отнеслись критически. В своем научном труде исследователь не отрицал социальной роли, но решающим считал биологический фактор.
По мнению психолога, благоприятные условия могут лишь ускорять смену стадий, но не более. В этом вопросе с ученым не соглашались Л. Выготский, М. Коул, Алексей Леонтьев и многие другие. Часто разногласия в ученых кругах вызывало разграничение возрастных периодов и этапов мышления.
Психолог считал, что возрастные рамки определены с точностью, однако их вариативность находится в зависимости от конкретной выборки ребенка. По Пиаже, формальный пласт логики становится доступным уже подросткам.
Но многие эксперименты других исследователей показали, что юноши и девушки зачастую не справляются с поставленными перед ними задачами.
Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М. Коула, Дж. Верча не противоречат научным воззрениям Пиаже в том, что формальная логическая стадия развития считается высшим звеном, однако психологи, в частности Даниил Эльконин, сомневались в том, что после 15 лет интеллект престает претерпевать изменения.
Ведь сложный навык или деятельность требуют постоянного совершенствования, а мышление молодого человека в корне отличается от логики опытного руководителя.
Видео о стадиях развития интеллекта по Пиаже
Теория когнитивного развития Жана Пиаже:
Источник