Стадии голосового развития ребенка

Стадии голосового развития ребенка thumbnail

Появившись на свет, младенец испытывает то, что психологи называют кризисом новорожденности. И в самом деле, в одно мгновение изменяются все привычные условия его обитания: из влажной среды ребенок переходит в среду воздушную; изменению подвергаются система питания, кислородный обмен. Все это не может не вызвать сильного стресса, последствия которого преодолеваются первый месяц жизни. В это время интерес новорожденного к окружающему миру сильно ослаблен. Как же начинают проявляться первые признаки языковой личности? как начинается путь усвоения системы коммуникации?

Человек рождается с несомненными предпосылками к овладению речью: он обладает слухом, он сразу же издает крик при рождении – это его первая неосознанная фонация; он обладает рядом инстинктов и безусловных рефлексов, позволяющих ему реагировать на мир зрительно, осязательно, обонятельно и вкусом. Врожденным, например, является хватательный рефлекс и развивающаяся способность фиксировать взгляд на том или ином предмете. Лицо и все тело ребенка приспособлено для выражения первых (пока еще примитивных) эмоций, сигнализирующих о его состоянии. Позднее появится жест «дотягивания и обладания»,

связанный с объектом, привлекшим его внимание. Этот момент станет фундаментальным в становлении жестикуляции в целом: жест «дотягивания» вместе с мимикой и движением глаз впоследствии будет сокращаться и превращаться в указательный жест, который сохранится на всю жизнь. Безусловный рефлекс ощупывания ближнего предмета со временем превратится в описательный жест, как бы повторяющий контуры представляемого объекта («круглый», «квадратный», «большой» и пр.). Весь первый год своей жизни ребенок старательно преобразует полученные по наследству рефлекторно-двигательные реакции – крик, хватательный рефлекс, поворот головы, направление взгляда и т. п. – в знаковые (протознаковые) средства общения. Превращение рефлекса в знак можно проследить на примере младенческих криков.

Крик – инстинктивная оборонительная реакция ребенка на любой испытываемый им дискомфорт: голод, жажду, боль, мокрые пеленки и т. п. Поначалу крик ни к кому не обращен. Однако довольно скоро на рефлекторном уровне младенец устанавливает связь между собственным криком и последующим устранением возникших неудобств. Крик обретает адресата, он делается прерывистым. Ребенок подаст голос и ждет: услышали ли его призыв. И если в течение паузы ничего не меняется – никто не подходит к кроватке, – крик возобновляется, иногда – с усилением экспрессии. Так крик обретает знаковые функции.

Другая рефлекторная реакция новорожденного – улыбка. Биологический смысл улыбки не прояснен до сих пор. Опрос многих молодых мам показал, что улыбка появляется на лице младенца в первые дни его пребывания на свете. Однако, как и крик, она поначалу не имеет адресата. Первое время улыбка -лишь физиологическое проявление удовольствия. Но уже после трех недель жизни ребенка она приобретает черты психологически обусловленного поведения: она становится своего рода жестом, адресованным взрослому. Впоследствии она войдет в «комплекс оживления» – радостную реакцию на появления в поле зрения младенца любого взрослого – и где-то к трехмесячному возрасту приобретет инструментальную функцию: будет направлена на то, чтобы вызвать ответную реакцию.

Итак, физиологические, генетически наследуемые рефлекторные двигательные проявления становятся первыми протознаками, в совокупности образующими то, что известный специалист

по детской речи Е. И. Исенина называет протоязыком, т. е. первичную дословесную систему коммуникации. Отметим еще раз, что протоязык имеет невербальную паралингвистическую природу. Он состоит из жестов, мимических движений, манипуляций с предметами, неречевых звуков и т. д.

Основой протоязыковой системы являются жесты (их еще называют кинезнаками). Психологи выделяют два типа кинезнаков, ” которые используются младенцами для передачи каких-либо желаний.

1. Знаки, которые изобретались ребенком в процессе общения. Это изобразительные знаки, которые не имеют социально-фиксированной формы (указание, отталкивание и т. п.).

2. Паралингвистические жесты, которые составляют часть речевого поведения, присущего именно данной культуре. Эти знаки появляются несколько позже и могут отличаться у различных народов. Например: у русских согласие обозначает кивок головой, у болгар и турок – отрицание; русские, помогая себе при счете, загибают пальцы, начиная с мизинца, европейцы и американцы – разгибают, начиная с большого пальца; и т. п

Невербальные протознаки составляют основу речевой деятельности ребенка первые два года его жизни. С появлением “нормального» словесного языка они не исчезают вовсе, а уходят вглубь языкового сознания становящейся личности. Уйдя внутрь, протоязык образует базис для формирования особого языка интеллекта, который, как мы уже говорили, Н. И. Жинкин называл универсально-предметным кодом. Позже эта система будет совершенствоваться вместе с языком, влияя на процесс порождения

Параллельно с формированием и функционированием протоязыка происходит голосовое развитие ребенка, которое на первых порах осуществляется в рамках наследственной программы.

Стадии голосового развития ребенка.

Стадия крика длится первые два месяца жизни человека. С физиологической точки зрения, крик младенца представляет собой оборонительную реакцию на любой физический дискомфорт. Его невозможно разбить на отдельные составляющие компоненты, выделить в нем те или иные звуки. При этом вокализации новорожденного бесконечно вариативны: ни один ребенок не кричит одинаково дважды и нет двух детей, которые кричат похоже. Голосовые связки не принимают участия в порождении

крика: производство звука здесь связано с работой дыхательного аппарата, в первую очередь – диафрагмы. При работе диафрагмы голосовая щель или широко открыта, или спазматически сжата. Это создает предпосылки для появления звуков, подобных гласным или согласным. Однако анализ этих звуков показывает, что они не имеют ничего общего ни с гласными ни с согласными звуками. Они так же бесструктурны, как и звуковые сигналы животных.

Читайте также:  Если ребенок в 3 года не говорит это норма развития это

Стадия крика имеет важное значение для координации дыхательного и голосового аппаратов; она готовит почву для последующего развития интонации голоса, для активизации артикуляторного аппарата.

Стадия гуления и гукания (2-3 мес. -4-5 мес). Как и крик, гуление и гукание суть реализация наследственной программы голосового развития: они не предполагают «обратной связи» и характерны даже для глухонемых от рождения детей. Внешне гуление представляет собой фонацию дослогового типа, монотонную вокализацию, напоминающую воркование голубя. Гукание – это короткие звуковые реакции, представляющие собой звукокомплексы типа: агу, убу; эгн, экх, эбм и т. п. И гуление и гукание развиваются на базе генетических предпосылок, которые связаны с рефлексами дыхания, сосания, глотания.

Основная функция гуления (гуканья) – выражение положительных эмоций. Гулит и гукает ребенок тогда, когда он испытывает комфортное состояние. В речевом развитии ребенка гуление (и гуканье) выполняют роль тренировки (разминки) речевого аппарата, Необходимого для последующей речевой деятельности.

Параллельно с гулением и гуканьем в этот период голосового развития продолжает функционировать крик, который трансформируется в плач и вскрики. Плач становится средством выражения отрицательных эмоций. Вскрики реализуются в ситуациях неожиданных отрицательных контактов с внешним миром: испуг, неожиданная боль и т. п.

Стадия лепета (4-5 – 19-20 мес.) Лепет представляет собой слоговые фонации, где чаще всего производятся удвоенные слоги типа «да-да», «ма-ма», «ба-ба» и пр.). На ранней стадии лепетного развития ребенок произносит звуки, которые есть в самых разных языках, и даже звуки, которые не свойственны человеческой речи: щелканье, бульканье, фырчание, птичий щебет и т. п.

Голосовая эволюция в лепетный период подчинена действию имитационного рефлекса. В этом ее принципиальное отличие от гуления: теперь уже, помимо «разминки» мускулатуры речевого аппарата, начинает работать и слуховой анализатор. Важнейшая роль здесь принадлежит механизму, называемому эхолалией -бессознательному подражанию звукам слышимой ребенком речи. При этом сначала ребенок в своих вокализациях «подражает» самому себе. Такое явление носит название аутоэхолалии. Механизм ауто- и эхолалии реализуется на слоговом уровне: младенец повторяет не звуки и не слова, а слоговые образования. На его основе в вокализациях ребенка появляются всем известные слова: папа, мама, няня, дядя, тетя и т. п. Сам ребенок в эти псевдослова не вкладывает никакого смысла. Взрослые позаимствовали эти звуковые оболочки для обозначения близких для малыша родственников. Подобные лексемы есть в разных языках, но могут отличаться по значению. Так, в грузинском языке дада – отец, нана – мать и т. п.

«Работа» механизма эхолалии протекает в согласии с общим имитативным рефлексом: посторонние, чуждые для данной речевой среды звуки «отсекаются», собственные же вокализации “подгоняются» под слышимую речь. К шести-семимесячному возрасту в лепете младенцев уже хорошо представлены фонетические особенности языка, на котором говорят окружающие ребенка взрослые. Об этом свидетельствуют опыты американские ученых, записавших на магнитофон лепет детей: американцев и китайцев. Запись предлагалась для прослушивания американским и китайским студентам, которые безошибочно узнали вокализации своих соплеменников.

В развитии лепета слуховой и речедвигательный анализаторы работают во взаимосвязи. Важнейшую роль приобретает слух, который позволяет ребенку воспринимать звучащую речь окружающих и сличать (на бессознательном уровне) с ней собственное звукопроизношение. Очень важно, чтобы родители обращали внимание на состояние органов не только речи, но и слуха именно в этот период жизни их ребенка. Недостатки слуха (например, серные пробки в ушах) могут стать причиной необратимых или трудно устранимых дефектов речевого развития.

Источник

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.

  • Крики – возникают с рождения
  • Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. 
  • На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. 
  • Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев 
  • Слова – переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев 
  • Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей. 

Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.

  • 1год -5-9 слов 
  • 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов) 
  • 2 года от 50 до 200 слов 
  • 3 года от 800 до 1000 слов 
  • 3,5 года – 1100 
  • 4 года 1600 – 1900 
  • 5 лет 1900 – 2200 

Развитие фразовой речи у детей

  • Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) – начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет 
  • Появление и развитие предложений – с 2 лет
  • К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы. 
  • Использует единственное и множественное число 
  • К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы. 
  • Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. 
  • Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций. 

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста 

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения

Читайте также:  Зоны развития ребенка в детском саду

Особенности развития речи у детей

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков: 

  • раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот; 
  • среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’; 
  • позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц. 

Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов. 

После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. 

Звукопроизношение  Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби – бах – все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.    Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака 

Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам 

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков. 

Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.  Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации. 

О диагнозе ЗРР – задержка речевого развития у ребенка

Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.  

По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически. 

По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.  Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.

Частые вопросы о развитии детей в этой теме.

Источник

Родившийся ребенок не является безмолвным существом. Дети от рождения вполне организованы и активны: участвуя в процессе своего развития, стремясь к взаимодействию с матерью, они ищут социальную стимуляцию. Для них характерно наличие врожденной способности к социальному взаимодействию. В раннем доречевом периоде развития дети издают звуки, которые являются врожденными. Они одинаковы для детей всех народов с различными языками и культурами. В наблюдениях за этим периодом исследователи обращают внимание на сходство физических характеристик акустических сигналов новорожденных разных национальностей и на общие закономерности в смене стадий в развитии вокализаций для разных языков. Таким образом, просматриваются врожденный механизм этих явлений и раннее специфическое влияние языковой среды.

На этой стадии наиболее важным является наличие крика. Первый крик новорожденного имеет основную частоту 425—440 Гц. Это равно тону «ля» первой октавы, что представляет собой основной тон строя инструментов оркестра. Крик более высокой тональности до 750 Гц может свидетельствовать о возможных нарушениях. Как пишет Г.М. Лямина, «хотя крик и является голосовым проявлением, нельзя считать его подготовительным этапом развития речи. Становление речи, совершенствование предречевых реакций предполагает наличие слухового сосредоточения. Без этого не формируется речевое подражание, связь между предметом и обозначающим его словом, не может совершенствоваться произношение звуков речи» (Лямина Г.М., 1974, с. 21). С физиологической точки зрения крик — это инстинктивная оборонительная реакция ребенка на любой испытываемый им дискомфорт (боль, холод, голод, жажда и т.д.). Он наблюдается у детей в первые 2 месяца жизни. Крик новорожденного невозможно разделить на отдельные составляющие компоненты или выделить в нем те или иные звуки, поскольку в порождении крика голосовые связки участия не принимают. Издаваемые ребенком вокализации бесконечно вариативны, но при этом ни один ребенок не кричит дважды одинаково, и нет двух детей, которые кричали бы похоже. Это покрикивание остается типичным для малыша и в будущем.

Читайте также:  Общая оценка уровня развития и поведения ребенка

Как указывает О.Г. Приходько, «крик в норме громкий, чистый, среднего или низкого тона с коротким выдохом и удлиненным вдохом (уа-а-а), длительностью не менее 1—2 секунд, без интонационной выразительности. Временами ребенок издает отдельные, гортанные звуки, средние между а и э» (Приходько О.Г., 2003, с. 20—21). Дети издают гласноподобные звуки а, э, о, и с частотой основного тона 440 Гц, при радостном возбуждении 700—800 Гц, а при некоторых визгах до 1200 Гц. У детей гласные звуки характеризуются другими соотношениями значений первых двух формант, чем у взрослых. В преобразованном крике, который появляется на третьем месяце жизни, уже слышна просьба, слышно ожидание ответа. Отличие такого крика от врожденного, который у всех детей одинаков, состоит в том, что он длится меньше и в нем есть паузы. В то же самое время малыши реагируют на крик или плач. Если кто-то начинает кричать или плакать, то остальные дети (чужие или близнецы) его поддерживают. При прослушивании своего плача ребенок успокаивается и начинает внимательно прислушиваться. Это свидетельствует о том, что он отличает свой сигнал от других, а также о том, что уже в начале жизни у ребенка появляется способность реагировать на некоторые сложные звуковые сигналы.

Ребенок достаточно рано прибегает к вокализациям для привлечения внимания взрослых. Требовательный крик не связан с состоянием организма, он является специфическим сигналом и, вероятно, его можно считать одной из первых форм направленной коммуникации.

На третьем месяце крик может сочетаться с соответствующей мимикой и движениями рук и ног, а по характеру крика можно определить причину, вызвавшую его. В этот период появляются «первый смех, радостные повизгивания». Частота крика постепенно снижается, переходя в «начальное гуление (гуканье)» (Приходько О.Г., 2003, с. 33)

Стадия крика имеет чрезвычайно важное значение как для до- речевого, так и для последующего речевого развития, поскольку на этой стадии происходит координация в деятельности дыхательного и голосового аппаратов, идет подготовка к овладению интонационной стороной речи, развитие артикуляторного аппарата. Не менее успешно для привлечения внимания и стремления быть услышанным дети в раннем возрасте используют плач. О сроках появления «социальной» формы плача нет единого мнения у исследователей, которые называют разные сроки появления этой реакции у младенцев: 4—5 недель или второе полугодие.

Плач — это всегда реакция на отрицательное состояние голода, холода, жажды, боли или какого-то еще испытываемого ребенком дискомфорта. На первом месяце жизни некоторые дети в среднем плачут около 117 минут в сутки, а другие могут плакать около 4 часов. В плаче трудно выделить какие-то определенные звуки, соответствующие звукам взрослой речи. Исследователи находят приблизительное сходство. По мере взросления характер плача меняется, что обусловлено двумя факторами: изменениями в функционировании дыхательной, слуховой, артикуляторной систем и усложнение поведения самого ребенка. «Взрослый» плач и смех появляются одновременно, но у разных детей в разные сроки — от 17 дней до 3 месяцев.

По акустическим характеристикам специалисты выделяют несколько типов плача: простой, гортанный, скрипучий писк (так называемый «йодль» — прием, используемый при исполнении тирольских песен), мелодичный скулящий и напоминающий мурлыканье. Для каждого типа плача характерна особая регуляция дыхания. Например, для детей до двух лет характерным является «плач на вдохе». Особенно выражен такой тип плача в младенческом возрасте.

Л.И. Вансовская, ссылаясь на исследования западногерманских ученых, которые изучали виды доязыковой связи новорожденного с внешним миром, описала 5 видов этой связи:

  • 1- й вид — легкое покряхтывание, которое означает «выход на связь»;
  • 2- й вид — покряхтывание, которое означает неудовольствие и дискомфорт;
  • 3- й вид — проявляется во время сна, когда ребенок сыт и ему хорошо, каждые 15—20 секунд он об этом сообщает;
  • 4- й вид — появляется во время кормления, если ребенка все устраивает, т.е. молоко поступает хорошо, положение удобное и ничего не надо менять;
  • 5- й вид — гармоничный, который появляется, когда ребенок находится на руках у матери (Вансовская Л.И, 1975). Такое поведение ребенка обусловлено тем, что его способности и возможности связаны с особой настроенностью на общение со взрослыми и, прежде всего, с матерью, а также для развития ЦНС, головного мозга.

Источник