Средство развития ребенка раннего возраста

Игра как средство развития детей раннего возраста.

      Воспитание и развитие ребенка происходит в процессе его активной деятельности.  В работе с детьми раннего возраста игра  занимает ведущее место и, от того, как будет организовано игровое пространство, зависит представление детей об окружающем мире.

        Формированию у ребенка представлений о предметах и явлениях способствуют различные  дидактические игры, содержащие в себе предметные  красочные картинки, которые привлекают малыша. Картинки должны быть доступны пониманию детей раннего возраста, которые  расширят кругозор, обогатят словарный запас и активизируют речь.  Для осуществления этой задачи и должно быть организовано игровое пространство.

С детьми данного возраста проводятся дидактические игры с использованием картинного лото, лото на распознавание цвета, формы и величины предмета. Взрослый  фиксирует внимание детей на разнообразных явлениях и свойствах предметов, помогает установить связь между  увиденным ранее и наблюдаемым в данный момент.   Участие детей в играх активизирует умственный процесс,  частое рассматривание картинок создает и укрепляет логические связи, а это важно для  формирования у детей новых понятий и представлений об окружающем мире.   Картинки служат иллюстрацией к рассказу взрослого.  Дети полнее воспринимают услышанное, однако, нужно помнить, что ребенок в раннем возрасте не всегда может соотнести слова с предметами, только при помощи взрослого ребенок учиться называть и показывать то, что увидел на картинке.  Картинка закрепляет и уточняет представления.

      При проведении дидактических игр с картинками и иллюстрациями дети учатся внимательно рассматривать, наблюдать, сосредотачивать  внимание на конкретных объектах, при этом развивается память, обогащается словарный запас.   По мере овладения речью, слово для ребенка становится  также, средством приобретения новых знаний.

       Во время игры, детям следует показывать картинки и с незнакомыми предметами, чтобы расширять кругозор и словарный запас.

       Дидактические игры с использованием игрушек дают большие возможности для речевого общения и направлены на обогащение новыми представлениями и знаниями, и на закрепление уже полученных знаний. Например:  воспитатель говорит детям: «Кукла Маша идет на прогулку. Нужно тепло одеться, на улице холодно. Что же мы на Машу наденем?» Дети называют предметы одежды. Взрослый обращает внимание детей на время года и поправляет неправильный ответ. Так, в  результате игры закрепляются представления детей о предметах и их назначении.  Для таких игр необходимо иметь материал на все лексические темы.

     В работе с детьми раннего возраста большое место занимает  настольно-печатная игра, основным принципом которой является сопоставление и сравнение. Преимущество настольно-печатного материала в том,  что он обладает большой наглядностью, а это позволяет знакомить ребенка с различными явлениями окружающей жизни.  Перед тем, как начать игру, нужно дать возможность ребенку рассмотреть картинки, сопоставить их с образцом. Такое самостоятельное рассматривание, сравнение удовлетворяет потребность ребенка в деятельности, помогает ориентироваться в материале.

      Настольная игра способствует созданию положительных взаимоотношений между играющими.   Дети в этом возрасте нуждаются во взрослом помощнике, который с самого начала, подключается к игре, направляет и руководит.

     Чтобы  формировать понятия о форме, цвете и  величине предметов не нужно ограничиваться только настольными играми. В процессе формирования понятий,  нужно обращать внимание детей на все, что может служить источником новых представлений.

Источник

Ирина Волкова
Развивающая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС до

Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации развивающих игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Ранний возраст – это неповторимый и очень важный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущего полноценного развития личности. Кроме того, это возраст наиболее благоприятен для речевого и сенсорного развития. Поэтому если происходят по каким-либо причинам потери в развитии ребенка в это время, то их уже ничем не восполнить.

Мы все прекрасно понимаем, что только грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период раннего возраста, а также творческий подход к развитию ребенка, использование в практической деятельности наряду с традиционными приемами, инновационные технологии позволяет нам адекватно, рационально и в полной мере использовать ресурсы развития ребенка и в тоже время обеспечить благополучное и полноценное развитие.

Значительную роль в сенсорном воспитании детей мы отводим развивающим играм. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Вы думаете, что вы просто предлагаете ребенку игру или играете вместе с ним с игрушкой? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Так как игрушки и игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества.

Наша задача заключается в использовании в работе методических материалов и учебных пособий, которые мы приобретаем или изготавливаем для детей, а еще и в том какими глазами ребенок на них смотрит.

Мы с вами находимся в эпоху реализации ФГОС ДО,в котором прописаны основные требования к реализации образовательной деятельности: к основной образовательной программе; к результатам освоения образовательной программы и к условиям ее реализации.

Вопрос: Уважаемые коллеги, какие на ваш взгляд педагогические условия мы должны создать для организации развивающей игры?

Безусловно,это:

1. Играющий педагог (эмоциональная выразительность, артистизм, способность расположить к себе и передать интерес к деятельности)

2. Время на игру в режиме дня

3. Организация активной развивающей игровой среды (динамичность, вариативность, доступность и др.)

4. Обогащение жизненного опыта яркими впечатлениями (чтобы любая совместная деятельность ребенка с взрослым стала самостоятельной; ребенок сам является творцом «своего мира»)

5. Взаимодействие с родителями (формирование адекватной родительской позиции)

В рамках стандарта сенсорное развитиеуспешно прослеживается в образовательных областях:

Читайте также:  Документы на открытие центра развития ребенка

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря. Рассматривание и обсуждение картин. Картина ценный материал для развития детской речи. Посредствами картины обогащается словарь ребенка. (Также дерево на фланеграфе – листочки – зеленые, желтые, красные)

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия, это рисование разными цветами красок.

5. Физическое развитие – это например использование разноцветных кеглей (изучение спектра цветов – обойди красную кеглю и т. д.)

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных игровых технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.

Наиболее эффективными на наш взгляд являются пособия: такие как блоки Дьенеша; классические наборы блоков Фребеля; рамки-вкладыши М. Монтессори; игры Никитиных «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат» и др.

Фридрих Фребель – автор головоломки – так называемые «блоки Фребеля». Это деревянный конструктор для раннего развития знакомит малыша со свойствами геометрических тел, учит пространственному воображению, умению соединить части в целое и всё это в игровой форме.

Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги.

Педагогическая деятельность Ф. Фребеля заложила основы сенсорного воспитания, которые получили свое дальнейшее развитие в трудах Марии Монтессори.

Как говорила Мария Монтессори: игра – это работа ребенка. Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно дошкольников. Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга и оказывают влияние на структуру связей между нейронами.

Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению.

Согласно Монтессори, основные условия развивающей игры это:

Добровольная игра, приятная ребенка, спонтанная для ребенка и с имеющая определенную цель для взрослого.

Монтессори, при помощи многочисленных научных наблюдений, создала специальную обучающую среду, организованную таким образом, чтобы ребенок мог работать с развивающими материалами, созданными специально для его возраста и потребностей.

Блоки Золтона Дьенеша – универсальная развивающая игра.

Что такое логические блоки? И зачем они нужны?

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал “Логические блоки”, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра.

Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет,игры с логическими блоками позволяют:

– Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Развивать пространственные представления.

Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

– Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

– Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Развивать речь.

– Успешно овладеть основами математики и информатики.

Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не назидал, а играл! Прежде чем приступить к играм и упражнениям, ребенку необходимо дать время для самостоятельного использования их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят.

В ходе таких игр блоками малыш усвоит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину.

Методики Никитиных – эффективная система развивающих игр для детей создана известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье.

Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, заложенные в ребенке от природы. Никитины называют свои игры «ступеньками творчества».

По методике игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с взрослым. Эти игры обладают большим потенциалом, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы.

Каждая игра, предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать.

«Давайте поиграем Нет в мире человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл даже тогда, когда не знал, что это игра.

На сегодняшний день игра доказывает свою значимость как ценностный вид деятельности.

Для чего играют люди? Для того, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений; для того, чтобы приобрести умения и навыки; для того, чтобы подготовиться к выполнению своих профессиональных обязанностей; для того, чтобы дать себе отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни.

Играйте в игры!

Используемая литература:

1. Е. Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

2. Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка». – М., «Просвещение», 2009.

3. Н. Н. Подъяков, В. А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» – М., «Просвещение», 1981.

4. Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» – М., «Просвещение», 1983.

Источник

Дидактические игры как средство развития детей раннего возраста

Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением – малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, обучения со взрослыми и сверстниками. Игра путь детей к познаниям окружающего мира. Благодаря игре в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Читайте также:  Смешанное специфическое развитие ребенка

По выражению С. Л. Рубинштейна «в игре как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни и дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: беседами, чтением и др.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного и эстетического воспитания.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса; удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Иры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный педагог и врач Е. А. Аркин назвал подвижные игры «психическим витамином».

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, людям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети выступают в общении со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

В играх происходит важнейший и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами. Не редко игра служит для сообщения новых знаний, для расширения их кругозора. Игры также имеют и другое значение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. От богатства замысла, степени увлеченности игрой зависит сила эмоций ребенка и, в большей мере, способность к умственному и волевому усилиям. Через игру ребенок может решать более трудную задачу. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В играх открывается широкий простор дел выдумки экспериментирования. В них требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра – важнейшее средство эстетического воспитания, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественно вкуса.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы. В ней отражаются и развиваются знания и умения, закрепляются правила поведения.

Классификация игр

Обобщая все выше изложенное, виды игр можно представить в виде

следующей схемы:

  • с предметами
  • с сюжетом
  • с ролью
  • музыкальные
  • предметные
  • настольно-печатные
  • словесные
  • игры-упражнения
  • пальчиковые
  • имитационного характерара

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.

Музыкальные игры это по своему характеру игры забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребности малышей в движении и в образном, поэтическом слове. Сочетание движений с песней помогает ребенку понять содержание игры, что в свою очередь, облегчает выполнение действий. Движение хороводных игр пластичны, выразительны, подчинены режиму текста и мелодии. Они будят воображение ребенка, развивают музыкальные способности и художественный вкус.

Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогикой (в том числе и народные) в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно – образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи. Однако для детей эта задача не выступает открыто, а реализуется косвенным образом, через задачу игровую, игровые действия и правила.

Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности обеспечивает выполнение задачи. Но дидактические игры нельзя рассматривать лишь как средство интеллектуального развития ребенка. Игровая форма активно применяется в трудовом, эстетическом и эмоционально нравственном воспитании.

По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют на следующие группы:

Дидактические игры

Игры упражнения

Эти игры направлены на тренировку малыша в произношении уже известных ему звуков и готовят к освоению новых. Для этого чаще всего используют звукоподражание.

Во время знакомства ребенка со звуком или звукосочетанием идет связывание их с определенным образом, знакомым ребенку («мяу – мяу» – кричит кошечка, «га – га – га» – гуси, «тик – так» – идут часы, «у – у – у» – гудит самолет).

Такие упражнения не утомляют ребенка, потому что он заинтересован самой игрой.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры способствуют развитию речевой активности, мелкой моторики, а также помогают установить контакт с каждым ребенком.

Игры имитационного характера

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшить и ускорить запоминание стихотворного текста. При этом в работу включается не только слуховой, но и зрительный, и двигательный анализаторы.

Читайте также:  Консультации с родителями роль движения в развитии ребенка

Творческие игры

Правила в них существуют не явно. Носят преимущественно коллективный характер. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты. Основные компоненты этих игр – тема, содержание, воображаемая ситуация.

Строительно-конструктивные игры

Для строительно-конструктивных игр используется следующий материал:

  • крупный строительный материал, состоящий из разнообразных форм: куб, параллелепипед, цилиндр и др. Он используется для построек на полу;
  • настольный строительный материал примерно таких же форм, но меньшего размера, предназначен для игр на столе;
  • конструкторы, представляющие собой усложненный строительный материал (типа «Лего»).

Руководя этими играми, воспитатель помогает малышам отбирать строительный материал, выполнять определенные действия.

Участвуя в сооружении постройки совместно с детьми, он сопровождает свои действия рассказом. Наблюдая самостоятельную игру детей необходимо спрашивать, что они строят, отличать сходства с тем предметом, которые дети изображают. При необходимости подсказать, чего не хватает в постройке, например: «Где крыша у домика? Дождик пойдет и все замочит» и т. д. Играя со строительным материалом, ребенок закрепляет и совершенствует свои умения. Помимо этого детей третьего года жизни подводят к сюжетной постройке, они учатся строить. Эти игры используются также для ознакомления ребенка с формой предмета, развития пространственных соотношений.

Сюжетно-ролевые игры

В группах раннего возраста появляются только элементы сюжетно- ролевой игры. Для того чтобы она была разнообразной по своему содержанию, в группе имеются игрушки, различные атрибуты, которые помогают ребенку отразить свои впечатления: шкаф для одежды кукол, где также располагаются сумочки и предметы для ряжения: плита, диванчик, на котором располагаются куклы и другие сюжетные игрушки; столик, кроватки и колыбелька; шкаф для посуды, в котором имеются муляжи овощей, фруктов и т. д. Этот материал пополняется в зависимости от обогащения детей впечатлениями, новыми знаниями.

С развитием у ребенка способности подрожать, понимать речь и говорить, с накоплением личного опыта, а так же в результате овладения в процессе обучения различными действиями уже и сами предметы и действия окружающих детей и взрослых начинает оказывать постепенно возрастающее влияние на содержание и характер его действия, на все его поведение. Видя среди игрушек подходящие предметы, малыш будет и без непосредственных указаний взрослого «варить суп кукле», «угощать ее чаем», «гладить для нее белье» и т. д.

Но и во время самостоятельной игры детей необходимо руководить ею. Осторожно не подавляя инициативы ребенка иногда дается иное направление, его игре, усложняется, своим участием повышаем интерес к ней или учим ребенка более сложному использованию игрушки, показывается или подсказывается как еще можно играть.

Игры-драматизации

Игры-драматизации представляют собой исполнение детьми какого- либо сюжета, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит лишь конвой, в пределах которого развивается импровизация.

Так же как и сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, в группе раннего возраста только начинают формироваться. Такие игры могут использоваться при рассказывании знакомых детям сказок, при этом разыгрываются отдельные эпизоды; при рассказывании потешек или небольших стихотворений. Для этого в группе имеются следующие атрибуты: кукольный театр (настольный, пальчиковый), различные шапочки.

В центре внимания находится ребенок.

Задача игры – вызвать положительные эмоции у ребенка, которые способствуют его развитию.

Игры делятся на следующие группы:

  • игры, направленные на развитие психических процессов т. к. в раннем возрасте происходит много качественных изменений в психическом развитии ребенка;
  • с правилами, которые в свою очередь делятся на подвижные и дидактические: как руки являются нашими помощниками, так данные игры являются помощниками в воспитании и развитии детей раннего возраста;
  • творческие, которые в свою очередь представлены:

– строительно-конструкторскими

– сюжетно-ролевыми

– играми-драматизации

Эти игры только формируются, они могут развиться и стать частью педагогического процесса при правильном руководстве, а могут и не развиться на должный уровень. Поэтому они представлены в виде головного убора, который можно снять. Кроме того, шляпа – атрибут ряжения, что непосредственно связанно с творчеством.

Место различных игр в режимном процессе

Для того, чтобы игра могла принести наибольший результат в воспитании и развитии детей раннего возраста необходим правильный подбор различных игр в режимном процессе.

Материал: Лепестки (цветка) с изображением цветов, животных, вещей, насекомых.

Ход игры:

Ребенок выбирает себе круглую карточку – серединку будущего цветка. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию.

Список литературы:

  1. «Воспитание детей в игре»: Пособие для воспитателя детского сада/ Д.В. Менджерицкая, О.К.Зинченко, Л.П. Бочкарева и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2009. – 190 c.
  2. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях»: Книга для воспитателей детского сада/ К. Л. Печера, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева.- М.: Просвещение.- 2010.-210с.
  3. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Канонова.-М.: Просвещение, 2010. – 144 с.
  4. «Игры и занятия для малышей»: Пособие для работников яслей, домов ребенка и для родителей/ А.Ануфриева О.Митюкова.- Горьковское книжное издательство, 2009. – 248 с.
  5. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»: М.: Просвещение, 2011.-160с.
  6. «Нужно ли учить детей играть»: / В. Миленко // Ж. «Дошкольное воспитание». – 2009. – N 4. – 119-123 с.
  7. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»: Книга для воспитателя детского сада/ З. Н. Босуславская, Е. О.Смирнова. — М.: Просвещение, 2001. — 207 с.

Источник