Средства социального развития ребенка в младшем дошкольном возрасте

Средства социального развития ребенка в младшем дошкольном возрасте thumbnail

Социальное развитие дошкольников:

этапы, факторы, средства.

Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни. Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту. Все эти факторы являются залогом успешной учёбы в будущем. Далее о том, на что необходимо обращать внимание при социальном развитии дошкольника.

Содержание

1 Что такое социальное развитие?

2 В видеосюжете педагог делится опытом социализации дошкольников 3 Этапы социального развития ребёнка

4 Социальные факторы

5 Социальное воспитание и его средства

6 Социальное развитие в детском саду

7 Развитие социальных навыков

8 Социальная адаптация детей

9 Социальная дезадаптация

10 Выводы

Что такое социальное развитие?

Что же означает термин «социальное развитие» (или «социализация»)? Это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у малыша происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью общения со сверстниками и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, — не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда — прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом. Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.

«А знаете ли вы, что главный (и первый) источник коммуникативного опыта малыша — его семья, которая является «проводником» в мир знаний, ценностей, традиций и опыта современного общества. Именно от родителей можно узнать правила общения со сверстниками, научиться свободно общаться. Позитивный социально-психологический климат в семье, тёплая домашняя атмосфера любви, доверия и взаимопонимания поможет малышу приспособиться к жизни и чувствовать себя уверенно».

Этапы социального развития ребёнка

1.Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.

2.От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.

3.Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.

4.От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.

5.От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Социальные факторы

Что влияет на социализацию малыша?

семья

детский сад

окружение ребёнка

детские учреждения (детский сад, развивающий центр, кружки, секции, студии)

деятельность ребёнка

телевидение, детская пресса

литература, музыка

природа

Всё это составляет социальную среду ребёнка. Воспитывая малыша, не забывайте о гармоничном сочетании разнообразных путей, средств и методов.

Социальное воспитание и его средства

Социальное воспитание дошкольников — важнейшая сторона развития ребёнка, ведь дошкольный возраст — самый лучший период развития малыша, развития его коммуникативных и моральных качеств. В этом возрасте происходит наращивание объёмов общения со сверстниками и взрослыми, усложнение видов деятельности, организация совместной деятельности со сверстниками. Социальное воспитание трактуется как создание педагогических условий с целью позитивного развития личности человека, его духовно-ценностной ориентации.

Перечислим основные средства социального воспитания дошкольников:

Игра.

Общение с детьми.

Беседа.

Обсуждение поступков ребёнка.

Упражнения для развития кругозора.

Чтение.

Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания — это сюжетно-ролевая игра. Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д.

«Интересно, что имитируя разные роли, ребёнок учится выполнять действия, согласовывая их с нравственными нормами, господствующими в социуме. Так малыш бессознательно готовит себя к жизни в мире взрослых».

Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.

«Совет. Чаще проводите для ребёнка упражнения и занятия, развивающие кругозор малыша. Знакомьте его с шедеврами детской литературы и классической музыки. Изучайте красочные энциклопедии и детские справочные издания. Не забывайте беседовать с ребёнком: малыши тоже нуждаются в разъяснении своих поступков и советах родителей и педагогов».

Социальное развитие в детском саду

Каким образом детский сад влияет на успешную социализацию ребёнка?

В детском саду:

создана специальная социально-формирующая среда;

организовано общение с детьми и взрослыми

организованы игровая, трудовая и познавательная деятельность;

реализуется гражданско-патриотическая направленность

организовано взаимодействие с семьёй

внедрены принципы социального партнерства.

Наличие этих аспектов предопределяет положительное влияние на социализацию ребёнка.

Есть мнение, что ходить в детский сад вовсе не обязательно. Однако помимо общеразвивающих занятий и подготовки к школе, ребёнок, которых ходит в детский сад, ещё и социально развивается.

В детском саду для этого созданы все условия:

зонирование

игровое и учебное оборудование

игры

дидактические и учебные пособия

наличие детского коллектива

общение с взрослыми.

Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик. Ребёнку, не посещающему детский сад, не просто будет организовать сочетание всех вышеперечисленных развивающих факторов.

Развитие социальных навыков

Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:

Покажите ребёнку социальные навыки. В случае с младенцами: улыбнитесь малышу – он ответит вам те же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.

Разговаривайте с младенцем. На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем и вскоре научите его говорить.

Учите ребёнка быть внимательным. Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других людей тоже есть свои потребности, желания, заботы.

Воспитывая, будьте ласковы. В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.

Научите ребёнка уважению. Поясните, что предметы имеют свою ценность и к ним необходимо относиться бережно. Особенно, если это чужие вещи.

Научите делиться игрушками. Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.

Создайте круг общения для малыша. Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.

Хвалите за хорошее поведение. Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он закрепит понимание того, как лучше себя вести, и приобретён нужные социальные навыки.

Беседуйте с ребёнком. Учите дошкольников общаться, делиться переживаниями, анализировать поступки.

Поощряйте взаимопомощь, внимание к детям. Обсуждайте чаще ситуации из жизни ребёнка: так он научится азам нравственности.

Социальная адаптация детей

Социальная адаптация – обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника. Происходит она в трёх сферах: деятельность сознание общение. Сфера деятельности подразумевает собой разнообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в различных формах. Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, углублением качества его содержания, владение общепринятыми нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и в социума. Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа собственного «Я» как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки. При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения), проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях: социализация индивидуализация. В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, направленный на удачное вхождение ребёнка в социум. Это и есть социальная адаптация. Социальная дезадаптация. Если при вхождении ребёнка в определённую группу сверстников не происходит конфликта общепринятых стандартов и индивидуальных качеств ребёнка, то считается, что он адаптировался к среде. Если такая гармония нарушается, то у ребёнка может проявиться неуверенность в себе, замкнутость, подавленное настроение, нежелание общаться и даже аутизм. Отверженные некой социальной группой дети бывают агрессивными, неконтактными, неадекватно оценивающими себя. Бывает так, что социализация ребёнка осложняется либо замедляется по причинам физического или психического характера, а также в результате негативного влияния среды, в которой он растёт. Результатом таких случаев становится появление асоциальных детей, когда ребенок не вписывается в социальные отношения. Такие дети нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от степени сложности) для правильной организации процесса их адаптации в общество. Выводы Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.

Есиналимова Майра Айтбаевна

Источник

Особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста в логике ФГОС ДО

   Процесс социализации является одним из ключевых направлений работы дошкольного образовательного учреждения. Начиная с младшего возраста воспитанников, педагоги стараются решить задачи социально-личностного развития детей при помощи различных методов и технологий, особенно важным вопрос социализации становится в старшем дошкольном возрасте перед выходом ребенка в школьную жизнь. Начальный социальный опыт общения с другими становится основой для развития личности ребенка, определяет особенности поведения человека в будущем, умения принимать и понимать других людей, степень его открытости миру.

   Дошкольный возраст – это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, с окружающими взрослыми людьми и сверстниками. В этот период ребенок активно накапливает свой первый опыт самостоятельных, социально-ориентированных поступков, делает первые шаги в освоении принятых в обществе этических норм и правил. Социальное развитие рассматривается многими исследователями как центральное направление образовательного процесса в дошкольном учреждении. В результате правильно выстроенного педагогического процесса, направленного на социально-личностное развитие детей, у дошкольников формируется начальная социально-коммуникативная компетентность, проявляющаяся в готовности детей решать задачи сотрудничества, проявлять эмпатию, взаимопонимание и доброжелательное отношение ко взрослым и сверстникам. Такой результат можно достичь только при четко спланированной педагогической работе, начиная с младшего дошкольного возраста, при соблюдении необходимых условий организации педагогического процесса.

   Понятие «социализация» можно определить как овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоения общепринятых норм. Благодаря высокой восприимчивости детей дошкольного возраста к усвоению социальных норм и правил поведения, которая основана на подражании значимым взрослым, а также быстрому усвоению нового материала из-за пластичности нервной системы,  в дошкольном возрасте создаются благоприятные возможности для успешного социально-нравственного воспитания и развития личности ребенка.

Личность ребенка развивается, меняется под влиянием других людей, которые его окружают, приспосабливается к выполнению обязанностей в социуме, отвечает за свои поступки, за свое поведение. Данный процесс носит название “социализация”. Главная задача социализации – передача обществом культуры, социально-исторического опыта, ценностных ориентаций, усвоение правил и норм поведения.

   По определению И.С.Кона, социализация – это  «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества», с точки зрения А. В. Мудрика социализация — это «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром». Неотъемлемым показателем социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является проявление социальной активности ребенка, без которой невозможно появление новых личностных преобразований. Социальная активность рассматривается как готовность личности к социальным действиям в сфере социальных отношений (М.И. Рожков), как нравственное и творческое выполнение личностью социальных функций (Т.С. Лапина). Именно активное, творческое начало в освоении общепринятых норм и правил, в отношении со взрослыми людьми и сверстниками является важнейшим условием эффективного процесса социализации детей дошкольного возраста.

     В ФГОС ДО вводится понятие «позитивной социализации» дошкольников, для которой приоритетным становится эмоциональный комфорт воспитанников в процессе обучения в дошкольной образовательной организации, развитие социальных навыков у детей, а также коммуникативной компетентности, которая выражается в наличии трех компонентов: коммуникативные знания, умения, способности.

   Основное внимание педагоги и специалисты ДОО должны обратить на эмоциональное благополучие ребенка в группе дошкольного образовательного учреждения, его умение активно вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками на основе понимания их чувств и переживаний, ориентировку в нравственных нормах и правилах, позитивное отношение к себе.

   В раннем детстве ребенок в совместной деятельности со взрослыми осваивает основные предметные действия, в то же время поведение взрослых, характер их отношений  собой, способы их действий, манеры становятся образцом для подражания. В раннем детстве ребенок еще не осознает роль взрослого, также нет осознания самого себя, еще не усвоены нормы и правила поведения, принятые в обществе. Но уже на стыке раннего и дошкольного возраста ярко проявляется стремление у ребенка к самостоятельности, возникают собственные желания, которые осознаются им. Взрослый человек является образцом для ребенка, который постепенно начинает действовать «как большой», ему хочется подражать взрослым, их действиям, отношениям. Именно это стремление становится основой всех новообразований в социально-коммуникативном развитии ребенка.

     ФГОС ДО определяет основные задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста:

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

   В младшей группе социально-коммуникативное развитие проходит при максимальной поддержке воспитателя, который наравне с родителями воспитанников выступает в качестве образца и эталона для усвоения этических норм и правил для детей младшего дошкольного возраста. В то же время ребенок все более активно проявляет интерес к окружающим его людям, в его развитии значимую роль начинает играть общение со сверстниками.

  В ходе реализации процесса социализации детей младшего дошкольного возраста решаются следующие педагогические задачи:

– придание отношениям детей со взрослыми и сверстниками положительной направленности;

– поддержка и развитие стремления ребенка к общению;

– обогащение личного практического опыта ребенка;

– постоянное приучение ребенка к положительным поступкам;

– воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние других людей;

-освоение способов взаимодействия со сверстниками в повседневном общении и в игре;

– выполнение элементарных правил культуры поведения в детском саду.

   Основными методами работы с детьми младшего дошкольного возраста над социально-личностным развитием могут быть жизненные и игровые ситуации, различные инсценировки с игрушками, театрализованная деятельность с дальнейшем обсуждением поступков главных героев, совместная деятельность со взрослыми и сверстниками, наблюдение за действиями и отношениями взрослых людей, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры. Важнейшим условием эффективного социального развития становится создание благожелательной, комфортной психо-эмоциональной обстановки в группе детского сада, ощущения безопасности у ребенка. В результате усвоения социальных норм и правил в младшем дошкольном возрасте, ребенок научится доброжелательному отношению к взрослым и сверстникам, станет социально активным: младший дошкольник любознателен, охотно начинает общение по различным поводам, быстро преодолевает негативное настроение, повторяет одобренные действия.

Источник