Средства и условия развития ребенка

Раздел 3. Психолого-педагогические условия организации целостного образовательного процесса дошкольной образовательной организации

Тема 1. Педагогические условия и средства развития ребенка в период дошкольного детства

Целостность образовательного процесса ДОУ обеспечивается благодаря разнообразию технологий дошкольного образования, содержания и комплексирования условий и средств развития дошкольников.

В соответствии с ФГОС ДО, требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Средства педагогические – это материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации осуществления образовательного процесса и выполняющие функции развития детей; предметная поддержка образовательного процесса, а так же разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.

Условия – это субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые педагог добивается достижение цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств.

Конкретное содержание указанных в ФГОС ДО образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка). Так, в дошкольном возрасте (3 года – 8 лет) ФГОС ДО выделяет ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительную (рисование, лепка, аппликация), музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательную (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Одним из средств развития дошкольников является образовательная (учебная, познавательно-исследовательская) деятельность.

Образовательная (учебная) деятельность не является ведущей в дошкольном возрасте, хотя предпосылки её развиваются в период дошкольного детства от года к году. Образовательная (учебная) деятельность – это деятельность по усвоению детьми знаний, умений и навыков. А. П. Усова в монографии «Обучение в детском саду» характеризует предпосылки учебной деятельности, выделяя структурные её части, такие как принятие ребёнком учебной задачи; действия, связанные достижением задачи; самоконтроль; самопроверка; результат (усвоенные знания, навыки, развитие умственных способностей). Педагогическими условиями организации учебной деятельности, её формирования являются использование разнообразных технологий обучения, позиции воспитателя в обучении, задействование в комплексе разных средств обучения, разнообразие мотивации в обучении.

В обучении дошкольников используются разнообразные методы: методы по сообщению новых знаний, метод творческих заданий, метод проблемных ситуаций.

Формы организации обучения дошкольников, используемые в ДОУ, разнообразны: занятия, дидактические игры, экскурсии, конкурсы.

Обобщая подходы, можно сказать, что содержание обучения должно быть доступно детям, интересно и не должно вредить здоровью.

Познавательное развитие ребенка предполагает усвоение средств и способов познания, задействование всех трех форм мышления дошкольника (суть саморазвития детского мышления составляет взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка.

В педагогическом процессе педагог может использовать различные звенья для формирования у детей умения принимать и ставить учебно-познавательные задачи, развивать умение слушать и слышать, смотреть и видеть, следовать указаниям. Внимание педагога направлено также и на обучение детей планировать свою работу, умение выбирать необходимые пути и средства решения учебной задачи, помогать ребенку овладевать умением контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты.

Педагогическими условиями для формирования предпосылок учебной деятельности у детей будут являться:

– применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);

– использование игровых тренингов для развития произвольности поведения, игры и этюды для психомышечной тренировка и для обучения приемам саморасслабления детей;

– расширение видов оценки результатов детской деятельности (оценка педагога, оценка детям, самооценка, игровая форма оценки, взаимооценки и т.п.);

– внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);

– задействование различных средств умственного развития и обучения (организация активной деятельности ребенка, развивающие игры, конструирование, изобразительная, театрализованная деятельность, практическая деятельность, обучение и т.п, современные технические средства); наличие определенной позиции у педагога.

Позиция педагога направлена как на стимулирование познавательной активности детей, так и на поддержку собственной активности ребенка.

Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Преобразование ребенком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами и после каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность производимых ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления. Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате ребенок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности. Происходит своеобразный процесс самодвижения, саморазвития детского мышления – это свойственно всем детям и имеет важное значение для становления творческой личности. Наиболее ярко этот процесс проявляется у одаренных и талантливых детей. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», предполагающие множество верных решений (например, «Как взвесить слона?» или «Что можно сделать из пустой коробочки?»).

Читайте также:  Раннее развитие ребенка с зпр

Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется, в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы). Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки (так, ребенок охотно считает членов своей семьи, но не учитывает себя самого). Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, предмет – система предметов, случайность и т. д.).

Н.А. Короткова акцентирует внимание на проблеме дифференцированного подхода к образовательному процессу в ДОУ, поднимаю под ним учет своеобразие группы как целостного субъекта образования. Образовательный процесс, по мнению автора, должен включать: партнерскую деятельность взрослого и детей и самостоятельную свободную деятельность детей при использовании разных видов деятельности (чтение художественной литературы, игра, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность). Психолог и воспитатель детского сада совместно осуществляют гибкое проектирование образовательного процесса под конкретную группу, выбирая виды деятельности, успешно развивающие детей данной группы.

Таким образом, в теории дошкольной педагогики накоплен значительный материал по проблеме образовательного процесса дошкольного учреждения, определены особенности, функции, принципы построения, требования к организации, структура, рекомендации по моделированию, взаимодействию участников образовательного процесса. Педагоги – практики должны уметь применять данные теоретические знания в своей деятельности, чтобы на профессионально высоком уровне организовывать образовательный процесс с учётом программы, возраста детей, вовлекая родителей в активное участие в образовательном процессе, сотрудничая с другими участниками процесса, взрослыми и детьми. Необходимо помнить, что главная фигура образовательного процесса – ребёнок; образовательный процесс должен обеспечивать ребёнку все условия для полноценного своевременного развития.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем отличаются педагогические условия от средств развития дошкольников?

2. Что включают в себя требования к условиям реализации Программы в ФГОС ДО?

3. Назовите основные педагогические условия и средства познавательного развития дошкольников.

Источник

. . . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

– , (); (, , ), . – (, ..) .

. .

– ()

– – – :

(),

, , ,

( ),

,

( ) .

() , . , .. : , , -, -, , ( ).

– , , ( – ), .. , : (-) .

( ) ” (-, – ), – – , – . : , , , ” “, (, , .). .

( ) . , ..

. . , , . , , .

: , , , , , . . ( .. , ). “” – , . , – . – , “- “, “” , .

; ; , ; , (.. ).

– ” “. :

;

( , , ..);

, , – , – ;

– ( ) ;

– ;

;

, , , .

“4-1″ .. , : ” ” : () , , . , , . – , , . () (), , , . ( ). ” , “. : ” “. , ( ), , , ..

– – :

( ),

( ),

– ,

, ,

– ,

– ,

PR – .

. () . – () , , ( ), . , , , – (, ), . ” , , “.

( ) – – , , .. (.. , .. , .. .).

, :

, ;

;

, , ;

;

.

– , , , -, , – .

.

.

:

(, , ).

. .

, .

, , . , , .

, .

, .

, , , , , , -.

.

.

– , , -, .

“” , .. , .

(, , ..). , .

, . , , , .

, () 0 3 , ; , , – , , , ,

: , ; ; , , .

, . .. , .. :

, , , , ;

, , , , , ;

, , , , ;

, , , ;

, , , ;

, ” – “, ” – “, ” – “;

, , , .

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . , , , , , , , , , . .

( , , , ). .. , , , , , , , , , , , , , , .

, – . , , , (.. ).

– , , , ;

, . , , . .

.

, , , .

– , , , , , , , , .

, -, . , , , .

, , , , .

.. :

, , , ;

, , , , , , ;

, , , ;

, .

. .. , .. :

; , ;

; ;

; , , ;

; , , ;

; ; , , .

.

, , , , – .

, . , .

, , , , , , .

: , , – ; , . , .

– , , , , . , . , .

: ; – ; ; .

:

;

( );

( , , ; ).

.. , ( ).

, , , – .

: , , .

, , , , .

, .

(, ) , .

, .. , , : , , , , .

” ” .

– , , .

, , .

:

;

;

;

, ;

.

, .

:

, , ;

, , ;

, , ;

, , .

: , -; , , , , .

, , , .

: , , .

:

( , ; , .);

( , , , , , , , , .);

( , , , , , , .);

( ; .).

, . , , , .

, , , .

– – .

, . . , , , , .

, , .

– , , .

, , , .

– , , , , , , , .

: . , .

, , , , . . , . : , , .

, .. , .. . .. , , . , ,

“” 20- , ” ” (.. ), ” ” (.. ), ” ” (.. ). , , () , , : – , , , . – , , , .

, . , .. , .. , .. , .. , .. , .. ., – , .

, :

, , , ;

, ;

, ;

, ;

, , , ;

, , .

, , , . :

;

, ;

, ;

, , ;

.

.. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. .

.. , .. , .. , .. , :

;

;

, .

” ” ” -, –, , , – , ” (5). – : , , . , .

, . , – , . . – – ; ; ; , ; . – : ; ; , . , , .

Читайте также:  Физическое развитие ребенка с овз

– :

, , , , ;

, , ;

, .

:

, , ;

, ;

;

, , ;

, , , .

.. .

-, , , .

, , .

. , , .

.. , .. , .. , .. . , – .

1. , . – – . , . “”, “”, – “”. . – – . “”, “”. – ” “. , “” , , “” . , , , , ” “.

. , , . , , , , .

2. . . , – – . – , , .

” “. , , , .

(2–4 ) , , “” ( “” , “” , . .). , .

. ( ) .

, ” ” ( , ), ( , ).

3. – .

, . , , . . (, , ). ( “-” , , , ).

“”, , “” : “”, “” “” ; “” , ” ” .

, . , .

, : ; ; ; ; “” ( , , , , . .); , ; . , . . “”, “”, “”, “”, “” . . , “” , “” , , , , . , , , , , – , , ; , . .

4. , . , , , “” , . , : , .

(). ” “, () , . , ” “, . , , , , .

( , , , . .).

“”. , . , , . .

5. . ” “, : , , , . “” (, , , , , . .), , , , , – , , .

, , : , , . . ( ) , , , , .

6. – . .

– , . ” ” – , , – , , . – , , .

– “” , , .

– ” “, .

“”, (. , ).

7. . , , .

, – , , .

Allbest.ru

  • , . , .

    [99,4 K], 20.10.2017

  • . . ” “.

    [253,8 K], 02.03.2014

  • . . . .

    [28,2 K], 06.08.2010

  • , – . .

    [48,3 K], 25.11.2013

  • . , .

    [503,9 K], 15.05.2016

  • . . . .

    [31,6 K], 24.09.2015

  • – . . . .

    [76,2 K], 15.03.2010

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

РЕФЕРАТ

на тему: «Общие условия развития

ребенка-дошкольника (от 3 до 7 лет)»

Выполнила:

Кондратьева Н.А.

Основные особенности дошкольного возраста

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Итак, дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.

Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Пиаже считает, что общество детей возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи, и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду.

Каковы же общие условия развития ребенка-дошкольника?

Социальная ситуация развития.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, – это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте такой формой становится мир взрослых людей. По словам Д.Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме как носитель общественных функций в системе общественных отношений.

Основное противоречие возраста (задача развития). Противоречие этой соци-альной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружа-ющими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозмож-но: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.

Как же осуществляется эта связь? Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели – это сюжетно-ролевая игра.

Ведущий тип деятельности.

Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д.Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека. Что же составляет предмет этой деятельности? Это – взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила. Как уже не раз отмечалось, на протяжении своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого. Ложкой можно попробовать что-то делать (бросать, стучать и пр.), а со взрослым уже не попробуешь… Если что-то плохо сделал, – значит, это уже произошло, это уже непоправимо. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Такова точка зрения Д.Б. Эльконина.

Читайте также:  Условия развития ребенка инвалида в доу

Как же это происходит? Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра – это не всеобщая форма жизни всех детей, она – образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра. По мнению Д.Б. Эльконина, формы игры ребенок берет из форм свойственного его обществу пластического искусства. Многие исследователи связывают проблему возникновения игры с проблемой искусства. Какова структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры. Единица, центр игры – роль, которую берет на себя ребенок. В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символической форме.

Игровые действия – это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер. В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия. Существовало мнение, что в игре все может быть всем (В. Штерн). Но как считал, так может рассуждать человек, забывший свое детство. Перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

Какое значение имеет символика игры? По мнению Д.Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми. Яркие примеры приведены в монографии Д.Б. Эльконина «Психология игры». В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, но не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.

Эволюция действия, по Д.Б. Эльконину, проходит следующий путь:

  • ребенок ест ложкой,

  • ребенок кормит ложкой,

  • ребенок кормит ложкой куклу,

  • ребенок кормит ложкой куклу, как мама.

На этом пути действие все более схематизируется, все кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В коллективной форме сюжетно-ролевой игры происходит рождение смыслов человеческих действий (оно – для другого человека) – в этом, по мнению Д.Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.

Последний компонент в структуре игры – правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия формирования произвольного поведения, которая продолжается в школьном возрасте.

Итак, сюжетно-ролевая игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Развитая форма ролевой игры глубоко изучена в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. Ее анализ позволяет понять особенности происхождения и развития игры, ее виды и строение у современных детей, живущих в обществах с низким уровнем социально-экономического развития. Развитая форма какой-либо структуры открывает путь для понимания более низкого уровня ее развития.

Источник