Средства диагностики развития ребенка

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая – психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая – освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе – в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: – начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; – конец года (апрель, май) – отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Островок»

Аналитический отчёт

«Комплекс диагностических средств

 для проведения педагогического мониторинга

в МБДОУ «Детский сад «Островок»

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой ДОУ, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.

Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС ДО, в котором определены государственные гарантии качества образования. Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Учреждением, заданным требованиям ФГОС в дошкольном образовании направлено в первую очередь на оценивание созданных Учреждением условий в процессе образовательной деятельности.

Для педагогического мониторинга педагогами проводится диагностика индивидуального развития детей по методике, предложенной Ю.А. Афонькиной, разработанной на основе положений ФГОС ДО с учетом современных исследований в области детской психологии и дошкольной педагогики.

Критерии в данной модели педагогического мониторинга определяются задачами, на решение которых, согласно ФГОС ДО, направлена педагогическая диагностика.

В каждой образовательной области в контексте определенных направлений выделены уровни эффективности педагогического воздействия, то есть педагогическая диагностика предполагает не ранжирование детей по их достижениям, а выявление целесообразности и полноты использования педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка.

Одним из основных методов педагогического мониторинга, использующегося педагогом, является педагогическое наблюдение. Оно предполагает целенаправленный и систематический сбор сведений о фактах поведения и деятельности ребенка в различных естественных условиях. Этот метод мониторинга позволяет воспитателю фиксировать проявления детских достижений, которые свидетельствуют о наличии у ребенка тех или иных характеристик. Используется педагогом так же и визуальная оценка, например, продуктов изобразительной деятельности детей.

Методы сбора, формализации, обобщения данных, позволяют педагогу составить общее представление об эффективности, о динамике процессов в освоении детьми образовательной программы.

Такой подход педагогического мониторинга, позволяет педагогу увидеть перспективы по освоению воспитанниками ООП, и выстроить свою работу по индивидуализации образовательного процесса.

Данные диагностики заносятся в индивидуальный профиль эффективности педагогических воздействий.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, включающая:

Вид мониторинга

Диагностический инструментарий

Ответственные

Периодичность

Ранний возраст 1,5-3 года

Мониторинг индивидуального развития воспитанников, связанный с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации

Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Старший воспитатель

Воспитатели групп

Заполнение карт нервно-психического развития в 1 год 6 мес., 1 год 9 мес., в 2 года, в 2 года 6 мес., в 3 года

Младшая группа 3-4 года

Мониторинг индивидуального развития воспитанников, связанный с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации

Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности Младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2016

Старший воспитатель

Воспитатели групп Музыкальный руководитель

2 раза в год

(сентябрь, май)

Организационно-методическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников

Индивидуальное детское портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности. Структура и наполнение портфолио определяется индивидуальными особенностями ребенка

Воспитатели групп

Непрерывно в течение года

Средняя группа 4-5 лет

Мониторинг индивидуального развития воспитанников, связанный с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации

Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2016

Старший воспитатель

Воспитатели групп Музыкальный руководитель

2 раза в год

(сентябрь, май)

Организационно-методическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников

Индивидуальное детское портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности. Структура и наполнение портфолио определяется индивидуальными особенностями ребенка

Воспитатели групп

Непрерывно в течение года

Старшая группа 5-6 лет

Мониторинг индивидуального развития воспитанников, связанный с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации

Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2016

Старший воспитатель

Воспитатели групп Музыкальный руководитель

2 раза в год

(сентябрь, май)

Организационно-методическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников

Индивидуальное детское портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности. Структура и наполнение портфолио определяется индивидуальными особенностями ребенка

Воспитатели групп

Непрерывно в течение года

Подготовительная к школе группа 6-7 лет

Мониторинг индивидуального развития воспитанников, связанный с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации

Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности Подготовительная к школе группа. – Волгоград: Учитель, 2016

Старший воспитатель

Воспитатели групп Музыкальный руководитель

2 раза в год

(сентябрь, май)

Организационно-методическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников

Индивидуальное детское портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности. Структура и наполнение портфолио определяется индивидуальными особенностями ребенка

Воспитатели групп

Непрерывно в течение года

Мониторинг готовности к обучению в школе

Диагностика готовности ребенка к школе/Под ред. Н.Е. Вераксы – М.: Мозаика-синтез, 2007

Старший воспитатель

Воспитатели групп

В конце года (апрель-май)

Оценка индивидуального развития детей раннего возраста (1,5-3 лет)

Оценка индивидуального развития детей раннего возраста проводится по показателям нервно-психического развития каждого ребенка (по К.Л. Печоре). В процессе диагностики выявляются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка по выделенным в карте нервно-психического развития показателям. Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносят в «Карту нервно-психического развития». Карты заполняются на каждый эпикризный период.

Карта нервно-психического развития ребёнка третьего года жизни.

(К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г.Голубева

«Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях»)

Ф.И.ребёнка___________________________________________________________

Возраст________________, дата рождения__________________________________

Дата поступления в ДОУ________________________________________________

Возраст ребенка

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Навыки

Движения

Грамматика

Вопросы

Произведение форм

Произведение цвета

Навыки одевания

Навыки кормления

1 год 6 мес.

1 год 9 мес.

2 года

2 года 6 мес.

3 года

Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования) проводится в ходе наблюдений за активностью детей за спонтанной и специально организованной деятельностью на основе материалов Афонькиной Ю.А.

Объект

Способы

Физическое развитие

Наблюдение в ходе ОД

Познавательная деятельность  (развитие детских способностей, познавательной активности)

Итоговый ОД по познавательно-исследовательской деятельности, наблюдения

Музыкальная деятельность

Наблюдение в ходе ОД

Коммуникация со сверстниками и взрослыми

Наблюдение за совместной игрой/ совместной продуктивной деятельностью

Игровая деятельность

Наблюдение за сюжетной игрой

Продуктивная деятельность

Наблюдение в ходе ОД, визуальная оценка продуктов изобразительной деятельности детей

Индивидуальный профиль эффективности педагогических воздействий _________________________________________________________________________

                                                                                  (Ф.И.ребенка, возраст на момент проведения педагогической диагностики)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Высокий

Средний/высокий

Средний

Низкий/средний

Низкий

Низший/низкий

Низший

Усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе

Образовательная область «Познавательное развитие»

Высокий

Средний/высокий

Средний

Низкий/средний

Низкий

Низший/низкий

Низший

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие воображения и творческой активности

Формирование первичных представлений о себе, о других людях

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях

Формирование первичных представлений о малой родине и отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразия стран и народов мира

Формирование первичных представлений об особенностях природы

Образовательная область «Речевое развитие»

Высокий

Средний/высокий

Средний

Низкий/средний

Низкий

Низший/низкий

Низший

Владение речью как средством общения и культуры

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи и фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Высокий

Средний/высокий

Средний

Низкий/средний

Низкий

Низший/низкий

Низший

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки

Восприятие художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализация самостоятельной творческой деятельности

Образовательная область «Физическое развитие»

Высокий

Средний/высокий

Средний

Низкий/средний

Низкий

Низший/низкий

Низший

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств как координация и гибкость

Приобретение опыта в двигательной деятельности, сопутствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения

Приобретение опыта в двигательной деятельности, сопутствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным не наносящим ущерба организму выполнением основных движений

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами

Становление целенаправленности и саморегуряции в двигательной сфере

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

Источник

Изыгашева Зебинисо
Инструментарий проведения педагогической диагностики развития детей 3–7 лет

Система оценки качества дошкольного образования на уровне ДОО должна обеспечивать участие всех заинтересованных субъектов, идентифицируемых в этом пространстве,и в то же время выполнять свою основную задачу: обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

СЛАЙД 2

Во ФГОС ДО заявлены приоритеты:

• поддержки разнообразия детства и соответствующей вариативности содержания, форм и методов дошкольного образования;

• обеспечения развивающего характера дошкольного образования, развития личности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

• открытого характера дошкольного образования, учитывающего интересы и потребности семьи;

• обеспечения творческого характера профессиональной деятельности и профессионального развития педагогов в системе дошкольного образования.

Система оценки качества дошкольного образования, должна поддерживать ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста, учитывать факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного постиндустриального общества. Система оценки качества ДОО должна поддерживать вариативность образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих выбор для семьи, для образовательной организации и для педагогов в соответствии с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве, а также в соответствии с разнообразием вариантов образовательной среды и местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях РФ. Тем самым обеспечивается качество дошкольного образования в разных условиях его реализации в масштабах всей страны.

Закон об образовании в РФ (Глава VII, ст. 64, п. 2) СЛАЙД 3

и Стандарт дошкольного образования (Раздел IV, п. 3.2.3.,СЛАЙД 4

п. 4.5.- СЛАЙД 5

исключают как проведение аттестации на дошкольном уровне, так и использование результатов диагностики (исследования) индивидуального развития детей в ДОО при оценке качества дошкольного образования.

При этом в ФГОС ДО в п. 3.2.3. закреплено положение, что «оценка индивидуального развития детей проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)».

При этом критерии оценки и педагогический инструментарий дошкольные организации выбирают самостоятельно.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности.

СЛАЙД 6

Основные диагностические методы педагогаобразовательной организации:

• наблюдение;

• проблемная (диагностическая) ситуация;

• беседа.

• анализ продуктов (результатов) детской деятельности.

Формы проведения педагогической диагностики: СЛАЙД 7

• индивидуальная;

• подгрупповая;

• групповая.

Наблюдение – это исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения.Наблюдение может быть: – целенаправленным/случайным (в зависимости от наличия или отсутствия цели и плана); – свободным (не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры проведения) /стандартизированным (заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается); – включенным (исследователь принимает участие в деятельности наблюдаемых (вместе с ними играет, трудится, рисует) /не включенным (исследователь не вмешивается в деятельность наблюдаемых); – кратковременным, эпизодическим (в течение незначительного отрезка времени) /длительным, систематическим (от нескольких дней до нескольких лет); – опосредованным /непосредственным (по характеру контакта с испытуемыми); – широким (за возрастной группой детского сада) /узким (за отдельным ребенком);

Беседа – это исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности, уровень знаний, интересов, мотивов действий, поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Имеет четко осознаваемую цель, вопросы формулируются точно, лаконично.

Анализ продуктов детской деятельности – это изучение рисунков, поделок, аппликаций, лепки, конструкций ребенка, а также анализ словотворчества (сочинение рассказов, сказок, стихотворений, песен и т. д., различных видов игр, других продуктов деятельности, характеризующих особенности психических функций ребенка, его состояний и свойств личности, общительности, сформированности представлений об окружающей жизни и т. д.

Основные методы (наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности) могут использоваться в комплексе, в ходе совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности дошкольников, в процессе проведения ООД.

Выше озвученные методы широко известны и достаточно часто применяемы. Немного подробнее остановимся на методе «Проблемная (диагностическая) ситуация»

СЛАЙД 8

Главной проблемой для воспитателя является способ создания педагогической проблемной ситуации, а также ее превращения в диагностическую. Выделенные С. И. Семенака шесть способов создания проблемных ситуаций (Семенака С. И., 2014) можно объединить в три на основе сходства их содержания. Наиболее простой и универсальный способ, указывает автор, состоит в применении проблемного вопроса относительно действий участников, мотивов их поступков, чувств и переживаний,представлений о нормах и правилах: «Какое настроение у доброго волшебника? А у злого?». Но ведь формулировка вопроса должна основываться на содержании ситуации, описывающей отношения героев.

Второй способ опирается на наблюдение и обсуждение с детьми возникающих в реальном взаимодействии конфликтов или вычленение конфликтов, в которые попадают персонажи картин, художественных произведений.

Третий способ предполагает выполнение творческого задания,лежащего в основе проблемной ситуации: «Придумай историю о том, как…»; «Нарисуй доброго и злого волшебников». И в этом случае должна быть продумана структура, содержание ситуации и цели ее использования.

СЛАЙД 9

Перейдем к способу превращения готовой проблемной ситуации в диагностическую. Н. П. Гришаева предполагает последовательное соблюдение ряда этапов по использованию проблемной ситуации для диагностики:

1) Проектировочный или подготовительный направлен на планирование, построение исследования, т. е. на то, чтобы выявить его проблему, сформулировать предмет и цель, поставить задачи, выдвинуть гипотезу, подобрать методы и методики, построить сценарий диагностики

2) Содержательно-организационный состоит в проведении диагностики от установления контакта с детьми к применению разработанного сценария (создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни детей, или предъявление уже готовой ситуации) и соответствующих методов исследования (эксперимент, наблюдение, беседа).<