Среднее дисгармоничное развитие ребенка

Среднее дисгармоничное развитие ребенка thumbnail

Величина признака

Центили 3 10 25 75 90 97

Для составления центильных таблиц необходимо большое количество измерений по каждому параметру в каждой возрастной группе – 500 или 1000. Но, если допустим, взять 100 мальчиков в возрасте 10 лет и поставить их в порядке возрастания, т.е. первый мальчик самый маленький, а последний – самый большой, то получиться, что мальчик, который будет стоять третий по порядку, имеет рост 126,4 см (это третья центиля). Десятый в ряду мальчик имеет рост 129,2 см (это десятая центиля). И так далее.

Центили указывают процент детей, которые имеют показатель физического развития (рост, вес, окружность головы, груди) ниже указанного в таблице. Например, 10 % мальчиков 10-летнего возраста имеют рост меньше 129,2 см. и, соответственно 90 % – больше.

Показатели физического развития, находящиеся в интервале между 25 и 75 центилями, называются средние; между 75 и 90 центилями – выше среднего; между 90 и 97 центилями – высокие; более 97 центили – очень высокие, как правило это патология. Показатели, находящиеся в интервале от 25 до 10 центили – ниже среднего; от 10 до 3 центили – низкие; ниже 3 центили – очень низкие, как правило это патология.

Например, мальчик 10-летнего возраста имеет рост 128 см. Этот показатель находится в интервале между 10 и 25 центилями, он называется ниже среднего. Заключение: рост мальчика ниже среднего.

Для правильной оценки показателей по центильным таблицам необходимо правильно определить возрастную группу.

От 1 до 12 месяцев интервал между возрастными группами составляет 1 месяц (1, 2, 3 месяца и т.д.). От 12 до 36 месяцев (до 3 лет) интервал между возрастными группами составляет 3 месяца (12, 15, 18 месяцев и т.д.). С 3 до 7 лет интервал между возрастными группами составляет ½ года – 6 месяцев (3, 5 года, 4 года, 4,5 года и т.д.). После 7 лет интервал между возрастными группами составляет 1 год (7, 8, 9 лет и т.д.).

В возрастную группу входят дети в возрасте от ½ предыдущего интервала до ½ последующего интервала.

Например, к 3-месячным детям относятся дети в возрасте от 2,5 месяцев до 3,5 месяцев. К 18-месячным детям относятся дети в возрасте от 16,5 месяцев до 19,5 месяцев. К 5-летним детям относятся дети в возрасте от 4 лет и 9 месяцев до 5 лет и 3 месяца. К 10-летним относятся дети в возрасте от 9,5 месяцев до 10,5 месяцев.

Возраст вычисляется следующим образом:

Возраст = дата обследования – дата рождения = полное количество лет, месяцев и дней.

Гармоничным считается такое физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту. Если масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют росту, такое развитие считается дисгармоничным.

Гармоничность можно оценить по центильным таблицам.

Интервалы между центилями называются коридорами. Если показатели физического развития (рост, вес, окружность груди) находятся в одном центильном коридоре или соседних, такое развитие называется гармоничным. Например, вес ребенка – выше среднего, рост – выше среднего, окружность груди – средняя.

Если показатели физического развития находятся не в соседних коридорах, т. е. расстояние между ними 1 центильный коридор и более, такое развитие считается дисгармоничным. Например, рост ребенка ниже среднего, а вес – выше среднего.

Третий способ оценки – по таблицам антропометрических стандартов или таблицам сигмальных отклонений.

Возрастные группы в данных таблицах те же.

Также используются параметры нормального распределения Гаусса.

Принцип оценки следующий. Показатели физического развития, находящиеся в интервале от М-1σ до М+1σ называются средними, от М+1 σ до м+2σ – выше среднего, больше, чем М+2σ – высокий. Аналогично в сторону уменьшения: от М-1σ до М-2σ – ниже среднего, меньше, чем М-2σ – низкий.

В таблицах сигмальных отклонений указывается М – средняя арифметическая величина и σ – среднее квадратическое отклонение.

Среднее дисгармоничное развитие ребенка

Определить количество сигмальных отклонений можно по формуле:

Фактический показатель – М

σ

Источник

Дорогие родители! Любящим оком следите не только за тем, сыт или голоден ваш ребенок, сколько пятерок или двоек он принес из школы за неделю. Есть еще немало вещей, достойных вашего пристального и постоянного внимания: гармонично или нет развивается маленький человек, соответствует ли росту его вес, с отставанием или опережением происходит его развитие, не нарушена ли осанка, не угрожает ли ему плоскостопие… Физическое благополучие или неблагополучие, успехи, самочувствие – все взаимосвязано и обусловлено в жизни человека. И как важно вовремя прийти ему на помощь! Читайте об этом нашу публикацию

Отставание и опережение

Физическое развитие – важнейший показатель правильности протекания процессов «телесного» (от лат. рhysical – «телесный») роста и развития. Если они не нарушены – это уже первый залог здоровья, хотя, конечно, наличие заболеваний вовсе не исключено. Но если рост и развитие ребенка значительно отличаются от нормальных – это первый сигнал: гормональная система, управляющая, по существу, всеми другими системами организма, работает неправильно.

Любые проявления существенных отклонений от нормы в физическом развитии свидетельствуют о неблагополучии в состоянии здоровья индивидуума. Следует отметить, что только в случае существенного отклонения от стандартов можно говорить о нарушениях в темпах роста и физического развития. В этом смысле в равной степени должны беспокоить как низкий, так и высокий уровень физического развития, хотя причины, их вызывающие, обычно существенно разнятся.

Однако ничего криминального нет в том, что ребенок по росту отличается от сверстников: он имеет полное право быть как «мельче», так и крупнее. Ведь, став взрослым, он может оказаться двухметровым богатырем или миниатюрным «ладным и складным»: такие особенности заложены в его наследственном аппарате и проявляются уже в раннем детстве. Методами близнецового анализа показано, что физическое развитие и телосложение примерно на 70% определяется наследственностью, и лишь на 30% – факторами внешней среды, в которой протекают рост и развитие.

Статья опубликована при поддержке кислородного бара “O2 drink” в Москве. Аренда и продажа кислородного оборудования, кислородных коктейлей. Кислородные концентраторы, коктейлеры, миксеры, кислородные баллоны, оксиштоки, пенообразователи от лучших производителей. Гарантия качества, доступные цены и скидки. Посмотреть каталог товаров, цены, условия аренды и контакты Вы сможете тут.

Страшно другое – если его рост и вес не соответствуют друг другу, когда при малом или даже среднем для этого возраста росте вес чрезмерно велик и превышает норму для роста на 20 и более процентов. Здесь, увы, нужно срочно обращаться к врачу-эндокринологу, и чем раньше, тем больше шансов поправить дело. Порой бывает, что при высоком росте вес явно недостаточен, не соответствует росту на 15-20%, и это тоже требует врачебной консультации, потому что может быть связано с нарушениями в работе гормональной или других систем. Словом, в обоих случаях несоответствие роста и веса ребенка (или взрослого, если проявляется в зрелом возрасте) указывает на какую-то дисгармонию в организме. На профессиональном языке физиологов и врачей-гигиенистов физическое развитие так и оценивают: гармоничное (когда соответствие роста и веса находится в границах нормы) или резко дисгармоничное, если один из этих признаков нарушает гармонию красивого тела. Кстати, красивым во все времена считалось тело, развитое гармонично, – от древних эллинов до наших дней, включая средние века и современные перегибы (фотомодели, куклы Барби).

Читайте также:  Новорожденный ребенок 6 месяцев развитие и питание

Низкий уровень физического развития может быть следствием недостаточности питания или каких-то его компонентов (витаминов, незаменимых аминокислот, микроэлементов и т.п.), чрезмерной физической нагрузки, а также ряда хронических заболеваний. Если к этому нет генетической предрасположенности, низкий уровень физического развития служит основанием для детального медицинского обследования ребенка с целью выяснения анамнеза и выявления возможных хронических патологий. В первую очередь обращают внимание на состояние эндокринного аппарата, сердца и сосудов, почек и печени.

Высокий уровень физического развития, если он не сопряжен с избыточной массой тела и не имеет генетических корней, требует пристального внимания в первую очередь к состоянию эндокринных органов. Чаще всего, однако, высокий уровень физического развития сочетается с ожирением, что также свидетельствует о нарушениях эндокринной сферы и является показанием для детального диспансерного обследования ребенка.

Как отставание, так и опережение в темпах физического развития могут быть также следствием отклонений в функциях центральной нервной системы.

Ребенок имеет полное право быть как «мельче», так и крупнее своих сверстников, ведь, став взрослым, он может оказаться двухметровым богатырем или миниатюрным «ладным и складным»

Дисгармоничность

Под дисгармоничностью физического развития обычно понимают резкое несоответствие массы тела его длине, а также обхватных размеров – продольным. Кроме того, дисгармоничным можно считать проявление женских черт строения тела (большой объем бедер и таза при узкой грудной клетке) у мальчиков и мужских (узкий таз в сочетании с широкими плечами, избыточные мускулы) – у девочек.

Дисгармоничность может возникнуть в результате некоторых видов тренировки, особенно при ранней спортивной специализации. Так, нередки случаи проявления дисгармоничного физического развития у девочек, занимающихся спортивной гимнастикой с 5-7-летнего возраста. Подобные формы дисгармоничности могут оказывать отрицательное влияние на динамику процессов роста и развития и сказываться в дальнейшем в течение всей жизни, даже если причины, их вызвавшие, уже давно устранены. Развитию дисгармоничности могут способствовать и травмы, полученные в детском возрасте, особенно если повреждены те или иные отделы позвоночника. Нередко при этом страдают и нервные центры спинного мозга, а также проводящие пути, иннервирующие скелетные мышцы и кости туловища и конечностей.

Чаще всего дисгармоничность является либо результатом перенесенных в раннем возрасте болезней, связанных с нарушением роста и развития опорно-двигательного аппарата (например, рахит), либо проявлением отклонений в деятельности желез внутренней секреции, но не указывает однозначно на истоки процесса. У таких детей обычно невозможно определить конституциональную принадлежность, так как морфологические и функциональные свойства не согласованы между собой. Дисгармоничность в подобных случаях является признаком повышенного риска широкого круга заболеваний – от инфекционных до раковых, причем прогноз течения многих заболеваний в этом случае неблагоприятный.

При выявлении детей с признаками дисгармоничности физического развития требуется повышенное внимание к анамнезу, условиям жизни, объему учебной и физической нагрузки и т.п.

Плоскостопие

Наиболее распространенным видом дисгармоничности физического развития является уплощенная стопа, или плоскостопие. Свод стопы, приспособленный для реализации прямохождения, – специфическая особенность человека, отличающая его от всех других приматов. Развитый свод стопы определяет силу отталкивания от поверхности при ходьбе и беге и создает оптимальные условия для деятельности мышц ног, что обеспечивает высокую выносливость. Недостаток или неправильная организация двигательной активности в раннем возрасте, а также избыточная масса тела нередко приводят к уплощению стопы и как следствие – к повышенной утомляемости при стоянии, ходьбе и беге. В ряде случаев развившееся плоскостопие может препятствовать осуществлению некоторых видов деятельности.

Сильно выраженное, оно может негативно сказываться на динамике процессов созревания механизмов моторного контроля. В частности, может тормозить развитие координации движений, ограничивая тем самым двигательные возможности ребенка.

Для выявления плоскостопия используется метод плантографии – получения оттиска следа подошвы ноги на бумаге с помощью красящего вещества.

Лечение плоскостопия обычно осуществляют с помощью специальных супинаторов – обувных прокладок, дозирующих нагрузку на разные участки подошвы ноги. Для профилактики плоскостопия наиболее эффективны специальные физические упражнения, укрепляющие мышцы свода стопы, а также массаж. При этом следует иметь в виду, что подошва ноги является одной из самых мощных рефлексогенных зон организма и ее раздражение обладает сильным стимулирующим действием, затрагивающим многие органы и системы, особенно иннервируемые средним и нижним отделами спинного мозга. Массаж подошвенных рефлексогенных зон ведет к активации тонической мускулатуры, что имеет первостепенное значение для формирования осанки.

Нарушенная осанка

Нарушения осанки, как правило, связаны с искривлением позвоночника в том или ином его отделе. Причины возникновения нарушений осанки чаще всего кроются в неправильном подборе мебели для детей, что заставляет их принимать неадекватную позу. В результате происходят неравномерное развитие мышечного каркаса позвоночника и его искривление в боковом направлении. Больше других страдают дети астенического и торакального телосложения, у которых неправильная осанка уже в первом классе школы наблюдается чуть ли не в 100% случаев.

Наиболее эффективным средством профилактики нарушений осанки остаются физические упражнения, развивающие тонические мышцы спины и шеи. При хорошо развитом мышечном каркасе осанка сохраняется даже при использовании неудобной мебели.

В возрасте до 5-6 лет есть возможность исправить осанку путем традиционных физических упражнений. В старшем возрасте, когда особенно часто начинают проявляться признаки нарушения осанки из-за повышения объемов статических нагрузок, связанных с длительным неподвижным сидением за партой, компьютером, у телевизора, необходимо применение специальных упражнений, формирующих мышечный каркас. Эффект могут дать также массаж и электростимуляция некоторых мышц. В тяжелых случаях бывает необходимо хирургическое вмешательство.

Валентина Зайцева

Источник

29 февраля 2012

Первый вопрос, который задают счастливой паре после рождения малыша, касается пола младенца, во вторую очередь уточняют вес и рост новорожденного.

Нормой для новорожденного считаются: Рост: от 46 до 56 см Вес: от 2600 до 4000 г.

Кроме того, имеет значение соотношение этих величин, так называемый индекс Кетле I: отношение массы тела к его длине.

По этому показателю судят о том, достаточно ли питания получал малыш в период внутриутробной жизни.

Значение индекса в пределах от 60 до 70 считается нормой. Определяется это следующим образом: например, ребенок при рождении имеет вес 3250 г и рост 50 см., нужно разделить 3250 на 50. Получается 65.

Снижение этого показателя может свидетельствовать о наличии внутриутробной гипотрофии – дефиците массы по отношению к росту ребенка.

Читайте также:  Методы развития рефлексии у ребенка

Однако все это верно лишь по отношению к младенцу, рожденному в срок. А вот вес и рост ребенка, родившегося преждевременно, рассчитывают исходя из времени появления на свет.

Например, средняя масса малыша, родившегося на сроке 32 недели, – от 1520 до 2020 г. Дети, рожденные с массой тела 4000 г и более, считаются крупными.

До сих пор от некоторых врачей можно услышать, что у такого ребенка возможен в будущем сахарный диабет.

Но большой вес – это не признак диабета. Скорее, подобная масса тела новорожденного может рассматриваться как настораживающий фактор в отношении маминого здоровья, а именно – нарушений углеводного обмена у женщины, родившей «богатыря».

Впрочем, это тоже необязательно. Кроме того, как показывают современные массовые исследования, возможность развития сахарного диабета выше как раз у маловесных детей (менее 2500 г при рождении).

А самый низкий риск – у малышей, родившихся с массой 4300 г. и выше. В данном случае имеет значение целый комплекс причин: большая структурная и функциональная зрелость органов и систем у крупного ребенка, и возможное наличие патологии у ребенка, недобравшего массу к положенному сроку (то есть с задержкой внутриутробного развития).

Первые дни после рождения

Многие мамы наверняка замечали: масса тела ребенка к концу его пребывания в роддоме обычно бывает меньше той, с которой он родился, – оба показателя указываются в документах, выдаваемых маме при выписке.

Такое «похудение» – естественный процесс, так называемая физиологическая убыль веса.

А связана она с потерей воды через кожу и легкие при дыхании, усыханием пуповинного остатка, выделением мекония (это содержимое кишечника ребенка, накопившееся перед родами) и мочи, а также тем, что младенец пока получает от матери маленькое количество молока.

Максимальная потеря веса у большинства новорожденных происходит к 3-5 дню и в норме составляет не более 6-8 % массы тела при рождении.

А уже к 7-10 дню жизни у здоровых детей происходит восстановление массы тела.

Более высокие показатели потери веса или затянувшееся восстановление, как правило, свидетельствуют о неблагополучии в здоровье малыша, например, об инфекции или врожденной патологии.

Помимо контроля за массой тела, врачи оценивают и другие антропометрические параметры новорожденного. В частности, производят измерение окружности головы ребенка.

В среднем эта цифра составляет 34-36 см, но это не означает, что малыш, у которого окружность головы при рождении равна 33 см, не укладывается в нормальные показатели. Наличие возможной патологии определит врач-неонатолог, а при отсутствии таковых можно считать, что енбольшая окружность головы – индивидуальная особенность ребенка.

Окружность груди новорожденного тоже измеряется в обязательном порядке и обычно бывает меньше, чем окружность головы (32-34 см.). С того момента, как мама с ребенком выписались домой, контроль за физическим развитием малыша осуществляет участковый педиатр.

Рост, вес, окружность груди и головы ребенка на первом году жизни должны измеряться 1 раз в месяц, поскольку малыш в это время очень интенсивно растет.

Внимание – росту

Показатель того, насколько вырос ребенок, в большей степени, нежели все остальные параметры, должен соответствовать возрасту.

Наиболее простой способ оценить рост малыша – расчет по так называемым эмпирическим формулам.

Известно, что в возрасте 6 мес. длина тела в среднем равна 66 см. Если ребенок младше, из этой величины нужно вычесть по 2,5 см за каждый месяц, а если старше – прибавить по 1,5 см за тот же период.

Например, для расчета примерного роста ребенка 4 месяцев нужно из 66 см вычесть разницу – по 2,5 см за два «недостающих» месяца (в сумме 5 см). Итак, 66-5 = 61 см

К сожалению, этот метод не учитывает, что рост при рождении может варьироваться в достаточно широких пределах. Поэтому лучше оценивать рост малыша на первом году жизни с учетом ежемесячных прибавок (см. таблицу 1).

За первый год жизни ребенок вырастает в среднем на 25 см.

таблица 1

Прибавки в росте на первом году жизни Сроки Ежемесячная прибавка в росте Прибавка в росте всего (за квартал)

1-3 мес.(1 квартал) по 3-3,5 см 9-10,5 см

3-6 мес.(2 квартал) по 2,5 см 7,5 см

6-9 мес.(3 квартал) по 1,5-2 см

4,5-6 см 9-12 мес.(4 квартал) по 1 см 3 см

Конечно, в практической деятельности для более точного суждения о росте ребенка врачи пользуются и другими методами: в частности, центильным. Те, кто уже посещал поликлинику с малышом, наверняка заметили, что, измерив ребенка, врач открывает таблицы с длинными рядами цифр, сверяет с ними показатели ребенка, а затем пишет рядом с ними цифру – от 1 до 7.

Не будем вдаваться в подробности методики, отметим лишь, что врач сравнивает рост конкретного малыша со среднестатистическими показателями роста детей того же пола и того же возраста.

Что же означают эти цифры?

1 – очень низкий рост

2 – низкий рост

3 – рост ниже среднего

4 – средний рост

5 – рост выше среднего

6 – высокий рост

7 – очень высокий рост

Понятно, что большинство детей имеет средний рост. Но не нужно впадать в панику, если будет выставлена оценка «ниже среднего» или «выше среднего», так как по 15 % здоровых детей этого возраста и этого пола имеют такие же показатели роста.

Настораживают лишь самые крайние величины: «очень низкий рост» или «очень высокий рост», так как они встречаются лишь у 3 % здоровых детей. В этих случаях необходимо обследовать ребенка дополнительно для выявления возможной патологии.

Причинами задержки роста ребенка могут быть: нерациональное, несбалансированное, недостаточное, не соответствующее возрасту питание, наследственность (низкий рост родителей), хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, мочевой системы, печени и других органов, а также врожденные пороки сердечно-сосудистой и нервной систем, аномалии почек, эндокринные заболевания, хромосомные болезни.

Следует отметить, что рост и развитие ребенка подчиняются определенным закономерностям.

Например, известно, что с возрастом скорость роста снижается (и это отчетливо прослеживается на первом году жизни).

Кроме того, существует сезонная и суточная периодика. Это значит, что прибавка в росте преимущественно происходит в летние месяцы, а также в ночное время суток.

Быстрее растут те части тела, которые наиболее удалены от головы (то есть, стопа малыша растет быстрее, чем голень, а голень, в свою очередь, – быстрее, чем бедро), с этим связано возрастное изменение пропорций тела ребенка.

Выделяют периоды, когда рост ребенка в длину преобладает над прибавками в массе: период первого «вытягивания» происходит примерно с 5 по 7 год жизни, второго – с 10 до 14 лет у девочек и с 12 до 17 лет у мальчиков. Заглянем в будущее?

Существуют способы приблизительного расчета роста ребенка, когда он станет взрослым. Это делается исходя из роста его родителей.

Читайте также:  Развитие ребенка в процессе деятельности курсовая

Формула очень проста: прогнозируемый конечный рост ребенка составляет половину от суммы показателей роста его родителей, только для мальчиков к полученному результату прибавляют 5 см, а для девочек – вычитают 5 см.

Например, если рост мамы составляет 165 см, а рост папы – 185 см, конечный рост сына может составить: (165 + 185): 2 + 5 = 180 см, а дочери: (165 + 185): 2 – 5 = 170 см. Однако, есть семьи, собственным примером опровергающие данный способ расчета.

Кроме этого, весьма приблизительного метода, существуют и другие: определение костного возраста ребенка по рентгенограмме костей запястья с прогнозированием длительности роста ребенка в длину.

Следим за весом

Изменения массы тела ребенка в первый год жизни тоже можно контролировать, воспользовавшись уже известными эмпирическими формулами.

В 6 месяцев младенец в среднем должен весить 8200 г. На каждый «недостающий» месяц из этой массы нужно вычесть по 800 г., а на каждый последующий – прибавить к ней по 400 г.

Так, примерная масса тела у малыша 9 месяцев рассчитывается по формуле 8200 + (400 г Ч 3) и составляет 9400 г.

Но, учитывая недостаток этого метода в оценке развития конкретного ребенка, лучше обратиться к средним показателям прибавки массы. В первый месяц жизни, принимая во внимание наличие физиологической убыли массы тела, ребенок прибавляет не так много – 400-600 г.

Зато во второй месяц происходит своеобразная компенсация: малыш, в среднем, набирает 900 – 1100 г.

В течение третьего месяца вес младенца становится больше примерно на 750 г.

Таким образом, средняя ежемесячная прибавка в первые три месяца жизни составляет около 750 г (см. таблицу 2).

таблица 2

Прибавка в весе на первом году жизни

Сроки Ежемесячная прибавка в весе Прибавка в весе всего (за квартал)

1-3 мес.(1 квартал) по 750 г 2250 г

3-6 мес.(2 квартал) по 700 г 2100 г

6-9 мес.(3 квартал) по 550 г 1650 г

9-12 мес.(4 квартал) по 350 г 1050 г

При оценке массы тела нужно учитывать, что вес ребенка должен соответствовать его росту (и – в меньшей степени – возрасту). Только оценивая вес младенца относительно роста, можно судить о состоянии упитанности ребенка. Кроме того, при осмотре малыша педиатр обращает внимание на выраженность подкожно-жирового слоя и его распределение. Здесь тоже можно взять за основу эмпирические формулы.

Итак, при росте 66 см полугодовалый малыш должен весить 8200 г. На каждый недостающий сантиметр роста вычитаем по 300 г, на каждый дополнительный сантиметр -прибавляем по 250 г.

Например, для расчета массы тела ребенка, имеющего рост 68 см, нужно к 8200 г прибавить по 250 г за каждый дополнительный сантиметр. В итоге получается 8700 г.

При помощи центильного метода, уже упомянутого в связи с контролем за показателями роста, можно получить гораздо более точную оценку состояния питания малыша.

Сравнив показатели веса и роста конкретного ребенка со среднестатистическими, педиатр может выявить какое-то неблагополучие в его развитии. Например, низкий или высокий уровни упитанности, так называемые дистрофии (нарушения питания).

К дистрофиям относятся гипотрофии, представляющие собой дефицит массы тела относительно роста ребенка и паратрофии – избыток массы тела относительно роста малыша.

Среди возможных причин дистрофий следует назвать недостаточное или избыточное, несбалансированное, питание, а также заболевания органов пищеварения, инфекции, болезни эндокринной системы, хромосомные болезни, врожденные пороки развития. Перечисленные состояния могут вызывать и задержку роста ребенка.

Догоним и перегоним!

Окружности груди и головы, как правило, становятся одинаковыми к 4 месяцам жизни. После этого грудь в окружности растет быстрее и опережает окружность головы. У ребенка в возрасте в 6 мес. окружность груди составляет 45 см.

Рассчитывая этот показатель для младшего возраста, нужно вычесть по 2 см на каждый месяц, а для малыша постарше – прибавить по 0,5 см за тот же период времени.

Например, средний показатель окружности груди у малыша 5 месяцев рассчитывается так: 45 – 2 = 43 см. У годовалого ребенка окружность груди равна примерно 48 см. По аналогии с ростом или уровнем упитанности, при центильной оценке грудная клетка может иметь средние параметры, а также – развиваться ниже или выше среднего, но это укладывается в возрастные нормативы.

Широкая или очень широкая грудная клетка может сочетаться с избыточной массой тела и выраженным развитием подкожно-жирового слоя, а может быть и особенностью телосложения ребенка.

Что касается узкой грудной клетки, это также может быть особенностью телосложения или результатом скудного питания, но может и указывать и на некоторые пороки развития (например, со стороны костной или дыхательной систем). Окружность головы у ребенка 6 мес. составляет 43 см.

Расчеты для детей более старшего или младшего возраста производятся по уже известному принципу: на каждый предшествующий месяц вычитается по 1,5 см, на каждый последующий – прибавляется по 0,5 см.

Например, окружность головы для ребенка 9 месяцев рассчитывается по формуле: 45 см + (0,5 см Х 3). Получается 44,5 см.

К году окружность головы составляет примерно 46-47 см. Однако при осмотре педиатра интересуют не столько абсолютные величины окружности головы, сколько их темповые прибавки.

Слишком быстрый или очень медленный рост головы малыша может свидетельствовать о патологии в развитии головного мозга, и в этом случае требуется консультация невролога.

Что-то «не так»?

Во время осмотра может оказаться, что некоторые показатели физического развития малыша отступают от нормы. Например, ребенок должен весить 8200 г, а весит всего 8000 г.

Что делать?

Срочно увеличивать число кормлений?

Или их объем? Ни то, ни другое.

Нужно помнить, что все дети разные, и не обязательно каждому младенцу к 6 месяцам достигать веса 8 кг 200 г. Тем более что вес, как следует из сказанного выше, в большей степени зависит от роста, нежели от возраста. Кроме того, существуют пределы допустимых колебаний показателей роста, веса, а также окружностей груди и головы (см. таблицу 3).

таблица 3

Предел допустимых колебаний антропометрических показателей на первом году жизни ребенка

Предел допустимых колебаний

Длина тела ± 4 см

Масса тела ± 1 кг

Окружность груди ± 3 см

Окружность головы ± 2,5 см

Педиатр также может охарактеризовать развитие маленького пациента как «гармоничное» или «дисгармоничное». Что это такое? Врач оценивает антропометрические показатели и делает вывод о соответствии их друг другу. Например, при средних показателях роста и развития грудной клетки, но низком уровне упитанности, можно говорить о дисгармоничном развитии малыша. Оценив уровень физического развития ребенка на данный момент, специалист сравнивает полученные данные с результатами более ранних измерений и может сделать вывод о том, стабильно, ускоренно или замедленно развивается ребенок.

Комментарии

Посмотреть комментарии

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру – это кладезь полезной информации

Источник