Среда опережающего развития для ребенка
Лилия Петрова
Развивающая предметно-пространственная среда в группе как зона опережающего развития детей. Оптимальные условия
1. слайд
2. слайд
Развивающая предметно-пространственная среда в группе как зона опережающего развития детей. Оптимальные условия.
3. слайд
Специально организованная предметная среда позволяет педагогам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в предметной среде. Поэтому для нормального развития дошкольника организовано его предметное окружение соответствующее его росту, действиям рук и предметному миру взрослых.
В период дошкольного детства познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вводя в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Согласно ФГОС образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства, социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию, деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
4. слайд
Развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, в группе детского сада представлена центром «Академия почемучек», что позволило создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.К числу основных методов работы с детьми в данных уголках мы относим: экспериментальную деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
5. слайд
С этой целью центр «Академия почемучек»» оборудован всем необходимым для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру.
1. Приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты, микроскопы).
2. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.
3.Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.
4.Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
5.Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
6.Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
7.Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
8.Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.
9.Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Функциональная роль центра «Академия почемучек»
– исследовательская;
– познавательная;
– приобретение навыков работы с исследовательскими приборами.
Исследовательский интерес, способность и стремление экспериментировать зарождается в раннем детстве в недрах предметной деятельности. Игрушки для экспериментирования отображают различный характер движения предметов, их звучания, взаимодействия между собой или с различными веществами – водой, воздухом, песком и т. п. Важными качествами всех игрушек этого типа является наглядность и яркий, очевидный эффект явления, который побуждает воспроизвести действие и желание разобраться.
Материалы для исследовательских действий детей можно разделить на две группы: для предметной деятельности и для детского экспериментирования.
Предметно-развивающая среда в группе и детском саду должна служить зоной опережающего развития детей.
6. слайд
Специально созданная предметно-развивающая среда в ДОУ, способствует опосредованному обучению и развитию познавательной активности детейи под-держания интереса к экспериментальной деятельности:
Уголок экспериментирования в группе, оборудованный с учетом опре-деленных требований к оформлению и содержанию.
Центры познавательного развития в ДОУ,где дети получают допол-нительное образование: элементарные знания из области астрономии, географии, краеведения, экономики, экологии, математики-логики, со-циальной жизни, истории человека, истории своей страны, по основам безопасности жизни.
Здесь дети могут повторить опыты, показанные воспитателем или сверстни-ками, или заниматься самостоятельным творчеством.
7. слайд
Оптимальные условия для экспериментально -исследовательской работы детей в группе.
1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их экспери-ментами, исследованиями, опытами, наблюдениями.
2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощ-ряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному эксперименти-рованию.
3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой дея-тельности детей.
4. Создание в группах уголков, лабораторий, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми исследовательскую деятельность самостоятельно в свободное время.
5. Использование «Уголка экспериментирования» для долгосрочных исследова-тельских работ.
6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследова-ниям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.
8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты,
9. сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
10. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.
11. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних усло-виях.
Исходя из теоретического материала и учитывая практический опыт, можно согласиться с высказыванием Рубинштейна, что «показателем зрелости развития ребенка является свободная и самостоятельная игровая деятельность».
В дошкольном возрасте потребность в игре достигает расцвета. Разнообразны сюжеты детских игр и те стороны действительности, которые дети отражают в них.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы ДОУ. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Исследовательская деятельность позволяет решать одновременно вопросы развития, воспитания и обучения подрастающего поколения.
8. слайд
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Развитию элементарных математических представлений дошкольников всегда уделялось особое внимание в силу необходимости развития абстрактного, логического мышления. Обучение математике должно заинтересовать ребенка, чему и может способствовать экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их сознанию.
В ходе работы в нашей группе по формированию элементарных математических представлений, экспериментирование, представляется тем способом обучения, который помогает ребенку «открыть новое знание» за счет сравнения, измерения, выводов.
9. слайд
Например, дети берут три одинаковых по величине и цвету предметы, но изготовленных из разных материалов или наполненных разным материалом, и проводят эксперимент, в котором сравниваются предметы, проявляются признаки их сходства и различия.Наши дети делают вывод: масса трех одинаковых по цвету, форме и размеру предметов может быть различна из-за материала.
10. слайд
Аналогично дети устанавливают, что при одинаковой форме большего размера предмет, может быть легче, меньшего, например, два одинаковых предмета 2 кубика паралоновый и деревянный;
11. слайд
или разного размера предметы могут иметь одинаковую массу, например два кубика паралоновый и из ЭВА материала (вспененный полимерный композитный материал). Проводя выше описанные виды экспериментов, детьми усваиваются, такие математические понятия, как форма, величина, измерение массы.
12. слайд
Другой эксперимент, проводимый с детьми с водой может быть направлен на изучение свойства сохранения объема воды в независимости от формы сосуда.Для этого понадобятся: стакан или кружка, несколько сосудов разной формы и высоты (узкие, широкие и т. д.) и сама вода. Мы с детьми наливаем в стакан или кружку воду до краев, причем педагог обращает детское внимание на количество налитой воды в стакан или кружку, затем переливаем в имеющиеся сосуды воду из стакана. На последнем этапе эксперимента следует воду перелить в первоначально взятый стакан (кружку).Мы спрашиваем у ребят: «что изменилось?», «стало ли воды больше или меньше?», «почему?» и т. д. в ходе эксперимента мы с детьми обращаем внимание на форму и величину сосудов. В результате проведения данного опыта наши дети выявляют неизменность объема, и закрепляют понятие «узкий», «широкий», «большой», «маленький» и т. д. После окончания эксперимента делаем с детьми заключение о том, что определенный объем воды не меняется от формы сосудов, а только принимает их форму. Такой эксперимент с водой можно проводить в разновозрастных группах.
13. слайд
Одной из программных задач по ФЭМП является деление предметов на равные части, реализовать которую возможно с помощью экспериментирования. Например, мы предлагаем детям установить экспериментальным путем, сколькими различными способами можно разделить квадрат (прямоугольник, круг) на 2 (4) равные части и какой формы получатся части. В экспериментальном уголке лежит расходный материал в форме квадрата, прямоугольника, круга. Дети имеют возможность экспериментировать с этими формами,выбирая самостоятельно пути деления геометрических фигур на части: складывание, разлиновка, разрезание.
14. слайд
Экспериментирование по ФЭМП пробуждает интерес, познавательную активность, любопытство, развивает мыслительные операции, умение анализировать, классифицировать и обобщать. Используя экспериментирование, наши дети с удовольствием занимаются математикой, стремятся узнать новое, а наша задача как педагогов создать условия, т. е. создать развивающую среду, которая будет доступна детям, безопасна, вариативна.
15. слайд
Источник
Елена Черний
Консультация для воспитателей «Построение развивающей среды с учетом зоны актуального и ближайшего развития»
Построение развивающей среды с учетом зоны
актуального и ближайшего развития
На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах, или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в дошкольном учреждении.
Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функций.Основные из них это:
Организующая, воспитывающая и развивающая – которая является главной, ведущей.
Что же такое развитие? Развитие это продвижение человека к совершенству под влиянием воспитания и обучения. Развитие по Выготскому – это расстояние от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» развития ребенка. Значит, развивающая среда каждого вида деятельности по своему содержанию должна соответствовать «зоне актуального» развития самого слабого (именно в этом виде деятельности) и «зоне ближайшего» развития самого сильного (в этом же виде деятельности) в группе ребенка.
Другими словами, средадолжна быть наполнена:
1. Содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития,
2. Тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению, а
3. Для отдельных еще и недостижимо.
Среда может называться развивающей только в том случае, если содержит материал, посильный каждому ребенку, в каждом разделе. Каждому ребенку должна быть предоставлена возможность удовлетворить потребность к успеху через посильное, которое у каждого свое.
Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.
Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого,а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за содеянное, за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей каждого ребенка.
Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать особенности детей,посещающих эту группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.
Непременными условиями построения развивающей среды является реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.
Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей среды в группе:
1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка.У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда группы должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так,чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого зонирования (распределение развивающего материала по зонам).
2. Принцип уважения к мнению ребенка. Развивающую среду для детей выстраивает воспитатель. Он при этом старается, чтобы окружающая при этом обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной. Организуя среду, необходимо учитывать мнение каждого ребенка, всех детей группы, выслушивать их предложения и по возможности их удовлетворить или же тактично объяснить причину отказа.
3. Принцип функциональности – означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.
4. Принцип опережающего характера содержания образования. Воспитатель подбирает в группу только те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это обусловлено «зоной ближайшего» развития самых сильных детей в том или ином виде деятельности. И чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей.
5. Принцип динамичности – статичности среды. Ребенок оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим, а так же требует изменений. Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.
Источник
Сейчас в Санкт-Петербурге проходит IX Всероссийская научная конференция с международным участием “Центральные механизмы речи”, посвященная памяти замечательного человека – профессора Натальи Николаевны Трауготт.
Вообще, научные конференции всегда дают очередной внутренний толчок, который начинает генерировать в тебе новые идеи, мысли и проекты. Поэтому я их очень люблю.
Итак, первый день конференции подошел к концу. Эмоции переполняют, и хочется ими поделиться.
Сегодня меня впечатлил доклад Анисимова Г.В. о нейропсихологических механизмах опережающего развития у детей. Мало того, что подача была потрясающей, так и сам материал был достоин пристального внимания и не оставил по-моему равнодушным никого. И вот что мне хотелось бы по этому поводу сказать.
Тема раннего развития сейчас у всех на устах. И с профессиональной точки зрения это оправдано: чем раньше ты начинаешь создавать ребенку оптимальную для его развития среду, тем лучше разовьется его мозг.
Драма заключается в том, что понятие “развивающая среда” трактуется зачастую совершенно неверно.
“А мы в 2 года уже буквы знаем!”
“А мой в 3 года уже сам пишет!
“А мы в школу с 6 лет пойдем, ему в садике уже делать нечего!!”
И т.д
Как часто приходится слышать эти и подобные им высказывания! Между тем, они таят в себе большие подводные камни. Почему?
Да потому, что буквы, цифры, умения читать и писать, да и вообще сама речь – это высшие (ассоциативные) функции коры головного мозга, которые физиологически созревают не сразу после рождения, и в этом есть смысл.
Мозг ребенка развивается. И происходит это “снизу вверх” и “с задних отделов к передним”. Как это понять? Да очень просто. Сначала развиваются более глубинные отделы мозга, и только потом к ним присоединяются более сложные, вышестоящие, конечным звеном которых является кора. Но и она в свою очередь не развивается вся и сразу, а начинает с задних отделов и постепенно переходит к передним.
Речь, тем более ее письменная форма – это сложнейшая функция, которая обеспечивается работой средних и передних отделов коры головного мозга. Если она возникает слишком рано (фраза – до 1,5 лет, чтение и письмо – до 5 лет), то родителям надо быть внимательными, соблюдать правила психогигиены, не усердствовать на радостях с буквами и цифрами, и тем более искусственно не форсировать появление этих феноменов. Иначе ребенок может словить невроз – энурез, заикание, социофобию и прочих дружков. Умение читать, писать и считать до 6-7 лет – это не признак высокого интеллекта, а группа риска. Тонкая, еще не окрепшая психика, переходит на новый уровень, не заполнив как следует предыдущий. Представьте куб, который разделен этажами на множество маленьких кубиков внутри себя (вспомните хотя бы тетрис). Если поторопиться и начать заполнять выщестоящие отсеки, пока нижестоящие остаются пустыми, очень быстро наступит момент, когда до пустых клеточек будет уже не добраться. Так и с психикой. Всему свое время.
Чтобы ребенок был вырос, нужно развивать его гармонично, учитывая так называемую зону ближайшего развития. Если говорить в кратце, то это выглядит так:
– в первый год жизни малышу необходим тесный эмоциональный и речевой контакт с матерью; его потребности в еде и безопасности удовлетворяются своевременно; он здоров; у него есть возможность двигаться и исследовать окружающую среду; идет развитие предпосылок речи – гуление и лепета, появляются первые слова; идет отработка первичных (итеральных) ритмов (глубинные отделы мозга – ствол, средний мозг и лимбическая система)
– на втором году жизни к этому списку прибавляются манипуляции с предметами; идет активное развитие сенсорных систем, ребенок накапливает огромный опыт изучения вещей, разных по форме, величине, цвету, запаху, материалу, вкусу и множеством других характеристик (мозжечок, подкорка и задняя кора); у него уже более сотни слов в пассивном (понимаемом) словаре, и он пробует сам строить простую фразу, используя ее для коммуникации с близкими; движения становятся сложнее, а физическая активность выше; продолжается развите ритма.
– с третьего года жизни и до 6-7 лет ведущим видом деятельности становится ролевая игра; в этот период бурно развивается собственная речь и фантазия; ребенок живет в мире, где есть место и волшебным героям и сказочным персонажам, он осваивает множество социальных ролей; активно обучается управлять самим собой и ухаживать за собственным телом; движения становятся более координированными, их ритмический рисунок усложняется.
К 6-7 годам средняя и передняя кора становятся готовыми для появления принципиально новой (знаковой) функции – письменной речи.
Конечно, у кого-то и собственная речь и ее письменная составляющая появляются раньше обычного. Не надо форсировать этот процесс дальше. Пусть она будет, но не надо форсировать (искусственно ускорять) процесс овладения чтением и письмом. Оттягивать тоже не надо, конечно. Всему свое время. Время верить в Деда Мороза, время писать сочинение о лете. Кстати, дети, которые рано разуверились в дедах морозах, в чуде и сказках, согласно исследованиям, во взрослом возрасте больше подвержены депрессиям и пессимизму. Вот так.
А вообще о нормальном детском онтогенезе (последовательном развитии) написано очень много хороших книг и статей в интернете. Читайте, изучайте и не ведитесь на рекламу “развивашек”, не изучив их методики как следует. Оказывается, они могут и навредить.
P.S. Хотела сделать много фоток с Питером, но забыла дома селфи-палку. Так что фотками баловать не буду) До завтра!
Источник