Способы развития речи у ребенка до года
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
На одной лестничной площадке жили Иришка и Света. Обеим по четыре года. Иришку воспитывала бабушка, так как родители много работали. Бабушка была старенькой и дальше двора выходить не могла. Свету воспитывала мама, бросившая официальную работу специально для развития дочери. Она работала через Интернет и водила ребёнка на развивающие занятия. И очень страдала от того, что её Света не выговаривала многие буквы и разговорам предпочитала жестикуляцию, в то время как Иришка уже не только вовсю тараторила, но и книжки читала самостоятельно. Сейчас мы раскроем секреты бабушки, которой удалось быстро и без проблем разговорить внучку.
В конце статьи мы подготовили чек-лист “Артикуляционная гимнастика для малышей. Основные правила выполнения” Используйте его в своих занятиях и ваш кроха заговорит гораздо быстрее
Развиваем речь у ребёнка от рождения до года
Потягушки. После того, как малыш проснулся, ласковыми движениями поглаживаем его от макушки до кончиков пальчиков ножек и приговариваем: «Потягушки-потягушки-потягушечки!» Затем конкретизируем, поглаживая называемые части тела: «Потягушки — ручки, потягушки — ножки, потягушки — животик, потягушки — спинка, потягуууушечки». Дети с удовольствием реагируют на такое пробуждений и сами начинают потягиваться.
Типичная пальчиковая гимнастика спрятана в потешках. Вспомните:
- Ладушки (когда сначала кроха хлопает в ладошки, потом помещает их на голову, а потом машет ручками).
- Сорока, сорока, которая кашку варила. Сначала водим круговыми движениями указательным пальчиком правой руки малыша по ладошке левой руки, а затем загибаем поочерёдно пальчики левой руки.
- Пальчик-пальчик, где ты был? Когда мы поглаживаем по очереди все пальчики ребёночка.
Развивающие речевые занятия для детей от года до двух лет
Золушкина работа: перебираем крупы и бобовые. В небольшой посудине перемешиваем небольшое количество фасоли и гороха, затем просим ребёнка рассортировать по разным чашкам. Можно смешивать фасоль и манку и просить кроху просеять через дуршлаг. Эта игра имеет множество вариаций, она прекрасно развивает мелкую моторику, учит детей классифицировать предметы и определять их признаки.
Ребёнок обязательно должен находиться под наблюдением взрослых, чтобы он случайно не проглотил или не засунул крупу себе в нос.
Родители не просто находятся рядом, они рассказывают о крупах и о том, что с ними связано.
Спрашивалки, загадки. Взрослый спрашивает, малыш отвечает.
- Как мышка пищит? Пи-пи-пи!
- Как собачка лает? Гав-гав-гав!
- Как кошка мяукает? Мяу-мяу!
И так далее, перебираем животных, можно спрашивать и про предметы, транспорт, издающие какие-либо звуки.
Попляши! Включаем весёлую музыку и припеваем:
Ну-ка, Маша (имя ребёнка), попляши!
Ай-да ножки (ручки, ушки) хороши!
Это, на современном языке, логоритмика. Очень полезное развивающее занятие.
Чтение. Берите книжки с крупными натуральными картинками и небольшим текстом или совсем без него. Дети могут бесконечно просить почитать одну и ту же книжку. Не отказывайтесь, даже если вы уже всё знаете наизусть. Берите снова, и снова, как впервые — с интересом читайте и перечитывайте детскую классику: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».
Разглядывалки. Просто рассматриваем подробно любой предмет.
- Берём, к примеру, кастрюлю. О! Какая большая! Круглая! Пустая! Звенит, если стукнуть по ней ложкой! Можно накрыть крышкой! Можно спрятать игрушку!
- А вот — скалка! Она деревянная, тоже круглая, но не пустая. В неё нельзя ничего положить! Зато можно раскатать тесто или ударить ею по кастрюле, чтобы та зазвенела.
Не ленитесь, разглядывайте и описывайте все предметы, хранящиеся в кухонных столах и ящиках!
В конце статьи мы подготовили чек-лист “Артикуляционная гимнастика для малышей. Основные правила выполнения” Используйте его в своих занятиях и ваш кроха заговорит гораздо быстрее
Загадываем загадки. Что пропало? Деревянные игрушки для детей прекрасно мотивируют развитие речи. Выкладывайте три игрушки. Затем попросите малыша отвернуться и накройте один предмет платком. Пусть кроха повернётся и скажет, что лежит под платком?
Прятки. Накрываем малыша большим платком и спрашиваем: Где Ваня (имя ребёнка). Начинаете его искать: под стулом нет, под кроватью нет, в ванной нет… Очень скоро малыш сам выскочит из под платка и закричит, что он здесь. Обрадуйтесь и повторите.
Развиваем речь у ребёнка двух-трёх лет
- Потешки. Читайте (или продолжайте читать) потешки во время умывания, купания, расчёсывания. Слова потешек легко запоминаются, облегчают последующее заучивание стихотворений.
- Загадки. Уже можно задавать ребёнку самые просты загадки про девицу в темнице и про лук, и про капусту. Загадки стимулируют мышление малыша, их можно заучивать и рассказывать друзьям по песочнице.
- Лепим из солёного теста.
- Собираем пирамидку. Лучше иметь дома несколько видов деревянных игрушек для детей, в том числе и несколько пирамидок из разных материалов. Так вы сможете учить цвета, размеры, последовательности, подкрепляя их тактильными ощущениями.
- Строим дома из кубиков. Нет кубиков — берём крупное лего или обычные коробки из под молока, соков, продуктов.
- Учим простые песенки и танцуем под ритмичную музыку, играем в пальчиковый театр.
- Стимулируем подражательство, спрашивая не просто, как говорит кошка, а как разговаривает добрая кошечка? А как злая? Большая? Маленькая?
- Игры, развивающие речь детей до 3-х лет мы рассматривали в ЭТОЙ статье.
Если вернуться к нашим героиням из начала статьи, то можно предположить, что с Ириной бабушка постоянно была рядом: напевала, играла, давала играть посудой, крупами и тестом, играла в прятки, рисовала, читала, загадывала загадки и разглядывала. И было это в то время, когда ребёнку было интересно. Поэтому девочка развивалась хорошо и быстро. Любознательный малыш быстро впитывает новые знания и начинает ими пользоваться.
Свете повезло меньше. Мама была с нею рядом, но не вместе. Она работала и «развивала» ребёнка на занятиях, куда возила. То есть, малышка могла заниматься тем, что ей не совсем нравилось и не в то время, когда она этого хотела. В результате самые современные методики не смогли обойти по эффективности старые бабушкины методы.
Чтобы ребёнок заговорил раньше — просто будьте рядом с ним, разговаривайте и играйте не от случая к случаю, а постоянно, естественно вплетая простые и короткие занятия в режим дня малыша.
А как вы занимались со своим ребёнком?
Задержка речевого развития — что это и когда начинать действовать?
Источник
На одной лестничной площадке жили Иришка и Света. Обеим по четыре года. Иришку воспитывала бабушка, так как родители много работали. Бабушка была старенькой и дальше двора выходить не могла. Свету воспитывала мама, бросившая официальную работу специально для развития дочери. Она работала через Интернет и водила ребёнка на развивающие занятия. И очень страдала от того, что её Света не выговаривала многие буквы и разговорам предпочитала жестикуляцию, в то время как Иришка уже не только вовсю тараторила, но и книжки читала самостоятельно. Сейчас мы раскроем секреты бабушки, которой удалось быстро и без проблем разговорить внучку.
В конце статьи мы подготовили чек-лист “Артикуляционная гимнастика для малышей. Основные правила выполнения” Используйте его в своих занятиях и ваш кроха заговорит гораздо быстрее
Развиваем речь у ребёнка от рождения до года
Потягушки. После того, как малыш проснулся, ласковыми движениями поглаживаем его от макушки до кончиков пальчиков ножек и приговариваем: «Потягушки-потягушки-потягушечки!» Затем конкретизируем, поглаживая называемые части тела: «Потягушки — ручки, потягушки — ножки, потягушки — животик, потягушки — спинка, потягуууушечки». Дети с удовольствием реагируют на такое пробуждений и сами начинают потягиваться.
Типичная пальчиковая гимнастика спрятана в потешках. Вспомните:
- Ладушки (когда сначала кроха хлопает в ладошки, потом помещает их на голову, а потом машет ручками).
- Сорока, сорока, которая кашку варила. Сначала водим круговыми движениями указательным пальчиком правой руки малыша по ладошке левой руки, а затем загибаем поочерёдно пальчики левой руки.
- Пальчик-пальчик, где ты был? Когда мы поглаживаем по очереди все пальчики ребёночка.
Развивающие речевые занятия для детей от года до двух лет
Золушкина работа: перебираем крупы и бобовые. В небольшой посудине перемешиваем небольшое количество фасоли и гороха, затем просим ребёнка рассортировать по разным чашкам. Можно смешивать фасоль и манку и просить кроху просеять через дуршлаг. Эта игра имеет множество вариаций, она прекрасно развивает мелкую моторику, учит детей классифицировать предметы и определять их признаки.
Ребёнок обязательно должен находиться под наблюдением взрослых, чтобы он случайно не проглотил или не засунул крупу себе в нос.
Родители не просто находятся рядом, они рассказывают о крупах и о том, что с ними связано.
Спрашивалки, загадки. Взрослый спрашивает, малыш отвечает.
- Как мышка пищит? Пи-пи-пи!
- Как собачка лает? Гав-гав-гав!
- Как кошка мяукает? Мяу-мяу!
И так далее, перебираем животных, можно спрашивать и про предметы, транспорт, издающие какие-либо звуки.
Попляши! Включаем весёлую музыку и припеваем:
Ну-ка, Маша (имя ребёнка), попляши!
Ай-да ножки (ручки, ушки) хороши!
Это, на современном языке, логоритмика. Очень полезное развивающее занятие.
Чтение. Берите книжки с крупными натуральными картинками и небольшим текстом или совсем без него. Дети могут бесконечно просить почитать одну и ту же книжку. Не отказывайтесь, даже если вы уже всё знаете наизусть. Берите снова, и снова, как впервые — с интересом читайте и перечитывайте детскую классику: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».
Разглядывалки. Просто рассматриваем подробно любой предмет.
- Берём, к примеру, кастрюлю. О! Какая большая! Круглая! Пустая! Звенит, если стукнуть по ней ложкой! Можно накрыть крышкой! Можно спрятать игрушку!
- А вот — скалка! Она деревянная, тоже круглая, но не пустая. В неё нельзя ничего положить! Зато можно раскатать тесто или ударить ею по кастрюле, чтобы та зазвенела.
Не ленитесь, разглядывайте и описывайте все предметы, хранящиеся в кухонных столах и ящиках!
В конце статьи мы подготовили чек-лист “Артикуляционная гимнастика для малышей. Основные правила выполнения” Используйте его в своих занятиях и ваш кроха заговорит гораздо быстрее
Загадываем загадки. Что пропало? Деревянные игрушки для детей прекрасно мотивируют развитие речи. Выкладывайте три игрушки. Затем попросите малыша отвернуться и накройте один предмет платком. Пусть кроха повернётся и скажет, что лежит под платком?
Прятки. Накрываем малыша большим платком и спрашиваем: Где Ваня (имя ребёнка). Начинаете его искать: под стулом нет, под кроватью нет, в ванной нет… Очень скоро малыш сам выскочит из под платка и закричит, что он здесь. Обрадуйтесь и повторите.
Развиваем речь у ребёнка двух-трёх лет
- Потешки. Читайте (или продолжайте читать) потешки во время умывания, купания, расчёсывания. Слова потешек легко запоминаются, облегчают последующее заучивание стихотворений.
- Загадки. Уже можно задавать ребёнку самые просты загадки про девицу в темнице и про лук, и про капусту. Загадки стимулируют мышление малыша, их можно заучивать и рассказывать друзьям по песочнице.
- Лепим из солёного теста.
- Собираем пирамидку. Лучше иметь дома несколько видов деревянных игрушек для детей, в том числе и несколько пирамидок из разных материалов. Так вы сможете учить цвета, размеры, последовательности, подкрепляя их тактильными ощущениями.
- Строим дома из кубиков. Нет кубиков — берём крупное лего или обычные коробки из под молока, соков, продуктов.
- Учим простые песенки и танцуем под ритмичную музыку, играем в пальчиковый театр.
- Стимулируем подражательство, спрашивая не просто, как говорит кошка, а как разговаривает добрая кошечка? А как злая? Большая? Маленькая?
- Игры, развивающие речь детей до 3-х лет мы рассматривали в ЭТОЙ статье.
Если вернуться к нашим героиням из начала статьи, то можно предположить, что с Ириной бабушка постоянно была рядом: напевала, играла, давала играть посудой, крупами и тестом, играла в прятки, рисовала, читала, загадывала загадки и разглядывала. И было это в то время, когда ребёнку было интересно. Поэтому девочка развивалась хорошо и быстро. Любознательный малыш быстро впитывает новые знания и начинает ими пользоваться.
Свете повезло меньше. Мама была с нею рядом, но не вместе. Она работала и «развивала» ребёнка на занятиях, куда возила. То есть, малышка могла заниматься тем, что ей не совсем нравилось и не в то время, когда она этого хотела. В результате самые современные методики не смогли обойти по эффективности старые бабушкины методы.
Чтобы ребёнок заговорил раньше — просто будьте рядом с ним, разговаривайте и играйте не от случая к случаю, а постоянно, естественно вплетая простые и короткие занятия в режим дня малыша.
А как вы занимались со своим ребёнком?
Задержка речевого развития — что это и когда начинать действовать?
Источник