Способы развитие ребенка дома
Маленький ребенок открыт для познания нового, интересного. У него нет пока отвращения к урокам, домашним заданиям, строгим учителям. Малыша легко завлечь, заинтересовать, он задает вопросы, сам пытается познать мир. Так давайте этим пользоваться!
Василиса занимается по пособию KoloBox “Цвета”
Сейчас в магазинах огромное количество пособий и игрушек. Легко найти то, что заинтересует малыша и разовьет в нем новые знания или навыки.
Поделюсь с вами, какими способами развития ребенка я пользуюсь дома.
1. Развивающие пособия, рабочие тетради
Это самый постой способ для родителей – не надо ничего придумывать, вникать и узнавать дополнительную информацию. Просто покупаете рабочую тетрадь или годовой курс из нескольких тетрадей по возрасту вашего ребенка и последовательно выполняете задания. Не забывайте, что ребенок быстро устает даже когда очень интересно, поэтому делайте физкультминутки, чередуйте виды деятельности (например, выполнили задание по математике, дальше порисуйте или потанцуйте), и планируйте недолгое занятие. Для детей пособия не всегда интересный вид деятельности. Не все любят читать книжки или рисовать карандашом в тетрадке. Попробуйте найти развивающее пособие, которое понравится малышу, например, с героями его любимого мультика. Скорее всего, с ними занятие будет проходить легче и интереснее.
2. Настольно-печатные игры
Игры помогают не только весело провести время с родителями, но и формируют новые знания и навыки ребенка. Во-первых, чтобы стать участником игры, малышу необходимо понять правила. Некоторые игры доступны детям уже с 2х лет. Моя дочка, например, в 1,5 года поняла принцип игры в «Лото», а чуть позже – и в «Мемори» и «Домино». Во-вторых, настольно-печатные игры всегда с картинками. Они не только привлекают ребенка, но и заставляют узнать много новой информации. Например, названия цветов, грибов, насекомых и т.д.
3. Деревянные и пластмассовые игрушки
Играя с сортером, вкладышами, пирамидкой и другими пособиями, ребенок также учится и развивается. Он узнает новые цвета, формы, развивает глазомер, мелкую и крупную моторику. Также полезны шнуровки, магнитные игры, пособия Монтессори, паззлы и т.д.
4. Конструктор
Это очень многофункциональное пособие. Ребенок закрепляет знания о цвете, знакомится с объемными формами, узнает название материала, из которого сделан конструктор. Также он начинает применять понятия о размерах (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий и т.д.). Постройки можно создавать по схеме, по образцу, по собственному замыслу. Родители часто сами увлекаются строительством, тем самым, заинтересовывают детей еще больше.
5. Электронные пособия
Это могут быть развивающие мультики, игры на компьютере, телефоне. Многие родители против такого способа развития детей. Но я не вижу в нем ничего плохого, при условии, что ребенок здоров и играет недолго и нечасто. Современные игры хорошо продуманы, яркие, красочные, разработаны так, что ребенок очень быстро улавливает и запоминает новую информацию.
Вот лишь некоторые методы развития ребенка, которые я применяю дома. Важно помнить, что малыш не должен уставать, ему должно быть интересно и комфортно. Категорически нельзя ребенка заставлять заниматься! Лучший вариант, когда эти способы чередуются, т.е. сегодня вы занимались по тетради, а завтра будете играть в лото. Если ребенок усидчивый, то в одном занятии можно применить несколько способов.
Как развивать ребенка во время прогулки читай в статье “Прогулка по лесу вместо книжки”.
Интересных вам занятий!
Источник
В наше время повсеместно открываются Центры раннего развития ребенка, в которые приглашают детей от 8-ми месяцев и старше. Цена, уровень специалистов, оборудование помещений и другие составляющие определяют выбор родителя в пользу того или иного заведения.
Многие готовы заплатить немалые деньги за занятия, полагая, что только там их малыш сможет обучиться и затем в детском саду или в школе показать себя на высоте. На самом деле, многие родители не учитывают тот факт, что именно дома ребенок проводит практически все свое время, и именно в домашних условиях, в первую очередь, происходит его развитие.
Как же родителям развивать ребенка в домашних условиях, успевая в то же время выполнять свои домашние обязанности? Очень легко, весело и полезно не только для ребенка, но и для них самих.
Каждую минуту жизни малыш узнает что-то новое и интересное, любое действие является для него игрой, в ходе которой он познает окружающий мир. Очень важно уметь не только правильно подбирать игрушки, но и умело организовывать занятия.
После года прежде всего познает физические свойства предметов и явлений, ему интересны те игрушки, которые можно исследовать несколькими способами. Кубики, которые можно ставить один на другой, рушить и снова строить, мячи, которые можно бросать, катать, различные конструкторы и мозаики будут самыми полезными игрушками в этом возрасте.
Важно не ограничивать манипуляции ребенка с игрушками, только та игрушка полезна, которую можно взять в руки, погрызть, повертеть, собрать и разобрать. Новые и нередко удивительные способы применения предметов свидетельствуют о развитии фантазии у ребенка.
Очень часто малыши пробуют подражать действиям взрослых, берут веник, исследуют стиральную машину или компьютер. Не ограничивайте ребенка в его действиях, рассказывайте ему о том, для чего нужен тот или иной предмет, и тогда он не только научится пользоваться этими предметами, но и в значительной мере разовьет координацию и моторику.
Постоянное общение с ребенком, чтение книг, рассказы о том, что происходит вокруг, даже если вам кажется, что малыш вас не слушаем, – это верный путь к развитию речи ребенка и обогащению его словарного запаса. Ни одна аудиокнига или мультфильм не смогут заменить общение родителей со своим чадом, общение, которое формирует взаимопонимание и уважение.
Социальное развитие ребенка в домашних условиях также происходит, несмотря на то, что семья может состоять только из мамы и малыша. Умение правильно вести себя с другими людьми и принимать их интересы и желания можно сформировать во время игр в лото, домино, ладушки, также полезно играть в различные ролевые игры.
Комплексное развитие ребенка невозможно без его физического развития. Важно в течение дня уделять особое внимание физическим упражнениям. Зарядка, ежедневные прогулки с активными играми, игры в прятки и догонялки укрепляют мышцы ребенка. Обучение малыша азам гигиены, несомненно, важно для его здоровья, также оно развивает в нем дисциплину и ответственность за свою жизнь.
Особое место в развитие ребенка занимают творческие занятия. Они приносят малышам массу удовольствия и учат его фантазировать и любить жизнь с ее яркими красками. Не бойтесь испачканных вещей, раскрашенных стен и оторванных обоев. Все можно отмыть, починить, приклеить заново. А вот детское желание творить можно раз и навсегда обрубить одной фразой: «Прекрати рисовать свои каракули повсюду». Точки, линии, нелепые на первый взгляд мазки – это волшебный мир вашего маленького творца, который так важен для его развития.
Опыт мам по развитию ребенка в домашних условиях очень богат и разнообразен. Большинство их них отдают предпочтение в ходе занятий с ребенком нескольким развивающим методикам, среди которых карточки Глена Домана и обучающая среда Марии Монтессори.
В основе первой методики лежит изучение окружающей действительность путем демонстрации карточек с изображением различных предметов из одушевленного и неодушевленного мира. Карточки можно как купить, так и сделать своими руками, приклеив на картон распечатанные рисунки. Заниматься по карточкам Домана рекомендуется с самого раннего детства.
Обучающая среда Марии Монтессори в своей основе имеет следующие принципы:
- ребенок может все сделать самостоятельно, не стоит ему мешать, можно лишь помогать;
- во главе развития ребенка лежат его интерес и индивидуальные особенности;
- не стоит ускорять развитие ребенка, нужно дать ему то, что нужно на определенном этапе.
Разнообразие дидактического материала – шнуровки, вкладыши, пирамидки, карточки, игрушки разных форм и цветов – все это позволит родителям развить разностороннюю личность. Не обязательно покупать дорогие игрушки, все необходимое есть под рукой – коробочки, крупы, баночки и другие предметы, используемые в быту, послужат материалом для занятий.
В домашней обстановке не стоит забывать о планировании занятий. Именно заранее разработанный план поможет родителям и детям плавно продвигаться вперед в изучении окружающего мира. Два занятия я в день по 15 минут (математика и развитие моторики, чтение и физические упражнения) не утомят ребенка, а в его голове сформируется понимание того, что и для чего он делает.
Конечно, общение ребенка со сверстниками на занятиях в обучающих и развивающих центрах – очень важная составляющая развития, но все же основные навыки, знания и умения мы получаем именно дома. Поэтому так важно все свое свободное время посвящать ребенку и его интересам.
Источник
Доброе время суток, дорогой посетитель сайта psy-razvitie.ru! Родители сегодня понимают, что время в развитии ребенка упускать нельзя. Многие родители с удовольствием проводят занятия с детьми дома. Сегодняшний мир изменился, стал намного сложнее. Современные дети развиваются быстрыми темпами, образовательные учреждения предъявляют другие требования, нежели 20-30 лет назад.
Это не значит, что надо гнаться за всеми, это значит, что родителям стоит обращать внимание на развитие своих детей. Многие родители сегодня задумываются о том, как организовать занятия с ребенком дома.
Правильно сформированная развивающая среда и развивающее общение помогают ребенку гармонично постигать знания о мире, обретать навыки, умения. Создают крепкий фундамент для дальнейшего развития.
Создавайте гармоничную развивающую среду.
Гармоничная среда развития включает три фундаментальных условия: движение, общение, игра. Чем благоприятнее внутрисемейные отношения, богаче содержание общения, игры и двигательная активность, тем интенсивнее происходит развитие.
Когда мама и папа принимают малыша, допускают возможность ошибок и право на уникальность – они проявляют самое важное качество для гармоничной среды – терпение и доброжелательность. К любому ребенку можно и нужно искать подход. С любым ребенком нужно общаться и проводить время. Бывают дети, с которыми трудно заниматься и общаться – но это лишь повод задуматься, как помочь ему адаптироваться.
Движение одни из наиболее важных факторов гармоничной среды. Ребенок должен много двигаться и окружающие предметы должны его побуждать к этому. Быть безопасными, но в то же время доступными. Шкафы, которые могут упасть надо закреплять к стене, предметы, которые могут повредить – лучше убрать подальше. С ребенком любого возраста необходимо играть в подвижные игры и выходить на длительные пешеходные прогулки. Давать возможность лазать на детских площадках и создавать спортивные уголки дома.
Еще один фактор гармоничной среды – наполненность общением. Беседы с ребенком на разные темы, заинтересованность в том, что происходит в его жизни, семейные традиции и проведение совместного досуга. Все эти простые вещи могут помочь избежать множества проблем и создают ресурс семьи на преодоление возникающих трудностей.
Игра. В любом виде и качестве. Чем больше игры в детском возрасте – тем более здоровая и ресурсная личность будет развиваться. Обычно дети играют так, как могут, но у взрослых есть много способов быть принятым в игру, и вместе с ним создавать и проходить различные игровые задачи.
Родители и их отношения с ребенком – главное условие для развития
Доказано, что качество общения с родителями во многом определяет психологическое развитие. Когда мама и папа находят возможность, желание и время самим проводить со своими детьми, заниматься различными видами деятельности, в том числе и развивающими играми, заданиями в удобное время, они могут дать малышу значительно больше, чем посещение специальных занятий два-три раза в неделю.
Однако, до сих пор многие родители сомневаются в своих силах, считая, что кто-то будет заниматься с их ребенком лучше, чем они, отказываются от совместного времени с ребенком. Возможно. Заниматься с ребенком дома или нет – это выбор самих родителей.
Подробнее о том, надо ли заниматься с ребенком дома читайте на сайте psy-razvitie.ru.
Многолетний опыт работы с детьми и родителями показывает: решающим фактором в выборе родителей является собственно само желание, осознание полезности, нужности занятий с ребенком. Даже очень занятые родители, если считают нужным и важным, находят время и возможности для провождения времени со своими детьми.
Для заботливых родителей, которые решили для себя, что занятия с ребенком дома необходимы, хотелось бы поделиться рекомендациями, которые могут помочь сделать занятия с детьми частью жизни семьи.
Организуйте удобное пространство для занятий.
- Детский стол по возрасту (крайне желательно однотонный, лучше светлых тонов).
- Закрытый шкаф (или несколько полок в шкафу) для Вашей копилки с заданиями и развивающими играми.
- Закрытый шкаф с любимыми игрушками, рассортированными в контейнеры или коробки (побуждение к двигательной активности и самостоятельности)
- Две-три открытых полки, чтобы поставить игровые пособия, с которыми будет работать Ваш ребенок в течение дня.
- Ковер или место для игр на полу.
- Полка для выставки творческих работ (для детей после трех лет).
- Под рукой должны быть творческие материалы (клей, карандаши, цветная бумага, ножницы и т.п.) Их также лучше хранить в закрытом шкафу, выставив на открытую полку небольшое количество творческих принадлежностей для самостоятельной работы ребенка. Взрослея, ребенок научиться доставать творческие материалы из закрытого шкафа и класть их на место.
- Одна из важных составляющих пространства для занятий – стена достижений. Медальки, календарь с наклейками за занятия, листок со штампиками за успешно выполненные задания и прочие атрибуты достижений Вашего дошкольника существенно помогают его мотивировать, в случаях, когда это необходимо.
Достижения своего ребенка важно замечать и поддерживать его в достижении целей. Особенно важно это для детей, которым не так легко даются выполнение заданий. Их особенно важно хвалить и поддерживать, формируя правильно отношение к ошибкам и неудачам. Похвала и поощрение – главный стимул к продолжению занятий.
Среда должна мотивировать и организовывать внимание.
Среда должна мотивировать на естественную деятельность по возрасту и способствовать тому, чтобы внимание не рассеивалось на отвлекающие изображения и лишние предметы.
В раннем возрасте – это движение, активность по исследованию окружающего мира – залезть, открывать шкафы, вытаскивание и заталкивание всего везде. Закрытый шкаф с любимыми игрушками и пара открытых полок с развивающими играми на день могут побуждать малыша в возрасте 1-3 года к познавательной и исследовательской деятельности.
В более старшем возрасте, открытых полок с расставленными игрушками, материалами для творчества и для любимых занятий становиться больше, но правило остается тем же – нужно избегать большого количества игрушек, захламления и завалов. Периодически разбирайте вместе с ребенком коробки с игрушками, отбирая те, для которых найдется свой «домик», место, куда ребенок может ставить или убирать. Все остальное – отложите или передайте другим детям (по согласованию с самим ребенком). Ставьте ограничения и правила, которые ребенок должен учесть при выборе игрушек. Можно договариваться о том, в какое время вы будете пересматривать убранные игрушки, чтобы заменить то, что уже не интересно на «новые». Сохраняя и возбуждая интерес к играм и игрушкам, вы тем самым увеличиваете их полезность и развивающий потенциал.
Одна из трудностей, с которой встречаются родители, которые начинают заниматься дома состоит в том, что ребенок не хочет заниматься, все выбрасывает, ни во что не играет и быстро теряет интерес. О том, что можно делать в этих случаях можно почитать здесь.
Ни что не должно рассеивать внимание ребенка.
При оборудовании пространства для занятий с ребенком важно еще одно универсальное правило – место для занятий нужно очистить пространство от лишних «отвлекаторов». Картинки, изображения на детских столах, заваленные полки и расставленные на столе игрушки затрудняют концентрацию внимания на деятельности. Постарайтесь убрать из поля зрения все то, что лишнее. Информационная загруженность современных детей, чрезмерная зрительная и слуховая бессмысленная стимуляция лишь рассеивает внимание.
Оборудуя пространство для занятий важно помнить, что каждый предмет должен работать на комфорт и на то, чтобы максимально обеспечить удобство и доступность. Это на первый взгляд очевидная и простая рекомендация – одна из самых ключевых.
Если ребенок развивается с особенностями и родителям необходимо брать на себя задачу организовать внимание и вовлекать в занятия, то среда должна этому помогать. Когда все принадлежности, игры, творческие материалы под рукой – родитель не отвлекается от занятий с ребенком. Ведь иногда само занятие длиться всего 3-5 минут, и за это время надо что-то успеть сделать, удержать внимание дошкольника, завлечь его и в игровой форме сделать с ребенком то или иное задание.
В случаях, когда ребенок может играть и познавать мир самостоятельно факторы рассеивающие внимание также затрудняют этот процесс.
Научитесь выделять 10-15 минут на подготовку каждый день
Для того, чтобы занятие можно было организовать быстро и с пользой, важно продумывать, чем нужно позаниматься с ребенком заранее. Если вы будете затрачивать каждый день на подготовку 10-15 минут, пополняя свою «копилку» или продумывая, что можно добавить в ваше взаимодействие с ребенком, то организовать занятие, когда появляется возможность, будет значительно проще. По опыту, сначала процесс подготовки может занимать более длительное время, но чем чаще вы будете заниматься с Вашим чадом, тем быстрее Вы будете готовиться к занятию. Особенно важна эта рекомендация для тех родителей, у которых несколько детей разного возраста. Ведь чтобы дети не мешали друг другу, их всех важно занять. Придумать (или заготовить) что-то, в чем участвовать будут все дети.
Когда Вы готовите занятие, все материалы, карточки и игры лучше всего сложить в отдельную коробку, а ход самого занятия лучше всего прописать для себя на листе бумаги. Кстати, не вбрасывайте свои конспекты, на которых Вы прописываете ход занятия, лучше их складывать в папку или тетрадь, а дальше Вы обязательно сможете использовать свои идеи.
Сохраняйте в закладки полюбившиеся сайты с описанием игр и пособий. Возьмите за правило добавлять в свою «копилку» 1-2 игры в неделю. Многие родители делают папки, куда в файлы складывают понравившиеся задания.
Учитывайте особенности детей
Значение имеет не только возраст, интересы, но и особенности развития: внимание, работоспособность, особенности познавательной деятельности. Нужно учитывать, что ребенок любит делать и что ему дается сложнее.
Когда вы будете продумывать свое занятие, важно помнить что основная деятельность в дошкольном возрасте – это игра, да и школьники практически до 5-6 класса не откажутся поиграть с Вами, а материал в этом случае, будет запоминаться и усваиваться в разы быстрее.
С ребенком – дошкольником все задания лучше давать в игровом контенксте: «путешествие», «день рождения» любимого персонажа, посещение «гостей» – сказочных героев или любимых герое мультфильмов… В качестве «помощников» в занятии удобно использовать игрушки – плюшевые мишки и зайчики – первые учителя для любого дошкольника. В младшем школьном возрасте отлично в ход идут викторины, задания в форме карточек и лото. Для детей постарше – приключения, настольные игры.
Если ребенок имеет особенности в развитии, с которыми родителям трудно справляться самостоятельно – обращайтесь за помощью и консультацией к специалистам. При этом важно не терять свою родительскую инициативность, не перекладывать ответственность на специалистов. Ведь именно вам, а не специалистам заниматься с ребенком в дальнейшем, сопровождая его развитие всю школьную жизнь. Навыки занятий с ребенком, имеющим особенности в развитии крайне необходимы родителям.
Обязательно завершайте задания.
Следующая рекомендация касается организации самого занятия. В этом случае много зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Для кого-то и час играть с мамой и папой в разные игры и задания легко и мало покажется. Для кого-то и пять минут может быть трудно. При этом важно, чтобы задания оказывались завершенными. Лучше сделать не все, что вы запланировали, но то задание, которое начали – надо обязательно завершить. Так что, в данном случае, планируя занятие надо учитывать личностные и возрастные особенности. Желательно приучать к тому, что задание завершено только после того, как игра, пособие или тетрадка вернуться на свое на место.
Когда ребенок занимается легко, с интересом и ему доставляет удовольствие игры и занятия с родителями, то завершение заданий обычно не представляет сложностей.
Другое дело, когда особенности развития затрудняют совместную игру и занятия. В этих случаях, чтобы задание было завершено родителям нужно научиться правильно оказывать помощь ребенку во время выполнения заданий. В публикации «Как помогать ребенку во время занятий дома» более подробно описаны этапы оказания помощи.
Старайтесь заниматься регулярно.
Следующая важная рекомендация – регулярность занятий. Если обстоятельства складываются так, что времени остается совсем мало – не беда. Приучите себя и вашего дошкольника выполнять хотя бы одно – два игровых задания упражнений в день. Когда будут появляться дни, в которых Вы сможете выделить больше времени – привычка проводить занятия с детьми дома регулярно поможет Вам наполнить свой день интересными заданиями и событиями.
Привычка проводить регулярные занятия понемногу помогает родителям обрести опыт занятий с ребенком. В случае необходимости приучите к пониманию того, что есть дела, которые делать хочется, а есть те, которые делать надо. Очень помогает, когда родители ведут свой дневник занятий, продумывая расписание. Это особенно важно, если Вы наблюдаете особенности в развитии, которые мешают ребенку быть успешным среди сверстников.
Поддерживайте мотивацию ребенка
Познавательный интерес у детей непосредственен. Если что-то интересно – ребенок с большим удовольствием делает это. Если что-то трудно или не получается, то велика вероятность того, что ребенок будет отказываться от занятий. Но именно в таких случаях бывает необходимо ребенка вовлекать и поддерживать его усилия. Заниматься регулярно помогает календарь занятий, который родители могут вести вместе с ребенком, отмечая свои успехи. Я всегда прошу родителей исключать из мотивации деньги и игрушки, поскольку эта мотивация искажает развитие личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Да и сами же родители попадают в «ловушку» манипуляций ребенка. Но если каждая неделя заканчивается радостным событием – то это поддерживает желание к занятиям всех заинтересованных членов семьи. Кстати сказать, чаще всего родители говорят о том, что регулярные занятия срываются именно тогда, когда сами родители перестают поддерживать эту традицию. Это происходит потому, что когда ребенку трудно, то именно родители выступают в качестве «вдохновителей» игр и совместных дел.
Планируйте занятия
Занятия желательно планировать с учетом потребностей и особенностей. Лучше всего за рекомендациями о том, как и чем нужно заниматься с Вашим ребенком может дать специалист. В нашем центре «Развитие» (г. Обнинск) мы сопровождаем родителей в их самостоятельных занятиях дома, помогая родителям определиться, на чем важно сосредотачивать внимание и учитывать в занятиях дома.
Как правило, в занятия дома желательно включать элементы сенсомоторной, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа рук, ушей, головы, стоп, развивающие игры, игры на развитие речи, подвижные и ролевые игры, выполнение творческих и графических работ.
Планируя занятия, учитывайте принцип чередования заданий – сосредоточенная работа обязательно должна чередоваться с двигательными играми. О том, как можно планировать занятия дома есть отдельная публикация на нашем сайте.
Одна из частных сложностей, с которыми сталкиваются родители – это нехватка времени. «Так много надо успевать, я устаю и ребенок тоже». Именно поэтому, если занятия необходимы, то лучше всего сразу продумывать игры и задания, которые Вы можете выполнять «между делом». Ведь чем лучше Вы организуете развивающую среду, тем легче будет «проводить занятие».
Планировать время для занятий лучше тогда, когда все члены семьи в хорошем настроении и достаточно хорошем самочувствии. Если большую часть времени ребенок капризничает и чувствует себя плохо – заниматься надо максимально легкими, доступными и приятными заданиями и играми. Рекомендации специалистов могут помочь разобраться в причинах и особенностях происходящего. Вместе с родителями найти подходы и возможности для регулярных занятий дома.
Обращайтесь к специалистам за рекомендациями.
Подготовке и проведении занятия с детьми дома надо точно понимать, что все дети разные, возможности, особенности, темпы развития разные у всех детей. Многие особенности не затрудняют социальную адаптацию и не затрудняют развитие познавательной деятельности по возрасту. Однако, часто родителей беспокоят те особенности, которые мешают ребенку раскрывать свой природный потенциал, нарушают адаптацию, искажают отношения в семье. Например, если ребенок быстро утомляется, отвлекается, теряет интерес к заданию – заставлять в этом случае бессмысленно, а иной раз вредно.
Когда к ребенку трудно найти подход и Вы замечаете, что что-то мешает ребенку развиваться, что-то, что доступно для сверстников дается с трудом Вашему ребенку – обратитесь за консультацией к неврологу или нейропсихологу. Не всегда родители могут грамотно организовать занятия, если не достаточно понимают суть затруднений.
В публикации «Почему ребенок не хочет учиться?» мы подробнее рассмотрим причины и важные признаки, на которые стоит обращать внимание, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам.
Автор: медицинский психолог Попкова Светлана, г. Обнинск
Источник