Способности ребенка в раннем развитии
Специалисты считают, что на протяжении дошкольного детства у человека активно развивается множество способностей. Некоторые таланты малыша проявляются и становятся заметны сразу, а другие – ближе к школе. Чтобы вовремя распознать способности и таланты крохи и развить их, родителям необходимо быть очень внимательными. Именно от усилий, которые будут приложены в детстве, во многом, зависит будущее ребенка.
Виды способностей, которые проявляются в дошкольном возрасте
В Монтессори-подходе каждый ребенок рассматривается как уникальная личность, которая имеет врожденный потенциал. Одной из первостепенных задач родителей является выявление предрасположенностей и интересов малыша. Перед тем как начать разговор о том, как это сделать, давайте разберемся, что же такое способности и чем они отличаются от таланта, одаренности и гениальности.
Способности – это индивидуальные психологические качества личности, которые развиваются на протяжении всей жизни человека и обеспечивают успешность выполнения определенных видов деятельности.
Талант – это высокий уровень развития способностей к какому-либо виду деятельности. Это понятие тесно связано с феноменом одаренности и является довольно редким явлением. Чтобы развить талант, ребенку необходимо прикладывать немало усилий.
Гениальность – высочайший уровень одаренности. Она встречается крайне редко и заметна невооруженному взгляду. Гениальные личности оставляют неизмеримый вклад в культурное наследие нашего общества.
Наличие у ребенка способностей и талантов еще не гарантирует его успешность в жизни. Важно вовремя выявить сколонности малыша и всячески развивать его личностные качества.
Вопросом развития способностей и одаренности в дошкольном возрасте занимались многие выдающиеся психологи. Согласно одной из самых распространенных классификаций выделяются следующие виды одаренности у детей:
Общая (интеллектуальная) одаренность выражается в развитых способностях перерабатывать и усваивать информацию, высоком уровне интеллекта, познавательной потребности и мотивации. Интеллектуально одаренные дети любознательны, активны, целеустремленны, сознательны, обладают развитым оригинальным мышлением и вниманием, стремлением к экспериментированию. Сферой реализации способностей малышей являются игра, а также специфицески детские продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.).
Специальная одаренность – высокая степень успешности в какой-либо дисциплине. При этом одаренность в одной сфере (например, математические способности) не гарантирует успешность в другой предметной области (к примеру, в игре на музыкальных инструментах).
Х. Гарднер разработал теорию множественного интеллекта, где он описывает семь видов интеллекта, которые соответствуют видам одаренности.
- Языковая одаренность – высокая степень развитости лингвистических способностей, «игра» со словами, стойкий интерес к письму;
- Логико-математическая одаренность – способность к усмотрению взаимоотношений между предметами и явлениями, математическим действиям;
- Музыкальная одаренность – умение «чувствовать музыку», виртуозное владение музыкальными инструментами;
- Пространственная одаренность – способность точно воспринимать зрительные стимулы, а также манипулировать ими, развитое воображение;
- Физическая одаренность – отличное владение собственным телом;
- Интраперсональная одаренность – способность умело дифференцировать собственные эмоции, чувства, настроения;
- Интерперсональная одаренность – способность к распознаванию эмоций, чувств и переживаний окружающих людей, ораторские способности;
- Натуралистическая одаренность – интерес к природе, познанию ее законов.
Важно помнить, что способности могут проявиться как в раннем дестве, так и в школьном возрасте. Пиком формирования способностей считается возраст 3-4 лет, именно в это время у детей чаще всего проявляется стойкий интерес к определенному виду деятельности.
Отдельно многими исследователями выделяется творческая одаренность. Именно творческие способности зачастую ярко проявляются в дошкольном возрасте.
- Художественные способности: ребенок создает яркие образы, необычные рисунки и поделки.
- Музыкальные способности: развитый музыкальный слух, повторение и сочинение мелодий, пение.
- Артистические способности: малыш любит быть в центре внимания, с выражением читает стихи, рассказывает истории, передает раличные образы при помощи голоса, мимики, жестов.
Специфика одаренности в дошкольном возрасте заключается в том, что дошкольное детство является сензитивным периодом для развития интеллектуальных способностей, воображения, мышления, в связи с чем в ряде случаев создается видимость, или маска, одаренности. Если ребенок в раньше своих сверстников выучил цифры или научился рисовать домик, это еще не говорит об его талантах, так как это может быть лишь результатом обучения. Как правило, одаренность проявлятся в сильном интересе детей к определенному виду деятельности. Другая особенность заключается в том, что способности у дошкольников менее устойчивы, чем у взрослых, и могут как активно развиваться, так и угасать под воздействием окружающей культурной и социальной среды. Также очень часто можно столкнуться с рассогласованностью в психическом развитии одаренного малыша (например, высокий показатель общего интеллекта при высоком уровне развития определенного вида специальных способностей).
Как раскрыть способности малыша?
Родители – это главные наставники ребенка. Во многом от отношения близких людей к интересам и природным задаткам малыша зависит развитие его способностей. Вот нескольно практических советов, следуя которым родители могут в полной мере раскрыть и развить способности и таланты ребенка:
- Принимайте кроху таким, какой он есть. Каждый малыш – это уникальная личность со своими интересами и взглядами. Родителям нужно постараться максимально абстрагироваться от собственных нереализованных возможностей и не навязывать ребенку свои желания.
- Создайте дома спокойную, творческую атмосферу, которая будет поддерживать малыша в его начинаниях.
- Следуйте за ребенком. Наблюдайте за тем, как он играет, выполняет задания, общается со взрослыми и сверстниками.
- По возможности обеспечьте малыша всем необходимым для проявления его способностей. Многое зависит от среды, в которой находится ребенок.
- Дайте крохе возможность попробовать себя в различных начинаниях. Только получив реальный жизненный опыт, малыш сможет понять, что ему действительно нравится. Дошкольникам интересно и полезно посещать различные тематические мероприятия, музеи, выставки, мастер-классы.
- Со вниманием отнеситесь к выбору секций и преподавателей для своего ребенка. Посещайте пробные занятия и наблюдайте за работой педагогов.
- Проявляйте интерес к занятиям крохи.
- Не сравнивайте малыша с другими детьми и с собой в детстве.
- Чаще хвалите ребенка за его успехи.
- Пообщряйте самостоятельность.
- Будьте терпеливыми и не ждите быстрых результатов.
Дети дошкольного возраста впитывают информацию как губки и быстро учатся новому. Для формирования личности малыша необходимо гармониное разностороннее развитие.
Ошибки, которых можно избежать
Иногда стремление родителей развить способности своего малыша бывает настолько сильно, что приводит к опасным крайностям. Чтобы не допустить этого и сохранить психическое здоровье малыша на пути становления его личности, избегайте следующих ошибок:
Навязывание ребенку собственных интересов и желаний. Зачастую у родителей возникает бессознательное стремление реализовать себя через своего малыша. Поэтому очень важно научиться отделять собственные увлечения от интересов крохи.
Восприятие ребенка как бизнес-проект. Безусловно, достижение ребенком высоких результатов требует от родителей вложения как большого количества моральных усилий, так и материальных средств. Не стоит ругать малыша, если он не оправдал Ваших ожиданий. В любом случае, полученный опыт будет ему полезен.
Желание иметь «удобного» ребенка. Иногда родители не замечают или намеренно игнорируют способности своего малыша, из-за того что они создают взрослым «помехи». Представьте, что ребенок разобрал клавиатуру компьютера или изрисовал красками стены в гостиной. Скорее всего, это вызовет у родителей только негативные эмоции, но при этом технические и художественные способностей детей останутся незамеченными.
Развитие только сильных сторон малыша. Если ребенок будет заниматься исключетельно тем, что у него хорошо получается, скорее всего, возникнут большие «пробелы» в других сферах деятельности. Развитие должно быть гарномичным и разносторонним.
Излишняя критика. Родители часто критикуют своих малышей из лучших побуждений. Но дети – очень ранимые существа, поэтому к замечаниям в их адрес нужно относиться с большой осторожностью. Критика может надолго отбить у крохи желание заниматься даже любимым делом.
Выводы
Выявление и развитие способностей ребенка – это одна из важнейших задач, которая ложится на плечи родителей. К решению это вопроса нужно подходить с большой ответственностью и бережностью, чтобы не сломать индивидуальность крохи. Внимательно наблюдайте за малышом, поддерживайте его начинания, позволяйте ему пробовать новое, и тогда Ваш ребенок вырастет самодостаточной и гармонично развитой личностью.
Заключение
Для всестороннего развития детей в детских Монтессори-клубах «Созвездие» представлен широкий выбор занятий и кружков: общеразвивающие занятия по системе Монтессори, английский язык, фитнес, танцы, ритмика, художественная студия, занятия музыкой, творческие мастер-классы и многое другое. Занятия, которые проводятся в игровой и доступной форме, не только приносят массу положительных эмоций, но и способствуют развитию всех сфер личности малыша: физических навыков, речи, интеллекта, творческих способностей, навыков общения и эмоционально-волевой сферы. Дети, посещающие наши Монтессори-центры, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, самостоятельность, способность концентрироваться на работе, обладают хорошими навыками общения и внутренней дисциплиной. Приходите и развивайтесь вместе с нами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Источник
Редактор Марина Чепурная
Каждая мама мечтает, чтобы ее ребенок вырос успешным и всесторонне развитым. Каким должно быть развитие в период раннего детства?
Преобразования, которые происходят с ребенком в период раннего детства (от 1 года до 3 лет) настолько значительны, что являются основой развития психики человека. В этом возрасте все происходит впервые: закладываются основы речи, взаимодействия с другими детками, познания себя, своих границ, окружающих, мира.
Наиболее важные базовые способности человека также развиваются в возрасте до 3 лет. Конечно же, они не возникают сами по себе и только потому, что ребенок достиг определенного возраста. Значение взрослого в этот период бесценно. Малыш наблюдает, копирует, осмысляет, а затем пытается импровизировать и тем самым познавать.
Особенности развития у детей младшего возраста
Когда ребенку наступает годик, неразрывность единства взрослого и малыша начинает разрушаться. Кроха становится более самостоятельным, но при этом взрослый продолжает быть проводником в предметный мир. Открыть свойства предметов самому не по силам. Совместная деятельность в этом возрасте прежде всего должна быть направлена на понимание назначения предметов, их функционирование и использование в жизни. Чем больше ты включена в процесс обучения, чем больше объясняешь, показываешь, даешь самостоятельно освоить, тем скорее ребенок приобретает новый опыт. Получив его, малыш с легкостью переносит освоенную модель на другой предмет. Таким образом, в игре происходит отработка и совершенствование приобретенного навыка.
Читай также: Что делать каждый день, чтобы обогащать сенсорный опыт ребенка до года?
Присмотрись внимательнее к своему сыночку или дочке. Не научившись уверенно держать ложку и полноценно орудовать ею, он начинает практиковаться в игре и оттачивать данное умение с любимой игрушкой. Усаживает ее на горшок, укладывает в кроватку… Подключайся к забавам и ты! Ролевые игры не только могут быть веселыми и увлекательными, но и позволят проработать глубинные задачи, оказывая при этом отменный терапевтический эффект!..
Предметная деятельность
Восприятие в предметной деятельности является основополагающим. Именно оно определяет сознание и поведение ребенка. Память в раннем детстве лишь формируется. Способность помнить в этом возрасте осуществляется благодаря узнаванию, то есть при помощи восприятия. Ты показываешь кошку на картинке, ребенок находит такую же на другой, сопровождая процесс мяуканьем. Ты напоминаешь о прогулке, он несет тебе ботиночки.
Читай также: А твой ребенок счастлив? 6 признаков по-настоящему довольных жизнью детей
До 3 лет мышление ребенка основано на том, что он устанавливает взаимосвязи между предметами, которые попали в фокус его восприятия. Именно поэтому ему сложно фокусировать внимание, когда вокруг много интересного.
Фото: depositphotos
Источник видео: umnitsaco
Больше полезной информации ты найдешь в новом выпуске журнала «Твой Малыш» №2-3/2019. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей первой!
Источник
Консультация
«Развитие творческих способностей у детей раннего возраста»
“Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.
(Пабло Пика)
Сегодня во всём мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. От того, в каких условиях оно будет протекать, зависит будущее ребёнка.
Ребёнок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно- творческую деятельность. В ней ребёнок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные формы и способы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника – творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату). Активно участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и общаясь со взрослыми и сверстниками, малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечёт за собой развитие различных сфер личности ребёнка: интеллектуальной, нравственной, волевой и эмоциональной.
Овладевая активными поисковыми действиями в процессе познания окружающего мира, экспериментируя, ребёнок приобретает новый социальный опыт. По определению С. Л. Рубинштейна, ребёнок «вычерпывает» всё новые и новые признаки и свойства объектов, учится анализировать. В результате формируется познание того, что признаки и свойства предметов раскрываются не тогда, когда они выступают как застывшая реальность, а лишь в процессе их движения, изменения и преобразования. По отношению к объектам ребёнок выступает не как созерцатель, а как активный преобразователь. У малыша познание, начинающееся с удивления, продолжается потом в изучении, разглядывании, практическом действии, экспериментировании с предметом, явлением. Возникает желание поделиться узнанным с близкими людьми в рисунке, поделке. Этим ребёнок «подключает» близкого человека к сопереживанию.
Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается внимание, усидчивость, тренируются рука и глаз. По – мнению учёных, развитие руки определяет развитие мышления ребёнка.
Движения рук управляются несколькими механизмами:
-чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов;
- механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнить движения точно в срок;
- кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;
- зрение и мышление позволяют ребёнку ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные действия; планировать и исправлять ошибки.
Чем старше становится ребёнок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручонки, которые питают источник творческой мысли…
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Первые годы жизни ребёнка – самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. К трём годам развитие клеток головного мозга завершено на 70-80%, формируется фундаментальная способность мозга – принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его. Это та основа, на которой держится всё дальнейшее интеллектуальное развитие ребёнка. У ребёнка превалирует интерес. Чем меньше ребёнок, тем меньше усилий ему нужно затратить, чтобы научиться что – то делать. Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации.
Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в своем творчестве.
Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Ее удовлетворение дает детям интенсивное ощущение радости жизни. Надо сберегать в ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, общественной жизни; творцом своей собственной личности.
В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?
Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.
Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.
Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.
С чего начать развитие творческих способностей детей?
Развитие творческих способностей детей начинается с создания наилучших условий для такого роста, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.
- В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними.
- Обеспечьте ребенку полную безопасность, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан. Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.
- Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру. Не стоит превращать занятия с ребенком в обязательные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.
- Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.
- Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям своего ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности малыша.
Немаловажно, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у малыша в общую взаимосвязанную картинку.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста трудно представить без развития воображения. Воображение – это способность составлять из отдельных фрагментов жизненного опыта, что-то новое, отличающееся от ранее усвоенного.
Обучать можно без скучной передачи данных, развитие творческих способностей детей должно проходить в стиле игры, можно рассказывать сказки, петь песни, придумывать окончание стихов.
Если мы хотим вырасти творческую личность, значит надо нам подходить ко всему с творчеством. Ребенка можно удивлять и радовать и сами родители и педагоги будут рады, что ребенок стал творить чудеса.
Как развивать творческие способности ребенка.
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет (берет кубик и говорит, что это – стол, а может – это чашка).
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность (от англ. create – создавать, творить) – способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
1. Раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
2. Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем буквы на предметы, чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.
3. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается “до потолка” своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
4. Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
5 Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ “помощи” детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
6. Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Дорогие родители! Чаще творите вместе с детьми, ведь совместное творчество делает вас ближе к детям, работая совместно не только ребенок, но и вы получите массу положительных эмоций! В качестве поощрения себе и детям чаще участвуйте в различных конкурсах и выставках. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка – не следует говорить, как можно улучшить его произведение, в этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Хотелось бы, чтобы развитие творчества пошло ребенку на пользу. Не пытайтесь насильно вырастить из ребенка великого художника, музыканта, или писателя-фантаста. Ваша задача в помощи развить то, что уже заложено именно в вашем малыше, и тогда он сам определиться в любимом занятии.
Если Вы думаете, что великие дарования заявили о своих талантах в первые месяцы жизни, то вы ошибаетесь. Даже самому одаренному малышу для осознания своих способностей нужна помощь родителей. Именно от Вас зависит то, как скоро ребенок поймет, какое занятие привлекает его больше всего. Правда, стоит иметь в виду, что творческое развитие ребёнка не должно опираться на предпочтения родителей, а должно быть свободным выбором малыша. Если не учитывать это обстоятельство, можно не только загубить талант на корню, но и вызвать отвращение ребенка к творчеству.
Самым первым вкладом родителей является развитие музыкального слуха у детей. То, что ребенок слышит звуки, еще находясь в утробе матери – общеизвестная истина, поэтому стоит окружить его прекрасной музыкой еще до рождения. В дальнейшем, прослеживая реакцию ребенка на разнообразные мелодии, вы сможете составить свой собственный репертуар, который поможет в общем развитии и воспитании малыша. К тому же, вас никогда не будет мучить проблема “как научить ребенка самостоятельно засыпать”.
Воспитанию чувства прекрасного помогут любые предметы, окружающие малыша. Важно, чтобы у родителей был эстетический вкус. Но не стоит с рождения брать ребенка на выставки, вернисажи и театральные представления. Ребенок не сможет воспринимать произведения искусства, выделяя их из всего увиденного. Намного полезнее для малыша совместная деятельность с взрослыми. Неважно, что мы делаем: лепим из пластилина с ребенком, рисуем, создаем удивительные панно, музицируем или собираем природный материал для поделок – мы развиваем его творчески. Проследив за тем, что малыш делает с большим удовольствием, концентрируемся на этой деятельности, всячески поощряя достижения малыша. Например, ребенку нравится рисовать – стоит купить ему как можно больше качественных карандашей, фломастеров, красок, кистей и не пожалеть денег на рамы для оформления его рисунков и вывешивания на самых видных местах в доме. Если получается лепить из пластилина – осваиваем соленое тесто, глину и другие материалы.
Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели – творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Только степень новизны оценивается по-другому. Ребенок открывает, создает что-то новое для себя – субъективно новое. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. Развитие творческих способностей или предпосылок к нему начинается уже в раннем возрасте.
Хвалите ребёнка, гордитесь им, не стесняйтесь говорить об его успехах вслух и, возможно, окрыленный вашей верой в него, малыш добьется признания своего таланта.
В заключении хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными видами способностей часто демонстрируется или восхищение или наоборот, скептическое, настороженное поведение. Следует помнить, что по отношению к любым детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недостоверного отношения. Единственное, что следует поощрять в ребенке, – это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях детского сада и семьи.
Литература.
1.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. – СПб: издательство Буковского, 1994.
2. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. – Дошкольное воспитание. -1982 №11.
3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980
4. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997.
5. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 1967 №12.
6. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.
7. Лук А.Н. Психология творчества. – Наука, 1978
8. Полуянов Д. Воображение и способности. – М.:3нание, 1985.
9. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. – Дошкольное воспитание. – 1996 №5
Источник