Спорт как средство развития ребенка

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Спорт как средство развития личности ребенка

Современный мир требует от общества прогрессивного развития личности еще с детского возраста, именно поэтому родители стараются вкладывать в ребенка как можно больше, занимаясь его разностороннем развитии. Рассматривая занятия для ребенка, не остаются и без внимания спортивные секции.

Спорт на сегодня является обязательной составляющей здорового образа жизни. С каждым годом его пропагандируют все больше, призывая молодое поколение принимать активное участие в спортивной жизни. Рассматривая спорт и физическую культуру как средство воспитания личности необходимо учитывать его многогранность. Спорт является не только средством для развития физических данных, но в тоже время он помогает укрепить здоровье, помогает адаптироваться в обществе и проявить свою социальную активность, а также организовать досуговую деятельность.

В то же время, спорт влияет на структуру нравственного воспитания личности, авторитет и положение в обществе, а также способствует развитию ценностных ориентиров.

Так принимая участия в каком либо спортивном направлении ребёнок ставит перед собой цель, которую хочет добиться. Это характеризуется способностью достигать своих целей, а также упорство. Согласно своему психоэмоциональному состоянию, ребенок намеренно старается сделать лучше, конкурируя со своими сверстниками, что является его прогрессивным развитием и личностным ростом.

Также спорт способен развить такие качества как дисциплинированность, что особенно необходимо активным детям. Выплескивая и разряжаясь во время занятий спортом, ребенок успокаивается и воспринимает окружающий мир уже по-другому. В комплексе спокойное эмоциональное состояние и дисциплинированность позволяет ребенку воздействовать с обществом, не создавая дискомфорт в общении.

Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному, именно отношение ребенка к его виду деятельности становится решаюшим фактором, в каком направлении он будет развиваться. Уже неоднократно доказано, что, ведя спортивную жизнь, человек совершенствует и укрепляет свой организм, тело, свою способность в движении.

Спорт – одно из главных средств воспитания движений, их четкости, активности, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но это не вся его заслуга, так, во время физической активности закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Данный набор качеств станет верным помощников в становлении личности, чем раньше они будут приобретены, тем меньше ребенок будет подвержен отрицательным фактором и стане более самостоятельным.

Роль спорта в воспитании и становлении личности ребенка, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство достаточно высока, поэтому уместно будет отметить высказывания тех, кто целиком посвятил себя этой деятельности и добился известных результатов, личных и общественных. Спорт точно также как и живопись, ваяние, музыка и балет постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство – одна из прекраснейших ценностей жизни. Так утверждают многие спортсмены и философы современности. Основной смысл спорта по мнению большинства населения это раскрытие способностей человека, а особенно это актуально в детском возрасте. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни. Эта мысль близка к философскому обобщению человеческого бытия. Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта.

Целеустремлённость – выражение воли, характеризующееся ясностью целей и заданий, планомерностью работы и определенных операций, сосредоточенностью поступков, идей и эмоций в непреклонном движении к установленной цели.

Настойчивость и упорство – выражение свободы, характеризующееся продолжительным сохранением энергии и инициативности в борьбе за результат цели и преодоление многочисленных, в том числе внезапно появляющихся преград.

Решительность и смелость – выражение свободы, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в фактических поступках, отсутствием страха получить ответственность за разрешение и его выполнение в том числе и в обстоятельствах риска и угрозы.

Инициативность и независимость – выражение свободы, характеризующееся индивидуальным почином, новаторством, творчеством и скоростью мышления в поступках, нацеленных в результат цели, отсутствием ориентировки на поддержку извне, стабильностью по отношению к вселяющим воздействием иных людей и их действий.

Выдержка и спокойствие – выражение свободы, характеризующееся сохранением четкости разума, перспективой распоряжаться идеями, эмоциями и действиями в обстоятельствах психологической возбужденности либо угнетенности, усиленных напряжений, утомления, появления внезапных препятствий, провалов и воздействия других негативных условий

Исходя из этого, спорт можно признать неотъемлемой частью развития личности ребенка, его становления и прогресс. порт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело.

Список литературы:1. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура: Учебное пособие / В.А. Бароненко. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. – 336 c.2. Букреев Р.В. ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(49). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(49).pdf (дата обращения: 07.12.2017)3. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. – М.: КноРус, 2012. – 184 c.4. Немов, Р. С. Общая психология. Том 3. Психология личности / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2014. – 752 c.

Источник

Мы все знаем, как важно прививать детям любовь к спорту. Физическая активность может предотвратить ожирение и уменьшить тревогу и стресс. Перед миром стоят новые задачи по сохранению и улучшению здоровья людей. Образ жизни и повседневные привычки постоянно меняются, иногда в худшую сторону. Мы сталкиваемся с новыми пандемиями неинфекционных заболеваний, таких как ожирение, болезни сердца и кровеносных сосудов, диабет, рак, остеопороз, аутоиммунные заболевания. Многие из этих заболеваний вызваны недостаточной физической активностью, однако профилактических программ, направленных на изменение этой ситуации, не так много.
Виновато неудовлетворительное питание. Если программы средств массовой информации, совместно с организаторами любительского спорта, смогут повысить информированность местного населения, больше детей и молодежи будут заинтересованы в спорте и улучшении своего питания. Научные исследования показали, что дети, занимающиеся организованными видами спорта, как правило, более здоровы, имеют лучшие социальные навыки и более успешны в школе.

Читайте также:  Значение пения в развитии ребенка

Цивилизованное общество и общество ответственности

Действительно ли мы заботимся о будущем наших детей? Мы должны действовать и посвятить себя развитию и популяризации спорта. Спорт учит детей не только стремиться к победе, но и принимать поражения. Спорт учит детей честной игре в игре и в жизни. Спорт помогает развивать дружеские отношения и создает реальное человеческое взаимодействие. Люди, занимающиеся спортом, имеют более здоровые привычки питания, меньше курят, меньше употребляют алкоголя и меньше устают. Спортивные программы помогают молодым людям развивать свои социальные навыки, способствуют командной работе и самодисциплине. Спорт приносит пользу обществу и оставляет его с менее негативными явлениями, ведущими к меньшему уровню преступности. Все это, как для взрослых, так и для детей, ведет к позитивному отношению к жизни.
Всемирный спортивный конгресс в Арнеме в 2002 году был посвящен теме “Спортивное сообщество сталкивается с новыми социальными вызовами, такими как здравоохранение, справедливость, толерантность и охрана окружающей среды, поиск разумного ответа на массовый и элитный спорт”. После Конгресса мировые организации на национальном и международном уровнях начали предпринимать серьезные шаги по продвижению спортивных мероприятий среди детей. Не только через школьную систему, но и через местные общины для повышения осведомленности родителей. В настоящее время последняя инициатива Всемирной организации здравоохранения направлена на включение физической активности в число приоритетных задач. Цель этого проекта заключается в противодействии росту неинфекционных заболеваний как в развитых, так и в развивающихся странах. Это новый вызов и огромная возможность для спортивного движения в целом, особенно для доступности спорта для всех. На уровне местных сообществ необходимо создавать более активные программы по вовлечению молодежи, широкому спектру видов спорта, а не только популярных “приносящих доход”.

Здоровые дети учатся

Физическая активность детей влияет на их здоровье и предотвращает определенные риски, которые могут также повлиять на их здоровье во взрослом возрасте. Медицинские эксперты посоветовали снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у детей в будущем. По мнению исследователей Норвежской школы спортивных наук в Осло, каждый ребенок должен заниматься, по крайней мере, командным или индивидуальным спортом по своему выбору. Вместо того, чтобы один раз в год заниматься умеренной физической активностью, дети должны тренироваться не менее 90 минут в день, говорит руководитель исследования Ларс Бо Андерсен.
В 2008 году д-р Луис Сардинья из Инженерного факультета в Лиссабоне, Португалия, провел исследование и изучил связь между физической активностью и силой костей у группы детей в возрасте в среднем 10 лет. Согласно его исследованиям, мальчикам и девочкам необходимо не менее 25 минут интенсивной физической нагрузки в день, чтобы кости становились крепче. Детство и пубертатный являются решающими периодами для развития костной массы и силы.

Исследователи также указывают на связь между астмой и недостаточной физической активностью. Ученые считают, что неактивные дети не дышат достаточно глубоко и регулярно, чтобы помочь им расширить дыхательные пути и тем самым сделать их менее восприимчивыми к астме. Исследование, проведенное в Университете Глазго, показало, что дети, проводящие больше времени перед телевизором, подвержены большему риску развития астмы, чем дети, которые более активны. У детей, которые смотрят телевизор более 2 часов, вероятность заболевания астмой в два раза выше, чем у детей, которые смотрят меньше телевизора. Это не означает, что астма вызвана непосредственно телевидением, но она отражает образ жизни ребенка в целом.

Важно отметить, что здоровая привычка заниматься спортом длится всю жизнь. Активный образ жизни помогает предотвратить избыточный вес, проблемы со спинным мозгом, высокое давление и многие заболевания.

Лучшие дисциплины

Спорт – это лучшее средство для снятия стресса. Сегодня дети находятся под постоянным давлением со стороны школы, семьи и общества. Физические усилия улучшают концентрацию детей и обучают их дисциплине и рациональному использованию времени. Дети-спортсмены часто добиваются больших успехов в школе и, вполне возможно, в жизни.

Источник

С малых лет родители прививают нам любовь к спорту. Выполняй физические упражнения, чтобы быть здоровым, говорят они. А если разобраться, почему так важен спорт для детей? Разложим все по полочкам от А до Я.

Международный Детский Компьютерный Лагерь МДКЦ

Восполнение недостатка двигательной активности

Компьютеры, смартфоны, телевизоры – все это окружает наших детей и заставляет их “променять” активную деятельность на домашние посиделки с гаджетами. Проводя целый день за монитором, ребенок не получает достаточное количество физической активности, необходимой для нормального функционирования организма. Педиатры рекомендуют ежедневные зарядки и комплексы упражнений, чтобы поддерживать свое общее состояние в тонусе. А что уж говорить о полноценных тренировках, которые дают удивительный результат

Укрепление иммунитета

Благодаря занятиям спортом или просто физической активности укрепляется детский иммунитет. Ребенок становится менее восприимчивым к различным вирусам и бактериям. Организм постоянно находится в тонусе, что препятствует возникновению различных болезней.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в раннем

Укрепление мышц, легких, сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата

Физическая нагрузка под присмотром тренера очень полезная для организма ребенка в целом. Различные комплексы тренировок развивают мускулатуру, увеличивают объем легких, положительно влияют на сердце и двигательный аппарат. Правильное функционирование органов является залогом здоровой жизни ребенка.

Развитие ловкости, скорости и выносливости

Каждый вид спорта предусматривает тренировки, которые рассчитаны на развитие и поддержание таких характеристик человеческого тела, как скорость, ловкость, выносливость, сила. Хорошие спортивные качества могут пригодиться не только на спортивной площадке, но и в обычной жизни.

Ускорение метаболических процессов

Во время физических нагрузок происходят различные метаболические процессы, которые влияют на поступление питательных веществ в органы. Быстрый метаболизм залог красивого тела и хорошего иммунитета – все питательные вещества быстро поступают в места назначения, сложные элементы успешно распадаются на простые, которые как раз и составляют основу питания органов. При этом организм формирует “запасы” исходя из потребностей организма, при этом намного снижается риск их избытка. Если вашему ребенку необходимо похудеть, то пересмотрите не только рацион питания, но и введите активные тренировки, которые будут способствовать сжиганию жира.

Развитие силы воли и дисциплины

Спорт – для сильных людей. И это чистая правда. Если вы хотите воспитать в своем ребенке силу воли, приучить его к дисциплине, то отдавайте в спортивную секцию. Но нужно заметить, что этот выбор направления должен оставаться за ребенком,потому что если не будет интереса, то скоро он забросит занятия спортом. В каждой секции имеются не только спортивные правила, но и внутренние, которые влияют на формирование характера ребенка. Они закаляют его, приучают к здоровому образу жизни.

Хорошее настроение и новые друзья

В спорте можно найти не только плюсы для физической стороны организма, но и психологической. Занятия спортом поднимают настроение: каждый будет гордиться новым километром в беговой дистанции, еще одним голом в воротах противника или красивым шпагатом. Это еще и повод для гордости своим ребенком, поэтому не забывайте хвалить его за достижения! А еще в спортивной секции можно найти новых друзей, с которыми не будет скучно, ведь у них с вашим ребенком будут общие интересы. 

Международный Детский Компьютерный Лагерь МДКЦ

Каждому ребенку необходим хотя бы минимум физической активности. Если определенные факторы не позволяют ему полноценно заниматься спортом, то всегда присутствует вариант облегченных физических упражнений, который согласуется с лечащим врачом. “Лежание на диване” не принесет никакой пользы, а 15-минутная зарядка позволит держать организм в бодрости. 

Базовые знания о спорте должны даваться в школе, но мы с вами знаем, что это происходит не во всех учебных заведениях. Да и не всегда на уроках физкультуры должным образом проводятся тренировки. Многие родители отдают своих детей в спортивные школы, где каждому ребенку уделяется особое внимание, подбираются тренировки и комплексы упражнений в зависимости от его индивидуальных характеристик. Но а что же делать в каникулы? Ведь в это время детям как раз хочется отдохнуть, сидя за игровой приставкой. Решение есть! И это путевка в Международный Детский Компьютерный Центр.

В МДКЦ есть широкий выбор кафедр для вашего ребенка, среди которых есть и Спорт. Ее руководителями являются выпускники педагогических вузов, спортсмены и детские тренеры. Каждое утро в лагере проводится зарядка, которую могут посетить все желающие. Педагог дает индивидуальные указания каждому ребенку, опираясь на его физическое состояние. В течение дня на кафедре проходят тренировки по различным видам спорта: футбол, баскетбол, пионербол, волейбол, настольный теннис и альтернативные виды спорта. Перед началом занятия преподаватель объясняет правила игр и правила техники безопасности, чтобы избежать травмирующих ситуаций. В течение смены проводятся общелагерные чемпионаты по разным видам спорта, на которых ребята могут показать свои навыки.

Международный Детский Компьютерный Лагерь МДКЦ

На территории лагеря расположены спортивные площадки для футбола, баскетбола, волейбола, беговая дорожка и тренажерный зал. Особо любимым видом спорта в МДКЦ является настольный теннис – в каждом корпусе есть стол и необходимый инвентарь для игры. Каждый турнир становится настоящим зрелищем, весь лагерь собирается на финальных играх, чтобы узнать нового победителя.

Ваш МДКЦ – больше, чем детский лагерь.

Источник

В результате комплексного подхода педагогического состава к воспитательному процессу, после окончания образовательного учреждения, бывшие ученики становятся всесторонне и гармонично развитыми личностями, обладающими основными навыками двигательной активности, а также другими качествами: ответственностью, целеустремленностью, силой воли, выносливостью.

Физическому воспитанию личности отводится важная роль в воспитательном процессе, поскольку от него зависят моральный облик, сила воли с целеустремлённостью ребенка во взрослой жизни. На педагогов (или тренеров) возлагается большая ответственность, ведь он должен грамотно скомбинировать основные методы воспитания личности (традиционные, инновационно-деятельностные, неформально межличностные, тренингово-игровые, рефлексивные) во время занятий физкультурой.

Рекомендуем: «Методы воспитания физических качеств».

Цели воспитания физической культуры личности

Основные цели воспитания физической культуры личности:

  • создание обстановки, благоприятной по всем показателям, для физического развития детей, от этого повышается их работоспособность, укрепляется иммунитет, закаляется организм;
  • активное развитие двигательной активности, параллельно с которой развиваются сопутствующие качества: выносливость, быстрота, сила воли;
  • формирование с последующим развитием базовых двигательных навыков и умений (шаги, подпрыгивания, бег), а также тех, которые встречаются гораздо реже (например, акробатика);
  • зарождение интереса к систематичным и разнообразным физическим нагрузкам на основе удовольствия от самого процесса, который при систематическом подходе может перерасти в ежедневную привычку или даже потребность;
  • усвоение азов в области медицины, гигиены, физкультуры и спорта.

Связь физического воспитания с другими формами воспитания личности

Физическое воспитание личности результативно в случае тесной взаимосвязи с другими видами воспитания:

  • Умственным воспитанием – проявляется в двух формах:
  • непосредственной – параллельно с развитием физических способностей детей развивается интеллект;
  • опосредованной –умственное развитие детей разных возрастов на достаточном уровне невозможно без должной интенсивности физической активности.
Читайте также:  Консультация от сотрудничество с семьей к развитию ребенка

В процессе физического воспитания основополагающими целями умственного воспитания выступает расширение базы знаний относительно специфических особенностей физических нагрузок, развитие умственных способностей на уровне со способностями к самоанализу или самовоспитанию. Средствами воспитания выступают занятия физкультурой, согласно нормам, в утвержденных программах физического воспитания, разработанных специально для общеобразовательных учреждений.

  • Нравственным воспитанием – во время интенсивных тренировок, которые носят регулярный характер, вырабатывается сила воли, дисциплинированность, укрепляется стойкость организма, формируется моральный облик, которые впоследствии прямым образом отображаются на нравственном поведении, ведь дети развиваются не только физически, но и морально.
  • Трудовым воспитанием – благодаря регулярным занятиям, во время которых дети преодолевают значительные нагрузки, развивается их целеустремленность, желание преодолеть любые трудности на своем пути (внешние или внутренние (например, нежелание)). Итогом таких занятий становится обретение элементарных трудовых навыков, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду.
  • Эстетическим воспитанием – при выполнении физических упражнений формируется осанка и эстетически привлекательные формы телосложения, а закладывается понимание изящества и красоты, присущи многим видам спорта (к примеру, гимнастика).

Методология воспитательной деятельности

В процессе воспитания физической культуры личности используются методологические и организационно-методологические установки, формирующие основную стратегию, тактику и технику воспитательного процесса.

Стратегия представляет собой замысел, перспективы с четко выстроенным планом, согласно которому будут достигаться поставленные цели. Благодаря выбранной тактике определяется система организации воспитательной деятельности при занятиях физкультурой в учреждениях разного типа, которая реализуется педагогами с помощью техники воспитания (приемов, манипуляций).

В основе воспитательного процесса идут методы, комплексного воздействия на детей на уроках физической культуры, в результате у них формируются и развиваются качества, наиболее необходимые в социальной среде для гармоничной самореализации, достижения ранее поставленных целей.

Составляющие методы воспитания:

  • средства – слова, лекции, наглядные пособия и другие способы воздействия на воспитуемых;
  • приемы – действия, направленные на использование средств воспитания по прямому назначению.

Максимальную эффективность от использования в воспитательных целях дает только систематическое и грамотное комбинирование методов между собой, поскольку ни один из них не универсален.

Основные методы воспитания

Для формирования личности в физическом воспитании используются группы методов:

  • Традиционные – базовые, чаще всего используемые:
  • Убеждение словом и/или делом – из-за своей роли в формировании основных человеческих качеств, этот метод признан одним главных. Заключается в разъяснении сути стандартных правил (традиции определенного праздника, нормы поведения в обществе и др.) и аморальности проступков, если они совершаются.
  • Упражнение или практическое приучение – используется для повышения сознательности и формирования основных навыков поведения. Системный подход к упражнениям позволяет совершенствовать как моральные, так и профессиональные качества.
  • Поощрение (моральное или материальное) – способствует закреплению полезных черт характера и привычек и может проявляться в форме устной похвалы или одобрения в присутствии других детей или же награждение грамотой или призом за достигнутый результат (например, в спортивно массовых соревнованиях).
  • Принуждение (наказание) – используется в отношении тех, кто нарушает известные ему законы, нормы поведения и/или морали. Основной целью использования является исправление провинившихся и побуждение их к исправлению своего поведения. Наказание может осуществляться в форме осуждения, выговора, исключения из команды и др. (по мнению некоторых ученых наиболее действенно у старших подростков).

Положительный эффект применения наказания может быть достигнут только если выбранный вид соответствует проступку и отношению провинившегося к нему.

  • Пример – педагог служит образцом для подражания, делая это целенаправленно и систематично, ведь благодаря этому восприятие и усвоение возрастают.
  • Инновационно-деятельностные (модельно-целевые, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность) – использование в воспитательном процессе новых технологий.
  • Неформально межличностные – используется авторитет кого-либо из близкого круга друзей и родственников.
  • Тренингово-игровые (социально-психологические, деловые).
  • Рефлексивные – в основу заложены индивидуальные личностные особенности вместе со способностью к самоанализу.

Средства воспитания физической культуры

Во время физического воспитания личности учителями физкультуры используются следующие средства:

  • Упражнения – это сознательные двигательные действия, выполняемые согласно целям физического воспитания, которые имеют оздоровительное и образовательное значение. Зачастую классифицируются в зависимости от системы средств.
  • Гимнастика (основная, художественная, спортивная и др.) – воздействуя на организм, развивает его отдельные системы. В образовательных учреждениях занимаются только основной гимнастикой с использованием мячей, скакалок, палок или без них (простые акробатические трюки, балансирование и др.).
  • Игры – сопутствуют развитию физических сил, сообразительности, инициативности детей, а также укреплению командного духа.
  • Туризм – включает в себя пешие прогулки, экскурсии по достопримечательностям, путешествия, походы, в процессе которых приобретается физическая выносливость, закалка, навыки ориентирования, а также закладываются основы ответственности по отношению к природе.
  • Спорт – поскольку в него заложено достижение высоких результатов в разных видах упражнений, то дети получают физическую и нервную нагрузку, так как несут ответственность за себя или за команду. От такого напряжения совершенствуются морально-волевые качества на уровне с физическими.
  • Природные факторы – вместе с физической нагрузкой свежий воздух, солнце и др., способны благоприятно влиять на здоровье детей.
  • Гигиенические факторы, которым относятся режим учебного года, рацион питания, достаточное количество часов сна, соблюдение образовательным учреждением нормативов и требований к оптимальной площади помещений, уровню освещения, температуре воздуха и др.

Спортивный инвентарь и оборудование, которое используется во время занятий физкультурой, должны быть исправны, подходить по полу и возрасту ребенка.

Источник