Спонтанное и направленное развитие ребенка

Спонтанное и направленное развитие ребенка thumbnail

Приведенная выше модель структуры нарушенного развития основывалась Л. С. Выготским преимущественно на топографическом принципе. Современная психология исходит из идеи того, что процесс психического развития разворачивается во временном континууме, поэтому в создании современных моделей структуры нарушенного развития используется именно хронологический фактор. В силу это принято выделять микрогенез, или актуалгенез психики. т.е. динамику психических состояний в процессе непосредственного функционирования и актуализации психики в данный момент времени. Другие временные масштабы свойственны иной форме развития психики — онтогенезу, т.е. возрастным изменениям психической активности человека.

Соотношение упомянутых форм развития психики можно представить в виде спирали, где каждый виток — это пространство микрогенеза, а процесс перехода одного витка на другой, более высокий, представляет собой онтогенез. Поскольку любой патогенный фактор начинает действовать в какой-то определенный момент времени, он всегда оказывает неблагоприятное воздействие прежде всего на характер протекания микрогенеза, который и выступает первичным звеном в структуре нарушенного развития. Вторичные нарушения относятся к сфере онтогенеза (рис. 3.3).

Структура нарушенного развития с учетом микро- и онтогенеза

Рис. 3.3. Структура нарушенного развития с учетом микро- и онтогенеза

Указывая па многомерность и неоднородность процесса развития, мы также можем выделить еще две его стороны — это спонтанное и направленное развитие. Направленное развитие представляет собой процесс появления заранее планируемых и ожидаемых позитивных изменений под влиянием обучения. Позитивное влияние направленного обучения на процесс развития — очевидный и бесспорный факт. Появление новообразований в процессе развития под непосредственным влиянием обучения в психологии традиционно обозначается термином “функциональный генез”. Он оказывает позитивное влияние на характеристики микрогенеза и через него влияет на динамику онтогенеза. Следует отметить, что при любой форме нарушенного развития он остается, как правило, наиболее сохранной из всех сторон развития. Именно поэтому любая коррекционная работа прежде всего опирается на функциональный генез.

Спонтанное развитие по своей сути является процессом самонаучения путем подражания. Долгое время в отечественной психологии и педагогике роль спонтанного развития несправедливо недооценивалась. Достаточно указать только на тот факт, что одно из сложнейших психических новообразований, каким является устная речь, усваивается ребенком путем спонтанного самонаучсния. Никто, за исключением особых случаев, специально устной речи ребенка не обучает. Неслучайно отсутствие своевременного ее появления является для окружающих признаком неблагополучия в развитии ребенка.

Значение спонтанного и направленного развития в разные периоды жизни неодинаково. Так, на ранних стадиях развития ребенка явно доминируют элементы самонаучения. Позже на передний план выходит направленное развитие, связанное с обучением. Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что перспективной задачей любого обучения является создание предпосылок для будущего самонаучения личности, т.е. для спонтанного развития.

Рассматривая обозначенные нами стороны развития в аспекте дизонтогенеза, мы должны со всей определенностью отмстить, что любое сколько-нибудь серьезное нарушение прежде всего должно сказаться на характеристиках спонтанного развития. Направленное развитие всегда остается более сохранным в сравнении со спонтанным, именно поэтому существенно возрастает роль обучения в отношении детей с ОВЗ в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Попутно отметим, что в случае распада психики прежде всего страдает направленное развитие, т.е. способность к направленному усвоению новых знаний. В этом может состоять одно из принципиальных различий между феноменами распада и нарушенного развития.

Подчеркивая значимую роль обучения для детей с ОВЗ, Л. С. Выготский неоднократно указывал на то, что один и тот же недостаток этого процесса в отношении нормальных и детей с ОВЗ может приводить к разным по тяжести последствиям для их развития. Эти негативные последствия будут менее ощутимы в случае с нормальным ребенком, так как недостатки в обучении в определенной степени могут быть восполнены за счет спонтанного развития. Возможности же такового у детей с отклонениями значительно ограничены.

Важность обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья связана не только с тем, что этот процесс сопряжен с исправлением тех или иных нарушений, но и с тем, что обучение как фактор развития всегда ориентировано на выявление и актуализацию потенциальных возможностей ребенка, т.е. на зону его ближайшего развития.

Читайте также:  Отклоняющееся развитие ребенка выготский

Источник

Транзактный анализ — восточная версия

Спонтанное и направленное развитие ребенка

Детское состояние также неоднородно. Оно проявляется в двух вариантах: Свободный Ребенок и Воспитанный Ребенок.

Спонтанное состояние — это природный Ребенок во всем его естественном очаровании. Когда ребенок ведет себя так, как он хочет — он находится в Естественном Ребенке.

При этом он не подчиняется требованиям родителей, социума, он не бунтует, он естествен и спонтанен. Он плачет, когда ему больно или грустно. Он смеется, когда ему весело и хорошо. Природный Ребенок придает теплоту и обаяние личности человека.

Он боязлив. Им владеет первичный страх неожиданного нападения и страх оказаться покинутым.

Природный Ребенок часто скрыт и проявляется в фантазиях человека.

Поведение Спонтанного Ребенка можно также классифицировать как негативное (Неблагополучен) и позитивное (Благополучен). Спонтанный Ребенок ведет себя свободно, не придерживаясь родительских требований и запретов. Однако запреты бывают и ценными, оберегающими жизнь, здоровье. Пренебрежение ценными запретами характерно для поведения негативного Спонтанного Ребенка.

Например, лихачество на дороге, любое злоупотребление пищей, алкоголем, наркотическими веществами, сексом. «Хочу! Мне нравится! Сейчас!» — традиционные слова. Стимулами для поведения являются удовольствие и наслаждение.

Важной характеристикой негативного спонтанного Ребенка является отсутствие интереса к последствиям и невозможность переноса или оттягивание удовольствия во времени.

Спонтанный ребенок раним и беззащитен. Кроме того, он пакостлив и безрассуден. Поэтому многие люди позволяют себе проявлять Спонтанного Ребенка только в ситуациях, когда им не грозит опасность и они не скомпрометируют себя в обществе.

Адаптивный, Воспитанный Ребенок прошел через социализацию, различные формы воспитания и представляет собой продукт социальных воздействий. Чаще всего в работе нам приходится иметь дело с Адаптивным Ребенком.

Первый этап формирования эго-состояние Воспитанный Ребенок проходит от рождения до 6-7 лет под руководством родителей. Ребенок приспосабливается к требованиям отца, матери, бабушки и дедушки, возможно, няни, братьев и сестер.

Все коммуникации сводятся к взаимодействию внутри семьи, внутри дома, внутри замкнутого, ограниченного пространства.

Следующий этап от 7 до 12 лет. Это период социализации. Ребенок начинает осваивать пространство вне дома. Здесь формируется «персона» (Э. Берн) ребенка. «Персона» — способ представить себя другим людям.

Когда большинство детей впервые выходят из дома одни, они сталкиваются с внешним миром и с людьми, которых ни они сами, ни их родители не выбирают. Каждый ребенок в результате своего детского опыта начинает понимать, что нужно избегать затруднительных ситуаций в незнакомом мире.

И ребенок копирует или изобретает свои способы адаптации к миру. «Персону» можно обозначить прилагательными: общительный, угрюмый, послушный, остроумный, высокомерный, упрямый. Человек может использовать «персону» в неизменном виде всю жизнь.

А может изменять по мере приобретения опыта, в ходе взросления. Это можно проследить, посмотрев фотографии разных периодов жизни человека. Меняется его выражение лица, поза, мимика или нет.

«Персона» суперадаптивна, однако с возрастом эта детская способность теряется, и полномочия переходят к Взрослому. Если этого не происходит, то человек, находясь среди людей, испытывает тревогу, чувство собственной несостоятельности или совсем избегает людей, предпочитая одиночество.

Воспитанный Ребенок может быть позитивным и негативным. Поведение позитивного Ребенка хорошо было прописано на плакатах периода социализма про счастливое детство. Поза, мимика, мысли, поведение — все было наглядно представлено. «Пионер — всем ребятам пример!», затем «Кодекс строителя коммунизма» — безопасная социализация для адаптивного Воспитанного Ребенка.

Негативный Воспитанный ребенок ярче всего проявляется, когда мы бунтуем, восстаем против правил и ожиданий, которые родители или социум навязывают.

Вместо того, чтобы найти иной способ адаптации или выражения своего несогласия, мы выбираем бунт и стараемся все делать наоборот. Все то же самое в позитивном Ребенке, только со знаком минус.

Например, был отличником — стал двоечником, была ангельской невестой — стала женой-мегерой.

Психология bookap

Порой взрослый человек проигрывает детские паттерны поведения, которые не соответствуют реальной ситуации. Если в детстве бунт приводил к желанному результату, то и во взрослой жизни он может часто встречаться в поведении.

При этом человек не пользуется прямым способом достижения результата, а требует и кричит, как в детстве, когда был ограничен в ресурсах, чтобы отстоять себя. Все мы бываем в состоянии негативного Ребенка, кричим, бунтуем или дуемся и обижаемся. А проблема остается нерешенной.

Читайте также:  Центр развития ребенка 2402

Одна из целей анализа заключается в замене старых, неэффективных способов взаимодействия на новые, которые полностью используют возможность осознанного выбора необходимых ресурсов и форм поведения.

Функциональная структура Взрослого состояния в транзактном анализе пока не разработана. Это ближайшая цель восточной версии анализа. Так в нашей дискуссии с И. А. Чегловой возникло предложение выделить Позитивного и Негативного Взрослого.

Такое условное и схематичное подразделение позволяет лучше понять Взрослое состояние и получить инструменты для работы с ним. В Позитивном Взрослом состоянии человек работает на себя и свободно достигает поставленных им целей. Его жизнь протекает в пространстве свободных решений. Его деятельность направлена на максимальную самореализацию.

Негативное Взрослое состояние направляет свой потенциал для рационализации неблагополучных взаимодействий и организации поведения, направленного на достижение ложных целей или оправдания неудач.

В приведенном ниже опроснике понятие, близкое к Позитивному Взрослому, обозначается как РАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ, а понятие, близкое к Негативному взрослому, обозначается как ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ. Перейдем к описанию опросников структуры личности.

Источник: https://bookap.info/lichnost/makarov_tranzaktnyy_analiz_vostochnaya_versiya/gl36.shtm

Современная структура нарушенного развития

Спонтанное и направленное развитие ребенка

Приведенная выше модель структуры нарушенного развития основывалась Л. С. Выготским преимущественно на топографическом принципе.

Современная психология исходит из идеи того, что процесс психического развития разворачивается во временном континууме, поэтому в создании современных моделей структуры нарушенного развития используется именно хронологический фактор. В силу это принято выделять микрогенез, или актуалгенез психики. т.е.

динамику психических состояний в процессе непосредственного функционирования и актуализации психики в данный момент времени. Другие временные масштабы свойственны иной форме развития психики — онтогенезу, т.е. возрастным изменениям психической активности человека.

Соотношение упомянутых форм развития психики можно представить в виде спирали, где каждый виток — это пространство микрогенеза, а процесс перехода одного витка на другой, более высокий, представляет собой онтогенез.

Поскольку любой патогенный фактор начинает действовать в какой-то определенный момент времени, он всегда оказывает неблагоприятное воздействие прежде всего на характер протекания микрогенеза, который и выступает первичным звеном в структуре нарушенного развития.

Вторичные нарушения относятся к сфере онтогенеза (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Структура нарушенного развития с учетом микро- и онтогенеза

Указывая па многомерность и неоднородность процесса развития, мы также можем выделить еще две его стороны — это спонтанное и направленное развитие. Направленное развитие представляет собой процесс появления заранее планируемых и ожидаемых позитивных изменений под влиянием обучения.

Позитивное влияние направленного обучения на процесс развития — очевидный и бесспорный факт. Появление новообразований в процессе развития под непосредственным влиянием обучения в психологии традиционно обозначается термином “функциональный генез”.

Он оказывает позитивное влияние на характеристики микрогенеза и через него влияет на динамику онтогенеза. Следует отметить, что при любой форме нарушенного развития он остается, как правило, наиболее сохранной из всех сторон развития.

Именно поэтому любая коррекционная работа прежде всего опирается на функциональный генез.

Спонтанное развитие по своей сути является процессом самонаучения путем подражания. Долгое время в отечественной психологии и педагогике роль спонтанного развития несправедливо недооценивалась.

Достаточно указать только на тот факт, что одно из сложнейших психических новообразований, каким является устная речь, усваивается ребенком путем спонтанного самонаучсния. Никто, за исключением особых случаев, специально устной речи ребенка не обучает.

Неслучайно отсутствие своевременного ее появления является для окружающих признаком неблагополучия в развитии ребенка.

Значение спонтанного и направленного развития в разные периоды жизни неодинаково. Так, на ранних стадиях развития ребенка явно доминируют элементы самонаучения.

Позже на передний план выходит направленное развитие, связанное с обучением.

Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что перспективной задачей любого обучения является создание предпосылок для будущего самонаучения личности, т.е. для спонтанного развития.

Рассматривая обозначенные нами стороны развития в аспекте дизонтогенеза, мы должны со всей определенностью отмстить, что любое сколько-нибудь серьезное нарушение прежде всего должно сказаться на характеристиках спонтанного развития.

Читайте также:  Роль питания в физическом развитии ребенка

Направленное развитие всегда остается более сохранным в сравнении со спонтанным, именно поэтому существенно возрастает роль обучения в отношении детей с ОВЗ в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Попутно отметим, что в случае распада психики прежде всего страдает направленное развитие, т.е.

способность к направленному усвоению новых знаний. В этом может состоять одно из принципиальных различий между феноменами распада и нарушенного развития.

Подчеркивая значимую роль обучения для детей с ОВЗ, Л. С. Выготский неоднократно указывал на то, что один и тот же недостаток этого процесса в отношении нормальных и детей с ОВЗ может приводить к разным по тяжести последствиям для их развития.

Эти негативные последствия будут менее ощутимы в случае с нормальным ребенком, так как недостатки в обучении в определенной степени могут быть восполнены за счет спонтанного развития.

Возможности же такового у детей с отклонениями значительно ограничены.

Важность обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья связана не только с тем, что этот процесс сопряжен с исправлением тех или иных нарушений, но и с тем, что обучение как фактор развития всегда ориентировано на выявление и актуализацию потенциальных возможностей ребенка, т.е. на зону его ближайшего развития.

Источник: https://studme.org/78592/psihologiya/sovremennaya_struktura_narushennogo_razvitiya

Источник

Стр. 98

Значение спонтанного и направленного развития в разные периоды жизни неодинаково. Так, на ранних стадиях онтогенеза явно доминируют элементы самонаучения. Позже на передний план выходит направленное развитие. Следует особо подчеркнуть, что перспективной задачей любого обучения является создание предпосылок для будущего спонтанного развития личности.

Рассматривая обозначенные нами стороны развития в аспекте дизонтогенеза, мы должны отметить, что любое сколько-нибудь серьезное нарушение прежде всего сказывается на характеристиках спонтанного развития. В сравнении с ним направленное развитие всегда остается более сохранным. Именно поэтому существенно возрастает роль обучения детей с различными расстройствами. В случае же распада в первую очередь негативному воздействию подвергается уже направленное развитие как способность к сознательному усвоению новых знаний. В этом может состоять одно из принципиальных различий между феноменами распада и нарушенного развития.

Подчеркивая значимую роль обучения для особого ребенка, Л. С. Выготский неоднократно указывал на то, что один и тот же недостаток этого процесса в отношении нормальных и проблемных детей может приводить к разным по тяжести последствиям для их развития. Касаемо нормального ребенка недостатки в обучении в определенной степени могут быть восполнены за счет спонтанного развития. Возможности же такового у детей с отклонениями значительно ограничены. Важность их обучения связана не только с тем, что этот процесс сопряжен с исправлением тех или иных нарушений, но и с тем, что обучение как фактор развития всегда ориентировано на выявление и актуализацию потенциальных возможностей ребенка, то есть на зону его ближайшего развития.

Как мы уже говорили, в реализации психогенеза принимают участие биологические и социальные факторы. И хотя последние играют главную роль, но это отнюдь не снижает значимости природных детерминант. Если биологические и социальные факторы определяют нормальное развитие, то чем тогда должно быть обусловлено нарушенное развитие, ибо оно качественно отличается от нормального? Для объяснения этого часто используется категория аномальный или, пользуясь современной терминологией, дизонтогенетическим фактор. Но введение данного понятия вызывает возражения у целого ряда ученых, ибо природа человека всецело вписывается только в два указанных и выделение третьего выглядит избыточным противопоставлением. В действительности, без него объяснить существование феномена нарушенного развития не представляется возможным. Но при этом следует учитывать саму природу дизонтогенетического фактора, не являющегося ни биологическим, ни социальным. Сами же биологические и социальные факторы могут иметь как положительное, так и отрицательное значение и соответственно играть позитивную и негативную роль в процессе психического развития. В этом смысле дизонтогенетический фактор представляет собой различное сочетание отрицательных и положительных характеристик биологического и социального факторов, способствующих нарушению нормального хода развития и объясняющих сам факт существования последнего.

Источник