Спок ребенок 3 года

Что полезного и сегодня можно вынести из книги доктора Спока?
Содержание:
- Основные идеи
- “Плюсы” подхода доктора Спока
- “Минусы” подхода доктора Спока
Продолжаем обсуждать различные стили воспитания, ухода за ребенком, существующие в наших семьях. В прошлый раз речь шла о педиатрическом стиле. Сегодня — о том, что изменилось в жизни малышей и их мам после выхода книжки доктора Спока.
Переведённая на русский язык в 1956 г. книга американского педиатра Бенджамина Спока “Ребёнок и уход за ним” (написана в 1946 г.) стала революционной для советских матерей. Даже сам факт перевода и издания этой книги на советском пространстве подтверждал, что оттепель в СССР наступила.
Основные идеи
- В это время в педиатрии и психологии начало меняться отношение к усредненным нормам. Стали развиваться идеи психологии и физиологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии). Безусловная вера в нормы и таблицы педиатров — единые для всех детей — была поколеблена. “У каждого ребёнка своё неповторимое лицо, и столь же неповторимо его развитие” — этот постулат доктора Спока стал Ренессансом родительской культуры в СССР. Оказывается, новорождённые, которые сами устанавливают расписание своих кормлений, вырастают здоровыми людьми, а не умирают от желудочных расстройств, как полагали педиатры до этого. Конечно, Спок не имел в виду “кормить, когда хочу и сколько хочу”. “Режим необходим для пользы ребёнка, с одной стороны, и для удобства родителей — с другой”. Но он агитирует за “гибкий режим”. “Вы сможете сначала подчиняться требованиям ребёнка, а затем постепенно установить режим, удобный и для вас, и для него”.
- Значение материнского участия невероятно возрастает. “Доверяйте себе, — говорит доктор Спок. — Вы знаете гораздо больше, чем вам кажется. Не бойтесь доверять собственному здравому смыслу”.
- Впервые на советском пространстве говорят не только о физиологическом, но и об эмоциональном уходе за малышом. Впервые признается, что у малыша есть желания. “Главное, что нужно ребёнку, — ваша любовь и забота. И это гораздо ценнее, чем теоретические знания… Не бойтесь выполнять желания своего ребёнка, если они кажутся вам разумными и не делают из вас его раба”.
“Вы не можете спокойно переносить его <ребенка> плач и вам хочется его утешить — это естественное чувство для матери… Избалованность начинается не с этого и не вдруг, а постепенно, когда мать боится прислушаться к голосу разума или когда она превращается в раба своего ребёнка и бессознательно поощряет его к использованию своей власти над ней”.
“Плюсы” подхода доктора Спока
Идеи доктора Спока сняли с родителей напряжённость и значительно уменьшили отчуждённость их от детей. Оказывается, растить ребёнка не так тяжело! “Он не такой хрупкий, как вам кажется”, — пишет профессиональный педиатр Бенджамин Спок. Новорождённого можно безбоязненно брать на руки, он умеет управлять температурой тела, он имеет сопротивляемость инфекциям. Значит, можно не кутать его в несколько слоёв пелёнок, не создавать ему специальные “оранжерейные” условия.
Оказывается, малыш — это не сверхчуткий агрегат, обращаться с которым умеют только специально обученные люди. Даже папа может запросто с ним управиться.
Доктор Спок снимает с родителей бремя вины за своих детей, которые не вовремя (не по учебнику) садятся на горшок, начинают ходить, плохо едят и т.д. “Принимайте его таким, какой он есть”, — призывает он.
Чувства родителей стали важной составляющей процесса воспитания. Спок открыто сказал, что вскоре после рождения ребёнка у женщины может наступить депрессия, отчаяние, её могут мучить страхи, повышенная тревожность, чувство вины. Может наступить охлаждение между мужем и женой.
И самое крамольное — “Доверяйте себе”. То есть не нормам, разработанным лучшими профессорами лучших советских институтов, не продукту коллективного разума, а себе — отдельной человеческой субстанции.
Про прикорм и диету. Мысли доктора Спока о том, что малыш сам в состоянии выбрать себе сбалансированное питание по индивидуальной схеме, если ему на выбор предложить “правильные” продукты, тогда была абсолютно новаторской. И в наши дни эти соображения лежат в основе не одного диетологического подхода и снимают со многих родителей психологическое напряжение по поводу того, сколько граммов какого прикорма должен получить их малыш. Мысль о том, что ребенку, которому только полгода, вполне можно доверять в плане вкусовых предпочтений, и что малыш не уморит себя голодом ни отказом от груди, ни выбором “неправильных” продуктов оказалась очень полезна и врачам, и папам и мамам.
Масса подробностей. В книге доктора Спока содержится огромное количество практических наблюдений и советов, и акцент сделан на вещах, отличных от классических пособий по уходу за ребенком. Так, он описывает феномен “ложного отказа от груди”, детали лечения заболеваний с температурой, особенности поведения малыша от 6 месяцев до года и от года до двух лет. Эта книга имеет свое значение и сейчас как копилка опыта.
Другое мнение: то, что вообще возможно думать о воспитании и уходе за малышом по-другому, иначе, чем пишут в советских книжках и на плакатах в поликлинике; то, что по одному поводу возможно существование разных мнений, — было своего рода открытием для читателей нашей страны. Так что читайте книгу доктора Спока — жизненное откровение для поколения наших мам — и старайтесь относиться даже к устаревшим идеям с уважением. Конечно же, многое из написанного там относится к истории педиатрии, но в свое время эта книга была “библией 70-х и 80-х”.
“Минусы” подхода доктора Спока
При всем своем либерализме и гуманном отношении к детям и родителям он остается прежде всего доктором, а не отцом: “Если ребёнку уже месяц, и он всё ещё просыпается для ночного кормления, я думаю, будет разумнее не спешить к нему с молоком, как только он пошевелится, а дать ему поплакать 15-30 минут, после чего он, может быть, уснёт снова. Если он не успокаивается, попробуйте дать ему тёплой воды. Если же через полчаса он снова отчаянно плачет, то проще накормить его”. Конечно, его предшественники не позволяли и этого. Но его потомки не простили ему такого хладнокровия: в течение часа слушать плач ребёнка не может ни одно материнское сердце.
Как ни странно, являясь мужчиной и отцом, доктор Спок ничего не пишет о важности отцовского участия в уходе за малышом. Видимо, время этих идей еще не наступило в те годы. Тем не менее, книга по воспитанию и уходу, написанная мужчиной, косвенно включила многих тогдашних отцов в размышления о том, как же лучше.
Главное, что вынесли советские родители из книги Спока: “Не приучайте ребенка к рукам”. Хотя отчасти он реабилитирует ласки и качания: “В наше время уже так не боятся избаловать ребёнка, как раньше. Если ребёнок плохо себя чувствует, и вы его утешите, он не потребует утешения, когда он будет чувствовать себя хорошо”. Но тут же предостерегает: “Однако если на руках он всё равно плачет, то лучше его не носить, чтобы не приучать к рукам”. Получается: пусть уж лучше плачет один, лёжа в кроватке.
Идеи доктора Спока о том, сколько ребенку не вредно плакать, находясь в кроватке, осложнили жизнь не одной семье.
Но проблема, думаю, в том, что в советском пространстве все воспринималось слишком идеологически. Есть известная русская поговорка: “Заставь дурака Богу молиться, он весь лоб себе расшибет”. Мы очень любим идеи и теории и нередко воспринимаем их слишком буквально, как руководство к действию, а не как повод к размышлению и последующей адаптации к реальности собственной семьи и индивидуальности своего ребенка.
Продолжение следует…
Источник
БЕНДЖАМИН СПОК: «ВЫ ЗНАЕТЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ»
Уважаемые родители! Если вы хотите воспитывать свое чадо «по Споку», то это означает, что воспитывать своего малыша вы должны гуманистически, творчески, опираясь на две силы — научные знания и народную мудрость.
«Поверьте в себя. Вы знаете больше, чем вам кажется» — этот завет доктора Бенджамина Спока вам, молодым родителям, можно по праву назвать основной идеей его метода. Здравый смысл, и только он должен руководить вами в общении с вашим малышом.
Родители тоже люди
Как метко заметил доктор Спок, большинство литературы по уходу за детьми посвящено исключительно ребенку, в то время как вам, родителям, уделяется мало внимания. Между тем, по мнению Спока, вы имеете полное право испытывать по отношению к ребенку негативные чувства, например сердиться на него! И не переживайте, считая себя плохими родителями, убеждая себя: «Я с таким нетерпением ждала нашего первенца, но и не подозревала, что могу испытывать по отношению к нему такие двойственные чувства. Никогда раньше я бы и не подумала, что могу на него сердиться, но сейчас дети совершенно другие, они уже с пеленок имеют собственное мнение…» — и т. д.
Кроме того, не нужно приносить в жертву малышу абсолютно все свое время и силы. В конечном итоге это сделает несчастными и вас, родителей, и ребенка.
Ваша жизнь после рождения малыша должна быть содержательной, да еще какой содержательной! Вам нужно успеть сделать многое: стать самыми красивыми на свете мамой и папой самого умного и здорового малыша, принести пользу обществу, реализовав себя профессионально, и не дать погаснуть семейному очагу. Ребенок должен открыть в вас неиссякаемый источник энергии, способный решить все сверхзадачи воспитания и развития, в том числе и себя любимых.
Не бойтесь любить ребенка
«Ребенок рождается, чтобы стать разумным и добрым человеческим существом, — пишет доктор Спок. — Не бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны».
Учеными уже доказано, что мы нуждаемся в прикосновениях так же, как в еде и питье. Прикосновение — один из языков любви. А в отношениях с ребенком это наверняка один из самых «громких» голосов любви. Ученые неоднократно пытались подсчитать, сколько именно объятий в день нужно взрослому человеку, подростку и ребенку. Например, определялся «средний необходимый минимум» в четыре объятия и «гарантия благополучия» — восемь. Но в этой тонкой сфере, на стыке физического и эмоционального, сухая арифметика бессмысленна.
Сейчас вы, современные родители, все реже опасаетесь избаловать маленького ребенка физическим контактом. Но, даже признавая важность «языка прикосновений», достаточно ли бегло вы им пользуетесь?
В течение первых двух лет жизни ребенка вашу любовь лучше всего проявлять в постоянном физическом общении с ним. Надо брать малыша на руки, ласкать, пеленать, гладить его ручки, ножки, головку. Будь у детей хвостик, как у собачек, они бы радостно виляли вам всякий раз, когда вы голубите их, шутите, играете с ними. Малышам нравится, когда с ними возятся, баюкают, нянчат, — это прекрасный способ доказать вашу любовь, дать понять, что вы бесконечно любите их. Кроме того, не только вы, родители, должны выражать любовь вашему ребенку — чем больше людей возится с малышом, тем лучше: он будет думать, что все на свете рады ему, и, возможно, это убеждение поможет ему со временем хорошо ладить с миром.
Итак, обязательно вкладывайте в малыша свою любовь, заботу, ласку, уделяйте ему свое время, внимание, будьте в общении с ним честны, открыты и непосредственны. И только тогда получите плоды.
Уважайте желания ребенка
Другой очень важный путь проявления любви к ребенку — уважение его желаний. Детские желания очень естественные. Это верно, что вы лучше малыша знаете, что ему полезно, а что нет, но так же справедливо и то, что даже самый крохотный ребенок обладает некоей физиологической мудростью. Врачи знают это и меняют малышу диету, когда он отказывается от какой-либо пищи. Точно так же и вы должны признать законность желаний ребенка, если перестанете навязывать ему навыки, которым он сопротивляется.
Если малыш не хочет спать днем, не принуждайте его. Если он отталкивает рожок, не допив несколько граммов, не нужно заставлять его во что бы то ни стало допить всю порцию. Это вовсе не значит, что вы не должны с малолетства вырабатывать полезные привычки, но приучать к ним надо, соизмеряя готовность и желание ребенка освоить их и учитывая его реакции. Иначе говоря: «Не бойтесь выполнять желания своего ребенка, если они кажутся вам разумными и не делают из вас его раба» (Б. Спок).
Когда ветры и течения слишком переменчивы, нельзя идти напрямик. Мы быстрее доберемся к цели, если станем лавировать и менять время от времени курс. Такая тактика поможет вашему ребенку самоутвердиться и почувствовать доброе отношение вас, родителей. Он поймет, что его любят, поскольку обращаются с ним как с человеком, а не роботом, который должен автоматически выдавать результаты.
Дети живут в чудеснейшем мире творчества и фантазий, радости и волшебных превращений. Это потом они научаться соизмерять «хочу» и «надо», это потом для счастья им не будет хватать одной лишь пуговицы. Вспомните, как вам в детстве многое запрещали без каких-либо на то причин и как вы совершенно искренне не понимали почему. Пройдет время, и ваш взрослый ребенок, может быть на основе каких-то детских ассоциаций, на свои взрослые желания будет ставить совершенно непонятные запреты. Запрет желаний в детстве, запрет действий — все это позже принесет свои горькие плоды. Чаще надо вспоминать себя в детстве, видеть в своем ребенке себя, смотреть на мир глазами малыша и не отказывать ему в его желаниях.
Только не путайте желания и капризы. Уверены, что вам часто приходилось видеть плачущего ребенка, который не знает, чего хочет; малыша, который упал на колени и не желает идти Дальше; выдавливающего слезы или, наоборот, со слезами, которые льются градом; малыша, который упал и неутомимо молотит ногами и руками. Согласитесь, что все это — зрелище не из приятных и вынуждает взорваться даже самую терпеливую маму. Как вы уже догадались — это детские капризы.
Но существует несколько способов не сдаться маленькому домашнему тиранчику, успокоить капризулю. Как успокоить капризного ребенка.
✏ Напомните о важном деле, для которого нужно отложить плач. («Давай ты попозже поплачешь, а то скоро солнышко сядет и мы не успеем погулять».) Важно, что вы не отнимаете права малыша на слезы, а просите немного подождать. Многие дети соглашаются на такую уступку.
✏ Попросите ребенка плакать тихим голосом (например, чтобы не будить папу) или плакать низким голосом (чтобы у мамы голова не заболела). Если он послушается, настоящего плача уже не получится. Скорее это будут вокальные упражнения, которые быстро прекратятся.
✏ Незамеченное, неподпитанное чужим вниманием плохое настроение может пройти и само собой. Но помните, что легко ошибиться и проявить равнодушие там, где необходима забота и участие. Помогите ребенку «перепрыгнуть» через каприз. Например, малыш протестует против одевания, а вы его спросите: «Как ты думаешь, появились уже листочки на нашей березке? Пойдем посмотрим».
✏ Попробуйте поторопить ребенка задорным «быстро-быстро», чтобы он не успел придумать возражение. Хотя это работает только с малышами. Дети постарше успеют сообразить, что к чему.
✏ Используйте «заговорки». Они требует большой энергии и работают в основном с малышами, но зато независимо от их состояния. Суть метода — говорить, говорить, говорить. И тогда собравшийся заплакать кроха прислушается и забудет о плаче, а болтающий ногами и нежелающий одеваться карапуз замрет на несколько секунд. И кашей так можно накормить, да и вообще добиться нужного пассивного (не требующего от ребенка собственных действий) поведения. Вот только долго такую разговорную нагрузку выдержать практически невозможно (а ведь желательно не чепуху молоть, а сообщать что-то полезное, развивающее).
✏ Попробуйте успокоить капризного ребенка щекотанием или расскажите что-то смешное. Этот способ не подходит при начавшейся истерике.
✏ Попытайтесь отвлечь малыша. «О, смотри, птичка полетела!» знают все мамы и особенно бабушки. Можно по-другому: «Ой, что это у тебя? Ресничка на глазу. Подожди, сейчас вытащу, а то она мешает плакать».
✏ Повзрослевшего и поумневшего ребенка можно отвлекать не мифической пролетевшей птичкой, а вполне материальным сюрпризом. Так, плачущему, находящемуся на грани истерики ребенку скажите: «А кто там в кухне шуршит? Мне кажется, это мышка или ежик, пойду посмотрю…» Важно прийти в кухню первой и оставить на столе картонную мышку или пробкового ежика.
✏ Иногда достаточно озвучить ребенку, что он чувствует, чтобы повод для плача исчез. Например, скажите: «Ты расстроился из-за того, что мы не смогли пойти гулять», и малыш поймет, что вы неравнодушны к его несчастью.
✏ Предложите ребенку объект для выброса эмоций. Это может быть диванная подушка, молоток, дощечка или мячик, которые помогут найти выход негативной энергии. Придумайте смешной ритуал. Например, как только малыш соберется заплакать, включайте фен, чтобы сушить его слезы. Или пылесос, чтобы почистить ребенка от капризов. (Не используйте предложенные решения, если ребенок боится звуков бытовых приборов.)
✏ Можно вот так реагировать на капризную и недовольную рожицу: «Ой, какой-то монстр пришел страшный. Монстр, уходи! Где мой славный малыш, когда же он вернется?» Но стоит помнить, что всегда, когда вы рассчитываете на чувство юмора, нужно быть очень чутким к состоянию и настроению ребенка.
✏ Эту «утешалочку» рекомендуем использовать для детей старше 3—4 лет. Начинайте вторить несчастному, жалующемуся на жизнь ребенку: «Бедный ты, несчастный, нет у тебя ни одной игрушки, сладкого тебе никто не дает, и вообще тебя не кормят. Гулять ты не ходишь, все время дома сидишь…»
✏ Таблетки от плохого настроения (или витамины смеха, если слово «таблетки» вам не нравится) учат ребенка постарше контролировать свои эмоции. В качестве таких таблеток используйте что-то вкусное, любимое ребенком, но иначе недоступное — мармеладки, драже, изюм в шоколаде. Ребенок капризничает — предложите ему такое лекарство. Важно, чтобы малыш знал, если лекарство не подействует, больше его предлагать не будут.
✏ Иногда достаточно крепко обнять ребенка, поцеловать, сказать, как вы его любите. Любите даже такого — с заплаканной мордашкой, хлюпающего носом, скандалящего и ноющего. Ничто так быстро и надежно не высушивает детских слез, как теплота взгляда и доброта сердца.
Рекомендуем посмотреть:
Философия воспитания Фридриха Фребеля. Фребельские «дары» детям
Почему же бывают избалованные дети? Как воспитать неизбалованного ребенка?
Воспитание и развитие ребенка. Воспитание одаренного ребенка. Методика воспитания Масару Ибука
Как родителям создать идеальную среду для развития своего ребенка?
Как приучить ребенка к дисциплине? Бесконфликтная дисциплина. Подсказки и рекомендации для родителей от Б. Спока
Источник