Список слов ребенка 5 лет

Ольга Захарова
Играем в речевые игры, развиваем и обогащаем словарный запас ребенка 5–6 лет
Чтобы ребенок был успешным в играх с детьми, в общении со взрослыми, в обучении в школе необходима хорошо развитая связная речь.
Я предлагаю речевые игры, которые помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге речь вашего ребенка станет богаче и разнообразнее. В эти игры можно играть всей семьей, в выходные дни, праздники, будними вечерами. Во время игры со словом учитывайте настроение ребенка, его возможности и способности. Играйте вместе с ребенком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам.
«Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
«Лишнее» словосреди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка;
море, озеро, река, мост, пруд;
сыр, будка, мороженое, масло, творог;
бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;
молоко, сливки, сыр, сало, сметана;
береза, сосна, дерево, дуб, ель;
кисточка, карандаш, лист, краски, картина;
торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;
гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;
молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.
«Лишнее» словосреди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
«Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
пришел, явился, смотрел;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
«Что общее?»
У двух предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, собака (животные).
У трех предметов:
мяч, солнце, шар —.
тарелка, ваза, чашка —.
лист, трава, крокодил —.
«Отгадай,что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
«Пара к паре» (подобрать слова по аналогии)
Взрослый называет пару слов, например «огурец – овощ» и предлагает подобрать похожую пару из следующих слов: ромашка – (земля, цветок, клумба). Ребенок выбирает из названных словнужное и называет пару: «Ромашка – цветок».
Помидор — огород, яблоко – (забор, сад, груша).
Часы — время, градусник – (кровать, температура, окно).
Машина — мотор, лодка – (парус, вода, палуба).
Стол — скатерть, пол – (мебель, доски, ковер).
Молоток — гвоздь, нож – (доска, хлеб, ящик).
Костюм — ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница).
Стул — дерево, булка – (стол, зерно, нож).
Окно — дом, глаз – (рот, очки, лицо).
Телефон — ухо, телевизор – (радио, антенна, глаз).
Шапка — голова, сапог – (щетка, мальчик, нога).
Шерсть — овца, молоко – (сыр, корова, кот).
Гвоздь — молоток, шуруп – (отвертка, клещи, доска).
Ручка — пенал, тетрадь – (книга, парта, портфель).
Кошка — котенок, курица – (утка, петух, цыпленок).
Трамвай — троллейбус, стол – (книга, кресло, дерево).
Курица — петух, кошка – (котенок, кот, молоко).
Машина — шофер, самолет – (машинист, летчик, небо).
Чтение — буква, счет – (задача, число, вопрос)
«Подбери нужное слово» (смысловые ряды)
Гвоздь — молоток, шуруп.
Дом — крыша, книга.
Квадрат — куб, круг.
Птица—яйцо, растение.
Хорошо — лучше, медленно.
Огонь—пожар, вода.
Зерно — амбар, деньги.
Электричество — выключатель, вода.
Одежда — голый, обувь.
Школа—обучение, больница.
Человек — ребенок, собака.
Резина — шина, сталь.
Птица— гнездо, человек.
Пальто — пуговица, ботинок.
Утро — ночь, зима.
Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.
«Назови части».Возможны два варианта:
а) по картинке; б) по представлению.
Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.
Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Грузовик —. , дом —. , дерево —. , часы —.
«Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
«Слова – «неприятели»
Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля».
Друг, печаль, враг.
Высокий, большой, низкий.
Ночь, сутки, день.
Длинный, большой, короткий.
Радость, радостный, печаль.
Большой, низкий, маленький.
Поднимать, опускать, брать.
Белый, длинный, черный.
Давать, продавать, брать.
Тяжелый, длинный, легкий.
Покупать, продавать, отдавать.
Короткий, маленький, длинный.
Говорить, идти, молчать.
Хороший, светлый, плохой.
Выбрать из трех или четырех слов одно, противоположное по смыслу.
Холодильник (мороженое, электроплитка, лампа, альбом).
Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).
Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).
Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).
Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).
Обогреватель (сумка, пылесос, вентилятор, утюг)
Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).
«Закончи предложение и назови слова-«неприятели»
Слон большой, а комар.
Камень тяжелый, а пушинка.
Золушка добрая, а мачеха.
Зимой погода холодная, а летом.
Сахар сладкий, а горчица.
Дерево высокое, а куст.
Дедушка старый, а внук.
Суп горячий, а компот.
Сажа черная, а снег.
Лев смелый, а заяц.
Молоко жидкое, а сметана.
Река широкая, а ручеек.
Работать трудно, а отдыхать.
Днем светло, а ночью.
Сегодня мне весело, а вчера было.
Заяц скачет быстро, а черепаха ползает.
Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом.
Кричат громко, а шепчут.
Я больна, но скоро буду.
Я живу близко от реки, а мой друг.
Продавец продает, а покупатель.
Друзья иногда ссорятся, но легко.
Легко заболеть, но трудно.
Воспитатель спрашивает, а дети.
Утром дети приходят в детский сад, а вечером.
Сначала гостей встречают, а потом.
При встрече здороваются, а при расставании.
Вечером ложатся в кровать, а утром.
«Подбери слова-«неприятели»
утро — говорить — восход — взял —
весна — нашел — зима — забыл —
добро – уронил — друг — насорил —
грязь — ложиться — жара — одеваться —
Близко — редко — медленно — рано —
темно — низко — легко — можно —
трудно — радостно — много — плохо —
сухо — широко — ярко — высоко —
чисто — мокро — светло — быстро —
«Сравни наоборот»
Используются слова: больше — меньше, тяжелее — легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др.
Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?
«Чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами»
Шить — вязать, класть — ставить, строить — чинить, мыть — стирать, чистить — подметать, нести — везти, лежать — спать, лежать — стоять, рисовать — раскрашивать.
Выбери из трех слов два слова-«приятеля»
Дом, солдат, маршал.
Конь, собака, лошадь.
Дом, улица, здание.
Грустный, печальный, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый.
Веселый, крепкий, прочный.
Слабый, неловкий, неуклюжий.
Большой, красивый, огромный.
Взять, схватить, идти.
Думать, ехать, соображать.
Торопиться, спешить, ползти.
Радоваться, веселиться, наряжаться.
«Придумай слова-«приятели» к данным словам»
здание — (дом, идти — (шагать, льется — (течет, печаль — (грусть, глядеть — (смотреть, конь — (лошадь, торопиться — (спешить, солдат — (боец, крошечный— (маленький, Отчизна — (Родина, смелый — (храбрый, приятель — (друг, прежде — (раньше).
Я думаю, что вы с пользой и интересом провели время! Играйте вместе с ребенком!
С уважением логопед Ольга Вячеславовна.
Источник
Лексический запас – количество слов, которые человек понимает и использует в речи. При чем часть из них он употребляет, а вторую нет. Благодаря речи мы общаемся друг с другом, выражая свои мысли и донося их до собеседника, формируем убеждения и интеллектуально развиваемся. Чем насыщеннее, грамотнее и выразительнее речь у человека, тем выше считается его уровень образования и культурного развития.
Лексический словарь детей и взрослых состоит из двух категорий:
- Активный словарный запас – слова, которые человек употребляет регулярно в устной речи и письме.
- Пассивный словарный запас – состоит из слов, которые человек знает и воспринимает на слух, но сам не использует. Значительно превышает активный словарь.
Каким должен быть запас взрослого человека – точного ответа нет. К примеру, словарь В.И. Даля содержит более 200 тыс. слов, академический словарь русского языка – примерно 130 тыс. слов, последнее издание словаря С.И. Ожегова – 70 тыс. слов. Очевидно, что даже самые эрудированные люди не владеют таким объемом лексики. По последним данным исследований, активный запас взрослого составляет от 5 тыс. до 35 тыс. слов, пассивный – от 20 тыс. до 100 тыс. слов.
Проверить свой словарный запас и оценить его помогают онлайн-тесты. Но результаты у одного и того же человека в разный период времени могут отличаться, так как он постоянно развивается – узнает новые слова, но при этом забывает или перестает использовать ранее выученные.
Как правило, люди с богатым лексиконом имеют больше перспектив, быстрее добиваются целей, успехов в карьерной лестнице, менеджменте, шоу-бизнесе. По мнению большинства, работа у них более интересная, творческая, неординарная, а достижения выше. То же касается и личной жизни. Человек с большим лексическим запасом лучше формулирует свои мысли, вербализирует желания, эмоции, за счет этого лучше находит общий язык с людьми.
Лексический запас можно сравнить со снежным комом: чем больше сложных понятий знает человек, тем больше новых слов и терминов он в состоянии воспринять, запомнить и использовать в своей речи. Вот для чего следует заниматься развитием речи ребенка с самого раннего детства.
Развитие лексического запаса
Лексическое развитие ребенка состоит из двух аспектов:
- Количественный рост словарного запаса;
- Качественное развитие – овладение значениями слов.
В дошкольном возрасте обогащение словаря ребенка происходит быстро. Период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным (чувствительным) и наиболее удачным для обучения, благоприятным для воздействия внешней среды. Но скорость сильно зависит от среды, в которой он находится, поэтому данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста отличаются.
Рассмотрим сензитивный период развития речи и лексического запаса более подробно.
Пополнение лексического запаса ребенка по годам
В первый год жизни ребенок для нормального развития речи нуждается в эмоционально-положительном общении со взрослыми.
Ребенок усваивает слова в таких условиях, когда может соотнести визуальный образ предмета и звуковое звучание. Если он в это время имеет возможность манипулировать предметом (вертеть в руках, пробовать на вкус), новое слово запомнится быстрей. Например, мама дает ребенку ложку и показывает, что ею нужно кушать.
К году он использует всего 5-9 слов вроде «дай» и «ням-ням», соотносит их с предметами и действиями, у него появляются реакции на слово. Это подготовительный этап к овладению речи.
В данном возрасте уже стоит уделять внимание обогащению словарного запаса ребенка. Регулярные и систематические занятия позволят малышу расти эрудированным и интеллектуально развитым.
Важно, в каких условиях у ребенка формируется и развивается речь. Лучше всего, чтобы окружающие говорили правильно и неторопливо, так как дети в этом возрасте подражают взрослым. Если ребенок слышит неправильную речь, у него закрепляются неправильные образы слов, что сложно исправить в будущем.
1-1,5 года – гиперсензитивная фаза, быстрое накопление пассивного словаря и начало формирования фонетической и грамматической сторон речи. Но если речевого общения недостаточно, формирующаяся речь быстро разрушается. Симптомы: задержка появления первых слов, «забывание» уже знакомых слов, остановка речевого развития.
В данном возрасте начинается предметно-действенное общение со взрослыми. Пассивный словарный запас стремительно расширяется до 800-1000 лексических единиц. Он состоит из слов, употребляемых родителями в общении друг с другом и с окружающими.
К полутора-двум годам внимание к артикуляции взрослых усиливается, ребенок повторяет (эхолалия) и сам произносит определенные слова. Нормально, если в этом возрасте он путает звуки, искажает, переставляет или пропускает их.
Первые слова имеют обобщенно-смысловой характер – т.е. одно и то же слово может обозначать и предмет, и действие, и чувства. Понять ребенка можно в ситуации, поэтому такая речь называется «ситуационной».
В полтора года ребенок на фотографии различает, где папа, где мама, где бабушка, а где брат или сестра, называет и показывает части тела (нос, рот, глаза и т.д.).
2,5-3,5 года – формирование фразовой речи. Переход к отвлеченной форме мышления, от односложных фраз к комплексным структурам. С 3-х лет начинается формирование грамматического строя речи. Ребенок из примитивных фраз, не согласованных между собой, начинает строить предложения, согласовывая и соподчиняя слова.
В этот период наблюдается значительное расширение и накопление словаря. Наиболее распространённые данные о количественном росте словарного запаса у детей:
- 1,6 – 10-15 слов;
- конец 2-х лет – 300 слов;
- 3 года – 1000 слов.
С 3 лет ребенок все воспринимает через игру. В этот период он осознанно называет предметы и указывает на них жестами, обращает внимание на цвет, форму, величину, определенные качества предметов и явлений, а также понимает разницу между словами «один» и «много».
Что должен знать ребенок в 3 года:
- как зовут членов семьи, близких, домашних животных;
- названия игрушек (пирамидка, кукла, мяч, машинка, пазл и т.д.)
- названия посуды и столовых приборов (тарелка, ложка, вилка, миска, кастрюля)
- названия одежды (куртка, платье, джинсы, футболка, шорты и т.д.);
- названия продуктов питания, которые употребляются в семье;
- пространственные понятия (лево, право, низ, верх);
- простые геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, звезда)
- названия животных и их детенышей (курица-цыпленок, собака-щенок, корова-теленок, овца-ягненок).
- минимум 5-10 названий растений;
- названия времен года и погодных явлений (дождь, снег, ветер, солнце, луна).
В основе развития словарного запаса 3-летнего ребенка лежит запоминание значений существительных и глаголов. Так как в этом возрасте дети не могут описать предмет или свое состояние с помощью слов, нет смысла делать упор на прилагательные и наречия. В этом возрасте достаточно знать названия некоторых ощущений и состояний (тепло, жарко, холодно, больно, вкусно).
К 3 годам у ребенка появляется «внутренняя речь». Она становится средством его интеллектуального и речевого развития. Он постоянно подключает взрослого в процесс общения с собой. Любые психические стрессы и сенсорные депривации в этом возрасте могут спровоцировать задержку речевого развития и привести к патологии речи (заиканию, мутизму, речевому негативизму).
Нормально, если ребенок в данном возрасте делает паузы не только между отдельными фразами, но и в середине слов (это дизритмия речевого высказывания, что говорит об интенсивном формировании внутриречевого программирования). Также в речи появляются повторения слов, сочетаний и даже слогов (физиологические итерации). Важная составляющая речи в этот период – речевое дыхание (ребенок может начать говорить в любую из фаз дыхательного акта). Бывает, что в процессе высказывания активно реагирует вегетатика – ребенок краснеет, чувствует напряжение в мышцах, учащенно дышит.
3,5-5 лет – полноценное понимание речи взрослого, инструкций, речь становится средством общения.
Дети 3-5 лет учатся употреблять те или иные слова, повторяя за взрослыми, а также в процессе взаимодействия с предметами, о которых они говорят. В подавляющем большинстве случаев ребенок придает буквальный смысл произнесенным словам. Например, слово «дружба» ребенком 5 лет будет усвоено буквально: вместе играем, ходим за ручку. Только после 11 лет, согласно теории Пиаже, он начинает понимать, что дружба основывается на доверии, взаимопомощи, совместных интересах и т.д. (так как в это же время он начинает понимать такие абстрактные понятия, как доверие, предательство, взаимовыгода).
В этом возрасте у ребенка появляется много вопросов по типу «Почему?», «Зачем?» и т.д. Также в этом возрасте дети овладевают обобщением (собака – не только игрушка дома, но и рисунок на картинке, домашнее животное у соседки). Особое внимание стоит уделить формированию звукопроизношения, так как могут проявиться нарушения в произношении свистящих, шипящих и сонорных звуков.
В 4 года нормотипичный ребенок употребляет в основном простые предложения, но также уверенно строит сложносочиненные и сложноподчиненные. В этом возрасте он способен без помощи взрослых составить рассказ из 40-50 предложений, что говорит об овладении монологической речью.
Происходит высшая стадия интеграции слова, так как в мозгу ребенка уже содержится итог полученных ранее знаний, появляются обобщения. В этом возрасте дети часто называют категорию предмета, а не сам предмет, что усложняет процесс понимания их родителями.
Объем словаря составляет 1900-2200 слов. Новые тематические группы и категории, которыми владеют дети в этом возрасте:
- понимание и выражение чувств и эмоций (радость, веселье, злость, гнев, обида);
- характеристики предметов (размер, цвет, температура);
- уменьшительно-ласкательные формы слов (мамочка, кустик, лисичка).
В этом возрасте ребенок полностью понимает, как образовывается слово. Поэтому у него появляются навыки создания групп однокоренных слов благодаря добавлению приставок и суффиксов: мышь – мышонок, пить – попил. При этом он понимает различия между однокоренными словами из одной группы: кот – большое животное, а котенок – маленький детеныш кота.
После пяти лет также происходит резкий скачок по сравнению с предыдущим периодом – количество слов увеличивается в 2 раза, словарный запас составляет 3000-4000 слов. Количество лексических единиц резко возрастает за счет именно однокоренных слов: «кот-кошка-котик-котенок», «ведро-ведерко». Значения слов еще больше обогащаются и уточняются, но ребенок все еще может их употреблять не по смыслу.
В возрасте 5-6 лет появляется навык отнесения нового слова не к одному предмету, а ко многим. Узнавая новые слова в этом возрасте, дети иногда не осознают весь смысл их содержания, поэтому наблюдается ошибочное употребление слов, сужение и расширение границ их значения и применения. Так происходит из-за того, что они колеблются между конкретным и абстрактным опытом (до этого они были точно уверены, что существует только то, что они видят).
Также это период формирования контекстной речи, т.е. ребенок сам придумывает монолог и озвучивает его. У него запускается сложнейший механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Центральная нервная система наиболее напряжена в этом возрасте, как и в 3 года.
В период 5-7 лет случаются «сбои» речевого дыхания при употреблении сложных фраз и длительные паузы из-за трудностей с формированием лексико-грамматически правильного высказывания. Монологическая речь может быть недостаточно сформирована из-за психических стрессов и ограничений общения в естественной среде.
Важный этап формирования речи в дошкольном возрасте – это словотворчество. Ребенок сам придумывает новые слова, беря за основу знакомые существительные или существительные и глаголы. Например, может назвать свою руку «нососумкой» от «ношения сумки».
Темы, которые понимает ребенок в 5-7 лет:
- время и интервалы (час, минута, неделя, год), времена года;
- использование числительных с использованием грамматики (пяти стульев, третье яблоко);
- имена и фамилии членов семьи, выдающихся личностей (любимых музыкальных исполнителей, героев мультфильмов);
- названия достопримечательностей и праздников;
- понятие пространства (горизонт, небо, космос, Вселенная, за углом, в другом городе);
- цвета и оттенки, профессии и виды спорта, части тела людей и животных;
- транспортные средства, предметы быта;
- дикие животные, экзотические растения и деревья, фрукты, овощи, цветы;
- слова, обозначающие эмоции и их оценки (позитивные, негативные).
Чем старше ребенок, тем он становится менее зависимым от чувственной ситуации. Смысловое содержание слов набирает силу только к концу среднего дошкольного возраста благодаря усвоению новых знаний об окружающем мире. Также в этот период у детей зарождается эстетическое отношение к слову и речи. К примеру, в 5-летнем возрасте дети могут употреблять метафоры, но осознанно они это делают только со старшего школьного возраста.
Под конец среднего дошкольного возраста усваиваемый язык становится действительно родным для ребенка.
С 6-7 лет для обучения ребенка актуально чтение. Это время, когда у него уже достаточно большой запас знаний о мире, в котором он живет, активно развиваются навыки придумывания, сочинения и проявления творчества. В таком возрасте чтение является источником переживаний эмоций для детей, способствует их умственному и речевому развитию. Задача взрослого – привить детям любовь к чтению вместо просмотра мультфильмов и видеороликов на ютубе, объяснить, что книга (письменная речь) является источником знаний.
При поступлении детей в школу обязательно проводится тестирование на уровень их речевого развития. Чтобы избежать проблем в обучении, рекомендуется предварительно оценить лексический запас своего ребенка и заполнить существующие пробелы.
Как помочь ребенку сформировать хороший словарь?
Чтобы развитие словарного запаса вашего ребенка проходило правильно, необходимо с ним постоянно общаться. Насколько это общение полноценно, показывает объем и качество словаря дошкольника. Поэтому рекомендуется регулярно знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, называть их, объяснять особенности и характеристики каждого. Также важно уделять внимание беседам с ребенком, задавать ему вопросы, создавать ситуации, в которых возможно выявить недочеты в понимании и употреблении слов ребенком. Чем активнее образ жизни семьи, тем наиболее благоприятные условия создаются для расширения словарного запаса ребенка. Это не только путешествия в другие города и страны, можно ходить в театр, цирк, зоопарк. Таким образом, регулярно пополняющийся словарный запас систематизируется, упорядочивается, складывается в семантические поля.
Источник