Спецкурс социальное развитие ребенка под ред зверевой
Перечень программ, технологий и пособий, используемых в образовательной
деятельности:
Социально-коммуникативное развитие.
1. Развитие игровой деятельности: Система работы в средней группе детского
сада./Губанова Н. Ф. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
2. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью,
средняя группа/ Н.В.Алешина М.: Просвещение 2004.
3. Развивающие игры для детей. /Смирнова Е.О., Богуславская З.М. М.:
Просвещение, 1991.
4. Программа духовно – патриотического воспитания детей 5-7 лет/ Вишневская В.Н. М.: Свет Руси, 2004.
5. Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада/ Доронова Т. Н., Голубева Л.Г., Жичкина А.Е. М.:2001
6. Я, Ты, мы. Социально – эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет/ КнязеваО.Л., Стеркина Р.Б. М.: Просвещение, 2004.
7. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ./ Кондыркинская Л.А. М.: Творческий центр «Сфера»,2003.
8. Эмоциональное развитие дошкольника./ Кошелева А.Д. М.: 1985.
9. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс. / Под ред. О.Л. Зверевой. – М.:
Айрис-Пресс, 2004.
10.Учим детей общению/ Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Ярославль: Академия развития 1997.
11.Энциклопедия. Мир этикета./ Мирзоян А. Урал А.Т.Д.:2000, 2001.
12.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. / Новицкая М.Ю. М.:
LINKA –Press, 2003.
13.Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристкой деятельности./ Остаец А.А.
14. Дошкольникам о Москве и родной стране. /Алешина Н.В., Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. – М.: Скрипторий 2003, 2011.
15.Культурно – досуговая деятельность. / Зацепина М.Б.
16.Этические беседы с детьми 2-7 лет. /Петрова В.И., Стульник Т.Д.
17.Дорожные знаки для маленьких пешеходов./ Шалаева Г.П..М.: СЛОВО, Эксмо,2007.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
1. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.
Стеркина. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.
2. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. и ст. возраста: Кн.
для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н.
Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – М.: Просвещение, 2005.
3. Правила дорожного движения дошкольникам / С.Н.Черепанова, 2007.
4. Формирование основ безопасности у дошкольников / К.Ю.Белая, 2006.
5. 365 уроков безопасности/ Л. Логинова. – М.: Пресс Рольф, 2000.
6. Дорожные знаки для маленьких пешеходов / Г. П. Шомаева, 2006.
7. Основы безопасности детей дошкольного возраста/ Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. М.: Просвещение, 2007
8. Правила безопасности для дошкольников: Наглядное пособие. М: Айрис Пресс, Формирование положительного отношения к труду
1. Ребнок за столом. Методическое пособие. Глава «Дежурство»./ Алямовская В.Г.
и др. М: ТЦ Сфера, 2005.
2. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет./ Комарова Т.С. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
3. Культура поведения за столом. Глава «Мы с Вовой дежурим по столовой». / В.Г.
Алямовская, К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др.- М.: Ижица, 2004.
4. Конструирование и ручной труд в детском саду. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду: Программа и методические рекомендации:
для работы с детьми 2-7 лет./ Куцакова Л.В. М.: Совершенство,2010.
5. Нравственно-трудовое воспитание ребнка- дошкольника. Пособие для педагогов.
/ Куцакова Л.В. М.: Владос, 2003.
6. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. М.:
Мозаика-Синтез, 2005.
7. Что было до…Игры – путешествия в прошлое предметов./ Дыбина О.В.
8. Неизвестное рядом./ Дыбина О.В.
Познавательное развитие.
Сенсорное развитие
Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников./ Дыбина О.В. М.:
1.
ТЦ Сфера, 2012.
Серия пособий «Школа семи гномов»: развитие речи и мышления детей от 1 до 2 2.
лет «Чей это хвостик?», «Большой, маленький». Денисова Д.А.
Занятия по сенсорному развитию./ Э. Т. Пилюгина М.: Просвещение,1983.
3.
Воспитание сенсорной культуры ребнка от рождения до 6 лет: Кн. для 4.
воспитателя дет.сада / Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина. Н.Б. Венгер.- М.:
Просвещение, 1988.
Сенсорное воспитание в детском саду / Н.Н. Поддъяков, В.Н.Аванесова, 1989.
5.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей Познаю мир./ Гризик Т.И М.: Просвещение, 2004.
1.
Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. /Николаева 2.
С.Н М.: Мозаика – Синтез, 2002, 2004.
Методика экологического воспитания в детском саду/ Николаева С.Н. М.:
3.
Просвещение,1999.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов детского 4.
сада./ Николаева С.Н. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка»./ Николаева С.Н. М.:
5.
Просвещение,1999.
Краеведческое воспитание старших дошкольников./ ИДППО Челябинск, 2005.
6.
Лето. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. / Скоролупова О.А. М.:
7.
Скрипторий 2003 Не просто сказки. / Рыжова Н.А. М.: Линка – Пресс, 2002.
8.
9. Наш дом – природа. Я и природа./ Рыжова Н.А. М.: Линка – Пресс, 1996.
10.Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал»/ Е.С.Бабунова, Е.Г.Лопатина, В.И.Турченко.- Магнитогорск: МаГУ, 2003.
Формирование элементарных математических представлений
1. Воспитание ребенка-дошкольника./ Новикова В.П., Тихонова Л.И. М.: Владос, 2008.
2. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников 3-4 лет.
Методические рекомендации./ Петерсон JI.Г., Кочемасова Е.Е. М.: БАЛАСС, 2001.
3. Раз – ступенька, два – ступенька: Учебное пособие по математике для дошкольников 5-6 лет. В 2 частях. / Петерсон Л.Г., Холина Я.Л. М.: БАЛАСС, 2001.
4. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста./ Громова О.Е., М.: ТЦ Сфера, 2006.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
1. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. М.:
Мозаика-Синтез, 2006.
2. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учебное пособие. М.: Академия, 2002
3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие творческого мышления. М.:
Академия развития, 2010.
4. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада / З.В. Лиштван.- М.:
Просвещение, 1981.
–  –  –
1. Речевое развитие дошкольников. / Алексеева М.М., Яшина В.И. М.: Академия,
2. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет./ Гербова В.В. М.: Просвещение
3. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада./ Гербова В.В. М.:
Просвещение 1987
4. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада./ Гербова В.В. М.:
Просвещение 1987
5. Ознакомление дошкольников со звучащим словом./Тумакова Г.А. М.: 1991.
6. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Для занятий с детьми от рождения до семи лет./ Максаков А.И. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
7. Развитие правильной речи ребенка в семье: Пособие для родителей и воспитателей./ Максаков А.И. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
8. Правильно ли говорит ваш ребенок./ Максаков А.И. М.: просвещение, 1988.
9. Методическое руководство к учебно – наглядному пособию для детского сада.
Николаева С.Н., Мешкова Н.И. М.: Просвещение,1984
10.Обучение созданию рифмовок./ Ульяновск, 2001.
11.Технология составления творческих рассказов по картине./ Сидорчук Т.А.
Челябинск, 2000.
12.Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречиями./ Сидорчук Т.А. Ульяновск, 2001.
13.Учим детей думать./ Сидорчук Т.А. Ульяновск, 2002.
14.Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет./ Тарасов М.А. М.:
Центр «Сфера», 2005.
15.Развитие речи детей 4-5 лет: Программа; Методические рекомендации;
Конспекты занятий и др./О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. М.:ТЦ Сфера, 2007.
16.Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий./ Струнина. М.Н., Ушакова О.С. М.:ТЦ Сфера, 2007.
17.Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша./ Ткаченко Т.А. М.: Эксмо, 2010.
18.Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-4 лет. М.: Вентана-Граф, 2009.
19.Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-6 лет. М.: Вентана-Граф, 2009.
20.Ушакова О.С. Развитие речи детей 6-7 лет. М.: Вентана-Граф, 2009.
21.Как хорошо уметь читать./Шумаева Д.Г.
22.Физическое и речевое развитие дошкольников./ Вареник Е.Н.
23.Добрая книга для чтения и обсуждения с детьми старшего дошкольного возраста./Адамьянец Т.З. М.: Просвещение, 2007.
24.Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой./ Ушакова О.С., Гавриш Н.В.
– М.: ТЦ Сфера, 2010
25.Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой./Ушакова О.С. М.: ТЦ Сфера, 2010.
26.Ты детям сказку расскажи./Гриценко Г.А. М.: Линка – Пресс, 2003.
27.Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста./ М.:
Просвещение, 1983.
28.Приобщение детей к художественной литературе./ Гербова В.В. М.:
Просвещение, 2005.
Художественно – эстетическое развитие.
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация) Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические 1.
рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)./ Лыкова И.А. М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет 2.
«Цветные ладошки»./ Лыкова И.А. – М.: Карапуз-дидактика, 2007.
Декоративная лепка в детском саду. Пособие для воспитателя./Халезова Н.Б. М.:
3.
ТЦ «Сфера», 2005.
Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре./ Доронова Т.Н., 4.
Якобсон С.Н. М.: Центр Владос, 2004.
Детский дизайн. Пластилинография. / Давыдова Г.Н. М.: «Скрипторий 2003», 5.
2006.
Рисование с детьми дошкольного возраста.Нетрадиционные техники, 6.
планирование, конспекты занятий./ Казакова Р.Г. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
7. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий. /Ушакова О.С. М.: ТЦ «Сфера» 2008.
8. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников./ Комарова Т.С., Размыслова А.В. М.: Педагогическое общество России, 2005.
9. Народное искусство в воспитании детей./ Комарова Т.С. М.: Педагогическое общество России, 2000
10.Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий/ Колдина Д.Н. М.:
Мозаика – Синтез, 2008.
11.Занятия по изобразительному искусству./ Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. М.: ТЦ «Сфера», 2000.
Развитие продуктивной деятельности (художественный труд)
1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М.,2007.
2. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Для занятий с детьми 4-7 лет. Ручной труд в детском саду и дома. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд: Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
4. Лыкова И.А.Художественный труд в детском саду: 4-7 лет. М.: КарапузДидактика, 2006.
5. Мусиенко С.И. Школа волшебников. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. М.: Росмэн, 2006.
6. Росинка. / Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова. – М.: Владос, 2003.
7. Салагаева Л.М. Ручной труд для детей: Чудесные скорлупки. Методическое пособие. М.: Детство-Пресс, 2009.
Приобщение к изобразительному искусству
1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. Рн/Д.: Феникс, 2007.
2. Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре.
М.: МИПКРО, 2001.
3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. М.: Просвещение, 2002.
4. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.:
Педагогическое общество России, 2002.
5. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике;
Знакомство с пейзажной живописью. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
6. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
7. Маслова Т.М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи. СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Развитие музыкально-художественной деятельности
1. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. М.: Вако, 2006
2. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.
3. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2006.
4. Каплунова И.М., Новооскольцева И.А. Ладушки. Праздник каждый день:
Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999.
5. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий. М.: Скрипторий 2003, 2010.
6. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. М.: Скрипторий 2003, 2010.
7. Коренева, К.В. Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: В 2частях. М.:
ВЛАДОС, 2001. – ч 1.
8. Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. Комарова, Т. С., Антонова А.В., Зацепина, М. Б., – Испр. и доп. – М.Педагогическое общество России, 2002.
9. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка – дошкольника:
развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие М.:
ВЛАДОС, 2004. (Росинка).
10. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
11. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
12. Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Рн/Д.: Феникс, 2011.
13. Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: Программа музыкальноритмического воспитания детей 2-3 лет. СПб., 2001.
14. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. М.: Мозаика-синтез, 2001.
Физическое развитие.
1. Развитие основных движений детей 3-7 лет. Система работы. /Вавилова Е.Н. М.:
Скрипторий 2003, 2008.
2. Комплексы утренней гимнастики в детском саду /Бабина К.С.. М.: Просвещение
3. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста./Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
4. 150 эстафет для детей дошкольного возраста. /Желобкович Е.Ф М.: Скрипторий, 2003.
5. Программа «Здравствуй» /М.Л. Лазарев – М.: « Академия здоровья», 1997.
6. Физкультура и здоровье. (для самых маленьких)/Исаева Е.И.
7. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7-лет. /Пензулаева Л.И. М.:
Владос, 2002.
8. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет /Степаненкова Э.Я.. М.: МозаикаСинтез, 2012.
9. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. /Пензулаева Л.И. М.: Мозаика – синтез, 2012.
10.Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения./Шебеко В.Н. Шишкина В.А., Ермак Н.Н.
11.Подвижные игры для дошкольников /Фатеева Л.П..
12.Как воспитать здорового ребенка /Алямовская В.Г.
13. Укрепляйте здоровье детей/ Вавилова Е.Н. М.: Скрипторий.2008
14.Как быть здоровым, или семь правил домашней диеты. /Гурвич М.М. М.
«Панорама» 1991.
15.Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование. Тренинги. Занятия./ сост. Крылова Н.И. Волгоград: Учитель,2009
16.Здоровье ребнка от рождения до школы – М.: Эксмо, 2007.
17.Формы оздоровления детей 4-7 лет. Кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. /Автор – составитель Подольская Е.И.
Волгоград: Учитель 2009.
18.Закаливание детей дошкольного возраста. Учебное пособие. /Тарасова Т.А.
Челябинск: 2010.
19.Я и мое здоровье./Тарасова Т.А.Власова Л.С. Челябинск.2004.
20.Оздоровление детей в условиях детского сада. /Под ред. Кочетковой Л.В.
Творческий центр «Сфера» Москва.2008.
21.Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет. /Картушина, М.Ю. М.: ТЦ Сфера, 2004
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 87
Семинар – практикум
«Социально – личностное развитие дошкольников
как условие формирования успешной личности»
Составила: педагог-психолог
Ложкина В. С.
г.Калининград,
2018г.
Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения им психологической зрелости, во время которого происходит его социальное развитие, становление как члена человеческого общества.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
Что влияет на социально-личностное развитие маленького гражданина? Несомненно, этот процесс происходит, прежде всего, в семье. Ведь именно семья является основным транслятором знаний, ценностей, отношений, традиций от поколения к поколению. Атмосфера семьи, теплые взаимоотношения ребенка и родителей, стиль воспитания, который определяется нормами и правилами, принятыми в семье и которые родители передают своим детям, – все это оказывает огромное влияние на социальное развитие малыша в семье.
Одну из главных ролей в социальном развитие ребенка играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка одним из стимулов поведения.
Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то, большую часть времени он проводит в детском саду, и тогда в процесс его социализации включаются воспитатели и другие работники.
Воспитатель в группе – самый главный человек для ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом. На воспитателя ложится основная ответственность по формированию личности ребенка, его мышления и поведения. Кроме этого в процессе, он может в значительной степени компенсировать неблагоприятное влияние семьи.
Одной из основных составляющих социального развития ребенка является развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками.
Общение – это процесс взаимодействия людей.
Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание ребенка – один из путей овладения общественным опытом.
На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в старшем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения.
Общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.
Младший дошкольный возраст.
В младшем возрасте ребенку необходимо и достаточно, привлечь внимание сверстников к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Общение в этом возрасте крайне ситуативно – оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие.Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Необходимо обратить внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать руками, прыгать, кружиться и пр.). В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры по определенным правилам («каравай», «зайка», «карусели», «пузырь», «кошки – мышки» и пр.).
Средний дошкольный возраст.
Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста. На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все больше места в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети после четырех лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение – то есть игра.
Старший дошкольный возраст.
К 6–7 годам у детей снова существенно меняется отношение к ровесникам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других людей. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. У многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то.
К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дети собираются в небольшие группы (по 2–3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.
Как способствовать социально-личностному развитию ребенка? Во-первых, поощрять различные формы игры. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. Именно в игре происходит мощное развитие ребенка: всех психических процессов, эмоциональной сферы, социальных умений и навыков. Сюжетно-ролевая игра у детей позволяет создать в наглядно-действенной форме окружающий мир, далеко выходящий за пределы личной жизни ребенка. Эта деятельность воспроизводит труд и быт взрослых, взаимоотношения между ними, обычаи, традиции, яркие события их жизни.
С точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению». Дошкольник не может участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воспроизвести эту деятельность в игровой форме. Создавая воображаемую ситуацию, используя игрушки, предметы – заместители, в действиях с которыми воссоздаются взаимоотношения взрослых, ребенок приобщается к социальной жизни, становится ее участником. Именно в игре дети отрабатывают позитивные способы разрешения конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками.
Социально-личностному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы, направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям – это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков социально-личностного развития детей. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?
Поиски новых подходов к организации воспитания и развития в дошкольных образовательных учреждениях направлены на взаимодействие педагогов и родителей в формировании личности ребёнка.
Основной фактор становления и формирования личности — социальная среда, формирующая подрастающего ребенка, решающим образом влияющая на становление его личностного мира.
Семья для ребенка — «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильными представлениями родителей о воспитании ребенка, его психологических, возрастных и индивидуальных особенностях, что приводит к нарушению в системе детско-родительских отношений.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Наиболее оптимальным вариантом формирования личности ребенка является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам проблемы. Педагог в своей работе опирается на помощь семьи, а родителям необходимо согласовывать свои действия с работой детского сада с целью достижения общего результата — правильного и полноценного развития ребенка, базирующегося на эмоциональном благополучии.
Сотруднические взаимоотношения осуществляются в создании особой формы общения между родителями и педагогами:
– трансляция родителям положительного образа ребенка;
– ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка;
– просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии;
– совместное исследование и формирование личности ребенка.
Организацию сотрудничества родителей и детского сада в деле воспитания и развития детей следует строить на основе единой педагогической позиции, то есть:
– установление доверительно-делового контакта;
– обеспечение педагогической поддержки;
– оказание помощи родителям в семейном воспитании;
– организация здорового образа жизни ребенка в семье и ДОУ.
Цель взаимодействия — защитить, создать условия для свободного развития духовных и физических сил ребенка и его индивидуальности в общем доме «детский сад — семья».
Задача сотрудничества ДОУ и родителей — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда одна сторона воспитательного процесса принимает решение, она обязательно должна помнить о позиции второй.
Семья — это особого рода коллектив, играющий в развитии основную и важную роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Личный пример родителей — важное средство влияния на воспитание ребенка. Характер отношений родственников, степень их взаимопонимания, согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.
Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи «воспитатель — ребенок — родитель» на доступном для детского восприятия уровне.
В.А. Сухомлинский считал, что если педагог, родители и дети объединятся, то такое сотрудничество принесёт всеобщую пользу, будет развивать все положительные качества детской личности.
Игры, способствующие развитию навыков общения.
Игра «Сиамские близнецы».
Цель игры: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Правила игры: Участники делятся на пары. Пары играющих становятся друг к другу боком и обнимаются одной рукой за плечи. Получается так, что у того, кто справа, свободна только правая рука, а у того, кто слева – только левая. Вместе они и есть «сиамские близнецы». И этому «сиамскому близнецу» надо сделать что-нибудь (например, завязать шнурки на ботинках, вырезать кружок из бумаги, расчесаться).
Игра «Интервью».
Это игра поможет легче ребенку общаться с детьми.
Правила игры: Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал. За короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят. Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый. Побеждает тот, кто соберет больше интервью.
Игра «Слепой и поводырь».
Игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям.
Правила игры: Упражнения в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель.столы, стулья, также препятствием могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» – провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал. После прохождения маршрута участники меняются ролями. После игры желательно обсудить с ребенком, что он чувствовал , будучи «слепым» и «поводырем», было ли ему уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры.
Игра «Комплименты».
Игра помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.
Правила игры: Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры. Другие участники также говорят комплимент всем остальным, стараясь, чтобы эти комплименты были разными. После желательно обсудить, что чувствовали участники, что они о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты или получать их.
Список рекомендуемой литературы
1. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль: «Академия развития», 1996.
2. Кононенко Е. Чтобы личность состоялась. – Киев: 1991.
3. Корчак Я. Педагогическое наследие (как любить ребенка). – М.: «Педагогика», 1990.
4. Петровский В. Учимся общаться с ребенком. – М.: «Просвещение», 1993.
5. Социальное развитие ребенка/ Под ред. О. Зверевой. – М.: «Профессиональное образование», 1994.
6.Урунтаева Г., Афонькина Ю. Практикум по детской психологии. – М.: «Просвещение», 1995.
7. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А. Запорожца. – М.: « Просвещение», 1985.
Источник