Специфика воспитания ребенка с нарушениями в развитии в семье

Специфика воспитания ребенка с нарушениями в развитии в семье thumbnail

План лекции

1) Цели и задачи семейного воспитания.

2) Значение родительской любви в жизни человека.

3) Уровни сформированности «Образа Я Родителя».

4) Семейные и коллективные игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности.

5) Примеры некоторых совместных игр и упражнений для эмоционального сближения ребенка и взрослых.

Цели и задачи семейного и общественного воспитания детей едины. И родители (социально сохранные) желают, чтобы их дети выросли всесторонне развитыми, гармонически сочетающими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Однако осуществить это желание весьма сложно. Здесь родителям необходима помощь со стороны общества: такая помощь предусмотрена Конституцией РФ и другими государственными документами, где указывается, что важную роль в улучшении семейного воспитания сыграет развертывание системы педагогического всеобуча родителей.

Особое значение в процессе семейного воспитания младшего школьника имеет связь семьи с образовательным учреждением. Чтобы сам уклад семьи был организован педагогически правильно, учителя и педагоги, если есть в этом необходимость, должны дать родителям в тактичной форме советы по оборудованию уголка ребенка, установлению определенного режима работы в домашнем хозяйстве, использованию средств культуры, по участию родителей в общественной работе, по организации досуга семьи и многим другим вопросам семейной жизни.

Эффективность всей работы по совершенствованию семейного воспитания повышается, если при этом выполняются следующие условия: образовательное учреждение (школа) систематически использует весь комплекс указанных выше путей позитивного воздействия на процесс семейного воспитания; коллектив педагогов глубоко осознает этико-педагогиче- ские требования к стилю взаимодействия с семьей; органы и общеобразовательные учреждения сами инициаторы широкого и постоянного привлечения к этой работе общественности, всячески поощряют ее деятельность.

Особое значение семейное воспитание приобретает при воспитании детей с отклонениями в развитии.

Грамотное воспитание ребенка с отклонениями в развитии возможно только в том случае, если родители и педагоги понимают его проблемы и при этом семья, и особенно родители, сохраняет душевное равновесие. Только спокойные, любящие своего ребенка родители становятся активными помощниками педагогу и прежде всего своему ребенку.

Для развития здорового и особенно больного ребенка большое значение имеет его общение с матерью, в ходе которого у ребенка формируется эмоционально-коммуникатив-ное поведение, имеющее важное значение для всего дальнейшего психического развития.

Рождение ослабленного, больного ребенка, как правило, изменяет уклад и психо-логический климат в семье. Все члены семьи, и особенно мать, находятся в состоянии эмоционального стресса. Состояние длительного стресса приводит к повышенной раздра-жительности членов семьи, нарушению взаимоотношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на психическом здоровье ребенка.

Длительный эмоциональный стресс, который испытывают родители ребенка с ограниченными возможностями, формирует определенные особенности их личности, такие как повышенная чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутренняя противоречивость. Родители скованны, напряжены, они редко улыбаются, крайне непоследовательны в общении с собственным ребенком. Все это мешает установлению нормальных внутрисемейных взаимоотношений. В результате в этой ситуации не только затруднено проведение лечебно-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию имеющихся нарушений и отклонений в развитии, но у ребенка еще и формируются вторичные невротические реакции, он может вырасти нервным, возбудимым, у него могут еще в большей степени проявляться отставание в развитии, особенно задерживается развитие речи и моторики.

Для того чтобы родители могли быть хорошими помощниками педагогу, важно, чтобы они не замыкались в своем горе, а оставались активными членами общества, постепенно вводили в него ребенка, расширяли его контакты с окружающим миром.

Важно, чтобы особый ребенок не чувствовал своей исключительности или обделенности. Также необходимо, чтобы мать не чувствовала себя виноватой или неполноценной, оставалась привлекательной и общительной, сохраняла свои интересы и увлечения, знакомых и друзей.

В процессе воспитания детей с нарушениями в развитии важную роль играет правильное отношение родителей к проблемному ребенку. Опыт работы педагогов образовательных учреждений показывает, что одни родители чрезмерно опекают больного ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования и даже капризы. Такое отношение родителей создает почву для возникновения у детей таких нежелательных черт характера, как капризность, упрямство, пассивность, безразличие и безучастность ко всему происходящему вокруг.

В этих случаях у детей резко снижается потребность в речевом общении, в овладении навыками самообслуживания, желании заниматься игровой, учебной и любой другой деятельностью.

Таким образом, родители, имея самые добрые побуждения, должны стараться максимально помочь своему ребенку, но чрезмерная гиперопека приносит ему зачастую непоправимый вред.

Другие родители, наоборот, занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка с нарушениями в развитии. Эти родители требуют от ребенка неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его психических и физических возможностей. Нередко при невыполнении ребенком этих требований прибегают к наказаниям. В результате подобного поведения родителей у детей возникают излишняя плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше ухудшает физическое и психическое состояние. Как следствие, у детей отмечается расстройство сна, недержание мочи, подергивания в различных частях тела и даже возникновение судорог.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье родителям прежде всего необходимо знать особенности заболевания и развития ребенка, а также его возможности выполнять те или иные задания, упражнения и т. д. Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Немаловажную роль в воспитании детей играет организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи и двига-тельных навыков и умений. Наличие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требо-ваний. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. При упорядоченной жизни ребенка расширяется его кругозор, обогащается память, фор-мируется наблюдательность. Ежедневно перед ребенком возникают различные проблемы, решить которые можно только при активном использовании своих умственных и физических возможностей, формирующихся на специализированных занятиях и в быту.

Помимо выработки правильного отношения к больному ребенку у самих родителей и соблюдения ими вышеперечисленных требований огромное значение имеет формирование у детей с нарушениями в развитии адекватной самооценки, адекватного отношения к дефекту и развитие у них необходимых в жизни волевых качеств.

Источник

Воспитание детей с нарушениямиПоявление в семье ребенка с нарушениями развития всегда ведет к созданию особенного психологического климата, который влияет на жизнь всех членов семьи. Основной задачей родителей, оказавшихся в таком положении, является преодоление психологического стресса и эмоциональных трудностей, так как без этого невозможно решать проблемы воспитания ребенка с нарушениями развития. Семья выполняет главную роль в воспитании детей с нарушениями слуха, речи, зрения и другими дефектами, поэтому родителям важно сформировать у себя правильную позицию по отношению к своему ребенку, а также знать об основных принципах воспитания детей с нарушениями развития и активно применять их в повседневной жизни.

Родительская позиция по отношению к ребенку

Очень большое значение в воспитании детей с различными нарушениями развития играет отношение родителей к ребенку. Правильным отношением является восприятие ребенка как здорового, но имеющего ряд особенностей, которые родители учитывают в процессе воспитания. Однако в большинстве семей формируются неадекватные позиции по отношению к ребенку:

  • Гиперопека – в этой ситуации члены семьи относятся к ребенку как к беспомощному существу, которое нуждается в постоянной защите и контроле, ему не прививают навыков самостоятельности.
  • Эмоциональное неприятие ребенка – родители смиряются с особенностями ребенка, но не принимают его самого, что ведет к недостатку или полному отсутствию необходимой педагогической и коррекционной работы.
  • Неприятие дефекта ребенка – родители принимают ребенка, но не способны смириться с его дефектом, поэтому прилагают множество усилий, чтобы его исправить, растят ребенка в условиях «культа болезни», что негативно сказывается на его психическом развитии.
  • Неприятие ребенка и его особенностей – родители не могут принять ни ребенка, ни его дефект, не видят будущего в его воспитании, поэтому либо совсем отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи.

Все перечисленные типы неадекватного отношения представляют собой защитную реакцию родителей на травмирующую ситуацию и особенно остро влияют на процесс воспитания детей с нарушениями интеллекта и дефектами речи. Эффективно решить эту проблему в большинстве случаев можно только с помощью семейной психотерапии, так как немногие родители способны самостоятельно прийти к осознанию, каким должно быть правильное восприятие ребенка с проблемами развития. Адекватное отношение к ребенку основывается на полном и безоценочном принятии. Родители не должны сравнивать его с другими, нормально развивающимися детьми.

Основные принципы семейного воспитания детей с нарушениями развития

Воспитание детей с нарушениями речиВсем родителям, которые успешно справились с психологическим стрессом, сформировали у себя адекватное отношение к ребенку и желают активно заниматься его воспитанием, рекомендуется соблюдать следующие важные принципы:

  • В процессе воспитания и обучения ребенка с проблемами развития должны принимать участие все члены семьи.
  • Всем членам семьи необходимо иметь представление о природе нарушений развития, имеющихся у ребенка, правильной линии поведения с ним и способах коррекции дефектов.
  • Помимо семейного воспитания, ребенку необходима профессиональная помощь специалистов, при этом степень их участия в процессе воспитания определяется в зависимости от тяжести дефектов развития ребенка.

Наиболее важным условием для эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, слуха, речи и другими дефектами является гармоничная психологическая обстановка в семье. Все дети остро переживают дефицит любви и ласки, а дети с отклонениями в развитии отличаются особенной чуткостью. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят и ценят, и тогда он будет развиваться активнее, а необходимые знания и навыки будут формироваться у него более успешно. Также очень важно, чтобы оба родителя умели легко и бесконфликтно договориться о любых вопросах, связанных с воспитанием ребенка. Только такие условия гарантируют, что он будет расти и развиваться в условиях душевного комфорта и иметь чувство защищенности.

При воспитании детей с нарушениями слуха, зрения и речи родителям следует соблюдать принцип внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния. Так, при воспитании детей с нарушениями речи обязательно нужно учитывать, что ребенок не всегда способен выразить свои потребности с помощью слов, поэтому родителям нужно учиться распознавать их по его выражению лица, жестам, интонациям голоса или позе.

Также необходимо соблюдать принцип формирования у ребенка навыков нормативного поведения, которое обеспечивает его нормальную социальную адаптацию. Особенно этот принцип важен при воспитании детей с нарушениями интеллекта. Родителям важно служить для ребенка эталоном правильного поведения в социуме, понимая, что их собственное неадекватное поведение обязательно будет иметь негативное влияние на психику ребенка и сформирует у него неверные установки.

Еще одним важнейшим принципом эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, речи, слуха и другими проблемами развития является формирование у ребенка навыков самообслуживания. Ребенка с отклонениями в развитии необходимо приучать к опрятности и аккуратности. Важно, чтобы он умел следить за своим внешним видом, а также принимал посильное участие в выполнении домашней работы. Только так можно обеспечить гармоничное развитие ребенка, при котором он сможет чувствовать себя самодостаточной личностью, и не будет ощущать дискомфорта из-за своих физических недостатков.

Кроме того, необходимо обеспечить ребенку условия для развития его природных способностей. При воспитании детей с нарушениями речи можно делать упор на развитие способностей к танцам и творческой деятельности, при которой речевые дефекты не будут оказывать влияния на успешность занятий, а ребенку с двигательными патологиями нужно обеспечить условия для занятий такими видами искусства, которые не требуют передвижения.

Источник

Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет жизни этот стресс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Семья больного ребенка часто находится в изоляции, так как родители обычно ограничивают общение со своими друзьями, родственниками и целиком замыкаются на своем горе.

Но ни в коем случае родителям не следует отгораживаться от окружающей жизни, стесняться своего ребенка. В противном случае хроническая стрессовая ситуация нарастает, у матери возникает повышенная раздражительность, постоянное ощущение внутреннего беспокойства, нарушается сон, аппетит, появляются головные боли и другие отклонения в состоянии ее здоровья, особенно часто развивается невротическое состояние. Находясь, сама в болезненном состоянии, мать мало, чем может помочь своему малышу. Напротив, ее тревога, беспокойство передаются ребенку и у него не формируется естественное чувство безопасности, защищенности при взаимодействии с матерью. Это еще больше нарушает его психическое развитие. У малыша могут возникать вторичные эмоциональные и поведенческие нарушения.

Воспитывая ребенка с диагнозом «олигофрения», родителям следует помнить, что их полное самоотречение ради малыша не только не полезно ему, а в большинстве случаев и вредно. Ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

Появление больного ребенка в семье, как правило, видоизменяет взаимоотношения супругов. В тех случаях, когда еще до рождения ребенка взаимоотношения не были гармоничными, появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый до поры внутренний конфликт между ними. Вместе с тем имеются семьи, в которых ребенок укрепляет взаимоотношения между родителями. Родителей объединяют и сближают общие задачи и проблемы его воспитания и лечения. Однако и в этих случаях родителям часто не удается избежать взаимных обвинений, упреков, и семья легко может распасться от одного неосторожного слова родственников, окружающих и особенно врача, социального работника или педагога.

Наблюдения показывают, что отношения между супругами во многом зависят от эмоционального состояния матери. Ее напряженность, возникающая при рождении больного ребенка, оказывает неблагоприятное влияние не только на супружеские отношения, но, как я уже отмечала, прежде всего на своего малыша. Такая мать напряжена, она редко улыбается и крайне непоследовательна в обращении с ребенком. Ребенок растет нервным, легко возбудимым, требует к себе постоянного внимания матери и не отпускает ее ни на шаг, но характерно, что и в ее присутствии он обычно не успокаивается, а возбуждается еще больше. В дальнейшем формируется своеобразная болезненная диада мать-ребенок. Мы наблюдали такие семьи, в которых мать полностью отказывалась от своих интересов, любимого дела, друзей, отдавая все свои силы малышу. Малыш же рос избалованным, капризным, плохо адаптировался к своему окружению, требуя постоянного внимания к себе. У матери с годами развивался невроз, она была уже не в состоянии нормализовать поведение ребенка, который постепенно становился настоящим деспотом. Многие такие семьи распадались.

Совсем иная обстановка складывается в семье, если мать находит в себе силы и сохраняет душевное равновесие. Такая мать становится активным помощником своему малышу. Она старается как можно лучше понять его проблемы, чутко прислушивается к советам специалистов, воспитывает в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание, ведет дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник помогает матери: успокаивает ее, способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

Несмотря на то что и эта мать полностью предана своему ребенку, она не забывает о домашнем уюте, проблемах мужа, оставаясь не только любящей женой, но и его советчиком и другом, старается расширить свой кругозор, следит за внешностью, оставаясь привлекательной и интересной не только для мужа, но и для окружающих. При такой ситуации создается наиболее благоприятная атмосфера для помощи больному ребенку. Немаловажное значение в семье с больным ребенком имеет поведение отца и других членов семьи. От поведения отца во многом зависит эмоциональное состояние матери, ее душевное равновесие. Если отец проявляет выдержку, разум, благородство, терпение, оказывает постоянную моральную поддержку жене и помощь в воспитании ребенка, семейные отношения укрепляются и более успешно проводится вся лечебно-коррекционная работа.

Если в семье проживает бабушка, особенно по линии матери, она в ряде случаев большую часть заботы о больном ребенке берет на себя, вытесняя дочь из ее материнской роли. Бабушка все силы отдает внуку или внучке относясь к ним, как к своему ребенку. Дочь же в этой ситуации может вытеснять отца. В этих случаях отец постепенно все более отдаляется от воспитания своего малыша, он все меньше начинает принимать участие в жизни семьи. Такие семьи также часто распадаются.

Таким образом, нормализация внутрисемейных отношений является основой успеха лечебно-коррекционной работы с ребенком отстающим в развитии.[7, с. 28-30]

Семьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития, а в частности с диагнозом «олигофрения», можно охарактеризовать определенными признаками:

* родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка;

* личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;

* семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

* социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается.

* «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.

Какими же качествами должны обладать родители детей – инвалидов, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние. На мой взгляд родители должны:

— иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;

— строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;

— четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;

— развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума.[8, с. 121-129]

Источник