Специфика развития ребенка в первый год жизни

Специфика развития ребенка в первый год жизни thumbnail

https://pixabay.com/ru/photos/новорожденный-ребенок-ньюборн-сон-1328454/

Всем родителям важно знать особенности развития ребенка в отдельные возрастные периоды. Некоторые матери огорчаются, если их ребенок не приобрел еще того или иного умения, так как не знают, что оно не обязательно для данного возраста. Другие, наоборот, поражаются тому или иному умению ребенка, не подозревая, что оно как раз характерно для этого возраста.

Особый интерес представляет первый год жизни ребенка. Этот возраст характеризуется бурным развитием органов чувств, движений, речи.
Среди родителей еще распространено мнение, что до года младенца ничему учить не надо. Его, мол, нужно лишь вовремя накормить, уложить спать, успокоить чем-нибудь, если он плачет. Очень часто можно слышать фразу: “Нашего ребенка никто не воспитывал, он сам всему научился”. Это глубоко неверно. Взрослые просто не отдают себе отчета в том, что, например, бесконечное ласковое “щебетание” матери с ребенком развивает у него улыбку, смех, оживленные движения, голосовые реакции. На прогулке родители называют ребенку предметы, на которые он обращает внимание, и тем самым подготавливают у него умение понимать речь взрослых. Как же развивается ребенок в течение первого года жизни и что необходимо для его нормального развития?

Первые три месяца. Если сравнить 3-месячного младенца с новорожденным, можно увидеть резкие изменения, происшедшие за этот отрезок времени. Теперь он хорошо лежит на животике, опираясь на предплечья, долго удерживает головку и следит за окружающими предметами. Если подходит взрослый и разговаривает с ним, он быстро оживляется, смеется, издает различные звуки, усиленно двигает руками и ногами. Каким же образом младенец всему этому научился?
Уже на первом месяце у него начинают развиваться органы чувств (зрение, слух, осязание и др.). Поэтому важно своевременно предоставить ребенку возможность упражнять их. Для развития зрения полезно к концу первого месяца над кроваткой подвешивать крупные, яркие игрушки (шары, попугаи, погремушки) на расстоянии 60- 70 см от глаз малыша. Сначала он задерживает свой взгляд на игрушке всего несколько секунд, а на протяжении 2-го и 3-го месяца овладевает умением смотреть на предметы более длительно, сосредоточенно. Трехмесячные дети уже большую часть периода бодрствования следят за взрослыми и предметами, которые привлекли их внимание.
Одновременно со зрением развивается и слух. С 2- 3-недельного возраста малыш начинает прислушиваться к звукам, сначала громким, а к 1 1/2-2 месяцам – и более мелодичным. Трехмесячный малыш уже может определить, с какой стороны раздается звук, и безошибочно поворачивает туда головку. В возрасте до 3 месяцев для малыша очень характерны проявления радостного, оживленного состояния. Глядя на ласково улыбающееся лицо взрослого, ребенок примерно с 3- 5 недель начинает сам улыбаться. Постепенно улыбка появляется все чаще и становится длительнее, возникают радостные звуки “г-ыы”, “гу”, усиливаются движения ручек и ножек. Поддержание подобного радостного и активного состояния необходимо для нормального развития младенца. Развивается его голосовой аппарат, усиливаются кровообращение и дыхание, укрепляется мускулатура.
Для общего развития ребенка очень полезно умение лежать на животе. В семье же часто опасаются класть ребенка на живот, боясь, что эта поза для него трудна и неудобна, что она может вызвать срыгивание. Лежа на животе, дети к началу 2-го месяца пытаются приподнимать головку. Уже к 3 месяцам они подолгу лежат на животе, рассматривая все вокруг.
Полезно развивать также умение держать головку в вертикальном положении, для чего на 2-м месяце можно брать ребенка на руки, поддерживая под грудку и таз. Для укрепления ножек рекомендуется с 2 – 2,5 месяцев брать ребенка под мышки, опускать и поднимать его, давая возможность кратковременно касаться ногами опоры. К 3 месяцам ребенок, поддерживаемый под мышки, уже умеет крепко упираться ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

От 3-х до 6-ти месяцев. За 3 месяца у ребенка значительно развились органы чувств, особенно зрение и слух. Он теперь длительное время следит за всем, что происходит вокруг, прислушивается к каждому звуку, различает людей, их голоса, бурно оживляется, увидев мать или услышав ее голос. В 5 месяцев ребенок певуче гулит, с 6 месяцев произносит первые лепетные слоги “ма”, “ба” и др. Но дитя хорошо лепечет только в том случае, если взрослые постоянно поддерживают и вызывают у него лепетные слоги.
С 2,5 – 3 месяцев ребенок пробует ощупывать и захватывать различные предметы. Для выработки этого умения над его грудью подвешиваются в кроватке различные кольца с мелкими шариками, так, чтобы он мог захватить их. К 4- 5 месяцам малыш овладевает умением схватывать и удерживать игрушку, поэтому теперь игрушка дается ему прямо в руку. Удобны в этих случаях погремушки с ручкой. Шестимесячный ребенок свободно захватывает игрушку из различных положений, пытается подтянуться к ней, совершенствуя тем самым свои движения. К 5 месяцам ребенок сам может переворачиваться со спины на живот. В 6 месяцев он перевертывается с живота на спину.

От 6-ти до 9-ти месяцев. В этот период появляется много нового и интересного. С 6-7 месяцев у малыша впервые начинает развиваться понимание речи взрослых. Выражается оно в том, что на вопрос взрослого: “Где петушок?”, “Где киска?” и т. д. ребенок указывает на предмет глазами или рукой. Для развития понимания речи хорошо использовать крупные и яркие сюжетные игрушки (куклу, зайку, мишку). Вначале предмет стоит на каком-то определенном месте, чтобы ребенок запомнил это место. Когда он уже связал слово, например “зайка”, с сидящим на приемнике зайкой, игрушку можно перемещать в любое место. Постепенно ребенок все больше знакомится с различными предметами, действиями.
К 9-10 месяцам его можно научить по просьбе взрослого находить отдельные предметы, игрушки, выполнять некоторые действия: “делать ладушки”, “до свидания”, садиться, вставать. Развитие понимания речи раскрывает перед ним новые большие возможности для ознакомления с окружающей средой.  В 7- 8 месяцев малыш подражает слогам, которые сам хорошо произносит, а к 9- 10 – повторяет слоги, раньше ему неизвестные.
Своевременное развитие лепета и умения подражать звукам взрослого — хорошие предпосылки для дальнейшего развития речи. Меняется и характер игры ребенка. Если до 8 месяцев он со всеми игрушками играл одинаково (стучал, размахивал), то уже к 8 месяцам, благодаря развитию понимания речи, он может с разными предметами играть по-разному: шарики и мячи катать, открывать и закрывать матрешку и различные коробочки. К 7 месяцам малыш начинает ползать. Теперь он может перемещаться и знакомиться с новыми предметами, достать желаемую игрушку. Предоставьте ребенку полный простор. Его можно тепло одеть и пустить на чистый пол или разостланное на полу одеяло.
С 8 месяцев ребенок самостоятельно садится. Родители часто торопятся с развитием у ребенка этого навыка. Раннее присаживание ребенка может очень вредно сказаться на его здоровье: не умея сидеть, ребенок подается вперед, сдавливая грудную клетку. В некоторых случаях может произойти даже искривление позвоночника. К тому же, рано научившись сидеть, ребенок очень мало движется. Восьмимесячный малыш встает в кроватке, держась за перила, а затем и переступает вдоль них. К 9- 10 месяцам он ходит, держась за руки взрослого.

Читайте также:  Принцип динамического изучения ребенка с нарушениями развития

От 9-ти месяцев до года. На последнем этапе первого года жизни у ребенка продолжают расширяться и усложняться все его умения. Девятимесячный малыш произносит первые осмысленные слова. Глядя, например, на отца, говорит: “Папа”. Или говорит: “Дай”. К году ребенка можно научить осмысленно произносить 6- 10 слов. В периоде от 9 месяцев до года можно значительно усложнить самостоятельную игру ребенка. Он пытается выполнить сложные действия с предметами: закрывать, открывать и вкладывать матрешки, надевать кольца на палочку пирамидки, накладывать кубики друг на друга. Научите его качать куклу, поить ее. К году малыш может самостоятельно ходить.
Таковы основные показатели развития ребенка на первом году жизни. Но хорошие результаты могут быть получены лишь в том случае, если вся жизнь ребенка протекает нормально. Поэтому воспитание ребенка раннего возраста требует правильной организации всей его жизни: создание соответствующего режима, правильное удовлетворение всех жизненных потребностей (еда, сон и т. д.), продуманная организация периодов бодрствования.
В течение первого года ребенок очень быстро растет и развивается, резко повышается работоспособность его нервной системы. Поэтому и режимы, которые составляются на основе особенностей развития ребенка, часто меняются. За год сменяется 3- 4 режима.
В этой статье я затронула лишь основные моменты, без которых невозможно правильно воспитать ребенка. Воспитание ребенка — это искусство, требующее от родителей труда, терпения и времени. Но труд этот вполне окупается той радостью, которую доставляет взрослым хорошо развитый, здоровый ребенок.

Источник

фото 1За первый год жизни малыш превращается в полноценную маленькую личность, имеющую свои черты характера, привычки и эмоции.

Сделав первые шаги и произнеся первые слова, он продолжает познавать окружающий его мир.

Если вы являетесь счастливым родителем годовалого ребенка, вам необходимо знать основные нормы развития малыша в данном возрасте.

Может быть интересно! Система развития ребенка дома от А до Я — Тренинг-курс для мам малышей от 0 до 4 лет.

Физиологические изменения

К 12 месяцам вес ребенка превышает вес при рождении в три раза и составляет, в среднем, 9 кг. Рост малыша чаще всего равен 75 — 80 см. Средний прирост веса за двенадцатый месяц обычно не превышает 250 г, а рост увеличивается на 1 — 1,5 см.

Голова малыша все еще непропорционально большая по отношению к телу, животик выпирает вперед.

Стопы годовалого ребенка имеют своеобразную форму: плоские и без свода. Малыш только начинает ходить, и на его стопах все еще сохраняются жировые подушечки. Постепенно они исчезают, и стопа приобретает изгиб.

Физические параметры

Нормы роста и веса для мальчиков и девочек

Окружность головы и груди

Окружность головыОкружность груди
Мальчик43,5 — 48,6 см46 — 52,5 см
Девочка42 — 47,6 см46,3 — 51,4 см

За двенадцатый месяц окружность головы и грудной клетки, в среднем, увеличиваются на 0,5 см.

Движения рук ребенка становятся более ловкими и умелыми. Он умеет подтягиваться, карабкаться на предметы повыше, сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, держась за опору.

Около 50% детей к этому возрасту овладевают навыком ходьбы.

Обратите внимание! Отступления от этого срока нормальны и не должны вызывать беспокойство у родителей.

Средним количеством зубов, которые имеются у малышей данного возраста, является 8. Меньшее количество также считается нормой, но проконсультироваться с врачом стоит в том случае, если у ребенка нет ни единого зубика.

Что должен уметь делать малыш в 12 месяцев

  • Ребенок может сесть и встать без посторонней помощи.
  • Он захватывает большим и указательным пальцами мелкие предметы.
  • Спускается и поднимается по лестнице приставным шагом (при помощи взрослых).
  • Кроха откусывает и жует твердую пищу.
  • Умеет пользоваться вилкой и ложкой.
  • Уверенно стоит и активно ползает.
  • Словарный запас ребенка включает до десяти – пятнадцати слов.
  • Собирает и разбирает пирамидку.
  • Ребёнок использует несколько жестов: машет ручкой или посылает воздушный поцелуй.
  • Малыш может сидеть на корточках и подниматься из этого положения.

Тест на развитие

  • Малыш с интересом (а иногда и с опаской) реагирует на незнакомых людей и новые игрушки.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ими пользоваться.
  • Ребенок пританцовывает, когда слышит музыку.
  • Он знает близких людей по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
  • «Разговаривает» с игрушками.
  • Кроха имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослого, не любит запреты и отказы.
  • Он хорошо понимает речь родителей и знает значение такие слов, как «дай», «нет», «подойди», «можно».
  • Он знает многих животных и показывает их на иллюстрациях.
  • Ребенок с удовольствием прячет и ищет игрушки, наполняет ящики и коробки игрушками и опорожняет их.
Читайте также:  Логопедия развитие речи ребенка в 3 года

Особенности питания годовалого ребенка

фото 2Полужидкие блюда (перетертые в пюре и содержащие небольшие кусочки) остаются основой питания годовалого ребенка.

Малышу по – прежнему не стоит давать очень сухую пищу, так как у него могут возникнуть проблемы с глотанием.

Каждый день кроха должен потреблять приблизительно 1200 калорий. Молочные продукты все еще занимают центральное место в детском питании.

Малышу можно предлагать кефир, йогурт (до 200 мл в сутки), творог и сыр. Творог можно подавать в «чистом» виде или в составе блюд: запеканок, пудингов или сырников. Дневная норма творожных продуктов составляет 70 г.

Малышу можно давать перепелиные и куриные яйца, в меню их рекомендуется включать не чаще трех раз в неделю по одной штуке.

К году малыш, как правило, знаком со многими овощами и фруктами. В меню крохи можно вводить новые виды ягод и фруктов, но делать это осторожно и в малых количествах. Мягкие ягоды следует давать малышу кусочками, а жесткие и имеющие плотную кожуру – измельчать в пюре. Суточная рекомендуемая доза фруктов – 200 г.

Мясные продукты могут быть предложены в виде паровых котлет, тефтель, мясного суфле или фрикаделек в количестве 100 г в день.

Рыбу следует давать годовалому малышу не чаще двух раз в неделю по 40 г., предпочтение стоит оказывать нежирным сортам, с минимальным содержанием костей. Следует обратить внимание на треску, морского окуня и судака.

Особенности сна

Сон ребенка в 12 месяцев, как и прежде, играет существенную роль в его развитии и хорошем настроении. Он должен составлять 13 – 14 часов в сутки. Длительность ночного сна не превышает 11 – 12 часов, а дневного – 2 – 2,5 часа.

Если ребенок спит днем только один раз, то время его бодрствования продолжается около 5 часов. У тех, кто все еще не перешел на один дневной сон, время бодрствования колеблется в рамках 3 – 4 часов.

Мелкая моторика у детей в первый год жизни

фото 4Годовалый малыш уже неплохо владеет руками: он умеет взять любой предмет, открывает и закрывает крышки коробок, закрепляет детали простого конструктора на подставке.

Развитие мелкой моторики у детей данного возраста тесно связано с процессом формирования речевых навыков и памяти малыша.

Ниже представлены простые упражнения, которые способствуют развитию важных участков головного мозга, отвечающих за многие мыслительные процессы:

  • Завязывание и развязывание узлов.
  • Перебирание крупных бус или четок.
  • Разрывание бумаги на мелкие куски.
  • Нанизывание маленьких колечек на пирамидку.
  • Завинчивание и раскручивание крышек банок или бутылок.
  • Собирание пазлов и мозаик с крупными частями.
  • Перелистывание страниц книжки с картинками или журнала.
  • Рисование ватной палочкой или спичкой.
  • «Склеивание» картинок, разрезанных на несколько частей.
  • Лепка из пластилина или соленого теста.

Развитие речи

В 12 месяцев пассивный словарный запас намного богаче активного, то есть малыш понимает гораздо большое слов, чем может произнести. Обычно он использует около 10 лепетных слов и хорошо произносит 3 — 4 слова.

Темпы формирования речи, во многом, задаются родителями, так как именно они создают условия для развития речи ребенка. Ниже приведены главные факторы, влияющие на создание благоприятной развивающей среды для малыша.

Чтение

фото 3Читайте с ребенком сказки, потешки и стишки. Книги способствуют увеличению пассивного словаря крохи и обогащают его опыт разнообразными жизненными ситуациями.

Выберите несколько стихов, которые вы будете сопровождать движениями, ребенок будет с удовольствием за вами повторять.

Указательный пальчик

Годовалый ребенок часто показывает на какой – то предмет пальцем и хочет, чтобы родители объяснили ему его предназначение. Ловите такие моменты и удовлетворяйте любопытство малыша.

Расширение пассивного словаря

Называйте ребенку различные предметы, пусть он находит их глазами и указывает на них пальчиком. Таким образом, вы будете знать, что малыш понимает больше, чем может сказать.

Сюжетные игры

Двенадцатый месяц предполагает обучение ребенка ролевым играм. Проигрывая житейские ситуации, вы помогаете малышу развить социальные навыки и создать собственное представление о реальности, которая его окружает.

Сюжеты игр не должны быть слишком сложными, главное, чтобы малыш их хорошо понимал.

Предложения

Помогайте ребенку строить предложения. Если он тянется ручками к предмету, до которого не может достать, а потом смотрит на вас и говорит «мама», объясните, что в такой ситуации следует сказать – «Мама, дай … (название предмета»).

Нервно – психические особенности

Справка! За первый год своей жизни ребенок приобретает множество навыков и умений. Он начинает физически отделяться от мамы, уже не стремится постоянно быть на руках.

фото 5Большинство детей в этом возрасте играют самостоятельно без помощи взрослых.

Поведение малыша постепенно меняется, начинает проявляться его характер.

В 12 месяцев проявляются качества ребенка, которые могут не понравиться родителям.

Ребенок теперь эмоционально выражает свое недовольство, если ему что – то не по душе, бывает противоречивым в своих действиях, часто капризничает, вредничает и упрямится по пустякам.

Читайте также:  Роль воспитания в развитии ребенка

Малыша становится трудно воспитывать. Этот период психологи часто называют «кризис первого года». У ребенка начинает формироваться воля и личность, он уже осознает, что взрослые (по сравнению с ним самим) обладают гораздо большей свободой, и отсюда возникает стремление к протесту.

Обратите внимание! Родителям стоит помнить, что этот период является лишь временным явлением. Необходимо проявить сдержанность и терпение и помнить, что подходить к малышу со взрослыми мерками не имеет смысла.

Особенности ухода

фото 6Как и в предыдущие месяцы, необходимо принимать воздушные и солнечные ванны, обтирать и купать ребенка через день.

Комнату малыша следует проветривать каждый день, температура может колебаться в пределах 20 – 23 градусов.

Купать годовалого ребенка можно через день, длительность процедуры составляет от 10 до 15 минут, температура должна быть не ниже 33 градусов. После купания можно обтереть ребенка питательным детским маслом.

Хорошими увлажняющими свойствами также обладают соли с минералами и экстрактами лекарственных трав, которые добавляются в ванночку малыша.

Каждое утро крохи рекомендуется начинать с умывания лица и рук и расчесывания волос. Перед вечерним сном важно мыть и ножки. В режим дня ребенка необходимо включить гимнастические упражнения и массаж. Занятия следует проводить ежедневно по утрам в течении 10 минут.

В возрасте 1 года дети способны понимать, что чистка зубов, умывание и мытье рук относятся к обязательным ежедневным действиям. Со временем они перерастут в полезную привычку.

Режим дня

Определенный распорядок дня является важным условием сохранения здоровья и полноценного восстановления сил годовалого ребенка. Режим дня должен включать в себя длительный сон, активный досуг и питание. Также важно обращать внимание на изменения, которые происходят с малышом в этом возрасте.

Сон

фото 13Сон ребенка будет ровным и безмятежным, если до этого он отправится на прогулку с родителями.

Игры на улице повышают настроение, расслабляют и насыщают кровь кислородом. Приблизительно за 30 минут до сна следует прекратить активные игры.

Обязательным условием успешного распорядка является четкое выполнение всех его пунктов в установленное время. Таким образом, у ребенка сформируются привычки, и он будет послушно следовать графику.

Летом малыши сладко засыпают на свежем воздухе, а зимой стоит помнить об ежедневном проветривании комнаты.

Бодрствование

Дневные игры и активность занимают 3 – 4 часа в распорядке дня ребенка. Родителям следует позаботиться о покупке красочных и интересных развивающих игрушек.

Обратите внимание! Важным моментом режима также является гимнастика по утрам. Мышечная масса годовалого ребенка нуждается в постоянном наращивании и укреплении. Многие дети в таком возрасте уже умеют делать приседания и наклоны.

Выполнять упражнения с малышом рекомендуется в хорошо проветренной комнате, включив задорную энергичную музыку.

Прогулки

Распорядок дня также подразумевает ежедневные прогулки на свежем воздухе. В этом возрасте дети становятся крайне любопытными исследователями окружающего мира. Для прогулок следуют выбирать тихие места: небольшие дворы, парки и сады.

Прогулки могут длиться до двух часов.

Занятия дома

В 12 месяцев выбор игр и занятий очень обширен. Чтобы играть по правилам годовалого ребенка, следует помнить о важной особенности ребенка такого возраста — он не может концентрировать свое внимание на чем- то одном дольше 10 — 15 минут. Даже самая увлекательная игра может быть ему интересна только в пределах четверти часа.

Игры

  • Игровой домик

Соорудите из картона небольшой игровой домик. Сделайте отверстия для входа и выхода и покажите ребенку, как заходить и выходить из сооружения. Вы можете научить его стучать или «звонить» в дверь и спрашивать, есть ли кто – нибудь дома.

фото 20

  • Разговор по трубе

В 12 месяцев дети очень любят слышать и издавать новые необычные звуки. Через картонную трубку (на одном конце вы, а на другом – ребенок) вы можете говорить смешным голосом или просто издавать забавные звуки. Малыш будет за вами с удовольствием повторять.

Игрушки

  • Строительные картонные и деревянные блоки.
  • Небольшой пластмассовый чайный сервиз.
  • Детская железная дорога.
  • Песочный набор.
  • Чемоданчик с доской для рисования.
  • Музыкальные игрушки – каталки.
  • Геометрические пирамидки.
  • Фигурки людей и животных, сделанный из мягких материалов.
  • Сенсорные мячики.

Мультфильмы

Развивающие мультфильмы для годовалых детей созданы в соответствии с развитием психоэмоциональных особенностей малыша. Они обладают логичной и понятной структурой, картинки меняются медленно, чтобы малыш мог осознать происходящее на экране.

Длительность просмотра мультфильма не должна превышать 10 минут. Лучше всего включать мультфильм в первой половине дня, так как просмотр перед дневным или ночным сном может взволновать ребенка, и он не уснет.

Следует смотреть развивающие мультики вместе с ребенком, время от времени обращать внимания на интересные и важные моменты. Ниже представлен ТОП – 10 мультфильмов, которые каждый годовалый ребенок будет с удовольствием смотреть.

ТОП – 10 мультфильмов

  1. Ребёнок Эйнштейн.
  2. Паровозик Чух — Чух
  3. Тини лав.
  4. Маша и медведь.
  5. Приключения пингвиненка Лоло.
  6. Даша — путешественница.
  7. Три кота.
  8. Осторожно, обезьянки.
  9. Три маленькие утки.
  10. Веселая радуга.

Полезное видео

Предлагаем вам также посмотреть видео про малыша в один год:

Советы родителям

  • Не отходите от определенного режима дня малыша.
  • Поощряйте интерес ребенка к окружающему миру.
  • Внимательно относитесь к установке запретов и рамок поведения для ребенка.
  • Не относить к своему малышу как ко взрослому человеку, который должен понимать логические объяснения.
  • Занимайтесь воспитанием маленького ребенка с большим терпением и любовью.

Источник