Специфика развития ребенка это

На чтение 6 мин.
Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.
Этапы развития ребенка по возрасту
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.
Кризис новорожденных
Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.
Новорожденный малыш – это отдельная личность
Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.
Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:
- увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
- общение с помощью крика или плача;
- увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
- появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.
В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.
Развитие до года первый этап
С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.
Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.
Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет
Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться
Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).
Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).
Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.
Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.
Готовимся к школе (3 – 5 лет)
Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.
Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет
Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.
В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.
Развитие младших школьников (6 – 11 лет)
К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.
Младший школьный возраст – первый этап взросления
Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.
Развитие детей от 12 до 15 лет
Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.
Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.
Средний школьный возраст – осознание своего будущего
Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.
Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.
Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст – самый сложный
Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.
Оставить комментарий
Источник
Ранний возраст – период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Главной особенностью психического развития ребенка является предметная деятельность, ведущая на данном этапе развития малыша. Она во многом определяет специфику общения ребенка с окружающими людьми. То есть малышу становятся доступными правила и нормы действия с предметами, принятыми в той культурной среде, в которой он растет. Ребенок учится использовать предметы в качестве орудий: ложкой ест, карандашом рисует, а не наоборот.
Этапы формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были исследованы П.Я. Гальпериным. Он показал, что на первой стадии -целенаправленных проб – ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет -достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета.
На второй стадии – подстерегания – дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремятся повторить его.
На третьей стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и овладеть им.
Четвертая стадия – объективной регуляции. На этой стадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять. Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго этапа.
При диагностике развития предметных действий у детей необходимо помнить о том, что орудийные действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного действия является исторически закрепленным за данным предметом.
Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.
Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.
Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.
Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой – дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.
Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.
Понять психику ребенка как целостное и системное образование, роль детства в последующей жизни взрослого можно благодаря понятю развитие. Уместно вспомнить слова Гете, который писал:
«Кто хочет что-нибудь живое изучить,
Сперва его он убивает, потом на части разлагает,
Но связи жизненной ему там не найти».
Именно развитие выполняет функцию этой жизненной связи. Очевидно, что понятие «развитие» является ключевым в психологии развития детской психики. Это понятие мы уже не раз использовали выше и у читателя, наверное, не возникало проблем с его пониманием. Однако не так все просто в науке о психологии развития. Сегодня в психологии можно насчитать около двух десятков концептуальных подходов к психологии развития. Подобная пестрота взглядов, с одной стороны, отражает кризисное состояние, в котором находится психология, а с другой – значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для понимание природы психики и ее развития. А.Г.Асмолов, анализируя возможные теоретические концепции психического развития человека, выделяет три основных подхода к пониманию хода этого развития, в которые укладываются множество отдельных теорий и концепций.
Биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».
Социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации…».
Представители персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».
Важнейший закон развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в следующем: всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода от интер- к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для детской психологии. В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующим образом:
«Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, – сперва в социальном, потом – в психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри
ребенка, как категория интрапсихическая» (т. 3, с. 145).
В этой формулировке содержатся две важнейшие мысли:
1) психические процессы у человека с самого начала социальны -и по своему происхождению, и по своему содержанию;
2) интериоризация – процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние, психические.
В общих чертах интериоризация проходит следующие три этапа:
1) взрослый, используя соответствующие знаковые средства, воздействует на ребенка, побуждая его что-то сделать, или обращает внимание ребенка на что-то, или просто обращается к нему;
2) ребенок, перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого;
3) ребенок обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, то есть обращается к самому себе во внутреннем плане.
Для иллюстрации приведем описанный Л. С. Выготским пример превращения внешних средств во внутренние на материале исследования произвольного внимания. О произвольном внимании можно говорить тогда, когда человек сам направляет и удерживает внимание на каком-либо предмете, если сам этот предмет «не бросается» в глаза (в этом случае включаются механизмы непроизвольного внимания).
Таблица 1 – Психическое развитие младенцев (0-1 год)
Таблица 2 – Общая схема возрастного развития ребёнка раннего возраста
1. Смирнова, Е.О. Закон развития высших психических функций [Электронный ресурс]//PSYERA гуманиторно-правовой портал: https://goo.gl/qnGmYR.
Источник
Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах “меньше-больше”. Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста – это процесс количественных изменении внутренней структуры и состава входящих в объект отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.
Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции, и в физическом развитии подростка происходят глубокие изменения. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.
Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.
Как показал Л.С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития среди других процессов развития. Л. С. Выготский различал: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированныи тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример – эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), но это не меняет типа развития.
В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.
Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие Галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Детское развитие – это Непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс – процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества (Как сказал поэт: “Лишь рождены, уже нас ждет Шекспир”). В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития – это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Задача детского психолога – проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка это особый процесс. Процесс онтогенетического развития – процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.
Источник