Создать средняя для ребенка по развитию речи
Проект по развитию речи
«Играя, учимся, речь развиваем!»
Подготовила воспитатель:
Гиздатуллина Г.М.
2020г.
Актуальность проекта.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как? а почему, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
– дидактические игры,
– подвижные игры,
– театрализованные игры,
– сюжетно – ролевые игры.
Проблема:
Низкий уровень активного словарного запаса детей.
Причины:
1.Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.
2.Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством.
Гипотеза:
В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность; повысить активный словарь детей посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.
Задачи проекта:
– создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке;
– формирование грамматического строя речи;
– расширение словарного запаса;
– развитие связной речи;
– развивать активный словарь детей;
– развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы;
– поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении.
Тип проекта: творческий, групповой.
Продолжительность проекта: среднесрочный
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатель, родители.
Ресурсное обеспечение проекта: ноутбук, принтер, картотека речевых игр, игрушки, краски, кисточки, сказки, стихи, иллюстрации к сказкам, диски с мультфильмами, диски с записью детских песен.
Идея проекта: все занятия и игры по проекту « Играем – речь развиваем» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и дети, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.
Ожидаемые результаты:
- Высокий уровень активного словарного запаса детей
- Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря.
- У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.
Этапы реализации проекта.
1. Предварительный:
– выдвижение гипотезы;
– определение цели и задач проекта;
– изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
– разработка тематического плана для реализации проекта;
– диагностика детей.
2. Основной.
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.
-создание картотеки игр для развития словаря детей.
– консультация для родителей «Проведение домашних игр для развития речи детей».
– консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения».
– создание альбома совместно с родителями «Говорят наши дети».
– создание альбома «Красивые слова»
– создание азбуки – раскраски «Герои сказок»
Были проведены различные дидактические и подвижные игры, театрализованные
и сюжетно – ролевые игры:
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Найди такой же», «Узнай по голосу», «Раздели на группы», «Какое время года?», «Чего не хватает», «Кто в домике живет?», «Что лишнее», «Хорошо, плохо», «Любимые сказки», «Чей малыш».
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Ловишки», «По ровненькой дорожке», «Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Море волнуется», «Гуси – лебеди», «Подбрось – поймай», «Жмурки», «Найди свое место», «Самолеты», «Зайка беленький сидит», «Лохматый пес» и другие.
Театрализованные игры: игры – драматизации сказок «Репка», «Кошкин дом», «Колосок», «Теремок», «Колобок»
Сюжетно – ролевые игры: «Парикмахерская», «Магазин», «Строители», «Больница», «Почта», «Моряки», «Семья», «Айболит», «Шоферы», «Салон красоты», «Магазин игрушек» и другие.
3. Заключительный.
Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей. Презентация проекта.
Структура проекта
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Результаты проекта. Вывод.
Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.
Результаты:
Таким образом, можно сделать выводы:
- В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
- Учиться выполнять правила игры.
- В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства.
- В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.
- В игре идет интенсивное развитие речи.
- В игре формируются новые мотивы и потребности.
Таким образом, в результате совместной работы над проектом у детей и их родителей сформировались ключевые компетенции:
– умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации;
– умение продумывать способы действий и находить новые способы решения задач;
– умение задавать вопросы;
– умение взаимодействовать в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок- взрослый».
– умение получать необходимую информацию в общении;
– умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры.
Литература:
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
- Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.
- Индивидуализация образования: правильный старт. Учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений./ Под.ред. Л.В. Свирской.- М.: Обруч,2011.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой.- Волгоград.: Учитель,2012.
- Основная программа «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
- Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы»: средняя группа/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- Волгоград.: Учитель,2012.
- Развивающие занятия с детьми 4-5 лет./ Под ред. Л.А. Парамоновой.
- Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада./ Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной.- М.: МОЗАЙКА – СИНЕЗ,2011.
Источник
Юлия Петрова
Программа индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста «Развитие речи»
Актуальность программы
«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания»
(Л. С. Выготский)
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя – это развитие речи детей.
Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в РФ ориентирует работников дошкольного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства. В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.
В конце учебного года на основе результатов диагностирования детей выяснилось, что у Ивана Ф. есть проблемы по развитию речи.
В связи с этой проблемой разработала программу индивидуальной работы с Иваном Ф. по развитию речи.
Цель
– создать условия для развития речи у ребёнка.
Задачи
– Расширение и уточнение словаря;
– совершенствования грамматического строя речи;
– привлечение внимания детей к собственной речи;
– развитие речевого аппарата.
Содержание деятельности
1)Расширение и уточнение словаря:
– введение в активный словарь новых слов и понятий;
– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций.
2) Развитие грамматического строя речи:
– формирование навыка согласования слов в словосочетании;
– формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково», форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);
– развитие умения употреблять предлоги в речи.
3) Работа над звуковой культурой речи:
– развитие артикуляционного аппарата;
– знакомство со звуками русского языка.
4) Развитие связной речи:
– рассказывание о предмете;
– рассказывание о себе по вопросам педагога;
– рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми.
месяц Мероприятие: форма, название Задачи мероприятия Участники
сентябрь Предварительная педагогическая диагностика Проверить уровень сформированности речи у ребёнка
Ребёнок, воспитатель
октябрь Упражнение “Домик открывается-закрывается”
Беседа по картине с животными “Кто как кричит?” Развивать артикуляционную моторику
Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки
ноябрь
Упражнение “Дождик”
Игра “Кап-кап и куп-куп” Развитие мелкой моторики
Способствовать развитию слухового
восприятия, внимания, памяти
декабрь Упражнение “Подуем на горячую картошку”
“Как нам транспорт помогает” Развитие артикуляционной моторики
Побуждать рассказывать об изображенном на картинке
январь “Что бывает зимой?”
Игра “Что звучит в коробочке”
Развитие грамматического строя речи
Способствовать развитию слухового
восприятия, внимания, памяти
февраль Игра “Угадай игрушку”
“Мишка спрятался в берлоге” Развитие слухового
восприятия, внимания, памяти
Развитие грамматики
март Рассказы о своей семье
Рисование горизонтальных линий “Дорожка для Вани” Побуждать правильно отвечать на вопросы
Развитие графических навыков
апрель Педагогическая диагностика ребёнка Проанализировать результаты работы
Предполагаемые результаты
– расширен словарный запас у ребёнка;
– грамматический строй речи соответствует возрастным особенностям;
– динамическое развитие речевого аппарата.
Материально-техническое обеспечение
– игрушки;
– дидактические игры;
– картины, демонстрационный и раздаточный материал;
– произведения художественной литературы;
– использование видеоматериалов (слайды, мультфильмы).
Список использованной литературы
– Диагностика речи дошкольников. В. Н. Макарова. – М., 2008.
– Занятия по развитию речи в детском саду. О. С. Нианова
– Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1990.
– Хрестоматия для детей раннего возраста.
Источник
Марина Брылунова
Опыт работы по реализации проекта в средней группе «Учимся, играем-речь развиваем»
Опыт работы по реализации проекта в средней группе
«Учимся, играем- речь развиваем».
Выполнила воспитатель
«МАДОУ ЦРР- Детский сад № 210» г. Перми
Брылунова Марина Николаевна
В 2018-19 учебном году нами был реализован проект по развитию речи.
Основная задача, стоящая перед нами – развитие речи детей по средствам игровой деятельность.
Актуальность данной темы является неоспоримой, так как уровень развития речи детей нашей группы по результатам мониторинга находится в диапазоне от среднего до ниже среднего.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования “Речевое развитие” выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развитиявсех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Нами были выделены проблемы:
– Низкий уровень активного словарного запаса детей, грамматического строя речи, связной речи.
Определены цели и задачи :
Цель проекта:
Развитие речь детей, обогащение словарного запаса через игровую деятельность.
Задачи проекта:
– развивать и активизировать словарь детей;
– формировать грамматический строй речи;
– развивать связную речь;
– развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы;
– поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении;
– способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Выдвинута гипотеза: В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.
Работа над проектомвелась в нескольких направлениях :
1. Работа с узкими специалистами (муз. руководитель, учитель логопед, инструктор ФИЗО)-систематическое проведение в организационной деятельности гимнастик на развитие речевого дыхания, артикуляционных гимнастик, попевки, стихи с развитием мелкой моторики, подвижные игры с художественным словом.
2. Работас родителями включала в себя:
– Выступление – презентация на родительской встрече «Почему важно общаться с детьми».
-Консультация для воспитателей «Развитие речи через игровую деятельность».
– Выставка игр и пособий по развитию речи для детей раннего развития.
–«Игры в кармане»– пальчиковые игры, игры на обогащение словарного запаса детей и согласование слов в предложении.
-индивидуальные консультации для родителей с учителем- логопедом и воспитателями.
3. Интерактивные игры дома- закрепление пройденного материала.
3. И самый важный раздел проекта – работа с детьми:
В проектепредставлены такие виды игровой деятельности как:
– дидактические игры,
– подвижные игры,
– театрализованные игры,
– интерактивные игры,
– сюжетно – ролевые игры.
Реализация проектапредполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Отдельным блоком мы выделили интерактивные игры, так как дети уже в среднем возрасте являются активными пользователями гаджетов.
Интерактивные игры были разработаны с учетом требований ФГОС ДО (как элемент пространственно – развивающей среды ДОУ) и являются обучающими программами, направленными на развитие:
• Развитие слухового внимания
• Активизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения
• Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа
• Активизация словарного запаса
• Развитие грамматического строя речи
• Развитие связной речи
Интерактивные игры дополняют тот объем традиционных игр (настольных, печатных, дидактических, которые есть в арсенале любого воспитателя. Игра – это фрагмент занятия, она продолжает ту тему, которую выбрал педагог.
Мероприятия с использованием компьютерных игр проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка,с соблюдением САНПиН:
– использование новых моделей компьютера;
– работа с компьютером не более 2х раз в неделю;
– проведение гимнастики для глаз:
– работа за компьютером не более 5-7 мин
Несмотря на все преимущества интерактивных игр с ИКТ, необходимо стремится к разумному сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка, не отказываться от традиционных дидактических игр, иллюстраций, выполнения заданий на столах и т. д.
Нами использовались следующие игры:
– «Первый, последний»– на закрепление звука стоящего в начале и в конце слова,
– «Кто как говорит?»– игры на звукоподражание,
– «Что сначала, что потом?»– составление рассказов по серии картин,
– «Назови одним словом»– обобщение, развитие словарного запаса детей,
–«Что лишнее?»– назвать и объяснить почему, закрепление связной речи.
– «Расскажи какой?»– составление описательного рассказа.
–«Антонимы»– учить подбирать слова противоположные по значению.
Все используемые игры собраны в медиатеку, что позволяет в любое время закрепить и ребенком пройденную тему. Так же каждая игра размещалась в группе в контакте для родителей с подробными инструкциями и целями, для проигрывания дома.
Любая интерактивная игра – это тема для общения с ребенком, может нести дополнительную нагрузку, можно задать вопросы ребенку, уточнить, проговорить задание, описать предмет, составить предложение, предложить вспомнить все картинки и. т. д. По мотивам любой игры можно придумать свои задания. Игры могут проигрываться неоднократно, а применяя, различные дополнительные задания мы расширяем рамки одной игры и возможности ребенка усвоить материал.
Так как наш проект уже практически реализован, хочется отметить уровень развития детей по разделу «речевое развитие», по результатам мониторинга учителя –логопеда, повысился до уровня выше среднего (в целом по группе).
Так же на открытом показе совместной деятельности многими педагогами было отмечено, что словарный запас детей обширный, дети умеют и говорят правильно, согласовывая слова в предложении.
У нас как у педагогов появились картотеки игр (дидактических, пальчиковых, словесные игры, артикуляционные гимнастики). Имеется медиотека. Создан лепбук по развитию речи. Обогатился опыт по работе в данном направлении.
В перспективе на следующий учебный год, хотим продолжать работу по использованию интерактивных игр и не только в рамках раздела «Речевое развитие».
Источник