Создание в семье условий для развития ребенка с нарушениями речи

Создание в семье условий для развития ребенка с нарушениями речи thumbnail

Особенности воспитания в семье ребёнка с речевой патологией.

«Всякое искусство и искусство воспитания тоже, имеет целью восполнить то, чего не достаёт от природы».

Аристотель

Многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения нарушению речи их детей и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». Чаще они обращаются с вопросами, связанными с неправильным звукопроизношением (в основном, когда у детей нарушены звуки с, з, ж, ш, р, л), по вопросу подготовки к обучению в школе (это и проблема обучения чтению, иностранному языку), реже их волнуют вопросы, связанные с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи, несовершенством связной речи у детей, содержанием коррекционно-педагогической работы.

Неполноценность речи и, связанная с этим неуспешность в обучении, (некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме) приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка.

При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития детей. Устранение дефектов речи у детей, осуществляемое логопедом, необходимо в дошкольном возрасте. При этом очевидно, что именно помощь родителей является обязательной и чрезвычайно ценной, так как, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплятьформируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом и обязательного выполнения домашних заданий, которые предлагает логопед.

В настоящее время огромное значение придается привлечению родителей к обучению и воспитанию своего ребенка правильной речи. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна.

Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи.

Полноценное развитие речи ребёнка раннего и дошкольного возраста семье возможно при соблюдении ряда условий:

повышение педагогической компетенции родителей, что предполагает не только овладение знаниями о периодах развития детской речи и об отклонениях от нормы в речевом развитии, но и овладение умением наблюдать за речью своего ребенка и выявлять какие-либо проблемы и отклонения в говорении, понимании и общении правильная организация жизни ребенка в семье, которая позволит вырастить ребенка крепким и здоровым физически, интеллектуально и эмоционально развитым, владеющим чистой, благозвучной речью обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы

1. Повышение педагогической компетенции родителей.

Одним из основных условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи в семье является знание родителями закономерностей становления детской речи.

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова (1993г.) определили следующий необходимый объем знаний родителей о детской речи и ее нарушениях:

– речь является средством общения с окружающими, средством познания мира, формирования личности ребенка, развития его мышления и регуляции поведения;

– отставание в развитии устной речи может привести к трудностям усвоения школьных знаний, овладения навыками чтения и письма;

– овладение ребенком родным языком в норме происходит на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи в сравнительно короткие сроки;

– развитие детской речи, несмотря на сложности и своеобразие, подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их речевых ошибок;

– появлению слов предшествует формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания и восприятия, понимания речи, памяти, накопление словарного запаса;

– нормальное развитие детской речи проходит несколько этапов от предречевых реакций и появления слов-корней на первом году жизни до развернутой, связной, лексически разнообразной и грамматически правильной речи в старшем дошкольном возрасте;

– отклонения от нормы в речевом развитии проявляются по-разному:

задержка речевого развития, нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);

нарушения темпо-ритмической организации речи (заикание, тахилалия, брадилалия);

системные нарушения речи (алалия, афазия, общее недоразвитие речи),

нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия);

– успех преодоления отклонений в речевом развитии во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь.

Повышению педагогической компетенции родителей, по мнению В. И. Селиверстова (1968), О. В. Правдиной (1978), Л. И. Беляковой (1989 г.), способствует знание причин и факторов риска возникновения речевых нарушений, а также путей и мер профилактики.

Причины, вызывающие нарушения речи, могут быть самые разнообразные. В возникновении речевых нарушений большую роль играют вредоносные факторы:

Экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

Важно не только выделять органические (центральные и периферические) и функциональные причины речевых расстройств, но и представлять механизм речевых нарушений, запущенный под влиянием тех или иных определенных неблагоприятных воздействий на организм ребенка.

К экзогенно-органическим факторам относятся:

Заболевания матери во время беременности вирусными и нейроинфекциями.

Прием лекарственных препаратов. Ионизирующая радиация. Алкоголизм и курение во время беременности. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода. При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения,

сочетающиеся с другими полиморфными отклонениями в развитии.

Многообразная акушерская патология. Акушерские манипуляции. Асфиксия.

Родовая травма, ведущая к внутричерепному кровоизлиянию и гибели нервных клеток, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения произносительной стороны речи – дизартрии. Снижение слуха.

Нарушения строения артикуляционного аппарата, прежде всего его костного и мышечного строения. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную уздечку языка; нарушения строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; неправильное строение зубов и зубного ряда; аномалии строения неба; расщелины губы, твердого и мягкого неба; аденоидные разрастания, носоглоточные полипы и опухоли, искривления носовой перегородки.

Читайте также:  Консультация развитие связной речи ребенка в семье

Перечисленные органические нарушения периферических органов речи являются причинами возникновения дислалии и ринолалии.

К экзогенно-функциональным причинам относят:

нарушение правильного взаимодействия процессов возбуждения и торможения;

социально-психологические причины:

воспитание в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением;

познавательная и социальная депривация; отсутствие образца для подражания;

психические травмы, педагогическая запущенность; двуязычие.

Эндогенные факторы

– общая физическая ослабленность,

– незрелость,

– различные заболевания внутренних органов,

– рахит, нарушения обмена веществ.

– леворукость

Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы или семейная отягощенность патологией речи. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию в сочетании

с экзогенно-органическими и социальными факторами.

Знание факторов риска возникновения речевых нарушений позволяет обеспечить условия воспитания, полноценного физического и духовного развития детей дошкольного возраста.

Решение этих задач неразрывно связано с просвещением родителей в вопросах профилактики и своевременного выявления отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

Основные направления профилактики возникновения речевых нарушений

– принятие комплекса мер по ограничению и устранению воздействия на организм человека внешних вредоносных факторов, связанных с его производственной деятельностью.

– реализация профилактического направления здравоохранения через своевременное генетическое консультирование будущих родителей, создание максимально благоприятных условий для женщин в период беременности, совершенствование техники родовспоможения и повышение квалификации акушеров, ранняя диагностика и лечение с применением современных методов.

– создание научно обоснованной системы разъяснения среди населения комплекса мероприятий по лечебному, педагогическому и социальному воздействию, направленному на предупреждение речевых нарушений.

– ранняя коррекционно-педагогическая и профилактическая работа с детьми с фактором риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи.

Многие авторы (А. Н. Гвоздев, М. С. Жукова, А. А. Люблинская, А. И. Максаков, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Е. И. Тихеева и др.) обращают внимание родителей на значение раннего начала обучения речи. По их мнению период от рождения до пяти лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

М. М. Кольцова (1979 г.) отмечает, что для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

В работах Л.А.Зайцевой, Е.М.Мастюковой, И.В. Филиппович акцентируется внимание на условиях осуществления ранней коррекционно-педагогической работы с детьми с фактором риска в речевом развитии: обязательное участие родителей в деятельности ребенка на условиях сотрудничества; обеспечение комфортных условий ребенку в процессе педагогического взаимодействия; стимуляция активности ребенка с учетом создания условий для свободы в выборе и продолжительности деятельности.

Ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития рассматривается в работе Е.М.Мастюковой.

На первом этапе (1-3 месяца) осуществляется:

– тактильная стимуляция губ,

– развитие слухового внимания,

– стимуляция гуления.

Второй этап (4-8 месяцев)

предполагает осуществление гимнастики для губ: сближение губ вместе и растягивание их в стороны, пока ребёнок не начнёт сопротивляться этим движениям. Побуждают ребёнка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка аккуратно надавливая на его кончик, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Также осуществляется стимуляция жевания (пассивно подталкивается нижняя челюсть ребёнка вверх и вниз) и слухового внимания.

На третьем этапе (9-18 месяцев)

развивают возможность одновременного слухового восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Также обучают определению звука в пространстве с помощью различных звучащих игрушек. По подражанию вызывают интонацию просьбы и закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием.

На четвёртом этапе (18-36 месяцев)

привлекают внимание к правильному звучанию слов и локализации звука в пространстве. Расширяют словарный запас, развивают интонационную сторону речи, стимулируют развитие речи с помощью картинок, картинного лото.

Знание сроков и закономерностей нормального психомоторного и психоречевого развития необходимо родителям для раннего выявления даже нерезко выраженных отклонений. Научиться наблюдать своего ребенка следует как можно раньше, так как умение выявлять проблемы в понимании, говорении и общении детей является неотъемлемой частью повышения педагогической компетенции родителей.

По мнению Л. Р. Давидович и Т. С. Резниченко (2001 г.), наблюдение за ребенком, зафиксированные в «Записной книжке» происходящие с ним изменения, трудности и достижения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов (логопеда, психолога, воспитателя, детского психоневролога) и родителей, выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу. Авторы предлагают родителям определить, что именно их тревожит в поведении ребенка, ознакомиться с речевыми трудностями и отметить свойственные их ребенку, сопоставить развитие своего ребенка с нормативным развитием и обозначить отклонения в говорении, понимании и общении, наметить, какие стороны психической жизни и какие виды деятельности необходимо развивать у ребенка.

Л. М. Козырева (2001 г.) отмечает главную роль родителей в развитии познавательных способностей и речи детей. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит полноценное речевое развитие ребенка. Все наблюдения автор предлагает фиксировать в «Карте достижений» вашего малыша.

Источник

Шостак Светлана Николаевна
Помощь родителям в создании оптимальных условий для развития ребенка с ОНР в условиях семьи

Развитие речи детей приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.Но в наше время наметилась тенденция снижения уровня бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, бедная и неграмотная речь с экранов телевизоров, отсутствие «живого» общения ребенка с родителями в семье и т. п. Все это препятствует развитию правильной речи у детей.

Читайте также:  Средства всестороннего развития ребенка

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает ребенка с рождения, дает ребенку первые знания и умения. Овладение родным языком является стержнем полноценного формирования всей личности ребенка. Потому так важно сотрудничество и взаимодействие родителей и специалистов в развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Для ребенка, имеющего речевые нарушения, семья – это еще и наиболее значимое коррекционно-развивающее пространство, и только при условии создания коррекционно-развивающей среды в семье появляется возможность решения проблемы речевого развития ребенка. Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимается совокупность внутрисемейных условий, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с речевыми нарушениями.

Семейное пространство должно быть наполнено коррекционно-развивающим содержанием, в то же время оно должно быть простым и естественным. Основными компонентами такой коррекционно-развивающей среды являются:

– общая эмоциональная семейная атмосфера,

– адекватное внимание к особенностям развития ребенка;

– предметно-пространственная развивающая среда, специально организованные условия в семье для развития всех основных компонентов речи

Необходимо предостеречь родителей от ошибок, отрицательно влияющих на общую эмоциональную семейную атмосферу. Несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей

– обучение иностранным языкам, представление информации не по возрасту и т. п.

– Непринятие индивидуальности детей.

– Разный подход и непоследовательность в воспитании со стороны специалистов, родителей и других членов семьи.

– Неустойчивость в обращении с детьми — повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.

– Тревожность в воспитании — постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений.

Родителям необходимо осознать, что именно они ответственны за судьбу ребенка. Специалисты, конечно, окажут им поддержку, направят, посоветуют как организовать развитие малыша, однако заменить собой ежедневную родительскую помощь ребенку специалисты не смогут никогда.

Семьи живут в различных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации коррекционно-развивающей среды дома. Хорошо, если есть отдельная детская. А если нет? Как же создать в семье такую обстановку, которая обеспечивала бы оптимальную компенсацию всех направлений речевого развития ребенка? Прежде всего, родители должны четко представлять основные направления коррекционной работы специалистов по развитию речи:

развитие целенаправленного речевого дыхания;

развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

– формирование и развитие артикуляционной моторики, мимических движений;

-совершенствование фонематического слуха и восприятия;

– совершенствование слоговой структуры слов;

развитие правильного звукопроизношения;

развитие словарного запаса;

– формирование грамматического строя речи;

– формирование связного высказывания.

Очень важными в коррекционной работе с детьми с речевым недоразвитием являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление знаний и умений, полученных на занятиях в детском саду. И в этом случае родители – не сторонние наблюдатели, а активные помощники в коррекционном процессе. Не менее важное значение имеет и своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации при поликлинике. В подавляющем большинстве случаев все это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно уменьшить речевое недоразвитие ребенка.

Источник

Слайд 1

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями речи Баженова Ирина Алексеевна, МДОУ «Детский сад №33 комбинированного вида»

Слайд 2

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего детства слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь. Необходимо, чтобы родители уделяли достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей является формирование у ребенка потребности в общении. На отношение родителей к речевому дефекту детей влияют факторы: глубина самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвещенность в сфере логопедии, компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера, семейные отношения, и т.д.

Слайд 3

Для формирования речи важное значение имеют: – моторное развитие (развитие двигательной сферы); -дифференциация (различение) слухового восприятия; – развитие ориентировки в окружающем; -формирование потребности в общении.

Слайд 4

Комплекс медико-педагогических мероприятий: Используется в целях коррекционного воздействия на ребенка с речевой патологией, должен включать следующие аспекты: особый режим; благоприятное отношение; благоприятное окружение; рациональное питание; медикаментозное лечение; психотерапию; логопедические занятия; воспитательную работу.

Слайд 5

В условиях специального логопедического учреждения работа с родителями состоит из нескольких этапов: 1. Организационный этап охватывает работу с родителями в период поступления их ребенка на лечение. 2. Обучающий этап, содержанием которого является систематическая работа с родителями детей, имеющих речевую патологию. З. Завершающий этап включает в себя подведение итогов работы с ребенком. 4. Своеобразная диспансеризация ребенка после лечения, т.е. продолжение поддерживающего коррекционного воздействия на семью и на ребенка, имеющего патологию речи. Родители приобретают необходимый минимум знаний для дальнейшей работы с ребенком в домашних условиях. Успех в преодолении речевых нарушений у детей в большинстве случаев зависит именно от них.

Слайд 6

КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ ДОМА: Нежелание ребенка заниматься, может преодолеваться в игровой деятельности с ребенком, в комфортной для ребенка обстановке. С детьми, имеющими отклонения в речевом развитии необходимо заниматься каждый день. К занятиям по развитию речи необходимо добавить игры на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику, игры на развитие дыхания, слухового внимания, фонематического восприятия, а позже – на развитие связной речи. Постепенное увеличение занятий. Начинать занятия стоит с 5-7 минут в день, постепенно увеличивая время (до 15-20 минут). Необходимо использовать наглядный материал. Говорить необходимо четко, достаточно громко, повернувшись лицом к ребенку. Во время занятий с неговорящими детьми необходимо пользоваться просьбой «Покажи!». Необходимо поощрять ребенка.

Слайд 7

Работа с семьёй, воспитывающей ребенка с билингвизмом Существует три этапа работы педагогического коллектива с семьей ребёнка – билингва: 1. Подготовительно –организационный На первом этапе логопед и воспитатели детского сада: 1. Изучают особенности семьи и семейного воспитания ребенка, через анкетирование и беседы с родителями и ребёнком; 2. Определяют уровень родительской мотивации (на сколько родители заинтересованы в обучение, развитии, воспитании ребёнка); 3. Выявляют потенциальных партнеров ДОУ среди членов семьи для коррекционно-развивающей работы и создают на этой основе систему взаимодействия с семьей; 4. Изучают образовательные потребности и ожидания родителей от ДОУ; 5. Знакомят родителей с особенностями функционирования ДОУ; 6. Разрабатывают и начинают реал изовывать совместно с семьей индивидуальный маршрут помощи ребенку. Продолжительность организационного этапа один месяц.

Читайте также:  2 закономерности развития ребенка

Слайд 8

2. Основной На втором этапе реализуется система работы с родителями в процессе медико – психолого -педагогического воздействия на ребенка-билингва. В ДОУ проводятся групповые и индивидуальные занятия логопеда с родителями, консультации, клубная работа, организуются семинары-практикумы, совершенствуется тактика общения между специалистами ДОУ с семьёй ребёнка – билингва, повышается психолого-педагогическая компетенция родителей по вопросам воспитания ребёнка. 3. Итоговый Работа на третьем этапе зависит от того, останется ли ребенок в ДОУ или покидает его. При продолжении посещения детского сада логопед и воспитатель анализируют проделанную работу, оценивают ее эффективность, вносят корректировки и планируют будущую деятельность. На протяжении всех этапов ведётся работа: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей; Психологическая помощь и поддержка родителей и семьи; Информационная поддержка родителей и оказание им помощи в установлении и поддержании контактов с другими социальными институтами (поликлиника, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты, школа, ПМПК).

Слайд 9

Работа с семьёй, воспитывающей неговорящего ребенка Родителям разъясняют возможные причины отставания речи (отягощенный анамнез, родовые травмы, перенесенные заболевания, состояние анализаторных систем, особенности раннего развития). Родных и близких готовят к тому, что ребенку может понадобится помощь нескольких специалистов (педиатра, невролога, логопеда, психиатра, сурдолога ). Необходимо поговорить об особенностях работы с детьми, так как методика занятий отличается от занятий с говорящими детьми. Родителям рассказывают об основных направлениях работы с ребенком.

Слайд 10

Основные направления работы с неговорящим ребёнком Главная задача – установить эмоциональный контакт с ребёнком, добиться положительного отношения к логопедическим занятиям, снять напряжение, развить предпосылки позитивного общения. 1. Развитие понимания речи 2. Развитие слухового внимания 3. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики 4. Побуждение к речевым высказываниям: Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса Что это? Что там? Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да», «нет» Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги, надень, пойдём) . Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была). 5 . Параллельно ведется работа по развитию психических процессов, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка (игры на восприятия цвета, формы, величины, на развитие внимания, памяти, мышления).

Слайд 11

Работа с семьёй, воспитывающей ребенка с заиканием В основе личностных реакций родителей на заикание детей лежат психические состояния родителей. Интенсивность проявления личностных реакций, таких как: тревожность, чувство собственной вины, растерянность, ощущение полной беспомощности, разочарование, депрессия и утрата надежды после очередной попытки «излечить» ребенка. Под влиянием характера родительской реакции формируется и личная реакция самого ребенка, который часто склонен повторять то, что считают о его заикании родители. В связи с этим необходимо формировать у родителей спокойное отношение к речевым проблемам ребенка .

Слайд 12

Рекомендации по общению и работе с ребенком Нужно как можно раньше показать ребёнка врачу-невропатологу или врачу-психиатру, чтобы получить медикаментозное лечение. Не надо требовать от ребёнка правильной речи , правильного произношения слов. Говорить с заикающимся ребёнком нужно как можно спокойнее, неторопливее. Не провоцировать речь своими вопросами. Ваш личный пример играет большую роль в воспитании ребёнка и в формировании его характера. Необходимо личным примером приучить ребёнка к правильной речи. Нужно строго соблюдать режим дня своего ребёнка . Ночной сон должен продолжаться не менее 10–11 часов и обязателен дневной сон (2–3 часа). Приучить ложиться ребёнка в одно и то же время. Перед сном следует исключить подвижные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр телевизионных передач, а просмотр детских передач сократить до минимума. Не следует перегружать ребёнка впечатлениями . Нельзя создавать напряжённую обстановку в доме : ссоры, скандалы в семье. Ребёнок чутко реагирует на это: переживает семейный разлад, нервничает, часто плачет. Отношение к ребёнку должно быть ровным, то есть не нужно « заласкивать » его, потакать его капризам, наказывать физически. Привлекайте ребёнка к спокойным домашним делам .

Слайд 13

Правила, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни ребёнка и на занятиях(памятка раздаётся каждому родителю): Речь начинать только после вдоха, на плавном длительном выдохе достаточной силы. Выделять в каждом слове ударную гласную, чтобы сознательно замедлять свою речь. Все слова в словосочетаниях, фразах произносить слитно, то есть голос должен звучать постоянно и непрерывно. Голос во время речи не форсировать, то есть не кричать. Слушать, чтобы во время речи ребёнок не был напряжён и не пользовался сопутствующими движениями. Соблюдать правильный режим дня и занятия проводить ежедневно.

Слайд 14

Литература Е.Ю.Протасова , Н.М.Родина , З.А.Проскурина . Обучение русскому языку как второму. Методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Центр «Школьная книга», 2002. – 224 с. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит. – М.: «Гном», 2008. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! – М.: « Теревинф », 2007. В помощь родителям заикающегося ребенка[Текст]: методические рекомендации /сост. В.А.Кондратенко . –Челябинск: Изд-во Челяб . гос. пед . ун-та, 2015. – 85с. Морозова Н. Ю. Как преодолеть заикание. М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2002

Источник