Создание условий для самореализация ребенка развитие потенциала
Сообщение из опыта работы
Требования ФГОС к созданию условий для развития способностей и самореализации дошкольников
«Ребенок- это солнце, вокруг которого вращается
весь педагогический процесс, его сила должна
быть выявлена, интересы удовлетворены,
способности развиты».
Рената Соколова
Сегодня мы стремимся к тому, чтобы ДОУ стал открытым, мобильным, чтобы быстро реагировал на все изменения, происходящие в дошкольном образовании, и выстраиваем деятельность ДОУ в соответствии с образовательными потребностями, интересами и ожиданиями детей, родителей.
В современных условиях развития общества человеку необходимо уметь
реализовывать себя в различных областях с учётом быстро меняющихся обстоятельств и постоянно ускоряющегося темпа жизни. Особую ценность представляют собой такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, способность к самореализации, саморазвитию.
Поэтому, актуальной становится проблема создания таких условий, при реализации которых ребенок проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющий и реализующий собственные цели, имеющий собственный опыт, добровольно возлагающий на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует ДОУ на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. В связи с этим перед ДОУ стоит цель: создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Стандарт решает задачи, среди которых:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Кроме того в ФГОС ДО используемые основные понятия,
• Амплификация развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.
ДОУ – это второй дом, где жизнь дошкольников наполнена яркими и запоминающимися событиями, поэтому большое внимание уделяется успешности и самореализации каждого ребенка. Нам взрослым предстоит переосмыслить пути решения задач развития творческого потенциала ребенка, создания условий для его самореализации.
Для получения ожидаемых результатов в ДОУ создана система работы, которая содержит ряд взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
- организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями).
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, строится в трех направлениях:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
- групповые и подгрупповые занятия,
- праздники
- развлечения,
- тематические музыкальные вечера,
- театральные пятницы
- недели творчества,
- дидактические игры,
- выставки рисунков и поделок
- занятия в библиотеке,
- создание книг – самоделок.
- детские проекты.
Насыщенная событиями жизнь дошкольников способствует формированию самореализации каждого, углублению позитивного отношения к миру и принятие других, развитию самостоятельности, автономности, самосовершенствованию.
Игровое пространство ДОУ дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также учитывают интересы детей и связаны с определенными центрами. В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:
- делают выбор;
- активно играют;
- используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
- работают все вместе и заботятся друг о друге;
- отвечают за свои поступки.
Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предлагает детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, оказывает прямую помощь в овладении сложным умением в соответствие с зоной ближайшего развития.
При таком подходе ребенок растет и развивается в своем собственном темпе, а воспитатели помощники детей, организующие пространство, и планирующие виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка.
Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Развивающая предметно – пространственная среда организована на всей территории дошкольной организации, включает внешнее и внутреннее содержание.
В инфраструктуре ДОУ предусмотрены помещения для проведения образовательной деятельности в области физического и музыкального развития, имеется музыкальный и спортивный зал. С целью социализации, индивидуализации и развития способностей детей, организации занятий по интересам- созданы мини-музеи «Русская изба», «Картинная галерея», «Комната Творчества».
Безусловно, сегодня еще не решены все проблемы ДОУ но они находятся в стадии решения.
Реализуя ФГОС ДО, в образовательном учреждении происходит:
– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;
– реструктуризация содержания образовательной деятельности;
– рациональная организация предметно-пространственной среды;
– эффективное взаимодействие детского сада с семьей;
Что позволяет создавать условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставить возможность проявлять индивидуальность и творчество, возможность самореализации.
Источник
Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №43»- «детский сад №36»
Консультация для педагогов
« Создание условий для самореализации ребенка и обеспечение его психологической безопасности»
Материал подготовила:
педагог – психолог
Г.В.Слипаченко
Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства является одним из основных национальных приоритетов России, где одним из существенных условий выступает обеспечение психологической безопасности детей.
Детство – неповторимая пора, в которую в ребенка закладываются его основы и нормы будущего существования. Именно в эту пору важно реализовать максимальную поддержку воспитанников в их различной деятельности, помочь в начинаниях и организовать самореализацию и самовыражение.
Одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов, требует от ребенка знания и соблюдения правил игры. Игровые ситуации влияют на умственную деятельность ребенка, развивают его творческое воображение.
С помощью родителей мы периодически пополняем развивающую среду в группе, стремимся приобретать для детей познавательные, развивающие игры, пособия.
Значительно облегчают процесс усвоения знаний любимые детьми игры, любимые герои сказок. В содержание непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками обязательны вопросы, поисковые ситуации, упражнения, развивающие логику мышления. В ходе игр дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей , готовит к принятию определенных правил поведения. У детей возникает положительное эмоциональное отношение к непосредственно образовательной деятельности, возрастает интерес к ней, появляется желание узнать что-то новое и полезное, рождается стремление к новизне, фантазированию.
В группе должны быть созданы уголоки по экспериментированию где дети совместно со взрослым совершают первые открытия, проводят несложные эксперименты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитом, растениями, знакомятся с закономерностями природных явлений. В процессе игровой деятельности развивается творческое воображение, фантазия, и, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой, творческой личности, формируется самооценка, содержанием которой являются качество умений, связанных с выполнением предметно-практических действий, и моральные свойства, связанные с подчинением или неподчинением правилам поведения.
Для укрепления здоровья детей в группе оформляются физкультурный уголок, в котором имеется разнообразный материал, уголок здоровья , для развития воображения, творческих способностей можно оформить театрализованный уголок с атрибутами, разные виды театров, ширмы, дети любят участвовать в инсценировании сказок, этюдов. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы в свободные минуты любят рассматривать иллюстрации в книгах, ИЗО уголок где предоставлены для детей раскраски, краски, карандаши, восковые мелки, альбомы и др.
Создавая предметно-пространственную образовательную развивающуюся среду учитывая потребность и интересы детей.
Решающим фактором благополучного климата в детском саду является доброжелательное эмоциональное состояние детей и взрослых. Уважительно относиться к личности ребенка, проявляя к детям терпение, внимание, заботу, доброту.
Цветовое решение в группе должно быть спокойное для восприятия, но не однообразное.
ЭТО ВАЖНО!
1. Поддерживать у детей самостоятельность и инициативу, как в деятельности, так и в принятии решений.
2. Осуществлять индивидуально-личностное общение. Помогать вновь прибывшим детям, влиться в коллектив, не допускать конфликтов между детьми.
3. Соблюдать режим проветривания, что тоже влияет на здоровье и психологическое состояние детей.
4. Не допускать интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей.
5.Питание дошкольников должно быть разнообразным, хорошо организованное питание.
6. Рекомендовать родителям соблюдать режим дома (не выспавшийся ребенок сам мучается и другим доставляет неприятности, приводят больных детей, неопрятных).
7. Совместно с родителями вести работу по предупреждению вредных привычек.
8. Подбадриваем ребенка если у него что-то не получается.
9. Учитывать индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
10. Приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;
Для профилактики психоэмоционального состояния детей использовать водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.
3. Арома- и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.
4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.
5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.
6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.
Снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, уголке ИЗО – деятельности, уголке художественной литературы и др.
7. С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения, или зоны релакса.
ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:
– в трудностях засыпания и беспокойном сне;
– в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
– в беспричинной обидчивости, плаксивости или, на оборот, повышенной агрессивности;
– в рассеянности, невнимательности;
– в беспокойстве и непоседливости;
– в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
– в проявлении упрямства;
– в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
– в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
– в игре с половыми органами;
– в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
– в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
– в повышенной тревожности;
– в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее. Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены.
Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.
Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.
Для обеспечения психологической безопасности ребенка в группе используйте следующие рекомендации:
Общаясь ли просто играя с ребенком, используйте элементы телесной терапии (обнимите, погладьте).
Помогите ребенку выбрать свою зону «спокойствия». Им может быть книжный уголок, зона спокойных дидактических игр и, наконец, лавочка в приемной. Данная зона в группе реализует принцип дистанции при взаимодействии участников образовательного процесса. Каждый ребенок в группе может найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.
Зона уединения должна быть оформлена так, чтобы не контрастировать с интерьером группы. Она может быть огорожена ширмой или шатром. В шатре (за ширмой) должны располагаться игрушки, способствующие снятию напряжения и саморегуляции, а также мягкие подушки, коврик, книги, альбомы, мягкие детские кресла, пуфы. Помогут достичь снятию напряжения и расслаблению аудиозаписи со спокойной музыкой.
Разновидностью зоны уединения может быть большой шатер из светлой полупрозрачной ткани. Шатер символизирует «волшебную страну». Здесь можно рассказать самое сокровенное, придумать сказку, стать волшебником. Чтобы было удобно и комфортно, ребята могут располагаться на полу на мягких подушках. Здесь происходит коррекционная работа с детьми по снижению тревожности, формированию положительной самооценки.
Попробуйте применить метод «хохочущих фотографий». Эффективным будет
размещение фотографий всех детей. В результате в сознании детей помимо индивидуального образа «Вот я какой!» формируется дополнительный коллективный «Вот мы какие!». Это в значительной мере снижает у них ощущение угрозы, тревожности. Дети становятся более раскрепощенными, более открытыми для общения и восприятия новых знаний.
Используйте в своей работе игры для создания эмоционально благополучной
обстановки в группе, на привлечение внимания к сверстникам, для группового сплочения.
С целью совершенствования эмоциональной сферы также можно использовать
разнообразные виды кукол: перчаточные, пальчиковые и маски с разными эмоциональными выражениями.
В каждой группе применяйте уголок настроения:
-в младшей и средней группах – через цветовое решение (веселый – грустный);
– старшая – подготовительная группы – через схематическое решение (веселый, грустный, спокойный).
Материал подготовила педагог-психолог Слипаченко Галина
Источник
Самореализация ребенка – это раскрытие детских личных возможностей, которые ведут к более счастливой и успешной жизни. У каждого индивида имеется ряд потребностей, без удовлетворения которых невозможно осуществление счастливой жизни. Очень сложно ребенку найти ту область, в которой он максимально раскроется, применит свои качества характера и достигнет определенных целей. Если личность находит такую область, то ее успех в самореализации гарантирован.
Условия для самореализации детей
В настоящее время ученые единодушны, что каждый индивид имеет огромное множество возможностей, которые хранятся в виде задатков и при определенных условиях развития их можно самореализовать.
На развитие самореализации детей влияют многие факторы: социально-экономический, биогенетический, педагогический. К сожалению, заблуждением индивида, особенно молодого, выступает недооценка заложенных природных способностей.
Важным условием для самореализации детей является создание взрослыми ситуаций успеха. Такие слова, как «хорошо», «давай поработаем еще», «молодец» должны звучать постоянно в адрес ребенка, а каждая детская деятельность нуждается в доброжелательной поддержке. Только такие условия создадут ситуацию успеха.
Психологи отметили, что чем активнее развивается творчески малыш, тем продуктивнее функционирует его мышление в разных плоскостях и направлениях.
Стимулом для творческого развития детей, расцвету их способностей, расширению диапазона интересов, а также гуманизации мыслей, поступков, чувств, созидательной активности выступает досуг.
Большинство обеспеченных людей страдает от нехватки того, чего они не в состоянии осознать или понять. Человеку очень важно найти свое место в жизни, чтобы ощущать полное удовлетворение от реальности, при этом максимально выразив себя и используя все свои природные задатки. Личность, реализующая свои ресурсы на благо социуму, является самой счастливой.
Самореализация включает получение удовольствия от процесса работы. Самореализация имеет тесную взаимосвязь с общественной оценкой. Зачастую люди испытывают страдания из-за того, что другие не видят у них положительных качеств и не ценят их. Самореализация может позволить каждой личности предстать перед социумом в блеске своих возможностей и талантов. Умение направлять свои плохие и хорошие черты характера на достижение целей всегда ценно в обществе. Личностей реализующих свой потенциал всегда любят и уважают.
Психологи считают, что возникновение массового молодежного движения, например, хиппи или панков появилось вследствие неудовлетворенной потребности в поиске себя. Поэтому задача родителей обеспечить те условия, которые будут способствовать детской самореализации, воплощая в жизнь что-либо новое и неизведанное сориентированное на творчество.
Отклонения в поведении подростков отмечаются в дефектах воспитания. Неумение взрослых заинтересовать ребенка, а также раскрыть его способности и возможности приводит к тому, что им начинают управлять случайные обстоятельства, а также стихийные всплески энергии.
Творческая самореализация детей
Творчество выступает не только атрибутом социализации детской личности и средством общения, развлечения, отдыха, но и мощным инструментом самовоспитания, уникальным средством просвещения, а также эстетического воспитания. Любая маленькая победа ребенка или просто участие в конкурсах, творческих проектах разного уровня влияет на развитие творческого потенциала.
В подростковом возрасте основными средствами в творческой самореализации являются клубы по интересам, кружки, спортивные секции и пр.
Творческую самореализацию подростка относят к важной составляющей развития личности. Психологами отмечено, что стимулом развития личности, а также поиском своего места в жизни выступает сама потребность в поиске. Поиск просто необходим для физического, психического, полового созревания и стремления к юношескому самоутверждению. Некоторые подростки самоутверждаются с помощью агрессивного поведения. Немецкий психотерапевт Г. Аммон считает, что каждый ребенок рожден с потенциалом «конструктивной» агрессивности. Под этим термином психотерапевт понимает желание и стремление к творческой самореализации, которые способствуют освоению и улучшению мира. Развивается и усиливается «конструктивная» агрессивность только при правильном воспитании ребенка. Ошибки в воспитании отмечаются при подавлении инициативы у детей взрослыми. Зачастую такие дети зажаты в играх, в общении с взрослыми и сверстниками. Когда дети сталкиваются с семейными конфликтами, у них возникает деструктивная агрессивность, которая сильно их травмирует. Неправильно сориентированная детская личность может проявить себя в немотивированной агрессии и нехороших поступках.
Самореализация детей дошкольного возраста
Достигая трехлетнего возраста, малыши знают, чего именно хотят и самостоятельно пытаются решить, что надевать, в какие игры играть, с кем дружить. Именно в этот период идет закладка понятия привязанности, дружбы, а также самовыражения всех важных жизненных аспектов, которые на протяжении жизни будут сопровождать малыша. Если малыш посещает детский коллектив, например детский центр или сад, то он там может самореализоваться. В домашних условиях самореализации ребенку добиться гораздо сложнее, поскольку члены семьи зачастую заняты домашними хлопотами, и малышу уделяют очень мало времени.
Однако даже если весь день ребенка и взрослых занят, не стоит забывать, что малышу нужна любовь близких людей. Родителям необходимо постоянно обнимать своих детей, рассказывать о своих переживаниях, чувствах и взрослые от своего чада обязательно получат отдачу. Нельзя малыша лишать эмоций. Вместе с детьми необходимо играть в детские игры и постепенно вовлекать их во взрослые. Для малыша обыденные дела: работа по дому с пылесосом, мытье посуды могут показаться просто волшебными. Необходимо позволить малышу участвовать в рабочем процессе по дому, и возможно в дальнейшем он будет помогать справляться с домашними хлопотами. Большинство родителей зачастую не доверяют малышу какую-то работу или процесс, тем самым ограничивают и прививают ему страх. Да, иногда ребенок может что-то уронить или разбить, однако какое удовольствие ему принесет выполнение трудовой операции. Самое главное сохранять спокойствие, не нервничать даже тогда, когда, кажется, что самим выполнить работу гораздо проще и быстрее.
Негативное настроение родителей зачастую очень быстро переходит к ребенку, и вместо полезного времяпрепровождения близкие получают обиженное выражение детского лица и надутые губки.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Источник