Создание условий для развития здорового ребенка

Создание условий для развития здорового ребенка thumbnail

Создание благоприятных условий для развития здорового ребенка.

Едемская Майя Валентиновна,

заведующая МБДОУ №31 города Апатиты

Модернизация системы отечественного образования и ориентир на инновационный путь развития обусловили высокую активность разработки и внедрения новых образовательных технологий в дошкольных учреждениях. Использование новых подходов, методов и технологий позволили нам не только заниматься воспитанием у подрастающего поколения общей культуры, но и формировать умения вести здоровый образ жизни, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, адаптироваться к различным условиям жизни и жизнедеятельности, защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды. Создание благоприятных условий для развития здорового ребенка – обеспечение полноценного развития личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

Психолого-педагогические условия:

1) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

2) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

3) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

4) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

5) защита детей от всех форм физического и психического насилия

6) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

7) приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

В ДОУ создана система здоровьеразвивающей деятельности, касающаяся физического и психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволило осуществлять более эффективное взаимодействие между администрацией, психологом, педагогами и родителями детей. В разработанной нами системе получили логическое развитие принципы системного подхода и реализации основных предпосылок развития детей на разных уровнях управления этим процессом. Прежде всего, данная система находится под воздействием оздоровительной, профилактической и педагогической деятельности.

Система здоровьеразвивающей деятельности в ДОУ.

При этом на всех этапах применяются психолого-педагогические и здоровьесберегающие технологии, осуществляется психолого-педагогическое медицинское взаимодействие. Успех во многом зависел и от того, кто, развивая дошкольника, сам имеет высокий уровень его развития. Поэтому одной из задач является развитие у педагогов способности видеть психолого-педагогическую проблему, находить новые формы организации НОД, осуществлять подбор и разработку самих заданий, выстраивать их по степени сложности; развивать у себя стремление искать новые методы работы с детьми. С целью развития у педагогов интереса к наиболее значимым, первоочередным вопросам, создания мотивации индивидуального поиска используются такие формы работы:

семинары-брифинги «Психологические условия укрепления здоровья в образовательном процессе», дискуссии «Важна ли адаптация в ДОУ», творческий манеж «Закаляйся, если хочешь быть здоров…», педагогические качели:интеллектуальные состязания в области педагогики и психологии по использованию здоровьесберегающих технологий в своей работе, педагогический аквариум «Современные подходы оздоровлению детей», педагогическая мастерская «Личностное развитие ребенка в совместной физкультурно-оздоровительной деятельности» и другие.

Понимая важность данной работы на протяжении многих лет педагоги углубленно работают по проблеме «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ».

В детском саду разработана система организационно-методических мероприятий:

 перспективные планы;

 блок интегрированных занятий;

 блок познавательных занятий;

картотека «Игры с применением «социоигровой» технологии на развитие эмоциональной сферы», «Игры на снижение психоэмоционального напряжения», «Игры в период адаптации».

Из этого следует, что инновационная методическая деятельность в ДОУ направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечила непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Ценность такого подхода в том, что она обеспечила обратную связь, обмен мнениями, сформировала положительные отношения между педагогами, педагогами и родителями.

Результативность здоровьеразвивающей деятельности:

Сильные стороны

Эффективность воспитательно-образовательного процесса;

Эффективность работы по охране и укреплению здоровья и психофизического развития детей (адаптация, динамика эмоционального состояния и благополучия детей, динамика тревожности и агрессивности, анализ состояния здоровья, группы здоровья);

Планирование оздоровительной работы, ежемесячно. Проведение тематических развлечений, НОД, совместных мероприятий с родителями по ЗОЖ.

Стабильное улучшение материально-технической базы ДОУ.

Удовлетворенность деятельностью дошкольного образовательного учреждения (показатели удовлетворенности всех основных субъектов образовательного процесса – администрации, педагогов и родителей).

Постоянный рост профессиональной компетентности педагогических работников.

Применение информационно-коммуникативных технологий педагогами во многих сферах деятельности.

Анализ показывает, что сотрудники ДОУ занимают активную жизненную позицию и стремятся к эффективному отражению  состояния образования в ДОУ.

Сотрудничество с управлением образования г.Апатиты, Информационный методический центр Управления образование (далее ИМЦ УО), Региональный центр оценки качества образования (далее РЦОКО), Министерством образования и науки Мурманской области, ГАУДПО «Институт развития образования», Домом культуры имени Кирова, МБОУ СОШ 14, 5,3, Домом детского творчества библиотека, детская поликлиника и т.д.

Для безопасности жизнедеятельности детей по периметру территории детского сада установлено видеонаблюдение.

Слабые стороны

Анализ здоровья детей показывает тенденцию к увеличению детей с группой здоровья 2 и 3 и уменьшение детей с 1 группой здоровья, что приводит к увеличению хронических заболеваний и заболеваний ОРВИ.

Учитывая наиболее существенную значимость двигательной активности для развития растущего организма, необходимо: повысить интерес детей к различным видам ее, а также, увеличить ее объем; поднять эмоциональный настрой детей на физкультурных занятиях, чтобы эти занятия приносили радость, поддерживали хорошее настроение; побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.

Слабая мотивация педагогов МБОУ СОШ

Пути коррекции: применение новых, более интересных форм работы.

Сотрудничество с МБОУ СОШ: отслеживание динамики детей с ОДА.

Перспективы

Формирование активной позиции родителей: привлечение родителей к участию в воспитании и развитии детей..

Обустройство спортивно-оздоровительного оборудования на участках детского сада с учетом особенностей здоровья детей с ОВЗ.

Пополнение развивающей среды спортивным оборудованием и оборудованием для детей с ОВЗ.

Улучшение уровня информационной системы ДОУ.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников на курсах по направлению

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Источник

Татьяна Макшанцева
Создание условий для здорового образа жизни ребёнка — первооснова полноценного воспитания и развития (из опыта работы)

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Поэтому очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.

Формирования физической культуры основываю на организации двигательной активности детей в течение дня, развитии и совершенствовании уже имеющиеся навыки.

Основные принципы моей работы :

-естественность ;

– посильность движений;

-добровольность и желание ребенка их выполнять (в ребенке постоянно поддерживаю уверенность, что он может так сделать, что у него получится

В понятие «здоровый образ жизни»вкладываю следующее:

• состояние хорошего самочувствия;

• возможность быть бодрым и энергичным в течение дня;

• осуществление ребенком широкого спектра действий, движений.

Системная работа мною по данному направлению включает следующие формы работы: утреннюю гимнастику, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастику после сна, физкультминутки, самостоятельная двигательная деятельность, физкультурные досуги, физкультурные занятия,

Образовательный процесс в детском саду по приобщению к здоровому образу жизни, помимо традиционных форм физкультурно – оздоровительной работы, включает так же

-проведение дней здоровья,

– недели каникул,

-занятия по ознакомлению с окружающим;

– занятия валеологического содержания, где формируются представление о частях тела ребёнка, их назначении;

– чтение художественной литературы, с правилами поведения в группе, на улице, с этикетом, с правилами взаимоотношений среди людей.

С нашими детьми у нас запланирована серия занятий по формированию знаний о здоровом образе жизни. В занятии «Кто, как от дождя спасается», учили детей выбирать одежду для прогулки, воспитываем заботливое отношение к друг другу.

В занятии «Загадки с грядки»,ставили цель: сформировать умение различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи.

Большое значение в приобщении к здоровому образу жизни имеют «Волшебные гимнастики»

– артикуляционная (для развития речевого аппарата «Орешки», «Футбол», «Качели»).

-пальчиковая, которые проходит ежедневно (и во время занятий и в течение дня) она прежде всего развиваем мелкую моторику рук детей; «Пальчики цыплятки», «Утречко»;

– дыхательная, которая используется на утренней зарядке, музыкальных, физкультурных занятиях способствует улучшению работы дыхательных путей. (Вдох через нос, выдыхаем через рот «Свеча»,

– физкультминутки,

-закаливание в режимных моментах.

В организации подвижных игр и физических упражнений использую разнообразные движения в зависимости от характера занятия, времени года, индивидуальных особенностей детей.

Организм ребенка после сна требует постепенного “пробуждения” и подготовки к активной деятельности. Физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект, она нравится и лежебокам и подвижным детям, так как проводится в занимательной форме. Упражнения начинают дети выполнять в положение лежа(«Божья коровка», «Кошечка» и др.) постепенно встают, а по дороге в туалетную комнату выполняют ряд упражнений (ходьба и бег по ребристой дорожке, ходьба след в след).

Больше времени отводится самостоятельной двигательной деятельности детей. Подвижные игры подбираю с учетом уровня сложности и цели их проведения, так как игра имеет свою игровую задачу, направлена на физические способности ребенка, укрепление его здоровья и развитии интеллекта. Организую подвижные игры, игры с элементами соревнования «Кто быстрее», «Кто дальше», игры для развития глазомера и точности движений «Попади в круг», «Сбей кеглю», ловкости, быстроты реакции, ориентировку в пространстве «Найди своё место» ;силы, выносливости, координации движений, способности управлять своим телом. Продуманное рациональное размещение оборудования побуждает детей к движению.

Формирование культурно – гигиенических навыков – важная составная часть приобщения ребёнка к здоровому образу жизни. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.В группе проведены занятия на темы: по художественно-эстетическому развитию «Носовой платочек для зайки», «Расчёска» и др., по познавательному развитию «Королева Зубная щётка», чтение худ. литературы «Айболит», «Мойдодыр» и др.

В группе оборудован спортивный миниуголок, в котором наряду со стандартным фабричным оборудованием (мячами, кеглями и др.)находятся и нестандартные, изготовленные руками воспитателей и родителей: «дорожки здоровья» для босохождения, шапки-маски для подвижных игр и др.

Я уверена, что семья во многом определяет отношение ребёнка к физической культуре, здоровому образу жизни и спорту.

В работес родителями я использовала беседы и консультации : «Рекомендации по созданию спортивного уголка дома», «Каким видом спорта можно заниматься дошкольнику», «Упражнения для профилактики плоскостопия, осанки, зрения» и т. д.

Проводимый в нашем детском саду двигательный режим обеспечивает постепенное повышение физических качеств дошкольника, способствует коррекции телосложения, закаливанию организма дошкольника, направленному на хорошее сопротивление простудным и инфекционным заболеваниям.

Источник

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ                                                                       

Автор: Скоробогатова Елена Александровна –  воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 87 «Ладушки»

г. Нижневартовск ХМАО – Югра

Здоровье является истинно человеческой ценностью. По словам А. Шопенгауэра, именно «здоровье превышает все блага человеческой жизни». Несмотря на систему мероприятий в нашей стране по охране здоровья, состояние его, постоянно ухудшается, что вызывает большую тревогу. Из года в год растет число детей с ослабленным здоровьем, этому способствуют различные факторы: экологические, наследственные, социальные, а так же психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.

Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Поэтому усилия работников дошкольной организации направлены на оздоровление воспитанников, культивирование здорового образа жизни среди подрастающего поколения.

Приобщение воспитанника к здоровому образу жизни является приоритетным направлением в деятельности образовательных организаций и каждого педагога. В Федеральном государственном образовательном стандарте одной из важных задач, стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Полученные дошкольниками представления о здоровом образе жизни, позволят им в дальнейшей жизни находить способы укрепления и сохранения своего здоровья. Желание быть здоровым есть у каждого человека, но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, одного желания мало. Нужно хорошо знать свой организм, иметь представление о том, что полезно и что вредно, а главное – активно о нем заботиться.

Дошкольный возраст самый благоприятный период для становления ценностей здорового образа жизни, поэтому в дошкольной образовательной организации необходимо создать условия, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья воспитанников, и будут способствовать формированию привычки вести здоровый образ жизни. Здоровому образу жизни нужно учиться, а обучение дошкольников должно проходить в деятельности.

Для того, чтобы решить комплекс задач по здоровьюсбережению и созданию здоровьесберегающей среды применяем различные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья – динамические паузы, подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж и т.д.

Технологии обучения здоровому образу жизни – игровые занятия с использованием методической литературы Г.К. Зайцева «Уроки Знайки», «Уроки Айболита», «Познай себя», «Уроки здоровья для дошкольников» (Л.В. Гаврючина программа «Здоровый малыш») и др., проблемные ситуации, игротерапия и т.д.

Медико – профилактические технологии – бассейн, закаливание, лечебно-оздоровительные мероприятия, профилактика ОРВИ и гриппа и др.

Для того, чтобы реализовать работу по ЗОЖ необходимо сформировать в дошкольной организации здоровьесберегающую среду, способную стать содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и главное безопасной. Здоровьесберегающая среда – это, прежде всего комплекс социально- гигиенических, психолого-педагогических, морально – этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, которые обеспечивают ребенку психическое и физическое благополучие. Данная среда должна удовлетворять потребности воспитанника и способствовать формированию у него представлений о здоровом образе жизни, помогать, лучше узнать свой организм, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью других людей. Все пособия, атрибуты, игры в дошкольной организации должны быть красочными, яркими, интересными, чтобы привлечь внимание детей и желание с ними действовать.

В ходе моей работы по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни, возникла идея о создании в группе многофункционального уголка «Страна здоровья». В каждой стране есть свой герб, такой герб появился и в нашей «Стране здоровья. В центре Солнце, как источник жизни на земле. В каждом цветовом секторе символы, составляющие основу нашего здоровья, это – спорт, гигиена  и здоровое питание. Для ознакомления воспитанников с темой «Мой организм», в группе появился человечек – Кирюшка, который помог привлечь внимание к изучению человеческого организма. Информация на стенде «Советы Аскорбинки» постоянно обновляется, и размещается с помощью цветных картинок, из которых дошкольники узнают о способах закаливания, сохранения зрения и слуха, предупреждения плоскостопия и сколиоза, полезных и вредных привычках, а так же другая полезная информация по формированию представлений о здоровом образе жизни. В Стране Здоровья воспитанники получают представления о витаминах, правильном питании, знакомятся фруктами, овощами и продуктами, учатся  классифицировать их, определяя их пользу и вред. Здесь дошкольники знакомятся с зубами, их ролью в жизни человека, полезных и вредных продуктах, наглядно видят, как выглядят здоровые и больные зубы, а так же учатся правилам ухода за зубами. Данный уголок помогает при проведении непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми по разделам «Человек», «Витамины и здоровая пища», «Здоровье наших зубов», «Культурно-гигиенические навыки». Для формирования привычки вести активный и здоровый образ жизни помогает оборудованный спортивный уголок с наличием стандартного и нестандартного физкультурного оборудования.

Чтобы привлечь внимание воспитанников, используем сказочные персонажи: Доктор Айболит, Аскорбинка и ее друзья, Королева зубная щетка, Микробы, Старуха Простуда и другие. Дошкольники любят, когда им читают книги, рассматривать картинки, поэтому возникла необходимость создать библиотеку художественной литературы и иллюстративного материала по здоровому образу жизни. Наличие развивающей здоровьесберегающей среды и системная деятельность в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении способствует формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни и подводит к осознанию вести такой образ жизни с детства.

На состояние здоровья дошкольников, благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни, как в детском саду, так и дома. Ориентируясь на своих родителей, ребенок развивается соответственно «картине» увиденного. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни должно проходить с малых лет не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Поэтому наши родители, стали активными участниками и помощниками, в деле оздоровления своих детей. Создание клуба «Здоровый дошкольник», цель которого, пропагандировать здоровый образ жизни и оказывать консультативную помощь, привлекло родителей, которые явились не только слушателями, но и активными участниками всех оздоровительных мероприятий. Созданный уголок здоровья, помогает представить родителям информацию по вопросам здорового образа жизни, проводить опросы и анкетирование. Традицией стало проведение совместных оздоровительных мероприятий, ведение альбомов «Здоровички»

Поделившись своим опытом работы в данном направлении, хочется заинтересовать других педагогов творчески подходить к созданию условий по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни.

Список литературы:

  1. Приказ Минобрнауки Р.Ф. от 17.10.2013 N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании”
  2. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.– М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с.
  3. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2001.-№1.-с.114
  4. Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера 2007. – 160 с.
  5. Здоровьесберегающее пространство ДОУ/Под ред. Н.И. Крыловой.- Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
  6. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  7. Оверчук Т.И. «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных ОУ: проблемы и пути оптимизации». М.-2001.

Источник