Создание условий для развития индивидуальности ребенка

Создание условий для развития индивидуальности ребенка thumbnail

Наталья Адаева
Консультация для воспитателей «Условия формирования индивидуальности личности ребенка»

Жизненный путь личности – это путь становления её индивидуальности под воздействием комплекса уникальных биопсихологических и социальных условий (Б. Г. Ананьев, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн и др.)

Становление индивидуальности и индивидуализациюразвития человека определяют:

ведущая репрезентативная сенсорная система;

скорость протекания психических процессов;

индивидуальные когнитивные стили;

информационные потребности и познавательные интересы;

специфическая асимметрия мозга;

степень выраженности креативности;

индивидуальный информационный опыт;

уровень сформированности основных компонентов ментального опыта.

Эти и другие биопсихологические особенности человека, социокультурные особенности окружающей среды, ментальность ближайшего окружения обусловливают уникальность содержания и траектории развития человека.

Развитие понимается как динамическое преобразование систем связей и отношений между людьми в событийной общности в процессах социализации (отождествления) и индивидуализации (обособления).

В исследованиях В. С. Мерлина, Л. В. Божович подчеркивается, что формирование индивидуальности (неповторимости) личности человека происходит по мере его включения в общественно необходимые связи под воздействием формирующихся у него личностных качеств, в которых развивающаяся личность гармонирует свои общественные свойства со своими типологическими природными особенностями.

Человек сам создаёт свою индивидуальность своими действиями. В деятельности зарождается, формируется и крепнет индивидуальный стиль человека. Возникает необходимость создания предпосылок формирования индивидуального стиля человека – зоны неопределённости, в которой человек может самостоятельно выбирать и опробовать различные способы действий, останавливаясь в конечном итоге на наиболее экономичных из них, которые привели к успешным результатам и принесли наибольшее удовлетворение.

Если взрослый (даже из благих побуждений) будет регламентировать всё до мельчайших подробностей, то ребенок может превратиться в «механическую игрушку», бездумно воспроизводящую заданные операции. Дети обладают собственной волей и умеют уходить от жёсткого обучения, а многие взрослые обладают здравым смыслом и понимают, что дети должны учиться самостоятельно и самостоятельности.

Окружающий мир предоставляет множество возможностей. Каждый берет (и получает в виде стимулов) из окружающего мира свою информацию, формирует свой уникальный опыт мирочувствования, миродействия, мировоззрения, что и составляет сущностную основу индивидуализации образования ребенка дошкольного возраста.

Поэтому крайне необходимо специально создавать условия для осуществления индивидуализации:

1)обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальностии инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3)установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития каждого ребенка,через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в киеве

Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.

Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей:

1. Механизмы (обязательные требования):

– диагностика способностей и склонностей ребенка;

составление траектории успешности ребенкачерез создание ситуации выбора и ситуации успешности:

целенаправленное использование метода проб и ошибок;

расширение спектра материалов, способов деятельности;

учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования);

алгоритмы последовательности действий:

создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;

определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:

а) методы;

б) средства;

в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).

2. Специально организованные занятия в кружках,

3. Специальные образовательные ситуации.

4. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,

5. Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха.

Индивидуализация – важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми,педагог продумывает возможные виды деятельности по реализации темы в развивающих центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.

Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать различные виды занятий: совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Должно быть отведено время на занятия по выбору – так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели – вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

Читайте также:  Уровне речевого развития ребенок начинает пользоваться фразой

Литература:

1. Михайлова – Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста / Л. В. Михайлова – Свирская. – Пособие для педагогов ДОО; М.: «Просвещение», 2015.

2. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие дошкольников / Н. Н. Поддьяков. – СПб.:Агенство образовательного сотрудничества: Образовательные проекты. Речь; М.: Сфера, 2010.

Источник

Педагог должен увидеть ребенка таким,
какой он есть “внутри себя”,
каким знает себя “только он сам”.

Е.Ю. Сазонов

Мечтой большинства педагогических коллективов
и практически любого учителя является наиболее
полное раскрытие возможностей и способностей
каждого ученика, развитие его неповторимой
индивидуальности. К сожалению, и эту следует
отнести к разряду еще не исполненных. Но,
очевидно, что путь к осуществлению данной мечты
– стратегическое направление развития
образовательного учреждения. С этой целью
усилиями педагогического коллектива МОУ НОШ №39
г. Сургута в 2003-2004 учебном году была разработана
Программа развития школы “Личностно
ориентированный подход в педагогической
деятельности как средство формирования
гармонично развитой личности младшего
школьника”. Комплексная Программа состоит из
трех этапов и рассчитана на 7 лет (до 2009-2010
учебного года).

Одной из главных составляющих личностного
похода в учебно-воспитательном процессе
являются следующие принципы: самоактуализации,
выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки,
субъектности, индивидуальности. Кратко
остановлюсь на значимости двух последних.

С точки зрения Е.Н. Степанова, “создание
условий для формирования индивидуальности
личности учащегося и педагога – это главная
задача образовательного учреждения. Необходимо
не только учитывать индивидуальные особенности
ребенка, но и всячески содействовать их
дальнейшему развитию. Каждый член школьного
коллектива должен быть (стать) самим собой,
обрести (постичь) свой образ [2].

В условиях переходного периода – от единой
унитарной общеобразовательной школы к
многообразию ее видов – очень важно
проанализировать опыт, накопленный нашим
образованием с учетом задач всеобуча. Следует
признать, что советская школа, формировавшая
носителей определенных общественных ценностей и
идеалов, все же обеспечивала предметную
дифференциацию, так как ориентировала своих
выпускников на поступление в ВУЗ.

В чем новизна (и практическая острота) этих
проблем в настоящее время? Для ответа необходимо
определиться в самом термине
“дифференцированное обучение”. Разделяю мнение
И.С. Якиманской о том, что это – “создание
наиболее благоприятных условий для развития
личности ученика как индивидуальности” [4].

Отсюда следует:

  • дифференцированное обучение не цель, а средство
    развития индивидуальности;
  • проектирование (технологизация) его невозможно
    без знания индивидуальности каждого ученика как
    данности, с присущими только ему личностными
    особенностями;
  • только знание индивидуальности каждого
    обеспечивает построение личностно
    ориентированной системы обучения.

Следовательно, исходный пункт в организации
такого обучения – раскрытие индивидуальных
особенностей (возможностей) каждого ученика в
развитии. Именно дифференцированные формы
обучения создают благоприятные условия для
этого.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться
индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ
на этот вопрос должен быть однозначно
положительным. Но это не так. Среди специалистов
есть серьезные разногласия. Первая точка зрения:
массовая школа не может и не должна учитывать
индивидуальность, приспосабливаться к каждому
отдельному ученику; все дети должны получать
одинаковые “порции” учительской заботы.
Никаких различий не должно быть в воспитании
прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а
также старательных, любознательных и ничем на
свете не интересующихся.

Учителя, работающие творчески, систематически
изучают особенности учащихся и обеспечивают
индивидуальный подход в вопросах обучения:
дифференцируют объем и сложность заданий,
регулярно осуществляют помощь слабоуспевающим в
учебе, тщательно контролируют выполнение
домашних заданий, умеют держать одновременно в
поле зрения сильных, средних и слабых по уровню
учебной подготовленности учащихся.

В представлениях учащихся образование не может
и не должно выглядеть только как процесс
поглощения, пережевывания знаний. Это еще и
проживание чувств, проживание действий,
проживание деятельности, спаянных в нечто
органически целое, неделимое. Учитель с этих
позиций не столько информатор, сколько
соучастник, вдохновитель, не только умеющий
вести за собой, но и обладающий способностью
сопереживать, сострадать успехам и неудачам.

Читайте также:  Ребенок 1 год и 2 месяца развитие и питание комаровский

Полагаю, что тогда образование приобретает
главный социальный смысл – формирование
социального образа человека, неповторимой
личности, т.е. индивидуальности. Без такого
подхода личностно ориентированное образование
невозможно.

Говоря о принципе субъектности в обучении, Е.Н.
Степанов подчеркивает: “педагог стремится
строить учебное взаимодействие на основе
межсубъектных отношений с учащимися”. Он
помогает ученикам осваивать субъектную роль и
использовать на уроке свои субъектные
полномочия. Учитель организует процесс обучения
таким образом, чтобы изучение учебного материала
происходило путем актуализации и обогащения
субъектного опыта учащихся.

В каком случае возможно достижение такого
результата? Где учащиеся должны взять
информацию? Такой источник – жизненный
(витагенный) опыт ребенка, как бы мал он ни был.
Говоря языком науки – необходимо
актуализировать (востребовать) витагенный опыт
учащихся.

Речь идет не о простом соединении школьных
знаний с окружающей природой, не о простой
реализации принципа наглядности в обучении.
Важно не только актуализировать жизненный опыт
ребенка, но помогать его обогащению, своего рода
“капитализировать” нарастающую массу
информации подобно тому, как в банке к сумме
вклада приращиваются проценты. А новые проценты
исчисляются с учетом этого приращения [1]. Особую
роль в индивидуальной поддержке учителя придают
ситуациям успеха, созданию условий для
самореализации личности, повышению статуса
ученика, значимости его личных “вкладов” в
решение общих задач. Важно поддержать каждое
самостоятельное высказывание, творческую
инициативу, познавательный интерес. Не менее
важно поддержать ученика в его стремлении
преодолеть самого себя.

Индивидуальный подход как важный принцип
педагогики заключается в управлении развитием
человека, основанном на глубоком знании черт его
личности и условий жизни. С точки зрения И.П.
Подласого, “педагогика индивидуального подхода
имеет в виду не приспособление целей и основного
содержания обучения и воспитания к отдельному
школьнику, а приспособление форм и методов
педагогического воздействия к индивидуальным
особенностям с тем, чтобы обеспечить
запроектированный уровень развития личности”
[3].

В то же время саморазвитие личности зависит от
степени творческой направленности процесса
обучения. Данная закономерность составляет
основу принципа индивидуально-творческого
подхода, который предполагает непосредственную
мотивацию учебной и других видов деятельности,
организацию самодвижения к конечному
результату. Это дает возможность учащемуся
испытать радость от осознания собственного
роста и развития, от достижения поставленных
целей. Основное назначение
индивидуально-творческого подхода состоит в
создании условий для самореализации личности,
выявления (диагностики) и развития ее творческих
возможностей. Именно такой подход обеспечивает и
личностный уровень овладения базовой
гуманитарной культурой.

Жизнь подсказывает: образование – прежде всего
процесс формирования собственного образа. Это
процесс поиска ответа на вопросы “Кто Я?”,
“Какой Я?” Не случайно “Я” прописано с большой
буквы. Образование – средство актуализации
собственного “Я”. Личность воспринимает охотно
и прочно запоминает то, что помогает
самовыражению. Отбрасывает, борется с тем, что
тормозит, мешает. Мысль, высказанная еще К.
Роджерсом, но актуальная и сегодня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
– М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 192 с.
2. Личностно ориентированный подход в работе
педагога: разработка и использование / Под ред.
Е.Н. Степанова. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100
ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 368 с.
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное
обучение в современной школе. М., 1996.

Источник