Создание творческой среды для развития ребенка
Создание творческой среды для развития способностей учащихся
С.В. Витулева, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 32» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский .
В условиях происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2010 года», инициативе Д.А. Медведева «Наша новая школа» 2009г. Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
К числу наиболее распространенных в современной психологии моделей одаренности детей относится концепция одаренности Джозефа Рензулли [1]. Одаренность, в его понимании, – сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности (творческости) и мотивации (настойчивости).
С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию.
Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.
В практике своей работы я не встречала ярких проявлений одаренности детей, однако надо помнить о том, что одаренность может быть скрытой, потенциальной или отдаленной по времени.
По мнению известного методиста, автора программы «Исследовательская деятельность младших школьников» А.И. Савенкова, наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, “общая способность” все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Поэтому главнейшей целью обучения и воспитания в начальной школе является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена должны продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
Создание особой среды, способствующей поддержанию и развитию индивидуальности ребенка и развитии его талантов, – в этом я вижу главную задачу учителя, работающего с младшими школьниками.
Вот уже 7-й год я работаю в системе класс-группа. Все ученики моего класса посещают группу продленного дня, что позволяет мне использовать школьную среду для всестороннего развития способностей детей.
Каковы основные направления по созданию оптимальных условий для развития детей?
- Организация учебного процесса:
- выбор УМК «Гармония»
В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Концепция курса – целенаправленное развитие мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания.
- Методы обучения, способствующие развитию познавательных способностей и личностных качеств – проблемные, поисковые, исследовательские, проектные в сочетании с формами самостоятельной индивидуальной и групповой работы;
- работа с различными источниками информации;
- выставка творческих работ;
- участие детей в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях в рамках предметных декад и тематических периодов;
Ежегодно мои ученики становились победителями и призерами районных олимпиад и конкурсов по математике и русскому языку.
- Внеурочная деятельность
Своей главной задачей в организации внеурочной работы я вижу создание условий для развития разных способностей детей. Так для развития познавательных, интеллектуальных способностей проводятся занятия в кружке «Я – исследователь»; кружке по решению логических задач «Логик»; кружке «Формирование пространственного мышления младших школьников»
Условия для проявления творческих и интеллектуальных способностей детей создают для учеников ситуации успеха через различные формы деятельности.
Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса в настоящее время становится духовно-нравственное воспитание учащихся.
В рабочей концепции одаренности говорится: «…Без нравственности талант не имеет ни ценности, ни смысла. Опасность “злого гения” в его направленности.
Одна из приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью – развитие духовно-нравственных основ личности ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь…)»3
В своей работе по организации учебно-воспитательного процесса я опираюсь на использование богатств русской культуры. Это позволяет сформировать у обучающихся положительную мотивацию в выборе духовных ценностей.
Созданная мною комплексно-целевая программа «Я и мой народ», (см. Приложение 1) направленная на формирование личности младшего школьника, на его духовно-нравственное развитие через использование этнокультурных технологий, позволяет не только работать по какому-то определённому направлению, а создаёт условия для развития личности ребёнка через воспитательную систему класса. Система работы, направленная на духовно-нравственное становление личности каждого ученика прослеживается во всех направлениях: в учебной деятельности, в неаудиторной занятости, во внеклассной работе и в дополнительном образовании.
После уроков во второй половине дня дети посещают занятия кружка «Народоведение», занимаются оздоровительной работой, изучая подвижные народные игры, а также получают второе дополнительное образование в музыкальной школе на фольклорном отделении.
Ведущим методом является метод совместных проектов, осуществляемых коллективом класса и преподавателями детской школы искусств. Эти проекты позволяют познакомить и других учащихся нашей школы с народными традициями, обрядами, праздниками.
Программа предполагает развитие и социокультурной компетентности – используются различные формы работы с социумом: участие в социально-значимых акциях (выступление перед ветеранами на заводе ЖБК-3, в реабилитационном центре «Ударник»), просветительская работа среди сверстников и др.
Занятия фольклорным творчеством развивают музыкальные, эстетические, коммуникативные способности детей, а ситуация успеха мотивирует их к более серьезному отношению к данной деятельности.
В 2009, 2011 г. ансамбль «Славяне» стал лауреатом II степени в V, VI Районных конкурсах фольклорных коллективов «Песельная артель»
В 2011 г ансамбль стал лауреатом II степени на III Всероссийском фестивале-конкурсе исполнителей народной песни в г. Волгограде.
В ноябре 2011 г. ансамбль стал лауреатом III степени Международного детского и юношеского конкурса-фестиваля «Волга в сердце впадает мое»
В 2010 г. солист ансамбля Калашников Ярослав стал лауреатом II степени в IV Районном конкурсе сольного народного пения «Льётся песня над Волгой» и лауреатом II степени областного фестиваля-конкурса исполнителей народной песни им. Л.Л. Христиансена.
В 2011 г. солист ансамбля Витулев Арсений стал лауреатом I степени международного детского и юношеского конкурса-фестиваля «Волга в сердце впадает мое», Семенов Анатолий и Калашников Ярослав стали дипломантами этого конкурса.
Среди моих выпускников начальной школы есть учащиеся, для кого занятия музыкальным творчеством позволили сделать выбор будущей профессии (Калашников Ярослав, Васильева Ксения собираются поступать в музыкальное училище). А ведь для педагога, едва ли не самое важное – помочь ребенку реализовать свои способности, найти свое место в жизни
В завершении мне бы хотелось обратиться к словам А.И. Савенкова. Он говорил, что «творческие способности – безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: “Талант всегда пробьется”, “Талант не пропьешь”. Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике – или развивается, или угасает»
В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский
Литература:
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
2.Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.
3. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.
4. https://www.odardeti.ru/ic.php?mode=library1 сайт Федеральной целевой программы “Дети России” подпрограмма «Одаренные дети»
Приложение 1
Воспитательная модель в классе с этнокультурным компонентом
Комплексно-целевая программа «Я и мой народ»
Цель: приобщение детей к русской традиционной культуре, углубленное изучение родного языка, сохранение отечественного духовного наследия.
Этнокультурные технологии на уроках | Кружок «Народоведение» | Дополнительное образование на фольклорном отделении ДШИ № 3 | Посещение музеев, концертов | Работа с родителями |
Работа с социумом | Творческая деятельность |
Организация народных праздников | Социально-значимые акции | Волонтерская деятельность | Концерты | Праздники народного календаря | Ярмарки | Выставки работ совместного творчества родителей и детей | Выставки детского творчества |
Источник
«Создание условий для развития творческих способностей детей»
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Развивать творческие способности у детей очень важно, так как они способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.
Основную роль в развитии творческих способностей детей играет, несомненно, взрослый, который знает возрастные особенности детей, их возможности. Так же на развитие творческих способностей детей большую роль играет окружающая среда и применяемые методы, приёмы, стимулирующие развитие воображения, одного из важных критериев творчества. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от нас воспитателей особого внимания. Все мы знаем, что при выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, а некоторым детям моей группы, нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах. Развитие творчества – это целостный процесс, который должен реализовываться во всех сферах детской деятельности. Ребёнку всегда необходимо предоставлять ситуацию выбора и возможность творчески использовать весь предоставляемый материал.
У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют на формирование нравственных чувств.
Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал – бумага, карандаш, мелки, кубики. В педагогической литературе этот период носит название «до изобразительный» т.к. здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла или желания что – то изобразить, но этот период играет большую роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.
Если материал попадает впервые в руки детей 5-6 лет и 2-3 лет, то конечно, у старших ребят быстрее возникает замысел, т.к. опыта у них в познании окружающего мира больше. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им способами изображения. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрих или бесформенная масса, глины напоминает знакомый предмет.
Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы: в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы.
Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является построение той формы, которая получилась у него случайно. Узнав в нарисованных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая вновь изобразить его. Такой рисунок начинает говорить о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, т.к. он появился в результате замысла.
Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень простые, в них отсутствуют не только детали, но и части основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще мало развито аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Из опыта своей работы могу сказать, что необходимо расширять опыт ребенка, если хочешь создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Воображение формируется на основе восприятия, а восприятие в свою очередь, на основе целенаправленного наблюдения. Воспитатель должен научить детей видеть весь предмет целиком, а также его детали, характерные и индивидуальные его особенности. Таким образом, воображение – это ведущий компонент художественно-творческой деятельности.
Также для детей дошкольного возраста особое значение имеет овладение технической стороной деятельности. Без ручной умелости ребёнок не сможет воплотить в картине, образы восприятия и воображения, как бы богаты они не были. Так как я работаю с детьми старшего возраста, то могу сказать, что этот возраст благоприятен для развития способности к творчеству. Именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Одним из важных условий развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной свободной деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «то есть, стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает.
Критерии творческих способностей | Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников |
Восприятие | – наблюдение; – экскурсии; – рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, предметов; – создание и рассматривание альбомов разных видов изображения того или иного предмета или явления; – индивидуальная беседа; – вопросы; – дидактические игры на формирование пространственных отношений, восприятие цвета и цветовых оттенков; – рассматривание и анализ детских работ; -тематические выставки рисунков; – художественное слово, загадки; – пластические и психологические этюды; – коммуникативные игры; – слушание аудиозаписей, музыки и др. |
Воображение | – сюжетно-ролевая игра; – игры и игровые упражнения («На что похоже?», «Дорисуй картинку», «Нарисуй сказку», «Рисуем музыку», «Несуществующее животное», «Добрый или злой» и т.п.); – рисование по замыслу; – коллективное рисование |
Особенности зрительной чувствительности | – использование схем, алгоритмов, технологических карт; – упражнения на ориентировку в пространстве (далеко-близко, слева-справа, впереди-сзади и т.д.) |
Специальные умения руки | – пальчиковая гимнастика; – упражнения на развитие мелкой моторики; – игры с мелкими игрушками, мозаики; – лепка из пластилина; – работа с ножницами; – использование нетрадиционных материалов (акватушь, мелки, сангина) и способов рисования (пластилином, крупой, колоском, губкой и др.) |
Ну и, конечно, не стоит забывать, что основным критерием развития творческих способностей детей является эмоциональная чувствительность и эмоциональная отзывчивость ребёнка. Лишь только то, что интересно ребёнку и близко его пониманию вызовет желание действовать, а значит, будет способствовать развитию его творческих способностей. Большую роль в развитии у ребенка изобразительных способностей играет природа во всем ее многообразии.
Следует чаще водить детей на экскурсии: в лес, на озеро, на дачу. Обязательно надо привлекать ребенка к ее красоте, животному миру, растительности, к явлениям природы (снег, дождь).
При правильном знакомстве ребенка с природой у него появляется положительное представление об окружающем мире, эмоции, чувства, а это очень отчетливо может сказаться на его изобразительных способностях в лучшую сторону. Знания о природе, любовь к ней, интерес будут побуждать ребенка к изобразительной деятельности. Для осуществления желания ребенка отобразить увиденную красоту природы понадобится не многое: альбомный лист, карандаши, краски или даже ручка.
Для того чтобы обогатить знания детей о природе (животных, явлениях природы), о поведении в ней человека я использую в своей работе: видеофильмы, мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи), наглядные пособия и многое другое. Все эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус, познавательную сторону. Из выше сказанного можно сделать вывод, что для развития творческих способностей детей в первую очередь необходима мотивация, накопление и обогащение чувственного, эмоционально-интеллектуального опыта. Важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, обучать ребёнка разным способам действия для реализации своего замысла, используя комплекс методов и приёмов. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.
Источник