Создание социальной ситуации развития ребенка в доу

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Аленка»
Мастер-класс «Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста»
Педагог-психолог
Макарова Юлия Анатольевна.
Тюльган 2014 г.
Тема: «Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста».
Цель: сформировать у участников более глубокое представление о создании условий для социальной ситуации развития детей.
Задачи:
- Ознакомление участников с основними аспектами понятия «социальная ситуация развития».
- Обучение практическим приемам и упражнениям по развитию компонентов социальной ситуации развития.
- Ознакомление с игровыми ситуациями для социальной ситуации развития дошкольников.
- Предоставление практического опыта игрового партнерства с детьми.
Ход мастер-класса.
- Вводная часть
Игровое упражнение «Возьми салфеток столько, сколько…»
Цель: знакомство; создание в группе веселой и позитивной атмосферы.
Инструкция. Участники сидят в общем кругу. Педагог передает по кругу пачку бумужных салфеток со словами: « На случай, если понадобится, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники возьмут салфетки, педагог просит каждого сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
- Мини -лекция педагога- психолога.
Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к её структуре. К числу этих требований относится создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.)
Что же такое «Социальная ситуация развития ребенка» – это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной “.
Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его « социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования
Социальные навыки – любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей.
В качестве элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста мы рассматривали:
– навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;
– умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;
– умение согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников.
– умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.
В старшем дошкольном возрасте социальная ситуация развития выходит на следующий уровень:
- Меняются взаимоотношения со взрослыми (от внеситуативно-познавательной формы общения к внеситуативно- личностной форме общения);
- Становится возможным достаточно систематическое обучение;
- Меняются отношения со сверстниками;
- Происходит осознание собственного «Я»;
- Происходит становление личности ребенка;
- Ведущим средством общения является язык.
Противоречие социальной ситуации развития ребенка – дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя роль взрослого как носителя общественных функций и вступает в определенное отношение с другими «идеальными взрослыми».
Ролевая игра дает ребенку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она и является ведущей деятельностью дошкольника.
Таким образом, социальная ситуация развития является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии.
Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.
Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.
В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт.
Используемые мною игры – это типовые затруднительные ситуации, с которыми приходится сталкиваться каждому ребёнку, приходящему в детский сад.
Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности.
- Практическая часть.
Я, на своих занятиях, с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.
Например:
- Игровые ситуации иллюстрирующего типа
«Инсценировка с игрушками – готовое решение»
-«Как Юра бабушке помог»
-«Не забывай волшебные слова»
-«Как Алена и Миша делились игрушками»
-«Как Костя и Гордей помирились»
Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.
- Игровые ситуации активного участия типа
«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»
Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).
Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.
- Практические игровые и реальные ситуации, направленные на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)
Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания.
Например:
-«Научим наших кукол здороваться и прощаться»,
-«Покажем Мишутке, как принимать гостей»,
-«Поздравим Ксюшу с днем рождения».
Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы.
В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых:
-«Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь);
-«Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть);
-«Мы встречаем друга после болезни»;
-«Поменяемся игрушками»;
-«Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».
Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.
Я учу детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки), которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».
Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.
- Игровые ситуации на развитие коммуникативных навыков Игра «Попроси игрушку»
Группа детей делится на пары, один из участников пары берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой должен попросить этот предмет. Инструкция участнику№ 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.
- Игры помогающие детям
Игра «Интервь.»
Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал. Должны за короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят. Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый. Побеждает тот, кто соберет больше интервью.
Правила игры:
Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал.
За короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят.
Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый.
Побеждает тот, кто соберет больше интервью.
- Игры, обучающие детей решать небольшие проблемы путем переговоров
Игра «Сладкая проблема»
В этой игре каждому игроку понадобится по одному печенью, а каждой паре игроков – по одной салфетке.
– Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер, добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.
Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру” Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.
– А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.
Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.
Вопросы для обсуждения:
-Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?
-Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?
-Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?
-В этой игре с каждым обошлись справедливо?
– Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?
– Как вы при этом себя чувствовали?
– Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?
-Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?
Нам нужно чаще создавать проблемные ситуации, чтобы дети научились находить пути решения из сложившися ситуаций, чтобы в дальнейшей жизни легко ориентироваться.
- Заключительная часть.
Упражнение «Три настроения» (Итог).
На столе ставятся три стакана с чистой водой. Затем по очереди показывает стаканы, сопровождая показ своим рассказом:
– Когда человек чувствует себя хорошо, у него всё получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него «Ясные» и «Чистые» (показывает стакан с чистой водой).
– Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным. Мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Бросает во второй стакан блёстки, и палочкой их размешивает).
– Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо, или обидно. Тогда его мысли похожи на тёмную, мутную воду. (Капает немного краски в стакан).
Я желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли в большей степени только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется любить и творить прекрасное.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 26»
муниципального образования города Братска
Составила: Шадова Ю.П
старший воспитатель
«Условия для создания социальной ситуации развития детей
в дошкольном учреждении»
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) требования к структуре образовательной программы дошкольного образования (п 2.4) определяет основные направления образовательной программы для организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. Одно из наиболее важных направлений программы направлено на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
С целью индивидуализации педагогической деятельности в дошкольных учреждениях используются следующие компоненты развивающей предметно – пространственной среды.
Каждая группа детского сада имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления приемных, групповых, спальных помещений. Каждая группа индивидуальна и своеобразна.
«Книжки-самоделки», «книжки -малышки».
Для преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации в для каждого малыша родители изготавливают «книжки-самоделки», «книжки -малышки».
Детям очень нравятся подобные книги, составленные из семейных фотографий, ярких красочных картинок с изображением животных, людей, цветов и т.д. Такие книжки дети приносят в детский сад и вместе с другими ребятишками рассматривают фотографии родных и близких, рассказывают о своих родителях, бабушек, дедушек. Это снимает стресс и создает эффект присутствия.
Один из способов создания привлекательной для ребенка книжки – между последней страницей и обложкой можно вклеить пищалку от старой детской игрушки. Тогда ребёнок, нажимая на любую страницу, будет слышать приятный мелодичный звук. Если имеется несколько подобных пищалок с разным звучанием, то можно сделать книгу с очень плотными страницами и между каждой парой страниц вклеить одну пищалку. Если вклеенная пищалка производит грубый звук, то на эту страницу можно наклеить картинку с изображением волка, медведя, если тихий звук – изображение мышки, маленького котенка.
Для сенсорного развития детей при оформлении книжки можно использовать различные материалы: кусочки ткани, нитки, поролон и др., например, если на картинке изображена девочка в домике, то к страничке можно приклеить покрывальце на кровать из бархатной бумаги, занавески из шелковой ткани, коврик – из наждачной бумаги или и з приклеенных одна за другой спичек, волосы девочки «нарисовать» из пряжи или поролона, глаза – из пуговиц и т.д.
Книжки – загадки с подсказками. На каждой странице – загадки можно написать одну загадку и нарисовать рисунок к ней. (Можно воспользоваться известной загадкой или придумать новую). Чтобы ребенку было интереснее «читать» книгу и отгадывать загадки, на каждой странице сразу под загадкой можно приклеить конверт из плотной бумаги, в который вложить картинку – отгадку. Например, если напечатана загадка про зайчика, то в конверт надо поместить вырезанного зайчика. Детям очень нравятся книжки, контуры страниц которых вырезаны в форме какого-либо животного, домика, любого знакомого ребенку предмета.
“Уголок именинника”
В каждой группе есть стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. В приемных групп размещаются желания детей ко дню рождения. В группе оформляется “Уголок именинника”, атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника, именинной посуды, чудесного мешочка для подарков и т. д.
Для приобщения детей к значимым событиям в жизни семьи и группы, проводится работа с родителями по изготовлению папок – «раскладушек» – «Давайте познакомимся». В папке размещаются семейные фотографии, яркие рисунки, картинки рассказы родителей, какой ребенок в семье, и воспитателя – чем занимается малыш в группе.
«Индивидуальные коллажи»
В группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках и т. п.) воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например, ребенок научился рисовать человека или выучил стихотворение. Для фиксации достижений ребенка создаются коллажи “Лестница успеха”, “Наша жизнь, наши успехи”
Работа ведется периодически: от двух недель до месяца. Итог этой работы подводится один раз в неделю. Результат: объясняется, за что ребенок получил звезду, цветочек, яблоко и т.д. К оценке работы привлекаются сверстники.
«Коллаж интересов»
Пристрастие и интересы маленького ребенка, которые во многом определяют его будущую жизнь, ярко проявляются уже в раннем дошкольном возрасте. А выявить их можно, например, с помощью такого вот домашнего задания для родителей с детьми: изготовить коллаж интересов ребенка. Параллельно решаются и важные педагогические задачи: ознакомление детей с окружающим миром, музыкальное развитие, развитие изобразительной деятельности и т.д.
«Календарь настроений”
Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря календарям “Мое настроение”. В специально организованные уголки помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение, но и своих товарищей. Воспитателю такие календари помогают учить детей определять свое эмоциональное состояние, воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Варианты названий и оформления календарей настроения.
При определении названия должно присутствовать одно из основных определений – «настроение» или «эмоции».
– Календарь настроения.
-Часики настроения.
-Календарь эмоций (эмоциональный календарь)
– Эмоциональная корзина и.т.д.
Варианты формы ведения и оформления календарей настроения в разных возрастных группах:
Младшая группа: Уголок настроения может быть предоставлен в варианте «Здравствуй, я пришел». Для родителей табель – календарь не демонстрируется. При обозначении настроения используются предметные символы (например, «солнышко» желтого цвета – веселое настроение и «тучка» синего цвета – грустное настроение).
Средняя группа: При обозначении настроения можно вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Даются термины, обозначающие определенное настроение и демонстрируются соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» не дается. Предлагается детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только своё эмоциональное состояние.
Старшая, подготовительная группы: при обозначении настроения можно использовать прием «привлечение мнения другого ребенка»: Саша, определи, какое сегодня настроение у Димы?
В течении месяца подводятся итоги работы в данном направлении. С детьми, определяющими свое настроение как негативное, проводятся беседы и работа по формированию позитивного отношения к событиям, повлиявшим на снижение благоприятного эмоционального фона ребенка педагогом – психологом и воспитателем.
“Звездочка недели”
На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного “Звездочкой недели”. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной самооценки, развитие самосознания
«Семейный снимок»
Фотографии семьи и самого ребенка, находящиеся в группе помогают поддерживать эмоциональное отношения ребенка к общим событиям и совместным делам с членами семьи, способствовуют развитию авторитетного отношения к взрослым членам семьи.
«Портфолио ребенка».
Формирует копилку личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни. Демонстрирует личные достижения воспитанников в городских и Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ.
“Чудо-варежки”
Воспитатель поочередно крепит на стенд “варежку дошкольника” с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома.
«Уголки уединения»
Существуют в каждой группе детского сада. В нашем саду для создания уголков уединения используются готовые палатки в виде домиков, машин и.т.д. в которых располагаются близкие, знакомые ребенку вещи: фотографии близких людей, пейзажные картины. В других группах используют передвижные ширмы разных размеров, с помощью которых ребенок сам выгораживает себе пространство, обустраивая его кусками ткани разного цвета и плотности.
“Книга рекордов”
Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в “Книгу рекордов”
“Островок сокровищ”
Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого. Детские коллекции представлены открытками, иллюстрациями, значками, предметами неживой природы, игрушками
«Мини-музеи». Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника.
“Мое творчество”
Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов: глины, бумаги, природного и бросового материалов)
Представленные компоненты развивающей предметно – пространственной среды помогают детям раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Организованная личностно ориентированная среда в помещениях ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Источник