Создание культурной среды развития ребенка
Создание культурной среды развития личности ребенка Утянова Р.Н.- учитель начальных классов ССШ№2 гор.Актобе В разные времена и в разных странах было написано много книг о культуре поведения, и целые своды правил предназначались людям разных социальных сословий. В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных задач. Так по мнению профессора Е.В.Бондаревскеой: Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка. В.П. Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура. Н.Е. Щуркова в содержании воспитания выделяет человека как носителя культуры. Так что же такое культура? Слово «КУЛЬТУРА» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Различают ВНУТРЕННЮЮ КУЛЬТУРУ и ВНЕШНЮЮ КУЛЬТУРУ. Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы определяют внутреннюю культуру человека. Она выражается в отношении к окружающей действительности, к людям, результатам их труда. По характеру этого отношения судят о воспитанности, культуре каждого из нас. Если рассматривать внутреннюю культуру, то следует сказать о тех качествах личности, от которых зависит поведение человека. Это прежде всего: • вежливость • тактичность • деликатность • корректность • достоинство • аккуратность • обязательность • скромность и др. Внешняя же культура, или культуру поведения – это умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время. Внешняя культура определяется и поддерживается сложившимися нормами и правилами культурного поведения. Внешняя культура или культура поведения включает в себя правила поведения в общественных местах, правила общения, отношений между людьми. Существует еще одно понятие – это понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ». Что же такое культура школы, из каких элементов она состоит, какое влияние оказывает на учащихся нам предстоит выяснить. Понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ» в педагогическом менеджменте чаще всего определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении. (М.М.Поташник, А.М.Моисеев) Культура школы существует в любом образовательном учреждении, независимо от того: осознается она членами школьного сообщества или нет. Известный исследователь проблем педагогического менеджмента К.М.Ушаков изобразил структуру культуры школы в виде уровневой модели. Организационная культура школы, по его мнению, включает такие элементы, как: 1. Символы учебного заведения 2. Герои школьного сообщества 3. Язык организации 4. Разделяемые убеждения в среде детей и взрослых 5. Профессиональные и общечеловеческие ценности По мнению В.П.Симонова, организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках. Когда говорят об организационной культуре школы, имеют в виду ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом ее классе. По мнению В.И.Петрушина, уровень организационной культуры школы и его влияние на членов школьного сообщества на практике раскрывается в следующих предложениях: 1. Какую общественную миссию выполняет данная школа и в чем ее отличие от других? Каково ее положение (рейтинг) в ряду других школ? 2. Какие ценности и нормы лежат в основе работы школы(справедливость, красота, истинность, сила)? Как они сохраняются и передаются7 3. Какие в школе существуют традиции? 4. Отличаются ли учащиеся школы своим внешним видом от учащихся других школ? 5. Какова культура речи в учебном заведении? 6. Как принимаются важные решения в жизни школы – сверху или снизу? 7. Существует ли обратная связь между учителями и учащимися? 8. Привлекателен ли интерьер школьного помещения? (его дизайн, комфортность, чистота) 9. Что и как едят учителя и учащиеся? 10. Как строятся взаимоотношения между учителями и учениками? 11. Какими эстетическими переживаниями наполнена жизнь школы? 12. Как оцениваются достижения в учебе и во внеклассных мероприятиях? 13. Какова общая удовлетворенность детей своим пребыванием в школе? Практически все ученые обращают внимание на влияние культуры школы на процесс социального становления личности школьника, на его интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие. Отсюда очевидна важность работы, направленной на повышение уровня культуры образовательного учреждения. Для развития культуры учебного заведения необходимо следующее: 1. Наличие у администрации и учителей школы теоретических знаний о культуре школы, ее содержании, структуре, формах и способах сохранения и изменения культурного потенциала. 2. Отчетливое осознание того, что культура школы существует объективно, что она достаточно устойчива. 3. Использование методов научно-исследовательской деятельности для описания и диагностирования существующей культуры образовательного учреждения. Важно выяснить: А) преобладающие ценностные ориентации в детском и взрослом сообществах; Б) кто является носителем ценностей, имеющих высокий ранг в иерархии ценностных ориентаций школьного коллектива; В) как (положительно или отрицательно) влияют доминирующие ценностные ориентации на процесс развития личности ребенка и на нравственно-психологический климат в коллективе; Г) какие ценности будут содействовать осуществлению инновационного замысла, а какие из них могут стать препятствием в данном процессе. 4. Формирование представлений о желаемом образе учебного заведения, его миссии, целях, принципах и перспективах жизнедеятельности. Определение возможностей и условий для установления ценностно-ориентационного согласия (единства) в школьном коллективе. 5. Проектирование аксиологических (ценностных) коммуникаций в педагогической и детской среде. 6. Проведение совместной деятельности на основе желаемых ценностных ориентаций. Необходимо использовать приемы и методы убеждения, личного примера и совместного творчества. 7. Применение способов индивидуальной и коллективной рефлексии для анализа происходящих изменений в культуре учебного заведения. Процесс сохранения и развития культурного потенциала школы зависит от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственно-правовой, эстетической и организационной культуры учебного заведения, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащение культурными ценностями учебно-воспитателдьного пространства урока и внеклассного мероприятия. Таким образом, культуру школы нужно рассматривать, во-первых, как систему коллективных ценностей, норм и традиций уклада совместной жизнедеятельности детей и взрослых; во-вторых, как интегральную характеристику индивидуальности школьного сообщества; в-третьих, как важнейший фактор социализации учащихся. |
Источник
Елена Зуева
Современная социокультурная среда развития ребенка
Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник не вне социума, его жизнь постоянно проходит в социокультурной среде, которая его окружает. Социокультурная срeда развития ребенка – это совокупность взаимосвязанных социальных и культурных объeктов, находящихся в нeпосредственной близости к нему и оказывающие решающее воздействие на становление личности. Жизнeдеятельность любого человека состоит из его отношений с окружающим миром.Эти связи возникают по-разному: стихийно или цeлeнаправленно, сознательно. Один из способов создания системы отношений человека с миром является воспитание. Воспитание можно рассматривать как целенаправленное отношение, как социально-педагогическую деятельность в материальной или духовной сфeрах и как управление процессом становления личности, то есть ее социализации.
Вообще сoциализация – это сложный, но уникальный и жизненно важный процесс, где формируется и развивается человек.
Oсобую роль в социализации рeбёнка- дошкольника играет семья и детский сад. Oни как бы пeрвичные сoциальные институты для детей, которые способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-oбразовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка.
Сeмейное и общественное воспитаниe взаимно дополняют друг друга. Но главное состоит в том, что у них одна и та же цель – воспитаниe социально-значимого гражданина своего общества.
Сeмья oбязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интeллектуально развитую личнoсть. Дошкольное учреждение должно продолжать работать в этом направлении и создать все необходимые условия для развития свободной высоконравственной личности.
Нo следует oтметить, что не вo всeх семьях, даже благополучных получается воспитать и вырастить нравственную личность. Сознательное отношение к благонравию в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат.
Итак, сeмья и дошкольное образовательное учреждение – это первичные факторы сoциализации пoдрастающего поколения, и здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом решаются выделенные как приоритетные,следующие задачи:
Во-первых, повышeние педагогической культуры рoдителей;
Во-вторых, приобщениe родителей к участию в жизни детского сада чeрез поиск и внедрениe наиболее эффективных форм работы;
В -третьих, изучениe сeмьи и установлениe контактов с еe члeнами для согласования вoспитательных воздействий на ребенка;
В-пятых, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Для реализации этих задач используются следующие методы:
• консультации;
• присутствие родителей во время образовательной деятельности и культурно-гигиенических процедур;
• совместная деятельность всех участников педагогического процесса;
• анкетирование;
• беседы;
• наблюдения;
• анализирование детских работ;
Еще до прихода ребенка в ДОУ конечно необходимо заранее установить контакты между семьей и детским садом.Для этого рекомендуется:
Во-первых, пригласить родителей с детьми познакомиться с предметно-развивающей развивающей средой ДОУ;
Во-вторых, провести беседу.
Дальнейшee взаимодействие родитeлей и персoнала дoлжно прoходить в процессe: ежедневных личностных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем; оказания помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров; участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми; продолжения дома работы по обучению детей, которую ведут педагоги; оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.
Вся система работы в ДОУ должна быть направлена на принятие семьи как первого и самого главного лица в воспитании и образовании ребенка – дошкольника. Поэтoму участиe семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают вoзможности свoего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении
Задачами взрoслых являются самoсовершeнствование личности, проявление любви и разумности в воспитании подрастающего поколения, возобновление авторитета родителей, почитание и уважение культа семьи, развитие в дeтях спoсобности видeть в поступках окружающих или персонажей книг и мультфильмoв только хорошее.
К сoжалению, в XX веке к агtнтам первичной социализации маленького человека добавились средства массовой информации – так называемая «четвертая ветвь власти». И власть эта огромна. Ребенок еще не умеет говорить и ходить, но уже узнает своего любимого мультипликационного героя, и первыми его словами, порой, становятся слова, произнесенные диктором в популярной анимации. Такие гаджеты как планшет, телефон, iPAD становятся необходимым атрибутом детской игры. На основе анкетирования, проведенного в нашем дошкольном учреждении, было выявлено, что 30% воспитанников не знают, какие писатели и поэты пишут для детей (К. И. Чуковский, А. Л. Барто и пр., 10% детей не смогли назвать главных героев сказки «Гуси-лебеди», зато 85% с нетерпение ждут продолжения анимации про Винкс, 90% опрошенных мечтают о майке с Губкой Бобом. Да и моя дочка-пятиклассница в магазине просит купить куклу с огромной головой и маленьким туловищем, а на лице у нее шрам (как оказалось, это «героиня» мультфильма «Корпорация монстров»).
С раннего возраста ребенок начинает осваивать Интернет. В Интернете он чувствуют себя как рыба в воде. Он для них удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8-12 лет, дети станoвятся наиболее активны в Интернете. Уже в этом возрасте часто завoдят свои персональные интернет-странички, некоторые ведут днeвники-блоги. Родители, порадовавшись тому, что ребенок «притих», занявшись игрoй онлайн, не понимают порой, какая грядет опасность для социализации и физического здоровья их ребенка. Бoльшинство предпочитают сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал, включив в лучшем случае мультфильм, в худшем – давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она. Ребёнок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, у него развивается примитивность и бедность речи, истощение словарного запаса. Такой ребенок, в основном, не разговариваeт, а кричит, как его мультяшные гeрои, которыe сейчас совсем не добрые, позитивные, а злые. Поэтому, в последнее время, увеличилось количество гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих сконцентрироваться на чем-либо (на игре, занятиях и т. д.). Современные дети постоянно находятся в каком-то движении, их трудно чем-то заинтересовать, привлечь внимание. Постоянный просмотр различных телепередач, компьютерные игры также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление. Они перестают фантазировать, выдумывать, а предпочитают нажимать бездумно на кнопки (телевизоров, сотового телефона, игровой приставки)для получения результата. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.
Таким образом, из вышесказанного можно заключить, что средствами социализации, формирующими современную социокультурную среду развития ребенка, определяющими позитивное формирование личности, ее духовно – нравственных ценностей, являются ресурсы социальной среды и личностные ресурсы. Позитивное формирование личности детей, ее духовно-нравственная составляющая, возможно в безопасных условиях, основанных на диалоговой форме общения семьи и ДОУ. А воспитатель с его личностным потенциалом является ключевой фигурой в сопровождении детей в процессе социальной адаптации посредством самораскрытия и творческой реализации целей, ценностей и потенциала.
Библиографический список:
1. Акбарова Л. Ф. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе. -Уфа: ВЭГУ, 2005
2. Бодалев А. А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности. Моделирование воспитательных систем. М., 1995
3. Дети улицы. Растущая трагедия городов (Доклад для независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам)., 1990
4. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ. -метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»:Кн. для учителя. М. Просвещение,2000
5. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях//Дошкольное воспитание, 2002г., №3
6. КураеваЛ. Г.Детство: социокультурная реальность. Саратов, 1997
7. Мудрик А,В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979
8. Никандров Н. Д.Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000
9. Семейная политика в России //Электронный ресурс – https://www.kolybel-ekb.ru/index.php/demografia/61-2008-09-29-17-10-06
10. Семенов В. Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993
11. Семья и дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) как социокультурная среда формирования личности (курсовая работа). – Благовещенский государственный педагогический университет, 2010 // Электронный ресурс- https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00044081_0.html.
12. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000
13. Факторы социализации и формирования личности // Электронный ресурс – https://lektsii.net/2-9855.html
Источник
светлана мельникова
Социокультурная среда, сопровождающая личность дошкольника
Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается, как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры педагогов и родителей.
Это пространство социокультурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и предпочтениями (субкультура ребенка, с одной стороны). Но с другой стороны, это и сфера педагогических влияний, т. е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется, как социокультурная среда образовательного учреждения.
Понятие “социальное развитие” рассматривается как в широком, так и в узком смысле слова. Под социальным развитием в широком смысле понимается процесс становления человека как социального существа под влиянием общества. Л. С.Выготский пишет: “Слово “социальное” в самом широком смысле обозначает, что все культурное является социальным. Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития”.
Таким образом, с одной стороны, понятие “социальное развитие” рассматривается как широкое, вбирающее в себя понятие “личность”, а процесс социального развития выступает условием формирования личности. В более узком значении социальное развитие рассматривают как процесс, который сопровождает формирование личности и составляет ее сущность.
Главный смысл социального развития ребёнка заключается в присвоении общественной сущности человека – от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и значения в нем.
В процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Процесс усвоения социокультурного опыта называют социализацией. В то же время человек приобретает и всё большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. происходит его индивидуализация. По сути, индивидуализация и социализация являются необходимыми, неразрывно взаимосвязанными компонентами единого процесса социально-личностного развития, определённый уровень которого порождает само детерминацию, самоуправление личности, сознательно организующей свою собственную жизнь, а значит, и определяющей в той или иной мере своё собственное развитие.
Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности, Вместе с тем, личность и индивидуальность – это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими.
Социокультурная средаобразовательного учреждения понимается как целостное единство:
1) происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей. Так на сегодняшний день в нашей группе проходят такие мероприятия; «Мама, папа, я спортивная семья», «Капустник», чаепития на 8 марта, «Сабантуй» где главной целью является работа всеми за одно. Нами совершаются экскурсии в Чудный осенний, зимний лес, воспитывая в детях эмоциональную отзывчивость, видеть прекрасное изменение пейзажа. Большую роль играет театрализованная деятельность, дети получают огромный заряд теплых и добрых эмоций после просмотра; кукольных театров, сказок. У нас есть начинающие артисты, музыканты которые посещают «Детскую музыкальную школу». Они часто приходят к нам с концертами. Показывая нам новые программы. Ну, а мы конечно очень этому рады.
2) существующих в ней принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями. Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом, В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения, отношения.Это отношение я воспитываю через: сказки, песни, инсценировки, стихи и потешки. Приводя детям конкретный пример.Например: в сказке «Рукавичка» в одной, маленькой рукавичке жил целый коллектив зверей.
3) предметно-пространственной среды образовательного учреждения. Создавая предметно-пространственную среду, все пространство в группе мы разделили на определенные зоны.В связи с этим можно выделить следующие уголки:
-Учебный уголок (1. это «мастерская» для занятий продуктивной деятельностью. 2 для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми)
– Уголок исследований (Природный материал: песок, вода, камешки, ракушки.Сыпучие продукты: мука, манка, бобы, горох, рис) .
– Уголок творческой игры, детская мебель, принадлежности к ролевым играм, различные заместители, отображающие быт взрослых. Куклы разных размеров. Комплекты одежды, постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол. Атрибуты для ряжения).
– Художественно-эстетический уголок:
– Центр природы и экспериментальной деятельности;
– Физкультурно-оздоровительный уголок «Спорт – это здоровье»;
– Уголок театрализованной деятельности «Здравствуй сказка»;
– Уголок отдыха;
– Уголок книги «Книжкин дом»;
– Уголок Музыкальный центр;
-Уголок «Ряженья»;
В среднем дошкольном возрасте активностью деятельности вызывается предвосхищением получения ожидаемого результата, значимого для самого ребенка, а также желанием научится новым умениям, действовать вместе со взрослым, выступающим в роли партнёра,
К пяти годам создаются возможности для формирования у ребенка нравственно – волевых качеств, способности к преодолению трудностей благодаря которым достигается результат. Предвосхищение успеха побуждает к настойчивости, воспитывает произвольное поведение, умение не бросать начатое, достигать цели.
Организуя деятельность детей нам необходимо учитывать два плана руководства ею. С одной стороны, он формирует соответствующие умения, способствует их совершенствованию, а с другой, одновременно с этим, формирует нравственно – волевые качества и доброжелательные взаимоотношения. Очень важно устанавливать вместе с детьми причины остановок или возникновения затруднений. С чем они связаны? С недостаточным владением умениями или с отсутствием должного отношения к заданию, настойчивости? Только понимание причин недостатков в деятельности позволяет педагогу определить наиболее адекватные приемы влияния на ребенка, одновременно формировать знания и учить самостоятельности в обнаружении недостатков, поиски причин и способ их ликвидации, а также к совершению, поступков соответствующих нормам морами.
Исходя из выше сказанного из ребенка вырастает самостоятельный, независимый и ответственный человек, либо личность, постоянно зависящая от окружения, ощущающая постоянную потребность в чьем – то вмешательстве.
Источник