Современные программы развития ребенка

Современные программы развития ребенка thumbnail

Занимаясь с ребенком с первых месяцев жизни, каждая мама стремится сделать его развитие более гармоничным и полным. Зачастую родители в домашнем воспитании затрагивают такие основные направления развития детей, как развитие речи, логики, памяти и внимания, творческих способностей, чувства эстетики, воображения, сенсорики и т.д. Но охватить все сферы раннего развития ребенка самостоятельно очень трудно. В детском саду, где образование носит комплексный характер, обязательно используется определенная программа развития. И тем родителям, которые хотят заниматься с детьми дома, будет очень полезно тоже ею воспользоваться.

Программа раннего развития

Прежде всего, давайте разберемся, что же из себя представляет такое понятие, как программа раннего развития? Это комплексный план интеллектуального развития малыша, объединяющий в себе описание способов развития у ребенка сенсорных, психических, умственных и физических способностей. На сегодняшний день существует огромное количество методик раннего развития детей, на основе которых в каждом конкретном случае может быть создана особая программа раннего развития ребенка. На нашем сайте Вы можете найти множество интересной информации относительно различных школ в педагогике, которые исповедуют разные принципы работы с детьми, а также предлагают особые направления развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте. Каждая из этих методик ориентируется на свою возрастную категорию, а также устанавливает главенствующую роль в воспитании малыша — родителей или педагогов. Все программы развития и воспитания детей выделяют свои основные направления развития, которым в ходе занятий будет уделяться особое внимание. Это может быть речь, логика, креативность, свобода мышления, творчество, музыкальность, физическое воспитание, самостоятельное принятие решений и т.д.

Программы развития детей раннего возраста

Для того чтобы Вы могли создать свой неповторимый комплекс занятий с ребенком, включающий самые разные элементы и затрагивающий наиболее важные аспекты его развития, предлагаем Вам ознакомиться с шестью наиболее часто применяемыми методиками развития малышей, по опыту которых создаются многие программы развития детей раннего возраста.

1.Методика Марии Монтессори

Суть методики: программа индивидуального развития ребенка на основе совершенствования логического мышления и восприятия малыша через развитие его сенсорных способностей.

Начинать занятия можно в возрасте: 8-9 месяцев.

С ребенком преимущественно занимается: педагог.

Основные направления развития:

  • мелкая моторика;
  • логика;
  • мышление;
  • восприятие;
  • самообслуживание.

Плюсы методики:

  • развитие речи и мышления путем сенсорного развития;
  • развивает самостоятельность, аккуратность и ответственность ребенка;
  • отсутствие оценок, принуждения, соперничества;
  • подходит для активных и подвижных детей.

Минусы методики:

  • отсутствие творчества;
  • не учит общению и взаимодействию с детьми;
  • сложность в занятиях дома;
  • не подходит для тихих и скромных деток.

 2. Методика Глена Домана

Суть методики: программа раннего развития ребенка, основаная на стимуляции центральной нервной системы и мозга крохи с помощью осязания, зрительного и слухового восприятия. Предпочтение отдается чтению и математике, а также физической и двигательной активности ребенка.

Начинать занятия можно: с самого рождения.

С ребенком преимущественно занимаются: родители.

Основные направления развития:

  • энциклопедические знания в самом раннем возрасте;
  • ускоренное развитие мозга.

Плюсы методики:

  • ранние физические упражнения способствуют быстрому развитию мозга;
  • широкие познания в разных областях.

Минусы методики:

  • участие ребенка в процессе обучения только как пассивного слушателя;
  • не учит систематизировать, творчески осмысливать информацию;
  • не учитываются стадии развития детей младшего возраста.

 3. Методика Рудольфа Штайнера – Вальдорфская школа

Суть методики: программа творческого развития детей, предполагающая воспитание креативной личности с неограниченным потенциалом.

Начинать занятия можно в возрасте: 3 года.

С ребенком преимущественно занимается: педагог.

Основные направления развития:

  • творческое;
  • эмоциональное;
  • этическое воспитание.

Плюсы методики:

  • обширная программа по искусству (музыка, танцы, театр для детей);
  • отсутствие оценки, принуждения;
  • акцент на творческое самовыражение.

Минусы методики:

  • не воспитывает лидерские навыки;
  • отсутствие связи с реалиями современного мира;
  • несхожесть с программой обучения в традиционных школах.

 4. Методика Сесиль Лупан

Суть методики: программа эмоционального развития детей, по принципам которой дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса, который им могут дать только родители, в результате чего родители и ребенок становятся друзьями.

Читайте также:  Условия развития ребенка дошкольного возраста дома

Начинать занятия можно: с первых дней жизни.

С ребенком преимущественно занимаются: родители.

Основные направления развития:

  • раннее физическое развитие;
  • аккумулирование энциклопедических знаний.

Плюсы методики:

  • стимулирование органов чувств;
  • развитый интеллект;
  • обучение путем игры;
  • тесный контакт ребенка с родителями.

Минусы методики:

  • большие затраты времени для родителей;
  • много подручного материала (карточки).

 5. Методика Бориса и Елены Никитиных

Суть методики: программа развития ребенка до года, которая объединяет два принципа – «от простого к сложному» и «самостоятельно и по способностям».

Начинать занятия можно: с самого рождения.

С ребенком преимущественно занимаются: родители.

Основные направления развития:

  • закаливание, спорт;
  • счет, логика;
  • аналитическое мышление.

Плюсы методики:

  • гармоничное развитие ума и тела;
  • задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

Минусы методики: большие временные затраты для родителей.

6.  Методика Николая Зайцева

 Суть методики: программа интеллектуального развития детей, обучение чтению, письму, счету с использованием естественной потребности ребенка в игре. Раскованность обстановки (дети могут сидеть на полу, перемещаться от таблиц к кубикам, прыгать, хлопать в ладоши, топать ногами) – это обязательное условие занятий.

Начинать занятия можно в возрасте: 2 года.

С ребенком занимаются: педагоги и родители.

Основные направления развития:

  • чтение;
  • счет;
  • языки.

Плюсы методики:

  • быстрое запоминание слогов и слов;
  • быстрое обучение чтению и математике за счет участия всех органов чувств.

Минусы методики:

  • необходимость переучиваться в школе, где сначала учат буквы, а потом слоги и слова;
  • полное отсутствие развития творческого потенциала ребенка.

 Ну вот, дорогие родители, информации к размышлению у Вас теперь предостаточно. Выбирайте ту методику, которая Вам больше по душе и которая максимально учтет все особенности Вашего малыша. И помните, что на данный момент для Вас приоритетным является процесс обучения, а не обязательно блестящий результат. Радуйтесь любым достижениям крохи и мягко стимулируйте его к достижению новых вершин.

Источник

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы  - слайд

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Методика Монтессори

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

Читайте также:  Интеллектуально творческое развитие ребенка 2 года

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Методика Зайцева

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Методика Домана

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка 1 год картинки

Вальдорфская методика

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Система Никитиных

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник