Современные образовательные программы о речевом развитии ребенка

Наталья Исакова
Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Слайд 1 Здравствуйте, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Меня зовут Исакова Наталья Ивановна. Я представляю дошкольный уровень школы № 30 Ворошиловского района.

Слайд 2 Предлагаю вашему вниманию тему методического объединения: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Слайд 3 «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, на завтрашний день детского развития, Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развитиявсех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в моей деятельности. Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

Слайд 4 Факторы влияющие на речевое развитие ребенка:

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

2. Создание условий для общения с другими детьми.

3. Совместные игры взрослого и ребенка.

4. Речь взрослого – пример для подражания. 5. Развитие мелкой моторики рук. 6. Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его “почему”. 7. Чтение художественной литературы. 8. Разучивание стихов. 9. Рассказывание стихов руками. 10. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Целью моей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Я стремлюсь развивать у детей свободное владение языком, навыки речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение. Факторы, влияющие на речевое развитие вы можете видеть на экране.

Слайд 5 Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера, нами сделан анализ и в своей дошкольной организации:

– Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот “вытягивают” ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.

– У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.

– Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.

– Очень часто педагоги требуют от ребёнка только “полных” ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.

Слайд 6

НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС:

Здоровьесберегающие технологии

Информационно – коммуникационная технология

Технология развития критического мышления

Проектные технологии

Игровые технологии

Педагогика сотрудничества

Групповые технологии.

Личностно-направленные

Организация речевого развития детей в моей деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

Слайд 7

При выборе технологиинеобходимо ориентироваться на следующие требования:

ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей

воспитание культуры общения и речи;

технология должна носить здоровьесберегающий характер;

основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

По нашему мнению определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Требования к выбору технологий вы видите на экрне.

В связи с вышесказанным, предлагаю вашему вниманию раскрытие следующих технологий, используемых в моей практике

Слайд 8 АЗБУКА ОБЩЕНИЯ

Цели технологии:

формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений, эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;

создание опыта адекватного поведения в обществе и подготовки ребенка к жизни.

Первая технология, о которой хочу рассказать, это «Азбука общения». Основные авторы программы Людмила Михайловна Шипицына, Оксана Владимировна Защиринская (соавторы Алла Воронова, Татьяна Нилова).

Использование Технологии «Азбука общения»

позволило нам развить навыки межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.

Результатом внедрения технологии «Азбука общения» стало понимание и принятие идеи – Научись детей любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья! Если ты не понимаешь другого человека – у тебя будут проблемы. Центральной идеей для нас стало установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами.

Для решения названных задач в своей работе использую следующие формы образовательной деятельности: – развивающие игры (словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные); – этюды, импровизации; – наблюдения, прогулки, экскурсии; – моделирование и анализ ситуаций общения; – сочинение историй и др.

Слайд 9

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ

(АВТОР Г. С. АЛЬТШУЛЛЕР)

Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач.

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ-РТВ

(АВТОРЫ: Н. Н. ХОМЕНКО, Т. А. СИДОРЧУК)

Основные этапы методики ТРИЗ

1. Поиск сути

2. «Тайна двойного»

3. Разрешение противоречий

(при помощи игр и сказок).

Также хочется отметить, что наиболее эффективными являются технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения)

Автором технологии ТРИЗ является советский (российский) изобретатель и патентовед Генрих Саулович Альтшуллер, который был убеждён в возможности выявить из опыта предшественников устойчиво повторяющиеся приёмы успешных изобретений и возможности обучить этой технике всех заинтересованных и способных к обучению. Сейчас его технологией пользуемся и мы, педагоги. На основе его выводов создали свое методическое пособие «Технологии развития связной речи дошкольников» Татьяна Александровна Сидорчук и Николай Николаевич Хоменко, внедрив в это пособие и технологии РТВ.

Хочу поделиться и отметить, что ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет естественным образом осуществить личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС дошкольного образования.

Основные этапы методики ТРИЗ

1. Поиск сути

Перед детьми ставится проблема (вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2. «Тайна двойного».На этом этапе мы выявляем противоречие: хорошо-плохо

Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь

3. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

Так же я даю детям задания для размышления,например:

• Как перенести воду в решете (изменить агрегатное состояние- заморозить воду) ; (ОТВЕЧАЮТ)

Слайд 10 Следующая технология, на которую мне хотелось бы обратить ваше внимание – это синквейн. Я подробно рассказала о синквейне на мастер-классе, поэтому сейчас коснусь коротко. Синквейн – нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое могут составить абсолютно все. В этом его огромный плюс в плане поддержания самооценки ребенка. Моим детям синквейн помогает реализовать свои интеллектуальные возможности, пополнить словарный запас для составления краткого пересказа; помогает развить речь и мышление посредством игрового приема. Составление синквейна я часто использую как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Слайд 11

МНЕМОТЕХНИКА – (греч.)«искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Данная система методов способствует

развитию разных видов памяти

(слуховой, зрительной, двигательной, тактильной);

мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.

Активно в своей работе я использую методы наглядного моделирования «Мнемотехника»

Методы мнемотехники очень действенны при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов. Более того, проведенный мониторинг показал нам эффективность внедрения методов и приёмов Мнемотехники и в познавательной деятельности, и в развитии правильной самооценки детей.

Слайд 12 Авторы: Валентина Константиновна Воробъева, разработавшая сенсорно-графические схемы; Татьяна Александровна Ткаченко, автор предметно-схематической модели; Вадим Петрович Глухов, который предложил использование блок-квадратов; Татьяна Васильевна Большева ввела коллаж в «Мнемотехнику», Людмила Николаевна Ефименкова, предложившая схему составления рассказа. На экране представлены основные авторы мнемотаблиц. Вы вполне можете составлять свои.

«Мнемотехника» использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащению словарного запаса.

Слайд 13 Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мы используем цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, ёлочка- зелёная. Детям старшего возраста предлагаем схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Мнемотехнику используем в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Мнемотаблицы составляем к русским народным сказкам, загадкам, считалкам, стихам.

Для читающих детей я предлагаю запоминание стихов или сказок по ключевым словам.

Слайд 14

Лингвистические игры

«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т. д.).

«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т. д.).

«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т. д.).

«Чем похожи и чем отличаются?» (кит – кот; кот-крот; кот-ток и т. д.).

«Антидействие» (карандаш – ластик, грязь – вода, дождь – зонт, голод – пища и т. д.).

«Кто кем будет?» (мальчик – мужчиной, жёлудь – дубом, семечка – подсолнухом и т. д.).

«Кто кем был» (лошадь – жеребёнком, стол – деревом и т. д.).

«Чем был, чем стал» (глина – горшок, ткань – платье и т. д.).

«Что умеет делать?» (ножницы – резать, свитер – греть и т. д.).

Далее я хочу коснуться Технологии активизирующего обучения речи как средству общения (автор Ольга Афанасьевна Белобрыкина)

По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой

совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

Слайд 15 Задание для аудитории: назовите полностью пословицу (по 2 данным словам)

Например, уважаемые коллеги, я предлагаю вам такое упражнение.

Давайте попытаемся назвать полностью пословицы по двум словам.

ЩЕЛЧОК – Семья, душа

ЩЕЛЧОК – Семья вместе – душа на месте

ЩЕЛЧОК – Дом, стены

ЩЕЛЧОК – Дома и стены помогают

ЩЕЛЧОК – Кормит, портит

ЩЕЛЧОК – Труд кормит, а лень портит

ЩЕЛЧОК – Время, час

ЩЕЛЧОК – Делу – время, потехе – час.

Замечательно!

Слайд 17 Предлагаю вам выполнить лингвистическое задание.

Каждое слово нужно заменить противоположным по значению и получить название сказки.

ЩЕЛЧОК – Пес без шапки, ЩЕЛЧОК – кот в сапогах

ЩЕЛЧОК – Красные усы, ЩЕЛЧОК – синяя борода

ЩЕЛЧОК – Красивый цыпленок, ЩЕЛЧОК – гадкий утенок

ЩЕЛЧОК – Серебряная курочка, ЩЕЛЧОК – золотой петушок

ЩЕЛЧОК – Черная туфелька, ЩЕЛЧОК – Красная шапочка

Слайд 18 Правила для смелых и упорных педагогов:

Планируйте работу по развитию речи не иногда, не часто, а очень часто.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди

Проанализировав собранный материал, мы с коллегами воплощаем современные технологии в свою практику, включая в эту деятельность и родителей. И на сегодняшний день мы уже видим положительные результаты в проявлении творческой, речевой активности наших воспитанников.

Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста, в частности нашего учреждения. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии и некоторые правила, которые вы видите на экране.

Слайд 19 Источники…

На этом я заканчиваю свое выступление.

Слайд 20 Благодарю за внимание и желаю всем смелых творческих достижений.

Источник

Особенности раздела по развитию речи в современных программах.

В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются так называемые вариативные программы. Среди них наиболее известны «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой), «Развитие» (научный руководитель Л. А. Венгер), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О. С. Ушакова), “Сообщество” (Фонд развития российского образования) и др.

В “Типовой программе воспитания и обучения в детском саду”конкретизированы задачи развития речи, обучения грамоте, определен объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах.

В программе “Радуга” учитываются современные требова­ния к речевому развитию детей, выделяются традиционные разделы работы по развитию речи: звуковая культура, словарная работа, грамматический строй, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошколь­ников определено создание развивающий речевой среды. Центральное место отводится развитию диалогической речи через общение воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. Достоинством программы является тщательно подобранный литературный репертуар для чтения, рассказывания, заучивания наизусть.

Программа “Развитие” ориентирована на развитие умствен­ных и художественных способностей детей. Задачи развития речи авторы предлагают решать через занятия по ознакомлению с художественной литературой.

Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают в себя три основных направления:

1. Ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанного произведения);

2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразитель­ности, развитие звуковой стороны речи);

3. Расширение кругозора, развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художест­венной литературой).

Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. Ярко выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития – достоинство программы. В средней группе поставлена как самостоятельная задача подготовка к обучению грамоте, а в старшей и подготовительной группах – обучение чтению.

Программа предусматривает обучение рассказыванию через овладение действиями наглядного моделирования (применение детьми разного рода условных заместителей предметов). Использование разных видов на­глядных моделей при пересказе ведет детей к самостоятельному моделированию собственных сказок и историй. Авторы считают, что после того, как дошкольник сможет свободно представлять свои замыслы в форме наглядных моделей, он переходит к их составлению в уме.

В программе «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой: «Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи.

Несомненным достоинством программы является разработка критериев для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены (в виде отдельных главок)и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

“Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду” (О.С. Ушакова) подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания (ныне Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской Академии образования) под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей.

Результаты проведенных исследова­ний послужили основой разработки принципиально нового программного содержания обучения родному языку во всех возрастных группах детского сада.Данное содержание ха­рактеризуется акцентом на формирование у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интерес к разным сторонам языковой действительности, речевой самоконтроль, что придает процессу речевого развития ребенка творческий характер.

Данная программа значительно углубляет, дополняет и уточняет типовую программу, разработанную ранее в той же лаборатории. В ней раскрываются направления работы по развитию речевых умений и навыков на основе комплексного подхода к реализации речевых задач при ведущей роли развития связной речи.

Внутри каждой задачи выделяются приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения. Особый акцент делается на формировании у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями.

Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей.

В решении каждой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) идет постепенное усложнение материалаот группы к группе.

Вместе с тем на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений.

Несомненным достоинством данной программы является ее глубокое теоретическое обоснование, новизна в решении речевых задач, а так же полное методическое обеспечение.

Программа “Сообщество” (1999) основной целью ставит обеспечение условий развития возможностей и способностей ребенкакак субъекта определенных видов деятельности. Одним из центральных является принцип “сквозного” развития ребенка, его способностей во всех областях и во всех видах деятельности, а так же предполагается развитие специальных способностей, основанных на конкретных знаниях, умениях, навыках, в том числе в сфере языка, устной и письменной речи.

Особенность этой программы состоит в индивидуализации образовательного процесса на основе технологий наблюдения, регистрации продвижения ребенка в речевом развитии, планирования работы и подбора заданий каждому ребенку в центрах активности.

Программа помогает детям выработать свое собственное понимание устной и письменной речи(с помощью рисования, слушания, выражения собственных мыслей, диктовки, чтения, письма и др.)

Активизация речи предусмат­ривается планированием и анализом своей деятельности в выбранном ребенком центре активности, интегрированном подходе к развитию речи во всех видах детской деятельности и организацией деятельности в специальном центре грамотности.

В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программыс точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей.

Особое вниманиеследует обращать на то, как обеспечивается развитие всех сторон речи, соответствуют ли требования к речи детей возрастным нормативам, достигаются ли общие цели и задачи развития речи, обучения родному языку и воспитания личности.

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет» (автор Нищева Н.В.) содержит четкую систему организации коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии речи.

Источник