Современные методы коррекции развития ребенка

Федюнина Ирина Владимировна
Современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду

Аннотация: Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. В статье рассматриваются современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду.

Ключевые слова: сказкотерапия; музыкальная терапия; арт-терапия; изотерапия; игровая терапия.

Дошкольники, живущие в современном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: поток негативной информации из сети Интернет, с телеэкрана; ослабленный иммунитет, вследствие чего частые инфекционные заболевания; быстрый жизненный ритм. Всё это оказывает непосредственное влияние на его эмоциональное самочувствие 1.

Создание условий в детском саду по улучшению психоэмоционального состояния детей, рассматривается из наиболее важных, приоритетных задач в воспитании дошкольников.

Дети, имеющие нарушения эмоциональной сферы, не умеют выражать своё эмоциональное состояние, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п., затрудняются в понимании состояния других людей. Такие дети затрудняются в общении со сверстниками и взрослыми, часто проявляют агрессию, упрямство, жестокость. Таким образом, без педагогической помощи такие дети оказываются не готовыми психологически к школьной жизни и отношениям в социуме 6.

В детском саду в современных условиях широко применяются методы коррекционной работы с детьми в ДОУ по улучшению психоэмоционального состояния.

Анализ программ, предназначенных для коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников, свидетельствует о том, что большинство из них использует элементы сказкотерапии, игротерапии, музыкотерапии и арттерапии.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром (М. В. Киселёва)5.

Сказка это тот материал, с помощью которого педагог может решить большое количество проблем по улучшению психоэмоционального состояния детей. Каждая сказка даёт возможность детям мечтать, побывать в волшебном мире. Сказки снимают напряжение у детей, развивают мир фантазии. Проигрывание эпизодов сказки даёт возможность ребёнку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

С дошкольниками наиболее эффективно использовать народные сказки, авторские сказки, которые проводят коррекцию негативных проявлений в поведении.

Педагоги в нашем ДОУ используют готовые сказки следующих авторов для решения следующих проблем развития и адаптации: Михаила Андрианова, Ирины Гуриной, Ольги Быковой, Наталии Смирновой. Педагогами ДОУ составлен сборник сказок на развитие интеллекта у детей дошкольного возраста.

Игровая терапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром – игра (М. В. Киселёва)5. В детском саду мы используем некоторые элементы игровой терапии. Игра является единственным видом детской деятельности, где ребёнок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А значит, игра способна справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребёнка.

Важно педагогу подобрать игры не только в соответствии с возрастными особенностями детей, но и в соответствии с их проблемами по в психоэмоциональной сфере. Игры можно проводить в режимные моменты, в образовательной деятельности. Включить в игровую терапию можно: игры с правилами, игры соревнования, длительные совместные игры, сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, дидактические игры, подвижные игры.

Таким образом, в процессе игровой коррекции происходит восстановление нарушений способности ребёнка к саморазвитию и коррекция эмоциональной сферы ребёнка. Педагоги МБДОУ «Детский сад №359» г. о. Самара составили картотеку подвижных игр, картотеку дидактических игр. Были приобретены дидактические игры комплекс игр Юлии Борисовны Гиппенрейтер: «Наши чувства», «Эмоциональное лото», «Эмоциональная угадайка», психологическая игра «Что делать, если…» Людмила Петрановская, «Семейка гномс», «Домик настроений», «Скажем по кругу друг другу комплимент», «Путешествие в мир эмоций» и многое другое.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) – представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами2.

Арт-терапия включает в себя хромотерапию и изотерапию. Хромотерапия изучает цвета, которые оказывают благотворное или отрицательное влияние на человека. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативное влияние на поведение детей.

Изотерапия – метод коррекционного воздействия на ребёнка с использованием разнообразия изобразительных средств, где дети имеют возможность отразить своё настроение и реализовать свои возможности. При выборе данного метода работы с детьми по улучшению психоэмоционального состояния следует придерживаться некоторых правил: работа должна проходить в доброжелательной атмосфере, можно негромко включить музыку; использовать в данной методике нужно нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционное рисование снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально-положительное состояние, вызывает радость4.

Таким образом, арт-терапия позволяет раскрыть внутренние силы ребенка, способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей 2.

В нашем Бюджетном учреждении широко применяются приемы рисования в технике «мокрым по мокрому». Выбор данной техники рисования не случайный – при рисовании на мокром листе вовсе не обязательно обладать какими-то особенными навыками. Ребёнок получает возможность просто повозиться с красками, понаблюдать за их движением и соединением с водой, рассмотреть, что же получилось. Во время рисования акварелью можно наслаждаться сочностью красок, возникновением мягких переходов цвета (палитра не используется, акварельные краски смешиваются прямо на влажном листе бумаги). Спонтанность и свобода техники пробуждают творческие силы.

В процессе проведения данной работы дети стали больше времени уделять свободной изобразительной деятельности в данной технике рисования, больше говорить о своих эмоциях, высказывать добрые пожелания в адрес других детей. На основании продуктивной деятельности появились новые истории и сказки, где дети отражают свои чувства и учатся определять чувства другого человека.

Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний 5. Музыкальная терапия – это способность использования музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка 4.

Музыкальная терапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникшего у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условие для эмоционального диалога, часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость. Варьирование слушания знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости даёт возможность направленной работы с разными детьми 3.

При применении музыкальной терапии в коррекционной работе с детьми можно использовать для прослушивания только те произведения, которое нравится всем детям; выбирать знакомые детям пьесы; продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия; подбирать музыкальные инструменты в зависимости от вида коррекционной терапии4.

В музыкальный руководитель нашего Бюджетного учреждения составила картотеку музыкальных произведений, в котором все произведения разделены на блоки: «Музыка для встречи детей и их свободной деятельности», «Музыка для приятного погружения в дневной сон», «Музыка для пробуждения после дневного сна», «Музыка для релаксации». На дисках представлены классические произведения и детские песни.

Таким образом, педагоги проводят целенаправленную и последовательную работу по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников, активизировать эмоции детей через разные виды детской деятельности, подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей, что помогает развивать все компоненты эмоционального интеллекта дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В мире детских эмоций: пособие для практики работников ДОУ/Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008.

2. Верещагина, С. Арт-терапия лечения искусством Электронный ресурс / С. Верещагина: статья – 2008. – URL: https://www.inmoment.ru/beauty/health/art_therapy.html/(Дата обращения: 19.10.2015).

3. Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии / О. А. Ворожцова – М. : Издательство Института психотерапии, 2004

4. Вылегжанина, Е. Н. Аукцион педагогических идей Текст / Е. Н. Вылегжанина, Е. Н. Садырина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – №10. – С. 59.

5. Киселёва, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселёва – Санкт–Петербург: Речь, 2006.

6. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников: учеб. пособие/ М. Э. Вайнер – М. : Педагогическое общество России, 2006.

Источник

 «Современные методы и формы коррекционной работы

с детьми с ОВЗ ЗПР в общеобразовательном учреждении»

Гилязова Гульназ Графитовна

учитель – логопед высшей категории

 Муниципального общеобразовательного

автономного учреждения

средняя общеобразовательная школа №9

 городского округа город Нефтекамск

 Республики Башкортостан

Электронный адрес: gulnazgilyazova1978@mail.ru

Аннотация работы: работа представляет собой статью, в которой представлены современные формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития в общеобразовательном. Которые помогают в определениях интересов, способностей и наклонностей детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе основного общего образования; поддержать и способствовать развитию возможностей таких детей; дать возможность самореализации, обучающихся в соответствии со способностями. Сегодня в школах увеличивается процент обучающихся с ОВЗ, поэтому данный вопрос весьма актуален. Реализация методов и форм работ, предусмотренных в статье, позволила: сформировать систему работы с детьми с ОВЗ; создать условия для развития таланта у детей с ОВЗ.

        Ключевые слова: словесные, наглядные и практические методы, художественное образование, эстетическое воспитание, приоритетные направления, принципы системности, непрерывности и цикличности построения занятии.

В Педагогической энциклопедии понятие «коррекция» определяется как «исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий».

Решая важную социальную задачу приближения развития детей с проблемами здоровья к уровню нормальных школьников, специалисты нашей школы видят в коррекционной работе главную цель – устранение или уменьшение рассогласования между установленной (нормальной) и реальной (имеющей отклонения) деятельностью.

Действующая в нашей стране система специального образования детей с проблемами в здоровье решает специфические задачи, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребёнка, его социальной адаптации. Отклонения, или аномалии, в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться разных сторон психофизического развития ребёнка: речевой системы, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами. Учителю, работающему с такими детьми необходимо знать природу и характер имеющихся у детей отклонений, особенности их проявления, приёмы и методы их коррекции и компенсации.

Обучение в начальной школе носит практическую и коррекционную направленность, которая заключается в использовании специфических методов и приёмов обучения с целью исправления психофизических недостатков детей с отклонениями в развитии.  Одним из основных условий успешной коррекционной работы является строгое соблюдение норм максимально допустимой нагрузки, дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом ведущего нарушения в его развитии, состояния нервно-психической деятельности и сохранных функций. Для этого изучаются психофизические возможности учащихся, планируется и осуществляется разноуровневый дифференцированный подход в обучении через урок, кружковую и внеклассную работу. Разрабатывается комплексный план коррекционной работы с учётом рекомендаций школьного психолога, логопеда.

Основные задачи коррекционной работы на уроке предусматривают:

-коррекцию личностных качеств;

-коррекцию познавательных возможностей;

-формирование и развитие коммуникативной функции речи;

-коррекцию сенсорных и двигательных недостатков;

-коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;

-коррекцию общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;

-коррекцию эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности;

– подготовку к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума.

Основная задача коррекционной работы на уроке –систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.

Содержание коррекционной работы раскрывается в учебных программах.

Главный принцип коррекционной работы на уроке – практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на решение развивающих и образовательных задач.

Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Это свидетельствует о необходимости ранней диагностики отклонений в развитии, поскольку, чем раньше будет выявлен дефект развития ребёнка, тем более эффективной будет коррекционная работа по его преодолению. Важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении – «зону ближайшего развития».

Коррекционная направленность обучения реализуется с помощью набора базовых учебных предметов, а также занятий по развитию речи и логопедических занятий. Введение специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, обогащать его двигательную деятельность, корригировать эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности.            

Большую роль в коррекционной работе играет наглядность, демонстрационный материал, игры, опорные таблицы, предметно-практическая деятельность – это создаёт возможности для формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.  В ходе коррекционной работы с детьми на уроке я использую специальные упражнения, направленные на развитие:

двигательной сферы, укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев (лепка из пластилина, развязывание и завязывание узелков, обводка по контуру, штриховка, раскрашивание, вырезание и др.);

ориентировки в пространстве (определение правой и левой стороны у себя, в зеркале, на картинке, ориентировка на плоскости листа бумаги, симметричное дорисовывание предмета и др.);

памяти (найти предъявленные предметы в числе других, выкладывание узоров по памяти, повторение слов, цифр, учить приёмам запоминания и др.);

всех видов мышления;

развитие сенсорных способностей ребёнка;

– активизации познавательной деятельности;

– всех видов речевой деятельности.

Коррекционная работа на уроке не должна сводиться только к развитию отдельных психических процессов, формированию определённых умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

Немаловажное значение в коррекционной работе имеет воспитательная работа, которую учитель проводит через урок.

Целью этой работы является:

– социализация воспитанников;

– выработка положительных качеств;

– формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим;

– повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:

1.Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.

3. Индивидуальный подход.

4.Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

7. Использование многократных указаний, упражнений.

8. Проявление большого такта со стороны учителя

9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Наглядные методы- рассматривание картин и рисунков, показ образца задания и способа выполнения; магнитофонные записи; знаково-символическое моделирование, схемы описательного характера.

Словесные методы- рассказ, беседа, объяснение, уточнение и распространение высказывания; игры-драматизации, словесные игры. пересказ;

Практические методы: творческие упражнения; игры; знаковые схемы; логосказки, подражательно-исполнительские и творческие упражнения. вопросно-ответные игры, моделирование; графические схемы.

Осуществлять коррекционную работу на уроках мне помогают такие задания, как: Коррекционные упражнения для развития восприятия, способствующие развитию и уточнению пространственно-временных представлений:

Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентирование в окружающем пространстве, определение последовательности предметов или их изображений.

Следующее по сложности задание – вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Часто я использую такие игровые задания и упражнения:

«Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Лабиринты»,  «Установи последовательность», «Размещение набора игрушек по словесной инструкции», «Размещение набора игрушек на основе наглядной инструкции», «Чья тень?», «Найти осколок», «Узнать предметы по пунктирным изображениям», «Назвать изображения, перечёркнутые дополнительными линиями», «Назвать изображения с пропущенными деталями», «Показать и назвать изображения, наложенные друг на друга», «Из каких чисел состоит человечек», «Определить направление», «Заплатки», «Найти ошибки в последовательном изображении», «Игра в неделю»,

Цель: сформировать представления о величине, форме, размере предмета, восприятие направления, расстояния, целостное восприятие объекта, явления.

Коррекционные упражнения, способствующие развитию памяти:

«Заучивание 10 слов», «Ряд знаков, предметов», «Что изменилось», «Беспорядок», «Подбери другое слово»

цель: тренировка произвольной слуховой, зрительной, моторной памяти.

Коррекционные упражнения, способствующие развитию мыслительных процессов: «Разрезные картинки», «Исключение лишнего», «Найди сходство и различия», «По каким признакам можно объединить предметы», «4 лишний», «Что на чем растет», «Назови противоположные признаки», «Узнать буквы по зеркальному изображению», «Показать правильную букву в зеркальном изображении», «Какая буква спряталась в рисунках», «Показать и назвать все цифры в определенной числовой последовательности»,  «Классификация на основе двух признаков», «Сравнение предметов», «Сравнение сюжетных картинок», «Определение ошибок художника», «Формирование умозаключений» (какой фигуры не хватает в ряду, лабиринты)

Цель: формирование приёмов синтеза, анализа, обобщения, исключения, развитие наглядно-образного, практически-действенного, словесно-логического мышления, установление межпредметных связей и отношений, классификации, умозаключения.

Коррекционные упражнения, на развитие связной речи:«Группировка предметов по общему признаку», «Подбор предметов по данному обобщающему понятию», «Исключение слов, не относящихся к данному понятию», «Составление предложений на основе образца», «Составление предложений с данным словом», «Составление предложений со словами, имеющими противоположное значение», «Словесное рисование», «Составление предложений по опорным словам» и т.д.

Цель: формирование речевой активности, организация речевой практики, обучение речевой деятельности, формирование понятий.

Коррекционные упражнения, на развитие моторики:«Дорисовывание симметричной половины изображения», «Упражнения на воспроизведение статики движений (праксис позы), «Упражнения на развитие динамической организации движений», «Пальчиковые игры» (с речевым сопровождением; разведение и сведение ладоней; поочерёдная смена положений рук;  без речевого сопровождения), «Упражнения с использованием предметно-практической деятельности» (конструирование из кубиков, палочек по образцу и по памяти; раскладывание и складывание разборных игрушек; складывание из спичек; работа с мозаикой; наматывание ниток на катушку, клубок; расстегивание – застегивание пуговиц, шнурование; раскрашивание, лепка, вырезание; обведение контуров; дорисовывание предметных изображений).

Коррекционные упражнения, на развитие слухо-зрительно-моторной координации:«Упражнение на воспроизведение ритмических структур», «Узнавание ритма с опорой на зрительную модель», «Воспроизведение ритма».

Коррекционные упражнения на фонетическом уровне:«Артикуляционная гимнастика», «Чтение слоговых таблиц» (отраженное воспроизведение, последовательное чтение, чтение вразбивку), «Узнавание звуков», «Определение наличия звука», «Подбор слов на заданный звук», «Добавление в слово недостающего звука», «Цепочка слов», «Найти ошибки в стихотворении», «Изменить слова по образцу», «Чистоговорки», «Слоговое лото».

Цель: развитие звукового анализа слов, развитие фонематического восприятия, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

Таким образом можно выделить задачи, которые стоят перед учителем

при проведении коррекционных уроков:

-научить учащихся принимать задание;

-удерживать задание в памяти до начала работы;

-обдумывать предстоящие действия;

-оценивать результат деятельности; -самостоятельно выполнять задание, которое завершил с помощью взрослого; -переключаться с одного способа действия на другой;

-давать словесный отчет о своей работе.

Используемые источники:

1.  Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития (пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения) / Под редакцией Шевченко С.Г. – Самара: Изд-во Самарского ИПК ПРО 1998..

2. Толмачева Г.А. Cущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе / Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал, № 2 (14), 2006.

3. .Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Источник