Современная периодизация развития личности ребенка

Современная периодизация развития личности ребенка thumbnail
Современная периодизация развития личности ребенка

Главная
Обратная связь

Дисциплины:

Период Ведущая деятельность Ведущая сторона социализации
1. Младенчество (0 – 1 г.) – этап «доверия к миру» Эмоциональное общение со взрослыми Освоение норм отношений между людьми
2. Раннее детство (1 –3 г.) – этап «самостоятель-ности» Предметная деятельность Освоение общественно выработанных способов деятельности с предметами
3. Дошкольное детство (3 – 6 л.) – этап «выбора инициативы» Игра Освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми
4. Младший школьный аозраст (6 – 10 л.) – этап «мастерства» Учебная деятельность Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности
5. Подростковый возраст (11 – 14 л.) – этап полового созревания Общение со сверстниками Освоение норм отношений между людьми
6. Ранний юношеский возраст (15 – 18 л.) – этап самоопределения «мир и я» Учебно-профессиональная деятельность Освоение профессиональных знаний и умений
7. Поздняя юность (18 – 21 г.) – этап человеческой близости Профессиональная учеба, трудовая деятельность Освоение норм отношений между людь-ми, овладение профессионально-трудовыми умениями
8. Молодость (21 – 28 л.)
9. Зрелость (28 – 60 л.)
Трудовая деятельность Взаимоотношения с окружающими
10. Пожилой возраст (60 – 75 лет )
11. Старость (75 – 90 лет)
12. Долгожители (90 и более лет)
  Взаимоотношения с окружающими

Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди которых выделяются наиболее значимые для последующего развития. Рассмотрим новообразования личности, соответствующие возрастным периодам жизни младших, средних и старших школьников.

Школьное детство (6 – 10 лет) – особая ступень целенаправленного усвоения сложившихся форм человеческой деятельности, познания и общения, преднамеренного и системного формирования способностей и ведущих качеств личности в условиях совместной деятельности ребенка, педагогического учреждения и семьи.

Новообразования личности: произвольность психических процессов, продуктивная память; потребность проявить себя в деятельности; постановка целей, координация эмоции волевым усилием; потребность в положительной оценке со стороны взрослого; психологическая готовность к выполнению нравственных норм и правил; симпатия к сверстникам; положительное отношения к деятельности; творческое мышление и воображение;

проявление специальных (музыкальных, художественных и др.) способностей.

Подростковый возраст (11 –14 лет) – переходный возраст не только в социальном, но и в биологическом плане, когда идет интенсивная и неравномерная перестройка всего организма, достигают зрелости все биологические системы организма. Параллельно с биологическим созреванием происходит продолжение первичной социализации, большую роль продолжает играть учебная деятельность. Для данного возрастного периода характерен «кризис ценностей», который возникает в результате трудностей бурного роста организма, полового созревания и противоречий между возросшими физическими возможностями, духовным самосознанием подростка и способами социального удовлетворения его потребностей в мире взрослых.

Новообразования личности: чувство взрослости, стремление к самостоятельности, самоорганизации учебного и свободного времени; индивидуальный репродуктивный или творческий стиль мышления; склонность к риску; половое созревание, возникновение половых влечений, «жажда переживаний»; потребность сравнивать себя с другими, развитие самосознания, уровня притязаний и самооценки; активная самореализация задатков и способностей; избирательные лидерские качества; ” кризис ценностей; стремление к самовоспитанию и самообразованию.

Ранняя юность (15–18 лет) – завершение развития организма, достижение физического расцвета и полового созревания, время социальных ожиданий, устремленности в будущее, выбора жизненного пути, вступления в пору социальной зрелости и самостоятельной жизни (трудовой, профессиональной, гражданской). Новообразования личности: индивидуальные ценностные ориентации, стиль мышления; потребность в перспективе, вера в свое будущее; профессиональное самоопределение, готовность к профессиональному образованию; обобщенное социальное самосознание, толерантность; потребность в самовоспитании и самореализации способностей, творческой деятельности; рефлексия: каков я есть, каким я вижу себя, каким видят меня окружающие; богатство переживаемых чувств, индивидуальное мировосприятие, требовательность к себе; чувство собственного достоинства; образ собственного будущего, жизненный идеал.

Как правило, важнейшим новообразованием личности в этом возрастном периоде являются ценностные ориентации, под которыми понимают социальные установки личности, разделяемые человеком социальные ценности, выступающие в качестве жизненных целей и средств достижения этих целей. Ценностные ориентации выполняют функцию регуляторов поведения, являются нравственными опорами личности при принятии жизненно важных решений, знаменуют ее становление как субъекта социальной деятельности.

6. «Субъект – объект – субъектные» отношения в педагогическом процессе.

Объект – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности; объектами становятся те существующие независимо от человека и его сознания вещи, которые включаются в человеческую деятельность.

Субъект – носитель предметно-практичесой деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

С развитием теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия – субъект и объект управления. В авторитарных педагогических системах свойством субъектности однозначно наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль (позиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с требованиями извне. Однако свойство субъектности присуще всем людям. А.В. Брушлинский считает, что субъектность развивается уже в три месяца, но отчетливо проявляется лишь в предметно-манипулятивной деятельности, когда, например, ребенок ставит один кубик на другой, т.е. решает задачу и понимает – решил он ее или нет.

В конкретном смысле слова субъект воспитания тождественен понятию «воспитатель» (индивид или социальная группа); при этом, с психологической точки зрения, его взаимодействие в системе «человек – человек» порождает субъект – субъектные отношения. Это, в свою очередь, позволяет определить двойственный характер субъекта воспитания.

С одной стороны, воспитатель – это субъект; оказывающий воздействие на воспитанника как на объект его воздействия. Отмечая ведущую роль воспитателя в процессе воспитания, Н.Е. Щуркова подчеркивает; что именно он ставит цели воспитания, определяет задачи, условия, содержание, средства, методы, формы и диагностики, выстраивает педагогическую тактику. Именно воспитатель должен предвидеть определенные результаты своей деятельности и процесса воспитания в целом. И в таком случае «школьник для него есть объект воспитательного влияния и продукт воспитания…»

Практическая реализация воспитания и обучения может осуществляться как в формате субъект – объектных, так и в формате субъект – субъектных отношении. Таким образом, личность школьника должна рассматриваться сразу с двух сторон: в качестве объекта и субъекта.

Источник

В современной науке принято несколько периодизаций,  рассмотрим принятую педагогике.

1.Младенчество (0-1): кризис рождения (переход от одной формы жизни в др.); непосредст-ое эмоц общение со взрослыми, формир-е сенсорно-моторных, манипулятивных дейс-й; кризис 1года (к концу этого периода происходит скачок от незнания и неумения к учению говорить и ходить).

2. Преддошкольный (1-3): предметно-орудийная де-ть, в ходе кт осущ-ся де-ть овладение де-й с предметами,; кризис 3лет (накопление соц.опыта, становление психических процессов, восприятие себя как отдельной личности «Я сам»).

3. Дошкольный (3-6): ролевая игра, ориентация в самых общих смыслах; не характеризуется кризисами; происходит интеллектуальное накопление социально значимого опыта, ориентация в соц.пространстве.

4. младший школьный: гендерные различия, физиолог созревание (период продолжается: мальчики 6-12, девочки 6-11); интенсивное формир-е познавт-ых сил ребенка; кризис 7лет (переход от игровой деятельности к учебной; происходит завершение первонач-ого созревания физиолог-их и психологич-ких структур коры головного мозга, т.е дети готовы к учебному труду, но при этом рекомендуется использовать элементы игры в условиях знаний; продолжается накопление интеллектуальных сил ребенка).

5. Подростковый гендерные различия (мальчики 12-16, девочки 11-15); характерен кризис подростка: происходит становление личности, половое созревание, личное самосовершенствование, сознат-ое прояв-ие индивиду-и).

6. Юношеский (15-21,16-20): кризис самоопределения; завершается физическое и психическое созревание, формирование социальной готовности к труду, чувство ответственности.

7. Период зрелости разделяют на ряд стадий и кризисов:

  1. стадия ранней зрелости, или молодости (20-23 до 30-35), соответствует вступление человека в интенсивную и профессиональную деятельность, период становления, самоутверждения себя
  2. 2. стадия длиться (30-35 до 60)

8. Пенсионный период (60-75) 9. Старческий период ( до 90) 10. Долгожители (90 до …)

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Отечественная педагогика – воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход, заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. В индивидуальном подходе особенно нуждаются “трудные” воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

То, что развитие (как физическое, так и умственное) тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психологического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в целом, развитие конкретно человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Возраст – конкретная, ограниченная во времени ступень развития личности: детство, отрочество, юношество, молодость, зрелость и т.д. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических, биологических, психических изменений, являющихся общими для всех.

Возрастное развитие – это процесс, в котором переход от одного возраста к другому совершается не эволюционным, а революционным путем. Это изменения, которые происходят в психическом, физическом и социальном аспектах развития личности; они отличаются своей целостностью и формированием психических новообразований. Основная движущая сила развития – разрешение противоречий между достигнутым уровнем физического и психического развития. Противоречия – следствия изменения потребностей, порождаемых развитием.

Развитие личности идет всю жизнь и его можно условно поделить на периоды. Варианты периодизации различны. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, причем число периодизаций продолжает увеличиваться, т.к. пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один критерий и была бесспорной.

Возрастная периодизация – выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков. Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей – характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (урезанные) – только ту часть жизни и развития, которая интересует научную область. В современной педагогической науке приняты следующие периодизации детского возраста:

1. Младенчество (0-1 год жизни): характеризуется кризисом рождения (переход от одной формы жизни в другую) и кризисом 1 года жизни. Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми, формирование сенсорно-моторных, манипулятивных действий. Период первоначального активного приспособления и приведения в готовность сил к первичной адаптации. К концу этого периода происходит качественный скачок – от незнания и неумения – ребенок начинает ходить и говорить.

2. Преддошкольный возраст (1-3 года): предметно-орудийная деятельность, в ходе которой осуществляется овладение действий с предметами. Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов. Обогащение эмоциональной сферы, развитие речи. Заканчивается обретением ребенком самостоятельности, он начинает воспринимать себя как отдельная личность («Я сам!»). Кризис 3-х лет.

3. Дошкольный возраст (3-6 лет): ролевая игра, ориентация в самых общих смыслах; не характеризуется кризисами; происходит интенсивного накопление социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру.

  • младший дошкольный возраст (3-4 лет),
  • средний дошкольный возраст (4-5 лет),
  • старший дошкольный возраст (5-6 лет).

4. Младший школьный возраст (дев. 6-11, мальч. 6-12 лет): гендерные различия, физиологическое созревание, интенсивное формирование познавательных сил ребенка. Происходит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур коры головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду. Но при этом рекомендуется использовать элементы игры в условиях знаний; продолжается накопление интеллектуальных сил ребенка. Это время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству.

Кризис начала учебы – кризис 7 лет (переход от игровой деятельности к учебной). Кризис проявляется в нежелании идти в школу, и связан с тем, что ведущим видом деятельности еще остается игровой, а в школе от ребенка требуют учиться. Основная трудность – готов ли ребенок к системному труду.

5. Средний школьный возраст (подростковый) (дев. 11-15, мальч. 12-16 лет): гендерные различия; характерен кризис подростка. Новый качественный этап в становлении человека. Происходит становление личности, половое созревание, личное самосознание, сознательное проявление индивидуальности.

6. Старший школьный возраст (юношеский) (дев.15-18(20), мальч.16-18(21) лет): период завершения физического и психологического созревания, формирование социальной готовности к труду, чувство гражданской ответственности. Кризис самоопределения.

7. Зрелость (1 период – 21-35 лет, 2 период – 35-60 лет): период зрелости разделяют на ряд стадий и кризисов: 1.стадия ранней зрелости или молодости (20-23 года до 30-35 лет) соответствует вступление человека в интенсивную и профессиональную деятельность, период становления, самоутверждения себя. Вторая стадия длится от 30-35 лет до 60 лет.

8. Пенсионный период (60-75 лет).

9. Старческий период (75-90 лет).

10. Долгожители (90 и >).

Каждый возрастной этап завершается кризисом. Кризис развития – переходный период от одного этапа к другому, обострение противоречий. Характеристики кризиса: непослушность, раздражимость, упрямство, стремление к самостоятельности, повышение конфликтности. Каждый период несет новообразование.

Достоинства педагогической периодизации: учитывается половое различие (особенности пола), рассматривается весь жизненный цикл, в основу входят стадии психического и физического развития с одной стороны и условия, в которых протекает обучение – с другой; рассматривают особенности развития на каждом этапе в общении, обучении, игре, подражании и.т.д.

Психологические периоды развития личности обусловлены различием в мышлении, памяти, воображении и т.д. В психологии различают сенситивные периоды – наиболее благоприятные для развития тех или иных функций (наиболее чувствительные для формирования тех или иных черт характера). В педагогике периодизация становления личности связана с особенностями процессов воспитания, задачами и методами педагогики.

Периодизация по Выготскому (по ведущей деятельности):

  • младенчество (0-1 год) – непосредственное эмоциональное общение со взрослыми, формирование сенсорно-моторных, манипулятивных действий.
  • раннее детство (1-3) – предметно-орудийная деятельность, в ходе кт. осуществляется деятельность овладения действий с предметами.
  • дошкольники (3-7) – ролевая игра, ориентация в самых общих смыслах.
  • младшие школьники (7-12) – интенсивное формирование познавательных сил ребенка.
  • подростки (12-15) – общение, построение интимно-личностных отношений.
  • старшие подростки (15-17) – учебно-профессиональная деятельность.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера. Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности?

Первая точка зрения – массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении. Убедительно эту мысль выразил Г. Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразовываться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали результаты общего образования. Только это преобразование души составляет воспитание».

Отечественная педагогика: воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход – организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения осуществляется с учетом индивидуальности учащихся, учебная деятельность обеспечивается на уровне потенциального возможностей для ученика. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся, своеобразия их личности. Хорошее знание индивидуально-психологических особенностей школьника поможет найти наиболее целесообразные и эффективные методы, приемы и формы воспитательного воздействия на него. Учителю и воспитателю необходимо овладеть умением изучать школьников, видеть не серую, однородную ученическую массу, а коллектив, в котором каждый представляет собой нечто особое, индивидуальное, своеобразное. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, составляют учебное расписание, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов, и учебного материала в каждом предмете, обусловливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Источник