Советы родителям по математическому развитию ребенка

Советы родителям по математическому развитию ребенка thumbnail

Рекомендации родителям

по математическому развитию детей дошкольного возраста

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

М.В. Ломоносов

Развивать математические представления у ребенка нужно начинать как можно раньше. Это связано с началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Усилие нужно направить, прежде всего на развитие интереса к процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Математика должна войти в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Принудительное обучение бесполезно.

Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза и желание узнать «ещё и ещё».

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только и не столько в детском саду, сколько из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего мира. Играйте с ребенком по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке, в магазине и т.д.

Маленькие секреты

  • Выполнение задания должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

  • Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда ребенок не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра – дело добровольное!

  • Обращайте внимание детей на форму разных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, стол квадратный, часы овальные. Для старших спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Спросите, чего у них по два (две руки, два уха, два локтя и т.д.) и чего по одному.

  • Поставьте чашки и спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 5 человек. Принесли домой фрукты, спросите чего больше? Что нужно сделать, чтобы их стало поровну?

  • По дороге в детский сад рассматривайте деревья (выше – ниже, толще – тоньше). Рисует ваш ребенок, спросите его о длине карандашей, чтобы ребенок в жизни и быту употреблял такие слова как длинный – короткий, узкий -широкий, высокий – низкий, толще – тоньше.

  • Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца длинные уши, короткий хвост у коровы 4 ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте по величине.

  • Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни (номер дома, квартиры, машины, страницы книг). Предложите Ребенку рассмотреть цифры на телефоне. Назовите их сначала в прямом, а потом в обратном порядке. Попросите отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра на телефоне.

  • Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Называйте день недели, спрашивайте какой день был вчера, какой будет завтра. Называйте текущий месяц.

  • Поиграйте в игру «Найди игрушку». Ребенок ищет, найдя говорит где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в» и др.

  • Обратите внимание детей на часы в вашем доме. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается. Спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

  • Познакомьте детей с деньгами, монетками, чтобы ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей.

Так, в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Источник

Советы родителям по математическому развитию детей 3-4 лет.

  • Работу с малышами по формированию элементарных математических представлений

начинают проводить в 3-4 года. От того, успешно ли будет организовано первое

знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами, зависит

дальнейшее математическое развитие детей.

  • Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Запоминание

у них характеризуется непроизвольностью. Поэтому основное усилие должно быть

направлено на то, чтобы поддержать интерес к самому процессу познания. Важно привить

любовь к математике.

  • Брать знания по математике ребенок должен не только из занятий по математике в детском

саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира.

  • И в этом ему должны помочь родители. Мамы и папы, если вы заинтересованы в развитии

своего ребёнка, то здесь ваша помощь неоценима.

  • Знакомство с математикой следует начинать тогда, когда ребёнок не занят каким-либо

интересным делом. Предложите ему поиграть и не забывайте, что игра – дело добровольное!

По дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, играя,

знакомьте ребёнка с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов,

правильно ориентироваться в пространстве.

  • Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами,

подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном

числе.

  • Возьмите фрукты: яблоки и бананы. Спросите, чего больше? Что для этого нужно

сделать? Напоминаем, что это можно сделать без счета, путём по парного сопоставления.

  • Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому

элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому

элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько,

сколько блюдец; ножей столько, сколько вилок, и т. п.).

  • Играйте с ребёнком всегда и везде. Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло,

какой они формы, величины. Обращайте внимание детей на форму различных

предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть

квадратная, часы круглые. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной

предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.

  • Играет ваш ребенок с машинками, спросите какая машинка больше. Построил из кубиков

домики, спросите какой выше, ниже. По дороге в детский сад или домой рассматривайте

деревья (выше – ниже, толще – тоньше)

  • Способствуйте обогащению чувственного опыта вашего ребенка. Создавайте условия

для сравнения доступных наблюдению объектов по величине. В общении с ребенком

показывайте различные параметры величины и относительность признаков. Обогащайте

словарь ваших деток. (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый,

тонкий) Показывайте образцы грамотной речи. (стул выше, чем стульчик; скамья шире,

чем скамеечка; ствол деревца тоньше ствола дерева и т. п.).

  • Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей.

  • Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это

внимание в повседневной жизни.

  • Играя, обращайте внимание ребёнка на то, что находится слева, справа от него, впереди –

сзади.

  • Побуждайте ребёнка использовать слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было

вчера и что будет завтра). Спрашивайте, какое сейчас время года. Называйте текущий месяц,

день недели. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три – ищи!»

– говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова

«на», «за», «между», «в».

  • Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко

многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и

развивая интерес к математике.

Источник

Советы родителям “Развитие математических способностей ребенка посредством игр”

Часто родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, считающий, пишущий малыш, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. Что же происходит? Оказывается, он не умеет думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления, у него недостаточно развиты внимание и память, зрительное, слуховое восприятие.

Нужно помнить, что умственное развитие ребенка – это не только получение определенной суммы знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности. Лишь тогда малыш научиться самостоятельно усваивать знания и станет творчески мыслящим человеком. А для этого необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие ребенка и взрослого.

Всем известно, что обучение наиболее продуктивно, если оно сочетается с игровой деятельностью.

Так, например, используя математический коврик можно научить детей:

· Различать и называть геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник;

· Отсчитывать определенное количество предметов по образцу, названному числу;

· Находить ошибку, если количество предметов не соответствует числу, записанному цифрой, стоящей рядом;

· Находить предмет такой же формы;

· Находить заданную цифру и дальнейший отсчет вести от числа, которое оно обозначает.

Кроме того, коврик можно использовать во многих настольно-печатных играх, таких как «Найди свой домик», «Исправь ошибку», «Столько же», «Считай, не ошибись», «Что изменилось?».

Играть с детьми можно в течение всего дня. Занимаясь работой на кухне, вы можете предложить ребенку следующие игры:

· «Найди предмет квадратной (круглой, овальной, треугольной) формы».

· «Назови, какого цвета».

· «Выложи из спичек …».

· «Найди овощи и посчитай, сколько их».

· «Измерь, сколько литров воды в кастрюле».

· «Сравни, какая емкость больше».

· «Определи, в какой кастрюле можно сварить 5 литров супа?» (дается 3 кастрюли).

· «Разрежь буханку хлеба пополам».

· «Назови крупу, которая имеет круглую (овальную) форму».

· «Что где?» (под столом, над столом, перед столом, за столом, что слева, справа, где окно и т.д.)

· «Назови соседей числа 5 (7,9,10,6,4,8)

· «Назови предыдущее и последующее число числа 7 (5,8,6,3,9).

· «Какого овоща не стало?».

· «Разложи сколько ложек (вилок), сколько членов семьи».

По дороге в детский сад и из детского сада можно поиграть в следующие игры:

· «Назови, какого цвета дома на нашей улице».

· «Назови форму стен (крыш) домов, чем они похожи и чем отличаются».

· «Высокий – низкий».

· «Широкий – узкий» (тротуар, дорога).

· «Высокие – низкие» (деревья, кустарники).

· «Толстые – тонкие» (деревья, ветки).

· «Длинные – короткие» (улицы, остановки).

· «Найди и покажи» (1,2,3,4,5,6,9-этажные дома).

· «Что где находится» (между, около, справа, слева).

· «Посчитай до 10 и обратно».

· «Посчитай двойками до 20».

· «Посчитай пятерками до 100».

В свободное время для совместной деятельности можно предложить следующие игры:

· Решение кроссвордов.

· «Закончи ряд».

· «Какая цифра пропущена?»

· «Танграм».

· «Математическое лото».

· «Найди и назови отличия».

· «Найди лишний».

· «Найди замочную скважину».

· «Сложи картинку из сказки», «Что находится справа, слева, вверху, внизу, в центре».

· «Головоломки».

· Работа на листе бумаги в клетку.

Если ребенок не смог выполнить задание (ошибся или запутался), не спешите двигаться дальше, пусть малыш попробует сделать это еще раз.

Обучая ребенка счету предметов, не забывайте, что на первых порах он будет помогать себе движением руки – ребенок произносит число (один, два, три и т.д.) и указывает рукой на предмет. Постепенно у него вырабатывается умение считать предметы «на глаз». При этом ребенок должен понимать, что ответ на вопрос «сколько?» дает последнее число, названное при счете предметов. Напоминайте, что при счете предметов нельзя пропускать предмет и называть один предмет дважды.

При работе с порядковыми числительными нужно, чтобы ребенок понял: порядковый номер предмета (первый, второй, третий и т.д.) зависит от направления, в котором производится счет.

При ознакомлении с новым числом необходимо обращать внимание ребенка на то, что оно получено прибавлением единицы к предыдущему числу.

Выполняя с детьми интересные задание, вы лучше узнаете своих детей, поможете развить их способности, увлекательно проведете время, общаясь со своими любознательными непоседами.

Организуя игру с детьми, помните:

1. Необходимо объяснить ребенку правила игры.

2. Будьте терпеливы, не торопите ребенка.

3. Если ребенок затрудняется, помогите ему, но не делайте за него сами.

4. Не давайте детям сразу очень сложных игр. Это может снизить интерес к игре.

5. Играя с детьми, постепенно усложняйте условия игры.

6. В совместной игре с ребенком будьте партнером.

7. Поддерживайте интерес ребенка к игре.

8. Чтобы заинтересовать ребенка игрой, старайтесь создать для этого игровую проблемную ситуацию (например, отмерь три стакана риса для каши, налей в кастрюлю 5 литров воды для борща, измеряя пол-литровыми банками).

9. Приучайте ребенка убирать игровой материал на место.

Источник

Рекомендации для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей в домашних условиях.

Уважаемые родители, обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. В младшем возрасте все обучение сводится к играм, наблюдениям, стишкам и песенкам. В младшем возрасте ребенок учится определять разное количество предметов словами «один» или «много».

Наша цель сформировать у ребенка понятие о числах. Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 2 лет могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

В процессе освоения детьми окружающего мира и приобретении знаний одним из главных направлений познания является математика. Это определяется необходимостью развития мышления и интеллектуального уровня ребенка, ежедневным использованием математики в быту, подготовкой к обучению в школе.

Детская память избирательна. Они запоминают лишь ту информацию, которая вызывает у них эмоциональный отклик. Как бы взрослый не настаивал, ребенок, вряд ли запомнит что-то неинтересное и скучное. Поэтому, чтобы обучение математике не стало скучным занятием для ребенка необходим творческий подход.

Вот несколько рекомендаций для вас, родители, в повседневной жизни:

Элементы игровых или обучающих заданий можно включать в беседу по дороге в детский сад, дома на кухне, когда одеваетесь на прогулку, на самой прогулке и т. д.

В жизни нас окружает множество предметов, с помощью которых, детям будет просто и интересно усваивать, закреплять понятия. Например, за ужином, стоит обратить внимание детей на форму окружающих предметов, их количество: тарелки круглые, тарелок четыре, скатерть прямоугольная, часы круглые и т.д.

После изучения формы предметов предложить задания, например: какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет, найди предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.

Расставляя на столе посуду можно спросить: «Сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут ужинать 2 человека(мама сынок)?». Задать вопросы о положении предметов, например: «С какой стороны относительно тарелки лежит ложка (вилка)?».

Когда есть фрукты на столе можно отрабатывать понятия количество и счет. Например, спросить ребенка чего больше: яблок или груш? (Одно яблоко – много груш)

Нужно стремиться, чтобы ребенок в повседневной жизни употреблял слова, характеризующие параметры величины предмета: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий.

На прогулке или по дороге в детский сад следует обращать внимание детей на размеры деревьев, задавать вопросы о том, какое из них выше (ниже), толще (тоньше); на дома, какие из них выше, какие ниже, какие короче, какие длиннее; на дорогу, тротуар, что уже, что шире. Наблюдаем за машинами сколько «много» или «одна», прогулки по лесу где «много деревьев» или «одна елка» и т.д.

Во время чтения художественной литературы родителям следует обращать внимание детей на характерные особенности животных, связывая их с элементарными математическими представлениями детей.

Например: у жирафа длинная шея, у зайца короткий хвост; у вороны две лапки; у козы рога меньше, чем у оленя.

Использование художественной литературы с математическим содержанием, например сказка «Репка». На материале сказки формируется количественные представления один, много, два, три персонажа.

Заучивание стишков:

Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки – Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

Игры и упражнения с пальчиками – пальчиковый счет является наиболее ранним счетом в развитии человека. В связи с этим на начальном этапе формирования представлений о количестве рекомендуется использовать игры с пальчиками, пробуждающие у детей интерес к действиям, имеющим математическое содержание. Эти действия сопровождаются проговариванием потешек, которые отражают содержание действий.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять.

Многие специалисты, анализируя современную ситуацию состояния обучения дошкольников, приходят к выводу о необходимости организации процесса познания в играх. Очевидные плюсы использования игры в обучении – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе является немаловажным элементом повышения продуктивности обучения, но так же с ее помощью активно развиваются внимание, память, мышление, воображение ребенка. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Играя, дети действуют на пределе сил преодоления трудности, при этом столь высокий уровень активности достигается ими добровольно, без принуждения, что объясняется повышенным уровнем мотивации к нахождению решения поставленной задачи. Высокая степень активности, эмоциональная окрашенность игры способствуют и высокой степени вовлеченности участников. Всем этим и объясняется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

В процессе формирования элементарных математических представлений уместно использовать дидактические игры, которые включаются в качестве учебного задания или упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования математических представлений.

В формировании у детей математических представлений уместно использовать занимательные по форме и разнообразные по содержанию дидактические игровые упражнения. Их отличие от стандартных учебных заданий и упражнений заключается в необычности постановки задачи (найти, догадаться), неожиданности преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя.

Не смотря на все многообразие игр, центральной задачей должно быть развитие логического мышления, умение устанавливать простейшие закономерности, например: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Рекомендуем ВАМ некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам»

Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, количество : одно(колесо, вагончик),два, много.

Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса – к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Вопросы в процессе игры: какой формы колеса, вагончик; какого цвета; сколько … ? (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

2. Математическая игра «Составь цветок»

Цель игры: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными или круглыми лепестками. Таким образом, можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

3. Игра- упражнение «Назови похожий предмет»

Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

4. «Собери бусы»

Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.

Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги, любые другие предметы.

Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд – дострой дорожку “правильными кирпичиками”):

5. Математическая игра «Что стоит у нас в квартире»

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль

развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

Таким образом, в непосредственной обстановке, уделив немного времени, родители могут отработать с ребенком многие математические понятия, способствовать их лучшему усвоению, поддержать и развивать интерес к математике. Играйте с ребенком с удовольствием!

Источник