Советы по развитию ребенка до года
Когда в доме появляется малыш, дом наполняется не только счастьем и радостью, но и некоторой тревогой — что делать с этим маленьким чудом, как не навредить, почему он плачет и что с этим делать. Данная статья как раз для того, чтобы снять это напряжение и тревогу и рассказать, что происходит с малышом, и как его воспитывать в первый год жизни.
Первые три месяца жизни — адаптация
Итак, счастливые родители держат в руках маленькое существо, которое не умеет ещё говорить, держать голову, есть, управлять своими конечностями и т. д. Что с ним делать?
Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вы не можете управлять своим телом, находитесь в абсолютно незнакомом вам месте, яркий свет режет глаза, и если вы хотите есть, то это чувство переживается настолько ярко, что вам кажется, если этого не произойдёт, то вы умрёте. А самое главное — вы не можете об этом сказать, единственный способ донести это до окружающих — крик.
Примерно это испытывает малыш в первые дни после рождения. Его чувства полярны: либо это неописуемый ужас и страх, либо наслаждение и любовь. Что могло бы вас успокоить в подобной ситуации? Конечно, близость родного человека: стук сердца, который вы слышали 9 месяцев, дыхание и голос, который был для вас всем. В первую очередь малыш хочет снова ощутить безопасность в этом новом для него мире. Нужно помочь ему приспособиться, научиться жить здесь, не испытывая постоянный стресс. Первые три месяца жизни ещё именуют периодом донашивания, поэтому ребёнка часто успокаивает, когда он лежит на маме, только уже не в животе, а снаружи.
Почему малыш плачет
Самым сложным в первые дни является понять, почему малыш плачет. Ответ на этот вопрос приближает нас к пониманию, как ему помочь.
Итак, у плача малыша может быть ряд причин, назовём самые распространённые:
1. Он хочет есть;
2. У него болит живот;
3. Он испытывает дискомфорт (мокрые пелёнки, холодно, жарко и т. п);
4. Ему хочется внимания;
5. Примерно с четырёх месяцев появляется ещё одна причина — у него режутся зубы!
В целом все эти причины говорят о том, что ему нужно внимание и забота. В первый год жизни взрослые дают малышу ответы на вопросы: «Безопасен ли этот мир?», и, самое главное, «Рады ли мне здесь?». Согласно теории Эрика Эриксона, в первый год жизни у ребёнка развивается доверие или недоверие к миру. То, как будут о нём заботиться, и будет ответом на эти вопросы.
Если малыш плачет, значит, его что-то беспокоит, и ему обязательно нужно уделить внимание: взять его на ручки, походить с ним, постараться понять, чего он хочет. Важно не паниковать, если малыш не успокаивается, и ни в коем случае не бросать его одного в этом состоянии только от того, что вы чувствуете свою беспомощность.
Не переживайте; первым делом попробуйте накормить, в первые месяцы ребёнок плачет из-за голода. Если не хочет, значит, у него болит животик, и здесь вы можете сделать ему массаж, поприжимать ножки коленями к животику; погладить животик по часовой стрелке. Может быть ему что-то доставляет неудобство: мокрые ползунки или неудобная одежда. Ничего не помогает? Берите на руки и ходите, пойте, качайте, главное — делайте это с любовью, а не с чувством «ну когда же ты замолчишь». Дети очень хорошо считывают эмоции, и часто причиной расстройства малыша является плохое состояние мамы.
До тех пор, пока ребенок находится на грудном вскармливании, его здоровье и состояние полностью зависит от питания мамы. Питание мамы — здоровье малыша! Соблюдая диету, особенно в первый месяц жизни чада, мама уменьшает вероятность расстройства его пищеварения. В любом случае нужно понимать, что «животики» длятся около месяца, зубы тоже режутся не вечность; через пару месяцев вы и не вспомните, как это было.
Не манипулирует ли ребенок
Многих волнует вопрос: если удовлетворять потребности ребенка по первому требованию, не будет ли он всегда манипулировать взрослыми?
Если бы вы физически не могли встать и принести себе воды, испытывая жажду, вы бы попросили того, кто рядом? Дети не умеют манипулировать, они просто ищут любой способ удовлетворить свои потребности, которые в первый год жизни сведены к еде и безопасности и являются жизненно необходимыми. Странно полагать, что ребёнку просто нравится наблюдать, как вокруг него бегают взрослые. Если ребёнок не успокаивается, мы либо не угадываем его нужду, либо это за пределами наших возможностей, и нам нужно просто побыть рядом с ребёнком в этом состоянии, разделить его с ним.
Раньше бытовало мнение, что не нужно бежать к грудничку по первому зову, «поорёт и успокоится». На самом деле даже животные так не поступают со своими детёнышами, а в первые месяцы жизни человеческий детёныш ещё более уязвим и нуждается в ещё большей защите и заботе. Если из раза в раз не приходить к ребенку на его крик, у него сформируется недоверие к миру, к близким, и велика вероятность того, что и он будет транслировать к нуждам других безразличие. Помимо этого, стресс, который испытывает ребёнок, может уйти в психосоматику, тормозить умственное развитие, а недоверие перейти в агрессию к недружелюбному окружающему миру.
Развитие психики и интеллекта в первый год
В период от 0 до года основное, что развивает психику ребенка, — эмоционально-личностное, или интимно-личностное, общение со значимыми взрослыми. Точнее, тот, кто заботится в этот период о ребёнке, и становится его значимым взрослым, то есть тем, с кем он ощущает себя в безопасности и кого считает своим.
В первый год жизни ребёнку нужно давать обратную связь именно в эмоциях и тактильных ощущениях, так как слов он не понимает. Поэтому любые слова при разговоре с малышом мы интуитивно раскрашиваем более яркой интонацией и выражаем в прикосновениях к нему: поглаживаем, носим на руках, целуем, обнимаем. Также для малыша в этом возрасте важно видеть глаза взрослого.
Важно подчеркнуть, что эмоции и тактильные ощущения для малыша в этом возрасте — не прихоть, а необходимость! Без этого у ребёнка развивается умственная отсталость. Помимо многочисленных экспериментов, доказательство этому — дети из детских домов, у которых нет возможности в первые годы жизни постоянно общаться со взрослыми. Восполнить этот пробел практически невозможно.
Мама устала
Если мама находится в подавленном, измотанном, уставшем состоянии, то ей обязательно нужно отдохнуть и восстановиться. Малыш требует много внимания, но если научиться понимать его, то общение превращается в радость. Когда мама находится в хорошем настроении и состоянии, оно обязательно передаётся ребёнку, с ним становится очень просто и легко, ведь, если вдуматься, нужно его лишь кормить, целовать и держать на руках.
Часто стрессом для мамы является тот факт, что она больше не принадлежит себе, что не может заниматься своими делами в привычном режиме. Однако, с другой стороны, забота о маленьком — это колоссальный опыт, который раскрывает не только в маме, но и в обоих родителях новые важные альтруистичные качества. Кроме того, год — это очень короткий период по сравнению с целой жизнью, и уже к двум годам малыш будет более автономным, если уделить ему должное внимание в самом начале.
Итак, мы выяснили, что:
1. В первый год ребёнок ищет ответы на вопросы «Рады ли мне тут?» и «Заслуживает ли этот мир моего доверия?»
2. Первые три месяца жизни — период донашивания и адаптации к жизни вне мамы, но рядом с ней.
3. Питание мамы — здоровье малыша! Чем легче для переваривания пища у мамы, тем проще справляться ребенку.
4. От 0 до года приходим на помощь по первому зову.
5. Малыш не умеет манипулировать, он просто выживает.
6. Эмоции и близость — залог успешного развития психики и интеллекта ребенка.
7. Если мама устала, ей нужно отдохнуть.
От 0 до 3 лет ребенок стремительно развивается, и здесь важно отметить, что стратегия поведения родителей должна меняться в зависимости от его роста и развития. Что подходит для младенца, не подходит для годовалого и уж тем более для трёхлетнего. И это мы разберём в следующей статье. А пока, главное, что нам нужно для воспитания малыша в первый год жизни — это любовь, внимание и забота.
Источник
На чтение 9 мин. Обновлено 27.12.2017
Когда семья вырастает на одного человека, всё в ней меняется. Время начинает течь по-иному и подчиняться новым требованиям. Первый год жизни ребёнка его родители привыкают к новому статусу, изучают вопросы, которые раньше их не волновали, находятся в постоянном самосовершенствовании.
Развития ребенка по месяцам от 0 до года
Вопрос воспитания и развития ребенка до года выходит на первый план.
Новорожденный ребенок – новый член семьи. Пора приступать к воспитанию
Месяц первый
Заниматься ребёнком необходимо с первых же дней его жизни. До года закладывается фундамент его дальнейшего развития. Как бы ни казалось, что малыш ещё ничего не понимает и не воспринимает, это не так. Уже с первых дней кроха реагирует на звуки, различает тон разговора, мелодичность речи, отличает свет от темноты, по запаху чувствует присутствие мамы поблизости, чувствует прикосновения.
У ребёнка развиты безусловные врождённые рефлексы, например, он ищет мамину грудь и сосёт её, вздрагивает от резких звуков, шагает ножками, если держать его над поверхностью вертикально, хватается ручками, и еще около семидесяти различных рефлексов. Малыш не настолько не приспособлен, как кажется.
Малыш в 1 месяц уже узнает маму
В данный период правильно будет развивать и воспитывать детей несложными методами. Развивать цветовое зрение, располагая яркие контрастные мобили, погремушки-гирлянды на расстоянии 30 см от глаз малыша. Учить фиксировать взгляд, двигая яркой погремушкой перед глазами малыша до расстояния около 20 см, а затем, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещая её в стороны, вверх и вниз. Развивать слух малыша, ласково с ним разговаривая, включая музыку, гремя мелодичными погремушками.
Необходимо носить ребёнка на руках, устраивать ему экскурсии по квартире, рассказывать обо всём вокруг.
Второй месяц
Ребёнку на протяжении всего первого года жизни важен физический контакт. Ощущение близости, защищённости. Нужно носить кроху на руках, делать ему массаж, как можно чаще улыбаться ему и стараться вызвать его улыбку.
На втором месяце жизни важно продолжать развивать у детей зрение и слух. Предметы для изучения располагают уже на расстоянии 30-50 см от глаз малыша. Звуки для изучения становятся разнообразнее.
В два месяца для ребенка самое важное – физический контакт с родителями
Важно развивать тактильную чувствительность, давая ребёнку материалы, игрушки различных фактур.
Для развития умения держать головку перед малышом, лежащим на ровной поверхности, перемещают какой-то яркий предмет, катают шарик. Малыш будет следить за ним, напрягать мышцы шеи.
Третий месяц
Ребёнок на третьем месяце умеет смеяться, гулить, проявлять эмоции. Ему важно внимание окружающих. Маме, папе, бабушкам нужно брать его на руки, разговаривать с ним, рассказывать о том, что вокруг происходит, читать книги.
В этом возрасте с ребёнком можно играть погремушками, воздушными шарами. Колокольчиками, бубенчиками… всем, до чего ребенок захочет дотянуться и ощутить неповторимость предмета. Необходимо помогать ребёнку познавать разнообразие окружающего мира.
Малыш в 3 месяца хорошо держит голову и реагирует на игрушки
В этом возрасте дети уж копируют мироощущение родителей. Если мама со страхом воспринимает что-либо, малыш тоже будет тревожен.
Чтобы воспитать малыша смелым и уверенным, необходимо проявлять больше позитивных эмоций, чаще улыбаться ребёнку.
Четвёртый месяц
В этот период малыш уже уверенно держит головку, активно жестикулирует руками и ногами, изучает их, переворачивается. Теперь ребёнок уже смотрит на предметы, а не просто видит их. Он различает голоса, звуки. Чувствует потребность в маме не только для изучения её самой, но и всего вокруг.
Нужно следить за режимом дня ребёнка, корректировать его по необходимости. В три-четыре месяца у ребёнка в среднем должно быть около 15 часов сна. 10 ночью и остальное распределено на три дневных сна.
Малыш в 4 месяца сам переворачивается и пробует двигаться
Если родители приняли решение, что малыш должен спать только в своей кровати, то уже в этом возрасте необходимо укладывать его на каждый сон только туда, воспитывать дисциплину не только у ребёнка, но и у себя.
Месяц пятый
Малыш уже не просто гулит и агукает, а произносит различимые звуки. Он может видя игрушку, дотянуться до неё. Может уверенно удерживать её. У ребёнка появляются любимые игрушки. Все вещи он пытается воспринимать тактильно и на вкус. Малыш уже хорошо окреп: приподнимается на руках, тянет ноги в рот, встаёт на четвереньки.
Малыш в 5 месяцев тянет ноги в рот и пробует вставать на четвереньки
Важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с малышом.
Носить на руках, разговаривать с ним, отвечать на его реплики, улыбаться ему. Воспитывать в ребёнке чувство ритма, пританцовывая под музыку с ним на руках, сопровождать счётом массаж и гимнастику.
Шестой месяц
Ребёнок в этом возрасте уже может держать игрушки в двух руках, перекладывать их, правильно выбирать требующуюся. У него получается бросать игрушки, а это для него сложнее, чем брать их. Сидит и пытается ползать.
Малыш в 6 месяцев уже хорошо сидит
Детей первого года нужно хвалить за достижения, словами и действиями. Гладить детей по голове, аплодировать им.
Ребёнку доставляет радость, что им довольны. Свои эмоции эмоции малыш проявляет, как умеет, так, чтобы выявит своё желание чего-то он может капризничать и плакать. Малыш не манипулирует родителями, а просто не умеет по-другому сообщать о своих потребностях или недовольстве. Чтобы в последствии не вырастить малыша капризным и эгоистичным, необходимо пытаться понять его потребности, и не ждать истерик и надрывного плача.
Месяц седьмой
У ребёнка формируется новый режим. Родители должны быть внимательны к крохе и помочь ему адаптироваться в этом. Малыш спит 13-14 часов в сутки. 10 часов ночью и два дневных сна по 1,5 или 2 часа. Нужно помогать ребёнку развивать речь, повторяя слова по несколько раз, показывая на предметы называть их.
Малыш в 7 месяцев уверенно ползает
Эмоциональная привязанность детей становится заметной. Малыш может расплакаться не только из чувства голода, но и от чувства тревоги, страха, незащищённости без мамы.
Ребёнок различает тон, с которым с ним разговаривают, необходимо использовать это для воспитания малыша, разговаривая с ним ласково или строго.
Восьмой месяц
Малыш уже умеет правильно сортировать игрушки по цветам или размерам. Умеет совершать с ними различные манипуляции: бросать, трясти, складывать, открывать. Кроха улыбается своему отражению. Умеет садиться и вставать у опоры.
Малыш в 8 месяцев понимает назначение предметов
Нужно продолжать помогать ребёнку развиваться. Следует описывать действия, которые происходят, предметы, которые в этом участвуют. Разговаривая, не стоит искажать слова по-детски, их нужно произносить правильно. Нужно выслушивать лепет ребёнка и отвечать ему, чтоб малыш понимал, как происходит общение.
Самое главное, стоит почаще говорить малышу о своей любви и о том, какое счастье, что он такой, какой он есть.
Девятый месяц
Малыш осознанно произносит первые слова, пытается делать первые шаги. Ему стали особенно интересны все мелочи, окружающие его. Он встаёт везде, где есть опора. Взрослым необходимо быть особенно внимательными к своему чаду и к тому, что вызывает его интерес.
Малыш в 9 месяцев понимает речь и передвигается с опорой
Нужно продолжать поддерживать в ребёнке интерес к развитию, к познанию до года и далее. Все игры и игрушки детей являются объектом познания. А вещи и предметы из обихода взрослых интересны вдвойне. Не запрещайте ребёнку их изучать, а объясняйте, как они устроены, как работают.
Десятый месяц
Ребёнок понимает многое о чём с ним говорят. С увлечённостью играет в игры «Ку-ку», «сорока-ворона», «ладушки». Радуется, когда его хвалят. У ребёнка уже довольно хорошо развита координация и он может добраться практически до всего, что его интересует, ползая, вставая, двигая какие-либо предметы. Мама для этого ребёнку уже не нужна.
Малыш в 10 месяцев самостоятельно находит себе игру
Нужно дать ему простор для движения и самореализации, воспитывая в малыше самостоятельность и уверенность в себе, при этом постоянно держа под контролем его передвижения.
Месяц одиннадцатый
Малыш понимает и выполняет простые просьбы: дай погремушку, принеси мяч, открой коробочку, сядь здесь… Нужно хвалить ребёнка за выполненные действия, всё время подбадривать его. Не стоит ругать, когда что-то не получается.
Малыш 11 месяцев начинает ходить
В этом возрасте необходимо уже создавать условия для общения ребёнка с другими детьми. Нужно учить его простейшим навыкам коммуникации, объяснять, что не стоит бояться посторонних.
Двенадцатый месяц. Ребёнку год!
Ребёнок одного года понимает «нельзя» и «можно», различает не только интонации, но и слова. Он умеет разговаривать на своём языке. Близкие умеют его понимать, посторонние нет. К посторонним дети одного года относятся настороженно. Игры ребёнка становятся совсем разнообразными и познавательными: он уже умеет собирать пирамидку, разбирать машинку, копаться в песке.
Для детей любого возраста главное – любовь родителей
С ребёнком по-прежнему необходимо много заниматься, вовлекая в его развитие и воспитание игры, например, пирамидки и кубики развивают моторику, матрёшки, сортёры и разнообразные коробочки воспитывают познавательные способности, машинки, каталки совершенствуют координацию движений.
Самое важное в воспитании и развитии малыша в возрасте до года – это постоянный физический контакт с ним.
Приучение к питанию, установление режима дня, ежедневные прогулки, игры – все небольшие шаги в воспитании детей первого года должны быть сделаны с большой любовью.
Оставить комментарий
Источник
Ребёнок растёт, развивается, начинает ползать, ходить, говорить первые слова. В этом периоде детям нужно всё, что попало под внимание. Но слова «нет, нельзя, не трогай» не подвластны пониманию ребёнка.
фото familyclub.org.ua
С какого же возраста нужно воспитывать ребёнка?
Воспитывать ребёнка нужно начинать с рождения, когда происходит активное физическое развитие малыша. В раннем периоде развития нужно соблюдать режим питания и сна.
Воспитание ребёнка можно разделить на четыре этапа:
1. 0-3 месяцев.
2. 3-6 месяцев.
3. 6-9 месяцев.
4. До одного года.
Первый этап.
В это время формируется общение и восприятие внешнего мира у ребёнка. Малыш начинает держать головку, реагировать на свет и звуки, показывать первые недовольства при необходимости замены памперса, поэтому с первого дня нужно ухаживать за своим малышом.
Следует проводить каждодневные гигиенические процедуры, что ребёнок привыкал к чистоте. Выработанный режим дня, способствует хорошему развитию малыша.
Как привить ребёнку манеру разговаривать?
Прежде всего, нужно играть с ребёнком, разговаривать с ним, когда меняете памперс, меняете кофточку, при этом проговаривать ваши действия с улыбкой. Не следует изменять слова, как машинка – «бибика», так как это способствует развитию неправильной речи.
Самыми оптимальными игрушками для данного возраста являются: погремушки, бубенчики, карусели в кроватку, браслеты на ручку. Все игрушки должны быть яркими, чтобы привлекать внимание ребёнка.
Второй этап.
В этом периоде происходит активное развитие слуха, зрительного восприятия. Чтобы ребёнок лучше воспринимал речь, тогда нужно чаще включать музыку различных жанров, читать стихи, книжки. Показывая картинки различных животных, ребёнок уже будет немного различать их.
Для лучшего развития малыша, нужно играть с ним, разговаривать. Можно придумывать различные виды игр, которые будут развивать малыша. Всегда нужно улыбаться, что поможет лучше воспринимать полученную информацию. Не надо ребёнку навязывать игру или игрушку, так как малыш не сможет понять, почему ему дают то, что он совсем не хочет.
Какие игрушки предпочтительны для ребёнка в этом возрасте?
У некоторых малышей начинают прорезываться зубы, поэтому нужно приобрести все возможные средства, чтобы помочь ребёнку. Можно приобрести большие мягкие кубики с различными картинками, фигурки животных. Чтобы ребёнок учился различать каждую фигурку или картинку, нужно рассказывать, показывать и озвучивать каждую из них.
Ребёнок растёт и постепенно изучает собственное тело, поэтому при игре с малышом, нужно показывать и называть каждую часть тела.
Третий этап.
Этот этап отличается тем, что малыш значительно подрос: умеет ползать, стоять, поэтому всё становится интересным. Ребёнка следует развивать физически.
Нужно дать малышу свободно перемещаться и обезопасить это место, так малыш ещё неуверенно стоит или начинает самостоятельно передвигаться, он падает, следовательно, нужно по возможности скрыть острые углы, убрать все мелкие детали, химические вещества, медицинские препараты, бьющиеся предметы. На этом этапе можно ребёнка приучать к горшку, присаживать после сна или перед прогулкой. Это будет развивать привычку у малыша, и он сам постепенно будет садиться на горшок.
Ребёнка нужно приучать к чистоте, а именно мыть ручки до еды и после. Стоит объяснять что хорошо, а что плохо, чтобы формировать хорошие манеры поведения.
Из игрушек, ребёнку будет интересно играть с музыкальными игрушками, бизибордом (формирует мелкую моторику рук), ложками, пластиковыми ёмкостями. Очень интересно для малыша будет рассматривание книжек, где будут яркие и большие рисунки. В результате ребёнок развивается и учиться внимательности и усидчивости.
Четвёртый этап.
На этом этапе ребёнок самостоятельно ходит и активное общается как со взрослыми, так и с детьми. Не запрещайте ребёнку становиться на ножки возле удобной поверхности, иначе появится чувство, что становится на ножки запрещено.
Из игрушек можно ребёнку предложить машинки, кубики, заводные игрушки и многие другие.
Каждый родитель хочет воспитать ребёнка хорошим человеком. Но чтобы этого достичь, нужно приложить большие усилия с самого рождения крохи. Должны принимать участие обоих родителей. Малыш копирует поведение и повторяет слова родителей. Поэтому, прежде чем что-то требовать с ребёнка, начните с себя.
Источник